2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2

Содержание

Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 (объект 500)

Первая крупносерийная отечественная ЗСУ. Предназначалась для ПВО танковых и мотострелковых частей. Разработана в 1947 – 1955 годах. Принята на вооружение постановлением СМ СССР № 216-131 от 14 февраля 1955 года. Серийно производилась Омским заводом им. Октябрьской революции в 1955 – 1960 годах.

СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:
изготовлена на базе танка Т-54 с частичным сохранением узлов и агрегатов его ходовой части, силовой установки и трансмиссии. Корпус сварен из катаных броневых листов и состоит из трех отделений: управления, боевого и силового. Над боевым отделением расположена открытая сверху квадратная сварная башня. В башне на станке установлена 57-мм спаренная автоматическая пушка С-68, состоящая из двух пушек С-60 с длиной стволов 76,6 калибра. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осуществлялось электрогидравлическим приводом. Углы наведения: горизонтальный 360°, вертикальный -5°…+в5°. Максимальная дальность стрельбы: вертикальная-8800 м, горизонтальная 12000 м. Темп стрельбы из двух автоматов: 200-240 выстр./мин.

Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею из 4 установок. Эти машины не пользовались большой популярностью в войсках по причине свойственных им недостатков: низкого темпа стрельбы, ручного обойменного заряжания, невозможности ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем у батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9. С 60-х годов, по мере поступления в войска более современных ЗСУ “Шилка”, некоторое количество ЗСУ-57-2 было передано или продано за рубеж. Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. ЗСУ-57-2 принимали участие в боевых действиях на Ближнем Востоке, а также в ирано-иракской войне. По-видимому, последний раз ЗСУ этого типа использовались в бою в марте 1999 года в ходе отражения авианалетов НАТО на территории Югославии. В КНР была создана и запущена в серийное производство зенитная самоходная установка, представлявшая собой артиллерийскую часть ЗСУ-57-2, установленную на шасси китайского танка Тур 59. По состоянию на 1995 год ЗСУ-57-2 еще находились на вооружении в Венгрии, Вьетнаме, Египте, Ираке, Иране, КНДР, Кубе, Сирии, Финляндии и Югославии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗСУ-57-2

БОЕВАЯ МАССА, т: 28.
ЭКИПАЖ, чел.: 6.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 8480,
ширина – 3270,
высота (по тенту) – 2750,
клиренс – 425.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 спаренная автоматическая пушка С-68 калибра 57 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 300 выстрелов (из них в обоймах – 248).
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: автоматический зенитный прицел построительного типа.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 8-13.
ДВИГАТЕЛЬ: В-54, 12-цилиндровый, четырехтактный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения; .мощность 520 л.с. (382,7 кВт) при 2000 об/мин; рабочий объем 38 880 см3.
ТРАНСМИССИЯ: гитара, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная механическая коробка передач, два планетарных механизма поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре сдвоенных обрезиненных опорных катка на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 90 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 420.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 30;
ширина рва, м – 2,7;
высота стенки, м – 0,8;
глубина брода, м – 1,4.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 10РТ-26Э, переговорное устройство ТПУ-4-47.

Похожие главы из других книг:

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗСУ-37

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗСУ-37 Разработана в 1943 году. Выпускалась серийно с 1944 г. Состояла на вооружении Советской Армии. Использовалась в боях Великой Отечественной войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 12,2Численность экипажа, чел 6Габаритные размеры

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-2

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-2 Разработана в 1955 году. Выпущен опытный образец. На вооружении не состояла. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 13,6Численность экипажа, чел 5Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4 Разработана в 1955 году. Выпущена опытная партия. На вооружении не состояла. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 13,6Численность экипажа, чел 5Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-40А (ЗТПУ-2)

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-40А (ЗТПУ-2) Состояние принят на вооружение в 1951г.Разработчик КБ ГАЗИзготовитель . ГАЗПроизводство серия с 1951г.База . БТР-40Колесная формула 4×4Боевая масса, т . 5,6Длина, мм . 5000Ширина, мм 1900Высота, мм 2330Клиренс, мм 276Тип двигателя карбюратор

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-152А (ЗТПУ-2)

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-152А (ЗТПУ-2) Состояние на вооружении с 1951г.Разработчик КБ ЗИСИзготовитель ЗИСПроизводство серия 1950г.База ЗИС-151Колесная формула 6×6Боевая масса, т 8,6Длина, мм 6830Ширина, мм 2320Высота, мм . 2710Клиренс, мм 286Тип двигателя карбюратор ЗИС-123Максимальная

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4 (БТР-152)

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4 (БТР-152) Состояние изготовлена в 1955 г.Разработчик КБ ЗИЛИзготовитель . ЗИЛПроизводство опытный образецБаза ЗИС-151Колесная формула . 6×6Боевая масса, т 8,6Длина, мм 6830Ширина, мм 2320Высота, мм . 2710Клиренс, мм 286Тип двигателя . карбюратор ЗИС-123Максимальная

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-152Е ( ЗТПУ-2)

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-152Е ( ЗТПУ-2) Состояние серия с 1955 г.Разработчик КБ ЗИЛИзготовитель ЗИЛПроизводство . серияБаза ЗИЛ-157Колесная формула . 6×6Боевая масса, т 8,95Длина, мм 6830Ширина, мм 2320Высота, мм . . 2710Клиренс, мм . 295Тип двигателя карбюратор ЗИС-123ВМаксимальная мощность,

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4 Состояние создана в 1955 г.Разработчик КБ ЧТЗИзготовотель . ЧТЗПроизводство . опытная партияБаза БТР-50ПБоевая масса, т 13,6Длина, мм . 7070Ширина, мм 3140Высота, мм 2200Клиренс, мм . 370Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; 0,5Тип двигателя дизель

ШВЕДСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНООКА «ЛАНДСВЕРК-АНТИ» LVKV40

ШВЕДСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНООКА «ЛАНДСВЕРК-АНТИ» LVKV40 Разработана в 1940 году фирмой «Аандсверк». Выпускалась серийно с 1940 г. Состояла на вооружении армии Швеции. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 8Численность экипажа, чел

САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА СУ 600 «ТОР»

САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА СУ 600 «ТОР» Разработана в 1940 году фирмой «Рейнметалл». Выпускалась в 1941 году (всего выпущено 7 машин). Состояла на вооружении армии фашистской Германии. Использовалась в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 60Экипаж,

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-2 на БТР-152

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-2 на БТР-152 Разработана в 1950 году. Выпускалась серийно с 1950 г. Состояла на вооружении Советской Армии. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 8,6Численность экипажа и десанта, чел 10Габаритные размеры (длина х ширина х

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-2 НА БТР-40

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-2 НА БТР-40 Разработана в 1950 году. Выпускалась серийно с 1951 г. Состояла на вооружении Советской Армии. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 5,6Численность экипажа, чел 4Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .

Читать еще:  Опытный пистолет Герасименко ВАГ-73 (СССР)

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-4 (НА БТР-152)

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-4 (НА БТР-152) Разработана в 1955 году. Выпущен опытный образец. На вооружении не состояла. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 8,6Численность экипажа, чел 5Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .

АМЕРИКАНСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА М17

АМЕРИКАНСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА М17 Разработана в 1942 году. Выпускалась серийно с 1943 г. Состояла на вооружении армии США. Использовалась в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 9Численность экипажа, чел 5Габаритные размеры (длина

АМЕРИКАНСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА М10А1

АМЕРИКАНСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА М10А1 Разработана в 1943 году. Выпускалась серийно с 1944 г. Состояла на вооружении армии США. Использовалась в боях второй мировой войны и войны в Корее.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 18,5Численность экипажа, чел

Модификации [ править ]

Объект 510 [ править ]

На основании приказа Министерства транспортного машиностроения № 0013 от 8 февраля 1956 года в КБ завода № 174 совместно с заводом № 342 была разработана модификация ЗСУ-57-2, оборудованная индивидуальными плавсредствами. Руководителем проекта был А. Е. Сулин. Машине был присвоен индекс «Объект 510» [7] .

В 1956 году было изготовлено два опытных образца, которые прошли государственные испытания. В 1961 году «Объект 510» был принят на вооружение. Всего было изготовлено 6 серийных машин [7] .

«Объект 510» отличался от базового варианта установкой приспособления для навешивания стальных понтонов. Понтоны предназначались для форсирования водных преград как своим ходом, так и на буксире [7] .

Масса машины с понтонами составила 37,8 тонн. Запас плавучести — 40 %. При движении на воде использовались два гребных винта. Движение по воде допускалось при волнении до 5 баллов. Ширина водной преграды, преодолеваемой самостоятельно, составляла 50—60 км . Максимальная скорость на плаву составляла 12 км/ч . Максимальная скорость при буксировке не более 15 км/ч [7] .

Кроме того, при волнении моря до 2 баллов обеспечивалась стрельба по зенитным целям. Также была возможность перевозки десанта на плавсредстве до 40 человек, однако стрельба при этом была запрещена [7] .

Объект 520 [ править ]

К концу 1950-х годов, в связи с развитием реактивной авиации, максимальные скорости возросли до 1000—1200 км/ч , возросла маневренность. Поэтому для эффективного противодействия таким целям понадобились автоматизированные приводы наводки в сочетании с радиолокационными комплексами [7] .

В соответствии с постановлением СМ СССР № 416—211 от 17 апреля 1957 года в КБ Завода № 174 была проведена модернизация ЗСУ-57-2. Модернизация заключалась в установке 57-мм пушек СВ-68 «Березина» и малогабаритных радиооптических приборных комплексов автономного управления огнём «Десна». Руководителем проекта был назначен Г. В. Мазепа, а проект получил индекс «Объект 520» [7] .

В 1959 году были изготовлены 6 машин, которые прошли ПСИ, однако ЗСУ «Объект 520» на вооружение принята не была [7] .

57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2

Обобщение опыта Великой Отечественной войны показало, что средства войсковой ПВО в целом имеют довольно низкую эффективность. В основном это было вызвано двумя обстоятельствами: во-первых средств ПВО было мало (к примеру, в составе танковой бригады имелась лишь одна зенитно-пулеметная рота с 12,7-мм пулеметами ДШК), во-вторых они были укомплектованными буксируемыми 37-мм зенитными пушками 61-К или 25-мм 72-К, которые перед отражением налета ещё нужно было развернуть и изготовить к бою.

Исправить ситуацию могло принятие на вооружение зенитной самоходной установки способной вести огонь сходу, не отставая от танков на марше, при этом иметь достаточный калибр для эффективного поражения тяжелых бомбардировщиков противника.

Чертеж 57-мм зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2

История создания зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2

9 апреля 1947 г. было издано постановление № 935-288сс о создании новой 57-мм зенитной самоходной установки (ЗСУ), предназначенной для прикрытия действий мотострелковых и танковых частей. Проектирование и создание опытных образцов артиллерийской части ЗСУ возлагалось на Центральный научно-исследовательский институт артиллерийского вооружения под руководством конструктора артиллерийского вооружения В.Г. Грабина.

К ноябрю 1947 года был выполнен эскизный проект ЗСУ, однако из-за неготовности проекта артиллерийской части, дальнейшие работы по созданию установки в ОГК завода № 174 , были приостановлены. Тем временем, продолжались опытно-конструкторские работы по созданию артиллерийской части для новой ЗСУ. Было решено проектировать 57-мм спаренную зенитную артиллерийскую установку на основе узлов и механизмов 57-мм зенитной пушки С-60, созданной ЦННИАВ ещё в 1944 г.

В 1948 г. был собран опытный образец пушки С-68 (спаренная версия С-60) с электроприводом ЭСП-76, которая успешно прошла испытания.

Шасси установки ( «объект 500«) в целях унификации решили создавать на шасси уже освоенного промышленностью танка Т-54, однако укоротили её на 1 опорный каток (5 на Т-54 и 4 на ЗСУ-57-2). Объединить шасси и пушку оказалось задачей не из легких — только в 1950 г. был собран первый опытный экземпляр будущей ЗСУ-57, однако машина испытаний не прошла. Следующий этап испытаний отодвинулся аж на 1954 год, но ЗСУ вновь была забракована.

Открытая башня 57-мм зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2

Только в декабре 1954 г. вновь доработанный образец установки был рекомендован к серийному производству. Постановлением № 22-131сс от 14 февраля 1955 г. ЗСУ с заводским индексом «объект 500» была принята на вооружение под названием 57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2.

Конструкция зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2

Корпус ЗСУ-57-2 сварной, из броневых листов толщиной 8-13 мм. В отделении управления размещалось рабочее место механика-водителя. Вращающаяся башня сварного типа располагалась в центральной части корпуса на шариковой опоре. Задний броневой лист был съемный.

В походном положении башня могла накрываться брезентовым тентом. В башне монтировалась 57-мм спаренная автоматическая пушка С-68 и располагались рабочие места членов экипажа: впереди слева — заряжающего левого орудия, за ним в центре башни — наводчика, справа от наводчика располагался установщик прицела, впереди справа — заряжающий правого орудия, сзади в центре башни — рабочее место командира ЗСУ. Кроме этого в башне монтировалась радиостанция. РЛС у ЗСУ-57 не было.

На кормовом листе башни крепился гильзосборник. Работа автоматика пушки была основана на принципе использования энергии отката при коротком ходе ствола. В качестве боеприпасов применялись 57 мм унитарные выстрелы УОР-281У, ОР-281, БР-281, БР-281У, БР-281СП.

57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2

Производство и служба ЗСУ-57-2

Серийное производство ЗСУ-57-2 развернули на заводе № 174 в сентябре 1956 г., однако продолжалось оно всего 4 год — до 1960 г., причем построено было всего 867 самоходок, при обычной советской гигантомании — просто мизер. Вызвано это было весьма не важными боевыми качествами машины — если в качестве машины огневой поддержки она была довольно эффективна, то в своей основной роли — средства ПВО, ЗСУ-57-2 значительно уступала обычной буксируемой версии пушки С-60. Вызвано это было невозможностью применения в машине штатного прибора управления артиллерийским зенитным огнем, а собственная РЛС, как упоминалось выше, в штатный комплект оборудования не входила.

Машина поставлялась на экспорт в страны Варшавского договора, а также в Анголу, Египет, Ирак, Иран, на Кубу, КНДР, Сирию и Финляндию.

Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет

Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 (объект 500)

Первая крупносерийная отечественная ЗСУ. Предназначалась для ПВО танковых и мотострелковых частей. Разработана в 1947 – 1955 годах. Принята на вооружение постановлением СМ СССР № 216-131 от 14 февраля 1955 года. Серийно производилась Омским заводом им. Октябрьской революции в 1955 – 1960 годах.

СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:
изготовлена на базе танка Т-54 с частичным сохранением узлов и агрегатов его ходовой части, силовой установки и трансмиссии. Корпус сварен из катаных броневых листов и состоит из трех отделений: управления, боевого и силового. Над боевым отделением расположена открытая сверху квадратная сварная башня. В башне на станке установлена 57-мм спаренная автоматическая пушка С-68, состоящая из двух пушек С-60 с длиной стволов 76,6 калибра. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осуществлялось электрогидравлическим приводом. Углы наведения: горизонтальный 360°, вертикальный -5°…+в5°. Максимальная дальность стрельбы: вертикальная-8800 м, горизонтальная 12000 м. Темп стрельбы из двух автоматов: 200-240 выстр./мин.

Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею из 4 установок. Эти машины не пользовались большой популярностью в войсках по причине свойственных им недостатков: низкого темпа стрельбы, ручного обойменного заряжания, невозможности ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем у батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9. С 60-х годов, по мере поступления в войска более современных ЗСУ “Шилка”, некоторое количество ЗСУ-57-2 было передано или продано за рубеж. Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. ЗСУ-57-2 принимали участие в боевых действиях на Ближнем Востоке, а также в ирано-иракской войне. По-видимому, последний раз ЗСУ этого типа использовались в бою в марте 1999 года в ходе отражения авианалетов НАТО на территории Югославии. В КНР была создана и запущена в серийное производство зенитная самоходная установка, представлявшая собой артиллерийскую часть ЗСУ-57-2, установленную на шасси китайского танка Тур 59. По состоянию на 1995 год ЗСУ-57-2 еще находились на вооружении в Венгрии, Вьетнаме, Египте, Ираке, Иране, КНДР, Кубе, Сирии, Финляндии и Югославии.

Читать еще:  Проект авиационного ракетного комплекса F-15GSE (США)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗСУ-57-2

БОЕВАЯ МАССА, т: 28.
ЭКИПАЖ, чел.: 6.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 8480,
ширина – 3270,
высота (по тенту) – 2750,
клиренс – 425.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 спаренная автоматическая пушка С-68 калибра 57 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 300 выстрелов (из них в обоймах – 248).
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: автоматический зенитный прицел построительного типа.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 8-13.
ДВИГАТЕЛЬ: В-54, 12-цилиндровый, четырехтактный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения; .мощность 520 л.с. (382,7 кВт) при 2000 об/мин; рабочий объем 38 880 см3.
ТРАНСМИССИЯ: гитара, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная механическая коробка передач, два планетарных механизма поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре сдвоенных обрезиненных опорных катка на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 90 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 420.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 30;
ширина рва, м – 2,7;
высота стенки, м – 0,8;
глубина брода, м – 1,4.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 10РТ-26Э, переговорное устройство ТПУ-4-47.

Похожие главы из других книг:

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗСУ-37

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗСУ-37 Разработана в 1943 году. Выпускалась серийно с 1944 г. Состояла на вооружении Советской Армии. Использовалась в боях Великой Отечественной войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 12,2Численность экипажа, чел 6Габаритные размеры

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-2

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-2 Разработана в 1955 году. Выпущен опытный образец. На вооружении не состояла. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 13,6Численность экипажа, чел 5Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4 Разработана в 1955 году. Выпущена опытная партия. На вооружении не состояла. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 13,6Численность экипажа, чел 5Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-40А (ЗТПУ-2)

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-40А (ЗТПУ-2) Состояние принят на вооружение в 1951г.Разработчик КБ ГАЗИзготовитель . ГАЗПроизводство серия с 1951г.База . БТР-40Колесная формула 4×4Боевая масса, т . 5,6Длина, мм . 5000Ширина, мм 1900Высота, мм 2330Клиренс, мм 276Тип двигателя карбюратор

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-152А (ЗТПУ-2)

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-152А (ЗТПУ-2) Состояние на вооружении с 1951г.Разработчик КБ ЗИСИзготовитель ЗИСПроизводство серия 1950г.База ЗИС-151Колесная формула 6×6Боевая масса, т 8,6Длина, мм 6830Ширина, мм 2320Высота, мм . 2710Клиренс, мм 286Тип двигателя карбюратор ЗИС-123Максимальная

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4 (БТР-152)

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4 (БТР-152) Состояние изготовлена в 1955 г.Разработчик КБ ЗИЛИзготовитель . ЗИЛПроизводство опытный образецБаза ЗИС-151Колесная формула . 6×6Боевая масса, т 8,6Длина, мм 6830Ширина, мм 2320Высота, мм . 2710Клиренс, мм 286Тип двигателя . карбюратор ЗИС-123Максимальная

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-152Е ( ЗТПУ-2)

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-152Е ( ЗТПУ-2) Состояние серия с 1955 г.Разработчик КБ ЗИЛИзготовитель ЗИЛПроизводство . серияБаза ЗИЛ-157Колесная формула . 6×6Боевая масса, т 8,95Длина, мм 6830Ширина, мм 2320Высота, мм . . 2710Клиренс, мм . 295Тип двигателя карбюратор ЗИС-123ВМаксимальная мощность,

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4 Состояние создана в 1955 г.Разработчик КБ ЧТЗИзготовотель . ЧТЗПроизводство . опытная партияБаза БТР-50ПБоевая масса, т 13,6Длина, мм . 7070Ширина, мм 3140Высота, мм 2200Клиренс, мм . 370Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; 0,5Тип двигателя дизель

ШВЕДСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНООКА «ЛАНДСВЕРК-АНТИ» LVKV40

ШВЕДСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНООКА «ЛАНДСВЕРК-АНТИ» LVKV40 Разработана в 1940 году фирмой «Аандсверк». Выпускалась серийно с 1940 г. Состояла на вооружении армии Швеции. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 8Численность экипажа, чел

САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА СУ 600 «ТОР»

САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА СУ 600 «ТОР» Разработана в 1940 году фирмой «Рейнметалл». Выпускалась в 1941 году (всего выпущено 7 машин). Состояла на вооружении армии фашистской Германии. Использовалась в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 60Экипаж,

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-2 на БТР-152

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-2 на БТР-152 Разработана в 1950 году. Выпускалась серийно с 1950 г. Состояла на вооружении Советской Армии. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 8,6Численность экипажа и десанта, чел 10Габаритные размеры (длина х ширина х

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-2 НА БТР-40

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-2 НА БТР-40 Разработана в 1950 году. Выпускалась серийно с 1951 г. Состояла на вооружении Советской Армии. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 5,6Численность экипажа, чел 4Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-4 (НА БТР-152)

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-4 (НА БТР-152) Разработана в 1955 году. Выпущен опытный образец. На вооружении не состояла. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 8,6Численность экипажа, чел 5Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .

АМЕРИКАНСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА М17

АМЕРИКАНСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА М17 Разработана в 1942 году. Выпускалась серийно с 1943 г. Состояла на вооружении армии США. Использовалась в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 9Численность экипажа, чел 5Габаритные размеры (длина

АМЕРИКАНСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА М10А1

АМЕРИКАНСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА М10А1 Разработана в 1943 году. Выпускалась серийно с 1944 г. Состояла на вооружении армии США. Использовалась в боях второй мировой войны и войны в Корее.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 18,5Численность экипажа, чел

Описание конструкции [ править ]

ЗСУ-57-2 имела компоновку с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части корпуса, а вооружения — во вращающейся башне. Экипаж ЗСУ состоял из шести человек: механика-водителя, размещавшегося в лобовой части корпуса слева; наводчика, наводчика-установщика прицела, двоих заряжающих (правого и левого орудий) и командира установки, находившихся в башне.

Вооружение [ править ]

Вооружение САУ составляло спаренное 57-мм автоматическое орудие С-68, состоявшее из двух пушек С-60 с длиной ствола 76,6 калибров / 4365 мм, отличавшихся зеркальным расположением механизмов. Автоматика С-60 работала на использовании энергии отдачи при коротком ходе ствола. Орудие имело ствол-моноблок, поршневой скользящий затвор, гидравлический откатник, пружинный накатник и снабжалось дульным тормозом [2] .

Спаренная установка соединённых люльками в единый блок орудий размещалась на цапфах на полу башни. Вертикальная, в пределах −5…+85°, и горизонтальная наводка осуществлялись при помощи электрогидравлических приводов, работавших от электродвигателя постоянной скорости вращения через гидравлический регулятор скорости. Скорость горизонтального наведения составляла 30°, вертикального — 20° в секунду [3] . В случае отказа электропривода, сохранялась возможность ручной наводки: командир машины при этом отвечал за горизонтальное наведение, а наводчик — за вертикальное. Орудие имело обойменное питание из коробчатых магазинов на 4 выстрела, практическая скорострельность составляла 100—120 выстрелов в минуту на ствол, но предельная продолжительность непрерывной стрельбы составляла 40—50 выстрелов, после чего ствол было необходимо охладить [3] [4] . Боекомплект ЗСУ-57-2 составлял 300 унитарных выстрелов, из которых 176 в 44 магазинах размещались в укладках в башне, 72 в 18 магазинах находились в носовой части корпуса, а ещё 52 выстрела в не снаряжённом в обоймы виде размещались под поликом башни [5] .

Боеприпасы 57-мм пушки С-68 [6]
Тип снарядаМаркаМасса выстрела, кгМасса снаряда, кгМасса ВВ, гДульная скорость, м/с
осколочная трассирующая гранатаОР-281У6,62,81531000
осколочная трассирующая гранатаОР-2816,62,81531000
бронебойный трассирующийБР-281У6,62,8131000
бронебойный трассирующийБР-2816,62,8131000
бронебойный сплошной трассирующийБР-281СП6,62,81000
Читать еще:  Проект многоцелевого транспортного самолёта Ил-214 / МТС (Россия)
Таблица бронепробиваемости для C-68 [5]
Снаряд Расстояние, м500100015002000
БР-281 / БР-281У (угол встречи 30°)90807060
БР-281 / БР-281У (угол встречи 0°)1101008570
Данные по советской методике измерения бронепробиваемости. Следует иметь в виду, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным либо некорректным.

57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2

Обобщение опыта Великой Отечественной войны показало, что средства войсковой ПВО в целом имеют довольно низкую эффективность. В основном это было вызвано двумя обстоятельствами: во-первых средств ПВО было мало (к примеру, в составе танковой бригады имелась лишь одна зенитно-пулеметная рота с 12,7-мм пулеметами ДШК), во-вторых они были укомплектованными буксируемыми 37-мм зенитными пушками 61-К или 25-мм 72-К, которые перед отражением налета ещё нужно было развернуть и изготовить к бою.

Исправить ситуацию могло принятие на вооружение зенитной самоходной установки способной вести огонь сходу, не отставая от танков на марше, при этом иметь достаточный калибр для эффективного поражения тяжелых бомбардировщиков противника.

Чертеж 57-мм зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2

История создания зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2

9 апреля 1947 г. было издано постановление № 935-288сс о создании новой 57-мм зенитной самоходной установки (ЗСУ), предназначенной для прикрытия действий мотострелковых и танковых частей. Проектирование и создание опытных образцов артиллерийской части ЗСУ возлагалось на Центральный научно-исследовательский институт артиллерийского вооружения под руководством конструктора артиллерийского вооружения В.Г. Грабина.

К ноябрю 1947 года был выполнен эскизный проект ЗСУ, однако из-за неготовности проекта артиллерийской части, дальнейшие работы по созданию установки в ОГК завода № 174 , были приостановлены. Тем временем, продолжались опытно-конструкторские работы по созданию артиллерийской части для новой ЗСУ. Было решено проектировать 57-мм спаренную зенитную артиллерийскую установку на основе узлов и механизмов 57-мм зенитной пушки С-60, созданной ЦННИАВ ещё в 1944 г.

В 1948 г. был собран опытный образец пушки С-68 (спаренная версия С-60) с электроприводом ЭСП-76, которая успешно прошла испытания.

Шасси установки ( «объект 500«) в целях унификации решили создавать на шасси уже освоенного промышленностью танка Т-54, однако укоротили её на 1 опорный каток (5 на Т-54 и 4 на ЗСУ-57-2). Объединить шасси и пушку оказалось задачей не из легких — только в 1950 г. был собран первый опытный экземпляр будущей ЗСУ-57, однако машина испытаний не прошла. Следующий этап испытаний отодвинулся аж на 1954 год, но ЗСУ вновь была забракована.

Открытая башня 57-мм зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2

Только в декабре 1954 г. вновь доработанный образец установки был рекомендован к серийному производству. Постановлением № 22-131сс от 14 февраля 1955 г. ЗСУ с заводским индексом «объект 500» была принята на вооружение под названием 57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2.

Конструкция зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2

Корпус ЗСУ-57-2 сварной, из броневых листов толщиной 8-13 мм. В отделении управления размещалось рабочее место механика-водителя. Вращающаяся башня сварного типа располагалась в центральной части корпуса на шариковой опоре. Задний броневой лист был съемный.

В походном положении башня могла накрываться брезентовым тентом. В башне монтировалась 57-мм спаренная автоматическая пушка С-68 и располагались рабочие места членов экипажа: впереди слева — заряжающего левого орудия, за ним в центре башни — наводчика, справа от наводчика располагался установщик прицела, впереди справа — заряжающий правого орудия, сзади в центре башни — рабочее место командира ЗСУ. Кроме этого в башне монтировалась радиостанция. РЛС у ЗСУ-57 не было.

На кормовом листе башни крепился гильзосборник. Работа автоматика пушки была основана на принципе использования энергии отката при коротком ходе ствола. В качестве боеприпасов применялись 57 мм унитарные выстрелы УОР-281У, ОР-281, БР-281, БР-281У, БР-281СП.

57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2

Производство и служба ЗСУ-57-2

Серийное производство ЗСУ-57-2 развернули на заводе № 174 в сентябре 1956 г., однако продолжалось оно всего 4 год — до 1960 г., причем построено было всего 867 самоходок, при обычной советской гигантомании — просто мизер. Вызвано это было весьма не важными боевыми качествами машины — если в качестве машины огневой поддержки она была довольно эффективна, то в своей основной роли — средства ПВО, ЗСУ-57-2 значительно уступала обычной буксируемой версии пушки С-60. Вызвано это было невозможностью применения в машине штатного прибора управления артиллерийским зенитным огнем, а собственная РЛС, как упоминалось выше, в штатный комплект оборудования не входила.

Машина поставлялась на экспорт в страны Варшавского договора, а также в Анголу, Египет, Ирак, Иран, на Кубу, КНДР, Сирию и Финляндию.

Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет

Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 (объект 500)

Первая крупносерийная отечественная ЗСУ. Предназначалась для ПВО танковых и мотострелковых частей. Разработана в 1947 – 1955 годах. Принята на вооружение постановлением СМ СССР № 216-131 от 14 февраля 1955 года. Серийно производилась Омским заводом им. Октябрьской революции в 1955 – 1960 годах.

СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:
изготовлена на базе танка Т-54 с частичным сохранением узлов и агрегатов его ходовой части, силовой установки и трансмиссии. Корпус сварен из катаных броневых листов и состоит из трех отделений: управления, боевого и силового. Над боевым отделением расположена открытая сверху квадратная сварная башня. В башне на станке установлена 57-мм спаренная автоматическая пушка С-68, состоящая из двух пушек С-60 с длиной стволов 76,6 калибра. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осуществлялось электрогидравлическим приводом. Углы наведения: горизонтальный 360°, вертикальный -5°…+в5°. Максимальная дальность стрельбы: вертикальная-8800 м, горизонтальная 12000 м. Темп стрельбы из двух автоматов: 200-240 выстр./мин.

Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею из 4 установок. Эти машины не пользовались большой популярностью в войсках по причине свойственных им недостатков: низкого темпа стрельбы, ручного обойменного заряжания, невозможности ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем у батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9. С 60-х годов, по мере поступления в войска более современных ЗСУ “Шилка”, некоторое количество ЗСУ-57-2 было передано или продано за рубеж. Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. ЗСУ-57-2 принимали участие в боевых действиях на Ближнем Востоке, а также в ирано-иракской войне. По-видимому, последний раз ЗСУ этого типа использовались в бою в марте 1999 года в ходе отражения авианалетов НАТО на территории Югославии. В КНР была создана и запущена в серийное производство зенитная самоходная установка, представлявшая собой артиллерийскую часть ЗСУ-57-2, установленную на шасси китайского танка Тур 59. По состоянию на 1995 год ЗСУ-57-2 еще находились на вооружении в Венгрии, Вьетнаме, Египте, Ираке, Иране, КНДР, Кубе, Сирии, Финляндии и Югославии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗСУ-57-2

БОЕВАЯ МАССА, т: 28.
ЭКИПАЖ, чел.: 6.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 8480,
ширина – 3270,
высота (по тенту) – 2750,
клиренс – 425.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 спаренная автоматическая пушка С-68 калибра 57 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 300 выстрелов (из них в обоймах – 248).
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: автоматический зенитный прицел построительного типа.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 8-13.
ДВИГАТЕЛЬ: В-54, 12-цилиндровый, четырехтактный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения; .мощность 520 л.с. (382,7 кВт) при 2000 об/мин; рабочий объем 38 880 см3.
ТРАНСМИССИЯ: гитара, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная механическая коробка передач, два планетарных механизма поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре сдвоенных обрезиненных опорных катка на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 90 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 420.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 30;
ширина рва, м – 2,7;
высота стенки, м – 0,8;
глубина брода, м – 1,4.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 10РТ-26Э, переговорное устройство ТПУ-4-47.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector