0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Охотник» на миллиард: стала известна цена самого мощного дрона России

«Охотник» на миллиард: стала известна цена самого мощного дрона России

Названа цена беспилотных «Охотников». Стоимость серийных образцов новейшего ударного дрона С-70 должна составить около 1 млрд рублей. Пока же компания «Сухой» застраховала прототип на 1,5 млрд. Эксперты считают, что после запуска массового производства цену удастся снизить на 40–50 % по сравнению с опытными экземплярами. И в мире, и в России стоимость больших дронов постепенно подтягивается к расценкам на пилотируемые аппараты. Так, компания «МиГ» ранее страховала свои истребители на суммы, сопоставимые с оценкой «Охотника».

От старта до финиша

Планируется, что стоимость тяжелых ударных беспилотников С-70 «Охотник» составит около 1 млрд рублей за один аппарат, рассказали «Известиям» источники в военно-промышленном комплексе. Сейчас прототипы стоят дороже, но при массовом выпуске они подешевеют. Это позволит заказать крупную партию дронов в случае успешного завершения испытаний.

Накануне компания «Сухой» объявила тендер на страхование единственного на сегодня лётного прототипа «Охотника». Согласно конкурсной документации (есть в распоряжении «Известий») страховая стоимость самого аппарата составит чуть менее 1,3 млрд рублей. Наземный пункт управления застрахуют еще на 145 млн. В 100 млн оценена гражданская ответственность фирмы на испытаниях. По условиям контракта, в 2020 году опытный образец беспилотника не будет покидать границ Российской Федерации.

Самый дорогой компонент «Охотника» — планер. На него приходится 45% общей стоимости беспилотного летательного аппарата — почти 600 млн рублей. Еще 240 млн из страховой цены БЛА отнесено на его реактивный двигатель.

Читать еще:  Проект легкого ударного самолета F/A-259 Striker (Чехия)

В России при определении стоимости опытных образцов рыночный принцип не работает, объяснил главный редактор журнала «Арсенал отечества» Виктор Мураховский.

— Ценообразование в этом случае устанавливается законом «О государственном оборонном заказе» и соответствующим постановлением Федеральной антимонопольной службы России, — рассказал эксперт «Известиям». — Цена определяется, исходя из принципа возмещения издержек. Для этого устанавливается плановая рентабельность: не выше 20% на работы головного исполнителя (того, кто сдает изделие Минобороны) и не выше 1% на составные части (деньги, которые платят субподрядчикам). Причем в стоимость опытных образцов входят научно-исследовательская, опытно-конструкторская работы и даже подготовка производства к запуску серии. Все эти затраты суммируются и делятся на количество изделий. В итоге опытные образцы стоят гораздо дороже серийных.

После того как изделие поступает в серию, учитываются только те издержки, что идут непосредственно на изготовление образцов военной техники. Цена при таком раскладе, естественно, снижается. Причем при выпуске больших серий цена каждой новой партии, как правило, уменьшается. В финишных партиях серийное изделие может быть дешевле опытного на 40–50%, отметил эксперт.

Есть ли выгода?

Одним из важных показателей конкурентоспособности беспилотных авиационных систем остаются их экономические характеристики – себестоимость и стоимость лётного часа. Авиауслуги являются не конечной целью, а средством обеспечения хозяйственной деятельности заказчика. Такие аспекты, как гарантированность выполнения работы, оперативность и качество, могут превалировать над экономическим показателем при выборе типов воздушных судов.

За последние 20 лет рынок авиаработ можно охарактеризовать как стагнирующий. В связи с этим требуется внедрение эффективных авиационных технологий, предусматривающих использование более лёгких воздушных судов, в том числе и в беспилотном варианте.

Сферы применения беспилотных авиационных систем расширяются. Крайне ограниченное предложение современных типов воздушных судов от отечественных разработчиков обусловлено формированием в России значительного парка беспилотных воздушных судов зарубежного производства.

Читать еще:  Экспериментальный беспилотный ГЛА HiFire (США)

По последним данным Минпромторга, на учёте в Росавиции стоят более 24 тысяч беспилотных воздушных судов, при этом 90–95 процентов из них – это беспилотные авиационные системы импортного производства.

Опыт использования дронов для доставки показывает, что сервисы создаются в том случае, если появляется реальная альтернатива наземному транспорту по стоимости и по скорости перевозки.

В России присмотрелись к китайской концепции: там доставка до городского хаба осуществляется авиалиниями, а затем оставшиеся 300 километров груз везёт беспилотник.

В Свердловской области этим летом уже был опробован и испытан первый подобный маршрут. Специалисты Уральского завода гражданской авиации в интересах «Почты России» и Минздрава переправили медицинский контейнер из Камышлова в Логиново. Аппарат вели сразу две наземные базы с операторами, которые полностью контролировали процесс. В перспективе сеть должна охватить весь УрФО.

– В Свердловской области мы можем взять в 2022 году объём выручки до 600 миллионов рублей в год. Для того чтобы опробовать эту платформу, мы разрабатываем цифровые сервисы. В регионе планируем через два года осуществить запуск регулярного почтового маршрута между аэропортами Логиново, Салка и Серов, – рассказали представители предприятия.

Стоимость лётного часа пока составит 60 тысяч рублей, или 18–20 рублей за перевезённый килограмм груза на расстояние в один километр. Обычный вертолёт по этому показателю – вдвое дороже.

Беспилотный вертолёт НПП Стрела. Фото: Слава Замыслов/Octagon.Media

Заместитель руководителя Национального центра развития технологий и робототехники Фонда перспективных исследований Алексей Кононов отметил, что беспилотники в коммерческих районах могут работать, как «Яндекс.Такси».

– Это значительный позыв, который побуждает к работе в этом направлении. За рубежом коммерческие опытные районы плодятся как грибы. Их используют как средство зарабатывания денег и как средство повышения серийности и сбивания цен как на комплектующие для беспилотника, так и на сами беспилотники.

Читать еще:  Самоходная артиллерийская установка ELC Even (Франция)

Ведущим предприятием России, которое занимается разработкой беспилотных систем, является петербургский «Кронштадт». Специалисты этой компании разработали и внесли в органы власти пакет предложений, который поможет унифицировать аппараты и подвести все отечественные программы под единый знаменатель. Предполагается, что все БПЛА будут разделены на шесть типов.

– Основная тенденция – рост размера, рост возможностей. Возможностей интеллектуальных по обработке информации, по компонентной базе. Это требует серьёзной поддержки государства по развитию технологий, – рассказал директор Центра перспективных исследований компании «Кронштадт» Владимир Воронов. – Был разработан ряд технологий и технологических решений, на основе которых мы формируем представление о типоразмерном ряде. Все эти предложения мы загрузили в программу.

По его словам, технологический импульс последних лет даёт возможность для решения задач экономики уже в самой ближайшей перспективе.

Разведывательный БПЛА «Элерон-7». Фото: Слава Замыслов/Octagon.Media

– Наш типоразмерный ряд применим для решения задач гражданской авиации на основе унифицированных решений. Врождённая функция беспилотников – это разведка и дистанционное зондирование земли, но вообще-то авиация – это вид транспорта, и мы не сомневаемся, что транспортная функция к беспилотникам придёт. Она уже приходит. Для этого потребуется ряд технологических свершений.

Воронов подчёркивает, что на земле осталось мало мест, где бы не было собственных программ беспилотников. За последние 3–4 года появились новые участники. По словам эксперта, в Китае 13 программ крупных беспилотников, а сколько мелких, «они, наверное, и сами не знают».

– Смириться с тем, что иностранные беспилотники будут в нашем воздушном пространстве, мы не готовы. Мы должны вместе работать, чтобы наша страна заняла достойное место в беспилотной гонке.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector