0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бронетранспортеры БРОНЕТРАНСПОРТЕР Б~3

Содержание

Бронетранспортеры БРОНЕТРАНСПОРТЕР Б

Состояние построен в 1939г

Разработчик . Московский з-д ЗИС

Изготовитель Московский з-д

Производство . небольшая серия

Колесная формула полугусеничн.

Боевая масса, т 7,1

Длина, мм .- . 6530

Клиренс, мм . 330

Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; 0,3

Тип двигателя карбюраторн. ЗИС-16

Максимальная мощность, л.с 85(73)

Удельная мощность, л.с/т 12

Максимальная скорость, км/ч . 40

Запас хода, км 150

Запас топлива, л . 150

– число х калибр, мм и тип

пулеметов 12,7 мм ДШК

Дополнительные сведения: Бронетранспортер стал одним из первых в СССР подобных многоцелевых средств. Корпус Б-3 сварен из броневых листов и открыт сверху, пулемет устанавливается открыто на штыре с борта корпуса. Для улучшения проходимости бронетранспортер имеет гусеничный движитель из двух тележек и двух гусеничных резинометаллических лент. При движении по снегу на передние колеса одеваются лыжи.

Похожие главы из других книг:

БРОНЕТРАНСПОРТЕР ЗИЛ-153

БРОНЕТРАНСПОРТЕР ЗИЛ-153 Состояние создан в 1959 г.Разработчик КБ ЗИЛИзготовитель . ЗИЛПроизводство . опытный образецБаза . специальнаяКолесная формула . 6×6Боевая масса, т 10,0Длина, мм 6970Ширина, мм 2820Высота, мм . 2130Клиренс, мм 480Тип двигателя . карбюраторМаксимальная мощность,

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-60П (ГАЗ-49)

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-60П (ГАЗ-49) Состояние на вооружении с 13.11.1959 г.Разработчик . КБ ГАЗИзготовитель . ГАЗПроизводство . серия 1960-63 г.г.Колесная формула 8×8Боевая масса, т . 9,8-9,9Длина», мм 7220Ширина, мм 2906Высота, мм 2105(2375)Клиренс, мм 475Тип двигателя карбюратор ГАЗ-49Максимальная

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-60ПБ (ГАЗ-49 Б)

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-60ПБ (ГАЗ-49 Б) Состояние на вооружении с 1966 г.Разработчик КБ ГАЗИзготовитель . . ГАЗПроизводство . серия 1966-76 г.г.База . . БТР-60ПАКолесная формула . 8×8Боевая масса, т 10,2-10,3Длина, мм . 7220(7560)Ширина, мм 2825Высота, мм . 2420Клиренс, мм 475Ср. уд. давл. в шинах, кг/см #178;

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-Д

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-Д Состояние на вооружении с 1974 г.Разработчик КБ Волгоградского ТЗИзготовитель Волгоградский ТЗПроизводство серия 1974 г.Боевая масса, т 8,0Длина, мм 5800-5883Ширина, мм 2600-2630Высота, мм . 1650-2000Клиренс, мм . 100-450Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; 0,5Преодолеваемые

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-РД

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-РД Состояние на вооружении с 1979 г.Разработчик . КБ Волгоградского ТЗИзготовитель . Волгоградский ТЗПроизводство серияБоевая масса, т . 8,0Длина, мм . 5885Ширина, мм 2630Высота, мм 1650Клиренс, мм 100-450Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; 0,5Преодолеваемые препятствия:

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-80

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-80 Состояние на вооружениис 1986 г.Разработчик . КБ ГАЗИзготовитель . Арзамасский МЗПроизводство серия с 1986 г.База БТР-70Колесная формула . 8×8Боевая масса, т 13,6Длина, мм 7500/7650Ширина, мм 2900Высота, мм 2450/2350Клиренс, мм . 475Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; 1,77-3,09 Тип

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-80С

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-80С Состояние на вооружении с 1994 г.разработчик КБ ГАЗИзготовитель . АО АМЗПроизводство серия с 1994 г.База БТР-80Колесная формула 8×8Боевая масса, т . 14,4Длина, мм 7650Ширина, мм 2900Высота, мм . 2800Клиренс, мм . 475Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; . 1,77-3,09Тип двигателя

БРОНЕТРАНСПОРТЕР 251/9

БРОНЕТРАНСПОРТЕР 251/9 Разработан в 1939 году. Выпускался серийно с 1939 по 1945 гг. Состоял на вооружении армии фашистской Германии. Использовался в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 8,5Экипаж и десант, чел. 12Габаритные размеры (длина х ширина

БРОНЕТРАНСПОРТЕР 250/Д7р

БРОНЕТРАНСПОРТЕР 250/Д7р Разработан в 1940 году. Выпускался серийно с 1940 по 1945 гг. Состоял на вооружении армии фашистской Германии. Использовался в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 5,7Экипаж и десант, чел.. 8Габаритные размеры (длина х

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-152

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-152 Разработан в 1950 году. Выпускался серийно с 1950 г. Состоял на вооружении Советской Армии, поставлялся в развивающиеся страны. Использовался в боях на Ближнем Востоке и в Республике Афганистан.Тактико-техническая характеристикаМасса, т

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-40

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-40 Разработан в 1950 году. Выпускался серийно с 1950 по 1958 гг. Состоял на вооружении Советской Армии, армий стран Варшавского Договора и ряда развивающихся стран. Использовался в боях на Ближнем Востоке.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР 40В

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР 40В Разработан в 1956 году. Выпущен опытный образец. На вооружении не состоял. В боя: не использовался.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 5,3Численность экипажа (десант), чел.. 2 (8)Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм ..

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-40Б

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-40Б Разработан в 1957 году. Выпускался серийно с 1957 г. Состоял на вооружении Советской Армии. Использовался в боях на Ближнем Востоке.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 5,3Численность экипажа, чел 8Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-152 В1

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-152 В1 Разработан в 1957 году. Выпускался серийно с 1957 г. Состоял на вооружении Советской Армии. В боях не использовался.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 8,95Численность экипажа (десант), чел 2 (17)Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .

БРОНЕТРАНСПОРТЕР ЗИЛ-153

БРОНЕТРАНСПОРТЕР ЗИЛ-153 Разработан в 1959 году. Выпущен опытный образец. На вооружении не состоял. В боях не использовался.Тактико-техническая характеристикамасса, т .. .. 10Численность экипажа (десант), чел 2 (16)Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР- 60П

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР- 60П Разработан в 1960 году. Выпускался серийно с 1960 по 1963 гг. Состоял на вооружении Советской Армии. В боях не использовался.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 9,8Численность экипажа (десант), чел 2 (14)Габаритные размеры (длина х ширина х высота),

БТР-40. Первый советский серийный бронетранспортёр

«Боевые автобусы». Первый советский бронетранспортер, который был запущен в серийное производство, появился в стране уже после завершения Великой Отечественной войны. К разработке машины приступили конструкторы автомобильного завода ГАЗ, которые уже в 1948 году смогли представить военным легкий бронетранспортер БТР-40. Новая боевая машина была создана с использованием узлов и агрегатов полноприводного грузовика ГАЗ-63.

На пути к первому бронетранспортеру

Перед началом Второй мировой войны в Советском Союзе не было своего бронетранспортера, но было огромное количество бронеавтомобилей как с пушечным, так и пулеметным вооружением. Опыт боевых действий достаточно быстро продемонстрировал, что войска остро нуждаются в специализированном транспортном средстве, которое могло бы использоваться в составе механизированных и танковых подразделений для перевозки пехоты. В годы войны эту проблему пытались хоть как-то решить за счет использования для несвойственных им целей бронированных артиллерийских тягачей «Комсомолец», количество которых в войсках таяло как лёд в солнечный весенний день, трофейной техники, а также ленд-лизовских поставок. В частности Советский Союз получил по Ленд-лизу более трех тысяч американских легких бронетранспортеров M3A1 Scout, но этого количества было явно недостаточно.

Одновременно с этим в стране предпринимались попытки создания собственного бронетранспортера. К примеру, на базе полноприводного бронеавтомобиля БА-64. Вариант бронетранспортера БА-64Е был выпущен небольшой серией. С машин демонтировалась башня, крыша также отсутствовала, а в задней части корпуса размещалась дверь. Такой бронеавтомобиль мог перевозить до 6 человек, из них всего 4 десантников. Но создать полноценный бронетранспортер на базе шасси легкового внедорожника было просто невозможно, поэтому машину оценили очень невысоко и массово она не строилась. Помимо этого, в 1944 году в СССР пытались создать свой аналог немецкого полугусеничного бронетранспортера «Ганомаг» и американского M3. Опытный полугусеничный бронетранспортер Б-3 на базе деталей танка Т-70 и грузовика ЗИС-5 был разработан конструкторами завода ЗИС в 1944 году, но испытания данной машины не впечатлили военных, которые отмечали недостаточную тяговооруженность и связанные с этим низкую скорость и надежность новой машины.

Большой проблемой, мешающей создать собственный бронетранспортер в годы войны, была загруженность советской промышленности выпуском танков и самоходных артиллерийских орудий различных типов, свободных мощностей под развертывание в тяжелых условиях производства бронетранспортеров просто не было. В конечном итоге до конца войны можно было наблюдать картину, когда советская мотопехота передвигалась на броне танков. Размещение солдат на броне было вынужденной мерой и подходило только для транспортировки войск без активного противодействия со стороны противника. Солдаты, которые размещались на танках без всякой защиты, были легко уязвимы для огня стрелкового оружия и осколков рвущихся рядом снарядов и мин.

Рождение БТР-40

Задача создания собственного бронетранспортера стала первоочередной для промышленности уже после окончания войны. К работам над новой машиной на заводе в Горьком приступили в 1947 году. При этом советские конструкторы отталкивались от американского легкого многоцелевого бронетранспортера M3A1 Scout, который был взят за образец. Данный бронетранспортер устраивал и военных, которые были хорошо с ним знакомы. В тактико-технических требованиях к новой машине прямо указывалось на то, что БТР должен проектироваться «по образцу американского M3A1». При этом по ряду требований техзадания машина должна была превзойти показатели американского БТР. Бронирование должно было быть серьезно усилено, военные требовали, чтобы бронеавтомобиль был надежно защищен спереди от попадания 12,7-мм пуль, а по бортам и корме – от 7,62-мм пуль, подобной защиты M3A1 не обеспечивал.

Стоит отдать должное конструкторам горьковского автозавода, которые не стали слепо копировать M3A1. Сохранив общую концепцию и модель компоновки, внешне советский бронетранспортер серьезно отличался от американского «Скаута». Для усиления бронезащиты передние и верхние бронелисты корпуса боевой машины конструкторы расположили под большим углом наклона. Также в Горьком отказались от буферного ролика в передней части машины, заменив его на лебёдку. Принципиальным отличием от американского легкого бронетранспортера рамной конструкции стало использование несущего бронированного корпуса.

Строить первый специализированный бронетранспортер конструкторы завода ГАЗ решили на базе шасси грузового полноприводного автомобиля ГАЗ-63. При создании боевой машины конструкторы старались сделать БТР максимально унифицированным с обычными автомобилями, которые серийно выпускались на предприятии. Помимо элементов шасси и других агрегатов, новый бронетранспортер получил от грузовика и рядную «шестерку». При этом, несмотря на высокий уровень унификации с грузовиком, от использования в конструкции БТР-40 рамы конструкторы отказались.

Читать еще:  Пистолет "Балтиец" (СССР)

Активные работы по созданию легкого бронетранспортера велись с 1947 по 1949 год. При этом полигонные испытания были завершены уже 9 сентября 1948 года, после чего комиссия рекомендовала принять новый образец бронетехники на вооружение. Однако серийное производство нового бронетранспортера затянулось более чем на год. Всё это время осуществлялся процесс доводки опытных машин, а также удовлетворение новых требований со стороны ГБТУ, изменяющих состав вооружения и бронирования корпуса бронетранспортера. В результате в серию легкий бронетранспортер пошел уже в 1950 году. А простые граждане смогли познакомиться с новинкой только в 1951 году во время традиционного ноябрьского парада на Красной площади.

Стоит отметить, что параллельно на заводе ЗИС в Москве велись работы по доводке бронетранспортера БТР-152, который создавался на базе шасси грузового автомобиля ЗИС-151. Оба бронетранспортера поступили на вооружение в 1950 году и дополняли друг друга. Созданный в Горьком БТР-40 был легким бронетранспортером, способным перевозить до 8 десантников, а разработанный московскими конструкторами БТР-152 представлял собой более тяжелую машину, способную перевозить в десантном отделении до 17 пехотинцев. При этом военные уже тогда сделали ставку на колесные бронетранспортеры, такое положение вещей сохраняется в российской армии и сегодня. Выбор в пользу колесных БТР был сделан по причине их меньшей стоимости в производстве и эксплуатации, а также возможности массового выпуска на имеющихся автомобильных заводах.

Особенности конструкции БТР-40

Новый советский бронетранспортер представлял собой двухосную боевую машину с колесной формулой 4х4. Легкий бронетранспортер имел капотную компоновку и традиционную для техники своих лет конструкцию. В передней части корпуса располагалось моторно-трансмиссионное отделение, за ним отделение управления на двух человек: механика-водителя и командира бронетранспортера, в распоряжении которого имелась рация. За отделением управления в корме располагался десантный отсек, рассчитанный на перевозку 8 пехотинцев.

Бронетранспортер получил несущий открытый сверху бронекорпус коробчатой формы. Корпус был сварным и изготавливался из бронелистов толщиной 8 мм (борта) и 6 мм (корма). Наиболее сильное бронирование было в лобовой части машины – от 11 до 15 мм. Для посадки и высадки экипажа десант использовал двухстворчатую дверь в задней стенке корпуса, также десантники всегда могли покинуть БТР, просто перевалившись через борта. Для посадки и высадки экипажа по бокам отделения управления в корпусе были выполнены небольшие откидные двери. Для защиты от непогоды сверху корпуса можно было натянут брезентовый тент.

В наследство от грузовика ГАЗ-63 новому бронетранспортеру достались мосты, которые были подвешены на полуэллиптических листовых рессорах и дополнительно оснащены амортизаторами двухстороннего действия. Также бронетранспортер получил такую же раздаточную коробку, объединенную с демультипликатором с прямой и понижающей передачами. У водителя имелась возможность отключения переднего моста. При этом от рамной конструкции, как уже отмечалось выше, конструкторы отказались. Это позволило снизить длину корпуса машины до 5000 мм, а колесная база БТР-40 была уменьшена до 2700 мм. У полноприводного грузовика ГАЗ-63 эти показатели составляли 5525 и 3300 мм соответственно.

Сердцем бронетранспортера стал рядный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-40, который представлял собой вариант форсированного двигателя ГАЗ-11, устанавливаемого на грузовике ГАЗ-63. Мотор получил новый карбюратор, а его мощность выросла до 78 л.с. Этой мощности хватало, чтобы разогнать БТР боевой массой 5,3 тонны до 78 км/ч при движении по шоссе, по пересеченной местности машина могла двигаться со скоростью до 35 км/ч. Несмотря на то, что тяговооруженность машины была достаточно низкой (примерно 14,7 л.с. на тонну против 20 у M3A1, оснащенного более мощным двигателем), БТР мог таскать за собой и двухтонный прицеп, что делало легкий бронетранспортер очень универсальным. Также БТР-40 мог легко преодолевать подъемы крутизной до 30 градусов, рвы шириной до 0,75 метра и броды глубиной до 0,9 метра.

Стандартным вооружением легкого бронетранспортера БТР-40 являлся 7,62-мм станковый пулемет Горюнова СГ-43 с боезапасом из 1250 патронов. Помимо этого, десантники могли использовать для стрельбы свое личное стрелковое оружие: автоматы АК и карабины СКС. Вести огонь по противнику можно было через 4 амбразуры в бортах корпуса, а также поверх борта боевой машины.

Серийное производство нового бронетранспортера продолжалось с 1950 по 1960 год, за это время в СССР было собрано примерно 8,5 тысяч БТР-40 в различных вариантах исполнения. На базе бронетранспортера были созданы тягачи для транспортировки противотанковых орудий, зенитные самоходные установки, вооруженные 14,5-мм пулеметами КПВ, штабные и командирские машины. В 1956 году была создана версия бронетранспортера с защитой от поражающих факторов ядерного оружия, новая модель получила закрытый герметичный кузов, при этом количество десантников снизилось до шести человек. Помимо этого, такой вариант учитывал и боевой опыт использования бронетранспортеров в Венгрии в 1956 году, когда десант страдал от огня противника с верхних этажей зданий.

Дальнейшее развитие

В 1967 году в Военной академии бронетанковых войск был создан и испытан вариант БТР-60ПБ, оснащённый новым водомётным движителем , состоявшим из двух расположенных снаружи по бортам в кормовой части машины водомётов, способных разворачиваться в обратном направлении или отклоняться в горизонтальной плоскости на угол до 90°. Несмотря на улучшение ходкости и управляемости машины на плаву, показанные этим образцом, в серийное производство он не поступил и на последующем БТР-70 была применена прежняя конструкция с внутренним, хотя и теперь уже двухступенчатым, водомётом. В 1972 году был построен опытный образец, получивший обозначение БТР-60ПЗ, отличавшийся от стандартного БТР-60ПБдоработанной башней с увеличенным до 60° максимальным углом подъёма вооружения, что позволяло бронетранспортёру поражать низколетящие вертолёты , а также обстреливать высоко расположенные цели, что было особенно важно при боях в городских условиях. Испытания БТР-60ПЗ прошли успешно, но серийно он не производился, однако усовершенствованная башня была впоследствии применена на БТР-70.

Похожие главы из других книг:

БРОНЕТРАНСПОРТЕР ЗИЛ-153

БРОНЕТРАНСПОРТЕР ЗИЛ-153 Состояние создан в 1959 г.Разработчик КБ ЗИЛИзготовитель . ЗИЛПроизводство . опытный образецБаза . специальнаяКолесная формула . 6×6Боевая масса, т 10,0Длина, мм 6970Ширина, мм 2820Высота, мм . 2130Клиренс, мм 480Тип двигателя . карбюраторМаксимальная мощность,

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-60П (ГАЗ-49)

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-60П (ГАЗ-49) Состояние на вооружении с 13.11.1959 г.Разработчик . КБ ГАЗИзготовитель . ГАЗПроизводство . серия 1960-63 г.г.Колесная формула 8×8Боевая масса, т . 9,8-9,9Длина», мм 7220Ширина, мм 2906Высота, мм 2105(2375)Клиренс, мм 475Тип двигателя карбюратор ГАЗ-49Максимальная

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-60ПБ (ГАЗ-49 Б)

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-60ПБ (ГАЗ-49 Б) Состояние на вооружении с 1966 г.Разработчик КБ ГАЗИзготовитель . . ГАЗПроизводство . серия 1966-76 г.г.База . . БТР-60ПАКолесная формула . 8×8Боевая масса, т 10,2-10,3Длина, мм . 7220(7560)Ширина, мм 2825Высота, мм . 2420Клиренс, мм 475Ср. уд. давл. в шинах, кг/см #178;

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-Д

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-Д Состояние на вооружении с 1974 г.Разработчик КБ Волгоградского ТЗИзготовитель Волгоградский ТЗПроизводство серия 1974 г.Боевая масса, т 8,0Длина, мм 5800-5883Ширина, мм 2600-2630Высота, мм . 1650-2000Клиренс, мм . 100-450Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; 0,5Преодолеваемые

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-РД

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-РД Состояние на вооружении с 1979 г.Разработчик . КБ Волгоградского ТЗИзготовитель . Волгоградский ТЗПроизводство серияБоевая масса, т . 8,0Длина, мм . 5885Ширина, мм 2630Высота, мм 1650Клиренс, мм 100-450Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; 0,5Преодолеваемые препятствия:

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-80

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-80 Состояние на вооружениис 1986 г.Разработчик . КБ ГАЗИзготовитель . Арзамасский МЗПроизводство серия с 1986 г.База БТР-70Колесная формула . 8×8Боевая масса, т 13,6Длина, мм 7500/7650Ширина, мм 2900Высота, мм 2450/2350Клиренс, мм . 475Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; 1,77-3,09 Тип

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-80С

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-80С Состояние на вооружении с 1994 г.разработчик КБ ГАЗИзготовитель . АО АМЗПроизводство серия с 1994 г.База БТР-80Колесная формула 8×8Боевая масса, т . 14,4Длина, мм 7650Ширина, мм 2900Высота, мм . 2800Клиренс, мм . 475Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; . 1,77-3,09Тип двигателя

БРОНЕТРАНСПОРТЕР 251/9

БРОНЕТРАНСПОРТЕР 251/9 Разработан в 1939 году. Выпускался серийно с 1939 по 1945 гг. Состоял на вооружении армии фашистской Германии. Использовался в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 8,5Экипаж и десант, чел. 12Габаритные размеры (длина х ширина

БРОНЕТРАНСПОРТЕР 250/Д7р

БРОНЕТРАНСПОРТЕР 250/Д7р Разработан в 1940 году. Выпускался серийно с 1940 по 1945 гг. Состоял на вооружении армии фашистской Германии. Использовался в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 5,7Экипаж и десант, чел.. 8Габаритные размеры (длина х

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-152

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-152 Разработан в 1950 году. Выпускался серийно с 1950 г. Состоял на вооружении Советской Армии, поставлялся в развивающиеся страны. Использовался в боях на Ближнем Востоке и в Республике Афганистан.Тактико-техническая характеристикаМасса, т

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-40

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-40 Разработан в 1950 году. Выпускался серийно с 1950 по 1958 гг. Состоял на вооружении Советской Армии, армий стран Варшавского Договора и ряда развивающихся стран. Использовался в боях на Ближнем Востоке.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР 40В

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР 40В Разработан в 1956 году. Выпущен опытный образец. На вооружении не состоял. В боя: не использовался.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 5,3Численность экипажа (десант), чел.. 2 (8)Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм ..

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-40Б

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-40Б Разработан в 1957 году. Выпускался серийно с 1957 г. Состоял на вооружении Советской Армии. Использовался в боях на Ближнем Востоке.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 5,3Численность экипажа, чел 8Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-152 В1

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-152 В1 Разработан в 1957 году. Выпускался серийно с 1957 г. Состоял на вооружении Советской Армии. В боях не использовался.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 8,95Численность экипажа (десант), чел 2 (17)Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .

БРОНЕТРАНСПОРТЕР ЗИЛ-153

БРОНЕТРАНСПОРТЕР ЗИЛ-153 Разработан в 1959 году. Выпущен опытный образец. На вооружении не состоял. В боях не использовался.Тактико-техническая характеристикамасса, т .. .. 10Численность экипажа (десант), чел 2 (16)Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР- 60П

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР- 60П Разработан в 1960 году. Выпускался серийно с 1960 по 1963 гг. Состоял на вооружении Советской Армии. В боях не использовался.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 9,8Численность экипажа (десант), чел 2 (14)Габаритные размеры (длина х ширина х высота),

Похожие главы из других книг:

Бронетранспортеры ГАЗ-40 (БТР-40)

Бронетранспортеры ГАЗ-40 (БТР-40) В 1947 году группа инженеров ОКБ спецмашин Горьковского автозавода во главе с В. К. Рубцовым приступила к разработке «проекта 141» или бронетранспортера ГАЗ-40 с использованием агрегатов автомобиля ГАЗ-63 и новым несущим бронекорпусом,

Бронетранспортеры ЗИС-152 (БТР-152) (1947-1959 гг.)

Бронетранспортеры ЗИС-152 (БТР-152) (1947-1959 гг.) В ноябре 1946 года в спецотделе Московского автозавода под руководством главного конструктора Б. М. Фиттермана началась разработка «объекта 140» или первого трехосного бронетранспортера ЗИС-152 с открытым несущим корпусом и всеми

Бронетранспортеры БТР-152В1 (1958 – 1962 гг.)

Бронетранспортеры БТР-152В1 (1958 – 1962 гг.) Первые опытные образцы нового бронетранспортера ЗИС-152В1 с внутренним подводом воздуха к шинам появились в 1956 году в процессе разработки такой системы для перспективных грузовых автомобилей ЗИЛ-157. С организацией их серийного

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-РД

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-РД Состояние на вооружении с 1979 г.Разработчик . КБ Волгоградского ТЗИзготовитель . Волгоградский ТЗПроизводство серияБоевая масса, т . 8,0Длина, мм . 5885Ширина, мм 2630Высота, мм 1650Клиренс, мм 100-450Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; 0,5Преодолеваемые препятствия:

Читать еще:  210-мм пушка С-72 / 305-мм гаубица С-73 (СССР)

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-80

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-80 Состояние на вооружениис 1986 г.Разработчик . КБ ГАЗИзготовитель . Арзамасский МЗПроизводство серия с 1986 г.База БТР-70Колесная формула . 8×8Боевая масса, т 13,6Длина, мм 7500/7650Ширина, мм 2900Высота, мм 2450/2350Клиренс, мм . 475Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; 1,77-3,09 Тип

Послевоенные бронетранспортеры

БРОНЕАВТОМОБИЛИ, БРОНЕТРАНСПОРТЁРЫ, БРОНЕТЯГАЧИ

БРОНЕАВТОМОБИЛИ, БРОНЕТРАНСПОРТЁРЫ, БРОНЕТЯГАЧИ Как и большинство стран, бронеавтомобилями (БА) Япония обзавелась значительно раньше, нежели танками. Так, во время интервенции на Дальнем Востоке в 1918–1920 годах японские войска захватили английские БА «Остин»,

БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ

БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ В послевоенные годы соединения французской армии были укомплектованы американскими полугусеничными бронетранспортерами периода второй мировой войны -М2, М3, М9 и др.В результате работ, проведенных е пятидесятых годах, во Франции приняты на вооружение

БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ

БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ На вооружении шведской армии состоит колесный бронетранспортер М/42 для перевозки пехоты, созданный в 1942-1943 гг.Бронетранспортер М/42 имеет колесную формулу 4×4, весит 8,5 т, вооружен двумя 8-мм пулеметами и вмещает 14 человек, включая экипаж из двух человек.

БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ И БРОНЕАВТОМОБИЛИ

БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ И БРОНЕАВТОМОБИЛИ В Японии разработка и производство бронетранспортеров для перевозки пехоты и грузов начаты до второй мировой войны.В то время созданы открытые сверху бронетранспортеры на базе японского легкого танка и английской танкетки

Глава IV Советские бронеавтомобили, бронетранспортеры и боевые машины пехоты

Глава IV Советские бронеавтомобили, бронетранспортеры и боевые машины

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-40Б

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-40Б Разработан в 1957 году. Выпускался серийно с 1957 г. Состоял на вооружении Советской Армии. Использовался в боях на Ближнем Востоке.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 5,3Численность экипажа, чел 8Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм

Литература

Основной танк Т-72

Наиболее массовый и известный советский танк последней четверти XX века. Создан на базе танка Т-64А с использованием ходовой части опытного объекта 167. Разрабатывался в КБ УВЗ (завод № 183) с 1967 по 1972 год. Принят на вооружение Советской Армии приказом МО № 0148 от 13 августа 1973 года. Производился серийно на УВЗ с 1974 по 1992 год.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
Т-72 «Урал» (объект 172М) – сварной корпус с днищем корытообразной формы. Верхний лобовой лист из трехслойной комбинированной брони (сталь – текстолит – сталь). Башня литая, сложной конфигурации. 125-мм пушка Д-81ТМ (2А26М2) с электромеханическим автоматом заряжания, спаренный пулемет ПКТ, зенитный пулемет НСВТ-12,7 «Утес», оптический прицел-дальномер ТПД-2-49, стабилизатор 2Э28М, встроенное оборудование для самоокапывания и устройство для крепления минного трала КМТ-6. Двигатель В-46. Боевая масса 41 т. Экипаж 3 человека. Серийное производство с 1974 по 1975 год.

T-72 «Урал-1» (объект 172М1)-модернизированный вариант танка Т-72 (объект 172М) с улучшенной бронезащитой корпуса и башни. Изменено размещение ИК-осветитвля ночного прицела Л-2АГ, теплозащитный кожух ствола пушки. Серийное производство с 1975 по 1979 год.

Т-72 (экспортный, 1975 г.) – отличается конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов.

Т-72А (объект 172А) – лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, ночной прицел ТПН-3-49 с ИК-осветителем Л-4, СУО 1А40, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46, увеличенный боекомплект, система запуска дымовых гранат 902А «Туча», система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор механика-водителя ТВНЕ-4Б, увеличенный динамический ход опорных катков, двигатель В-46-6. Башня-литая, с комбинированной броневой защитой с наполнителем из песчаных стержней. С 1982 г. – стабилизатор вооружения 2Э42-2. Серийное производство с 1979 по 1985 год.

Т-72М (1980 г.) – экспортный вариант танка Т-72А. Отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты.

Т-72М1 (1982 г.) – модернизированный вариант танка Т-72М. Дополнительный 16-мм броневой лист на верхней лобовой детали корпуса, комбинированная броня башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя.

Т-72АВ (1985 г.) – Т-72А с навесной динамической защитой.

Т-72Б (объект 184, 1985 г.) – комплекс управляемого вооружения 9К120 «Свирь» и СУО 1В40-1 (лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, баллистический вычислитель, прицел-прибор наведения 1К13-49, стабилизатор 2Э42-2 с электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным горизонтального наведения и другие элементы), пушка 2А46М. Навесная динамическая защита «Контакт» из 227 контейнеров. Двигатель В-84-1 мощностью 840 л.с. Комплекс средств связи «Абзац» (УКВ-радиостанция Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофон ный усилитель). Боевая масса 42,5 т. Серийное производство с 1985 года. С 1988 г. – встроенная динамическая защита.

Т-72Б1 (объект 184-1, 1985 г.)- Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.

Т-72С (1987 г.) – экспортный вариант танка 7-725. Бронирование корпуса и башни на уровне Т-72М1, 155 контейнеров динамической защиты, другая комплектация боеприпасов к пушке.

Т-72Б2 (Объект 184М) — российский опытный вариант с прицелом «Сосна», пушкой 2А46М-5, ВДЗ «Реликт», двигателем В-92С2 мощностью 1000 л. с.

Т-72Б3 — модернизация 2011 года с прицелом «Сосна-У», новой СУО, связью и модернизированной пушкой 2А46М-5.

Т-72Б3 обр. 2014 — модификация Т-72Б3 2014 года для Танкового биатлона. Отличается наличием панорамного тепловизионного прибора командира, увеличенной мощностью двигателя (1130 л.с.), автоматом переключения передач и системой управления движения с речевым информатором критических режимов работы узлов.

Т-72Б3 обр. 2016 — версия с динамической защитой «Реликт», пушкой 2А46М-5-01, двигателем В-92С2Ф, автоматизированной коробкой передач, цифровым дисплеем и телевизионной камерой заднего обзора. Впервые была представлена общественности на военном параде на Красной площади 9 мая 2017 года

Т-72 – самый массовый в мире танк второго послевоенного поколения. По советской лицензии производился в Польше, Чехословакии, Югославии (М84) и Индии. Активно поставлялся на экспорт. По состоянию на 1995 годТ-72 состоял на вооружении в Алжире (285 единиц), Болгарии (330), Венгрии (124), Индии (1400), Ираке, Иране (150), Кувейте (200 М84), Ливии (145), Польше (777 Т-72 и 20 РТ-91), Румынии (30), Словакии (272), Словении(36 М84), Сирии (1400), Финляндии (160), Хорватии, Чехии (563), Югославии (М84). Согласно данным, заявленным советской стороной на Венских переговорах по ограничению обычных вооружений в Европе, в 1990 году на европейской территории СССР, а также в частях, дислоцированных в Восточной Европе, находилось 5086 танков Т-72 всех модификаций. Из этого числа на территории Белоруссии – 1607, Украины – 1045, Армении – 246, Грузии – 251 и Азербайджана – 314 танков. После распада СССР часть этих машин поступила на вооружение вновь образованных национальных армий, часть была вывезена на территорию России.

Боевое крещение Т-72 получили в ходе арабо-израильской войны 1982 года в Ливане. Они состояли на вооружении сирийских войск и показали свое полное превосходство над бронетанковой техникой противника. По оценке израильских специалистов эти боевые машины оказались малоуязвимыми как для танкового, так и для авиационного оружия. По заверениям представителей сирийского командования в боях лета 1982 года не был потерян ни один танк Т-72. Активно Т-72 применялись Ираком в ходе войны с Ираном. В западной печати сообщалось, что первые 100 машин Ирак получил из СССР в 1979 – 1980 годах. Масштабные поставки продолжались и во время войны, в том числе и из Польши. К концу боевых действий Ирак располагал 800 танками Т-72, а к началу «Войны в Заливе» в иракской армии их насчитывалось около 1000. Большинство иракских «семьдесятвторых» было сосредоточено в дивизиях Республиканской гвардии, имевших наиболее высокий уровень боевой подготовки. В конце февраля 1991 года эти соединения столкнулись с американскими войсками в районе Басры и были разбиты. Согласно американским данным, иракцы потеряли 500 Т-72, американская сторона потерь якобы не понесла. И то и другое представляется маловероятным.

Танки М84 югославского производства использовались всеми воюющими сторонами в ходе гражданской войны в Югославии в 1991 – 1993 годах. С 1991 года Т-72 неоднократно применялись в вооруженных конфликтах на территории СНГ.

На базе Т-72 серийно выпускались командирские танки Т-72К, Т-72АК, Т-72БК, ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, мостоукладчик МТУ-72 (объект 632), инженерная машина разграждения ИМР-2, огнеметная система залпового огня ТОС-1, боевая машина разминирования БРМ-7 и самоходная гаубица 2С19 «Мста».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-72А

БОЕВАЯ МАССА, т: 41,8.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 9530,
ширина – 3590,
высота (по крыше башни) – 2190,
клиренс (по основному днищу) – 470.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 2А46 калибра 125 мм, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм, 1 зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7 мм, 12 пусковых установок калибра 81 мм для пуска дымовых гранат.
БОЕКОМПЛЕКТ: 44 выстрела, 300 патронов калибра 12,7 мм, 2000 патронов калибра 7,62 мм.
АВТОМАТ ЗАРЯЖАНИЯ: электромеханический, с постоянным углом заряжания.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной электрогидравлический 2Э28М.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, перископический ночной прицел ТПН-3-49.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противоснарядное комбинированное.
ДВИГАТЕЛЬ: В-46-6, 12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный, многотопливный дизель с жидкостным охлаждением и приводным центробежным нагнетателем; мощность 780 л.с. (574 кВт) при 2000 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: гитара, две планетарные семискоростные коробки передач с фрикционным включением и гидроуправлением, планетарные бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, три одинарных поддерживающих катка с внутренней амортизацией, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические телескопические амортизаторы на подвесках 1-, 2- и 6-го опорных катков; в каждой гусенице с РМШ 96 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 60.
ЗАПАС ХОДА, км: 700.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 30;
ширина рва, м – 2,8;
высота стенки, м – 0,85;
глубина брода, м – 1,8 (с ОПВТ-5 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123М, переговорное устройство Р-124.

История создания

В 1950-х годах основным бронетранспортёром мотострелковых подразделений Советской Армии был БТР-152 , созданный на шасси трёхосного полноприводного грузового автомобиля ЗИС-151 . Хотя он отличался хорошей надёжностью, подвижностью и высокой для своей компоновочной схемы проходимостью , военных последняя всё ещё не удовлетворяла, так как БТР-152 не мог преодолевать широкие траншеи и действовать на поле боя совместно с танками . В качестве наиболее эффективной меры для повышения проходимости колёсных машин конструкторами рассматривалось равномерное расположение мостов . В начале 1957 года был построен опытный БТР-Э152В с равномерным расположением мостов, показавший значительный прирост проходимости, хотя и выявивший проблемы с управляемостью такой схемы, которые потребовали сделать управляемыми не только передние, но и задние колёса.

Разработка бронетранспортёра ГАЗ-49, носившего также заводское обозначение БТРП — «бронированное транспортное средство плавающее», началась в КБ ГАЗа под руководством В. А. Дедкова зимой 1956 года , а первый прототип был готов к середине 1958 года . От первых серийных БТР-60 прототип отличался двигательной установкой из одного карбюраторного двигателя ГАЗ-40П мощностью 90 л. с., который со всей очевидностью был слишком слаб для 10-тонной машины. Попытка установить вместо него дизельный двигатель ЯАЗ-206Б мощностью 205 л. с. также не увенчалась успехом — двигатель оказался слишком тяжёлым и создавал серьёзный перевес машины на корму. В отсутствие других подходящих силовых установок, было решено установить на бронетранспортёр спарку из двух ГАЗ-40П с собственными трансмиссиями, каждый из которых работал на два моста. Модифицированный таким образом прототип был готов к осени 1959 года .

Читать еще:  Огнемётный танк ТО-55 / «объект 482» (СССР)

Помимо ГАЗа, во второй половине 1950-х годов созданием перспективного плавающего бронетранспортёра повышенной проходимости занимались параллельно, фактически на конкурсной основе, сразу несколько конструкторских бюро : Академия танковых и механизированных войск и СКБ Кутаисского автозавода с « Объектом 1015 »; Бюро внешних заказов ЗиЛа с ЗИЛ-153 ; Алтайский тракторный завод с « Объектом 19 » и Мытищинский машиностроительный завод с БТР на базе ММЗ-560 . ЗИЛ-153, Объект 1015 и ГАЗ-49 были внешне и конструктивно очень схожи между собой, Объект 19 же относился скорее к классу БМП и имел колёсно-гусеничную схему. Все эти машины отличались рядом конструктивных новшеств, но в итоге для массового производства был выбран ГАЗ-49, как более простой, дешёвый, надёжный и технологичный. Дополнительным фактором, сыгравшим роль в принятии этого решения, стала силовая установка ГАЗ-49. Несмотря на то, что внутренняя приёмная комиссия Минавтопрома назвала подобное решение «авантюрным» и «безграмотным», оно очень понравилось военным, поскольку при выходе из строя одного из двигателей бронетранспортёр мог продолжать движение со скоростью до 60 км/ч по шоссе. В результате ГАЗ-49 был приказом Министерства обороны от 13 ноября 1959 года принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-60П (П — «плавающий»).

БТР-40. Первый советский серийный бронетранспортёр

«Боевые автобусы». Первый советский бронетранспортер, который был запущен в серийное производство, появился в стране уже после завершения Великой Отечественной войны. К разработке машины приступили конструкторы автомобильного завода ГАЗ, которые уже в 1948 году смогли представить военным легкий бронетранспортер БТР-40. Новая боевая машина была создана с использованием узлов и агрегатов полноприводного грузовика ГАЗ-63.

На пути к первому бронетранспортеру

Перед началом Второй мировой войны в Советском Союзе не было своего бронетранспортера, но было огромное количество бронеавтомобилей как с пушечным, так и пулеметным вооружением. Опыт боевых действий достаточно быстро продемонстрировал, что войска остро нуждаются в специализированном транспортном средстве, которое могло бы использоваться в составе механизированных и танковых подразделений для перевозки пехоты. В годы войны эту проблему пытались хоть как-то решить за счет использования для несвойственных им целей бронированных артиллерийских тягачей «Комсомолец», количество которых в войсках таяло как лёд в солнечный весенний день, трофейной техники, а также ленд-лизовских поставок. В частности Советский Союз получил по Ленд-лизу более трех тысяч американских легких бронетранспортеров M3A1 Scout, но этого количества было явно недостаточно.

Одновременно с этим в стране предпринимались попытки создания собственного бронетранспортера. К примеру, на базе полноприводного бронеавтомобиля БА-64. Вариант бронетранспортера БА-64Е был выпущен небольшой серией. С машин демонтировалась башня, крыша также отсутствовала, а в задней части корпуса размещалась дверь. Такой бронеавтомобиль мог перевозить до 6 человек, из них всего 4 десантников. Но создать полноценный бронетранспортер на базе шасси легкового внедорожника было просто невозможно, поэтому машину оценили очень невысоко и массово она не строилась. Помимо этого, в 1944 году в СССР пытались создать свой аналог немецкого полугусеничного бронетранспортера «Ганомаг» и американского M3. Опытный полугусеничный бронетранспортер Б-3 на базе деталей танка Т-70 и грузовика ЗИС-5 был разработан конструкторами завода ЗИС в 1944 году, но испытания данной машины не впечатлили военных, которые отмечали недостаточную тяговооруженность и связанные с этим низкую скорость и надежность новой машины.

Большой проблемой, мешающей создать собственный бронетранспортер в годы войны, была загруженность советской промышленности выпуском танков и самоходных артиллерийских орудий различных типов, свободных мощностей под развертывание в тяжелых условиях производства бронетранспортеров просто не было. В конечном итоге до конца войны можно было наблюдать картину, когда советская мотопехота передвигалась на броне танков. Размещение солдат на броне было вынужденной мерой и подходило только для транспортировки войск без активного противодействия со стороны противника. Солдаты, которые размещались на танках без всякой защиты, были легко уязвимы для огня стрелкового оружия и осколков рвущихся рядом снарядов и мин.

Рождение БТР-40

Задача создания собственного бронетранспортера стала первоочередной для промышленности уже после окончания войны. К работам над новой машиной на заводе в Горьком приступили в 1947 году. При этом советские конструкторы отталкивались от американского легкого многоцелевого бронетранспортера M3A1 Scout, который был взят за образец. Данный бронетранспортер устраивал и военных, которые были хорошо с ним знакомы. В тактико-технических требованиях к новой машине прямо указывалось на то, что БТР должен проектироваться «по образцу американского M3A1». При этом по ряду требований техзадания машина должна была превзойти показатели американского БТР. Бронирование должно было быть серьезно усилено, военные требовали, чтобы бронеавтомобиль был надежно защищен спереди от попадания 12,7-мм пуль, а по бортам и корме – от 7,62-мм пуль, подобной защиты M3A1 не обеспечивал.

Стоит отдать должное конструкторам горьковского автозавода, которые не стали слепо копировать M3A1. Сохранив общую концепцию и модель компоновки, внешне советский бронетранспортер серьезно отличался от американского «Скаута». Для усиления бронезащиты передние и верхние бронелисты корпуса боевой машины конструкторы расположили под большим углом наклона. Также в Горьком отказались от буферного ролика в передней части машины, заменив его на лебёдку. Принципиальным отличием от американского легкого бронетранспортера рамной конструкции стало использование несущего бронированного корпуса.

Строить первый специализированный бронетранспортер конструкторы завода ГАЗ решили на базе шасси грузового полноприводного автомобиля ГАЗ-63. При создании боевой машины конструкторы старались сделать БТР максимально унифицированным с обычными автомобилями, которые серийно выпускались на предприятии. Помимо элементов шасси и других агрегатов, новый бронетранспортер получил от грузовика и рядную «шестерку». При этом, несмотря на высокий уровень унификации с грузовиком, от использования в конструкции БТР-40 рамы конструкторы отказались.

Активные работы по созданию легкого бронетранспортера велись с 1947 по 1949 год. При этом полигонные испытания были завершены уже 9 сентября 1948 года, после чего комиссия рекомендовала принять новый образец бронетехники на вооружение. Однако серийное производство нового бронетранспортера затянулось более чем на год. Всё это время осуществлялся процесс доводки опытных машин, а также удовлетворение новых требований со стороны ГБТУ, изменяющих состав вооружения и бронирования корпуса бронетранспортера. В результате в серию легкий бронетранспортер пошел уже в 1950 году. А простые граждане смогли познакомиться с новинкой только в 1951 году во время традиционного ноябрьского парада на Красной площади.

Стоит отметить, что параллельно на заводе ЗИС в Москве велись работы по доводке бронетранспортера БТР-152, который создавался на базе шасси грузового автомобиля ЗИС-151. Оба бронетранспортера поступили на вооружение в 1950 году и дополняли друг друга. Созданный в Горьком БТР-40 был легким бронетранспортером, способным перевозить до 8 десантников, а разработанный московскими конструкторами БТР-152 представлял собой более тяжелую машину, способную перевозить в десантном отделении до 17 пехотинцев. При этом военные уже тогда сделали ставку на колесные бронетранспортеры, такое положение вещей сохраняется в российской армии и сегодня. Выбор в пользу колесных БТР был сделан по причине их меньшей стоимости в производстве и эксплуатации, а также возможности массового выпуска на имеющихся автомобильных заводах.

Особенности конструкции БТР-40

Новый советский бронетранспортер представлял собой двухосную боевую машину с колесной формулой 4х4. Легкий бронетранспортер имел капотную компоновку и традиционную для техники своих лет конструкцию. В передней части корпуса располагалось моторно-трансмиссионное отделение, за ним отделение управления на двух человек: механика-водителя и командира бронетранспортера, в распоряжении которого имелась рация. За отделением управления в корме располагался десантный отсек, рассчитанный на перевозку 8 пехотинцев.

Бронетранспортер получил несущий открытый сверху бронекорпус коробчатой формы. Корпус был сварным и изготавливался из бронелистов толщиной 8 мм (борта) и 6 мм (корма). Наиболее сильное бронирование было в лобовой части машины – от 11 до 15 мм. Для посадки и высадки экипажа десант использовал двухстворчатую дверь в задней стенке корпуса, также десантники всегда могли покинуть БТР, просто перевалившись через борта. Для посадки и высадки экипажа по бокам отделения управления в корпусе были выполнены небольшие откидные двери. Для защиты от непогоды сверху корпуса можно было натянут брезентовый тент.

В наследство от грузовика ГАЗ-63 новому бронетранспортеру достались мосты, которые были подвешены на полуэллиптических листовых рессорах и дополнительно оснащены амортизаторами двухстороннего действия. Также бронетранспортер получил такую же раздаточную коробку, объединенную с демультипликатором с прямой и понижающей передачами. У водителя имелась возможность отключения переднего моста. При этом от рамной конструкции, как уже отмечалось выше, конструкторы отказались. Это позволило снизить длину корпуса машины до 5000 мм, а колесная база БТР-40 была уменьшена до 2700 мм. У полноприводного грузовика ГАЗ-63 эти показатели составляли 5525 и 3300 мм соответственно.

Сердцем бронетранспортера стал рядный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-40, который представлял собой вариант форсированного двигателя ГАЗ-11, устанавливаемого на грузовике ГАЗ-63. Мотор получил новый карбюратор, а его мощность выросла до 78 л.с. Этой мощности хватало, чтобы разогнать БТР боевой массой 5,3 тонны до 78 км/ч при движении по шоссе, по пересеченной местности машина могла двигаться со скоростью до 35 км/ч. Несмотря на то, что тяговооруженность машины была достаточно низкой (примерно 14,7 л.с. на тонну против 20 у M3A1, оснащенного более мощным двигателем), БТР мог таскать за собой и двухтонный прицеп, что делало легкий бронетранспортер очень универсальным. Также БТР-40 мог легко преодолевать подъемы крутизной до 30 градусов, рвы шириной до 0,75 метра и броды глубиной до 0,9 метра.

Стандартным вооружением легкого бронетранспортера БТР-40 являлся 7,62-мм станковый пулемет Горюнова СГ-43 с боезапасом из 1250 патронов. Помимо этого, десантники могли использовать для стрельбы свое личное стрелковое оружие: автоматы АК и карабины СКС. Вести огонь по противнику можно было через 4 амбразуры в бортах корпуса, а также поверх борта боевой машины.

Серийное производство нового бронетранспортера продолжалось с 1950 по 1960 год, за это время в СССР было собрано примерно 8,5 тысяч БТР-40 в различных вариантах исполнения. На базе бронетранспортера были созданы тягачи для транспортировки противотанковых орудий, зенитные самоходные установки, вооруженные 14,5-мм пулеметами КПВ, штабные и командирские машины. В 1956 году была создана версия бронетранспортера с защитой от поражающих факторов ядерного оружия, новая модель получила закрытый герметичный кузов, при этом количество десантников снизилось до шести человек. Помимо этого, такой вариант учитывал и боевой опыт использования бронетранспортеров в Венгрии в 1956 году, когда десант страдал от огня противника с верхних этажей зданий.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector