Объект 1015
Содержание
Опытный бронетранспортёр «Объект 1015Б» (СССР)
В период с 1954 по 1957 годы на одной из кафедр НИО Военной академии бронетанковых и механизированных войск проводилась проработка колёсного бронетранспортёра с колёсной формулой 8х8 и кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения. Работы велись под руководством Зимилева Г.В. С 1958 года по постановлению СМ СССР к работе было подключено специальное конструкторское бюро Кутаисского Автомобильного Завода [3] .
В 1960 году два опытных образца прошли приёмо-сдаточные испытания и предварительные испытания, после которых были выявлены необходимые доработки для повышения работоспособности и надёжности бронетранспортёра [4] .
Параллельно с «Объектом 1015» на конкурсной основе велась разработка других вариантов нового перспективного бронетранспортёра. В конечном итоге выбор пал на БТР-60П производства Горьковского Автомобильного Завода [4] .
Конструкция бронетранспортера Объект-1015
Корпус
Бронетранспортер имел несущий, полностью закрытый водоизмещающий корпус противопульного бронирования с фильтрационной установкой и кормовым расположением двигателя.
Бортовая раздача мощности и расположение сидений десанта вдоль бортов корпуса позволило уменьшить габаритную высоту бронетранспортера при дорожном просвете 400-450 мм и обеспечило размещение 20 человек десанта помимо водителя-механика.
Силовая установка
Бронетранспортер Объект-1015 получил V-образный 8-цилиндровый карбюраторный двигатель ЗИЛ-375 мощностью 180 л.с. в паре с 5-ступенчатой коробкой передач ЗИС-120 и раздаточной коробкой с принудительно блокируемым дифференциалом.
Так как коробка передач не выдерживала большого крутящего момента двигателя, то ее пришлось доработать путем упрочнения шестерен. От раздаточной коробки привод осуществлялся независимо по каждому борту через бортовые редукторы на колесные редукторы.
В кормовой части корпуса по бортам были размещены два водометных движителя с рабочими колесами от водометов плавающего танка ПТ-76. Привод на водометные движители был выполнен независимым от вторичного вала коробки передач, что позволяло включать при необходимости любую передачу, не изменяя передаточное отношение на водометы.
Водометы имели эжекционный вид системы водоотлива для удаления воды из различных мест корпуса за счет разрежения в трубах водометов. Также в корпусе были установлены центробежные насосы с электроприводом от аккумуляторных батарей для откачки воды при остановке двигателя.
Тормозная система
Тормозные механизмы были расположены внутри корпуса на бортовых редукторах.
Подвеска
Бронетранспортер Объект-1015 получил независимую подвеску всех колес, причем управляемые колеса двух передних мостов с колесными редукторами устанавливались на поперечных рычагах, а колеса двух задних мостов имели внутри ободов колес гитарные редукторы с качением их продольной плоскости.
В качестве упругих элементов подвески двух передних мостов были использованы специальные пружины с расположенными внутри них амортизаторами. Упругие элементы подвески задних мостов были выполнены в виде комбинации коротких торсионов со специальными пружинами, расположенными внутри корпуса.
Описание конструкции
БТР-Э152В был создан на базе серийного бронетранспортёра БТР-152В1. Машина использовала новые шины увеличенного до размера 14,00—18″. Кроме того, колёса были оборудованы системой подкачки шин. Для улучшения управляемости руль был оборудован пневноусилителем ЯАЗ-214. На всех подвесках мостов устанавливались гидроамортизаторы. В результате модификации база машины по сравнению с БТР-152В увеличилась на 646 мм, а колея — на 146 мм. При этом количество десанта было уменьшено до 14 человек. Благодаря внедрённым улучшениям снизилось удельное давление машины на грунт и резко повысилась общая проходимость по пересечённой местности. Однако невозможность преодолевать препятствия вплавь, низкая максимальная скорость движения по шоссе и неудовлетворительная управляемость машины на высоких скоростях не позволили принять БТР-Э152В на вооружение [1] .
Серийное производство
Серийное производство БТР-60 началось в 1960 году на Горьковском автомобильном заводе, который и впоследствии оставался единственным производителем этих машин в СССР. БТР-60 был впервые представлен населению и иностранным военным обозревателям на военном параде на Красной площади 1 мая 1962 года, в парадном строю на нём прошли части Московского гарнизона, а к осени 1963 года он стал поступать на вооружение групп советских войск за рубежом, что также не обошли вниманием западногерманские военные обозреватели [9] .
Уже вскоре после начала производства бронетранспортёр был модернизирован путём установки приборов ночного видения и командирского панорамного смотрового прибора [10] . Следующее, значительно более серьёзное изменение коснулось броневого корпуса, который получил броневую крышу и стал полностью закрытым. Это было вызвано двумя причинами. Первой стала высокая уязвимость открытых сверху бронетранспортёров в городских боях, продемонстрированная в ходе уличных боёв в Венгрии в 1956 году, когда основные потери БТР-152 понесли от бутылок с зажигательной смесью, закидывавшихся из верхних окон домов. В результате уже тогда предлагалось часть бронетранспортёров выпускать в закрытом варианте специально для действий в таких условиях [11] . Помимо этого, броневая крыша обеспечивала транспортёру и некоторую защиту от огня авиации [7] . Второй причиной стала переориентация в 1960-х годах армии на действия в условиях применения тактического ядерного оружия, считавшегося тогда весьма вероятным. Невозможность действий спешенной или находившейся на открытом воздухе пехоты на местности, подвергшейся радиоактивному заражению, требовала перехода к полностью закрытому транспортному средству, оснащённому противоатомной защитой, позволявшего десанту вести огонь из-под брони, по типу БМП [12] . Вместе с тем, броневая крыша значительно ограничивала возможности пехоты по наблюдению за местностью и ведению огня не спешиваясь, что критиковали некоторые военные специалисты. Тем не менее, крайняя уязвимость открытых бронетранспортёров в условиях возможной ядерной войны решила дело, и был совершён переход к полностью закрытым машинам [11] .
БТР-60 получил слегка более высокий броневой корпус с крышей толщиной 7 мм с двумя большими десантными люками в ней и двумя отдельными для командира и механика-водителя. Чтобы компенсировать потерю возможности десанта вести огонь через верх, в каждом из верхних бортовых листов появились по три лючка, закрываемых броневыми заслонками. Вооружение бронетранспортёра и приборы наблюдения остались прежними, но вместо съёмных установок на лобовом и бортовых листах корпуса пулемёт был перенесён на фиксированную турельную установку к переднему десантному люку. Также пулемёт СГМБ был заменён на ПКБ того же калибра. Число десантников сократилась до 12 человек, при этом значительно осложнилась их посадка и высадка [12] . Модернизированный бронетранспортёр получил обозначение БТР-60ПА и сменил в производстве БТР-60П с 1963 года. Порой также эта модификация называется БТР-60ПК, но официальным это название не было. С 1965 года его сменила на сборочных линиях модификация БТР-60ПА1, отличавшаяся усовершенствованными агрегатами двигателя и трансмиссии [7] .
Уже вскоре после запуска в производство БТР-60ПА1 последовала его новая кардинальная модернизация, на этот раз затронувшая вооружение. На бронетранспортёр была установлена башня от БРДМ-2 с 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Перевозимый десант вновь сократился, на этот раз до 8 человек, из которых шесть находились в десантном отделении, а ещё два — в лобовой части машины под башней, один из них выполнял и функции башенного стрелка. Помимо этого, бронетранспортёр получил новые приборы наблюдения и два дополнительных люка в верхних боковых листах в районе десантного отделения, облегчивших посадку и высадку из транспортёра. Также было слегка усилено лобовое бронирование корпуса и улучшена противоатомная защита. Модернизированный вариант получил обозначение БТР-60ПБ и поступил в производство в 1966 году. БТР-60ПБ оказался наиболее удачным вариантом БТР-60 и выпускался серийно без значительных изменений, за исключением установки смотрового прибора ТНПТ-1 в башне на машинах поздних выпусков, вплоть до 1976 года, когда его сменил в производстве новый БТР-70, разработанный на основе опытной колёсной БМП ГАЗ-50 и сохранявший большинство конструктивных особенностей БТР-60ПБ, но отличавшийся полностью переработанным более низким корпусом со слегка улучшенной бронезащитой, более мощными двигателями и изменённым расположением десанта [13] [14] . Тем не менее, на других заводах выпуск БТР-60ПБ продолжался вплоть до 1987 года [2] . Вопрос о количестве выпущенных машин является сложным, так как достоверные советские или российские данные в печати по-прежнему отсутствуют. По западным оценкам, было выпущено до 25 000 БТР-60 всех модификаций [3] [15] , однако историк М. Барятинский считает эту цифру значительно завышенной, так, весьма вероятно, что в неё входят также БТР-70 и БТР-80, производившиеся позднее [3] . Вместе с тем, численность всё ещё имеющихся на вооружении БТР-60, с учётом значительного числа списанных и отправленных на слом и потерянных в боях машин, а также цифр ежегодного выпуска БТР-70 и БТР-80 всё на том же Горьковском автомобильном заводе, говорят о более чем 10 000 выпущенных за 16 лет машин [4] .
Помимо СССР, лицензионное производство БТР-60 было развёрнуто в Румынии под обозначением TAB-71. Первоначальная версия базировалась на БТР-60П и также имела открытый верх, но отличалась установкой более мощных карбюраторных двигателей SR-225 мощностью 140 л. с. каждый, а также рядом более мелких изменений. Серийное производство TAB-71 началось в 1960 году на заводе RomArm. Позднее TAB-71 прошёл модернизацию, подобную БТР-60ПБ, получив закрытый корпус, башню с 14,5-мм пулемётом и дизельные двигатели Saviem 797-05 мощностью по 130 л. с. Новая модификация получила обозначение TAB-71M и находилась в производстве до замены на сборочных линиях в 1970-х годах бронетранспортёром TAB-77, разработанным, в свою очередь, на базе БТР-70 [16] .
После распада СССР
После того, как СССР прекратил своё существование, Украина, совместно с Российской Федерацией, попыталась использовать наработки для продолжения работы над танком. В частности, был создан танк Объект 477А, названный «Нота» или «Заслон». Прототипы танка поместили на базу объекта 434 и объекта 219. Пушка 2А73 использовалась российского производства. Всего было создано 10 машин, семь находились на Украине, три — на территории Российской Федерации. Из-за недостатка финансирования в начале 2000-х годов проект свернули. Наработки были использованы для танка «Оплот» [4] .