0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

БТР-50П: первый советский гусеничный плавающий бронетранспортёр

БТР-50П: первый советский гусеничный плавающий бронетранспортёр

Бронетранспортёр БТР-50П во многом стал уникальной боевой машиной. Помимо того, что это был первый отечественный гусеничный бронетранспортёр, БТР-50П был еще и плавающим. Здесь в полной мере сказалась его родословная. Данная модель была создана на базе легкого плавающего танка ПТ-76.

Помимо десантников, БТР мог спокойно перевозить по воде до двух тонн грузов, в том числе минометы и артиллерийские установки калибра до 85-мм включительно, причем огонь по противнику из орудия можно было вести прямо в процессе транспортировки.

Источники

·
Т-34
·
Т-41
· Т-37А ·
Танк Шитикова
· Т-38 ·
Т-43
· Т-38М ·
Т-39
·
Т-43-2
·
Т-51
·
Т-116
·
Танк ТМ
·
0-10

·
Т-16
· Т-18 ·
Т-19
·
Д-10
·
Д-11
·
ТММ
· Т-26 ·
Т-126 (СП)
·
Т-26-5 (Проект 126-1)
·
Проект 126-2
·
Проект 127
·
КТ-26
·
Т-26А
·
Т-46
·
Т-26М
·
СТЗ-25
·
СТЗ-35
·
Т-111
·
Объект 211

· Т-24 · ·
ТА-1/ТА-2
·
Д-4
·
Д-5
· БТ-2 ·
БТ-203
·
ПТ-1/ПТ-1А
·
ИТ-3
·
Д-38
·
Летающий танк БТ
· БТ-5 ·
БТ-6
·
РБТ-5
·
БТ Цыганова
· БТ-7 · БТ-7А ·
БТ-5-ИС
·
БТ-СВ-2
·
Танк на воздушной подушке
·
МАС-1
·
А-20
·
А-32

·
ТГ-VI
·
Т-30
·
ТП-1
·
ТГ-5
·
Т-42
·
ТА-3
· Т-35 ·
Танк Сиркена
·
Танк Данченко
· Т-28 ·
Т-39
·
Т-29
·
Танки прорыва КБ ЛКЗ
·
Объект 112
·
СМК
·
Т-100
·
Объект 115
·
Объект 0-50
·
Объект 103
· ·
Т-100-Z
·

· ОТ-37/ХТ-37 · ХТ-130 · ХТ-133 ·
БХМ-2/ХБТ-7
·
ОТ-131/ОТ-132
·
ХТ-134
·
Объект 218
·
ОТ-7
·
Д-15
·
ОУ-Т-26

· Т-27М ·
СУ-1
·
СУ-2
·
«Путиловец»
·
СУ-3
·
СУ-76
·
СУ-6
· СУ-5 · АТ-1 · СУ-26 ·
СУ-37
·
СУ-45

· Д-8/Д-12 · ФАИ ·
Боевой мотоцикл Гроховского
·
ГАЗ-ТК
· БА-20 · БА-30 ·
БА-21
·
ЛБ-23
·
ЛБ-НАТИ
·
ФАИ-2

· Д-13 ·
ФВВ
· БА-И · БА-3 ·
БА-6С
· БА-6 ·
БА-9
· БА-10 ·
ЛБ-62

·
ПБ-4
·
Бронеавтомобиль на воздушной подушке
·
ПБ-7

·
БХМ-1000/800
· КС-18 ·
БА-23

·
ТР-1
·
ТР-4
·
Бронетранспортёр Шитикова
·
БА-22

· «Пионер» · Т-20 «Комсомолец» · Т-26Т

· БТД · ДТР · · БД-39 · БД-41 · Ленинградская броневая дрезина

выделены опытные и не пошедшие в серийное производство образцы

Описание конструкции [ править ]

Хотя изначально предусматривалась достаточно радикальная модернизация Т-28, реализовать все указанные выше изменения и нововведения не удалось. В частности, трёхбашенная компоновочная схема была сохранена, равно, как и вооружение танка, оставшееся на уровне базовой модели. Двигатель и трансмиссия также оставались без изменений, хотя, по ряду данных, удалось несколько уменьшить длину базового танка. По сути, главным отличием «Объекта 112» от Т-28 была изменённая подвеска, использовавшая в почти готовом виде тележки подвески тяжёлого танка Т-35. Некоторые изменения были вызваны, главным образом, ощутимым различием в метрических размерах между 7-метровым Т-28 и почти десятиметровым Т-35. В частности, уменьшилось расстояние между опорными катками, сократилось число поддерживающих катков, удалось отказаться от натяжных роликов между направляющими колёсами и передними опорными катками [2] .

Таким образом, новая подвеска являлась блокированной, по два катка в тележке; подрессоривание — двумя спиральными пружинами. Ходовая часть прикрывалась 10-мм броневыми экранами. Гусеничный движитель состоял из восьми (на каждый борт) обрезиненных опорных катков малого диаметра, четырёх поддерживающих катков с резиновыми шинами (вместо шести у Т-35), направляющих колёс с винтовым механизмом натяжения гусениц, ведущих задних колёс со съёмными зубчатыми венцами и мелкозвенчатых гусеничных цепей со скелетообразными траками и открытым шарниром. Траки соединялись пальцами, стопорящимися с помощью шплинтов.

  • Статьи 3
  • Участники 787
  • Фотографии 121
  • Ещё.
  • Обсуждения 2
  • Ссылки 2
  • Контакты 2
  • Действия

    • Уведомлять о записях
    • Сохранить в закладках
    • Поиск записей
    • Пожаловаться

    454 записи

    ЗиС-152 «БТР-152»
    Советский бронетранспортёр. Разрабатывался в 1944-1945. Всего выпущено 12 421 шт.

    Теперь поговорим об истории создания этого БТР.
    Показать полностью.
    В 1944 советы задумались о разработки нового бронированного транспортного средства на базе грузовика. В 1945 советы возвращают неиспользованные/целые американские БТР М2, М3, М5 и М9. В связи с этим советы возвращаются к работе о бронированном транспортном средстве на базе грузовика. Проводится конкурсная работа на головного разработчика. Участники ГАЗ, ЗиЛ, ЗиС. Из всех участников проходит ЗиС. Основой разработчик ЗиС. Для удешевления производства было принято решение,что будущий БТР будет создан на базе ЗиС-151. Бронетранспортер БТР-152 был принят на вооружение прика­зом военного министра СССР от 24 марта 1950 г.

    Характеристики:
    Броня: противопульная.
    Вооружение: один пулемет СГМБ калибра 7.62-мм.
    Двигатель: ЗИЛ-123В.
    Запас хода: по шоссе 550 км,по пересечённой местности 430 км.

    «А»: Установка ЗУ ЗПТУ-2 из 14,5-мм пулемётов КПВ.

    «В»: Вариант БТР на базе опытного автомобиля ЗИС-128 и первых прототипов грузового ЗИЛ-157, с автоподкачкой шин.

    «Е»: Установка ЗУ ЗПТУ-2 из пулемётов 14,5-мм КПВ.

    «С»: Машина связи с увеличенной высотой бронекорпуса.

    «И»: Машина управления, с высоким закрытым корпусом.

    «К»: Увеличение членов экипажа до 16 человек.

    «В1»: Установка ПНВ и усовершенствованной системой регулировки давления в шинах.

    Техника на базе этого БТР:

    «С1»: Подвижный командный пункт.

    «У»: Машина управления.

    «Р-118АМ «Стадион»»: Радиостанция средней мощности с р/п Р-154-2 «Молибден» и Р-311.

    Бронетранспортер БТР-50 (объект 750)

    Гусеничный плавающий бронетранспортер, разрабатывавшийся одновременно станком ПТ-76, поскольку тактико-технические требования ГБТУ предусматривали параллельное создание двух образцов на одной базе. Проектирование велось во ВНИИ-100-ОГК в Ленинграде с 1949 года, опытные образцы в 1950 – 1954 годах изготавливал ЧКЗ. Бронетранспортер принят на вооружение Советской Армии постановлением СМ СССР № 175-89 от 30 января 1954 года. Серийное производство осуществлялось на СТЗ с 1954 года.

    СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
    БТР-50П (объект 750) – базовый серийный вариант. Нижняя и кормовая часть корпуса, ходовая часть, силовая установка и трансмиссия – идентичны танку ПТ-76. В передней части корпуса расположена открытая сверху бронерубка, в которой размещаются экипаж и десант. В отделении управления, кроме места механика-водителя, находятся место командира БТР и командирская башенка с тремя приборами наблюдения. Штатного вооружения нет. БТР обеспечивает перевозку личного состава и вооружения в следующих вариантах:
    1) 20 человек десанта;
    2) одна 57-мм пушка СД-57, или 4-26, или ЗИС-2, одна 76-мм пушка ЗИС-3 или горная пушка М69 (2А2) с боекомплектом 20-25 выстрелов и 5 человек расчета;
    3) 85-мм пушки Д-44 или Д-48 и 2 человека расчета;
    4) автомобиль ГАЗ-69 и 7 человек десанта;
    5) три 82-мм безоткатных орудия 6-70, 24 выстрела к ним и 12 человек расчета;
    6) три 82-мм миномета, 120 мин к ним и 12 человек расчета;
    7) одно 107-мм безоткатное орудие Б-11 и 5 человек расчета;
    8) один 120-мм миномет, 32 мины и 6 человек расчета.
    Возможна перевозка других грузов массой не более 2 т. Из любого типа орудий допускалось ведение огня в движении и на плаву. Для погрузки и выгрузки пушек, автомобиля и пр. БТР оборудован специальным погрузочным устройством, состоящим из направляющих балок, аппарелей и лебедки с приводом от двигателя. Боевая масса бронетранспортера 14,3 т.

    БТР-50ПА (объект 750М. 1956 г.) – 14,5-мм пулемет КПВТ на турельной установке на погоне крыши командирской башенки. Боекомплект 800 патронов. Угол возвышения пулемета +85°, горизонтальный обстрел на 360°. Коллиматорный прицел ВК-4.

    БТР-50ПК (объект 750ПК, 1958 г.) – бронированная крыша над десантным отделением с тремя люками для посадки и высадки десанта.
    Система ПАЗ, ночной прибор механика-водителя ТВН-2Б. Отсутствует лебедка и возможность перевозить пушки и автомобиль.

    БТР-50ПН (объект 905, 1958 г.) – КШМ на базе БТР-50П с герметичным закрытым корпусом. Три радиостанции и зарядный агрегат.

    БТР-50ПУ (объект 750К, 1958 г.) – КШМ на базе БТР-50П (с 1959 г.-на базе БТР-50ПК). Радиостанции Р-112, Р-113 и Р-105 и Р-105У, радиорелейная станция Р-403БМ (полукомплект), радиоприемник Р-311, полевой телефонный коммутатор П-193А на 10 номеров. Навигационная аппаратура: гидрокурсоуказатель КМ-2, курсопрокладчик КП-2М. Переносной зарядный бензоэлектрический агрегат АБ-1-П/30. Системы ПАЗ и ППО, ТДА и отопитель штабного отделения. В средней части штабного отделения установлен раздвижной стол для работы с картами. Вместимость КШМ – 9 чел.

    БТР-50ПУМ – модернизированная КШМ на базе БТР-50ПУ.

    БТР-50ПУМ1 (1972 г.) – модернизированная КШМ на базе БТР-50ПУ.

    Бронетранспортеры БТР-50П в начале 50-х годов поступали на вооружение мотострелковых батальонов гвардейских танковых полков. Совместно с танками ПТ-76, которыми комплектовались роты плавающих танков тех же полков, они предназначались для быстрого форсирования водных преград с хода или с короткой подготовкой в условиях неядерной войны. Именно для этой цели в возимый ЗИП БТР-50П было включено такелажное оборудование, позволявшее ему перевозить на себе все тяжелое вооружение мотострелкового полка. С установленным на нем орудием калибра 57 – 85 мм БТР-50П превращался в легкую САУ, способную обеспечить огневую поддержку пехоте. У БТР-50ПК такой возможности не было. По западным данным, всего было изготовлено около 6500 БТР-50. Они состояли на вооружении мотострелковых частей танковых дивизий вплоть до замены их боевыми машинами пехоты БМП-1. Помимо КШМ шасси БТР-50 использовалось в качестве базового при создании машины технической помощи МТП и системы дистанционного разминирования УР-67. МТП имела закрытый корпус с более высокой, по сравнению с БТР-50ПК, крышей и служила подвижным средством технического обеспечения мотострелковых подразделений, имеющих на вооружении боевые машины пехоты БМП-1. УР-67 представляла собой обычный бронетранспортер БТР-50ПК, на крыше МТО которого размещалась ПУ с двумя направляющими. С нее могли запускаться неуправляемые реактивные снаряды со шнуровыми зарядами – при подрыве они расчищали проход в минных заграждениях, достаточный для движения техники. УР-67 состояли на вооружении инженерных войск.

    В конце 50-х годов лицензия на производство БТР-50П была продана Чехословакии. Готовя машину к серийному выпуску, чехословацкие конструкторы несколько модернизировали БТР: увеличили мощность двигателя, немного изменили корпус, главным образом, форму и количество посадочных люков. В 1962 году БТР был принят на вооружение Чехословацкой Народной армии под индексом ОТ-62. В Польше машина выпускалась по лицензии под названием TOPAS. Поляки вскоре ее модернизировали, установив башню собственной конструкции со спаренными пулеметами КПВТ и ПКТ, и она получила название TOPAS-2АР. “Топазы” состояли на вооружении 7-й дивизии береговой обороны Войска Польского. ОТ-62 и БТР-50 эксплуатировались, кроме того, в Национальной Народной армии ГДР и Болгарской Народной армии. Обе машины активно экспортировались. Они принимали участие в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, причем захваченные у египетских войск бронетранспортеры интенсивно использовались Армией обороны Израиля.

    По состоянию на 1995 год БТР-50 разных модификаций и чехословацкие ОТ-62 имелись в армиях Албании, Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Вьетнама, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Египта, Израиля, Индии, Ирака, Ирана, КНДР, Конго, Ливии, Сирии, Словении, Судана, Финляндии, Хорватии, Югославии.

    ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-50ПК

    БОЕВАЯ МАССА, т: 14,2.
    ЭКИПАЖ, чел.: 2.
    ДЕСАНТ, чел.: 20.
    ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
    длина – 7070,
    ширина – 3140,
    высота – 2030,
    клиренс – 370.
    ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет СГМБ (или ПКБ) калибра 7,62 мм.
    БОЕКОМПЛЕКТ: 1250 патронов.
    БРОНИРОВАНИЕ, мм: 6…13.
    ДВИГАТЕЛЬ: В-6, 6-цилиндровый, дизельный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 240 л.с. (176 кВт) при 1800 об/мин, рабочий объем 19 100 см3.
    ТРАНСМИССИЯ: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы, редукторы
    отбора мощности на водометы, бортовые передачи.
    ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть пустотелых обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное), пустотелое направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы на 1-м и 6-м катках; в каждой гусенице 96 траков шириной 360 мм, шаг трака 128 мм.
    СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: на суше – 44,6, на плаву – 10,2.
    ЗАПАС ХОДА, км: на суше – 260, на плаву – 70.
    ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
    угол подъема, град. – 38;
    ширина рва, м – 2,8;
    высота стенки, м – 1,1.
    СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-113, переговорное устройство Р-120.

    Технические особенности бронетранспортёра БТР-50П

    Первый советский гусеничный бронетранспортёр представлял собой плавающую боевую машину с противопульным бронированием. Водоизмещающий корпус бронетранспортёра изготавливался методом сварки из бронелистов толщиной от 4 до 10 мм. Боевая масса БТР-50 не превышала 14,2 тонны. Отличительной особенностью боевой машины было расположение дизельного двигателя вдоль продольной оси корпуса.

    Для нового образца бронетехники советские конструкторы выбрали следующую компоновочную схему. В передней части БТР находилось отделение управления, в средней части – десантное отделение, в корме – моторно-трансмиссионное отделение. Экипаж бронетранспортёра состоял из двух человек: механика-водителя и командира. Рабочее место командира находилось справа, мехвода – слева. Помимо этого, внутри корпуса в десантном отсеке могли разместиться 12 бойцов.

    Максимально БТР мог переправить через водную преграду до 20 человек личного состава или двух тонн различных военных грузов, например артиллерийское орудие вместе с расчетом. Версии бронетранспортёра без крыши оснащались съемным тентом, который защищал десант от воздействия осадков.

    Ходовая часть, трансмиссия и силовая установка достались БТР-50П без изменений от танка ПТ-76. Сердцем боевой машины был дизельный двигатель В-6ПВГ, развивавший максимальную мощность 240 л.с. Этой мощности хватало, чтобы обеспечить гусеничной машине максимальную скорость хода до 45 км/ч при движении по шоссе и до 10,2 км/ч на плаву. Запас хода оценивался в 240-260 км (по шоссе).

    Новый бронетранспортёр, как и легкий танк ПТ-76, отличался высокими характеристиками подвижности и проходимости, обладал запасом плавучести, неплохой маневренностью и остойчивостью. Именно по этой причине новая техника поступала на вооружение не только мотострелковых подразделений, но и подразделений морской пехоты. Помимо водоемов, БТР-50 легко преодолевал препятствия в виде рвов и траншей шириной до 2,8 метра и вертикальных стенок высотой 1,1 метра.

    В кормовой части машины на крыше моторно-трансмиссионного отделения конструкторы расположили откидные аппарели для погрузки артиллерийских орудий и минометов (БТР-50П мог перевезти 120-мм миномет, 57-мм, 76-мм или 85-мм артиллерийское орудие), а также полноприводных автомобилей ГАЗ-67 или ГАЗ-69. Для транспортировки вооружения БТР специально был оснащен погрузочным устройством, которое состояло. помимо откидных аппарелей, из мощной лебедки с тяговым усилием на уровне 1500 кгс.

    Несмотря на то, что на прототипах во время испытаний был установлен крупнокалиберный пулемет ДШК, в серию бронетранспортёры пошли либо без штатного вооружения, либо со 7,62-мм пулеметом СГМБ, созданным на базе станкового пулемета СГ-43.

    Вторая попытка вооружить боевую машину крупнокалиберным оружием была предпринята уже в 1956 году. Опытный образец БТР-50ПА вооружили 14,5-мм пулеметом КПВТ, который, как и ранее ДШК, попробовали установить на турельной установке с бронеспинкой на люке командира БТР. Несмотря на старания конструкторов и эта версия БТР-50 с повышенной огневой мощью не дошла до стадии принятия на вооружение.

    Испытания машины [ править ]

    Не совсем понятно, дошёл ли проект «Объекта 112» до стадии воплощения в металле. По ряду данных, в 1938 году Т-28 с заводским номером 1552 был переоборудован по схеме «Объекта 112» — подвеска танка была заменена на новую, аналогичную таковой у Т-35, а также была установлена усовершенствованная система охлаждения двигателя с новой конструкцией трубчатых оребрённых алюминиевых радиаторов [2] . При этом, строго говоря, опытная машина не являлась в чистом виде «Объектом 112», так как иные изменения (такие, как переделка трансмиссии и уменьшение длины корпуса) в конструкцию танка не вносились. Задачей его создания была, видимо, оценка работоспособности подвески Т-35 на Т-28. В том же году переоборудованный танк прошёл полигонные испытания, однако их результаты в источниках не упоминаются. Позднее, в 1939 году, Т-28 № 1552 снова использовался для испытания новой подвески, на этот раз — торсионной [2] .

    ТАНКИ Т-41 И Т-37

    ТАНКИ Т-41 И Т-37

    Работы по проектированию новых образцов отечественных плавающих танков начались в феврале-марте 1932 года, когда еще полным ходом шли работы по Т-33. В докладе «О ходе работ по проектированию новых типов танков», направленном руководством УММ РККА в Совет труда и обороны СССР в апреле 1932 года, об этом сказано следующее:

    «Танкетки. В валовом производстве находится Т-27. Ведутся работы по изготовлению опытных образцов танкетки с вооружением в башне. Первый образец, под шифром Т-41, изготавливаемый заводом ВАТО в Москве, будет готов в мае сего года. Другой образец, под шифром Т-37, изготавливаемый на машиностроительном заводе имени Ворошилова[1], будет выпущен в июне сего года. Оба танка будут обладать плавучестью, и разница их состоит в том, что Т-41 имеет мотор Форд-АА, расположенный по осевой центральной линии машины, в то время как Т-37 имеет одностороннее расположение мотора по типу амфибии Карден-Лойд. В этом случае стандартный задний мост автомобиля Форд-АА изменяется» (3).

    Танк Т-41, спроектированный под руководством Н. Козырева на 2-м заводе Всесоюзного автотракторного объединения (ВАТО) в Москве, поступил на испытания в начале июля 1932 года. Танк имел клепано-сварной корпус, собранный на металлических уголках. Для герметизации стыков между броневыми листами в нижней части корпуса устанавливались резиновые прокладки. На крыше корпуса, на шариковом погоне, устанавливалась башня, смещенная к правому борту. Ее поворот осуществлялся вручную при помощи специальных рукояток.

    Вооружение Т-41 состояло из 7,62-мм пулемета ДТ, установленного в полукруглом вращающемся броневом щитке в лобовом листе башни. Для крепления пулемета в основании щитка имелся специальный хомут. Такая установка оказалась довольно громоздкой и сложной, а углы обстрела пулемета (без поворота башни) составляли всего 33 градуса по горизонту и 24 градуса по вертикали.

    Автомобильный карбюраторный двигатель Форд-АА мощностью 40 л.с. располагался продольно вдоль центральной оси машины. Он позволял танку развивать скорость по шоссе до 35 км/ч. Бензобак на 120 литров размещался слева в кормовой части корпуса. Подача горючего осуществлялась самотеком. Запас хода танка по шоссе составлял 150 км.

    Трансмиссия состояла из главного фрикциона (обычного автомобильного сцепления с грузовика Форд-АА), главной передачи фордовского дифференциала и коробки перемены передач, карданного вала и привода водоходного движителя. Последний состоял из жесткой зубчатой муфты, соединяющей вал гребного винта с коленчатым валом двигателя и механизма реверсирования. Причем конструкция муфты была такова, что для отключения винта требовалась остановка танка и выключение двигателя.

    На плаву Т-41 передвигался при помощи двухлопастного гребного винта и плоского руля. При передвижении лопастей винта механизмом реверсирования при движении на воде танк мог двигаться передним и задним ходом. Скорость на плаву достигала 3–3,5 км/ч.

    Ходовая часть Т-41 была почти такой же, как у танка Т-33 и амфибии Vickers-Carden-Loyd, а гусеница — мелкозвенчатая, по типу танкетки Т-27. Боевая масса танка с экипажем из двух человек (механик-водитель и командир) составляла 3,5 т.

    После заводских пробегов и устранения выявленных недостатков, машину передали на НИБТ полигон (поселок Кубинка под Москвой) для прохождения испытаний, которые длились достаточно долго — со 2 августа по 29 сентября 1932 года. Такие длительные сроки были связаны с «длительными перерывами из-за ряда дефектов, поломок, произошедших при испытаниях, а также по другим обстоятельствам (отрыв работников, переброска машины на демонстрации и т. д.)» (4).

    В заключении отчета об испытании танка Т-41 было сказано следующее:

    «1. Машина Т-41, конструкции, представленной на испытания, имеет:

    а) Большие поверхности обстрелу, расположение листов и швов, обеспечивающих большую вероятность попаданий пуль и разрушения брони;

    б) Значительный боевой вес при недостаточной мощности мотора, снижающий тактические свойства танка;

    в) Плохую проходимость, преодолеваемость препятствий и управляемость, как на суше, так и на воде;

    г) Недостаточную конструктивную проработку ряда деталей (крепление рессор, отсутствие упорного подшипника гребного вала и др.);

    2. Считать, что в данном виде машина как боевая использована быть не может. Направлению на войсковые испытания не подлежит» (5).

    Опытный образец танка Т-37 конструкции ОКМО, вид сзади. 1932 год (АСКМ).

    Опытный образец танка Т-41, общий вид. 1932 год (АСКМ).

    Опытный образец танка Т-41 на плаву. НИБТ полигон, август 1932 года (АСКМ).

    Учитывая результаты испытаний опытного образца Т-41, в КБ 2-го завода ВАТО разработали второй вариант этого танка. Изменения коснулись главным образом корпуса (он стал более низким и несколько иной формы), смотровых приборов механика-водителя, привода гребного винта и самого винта, а также руля. Это позволило снизить массу танка до 2,95 т, но существенных улучшений боевых качеств добиться не удалось. В первой половине 1933 года было построено 12 танков Т-41 «с измененной конструкцией корпуса», которые именовались в документах как «Т-41 серийный».

    Плавающий танк Т-37 конструкции ОКМО вышел на испытания в июле 1932 года. Его компоновка была подобна Т-33 и амфибии Vickers-Carden-Loyd. Т-37 имел клепано-сварной корпус, изготовленный из обычной (не броневой) стали. На крыше устанавливалась башня, смещенная к левому борту. Ее вращение осуществлялось вручную. Вооружение танка состояло из 7,62-мм пулемета ДТ, установленного в шаровой установке, смонтированной в переднем листе башни.

    Автомобильный карбюраторный двигатель Форд-АА мощностью 40 л.с., расположенный продольно, был смещен к правому борту. Он позволял 2,85-тонной машине развивать скорость до 35 км/ч по шоссе и 4 км/ч на плаву. Запас хода танка по шоссе составлял 160 км.

    Трансмиссия состояла из главного фрикциона (обычного автомобильного сцепления), главной передачи, дифференциала и коробки перемены передач, карданного вала и привода водоходного движителя. На плаву Т-37 передвигался при помощи трехлопастного гребного винта и плоского руля.

    Ходовая часть машины была изготовлена «по типу ходовой части фирмы „Крупп“, с которой наши конструкторы ознакомились в ходе испытаний немецких танков в Казани», Применительно к одному борту она состояла из двух двухкатковых тележек, двух поддерживающих катков, ведущего и направляющего колес.

    В ходе заводских испытаний у танка Т-37 выявилось большое количество недостатков и недоработок, поэтому дальнейшие работы по машине прекратили осенью 1932 года. Впоследствии танк Т-37 был отправлен в утиль.

    Что касается серийных танков Т-41, то 7 ноября 1932 года они участвовали в параде на Красной площади, а затем были переданы в танковые части в качестве учебных машин. Некоторые из них эксплуатировались вплоть до 1939 года. Один серийный Т-41 летом 1945 года имелся в составе воздушно-десантных частей Московского военного округа. Эта машина использовалась для отработки вопросов доставки танков по воздуху посадочным способом.

    • Статьи 3
    • Участники 787
    • Фотографии 121
    • Ещё.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector