0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

KW II — 754 (r)

  • 1 Описание
  • 2 Основные характеристики
    • 2.1 Бронезащита и живучесть
    • 2.2 Подвижность
  • 3 Вооружение
    • 3.1 Основное орудие
    • 3.2 Пулемётное вооружение
  • 4 Применение в бою
    • 4.1 Достоинства и недостатки
  • 5 Историческая справка
  • 6 Медиа
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки

Panzerkampfwagen KW II — 754 (russisch) — немецкое обозначение трофейного советского тяжелого танка, где буква r в скобках указывала на то, что танк был русским. Летом-осенью 1941 года, немцы захватили немалое количество советской бронетехники, подчас, полностью в исправном состоянии. Острая нехватка танков собственного производства, заставляла немецкую армию не брезговать использованием машин противника. Так, доставшиеся немцам танки КВ-2, получившие наименование в немецкой армии KV-II 754(r), тоже использовались Вермахтом. Пройдя небольшие усовершенствования под нужды своих войск, танки КВ-2 получили командирскую башенку от среднего немецкого танка Pz.Kpfw. IV, укладку для дополнительных боеприпасов на корме корпуса, фару Notek и еще несколько незначительных, мелких доработок.

Точное количество KV-II 754(r) использовавшегося немцами установить не представляется возможным, однако, опираясь на то, что общее число трофейных танков КВ у немцев не превышало 50, большинство из которых были КВ-1, количество КВ-2 могло быть не более 10-15 единиц. Ввиду того, что немецкая армия почти не сталкивалась с фортификационными сооружениями, для разрушения которых и был предназначен этот танк, KV-II 754(r) применялся, в основном, для подавления огня советских ДОТов, пулемётных гнезд, артиллерийских позиций и уничтожения живой силы противника, о чем свидетельствует тот факт, что в боекомплекте немецкого трофея большинство снарядов было осколочно-фугасного типа. Особенно активно танк применялся на северном участке Восточного фронта, где обстреливал советские позиции в осажденном Ленинграде. Несколько единиц KV-II 754(r) дожили до самого конца войны, так американцы захватили один немецкий KV-II при взятии Эссена, где немцы использовали машину в обороне города.

КВ-7 — трехпушечный вариант КВ-1

Конструкция его была оригинальной, но заведомо проигрышной. В башню танка планировалось установить сразу три 76-мм пушки ЗиС-5. Но при такой установке башня уже не могла вращаться. Получался не классический танк, а самоходная артустановка — САУ.

Однако на практике и эту идею реализовать не удалось. Было решено оставить одну 76-мм пушку и дополнительно установить две 45-мм пушки 20К.

Для управления самоходкой с тремя пушками и ведения огня требовалось шесть членов экипажа. Были собраны опытные образцы, показавшие неплохие результаты во время заводских испытаний. Но военные машину забраковали, поскольку не поняли, зачем САУ нужны сразу три пушки, нацеленные в одну точку.

Читать еще:  Опытная зенитная самоходная установка БТР-50П с ЗТПУ-4 (СССР)

Кстати сказать, сейчас на вооружении некоторых армий мира находятся самоходки со спаренными пушками. Даже в нашей стране планировалось САУ «Коалиция» сделать двуствольной.

Тяжелый танк Т-10

Последний советский серийный тяжелый танк. Предназначался для замены в войсках тяжелых танков ИС-2, ИС-3 и ИС-4, которые в соответствии с тактико-техническим заданием должен был превосходить по надежности и маневренности. Разработан в КБ ЧКЗ в 1949- 1952 годах. На разных стадиях проектирования и отработки опытных образцов имел обозначения ИС-8, ИС-9 и ИС-10. Принят на вооружение Постановлением СМ СССР № 2860-1215 от 28 ноября и приказом МО № 244 от 15 декабря 1953 года под индексом Т-10. С 1953 по 1966 год серийно производился на ЧТЗ (модификации Т-10, Т-10А.Т-10Б и Т-10М) и ЛКЗ(Т-10М).

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
Т-10 (объект 730) – сварной корпус сложной коробчатой формы с лобовой частью в виде . Башня – литая, обтекаемая, с переменной толщиной стенок. Боевая масса-50 т. Габариты: 9725х3518х2460 мм. Вооружение: пушка Д-25ТА калибра 122 мм, спаренный и зенитный пулеметы ДШКМ калибра 12,7мм. Телескопический прицел ТШ-2-27. Боекомплект: 30 выстрелов и 1000 патронов. Двигатель В-12-5 мощностью 700 л.с. с центробежным нагнетателем. Серийное производство с 1954 по 1965 год.

Т-10А (объект 730А) – пушка Д-25ТС с эжекционным устройством для продувки канала ствола. Механизм досылания снаряда и заряда. Стабилизатор в вертикальный плоскости ПУОТ-1 “Ураган”. Перископический оптико-гироскопический прицел ТПС-1, телескопический прицел ТУП. ИК-прибор механика-водителя ТВН-1. Серийное производство в 1956 и 1957 годах.

Т-10Б (объект 730Б) – двухплоскостной стабилизатор вооружения ПУОТ-2 “Гром” и прицел Т2С-29-14. Серийное производство в 1957 и 1958 годах.

Т-10М (объекты 272 и 734) – пушка М-62-Т2 с двухплоскостным стабилизатором, два пулемета КПВТ (с 1959 г. зенитным пулеметом комплектовался каждый пятый танк). Приборы ночного видения командира (ТКН-1Т), наводчика и механика-водителя (ТВН-2Т). С 1963 г. танк оснащался ОПВТ. С 1969 г. в боекомплект введены бронебойно-подкалиберные и кумулятивные снаряды. В 60-х годах 8-скоростную КП заменили на 6-скоростную. Серийное производство с 1958 по 1966 год.

Танки Т-10 первоначально поступали на вооружение тяжелых танко-самоходных полков. С 1947 года один такой полк входил в штат танковых и механизированных дивизий. По мере поступления в войска все большего количества Т-10, а затем и Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий, имевших по два полка тяжелых и один полк средних танков. В 50-х и 60-х годах в составе Группы советских войск в Германии имелось два таких соединения – 13-я и 25-я гвардейские тяжелые танковые дивизии. “Десятки” на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. За исключением маневров, единственной крупной операцией, в которой им пришлось участвовать, стал ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году-операция “Дунай”. По западным данным, было выпущено около 8000 танков Т-10 всех модификаций. Снят с вооружения в 1993 году.

Читать еще:  Опытный истребитель-перехватчик Т-58 (СССР)

На базе танка Т-10 серийно выпускался командирский танк Т-10К.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-10М

БОЕВАЯ МАССА, т: 50.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 10 560,
Ширина – 3518,
высота – 2585,
клиренс – 460.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка М-62-Т2 (2А17) калибра 122 мм, 2 пулемета КПВТ калибра 14,5 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 30 выстрелов, 744 патрона.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной 2Э12 “Ливень”.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел Т2С-19-14, ночной прицел ТПН-1-29-14.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 120, борт – 80, корма – 50…60, крыша и днище – 16…20, башня – 50…250.
ДВИГАТЕЛЬ: В-12-6, 12-цилиндровыи, четырехтактный, дизельный, V-образный, с наддувом, жидкостного охлаждения; мощность 750 л.с. (552 кВт) при 2100 об/мин, рабочий объем 38 880 см3.
ТРАНСМИССИЯ: планетарная коробка передач в блоке с механизмом поворота и гидравлическими механизмами управления (8+2), бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: семь опорных катков на борт, три поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; в каждой гусенице 88 траков шириной 720 мм, шаг трака 160 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 350.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 32;
ширина рва, м – 3;
высота стенки, м – 0,9;
глубина брода. м – 1,5.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-113, переговорное устройство Р-120.

Применение в бою

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Хорошая бронезащита
  • Неплохое бронепробитие снарядов, а также их фугасный эффект
  • Потрясающее заброневое воздействие снарядов
  • Неплохая проходимость
  • Шесть членов экипажа
  • Наличие уязвимых зон в лобовой броне
  • Низкая мобильность и подвижность
  • Плотная компоновка
  • Очень медленное вращение башни
  • Долгая перезарядка орудия
  • Высокая уязвимость боекомплекта

КВ-13 — машина, опередившая время лет на сто

Трудно в это поверить, но уже с начала 1942 года в Челябинске пытались создать бронетехнику с дизель-электрическими силовыми установками, своеобразные тепловозы на гусеницах.

Сам проект КВ-13 был оригинальным во всех отношениях. По массе он должен был соответствовать среднему танку, а по бронезащите — тяжелому. Практически это удалось реализовать уже после войны — в танке Т-54. Первый прототип КВ-13 изготовили весной 1942 года, дальше шла его доработка и даже кардинальная переработка.

Читать еще:  Проект основного танка NKPz (Швейцария)

В июне 1944 года вышел приказ Государственного комитета обороны и Наркомата танковой промышленности, который положил начало практическим работам по созданию танка с электромеханической трансмиссией. Начались работы над «Объектом 253». Базой служил танк КВ-13.

Электротрансмиссия, как ожидалось, должна была обеспечить более высокую подвижность боевой машины, улучшить ее приемистость и управляемость.

Основой силовой установки «Объекта 253» стал дизельный двигатель В-12У мощностью 700 л.с. Он соединялся с главным генератором ДК-305А. В состав электрических систем перспективного танка вошел еще один генератор, СГ-1А. Задачей этого трехфазного генератора была выработка тока для питания вентиляторов охлаждения дизеля и тяговых электродвигателей, а также для питания агрегата подзарядки аккумуляторов. Для питания цепей возбуждения генераторов СГ-1А и ДК-305А, а также для энергоснабжения иных агрегатов танк получил два генератора постоянного тока Г-73.

Для передвижения «Объекта 253» использовались тяговые электродвигатели ДК-302А и ДК-302Б мощностью по 164 кВт, передающие крутящий момент на ведущие колеса через бортовые редукторы. Мощность двигателей предлагалось менять путем регулирования силы тока в обмотке возбуждения главного генератора.

Конструкторские идеи представлялись вполне реализуемыми. Увы, элементная база и общий технологический уровень отечественной промышленности того времени были далеко не на самом высоком уровне. Электрическая трансмиссия получилась работоспособной, но слишком большой по габаритам и тяжелой. Так, общая масса всех агрегатов электротрансмиссии достигла 3850 кг, в то время как чисто механическая трансмиссия танка ИС-2 весила 980 кг. А общая масса «Объекта 253» дошла до 54 тонн.

Было ясно, что «электрический танк» до серии не дойдет. Но поражает скорость реализации совершенно прорывных идей. Разработка «Объекта 253» началась в июне 1944 года, а строительство опытного танка завершилось в уже ноябре того же года. Танк-прототип прошел около 10 км и остановился из-за поломки электрооборудования. Остановка стала вечной. Не спасло проект даже то, что «электрическому танку» дали имя ИС-6.

К идее танков с электромеханической силовой установкой конструкторы возвращались на протяжении всей второй половины ХХ века. Ничего не получилось. Вполне возможно, лишь танки четвертого поколения в середине XXI века станут действительно электрическими.

А символом танкостроителей Кировского завода стал тяжелый ИС-2 — настоящий танк Победы в Великой Отечественной. Разработал его, увы, мало кому известный инженер Николай Федорович Шашмурин. Он не искал славы, всегда был в тени официально великих танковых конструкторов — Котина и Духова. Но именно Шашмурин был той рабочей лошадкой, благодаря усилиям которой появились действительно лучшие тяжелые танки Советского Союза.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector