3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Штурмовик Су-25

Штурмовик Су-25. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 3 февраля 2018 года в Минобороны РФ сообщили, что при выполнении облета зоны деэскалации «Идлиб» в Сирии потерпел крушение штурмовик Су-25 Воздушно-космических сил (ВКС) России. Летчик успел доложить о катапультировании в районе, подконтрольном боевикам террористической организации «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в РФ). При ведении боя с террористами пилот погиб. По предварительной информации российского военного ведомства, самолет был сбит из переносного зенитно-ракетного комплекса.

В Минобороны уточнили, что российским Центром примирения враждующих сторон в Сирии совместно с турецкой стороной, ответственной за зону деэскалации «Идлиб», принимаются меры по возвращению тела летчика.

Су-25 (по классификации НАТО — Frogfoot) — бронированный дозвуковой всепогодный турбореактивный штурмовик. Предназначен для поддержки сухопутных войск над полем боя, уничтожения наземных объектов и малоскоростных воздушных целей. Разработан в первой половине 1970-х годах в опытном конструкторском бюро (ОКБ) П.О. Сухого (Москва). Генеральный конструктор — Павел Сухой, главный конструктор — Олег Самойлович. Рабочий шифр самолета — Т-8.

Опытный образец впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года, его пилотировал заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Ильюшин. Самолет серийно строился на Тбилисском (1978-2008 годы), а также Улан-Удэнском авиационных заводах (1978 год — н. в.). Всего предприятиями выпущено более 1 тыс. 300 машин этого типа. В ВВС СССР находился в эксплуатации с 1981 года, официально был принят на вооружение только в 1987 году Минобороны России планирует использовать самолет в модернизированных вариантах Су-25СМ и Су-25СМ3 как минимум до 2020 года.

Су-39 / Противотанковый штурмовик

  • Общие данные
  • Мониторинг
  • Дата изменения данных: 22.12.2015

ШТУРМОВИК СУ-39 (СУ-25ТМ).

РАЗМЕРЫ.

  • Размах крыла 14,52 м,
  • длина самолета (со штангой ПВД) 15,33 м;
  • высота самолета на стоянке 5,20 м;
  • площадь крыла 30,10 м2.

    ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж 1 человек.

    ДВИГАТЕЛИ. Два ТРД Р-195 (2х4300 кгс), имеющие уменьшенную ИК-заметность. В перспективе предполагаегся установка более мощных и экономичных ТРДД.
    Емкость топливной системы увеличена до 4890 л.

    МАССЫ И НАГРУЗКИ , кг:

  • максимальная взлетная 21500 (Су-25Т — 19500),
  • вес пустого самолета 10600,
  • нормальная взлетная 16500,
  • максимальная боевая нагрузка 6000 (Су-25Т — 4400),
  • топлива во внутренних баках 3840.

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.

  • Максимальная скорость (при нормальной нагрузке) 950 км/ч;
  • радиус действия с боевой нагрузкой 2000 кг:
    — у земли 400 км,
    — на большой высоте 900 км;
  • перегоночная дальность (с двумя ПТБ по 1150 л и двумя по 800 л) 2500 км,
  • рабочий потолок 10 000 м,
  • посадочная скорость 230 км/ч;
  • длина разбега (грунт/бетон) 600/550 м,
  • длина пробега (грунт/бетон) 600/700 м.

    ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет Су-25Т оснащен системой управления вооружением СУВ-25Т «Восход», предназначенной для распознавания и автоматического сопровождения малоразмерных подвижных целей (танков, автомобилей, катеров и т.п), целеуказания и автоматического наведения УР, а так же для обесчения стрельбы НАР и пушки. В состав комплекса входт круглосуточный автоматический прицельный комплекс «Шквал» (размещен в носовой части самолета и включает телевизионную аппаратуру, сопряженную с блоком автоматического слежения за целью, а также лазерный дальномер-целеуказатель), система отображения информации (СОИ), центральная цифровая вычислительная машина, информационный комплекс вертикали и курса, доплеровским измеритель скорости и сноса, радиовысотомер, радиосистемы ближней и дальней навигации.
    Процесс навигации и атаки цели штурмовиком Су-25Т в максимальной степени автоматизирован. Самолет автоматически выходит в район цели, на удалении 10-12 км от нее вводится в действие телевизионная система, заранее ориентируемая в нужном направлении, затем летчик осуществляет контроль за выбором и автоматическим захватом цели, после чего система переходит на автосопровождение. После нажатия летчиком боевой кнопки компьютер выбирает необходимые боеприпасы и производит их пуск или сброс (пуск). После первого захода на цель штурмовик способен в автоматическом режиме осуществить повторный заход или, по желанию летчика, вернуться на аэродром базирования (летчик может взять управление самолетом непосредственно перед посадкой). Точность навигации в автоматическом режиме составляет 0,2% от длины пути, точность автоматического сопровождения малоразмерной подвижной цели на дальности 8 км — 0,6 м.
    Су-25ТМ имеет усовершенствованный оптико телевизионный прицельный комплекс «Шквал-М», осуществляющий поиск и корреляционное опознавание цели в режиме сканирования.
    Имеется режим автоматического полета к цели с точным выходом по времени, между отдельными самолетами выдерживается строго определенный временной интервал, что позволяет проводить четко скоординированную групповую атаку с различных направлений.
    Другим новым элементом, введенным в комплекс БРЭО штурмовика, является подвесная РЛС трехсантиметрового диапазона «Копье-25», являющаяся вариантом многоцелевой станции «Копье», установленной на истребителе МиГ-21-93. РЛС позволяет применять самолет по широкому кругу воздушных, наземных и морских целей. Информация oт подвесной РЛС выводится на индикатор телевизионного типа, расположенный в правом верхнем углу приборной доски, а от телевизионной системы или подвесного тепловизора — на ИЛС. Станция имеет зону обзора │40│, дальность обнаружения целей класса «истребитель» (ЭПР 5м2)- 57км. РЛС способна одновременно обнаруживать 10-12 целей и обеспечивать применение УР класса «воздух-воздух» по двум из них. Масса станции (без контейнера) 115 кг.
    Еще одним вариантом подвески является контейнер с тепловизионным оборудованием.
    Усовершенствованный навигационный комплекс самолета Су-25ТМ дополнен блоком спутниковой навигации А-735. Обеспечен выход на цель в автоматическом режиме с точностью до 15 м вне зависимости от дальности полета. Бортовой информационный комплекс обеспечивает возможность длительного полета на сверхмалых (до 15 м) высотах.
    Усовершенствованный комплекс РЭБ, примененный на Су-25ТМ, включает встроенное и подвесное оборудование в контейнерном исполнении. В его состав входят:
    — станция радиотехнической разведки, служащая для пеленгации всех типов РЛС противника, работающих в диапазоне 1,2- 1,8 Ггц, а также определение наиболее опасной цели, её координат и дальности до нее;
    — малогабаритная станция активных радиотехнических помex, создающая уводящие, шумовые, мерцающие и перенацеливающие на подстилающую поверхность помехи;
    — станция оптико-электронных помех «Сухогруз»;
    — устройство выброса ложных целей с комплектом 192 помеховых патрона;
    — авиационные ложные цели для вскрытия и дезориентации комплексов ПВО противника, БРЛС самолетов и ракет с ГСН всех типов.

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Конструкция самолета Су-39, в целом, подобна конструкции УБС Су-25УБ. На месте кабины второго летчика расположен дополнительный мягкий топливный бак, а над ним — отсек для размещения дополнительного БРЭО. Пушечная установка перенесена под топливный бак │3 и смещена от оси симметрии самолета вправо на 273 мм, а освободившееся пространство под кабиной занято БРЭО. Передняя опора шасси смещена влево от оси cимметрии на 222 мм. В хвостовой части фюзеляжа установлен дополнительный мягкий топливный бак.
    Кабина летчика герметизирована, что позволило поднять максимальную высоту боевого применения с 7000 до 10 000 м.

  • Число точек подвесок — 11.
    Повышена защищенность самолета. Общая масса средств боевой живучести Су-39 составляет 1115 кг.
    Ресурс самолета:
  • установленный — 4500 часов;
  • до первого ремонта 1500 часов;
  • межремонтный 1500 часов.
    Ресурс двигателя Р-195
  • установленный — 3000 часов;
  • до первого ремонта 1000 часов;
  • межремонтный 1000 часов.

    ВООРУЖЕНИЕ штурмовика Су-39 размещается на 10 подкрыльевых узлах внешней подвески и включает 16 сверхзвуковых противотанковых ракет «Вихрь» («Вихрь-М»), имеющих возможность поражать и воздушные цели, летящие со скоростью до 800 м/с. Самолеты могут нести УР класса «воздух-поверхность» Х-29Т с телевизионным самонаведением или Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л с лазерным наведением, а также КАБ-500КР калибром 500 кг. В комплекс вооружения входят также противорадиолокационные УР Х-58 или Х-31П.
    Возможно применение авиационных бомб АБ-100, АБ-250, АБ-500, РБК-250, РБК-500,ФАБ-500; ракет класса «воздух-воздух» ASM-M, ASM-M2, AAM-M, Р-73, P-72P, Р-27EР.
    Пушечное вооружение состоит из встроенной неподвижной установки НППУ-8 с пушкой ГШ-30 (30 мм, боекомплект 200 патронов), размещенной под фюзеляжем.
    Самолет может брать на борт до восьми блоков НАР С-8 (160 ракет) или С-13 (40 ракет), до восьми НАР С-24 или С-25.
    Неуправляемое бомбовое вооружение — до 32 боеприпасов калибром 100 кг или до восьми 250 или 500 кг. Для поражения площадных целей возможна подвеска восьми КМГУ.

    СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Серийное производство самолета освоено на заводе в Улан-Удэ.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Глубокой модернизацией самолета Су-25 стал «противотанковый» штурмовик Су-39, предназначенный для применения в любое время суток и оснащенный новым высокоточным оружием — ракетным комплексом «Вихрь» с лазерно-лучевой системой наведения.
    Работы по созданию самолета начались в 1976 г. Штурмовик, способный бороться с малоразмерными, сильнозащищенными целями (в том числе танками стран НАТО нового поколения) первоначально предполагалось выполнить в двухместном варианте и оснастить ПТРК «Радуга», однако в дальнейшем выбор был остановлен на перспективном ПТРК «Вихрь», способным применяться одноместным самолетом.
    В качестве другого основного вооружения модернизированного штурмовика рассматривалась 45-мм перспективная пушка, подвижная в вертикальной плоскости, однако из-за сложностей с отработкой этой системы было решено оснастить самолет неподвижной двухствольной пушкой ГШ-30 (30 мм).
    Работы по устновке нового комплекса вооружения на самолете Су-25 начались в 1982 году, рабочее проектирование модернизированного штурмовика Т8-М завершилось в 1983 году, постройка первого опытного образца (в него дорабатывался учебно-боевой самолет Т8-УБ) началась в 1983 году, а первый полет штурмовика состоялся 17 августа 1984 г., машину пилотировал летчик-испытатель А.Н. Исаков. Всего из самолетов Т8-УБ, построенных в Улан-Удэ, в Тбилиси в вариант Т8-М было доработано два опытных штурмовика, а также планер для статиспытаний (проводились в СибНИА). Затем Тбилисский авиазавод выпустил партию из восьми опытных самолетов. Государственные испытания Су-25Т завершены в сентябре 1993 г., а в 1994 году самолету было присвоено обозначение Су-39.
    По сравнению с исходным Су-25 новый штурмовик имел значительно более мощное вооружение, новое БРЭО и усовершенствованньш комплекс боевой живучести. Первый серийный самолет Су-25Т совершил первый полет 26 июля 1990 г. В Тбилиси была собрана установочная партия из 12 штурмовиков Су-25Т. В дальнейшем, после распада СССР, серийное производство штурмовиков было освоено в Улан-Удэ.
    Развитием штурмовика Су-25Т стал усовершенствованный самолет Су-25ТМ, первый полет которого состоялся в 1996 году.

    РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. П.О. Сухого.

    ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.
    1. Бабак В.П., генеральный директор концерна «Штурмовики Сухого», 22.08.2001

    Мониторинг:

    01.09.2005 Штурмовик Су-39 может быть готов к поставкам через два-три года

    АвиаПорт.Ru: Самая совершенная модификация штурмовика Су-25 в экспортном варианте Су-39 будет…

    18.06.2002 В Ахтубинске начались испытания штурмовика Су-39

    ВолгаИнформ: Су-39 является модернизированной версией самолета Су-25, а для российских Военно…

    Су-25Т/ТМ — история серий

    Высокие боевые характеристики двухместного учебного-боевого штурмовика Су-25УБ производившегося на авиазаводе в Улан-Удэ и положительный опыт боевого применения штурмовика Су-25 в Афганистане предложили конструкторам ОКБ Сухого создать на базе планера двухместного Су-25УБ универсальный всепогодный бронированный противотанковый штурмовик оснащенный новой авионикой. Способный действовать днем и ночью, в любых метеоусловиях, в зонах использования РЭБ и активного применения средств ПВО противника. Герметичная кабина пилота позволила поднять потолок полета нового штурмовика до 10000-12000 метров.
    Включение в состав вооружения управляемых ракет класса «Земля-Земля» , «Земля-РЛС» и всех видов неуправляемого оружия позволили штурмовику уничтожать любую бронетехнику , мосты , укрытия , средства ПВО , живую силу и даже корабли противника. Включение ракет Р-73 и Р-60 класса
    «Воздух-Воздух» наделили штурмовик необходимой самообороной.
    Работы начались в начале 80-х годов и получили обозначение Т-8М и в 1983 году началось строительство первого опытного самолета получившего обозначение Су-25Т (противотанковый).На опытном производстве КБ начата постройка прототипа Т-8М-1 — первого экземпляра модификации Су-25Т — путем переделки недостроенного Т-8УБ, который создавался на базе планера Су-25 выпуска Тбилисского авиазавода. Из-за использования при строительстве Су-25Т задела по Су-25УБ строительство последнего было отложено. Сборка завершена в 1984 г. и в июне 1984 г. прототип перевезли в Раменское. Первый полет Т-8М-1 совершил в Раменском 17 августа 1984 г., пилот — А.Н.Исаков.

    ММЗ им. П.О. Сухого

    Читать еще:  Пропитание в лесу: Кора деревьев

    №001 Т-8М-1 №01 (п/п 17.08.1984), первый прототип Су-25Т. Создан на опытном производстве ОКБ Сухого из недостроенного Су-25УБ планер которого был собран на базе планера серийного Су-25 производства ТАПО. Испытания в Жуковском. Переделан в первый прототип Су-39 по программе Т8-ТМ1 , ОКБ Сухого. Предположительно на хранении в ГЛИЦ.

    №00 Т-8М-0 № нет (1985-1986), планер для статических испытаний.

    №002 Т-8М-2 №02 (п/п 27.07.1985), второй летный прототип Су-25Т. Создан из задела планера Су-25УБ производства У-УАЗ. По составу БРЭО близко подведен к исходному проекту. Борт отличался отсутствием обтекателя контейнера системы ИК-помех «Сухогруз» в киле. Авария 14.07.1991 из-за разрыва мины на выходе из КМГУ.

    №003 Т-8М-3 №03 (п/п 17.09.1986), третий летный прототип. Собран из задела Су-25УБ производства У-УАЗ. По составу БРЭО соответствует проекту. Предположительно на хранении в ГЛИЦ.

    №004 Т-8М-4 №09 (п/п 03.10.1987) , четвертый прототип. ОКБ Сухого. В начале 90-х переделан в Су-39 по проекту Т-8ТМ-2. Предположительно на хранении в ГЛИЦ.

    №. Т-8М-5 № нет, планер для статических испытаний.

    ТАПО им. Дмитрова

    №25508601005 Т-8М-6 №04 (п/п 26.07.1990), Первый серийный Су-25Т производства ТАПО. Стал эталоном. Испытания в ГЛИЦ. №21. Предположительно на хранении там же.

    №25508601007 Т-8М-7 № нет , статические испытания. (?) Существование такого не доказано.

    №25508601008 Т-8М-8 №08 (п/п 10.11.1990), ГЛИЦ , позже получил №81. Передан в 4 ЦБП. Участие в КТО на Северном Кавказе. Периодически использовался до середины 2000-х годов. Далее простой на стоянке в Липецке. Списан , разоружен и передан в парк «Патриот» в Кубинке в 2015 году. Покрашен на 2017 год. По состоянию на 2019 год в парке «Патриот» в качестве экспоната.

    №25508601010 Т-8М-10 №10 (п/п 14.12.1990), ГЛИЦ , позже переделан в Су-25ТК и продан в Эфиопию. 2001 год в полете.

    №25508601011 Т-8М-11 №11 (п/п 08.01.1991), ГЛИЦ , позже переделан в Су-25ТК и продан в Эфиопию. 2001 год в полете.

    №25508601013 Т-8М-13 №13 (п/п 12.04.1991), ГЛИЦ , позже получил №83. Передан в 4 ЦБП в 1990-е годы. Участник КТО на Северном Кавказе. Выведен из летной эксплуатации до 2008 года. Хранился в отстойнике 4 ЦБП. В 2017-2018 годах установлен в качестве памятника в Крыму на полигоне Чауда.

    №25508601014 Т-8М-14 №10 (п/п 12.04.1991), ОКБ Сухого. В испытаниях не участвовал. Машина для демонстрации и продвижения на экспорт. Фарнборо-1992. Выведен из летной эксплуатации еще в 1995 году по акту. Стал донором для остальных машин. По состоянию на 2007 год остов находился на стоянке ЛииДБ в Жуковском сильно разобранным. Предположительно утилизирован.

    №25508601015 Т-8М-15 №15 (п/п 24.06.1991), ГЛИЦ , передан в 4 ЦБП, участие в КТО на Северном Кавказе. позже получил №85. Выведен из летной эксплуатации до 2008 года. Простой в липецком отстойнике. Передан в музей авиации в Энгельс в 2018 году и покрашен.

    №25508601016 Т-8М-16 №16 (п/п 19.09.1991), ГЛИЦ , позже получил №84.

    №25508601019 Т-8М-17 судьба не известна.

    №25508601020 был заложен но не собран.

    №25508601026 был заложен но не собран.

    №25508601029 был заложен но не собран.

    №25508601031 был заложен но не собран.

    №25508888001 постсоветского производства , 1993 год. Переделан в Су-25УБ. ВВС Грузии.

    №25508888004 (п/п 04.11.2002) переделан в Су-25УБ. ВВС Туркменистана №18.

    №25508888005 (п/п 01.12.2002) переделан в Су-25УБ. ВВС Туркменистана №19.

    №25508888007 (п/п 01.12.2002) переделан в Су-25УБ. ВВС Туркменистана №20.

    №25508888008 (п/п 01.10.2003) переделан в Су-25УБ. ВВС Туркменистана №51.

    №25508888009 (п/п 28.03.2004) переделан в Су-25УБ. ВВС Туркменистана №52.

    №25508888014 переделан в Су-25УБ. ВВС Туркменистана №53.

    Корректировка и дополнение продолжается!

    №990101 №20 (п/п 15.08.1995) , Су-39 Т8-ТМ3. Предположительно на хранении в ГЛИЦ.

    №990102 №21 (а/п 18.03.1998), Су-39 Т8-ТМ4. Предположительно на хранении в ГЛИЦ.

    №990101 №23 , засечен на задворках У-УАЗ.

    Всепогодный тактический ударный комплекс Су-25Т и Су-25ТМ (Эксп. Су-25ТК/Су-39 соответственно)

    Обозначение ОКБ Сухого: Т-8М/Т-8ТМ.
    Обозначение НАТО:Frogfoot — «Лягушачья лапа».

    Государственные испытания Су-25Т завершились в 1993 году , на вооружение машина принята в 1994. Однако серийное производство
    в связи с распадом СССР не состоялось. ВВС России смогли получить очень ограниченное число Су-25Т. Порядка 6 машин производства ТАПО им. Дмитрова. Еще несколько машин принадлежали ОКБ Сухого и проходили различные испытания в ГЛИЦ и Жуковском. Машины Липецкого ЦБП принимали ограниченное участие в контртеррористической операции в Чечне совместно с обычными Су-25 применяли высокоточные вооружения.
    Су-25Т Липецкого ЦБП принимали участие в различных учениях. Две машины были доработаны до уровня Су-25ТК и проданы в Эфиопию.
    Остальные 4 единицы (№81 , №83 , №84 и №85) прошли ремонт на 121 АРЗ в начале 2000-х и активно эксплутировались до 2008 года. Иногда случались инциденты (посадка с не выпущенной носовой опорой шасси борта №81 ). Часть оборудования не обеспечивала заданных характеристик , часть отказывала что раздражало военных. Часть вообще показалась излишней для машины такого класса. Далее простой на стоянке Липецкого ЦБП и списание. Три машины (№81 , №83 и №85) переданы в качестве музейных экспонатов, судьба еще одной (№84) остается неизвестной.
    Усовершенствованная модификация Су-25Т способного несли БРЛС в подвесном контейнере и применять различные высокоточные вооружения по наземным и воздушным целям получила обозначение Су-25ТМ (Т-8ТМ) или известное экспортное Су-39. Машина в начале 90-х годов планировалась к выпуску на ТАПО им. Дмитрова где должна была стать приемником (с минимальным изменением и доработками БРЭО) выпускавшегося там Су-25Т. Однако независимость Грузии не позволила осуществить эти планы — производство машин на ТАПО стало невозможным из-за сложных отношений Грузии с Россией. Попытки создать межгосударственный концерн НПК «Штурмовики Сухого» не увенчались успехом.
    Авиационный завод в Улан-Удэ (У-УАЗ) выпускавший на то время учебно-боевой штурмовик Су-25УБ и палубный учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ стал площадкой для осуществления мелкосерийного производства новой версии штурмовика — Су-25ТМ известного как Су-39. Из оставшегося производственного задела Су-25УБ/25УТГ завод в начале 90-х годов начал сборку первого Су-25ТМ получившего обозначение Т-8ТМ-3). Эта машина совершила первый полет 15 августа 1995 года после чего перелетела в ЛииДБ для проведения испытаний и доработок. Ее привлекали для аэродинамический испытаний с макетом подвешенной БРЛС «Копье-25». Далее зимой 1998 года был собран и второй прототип Су-25ТМ получивший обозначение Т-8ТМ-4 укомплектованный более совершенным БРЭО включая СУО-39П и А-737. 25 марта 1998 года машина поднялась в воздух в Улан-Удэ. Затем ее перегнали в ГЛИЦ где осенью 1998 года начались госиспытания. К началу 2000 года У-УАЗ собрал еще одну машину которая осталась на заводе. Из-за сокращения военных расходов и авиации в целом , а также потере военных к данному самолету в пользу модернизации существующих Су-25 в вариант Су-25СМ(3), испытания Су-25ТМ затянулись и прекратились к середине 2000-х годов. Найти зарубежных покупателей на этот самолет не удалось. Построенные в Улан-Удэ и принадлежащие ОКБ машины находятся на хранении в ГЛИЦ.

    Разработка с 1979 года. Разработчик ОКБ Сухого. Главный конструктор В.П. Бабак.
    Обозначение ОКБ Т-8М и Т-8ТМ.
    Программы закрыты. Су-25Т с вооружения ВВС России снят , Су-25ТМ не принимался.

    Экипаж — 1 человек. Катапультное кресло К-36Л.
    Вес: пустого пустого самолета 10670 кг, максимальная взлетная 19500 кг.
    Длина самолета — 15.33 м. Размах крыла — 14.36 м. Высота — 5.2 м.
    Площадь крыла — 30.10 м2.
    Максимальный вес боевой нагрузки — 6000 кг.
    Средняя заправка топлива 3500 л.
    Топливо: различные сорта авиационного керосина (ТС-1 , РТ и др.), керосина других марок. Также бензин и дизельное топливо. Или их смеси в любых пропорциях.
    Двигатели: 2 ТРД Р-195 созданный на базе Р-95Ш. Отличается увеличенной тягой и уменьшенной ИК-заметность благодаря характерному соплу. Тяга двигателя 4300 кг. Двигатель взаимозаменяем с Р-95Ш.
    Скорость максимальная на большой высоте — 1000 км/ч. У земли — 950 км/ч.
    Практический потолок — 11000 метров.
    Перегоночная дальность с ПТБ около 2800 км.
    Дальность полета у земли с подвесками — 500 км.
    Боевой радиус действия со средней нагрузкой — 460 км.
    Продолжительность полета до 3,5 часов.
    Разбег: 550 метров (бетон).
    Пробег: 450 метров с ТП (бетон).
    Максимальная эксплутационная перегрузка — 6,5 G.

    Бортовое оборудование:

    КАПК И-251 «Шквал», ОЭПС «Меркурий» , различные контейнеры. Например «Ход».
    РЛПК (Только для Су-25ТМ): «Копье-25» в подвесном контейнере.

    Последний раз редактировалось osipov; 13.08.2019 в 03:07 .

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • » .
    • 66

    Взлёт 2007 08-09

    8-9/2007 (32-33) август-сентябрь

    Август – особенный месяц для всех, кто связан с авиацией или просто к ней небезразличен. 12 августа в России отмечают День Военно-воздушных сил, а в третье воскресенье месяца – День Воздушного флота. Стало уже традицией, что в это время, каждый нечетный год, авиационная столица России – подмосковный город Жуковский – принимает тысячи гостей и специалистов: на расположенном здесь крупнейшем в Европе аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М. Громова проходит Международный авиационно- космический салон. В этом году МАКС состоится уже в восьмой раз. К этому важнейшему в авиационной жизни России событию приурочен выход этого номера журнала.

    МАКС-2007 готовит немало новинок. Среди них первый опытный образец глубоко модернизированного многофункционального сверхманевренного истребителя Су-35, не демонстрировавшиеся пока широкой публике новейшие истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ, демонстрационный образец перспективного истребителя поколения «4+» МиГ-35, модернизированный истребитель-перехватчик МиГ-31БМ, первый образец модернизированного двухместного учебно-боевого самолета Су-25УБМ, модернизированный армейский боевой вертолет Ка-52, первый ремоторизованный военно-транспортный самолет Ил-76МД-90, первый серийный грузовой Ил-96-400Т, первый построенный по кубинскому заказу пассажирский лайнер Ту-204-100Е, сразу несколько летающих лабораторий, подготовленных в этом году для испытаний новых авиадвигателей, ряд ранее не демонстрировавшихся образцов авиационного вооружения и радиоэлектронного оборудования и многое другое. Ожидаются на МАКС-2007 и новинки, создаваемые отечественной промышленностью в рамках работ по авиационным комплексам пятого поколения.

    Накануне авиасалона наши корреспонденты и обозреватели побывали в конструкторских бюро и на заводах, встретились с их руководителями и постарались выяснить подробности о новых летательных аппаратах, которые можно будет увидеть на МАКС-2007. С ними мы знакомим наших читателей в этом номере.

    Надеюсь, «Взлёт» станет неплохим путеводителем по МАКС-2007 и поможет профессионалам и любителям авиации узнать немного больше о демонстрируемых на салоне самолетах и вертолетах – для этого мы начинаем этот выпуск обзором 80 основных современных типов летательных аппаратов, эксплуатируемых в России и странах СНГ или еще только готовящихся подняться в воздух. Большинство из этих машин можно будет увидеть и «пощупать» на этом авиасалоне.

    Желаю всем участникам и гостям МАКС-2007 приятного и полезного общения, интересных знакомств и хорошего настроения в праздничной атмосфере авиасалона – ведь МАКС, помимо всего, – это по-своему уникальное авиашоу с очень насыщенной программой показательных полетов.

    главный редактор журнала «Взлёт»

    Летательные аппараты 2007

    В справочник включены основные типы летательных аппаратов (самолетов и вертолетов), разработанные ведущими конструкторскими бюро России и Украины, находящиеся в летной эксплуатации в 2007 г. (за исключением ЛА, серийный выпуск которых завершился до 1991 г.), а также ряд перспективных ЛА, испытания и производство которых должны начаться в ближайшие годы.

    В каждом разделе обзора летательные аппараты размещены в порядке увеличения их взлетной массы.

    Фото Петра Бутовского, Виктора Друшлякова, Александра Дундина, Дмитрия Дьякова, Евгения Ерохина, Сергея Жванского, Андрея Жирнова, Андрея Зинчука, Сергея Кривичкова, Алексея Михеева, Павла Новикова, Дмитрия Пичугина, Сергея Сергеева, Андрея Фомина

    Разработчик: РСК «МиГ»

    Изготовитель: РСК «МиГ», НАЗ «Сокол» (МиГ-29УБ)

    Первый полет: 1977

    Производство: с 1982

    Одноместный сверхзвуковой фронтовой истребитель четвертого поколения с двумя двухконтурными турбореактивными двигателями РД-33 тягой 8300 кгс. Первый вылет на прототипе МиГ-29 состоялся 6 октября 1977 г. Серийное производство одноместных истребителей с 1982 г. осуществляется на заводе РСК «МиГ» в Москве и Луховицах, двухместных учебно-боевых самолетов МиГ-29УБ – на НАЗ «Сокол» (с 1985 г.). К 2007 г. построено в общей сложности около 1600 самолетов МиГ-29 всех модификаций, значительное количество которых с 1986 г. поставлено на экспорт в более чем два десятка стран дальнего зарубежья. В настоящее время истребители МиГ-29 эксплуатируются в 29 странах мира, включая Россию и 6 других республик СНГ (Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан).

    Читать еще:  Вертолет-буксировщик минных тралов Ми-14БТ (СССР)

    На базе МиГ-29 созданы модификации: МиГ-29УБ (двухместный учебно-боевой истребитель, первый полет выполнен 29 апреля 1981 г., к 2007 г. на НАЗ «Сокол» выпущено более 200 машин); МиГ-29М (модернизированный истребитель с новой системой управления вооружением и рядом конструктивных доработок, первый полет выполнен 26 апреля 1986 г., в 1986-1991 гг. построено 6 самолетов); МиГ-29С и МиГ-29СЭ (одноместные истребители с модернизированными РЛС и ракетами «воздух- воздух» РВВ-АЕ, строились серийно с 1992 г., МиГ-29С состоит на вооружении ВВС России, МиГ-29СЭ поставлялись на экспорт в несколько стран); МиГ-29Н (вариант для ВВС Малайзии с системой дозаправки топливом в полете и рядом других доработок); МиГ-29СД (модернизированный вариант истребителя для восточноевропейских стран с бортовым оборудованием, адаптированным к стандартам НАТО/ИКАО); МиГ-29СМ и МиГ-29БМ (модернизированные варианты истребителя с усовершенствованным оборудованием и расширенной номенклатурой вооружения) и др.

    В 2014 году Украина направила свои Су-25 оказывать поддержку сухопутным войскам, воевавшим с восставшими сепаратистами на востоке Украины. В мае они помогли захватить донецкий аэропорт, после чего там полгода шли бои с переменным успехом, закончившиеся победой сепаратистов в 2015 году. При нанесении ударов по наземным целям Украина потеряла четыре Су-25. Три были сбиты ракетами (один самолет ПЗРК, еще два предположительно системами большей дальности с российской территории), а четвертый российским МиГ-29. Еще два уцелели после попадания ракет. В результате ВВС Украины резко сократили полеты Су-25 во избежание дальнейших потерь.

    В 2015 году русские сепаратисты из «Луганской народной республики» заявили, что наносят удары с воздуха при помощи собственного Су-25. Информация на этот счет разная, и есть два возможных варианта: либо сепаратисты восстановили музейный экспонат, либо этот самолет был завезен из России.

    Иракские ВВС в войне против ИГИЛ использовали собственные Су-25, приобретенные в 2014 году в России. Еще семь машин они получили из Ирана. Эти самолеты перелетели в соседний Иран для сохранения своего боевого состава во время войны в Персидском заливе в 1991 году.

    И наконец, осенью 2015 года Россия направила более десятка модернизированных Су-25СМ в Сирию для оказания поддержки правительственным войскам Башара аль-Асада. Многие обозреватели отмечали, что изо всех задействованных там самолетов Су-25 оказались наиболее приспособленными для осуществления непосредственной авиационной поддержки. «Грачи» совершили 1 600 вылетов, нанося удары по удерживаемым повстанцами сирийским городам. Они израсходовали более шести тысяч боеприпасов; в основном это были бомбы свободного падения и неуправляемые ракеты С-13. Позже их оттуда убрали, и им на смену пришли ударные вертолеты, которые выполняют задачи по оказанию непосредственной авиационной поддержки с большей точностью — но и с большим риском для себя.

    Какие уроки преподнесли летающие танки?

    Можно бесконечно восхищаться быстрыми и мощными истребителями типа МиГ-29 или F-22 Raptor, однако малопривлекательный Су-25 сыграл намного более важную роль в целом ряде военных конфликтов. Мы можем извлечь несколько важных уроков из их послужного списка последних лет.

    Во-первых, существенные потери, понесенные Су-25, указывают на то, что без эффективного подавления системы ПВО и средств радиоэлектронной защиты противника самолеты авиационной поддержки с их низкой скоростью и небольшой высотой полета будут и впредь нести тяжелые потери от зенитных ракет российского производства при их применении в достаточных количествах.

    Су-25: из прошлого в будущее

    Советское прошлое

    Серийный выпуск штурмовиков Су-25 начали осваивать еще в конце семидесятых годов, а в начале восьмидесятых заказчику передали первые образцы. Уже в 1980 г. ВВС получили первые 10 машин, а в 1981-м – еще 13. Впрочем, темпы выпуска не устраивали заказчика, и он требовал больше новой техники.

    29 февраля 1980 г. появился приказ о формировании первой части, оснащаемой самолетами Су-25. Ею стал 80-й отдельный штурмовой авиаполк (80-й ошап) в составе Закавказского военного округа. Место базирования – аэродром Ситал-Чай вблизи г. Сумгаит. По ряду причин, новую технику часть получила только через год после своего формирования.

    В 1983-м в Одесском военном округе появилась вторая часть на Су-25. 90-й истребительный полк (аэродром Червоноглинское) переформировали в 90-й ошап. В течение некоторого времени полк эксплуатировал старые Су-15 и новые Су-25. В следующем году в Белорусском военном округе началось формирование 357-го ошап (Пружаны-Западные). Осенью 1985 г. полк перевели в ГДР, он стал первой частью на Су-25 в составе ГСВГ.

    Процесс формирования новых штурмовых полков продолжался до второй половины восьмидесятых. Сначала появились части в составе ВВС, затем «Грачей» получила морская авиация. Первыми новую технику освоили летчики Черноморского флота, а после них аналогичные части появились у Северного и Тихоокеанского.

    В период с 1981 по 1991 г. новые штурмовики пополнили парк техники 23 частей, организации и подразделений, в т.ч. 15 строевых ошап. 13 полков числились в составе ВВС, еще три – в морской авиации. Основная масса полков была дислоцирована в западных регионах страны. В ГСВГ служили три полка. Восточные рубежи прикрывал только 187-й ошап.

    Кроме того, «Грачи» имелись у ГНИКИ ВВС, инструкторских и инструкторско-исследовательских полков и эскадрилий ВВС и ВМС. В составе 40-й армии, работавшей в Афганистане, с 1981 г. существовала 200-я отдельная штурмовая эскадрилья. Впоследствии присутствие штурмовиков увеличили, сформировав 378-й ошап – он заменил 200-ю эскадрилью.

    Российское настоящее

    Распад СССР ударил по всей армии, в т.ч. и по штурмовикам Су-25. Несколько штурмовых авиаполков осталось на территории независимых государств; части из состава ГСВГ убыли в Россию. Существенная часть созданного парка «Грачей» досталась ВВС новых стран, но российская армия осталась крупнейшим эксплуатантом такой техники. Впрочем, полноценная эксплуатация самолетов не представлялась возможной по экономическим причинам.

    На фоне этих событий штурмовикам опять пришлось принимать участие в вооруженных конфликтах. Су-25 использовались во время двух войн в Чечне и при принуждении Грузии к миру. В этих операциях потеряли 13 самолетов, и еще 4 пришлось списать из-за повреждений.

    Несмотря на все проблемы девяностых годов, ВВС смогли сохранить имеющуюся технику и личный состав. Морская авиация, в свою очередь, отказалась от Су-25 и передала технику военно-воздушным силам. Впоследствии были начаты структурные преобразования, по результатам которых оформился современный облик штурмовой авиации ВКС России. Параллельно осуществлялись работы по поддержанию состояния и модернизации наличной техники.

    По известным данным, сейчас в наших ВКС имеется порядка 190-200 самолетов Су-25 нескольких основных модификаций, в т.ч. самых новых. В составе четырех военных округов имеется 5 штурмовых полков и 3 эскадрильи на «Грачах».

    В отличие от советского периода, части равномерно распределены по всем основным направлениям – от Крыма до Дальнего Востока, от Североморска до Буденновска. Почти все они базируются на территории России, исключение составляет только эскадрилья штурмовиков на базе Кант в Киргизии.

    Из настоящего в будущее

    Начиная с девяностых годов, фирма «Сухой» выполнила несколько проектов модернизации Су-25 с различными нововведениями, обеспечивающими рост тех или иных характеристик. Некоторые из них поступили на вооружение и дошли до серийного выпуска. К настоящему времени за счет этого удалось провести самое серьезное обновление парка техники.

    По открытым данным, к настоящему времени в российских ВКС осталось менее 40 самолетов Су-25 базовой модификации. Также имеется менее 20 учебно-тренировочных Су-25УБ и Су-25УТГ. Количество техники устаревших типов удалось резко сократить за счет проведения ремонтов и модернизаций по современным проектам. В течение нескольких последних лет осуществляется перестройка «Грачей» по проектам Су-25СМ и Су-25СМ3. Общая численность таких самолетов приближается в 140-150 единицам. При этом количество техники версии «СМ3» пока не превышает 20-25 единиц.

    Оба проекта с литерами «СМ» предусматривают существенную перестройку бортового комплекса радиоэлектронного оборудования с получением принципиально новых функций и возможностей. Устанавливается новая прицельно-навигационная аппаратура: в частности, внедряется современная спутниковая навигация, а старый прицел заменяется полноценным индикатором на лобовом стекле. Главным нововведением проекта «СМ3» является подсистема управления вооружением СВП-24-25 «Гефест». С ее помощью штурмовик может применять неуправляемое оружие с повышенной точностью.

    Процесс восстановления и обновления техники продолжается и дает желаемые результаты. Проведенная модернизация уже неоднократно подтвердила свой потенциал, в т.ч. в условиях реального конфликта. С 2015 г. «Грачи» всех основных модификаций регулярно участвуют в боевой работе в Сирии. Их силами уничтожены большие количества живой силы и объектов противника. Потерян только один самолет; летчик катапультировался, но погиб в бою с противником на земле.

    Ожидаемое будущее

    Рассматривая события последних лет и наблюдаемые тенденции, можно представить, какое будущее ожидает российскую штурмовую авиацию. Очевидно, что в обозримом будущем Су-25 сохранит за собой свою нынешнюю роль. Замена для «Грачей» пока отсутствует и, возможно, даже не планируется.

    Общее количество техники и частей, использующих ее, должно оставаться прежним. Возобновление производства не планируется – ремонтировать, обновлять и возвращать в строй будут только имеющиеся самолеты. При этом речь идет как о восстановлении технической готовности и продлении ресурса, так и о получении новых боевых возможностей. Впрочем, есть риск постепенного сокращения количества техники. К сожалению, процесс учебы и боевая работа связаны с известными рисками и нельзя исключать возможные потери.

    Таким образом, ситуация в сфере штурмовой авиации в наших ВКС располагает к оптимизму. Имеются достаточные количества специализированных самолетов; своевременно осуществляется их обслуживание и ведется полномасштабная модернизация. Все это позволяет сохранять Су-25 на службе и получать все связанные с этим преимущества. Подходит к концу четвертое десятилетие службы «Грачей», и оно явно не будет последним.

    Летно-технические характеристики

    Экипаж — 1 человек (2 в учебных модификациях). Аэродинамическая схема самолета — двухдвигательный высокоплан с трапециевидным крылом, однокилевым хвостовым оперением и трехопорным убираемым шасси с носовым колесом. Бесфорсажные турбореактивные двигатели размещаются в мотогондолах в месте сопряжения крыла с фюзеляжем. Кабина пилота и двигательные отсеки бронированы. Длина Су-25 — 15,53 м, высота — 4,8 м, размах крыла — 14,36 м. Максимальная взлетная масса — 16 тыс. 500 кг., максимальная боевая нагрузка — 4 тыс. 340 кг. Радиус действия с боевой нагрузкой 2 т — 400 км (у земли) и 700 км (на высоте). Максимальная дальность полета с максимальной боевой нагрузкой — 1 тыс. 250 км, практический потолок — 7 тыс. м.

    Описание конструкции

    Общая конструкция Су-39 повторяет учебно-боевой самолет Су-25УБ. Ключевое отличие — место второго пилота занимает дополнительный топливный бак и электронное оборудование. С учетом расположения дополнительной авионики на 273 мм вправо смещена двуствольная пушечная установка. Передняя опора шасси смещена влево на 222 мм.

    Фюзеляж

    Носовая часть фюзеляжа получила удлиненную и расширенную форму для размещения системы «Шквал». Отличается и форма носового обтекателя лазерной системы целеуказания. Средняя часть фюзеляжа повторяет конструкцию Су-25УБ, в хвостовой расположен дополнительный топливный бак.

    Бронирование

    Бронирование штурмовика заимствовано у оригинального Су-25. Пилот размещается в цельносварной кабине из авиационной титановой брони. Ее толщина имеет следующие показатели:

    • борта — 24 мм;
    • задняя стенка и днище — 10 мм;
    • лобовая стенка — 24 мм;
    • лобовой броневой блок — 57 мм.

    В ряде случае бронированная кабина пилота выдерживает попадания снарядов в 30 мм. Это обеспечивает высокую выживаемость экипажа.

    Оперение

    Одно из существенных отличий нового штурмовика от базовой модели — появление бустеров горизонтального оперения в продольном канале. Крыло нового штурмовика унифицировано с Су-25УБ, однако контейнеры тормозных щитков получили антенны системы «Иртыш».

    Силовая установка

    На Су-39 установлены два турбореактивных двигателя Р-195. По сравнению с силовой установкой оригинального Су-25 увеличен ресурс выработки и тяга на чрезвычайном режиме, снижен расход топлива и инфракрасное излучение. ТТХ двигателя имеет следующие показатели:

    • топливо — керосин, бензин, дизельное;
    • длина двигателя — 7,88 м;
    • диаметр — 0,805 м;
    • базовые вес — 574 кг.

    Расход топлива составил 0,89 кг/кгс в час. По необходимости двигатель имел взаимозаменяемость с Р-95Ш.

    Кабина пилота

    Кабина пилота герметизированная, размещалась в броневой капсуле. Избыточное давление — 0,25 кг на квадратный сантиметр, что позволило поднять порог высоты до 10 тыс. м. Давление поддерживается автоматически посредством блока управления и выпускного клапана. Фонарь кабины состоит из неподвижного козырька с прозрачным бронеблоком и откидной части с броневым надголовником.

    Читать еще:  Съедобные грибы: Трюфели - где их искать и как

    Стабилизатор самолета

    Стабилизатор штурмовика рассчитан на три позиции — полетная, маневренная и взлетно-посадочная. Переключение производится гидроцилиндром.

    Шасси и стойки

    Шасси Су-39 трехопорное, стойки унифицированы с Су-25 и Су-25УБ. Имеются тормозные колеса КТ-163Д. В полете шасси убираются, ниши закрываются створками с кинематическими приводами. Выпуск и уборка опор производится посредством двух гидросистем.

    Радиоэлектронное оборудование

    Радиоэлектронное оборудование штурмового самолета Су-39 представлено радиолокационной системой «Копье-25», имеющей следующие характеристики:

    • антенна щелевая, диаметр — 0,5 м;
    • угол сканирования по высоте — +25°/-55°, по азимуту — ±40°;
    • зоны обзора — ±10°/±20°/±40°;
    • количество одновременно сопровождаемых целей — 8;
    • количество одновременно атакуемых целей — 2.

    Дальность обнаружения воздушных целей с эффективной площадью рассеяния (ЭПР) в пять квадратных метров в свободном пространстве составляет 57 км при встречном движении и 30 км вдогон. Второй показатель на фоне земли снижен до 20 км.

    Обнаружение наземных целей зависит от их типа. Су-39 способен опознать эсминец в пределах 200 км, стационарные объекты вроде железнодорожного моста — 100 км. Группа танков фиксируется в пределах 20 км.

    Наведение противотанковых управляемых ракет корректировалось радиолокационной системой «Кинжал». Также на самолете имелся комплекс для противодействия ПВО «Иртыш», включавший в себя:

    • систему обнаружения и идентификации облучения;
    • станцию создания активных радиопомех «Гардения»;
    • контейнер с инфракрасными ловушками и дипольными отражателями;
    • генератор активных инфракрасных помех «Сухогруз»;
    • систему выбора маршрута для сохранения радиолокационной скрытности «Омуль».

    Все используемые системы объединены в общий прицельно-навигационный комплекс «Орбита-20». Он позволяет распознавать и вести малоразмерные наземные цели с автоматическим целеуказанием для всех вооружений самолета. В данную систему включен и прицельный комплекс «Шквал».

    Прицельный комплекс «Шквал»

    Оптико-электронная система «Шквал» имеет следующие характеристики:

    • широкий и узкий угол обзора дневного прибора — 2,7×3,6° и 0,73×0,97° соответственно;
    • широкий и узкий угол ночного обзора — 18,2×13,7° и 7,3×5,5°;
    • угол наведения по высоте и азимуту — +15°/-80° и ±35°.

    В зависимости от высоты система позволяет просматривать полосу местности от 500 до 2000 метров. Отдельно стоящий дом обнаруживается на расстоянии в 15 км, танк — 8-10 км. Цель берется на сопровождение, которое сохраняется вне зависимости от совершаемых маневров. Автоматическое определение дальности не только обеспечивает целеуказание управляемых ракет, но и в разы повышает точность неуправляемых боеприпасов, включая свободно падающие бомбы.

    Вместе с системой «Шквал» применяется лазерный дальномерный целеуказатель «Причал». В ночное время используется система «Меркурий», в дополнение к ней может задействоваться тепловизионная система малой ночной навигации «Ход». Последняя объединяется с комплексом «Кинжал».

    Су-39 / Противотанковый штурмовик

    • Общие данные
    • Мониторинг
    • Дата изменения данных: 22.12.2015

    ШТУРМОВИК СУ-39 (СУ-25ТМ).

    РАЗМЕРЫ.

  • Размах крыла 14,52 м,
  • длина самолета (со штангой ПВД) 15,33 м;
  • высота самолета на стоянке 5,20 м;
  • площадь крыла 30,10 м2.

    ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж 1 человек.

    ДВИГАТЕЛИ. Два ТРД Р-195 (2х4300 кгс), имеющие уменьшенную ИК-заметность. В перспективе предполагаегся установка более мощных и экономичных ТРДД.
    Емкость топливной системы увеличена до 4890 л.

    МАССЫ И НАГРУЗКИ , кг:

  • максимальная взлетная 21500 (Су-25Т — 19500),
  • вес пустого самолета 10600,
  • нормальная взлетная 16500,
  • максимальная боевая нагрузка 6000 (Су-25Т — 4400),
  • топлива во внутренних баках 3840.

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.

  • Максимальная скорость (при нормальной нагрузке) 950 км/ч;
  • радиус действия с боевой нагрузкой 2000 кг:
    — у земли 400 км,
    — на большой высоте 900 км;
  • перегоночная дальность (с двумя ПТБ по 1150 л и двумя по 800 л) 2500 км,
  • рабочий потолок 10 000 м,
  • посадочная скорость 230 км/ч;
  • длина разбега (грунт/бетон) 600/550 м,
  • длина пробега (грунт/бетон) 600/700 м.

    ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет Су-25Т оснащен системой управления вооружением СУВ-25Т «Восход», предназначенной для распознавания и автоматического сопровождения малоразмерных подвижных целей (танков, автомобилей, катеров и т.п), целеуказания и автоматического наведения УР, а так же для обесчения стрельбы НАР и пушки. В состав комплекса входт круглосуточный автоматический прицельный комплекс «Шквал» (размещен в носовой части самолета и включает телевизионную аппаратуру, сопряженную с блоком автоматического слежения за целью, а также лазерный дальномер-целеуказатель), система отображения информации (СОИ), центральная цифровая вычислительная машина, информационный комплекс вертикали и курса, доплеровским измеритель скорости и сноса, радиовысотомер, радиосистемы ближней и дальней навигации.
    Процесс навигации и атаки цели штурмовиком Су-25Т в максимальной степени автоматизирован. Самолет автоматически выходит в район цели, на удалении 10-12 км от нее вводится в действие телевизионная система, заранее ориентируемая в нужном направлении, затем летчик осуществляет контроль за выбором и автоматическим захватом цели, после чего система переходит на автосопровождение. После нажатия летчиком боевой кнопки компьютер выбирает необходимые боеприпасы и производит их пуск или сброс (пуск). После первого захода на цель штурмовик способен в автоматическом режиме осуществить повторный заход или, по желанию летчика, вернуться на аэродром базирования (летчик может взять управление самолетом непосредственно перед посадкой). Точность навигации в автоматическом режиме составляет 0,2% от длины пути, точность автоматического сопровождения малоразмерной подвижной цели на дальности 8 км — 0,6 м.
    Су-25ТМ имеет усовершенствованный оптико телевизионный прицельный комплекс «Шквал-М», осуществляющий поиск и корреляционное опознавание цели в режиме сканирования.
    Имеется режим автоматического полета к цели с точным выходом по времени, между отдельными самолетами выдерживается строго определенный временной интервал, что позволяет проводить четко скоординированную групповую атаку с различных направлений.
    Другим новым элементом, введенным в комплекс БРЭО штурмовика, является подвесная РЛС трехсантиметрового диапазона «Копье-25», являющаяся вариантом многоцелевой станции «Копье», установленной на истребителе МиГ-21-93. РЛС позволяет применять самолет по широкому кругу воздушных, наземных и морских целей. Информация oт подвесной РЛС выводится на индикатор телевизионного типа, расположенный в правом верхнем углу приборной доски, а от телевизионной системы или подвесного тепловизора — на ИЛС. Станция имеет зону обзора │40│, дальность обнаружения целей класса «истребитель» (ЭПР 5м2)- 57км. РЛС способна одновременно обнаруживать 10-12 целей и обеспечивать применение УР класса «воздух-воздух» по двум из них. Масса станции (без контейнера) 115 кг.
    Еще одним вариантом подвески является контейнер с тепловизионным оборудованием.
    Усовершенствованный навигационный комплекс самолета Су-25ТМ дополнен блоком спутниковой навигации А-735. Обеспечен выход на цель в автоматическом режиме с точностью до 15 м вне зависимости от дальности полета. Бортовой информационный комплекс обеспечивает возможность длительного полета на сверхмалых (до 15 м) высотах.
    Усовершенствованный комплекс РЭБ, примененный на Су-25ТМ, включает встроенное и подвесное оборудование в контейнерном исполнении. В его состав входят:
    — станция радиотехнической разведки, служащая для пеленгации всех типов РЛС противника, работающих в диапазоне 1,2- 1,8 Ггц, а также определение наиболее опасной цели, её координат и дальности до нее;
    — малогабаритная станция активных радиотехнических помex, создающая уводящие, шумовые, мерцающие и перенацеливающие на подстилающую поверхность помехи;
    — станция оптико-электронных помех «Сухогруз»;
    — устройство выброса ложных целей с комплектом 192 помеховых патрона;
    — авиационные ложные цели для вскрытия и дезориентации комплексов ПВО противника, БРЛС самолетов и ракет с ГСН всех типов.

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Конструкция самолета Су-39, в целом, подобна конструкции УБС Су-25УБ. На месте кабины второго летчика расположен дополнительный мягкий топливный бак, а над ним — отсек для размещения дополнительного БРЭО. Пушечная установка перенесена под топливный бак │3 и смещена от оси симметрии самолета вправо на 273 мм, а освободившееся пространство под кабиной занято БРЭО. Передняя опора шасси смещена влево от оси cимметрии на 222 мм. В хвостовой части фюзеляжа установлен дополнительный мягкий топливный бак.
    Кабина летчика герметизирована, что позволило поднять максимальную высоту боевого применения с 7000 до 10 000 м.

  • Число точек подвесок — 11.
    Повышена защищенность самолета. Общая масса средств боевой живучести Су-39 составляет 1115 кг.
    Ресурс самолета:
  • установленный — 4500 часов;
  • до первого ремонта 1500 часов;
  • межремонтный 1500 часов.
    Ресурс двигателя Р-195
  • установленный — 3000 часов;
  • до первого ремонта 1000 часов;
  • межремонтный 1000 часов.

    ВООРУЖЕНИЕ штурмовика Су-39 размещается на 10 подкрыльевых узлах внешней подвески и включает 16 сверхзвуковых противотанковых ракет «Вихрь» («Вихрь-М»), имеющих возможность поражать и воздушные цели, летящие со скоростью до 800 м/с. Самолеты могут нести УР класса «воздух-поверхность» Х-29Т с телевизионным самонаведением или Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л с лазерным наведением, а также КАБ-500КР калибром 500 кг. В комплекс вооружения входят также противорадиолокационные УР Х-58 или Х-31П.
    Возможно применение авиационных бомб АБ-100, АБ-250, АБ-500, РБК-250, РБК-500,ФАБ-500; ракет класса «воздух-воздух» ASM-M, ASM-M2, AAM-M, Р-73, P-72P, Р-27EР.
    Пушечное вооружение состоит из встроенной неподвижной установки НППУ-8 с пушкой ГШ-30 (30 мм, боекомплект 200 патронов), размещенной под фюзеляжем.
    Самолет может брать на борт до восьми блоков НАР С-8 (160 ракет) или С-13 (40 ракет), до восьми НАР С-24 или С-25.
    Неуправляемое бомбовое вооружение — до 32 боеприпасов калибром 100 кг или до восьми 250 или 500 кг. Для поражения площадных целей возможна подвеска восьми КМГУ.

    СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Серийное производство самолета освоено на заводе в Улан-Удэ.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Глубокой модернизацией самолета Су-25 стал «противотанковый» штурмовик Су-39, предназначенный для применения в любое время суток и оснащенный новым высокоточным оружием — ракетным комплексом «Вихрь» с лазерно-лучевой системой наведения.
    Работы по созданию самолета начались в 1976 г. Штурмовик, способный бороться с малоразмерными, сильнозащищенными целями (в том числе танками стран НАТО нового поколения) первоначально предполагалось выполнить в двухместном варианте и оснастить ПТРК «Радуга», однако в дальнейшем выбор был остановлен на перспективном ПТРК «Вихрь», способным применяться одноместным самолетом.
    В качестве другого основного вооружения модернизированного штурмовика рассматривалась 45-мм перспективная пушка, подвижная в вертикальной плоскости, однако из-за сложностей с отработкой этой системы было решено оснастить самолет неподвижной двухствольной пушкой ГШ-30 (30 мм).
    Работы по устновке нового комплекса вооружения на самолете Су-25 начались в 1982 году, рабочее проектирование модернизированного штурмовика Т8-М завершилось в 1983 году, постройка первого опытного образца (в него дорабатывался учебно-боевой самолет Т8-УБ) началась в 1983 году, а первый полет штурмовика состоялся 17 августа 1984 г., машину пилотировал летчик-испытатель А.Н. Исаков. Всего из самолетов Т8-УБ, построенных в Улан-Удэ, в Тбилиси в вариант Т8-М было доработано два опытных штурмовика, а также планер для статиспытаний (проводились в СибНИА). Затем Тбилисский авиазавод выпустил партию из восьми опытных самолетов. Государственные испытания Су-25Т завершены в сентябре 1993 г., а в 1994 году самолету было присвоено обозначение Су-39.
    По сравнению с исходным Су-25 новый штурмовик имел значительно более мощное вооружение, новое БРЭО и усовершенствованньш комплекс боевой живучести. Первый серийный самолет Су-25Т совершил первый полет 26 июля 1990 г. В Тбилиси была собрана установочная партия из 12 штурмовиков Су-25Т. В дальнейшем, после распада СССР, серийное производство штурмовиков было освоено в Улан-Удэ.
    Развитием штурмовика Су-25Т стал усовершенствованный самолет Су-25ТМ, первый полет которого состоялся в 1996 году.

    РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. П.О. Сухого.

    ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.
    1. Бабак В.П., генеральный директор концерна «Штурмовики Сухого», 22.08.2001

    Мониторинг:

    01.09.2005 Штурмовик Су-39 может быть готов к поставкам через два-три года

    АвиаПорт.Ru: Самая совершенная модификация штурмовика Су-25 в экспортном варианте Су-39 будет…

    18.06.2002 В Ахтубинске начались испытания штурмовика Су-39

    ВолгаИнформ: Су-39 является модернизированной версией самолета Су-25, а для российских Военно…

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector