0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Shenyang J-15

Shenyang J-15

Китай Страна разработки
Шеньянский институт №601 Разработчик
Сунь Цун Главный конструктор
31 августа 2009 г. Первый полет
Shenyang Aircraft Corporation Производитель
2013 г. Принятие на вооружение
с 2013 гг. Годы эксплуатации
ВМС Китая Основные эксплуатанты
Авианосец «Ляонин» Носители
21,9 / 14,7 / 5,9 м. Длина / Размах крыла / Высота
62,04 м 2 Площадь крыла
17500 / 27000 / 33000 кг. Масса (пустого/норм./макс.)
ТРДДФ АЛ-31Ф Тип
2 шт. Количество
2 х 12500 кгс Максимальная тяга
Скорость полета
2300 км/ч . . . максимальная (на высоте)
325 м/с Макс. скороподъемность
3500 км. Дальность полёта (макс.)
1 Количество человек
  • ракеты «воздух-воздух»: PL-8, PL-9, PL-12;
  • ракета «воздух-корабль»: YJ-83K;
  • неуправляемые ракеты, бомбы (всего до 6500 кг).
  • 1 х 30-мм пушка ГШ-30-1.

Приступая к достройке приобретённого в 1998 году ТАКР «Варяг», руководство Морских сил Народно-Освободительной армии Китая столкнулось с необходимостью в палубных самолётах для укомплектования его будущей авиагруппы. Изначально предполагалось заказать 50 штук российских Су-33 — они как нельзя лучше подошли бы к бывшему советскому авианосцу, для которого и были разработаны. В ходе переговоров с российской стороной объём заказа был уменьшен с пятидесяти до двух машин, после чего представители России переговоры прекратили: слишком очевидно было желание китайцев получить только образец для копирования, чтобы потом его самостоятельно и без лицензии производить [1] .

В 2001 году представителям Китая удалось приобрести у правительства Украины опытный самолёт Т-10К-3 — третий прототип корабельного Су-27К (будущего Су-33), ранее доставшийся Украине при разделе СССР. Располагая этим прототипом и частью конструкторской документации, в китайском государственном институте №601 под руководством главного конструктора Сунь Цуна был разработан проект палубного истребителя, внешне практически неотличимого от Су-33.

Читать еще:  Проект штурмовика COIN фирмы Goodyear GA-39

Первый полёт прототипа, получившего обозначение J-15 (кит. «Цзянь цзи ши у син», рус. «истребитель модель 15»), был совершён 31 августа 2009 года. Сборку прототипов вела Шеньянская государственная авиастроительная корпорация на заводе №112, расположенном на северо-востоке Китая. Двигатели АЛ-31Ф для первого прототипа были приобретены в России, впоследствии предполагается заменить их двигателями китайского производства WS-10H. Испытания самолёта ведутся в научно-испытательном центре на авиабазе «Янь Лионь» возле города Сиань. На территории этого центра сооружён комплекс для наземной имитации взлётов и посадок на палубу, подобный советскому комплексу НИТКА — со взлётной рампой (трамплином), аэрофинишёрами и макетом надстройки авианосца. Первый взлёт с рампы истребитель выполнил 6 мая 2010 года, а 25 ноября 2012 года самолёт под управлением лётчика Дая Минь Мена выполнил первую в истории китайского флота посадку на палубу авианосца «Ляонин».

Согласно заявлениям китайской печати, с декабря 2013 года самолёт принят на вооружение и производится серийно. Помимо обозначения «Цзянь-15», ему также присвоили название «Летающая акула».

Описание конструкции

Как и прототип наземного базирования (Су-27/J-11), палубный истребитель J-15 выполнен в интегральной компоновке — так, что крыло и фюзеляж плавно сопрягаются друг с другом и представляют собой единую несущую конструкцию. Для улучшения управляемости на больших углах атаки, что критически важно для палубного самолёта при посадке на авианосец и взлёте с трамплина, J-15 имеет переднее горизонтальное оперение (ПГО) площадью около 3 квадратных метров и стреловидностью 53,5 градуса по передней кромке. ПГО установлено на наплывах перед крылом. Кроме наличия ПГО, палубный истребитель отличается усиленными стойками шасси, а также укороченной хвостовой балкой, чтобы исключить её удар о палубу при посадке с большим углом атаки. Под хвостовой балкой расположен посадочный гак.

Читать еще:  Автомат ТКБ-09 (СССР)

Плоскости и стабилизатор, а также штанга ПВД выполнены складными для уменьшения площади, занимаемой самолётом в ангаре и на палубе авианосца. Размах нескладывающихся частей крыла и оперения в точности соответствует таковому на советском Су-27К [2] . Утверждается, что в конструкции планера J-15 применена значительно большая, чем у Су-33, доля композитных материалов, что способствует снижению его веса.

Силовая установка

Для опытной серии истребителя Китай закупил двигатели АЛ-31Ф российского производства (такие же, какие стоят на Су-27 и Су-33) с форсажной тягой в 12500 килограммсил. В дальнейшем планируется перейти на его китайский аналог WS-10H, выпускающийся государственной корпорацией «Тайхань», а в перспективе — на более мощную версию этого двигателя, WS-10A, развивающего на форсаже до 13500 кгс. Однако до настоящего времени двигателестроение Китая существенно отстаёт от российского, так что доведение двигателей серии WS-10 до сравнимых с АЛ-31 надёжности и ресурса может занять ещё несколько лет. Как признал в интервью 2013 года Сунь Цун, главный конструктор самолёта J-15 — двигатели являются его слабым местом, поэтому ещё значительное время Китай в этом плане будет зависеть от поставок из России.

Вооружение и оборудование

По бортовому оборудованию и оснащению кабины J-15 должен заметно превосходить российский Су-33 хотя бы потому, что разрабатывался на двадцать пять лет позже. Как сообщается, китайский истребитель получил бортовой локатор с фазированной антенной решёткой, мощный вычислительный комплекс на современной элементной базе и вполне современную эргономику кабины с многофункциональными дисплеями. Согласно заявлениям китайских военных — по уровню бортового оборудования J-15 не уступает самым современным палубным самолётам, таким как американский Super Hornet или французский Rafale M.

Бортовое оборудование призвано обеспечить боевое применение широкого спектра управляемого и неуправляемого вооружения, размещаемого на пилонах под крылом и фюзеляжем самолёта. Номенклатура управляемого вооружения включает в себя ракеты «воздух-воздух» (как дальнобойные PL-12, так и для ближнего боя вроде PL-9 и PL-8) и противокорабельные YJ-83K (715-килограммовые дозуковые ракеты, доставляющие боеголовку весом в 165 кг на расстояние до 180 км).

Читать еще:  Проект МБР LGM-30 Minuteman воздушного базирования по программе MX (США)

Модификации

Помимо основной модификации, разрабатывается также двухместная версия истребителя, которая совершила свой первый полёт 4 ноября 2012 года.

Галерея изображений

Серийный истребитель J-15 в стандартной раскраске и с опознавательными знаками

J-15 с бортовым номером 553 после посадки на палубу авианосца «Ляонин». Самолёт большей частью не окрашен, что говорит о его экспериментальном назначении

Палубные истребители «Цзянь-15» (J-15) опытной серии на палубе «Ляонина», 2012 год

Опытный образец истребителя J-15 на палубе «Ляонина»

J-15 на стартовой позиции авианосца «Ляонин», позади самолёта поднят газоотбойный щит

Серийный истребитель J-15 садится на палубу авианосца «Ляонин», 2015-2016 год

Авианосец «Ляонин». На всех трёх стартовых позициях подняты газоотбойные щиты

Видео


Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector