11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Министр ВВС США впервые представила новый стратегический бомбардировщик В-21

Содержание

Министр ВВС США впервые представила новый стратегический бомбардировщик В-21

26 февраля 2020 года министр ВВС США Дебора Ли Джеймс впервые представила широкой общественности проект нового американского «стратега», который придет на смену самолетам В-2. Новый бомбардировщик получил наименование В-21 (а не В-3), разработкой машины занимается компания Northrop Grumman, которая создала в конце прошлого столетия самолет B-2 Spirit.

Конкурс проектов нового бомбардировщика проходил с середины лета 2014 года. 27 октября 2020 года победителем была объявлена корпорация Northrop Grumman. Ее оппонентом был тандем компаний Boeing и Lockheed Martin.

По результатам конкурса Northrop Grumman получила заказ на несколько серий опытных и серийных машин (21 единицу), его сумма оценивается в 21,4 млрд долл.

Всего ВВС США планируют приобрести 80-100 подобных машин.

Это действительно знаменательное событие. Работы над созданием самолета стартовали еще в начале нулевых, несколько раз эта программа была под угрозой закрытия из-за прекращения финансирования, но теперь уже не возникает сомнения, что американские ВВС все-таки получат новый стратегический бомбардировщик.

Ранее эту перспективную машину называли LRS-B (Long Range Strike Bomber), что переводится, как «дальний ударный бомбардировщик». Американские военные надеются, что первые машины поступят в войска уже в начале следующего десятилетия.

Герои своего времени. Перспективные дальние бомбардировщики России, США и КНР

Американский «Рейдер»

Согласно открытым данным, B-21 Raider для ВВС США будет представлять собой дозвуковой дальний бомбардировщик схемы «летающее крыло». В проекте используется открытая архитектура бортового оборудования. При создании планера и части систем учитываются современные наработки по теме малозаметности.

Точные тактико-технические характеристики «Рейдера» остаются неизвестными. Есть основания полагать, что по размерам и массе он будет похож на серийный B-2A Spirit. При этом новые технологии и компоненты позволят улучшить летно-технические и экономические характеристики. В боекомплект B-21 войдут существующие и перспективные ракетные и бомбовые вооружения дальней авиации США.

Планы ВВС предусматривают строительство ок. 100 новых бомбардировщиков. Они должны будут заменить существующие самолеты B-1B и B-2A. Развертывание серийных машин в частях начнется в середине десятилетия; начальная оперативная готовность первых эскадрилий будет достигнута во второй половине двадцатых.

Российский комплекс

«Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» все еще остается секретным, но имеются отрывочные данные и различные оценки, позволяющие представить его облик. ПАК ДА строится по схеме «летающее крыло» и будет дозвуковым. Предлагается использование самой современной авионики, а также перспективных турбореактивных двигателей на базе одного из существующих изделий. Ожидаются меры по снижению заметности.

ПАК ДА должен будет совершать полеты на межконтинентальную дальность и нести не менее 20-30 т полезной нагрузки. Номенклатура вооружений будет включать как современные, так и перспективные образцы. Бомбардировщик сможет нести бомбы и ракеты разных типов, в т.ч. гиперзвуковые – в ядерном и обычном исполнении.

В мае стало известно о начале строительства первого опытного ПАК ДА. Кроме того, в этом году начнутся испытания нового двигателя на летающей лаборатории. Первый полет состоится к 2025 г., а старт серии и освоение в войсках запланированы на вторую половину десятилетия.

Первый китайский

Китай впервые занимается разработкой своего собственного дальнего бомбардировщика. Корпорация Xian Aircraft Industry создает самолет H-20 или H-X. По понятным причинам, о нем известно крайне мало, а доступные данные нередко противоречат друг другу. В частности, разные источники говорят о применении интегральной схемы или «летающего крыла» с до- или сверхзвуковой скоростью полета. При этом они говорят о снижении заметности. Высказываются предположения о применении российских технологий или компонентов.

Самолет должен иметь дальность полета без дозаправки ок. 8-10 тыс. км, что позволит ему действовать за пределами т.н. Второй цепи островов. Боевая нагрузка – не менее 10-12 т. Тема вооружений для H-20 остается закрытой, но предполагается применение крылатых ракет современных и перспективных типов.

По разным данным, Xian H-20 разрабатывался с начала двухтысячных годов, а в начале десятых был построен опытный образец. Якобы с 2013 г. он проходил летные испытания. Существование проекта официально раскрыли только в 2016 г. Не так давно в зарубежных СМИ сообщалось, что работы по H-20 могут завершиться уже в этом году, и готовый самолет покажут на ближайшей авиационной выставке.

Три «крыла»

На данный момент официально раскрыт только облик американского бомбардировщика B-21. Внешний вид ПАК ДА и H-20 остается неизвестным – хотя и предлагаются различные версии. Кроме того, китайский бомбардировщик нередко отождествляют с различными моделями, фигурировавшими на выставках прошлого.

Впрочем, основные особенности трех самолетов, похоже, уже известны. Во всех случаях речь идет о дозвуковых малозаметных бомбардировщиках схемы «летающее крыло» с высокими летными данными и значительной боевой нагрузкой. По всей видимости, именно такой облик стратегического ракетоносца отвечает современным требованиям военно-воздушных сил.

Применение схемы «летающее крыло» имеет самое очевидное объяснение. Такая архитектура летательного аппарата позволяет получить наилучшее соотношение летных качеств и внутренних объемов планера – под нагрузку или горючее. При равных показателях размеров и массы «летающее крыло» будет иметь лучшую аэродинамику, дальность и нагрузку.

Кроме того, «летающее крыло» позволяет в некоторой мере сократить заметность для локаторов – а в сочетании с другими технологиями дает «самолет-невидимку». Предполагается, что все три новых бомбардировщика будут малозаметными, и такие пожелания заказчиков вполне понятны. При наличии у противника развитой системы ПВО традиционные средства защиты ракетоносца в виде скорости или высоты полета уже не являются гарантией выживания и выполнения задачи. Теперь требуются комплексные решения, включающие малозаметность, радиоэлектронную борьбу и т.д.

Своеобразным средством повышения живучести самолета становятся ракеты большой дальности. Они позволяют отдалить рубежи пуска от зон ПВО, а в сочетании с малозаметным носителем делают атаку неожиданной и оставляют противнику минимум времени для реакции. В боекомплект ПАК ДА и B-21 могут войти перспективные гиперзвуковые ракеты – с понятными последствиями для боевой эффективности.

Лучшие из лучших?

Поскольку точный облик и тактико-технические характеристики трех будущих стратегических бомбардировщиков остаются неизвестными, сравнивать их пока трудно. Кроме того, не представляется возможным определить, какой из самолетов лучше других и в чем заключаются его преимущества. Впрочем, табличные данные всех этих машин станут известны в обозримом будущем и точно не останутся без внимания.

Сейчас, располагая только ограниченными данными, можно сравнить будущие B-21, ПАК ДА и H-20 с существующими самолетами этого класса. Такое сравнение наглядно покажет, как за последние годы изменились взгляды командования трех стран на роль, облик и характеристики дальних бомбардировщиков. По всей видимости, ВВС двух стран пересмотрели базовые концепции дальней авиации, а третья продолжает развивать старые идеи.

Американский B-21 заметно отличается от сверхзвукового B-1B, но выглядит прямым развитием идей малозаметного B-2. Из этого следует, что будущее дальней авиации в Пентагоне связывают именно с дозвуковыми самолетами, в первую очередь малозаметными. Российский ПАК ДА идет на смену турбовинтовым Ту-95МС, но в дальнейшем заменит и сверхзвуковые Ту-160. На протяжении многих лет обсуждались пути развития отечественной дальней авиации, и командование, похоже, выбрало дозвуковое малозаметное направление.

С китайским проектом дело обстоит немного иначе. На вооружении ВВС НОАК состоят дальние бомбардировщики семейства H-6 – копии и модернизированные версии старого советского Ту-16. Фактически любой полностью новый самолет будет лучше старого H-6. Дозвуковое «летающее крыло» с большой полезной нагрузкой полностью укладывается в эту логику.

Герои своего времени

По очевидным причинам, требования к боевым самолетам, в т.ч. к стратегическим бомбардировщикам-ракетоносцам постоянно меняются. С момента создания предыдущих дальних бомбардировщиков для ВВС СССР / России, США и КНР прошло несколько десятилетий – и с тех пор многое изменилось. Соответственно, требуется менять облик дальней авиации и создавать новую технику.

Точный облик и все характеристики бомбардировщиков B-21, ПАК ДА и H-20 пока остаются неизвестными. Однако можно утверждать, что он полностью отвечает актуальным пожеланиям и потребностям заказчика. Похоже, время сверхзвуковых бомбардировщиков для прорыва ПВО прошло, и теперь идеальный самолет дальней авиации выглядит по-другому. В ближайшие десятилетия стратегические задачи будут решать не самые быстрые, но незаметные самолеты с гиперзвуковыми ракетами большой дальности.

Москалькова поблагодарила комиссара СЕ за помощь в защите Sputnik Эстония

ТАЛЛИНН, 23 июн — Sputnik. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова поблагодарила комиссара Совета Европы по правам человека Дуню Миятович за помощь в защите прав журналистов Sputnik Эстония, сообщает РИА Новости.

Читать еще:  Проект штурмовика COIN фирмы Beech Aircraft PD-183 (США)

«Хочу выразить вам благодарность, что мои обращения к вам о защите Sputnik Эстония нашли отклик. К сожалению, журналистам угрожали уголовным преследованием за то, что они работают по договору с организацией, которая находится под санкциями. Конечно, это надуманный предлог для ограничения свободы слова», — сказала Москалькова в ходе видеоконференции.

В январе этого года исполнительный директор МИА «Россия сегодня» Кирилл Вышинский и глава эстонского отделения Sputnik Елена Черышева встретились с Миятович на полях зимней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, и она обещала разобраться в ситуации.

Вчера Черышева приняла участие в онлайн-совещании ОБСЕ по правам человека и рассказала его участникам о нарушении свободы слова в Эстонии, в частности, о ситуации со Sputnik Эстония.

В конце 2019 года сотрудники Sputnik Эстония получили от руководства департамента полиции и погранохраны страны прямые угрозы возбуждения против них уголовных дел, если они до 1 января этого года не прекратят трудовые отношения с головной организацией. В качестве обоснования этих действий называются санкции, введенные Евросоюзом 17 марта 2014 года против ряда физических и юридических лиц в свете событий на Украине. Однако санкции ЕС введены не против МИА «Россия сегодня», в которое входит Sputnik, а персонально против генерального директора агентства Дмитрия Киселева.

Ранее представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир заявил, что стремление властей Эстонии распространить действие персональных санкций ЕС против генерального директора МИА «Россия сегодня» на коллектив Sputnik Эстония создает проблему в сфере свободы СМИ. В свою очередь генеральный секретарь ОБСЕ Томас Гремингер отмечал, что обязательства по обеспечению свободы СМИ закреплены в Хельсинском акте. Президент России Владимир Путин, комментируя ситуацию вокруг Sputnik Эстония, заявлял, что российские власти будут делать все, чтобы поддерживать Sputnik при работе в других странах.

Власти балтийских стран неоднократно чинили препятствия работе российских СМИ. В МИД РФ заявляли о явных признаках скоординированной линии этих государств. Случаи с притеснениями СМИ в странах Балтии, отмечали в российском министерстве, «наглядно демонстрируют, чего на практике стоят демагогические заявления о приверженности Вильнюса, Риги и Таллина принципам демократии и свободы слова».

B-21 Raider: бомбардировщик или нечто большее?

Вехи развития

Всё вышеперечисленное, с одной стороны, привело к отказу от сверхвысокотехнологичных проектов стратегических бомбардировщиков типа советского Т-4 (изделие 100) ОКБ Сухого или американского North American XB-70 Valkyrie, с другой стороны, не привело к отказу от стратегических бомбардировщиков в принципе.

Тем не менее, задача по прорыву ПВО не снималась. В поисках путей её решения рассматривались различные варианты: высотный бросок на сверхзвуковой скорости, полёт в режиме огибания рельефа местности, или комбинация этих способов. Это привело к появлению у СССР и США одновременно похожих, но в то же время достаточно сильно различающихся стратегических бомбардировщиков нового поколения, Ту-160 и B-1B соответственно, с изменяемой геометрией крыла.

В дальнейшем строительство новых советских машин затормозилось развалом СССР, а США сделали ставку на максимальное внедрение технологий снижения заметности «стелс» (stealth), результатом чего стало появление самого дорогого в истории авиации бомбардировщика B-2 Spirit от компании Northrop Grumman. Стоимость одного бомбардировщика B-2 Spirit составляет свыше 2,3 млрд. долларов в текущих ценах.

Тем не менее, очевидно, что концепция ультимативно малозаметного стратегического бомбардировщика себя оправдала в глазах руководства военно-воздушных сил (ВВС) США, поскольку разрабатываемый новейший бомбардировщик B-21 визуально является продолжателем концепции бомбардировщика B-2.

B-21 Raider

Планируемый объём закупок B-21 составляет порядка 80-100 машин, с возможностью увеличения портфеля заказов до 145 машин. В конечном итоге объём закупок, скорее всего, будет связан с итоговой ценой боевой машины и её фактическими возможностями.

Предположительно B-21 должен вобрать в себя всё лучшее от B-2 и при этом быть дешевле по стоимости закупки и эксплуатации. Снижения стоимости планируется добиться за счёт уменьшения размерности нового бомбардировщика и его грузоподъёмности, а также частичной унификации с другими самолётами американских ВВС. В частности, в качестве силовой установки предполагается использовать два двигателя Pratt&Whitney F135 от истребителя пятого поколения F-35. Другая возможная альтернатива – это силовая установка Pratt&Whitney PW9000, разрабатываемая на базе «гражданского» двигателя Pratt&Whitney PW1000G, с применением технологий упомянутого Pratt&Whitney F135.

Penetrating Counter Air

Проект истребителя Penetrating Counter Air в чём-то схож с перспективным боевым самолётом, рассмотренным в статье «Концепт боевого самолёта 2050 года и оружие на новых физических принципах».

Появление истребителя Penetrating Counter Air, скорее всего, будет зависеть от того, каких успехов добьются в своём развитии ВВС России и КНР. Ведь если внутриэкономическая ситуация в РФ и усиливающееся санкционное давление США на Китай смогут сдержать развитие противостоящих США ВВС, то какой смысл закупать самолёты по 300 миллионов долларов за штуку? Их задачи вполне смогут решить модернизированные F-22 и F-35 с новым вооружением.

Кроме того, возможно, что авиационное прикрытие бомбардировщику B-21 Raider не так уж и необходимо.

Особые возможности B-21

Для обеспечения эффективной работы по наземным и воздушным целям бомбардировщик B-21 должен быть оборудован радиолокационной станцией (РЛС) с активной фазированной антенной решёткой (АФАР). Можно предположить, что она будет разработана на базе существующих РЛС AN/APG-77 и AN / APG-81, установленных, соответственно, на истребителях F-22 и F-35. Обе эти РЛС разработаны компанией Northrop Grumman, той же самой, что разрабатывает бомбардировщик B-21.

Вооружение воздух-воздух

Не меньший, а, возможно, и больший интерес представляют ракеты, предназначенные для самообороны носителя путём перехвата подлетающих ракет воздух-воздух и земля-воздух.

Кинетические системы активной обороны

Предполагаемый комплекс противоракетной обороны должен включать в себя выдвигающиеся пусковые установки (ПУ) с малогабаритными противоракетами, ориентированными в разные стороны, для обеспечения круговой обороны самолёта. В убранном положении ПУ не увеличивают заметность носителя.

Предварительное целеуказание противоракетам должно выдаваться с РЛС и ОЛС носителя. После запуска и захвата цели ГСН противоракеты должны работать в полностью автономном режиме. Предположительно в противоракетах должна использоваться многодиапазонная ГСН, включающая активную радиолокационную головку самонаведения (АРЛГСН), инфракрасную головку самонаведения (ИК ГСН) и систему наведения на излучение РЛС противника (например, на излучение АРЛГСН ракет воздух-воздух противника).

При этом предполагается, что у ракет MSDM будет только пассивное наведение на тепловое излучения (ИК ГСН). Н исключается, что оно будет дополнено возможностью наведения на источник радиолокационного излучения, тогда так АРЛГСН слишком дороги, чтобы размещать их на таких противоракетах.

Пока не ясно, будет ли ракета MSDM интегрирована в проект «авиационного КАЗ», запатентованного компанией Northrop Grumman, в рамках бомбардировщика B-21, или это будет отдельный проект компании Raytheon и ракеты MSDM будут запускаться из стандартных отсеков вооружений самолёта.

Оружие на новых физических принципах

Вопреки мнению скептиков, работы в этом направлении ведутся очень активно, и результаты могут быть получены раньше, чем ожидается – появления серийных образцов лазерного оружия вполне можно ожидать в период с 2025 по 2030 годы. Учитывая сложность интеграции лазерного оружия в планер самолёта или вертолёта, можно ожидать, что в первую очередь появятся контейнерные образцы лазерного оружия. Таким образом, самолёты четвёртого поколения типа F-15, F-16 и F-18 могут получить лазерное оружие самообороны раньше, чем их «коллеги» пятого поколения F-22 и F-35.

Считается, что лазерное оружие станет неотъемлемым элементов истребителей шестого поколения. Бомбардировщик B-21 должен появиться в промежуток между пятым и шестым поколением, и возможность размещения лазерного оружия как минимум будет учтена при его разработке.

В 2017 году компания Lockheed Martin выиграла контракт на 23,6 миллионов долларов на разработку лазера SHiELD (Self-Protection High Energy Laser Demonstrator), который может быть установлен на существующие и перспективные авиационные носители. Комплекс SHiELD состоит из трех подсистем: системы наведения лазера на цель (Northrop Grumman), системы питания и охлаждения (Boeing) и самого лазера (Lockheed Martin). Предполагается, что весь пакет будет готов к тестированию к 2023 году.

В конечном итоге наличие продвинутых средств разведки, малой заметности, значительных запасов вооружения во внутренних отсеках, а также лазерных и кинетических оборонительных систем, превратит бомбардировщик B-21 в «летающую крепость» XXI века.

Выводы

В случае получения B-21 Raider продвинутых возможностей по поражению воздушных целей и самообороне он может стать своего рода «летающим эсминцем» и играть ту же роль, что сейчас играют ракетные эсминцы в составе авианосной ударной группы (АУГ), т.е. по сути функция нанесения удара по наземным целям может стать вторичной, по отношению к возможностям по борьбе с авиацией противника.

В этом случае правильнее называть B-21 Raider не бомбардировщиком, и даже не бомбардировщиком-ракетоносцем, а стратегическим многофункциональным боевым авиационным комплексом.

Ударные функции в этом случае могут быть возложены на самолёты F-35 (в ближних миссиях) и на транспортные самолёты с возвращаемыми малозаметными беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), которые мы рассматривали в статье Боевые «Гремлины» ВВС США: возрождение концепции воздушных авианосцев.

В достаточно крупногабаритный бомбардировщик B-21 могут быть установлены продвинутые средства разведки, сравнимые по эффективности с установленными на самолётах дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), мощные средства РЭБ, и значительно больший объём оружия воздух-воздух, чем может взять любой истребитель. Маневренность при наличии систем самообороны уже не будет являться критичным фактором, а заметность B-21 будет сравнима или меньше таковой у F-22, F-35, Су-57 или J-20.

В конечном итоге это может привести к существенному снижению роли лёгких истребителей в завоевании превосходства в воздухе и переориентации ВВС ведущих стран мира на достаточно крупные и тяжёлые истребители, ориентированные на завоевание превосходства в воздухе, поскольку лёгкие истребители не смогут бороться с тяжёлыми даже в группе, а задачи по нанесению ударов по наземным/надводным целям всё больше будут возлагаться на БПЛА.

Читать еще:  Танковая управляемая ракета Комбат (Украина)

В России самолётом, способным противостоять перспективным тяжёлым истребителям, а также самолётам B-21 Raider в случае получения ими всех рассмотренных в статье возможностей, потенциально может стать перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата ПАК ДА в связке с БПЛА «Охотник», о чём мы поговорим в другом материале.

Китай имитирует В-2 и В-1?

Китай создает стелс-бомбардировщик – копию американского В-2, сообщает «Военный Паритет». Самолет имеет обозначение Н-20, программу ведет компания Xian Aircraft Corp. Определенный вклад в его создание внес инженер-конструктор Ношир Говадиа (Noshir Gowadia), работавший в компании Northrop Grumman. В 2011 году он был осужден в США на 32 года по обвинению в промышленном шпионаже.

Бомбардировщик LRS-B

B-2 Spirit, без всякого сомнения, можно назвать уникальным самолетом. Однако любая техника рано или поздно устаревает. Кроме того, цена этого самолета такова, что говорить о массовом производстве не приходится. Да и требования, что выдвигаются к стратегическим бомбардировщикам сегодня, отличаются от тех задач, которые стояли перед ними во времена Холодной войны, когда и началась разработка B-2.

Сегодня стратегические бомбардировщики могут быть использованы не только в качестве носителей ядерного оружия, но и для авиационной поддержки, как средство доставки высокоточных боеприпасов.

Американские военные хотели, чтобы новый самолет LRS-B имел более высокую автономность, мог долгое время дежурить в заданном районе, умел взаимодействовать с наземными войсками и был еще менее заметным для вражеских радаров. Кроме того, цена LRS-B не должна была превышать 550 млн долларов.

Новая машина вряд ли будет качественным скачком вперед (как В-2), но, скорее всего, она будет куда более эффективной. В LRS-B будут использованы те же технологии, на основе которых был создан В-2. Только на новом самолете все должно быть выполнено с учетом последних технических достижений и опыта, полученного при разработке и эксплуатации В-2.

B-21 Raider: бомбардировщик или нечто большее?

Вехи развития

Всё вышеперечисленное, с одной стороны, привело к отказу от сверхвысокотехнологичных проектов стратегических бомбардировщиков типа советского Т-4 (изделие 100) ОКБ Сухого или американского North American XB-70 Valkyrie, с другой стороны, не привело к отказу от стратегических бомбардировщиков в принципе.

Тем не менее, задача по прорыву ПВО не снималась. В поисках путей её решения рассматривались различные варианты: высотный бросок на сверхзвуковой скорости, полёт в режиме огибания рельефа местности, или комбинация этих способов. Это привело к появлению у СССР и США одновременно похожих, но в то же время достаточно сильно различающихся стратегических бомбардировщиков нового поколения, Ту-160 и B-1B соответственно, с изменяемой геометрией крыла.

В дальнейшем строительство новых советских машин затормозилось развалом СССР, а США сделали ставку на максимальное внедрение технологий снижения заметности «стелс» (stealth), результатом чего стало появление самого дорогого в истории авиации бомбардировщика B-2 Spirit от компании Northrop Grumman. Стоимость одного бомбардировщика B-2 Spirit составляет свыше 2,3 млрд. долларов в текущих ценах.

Тем не менее, очевидно, что концепция ультимативно малозаметного стратегического бомбардировщика себя оправдала в глазах руководства военно-воздушных сил (ВВС) США, поскольку разрабатываемый новейший бомбардировщик B-21 визуально является продолжателем концепции бомбардировщика B-2.

B-21 Raider

Планируемый объём закупок B-21 составляет порядка 80-100 машин, с возможностью увеличения портфеля заказов до 145 машин. В конечном итоге объём закупок, скорее всего, будет связан с итоговой ценой боевой машины и её фактическими возможностями.

Предположительно B-21 должен вобрать в себя всё лучшее от B-2 и при этом быть дешевле по стоимости закупки и эксплуатации. Снижения стоимости планируется добиться за счёт уменьшения размерности нового бомбардировщика и его грузоподъёмности, а также частичной унификации с другими самолётами американских ВВС. В частности, в качестве силовой установки предполагается использовать два двигателя Pratt&Whitney F135 от истребителя пятого поколения F-35. Другая возможная альтернатива – это силовая установка Pratt&Whitney PW9000, разрабатываемая на базе «гражданского» двигателя Pratt&Whitney PW1000G, с применением технологий упомянутого Pratt&Whitney F135.

Penetrating Counter Air

Проект истребителя Penetrating Counter Air в чём-то схож с перспективным боевым самолётом, рассмотренным в статье «Концепт боевого самолёта 2050 года и оружие на новых физических принципах».

Появление истребителя Penetrating Counter Air, скорее всего, будет зависеть от того, каких успехов добьются в своём развитии ВВС России и КНР. Ведь если внутриэкономическая ситуация в РФ и усиливающееся санкционное давление США на Китай смогут сдержать развитие противостоящих США ВВС, то какой смысл закупать самолёты по 300 миллионов долларов за штуку? Их задачи вполне смогут решить модернизированные F-22 и F-35 с новым вооружением.

Кроме того, возможно, что авиационное прикрытие бомбардировщику B-21 Raider не так уж и необходимо.

Особые возможности B-21

Для обеспечения эффективной работы по наземным и воздушным целям бомбардировщик B-21 должен быть оборудован радиолокационной станцией (РЛС) с активной фазированной антенной решёткой (АФАР). Можно предположить, что она будет разработана на базе существующих РЛС AN/APG-77 и AN / APG-81, установленных, соответственно, на истребителях F-22 и F-35. Обе эти РЛС разработаны компанией Northrop Grumman, той же самой, что разрабатывает бомбардировщик B-21.

Вооружение воздух-воздух

Не меньший, а, возможно, и больший интерес представляют ракеты, предназначенные для самообороны носителя путём перехвата подлетающих ракет воздух-воздух и земля-воздух.

Кинетические системы активной обороны

Предполагаемый комплекс противоракетной обороны должен включать в себя выдвигающиеся пусковые установки (ПУ) с малогабаритными противоракетами, ориентированными в разные стороны, для обеспечения круговой обороны самолёта. В убранном положении ПУ не увеличивают заметность носителя.

Предварительное целеуказание противоракетам должно выдаваться с РЛС и ОЛС носителя. После запуска и захвата цели ГСН противоракеты должны работать в полностью автономном режиме. Предположительно в противоракетах должна использоваться многодиапазонная ГСН, включающая активную радиолокационную головку самонаведения (АРЛГСН), инфракрасную головку самонаведения (ИК ГСН) и систему наведения на излучение РЛС противника (например, на излучение АРЛГСН ракет воздух-воздух противника).

При этом предполагается, что у ракет MSDM будет только пассивное наведение на тепловое излучения (ИК ГСН). Н исключается, что оно будет дополнено возможностью наведения на источник радиолокационного излучения, тогда так АРЛГСН слишком дороги, чтобы размещать их на таких противоракетах.

Пока не ясно, будет ли ракета MSDM интегрирована в проект «авиационного КАЗ», запатентованного компанией Northrop Grumman, в рамках бомбардировщика B-21, или это будет отдельный проект компании Raytheon и ракеты MSDM будут запускаться из стандартных отсеков вооружений самолёта.

Оружие на новых физических принципах

Вопреки мнению скептиков, работы в этом направлении ведутся очень активно, и результаты могут быть получены раньше, чем ожидается – появления серийных образцов лазерного оружия вполне можно ожидать в период с 2025 по 2030 годы. Учитывая сложность интеграции лазерного оружия в планер самолёта или вертолёта, можно ожидать, что в первую очередь появятся контейнерные образцы лазерного оружия. Таким образом, самолёты четвёртого поколения типа F-15, F-16 и F-18 могут получить лазерное оружие самообороны раньше, чем их «коллеги» пятого поколения F-22 и F-35.

Считается, что лазерное оружие станет неотъемлемым элементов истребителей шестого поколения. Бомбардировщик B-21 должен появиться в промежуток между пятым и шестым поколением, и возможность размещения лазерного оружия как минимум будет учтена при его разработке.

В 2017 году компания Lockheed Martin выиграла контракт на 23,6 миллионов долларов на разработку лазера SHiELD (Self-Protection High Energy Laser Demonstrator), который может быть установлен на существующие и перспективные авиационные носители. Комплекс SHiELD состоит из трех подсистем: системы наведения лазера на цель (Northrop Grumman), системы питания и охлаждения (Boeing) и самого лазера (Lockheed Martin). Предполагается, что весь пакет будет готов к тестированию к 2023 году.

В конечном итоге наличие продвинутых средств разведки, малой заметности, значительных запасов вооружения во внутренних отсеках, а также лазерных и кинетических оборонительных систем, превратит бомбардировщик B-21 в «летающую крепость» XXI века.

Выводы

В случае получения B-21 Raider продвинутых возможностей по поражению воздушных целей и самообороне он может стать своего рода «летающим эсминцем» и играть ту же роль, что сейчас играют ракетные эсминцы в составе авианосной ударной группы (АУГ), т.е. по сути функция нанесения удара по наземным целям может стать вторичной, по отношению к возможностям по борьбе с авиацией противника.

В этом случае правильнее называть B-21 Raider не бомбардировщиком, и даже не бомбардировщиком-ракетоносцем, а стратегическим многофункциональным боевым авиационным комплексом.

Ударные функции в этом случае могут быть возложены на самолёты F-35 (в ближних миссиях) и на транспортные самолёты с возвращаемыми малозаметными беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), которые мы рассматривали в статье Боевые «Гремлины» ВВС США: возрождение концепции воздушных авианосцев.

В достаточно крупногабаритный бомбардировщик B-21 могут быть установлены продвинутые средства разведки, сравнимые по эффективности с установленными на самолётах дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), мощные средства РЭБ, и значительно больший объём оружия воздух-воздух, чем может взять любой истребитель. Маневренность при наличии систем самообороны уже не будет являться критичным фактором, а заметность B-21 будет сравнима или меньше таковой у F-22, F-35, Су-57 или J-20.

В конечном итоге это может привести к существенному снижению роли лёгких истребителей в завоевании превосходства в воздухе и переориентации ВВС ведущих стран мира на достаточно крупные и тяжёлые истребители, ориентированные на завоевание превосходства в воздухе, поскольку лёгкие истребители не смогут бороться с тяжёлыми даже в группе, а задачи по нанесению ударов по наземным/надводным целям всё больше будут возлагаться на БПЛА.

Читать еще:  Приготовление и употребление мяса змей в пищу

В России самолётом, способным противостоять перспективным тяжёлым истребителям, а также самолётам B-21 Raider в случае получения ими всех рассмотренных в статье возможностей, потенциально может стать перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата ПАК ДА в связке с БПЛА «Охотник», о чём мы поговорим в другом материале.

Герои своего времени. Перспективные дальние бомбардировщики России, США и КНР

Американский «Рейдер»

Согласно открытым данным, B-21 Raider для ВВС США будет представлять собой дозвуковой дальний бомбардировщик схемы «летающее крыло». В проекте используется открытая архитектура бортового оборудования. При создании планера и части систем учитываются современные наработки по теме малозаметности.

Точные тактико-технические характеристики «Рейдера» остаются неизвестными. Есть основания полагать, что по размерам и массе он будет похож на серийный B-2A Spirit. При этом новые технологии и компоненты позволят улучшить летно-технические и экономические характеристики. В боекомплект B-21 войдут существующие и перспективные ракетные и бомбовые вооружения дальней авиации США.

Планы ВВС предусматривают строительство ок. 100 новых бомбардировщиков. Они должны будут заменить существующие самолеты B-1B и B-2A. Развертывание серийных машин в частях начнется в середине десятилетия; начальная оперативная готовность первых эскадрилий будет достигнута во второй половине двадцатых.

Российский комплекс

«Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» все еще остается секретным, но имеются отрывочные данные и различные оценки, позволяющие представить его облик. ПАК ДА строится по схеме «летающее крыло» и будет дозвуковым. Предлагается использование самой современной авионики, а также перспективных турбореактивных двигателей на базе одного из существующих изделий. Ожидаются меры по снижению заметности.

ПАК ДА должен будет совершать полеты на межконтинентальную дальность и нести не менее 20-30 т полезной нагрузки. Номенклатура вооружений будет включать как современные, так и перспективные образцы. Бомбардировщик сможет нести бомбы и ракеты разных типов, в т.ч. гиперзвуковые – в ядерном и обычном исполнении.

В мае стало известно о начале строительства первого опытного ПАК ДА. Кроме того, в этом году начнутся испытания нового двигателя на летающей лаборатории. Первый полет состоится к 2025 г., а старт серии и освоение в войсках запланированы на вторую половину десятилетия.

Первый китайский

Китай впервые занимается разработкой своего собственного дальнего бомбардировщика. Корпорация Xian Aircraft Industry создает самолет H-20 или H-X. По понятным причинам, о нем известно крайне мало, а доступные данные нередко противоречат друг другу. В частности, разные источники говорят о применении интегральной схемы или «летающего крыла» с до- или сверхзвуковой скоростью полета. При этом они говорят о снижении заметности. Высказываются предположения о применении российских технологий или компонентов.

Самолет должен иметь дальность полета без дозаправки ок. 8-10 тыс. км, что позволит ему действовать за пределами т.н. Второй цепи островов. Боевая нагрузка – не менее 10-12 т. Тема вооружений для H-20 остается закрытой, но предполагается применение крылатых ракет современных и перспективных типов.

По разным данным, Xian H-20 разрабатывался с начала двухтысячных годов, а в начале десятых был построен опытный образец. Якобы с 2013 г. он проходил летные испытания. Существование проекта официально раскрыли только в 2016 г. Не так давно в зарубежных СМИ сообщалось, что работы по H-20 могут завершиться уже в этом году, и готовый самолет покажут на ближайшей авиационной выставке.

Три «крыла»

На данный момент официально раскрыт только облик американского бомбардировщика B-21. Внешний вид ПАК ДА и H-20 остается неизвестным – хотя и предлагаются различные версии. Кроме того, китайский бомбардировщик нередко отождествляют с различными моделями, фигурировавшими на выставках прошлого.

Впрочем, основные особенности трех самолетов, похоже, уже известны. Во всех случаях речь идет о дозвуковых малозаметных бомбардировщиках схемы «летающее крыло» с высокими летными данными и значительной боевой нагрузкой. По всей видимости, именно такой облик стратегического ракетоносца отвечает современным требованиям военно-воздушных сил.

Применение схемы «летающее крыло» имеет самое очевидное объяснение. Такая архитектура летательного аппарата позволяет получить наилучшее соотношение летных качеств и внутренних объемов планера – под нагрузку или горючее. При равных показателях размеров и массы «летающее крыло» будет иметь лучшую аэродинамику, дальность и нагрузку.

Кроме того, «летающее крыло» позволяет в некоторой мере сократить заметность для локаторов – а в сочетании с другими технологиями дает «самолет-невидимку». Предполагается, что все три новых бомбардировщика будут малозаметными, и такие пожелания заказчиков вполне понятны. При наличии у противника развитой системы ПВО традиционные средства защиты ракетоносца в виде скорости или высоты полета уже не являются гарантией выживания и выполнения задачи. Теперь требуются комплексные решения, включающие малозаметность, радиоэлектронную борьбу и т.д.

Своеобразным средством повышения живучести самолета становятся ракеты большой дальности. Они позволяют отдалить рубежи пуска от зон ПВО, а в сочетании с малозаметным носителем делают атаку неожиданной и оставляют противнику минимум времени для реакции. В боекомплект ПАК ДА и B-21 могут войти перспективные гиперзвуковые ракеты – с понятными последствиями для боевой эффективности.

Лучшие из лучших?

Поскольку точный облик и тактико-технические характеристики трех будущих стратегических бомбардировщиков остаются неизвестными, сравнивать их пока трудно. Кроме того, не представляется возможным определить, какой из самолетов лучше других и в чем заключаются его преимущества. Впрочем, табличные данные всех этих машин станут известны в обозримом будущем и точно не останутся без внимания.

Сейчас, располагая только ограниченными данными, можно сравнить будущие B-21, ПАК ДА и H-20 с существующими самолетами этого класса. Такое сравнение наглядно покажет, как за последние годы изменились взгляды командования трех стран на роль, облик и характеристики дальних бомбардировщиков. По всей видимости, ВВС двух стран пересмотрели базовые концепции дальней авиации, а третья продолжает развивать старые идеи.

Американский B-21 заметно отличается от сверхзвукового B-1B, но выглядит прямым развитием идей малозаметного B-2. Из этого следует, что будущее дальней авиации в Пентагоне связывают именно с дозвуковыми самолетами, в первую очередь малозаметными. Российский ПАК ДА идет на смену турбовинтовым Ту-95МС, но в дальнейшем заменит и сверхзвуковые Ту-160. На протяжении многих лет обсуждались пути развития отечественной дальней авиации, и командование, похоже, выбрало дозвуковое малозаметное направление.

С китайским проектом дело обстоит немного иначе. На вооружении ВВС НОАК состоят дальние бомбардировщики семейства H-6 – копии и модернизированные версии старого советского Ту-16. Фактически любой полностью новый самолет будет лучше старого H-6. Дозвуковое «летающее крыло» с большой полезной нагрузкой полностью укладывается в эту логику.

Герои своего времени

По очевидным причинам, требования к боевым самолетам, в т.ч. к стратегическим бомбардировщикам-ракетоносцам постоянно меняются. С момента создания предыдущих дальних бомбардировщиков для ВВС СССР / России, США и КНР прошло несколько десятилетий – и с тех пор многое изменилось. Соответственно, требуется менять облик дальней авиации и создавать новую технику.

Точный облик и все характеристики бомбардировщиков B-21, ПАК ДА и H-20 пока остаются неизвестными. Однако можно утверждать, что он полностью отвечает актуальным пожеланиям и потребностям заказчика. Похоже, время сверхзвуковых бомбардировщиков для прорыва ПВО прошло, и теперь идеальный самолет дальней авиации выглядит по-другому. В ближайшие десятилетия стратегические задачи будут решать не самые быстрые, но незаметные самолеты с гиперзвуковыми ракетами большой дальности.

Москалькова поблагодарила комиссара СЕ за помощь в защите Sputnik Эстония

ТАЛЛИНН, 23 июн — Sputnik. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова поблагодарила комиссара Совета Европы по правам человека Дуню Миятович за помощь в защите прав журналистов Sputnik Эстония, сообщает РИА Новости.

«Хочу выразить вам благодарность, что мои обращения к вам о защите Sputnik Эстония нашли отклик. К сожалению, журналистам угрожали уголовным преследованием за то, что они работают по договору с организацией, которая находится под санкциями. Конечно, это надуманный предлог для ограничения свободы слова», — сказала Москалькова в ходе видеоконференции.

В январе этого года исполнительный директор МИА «Россия сегодня» Кирилл Вышинский и глава эстонского отделения Sputnik Елена Черышева встретились с Миятович на полях зимней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, и она обещала разобраться в ситуации.

Вчера Черышева приняла участие в онлайн-совещании ОБСЕ по правам человека и рассказала его участникам о нарушении свободы слова в Эстонии, в частности, о ситуации со Sputnik Эстония.

В конце 2019 года сотрудники Sputnik Эстония получили от руководства департамента полиции и погранохраны страны прямые угрозы возбуждения против них уголовных дел, если они до 1 января этого года не прекратят трудовые отношения с головной организацией. В качестве обоснования этих действий называются санкции, введенные Евросоюзом 17 марта 2014 года против ряда физических и юридических лиц в свете событий на Украине. Однако санкции ЕС введены не против МИА «Россия сегодня», в которое входит Sputnik, а персонально против генерального директора агентства Дмитрия Киселева.

Ранее представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир заявил, что стремление властей Эстонии распространить действие персональных санкций ЕС против генерального директора МИА «Россия сегодня» на коллектив Sputnik Эстония создает проблему в сфере свободы СМИ. В свою очередь генеральный секретарь ОБСЕ Томас Гремингер отмечал, что обязательства по обеспечению свободы СМИ закреплены в Хельсинском акте. Президент России Владимир Путин, комментируя ситуацию вокруг Sputnik Эстония, заявлял, что российские власти будут делать все, чтобы поддерживать Sputnik при работе в других странах.

Власти балтийских стран неоднократно чинили препятствия работе российских СМИ. В МИД РФ заявляли о явных признаках скоординированной линии этих государств. Случаи с притеснениями СМИ в странах Балтии, отмечали в российском министерстве, «наглядно демонстрируют, чего на практике стоят демагогические заявления о приверженности Вильнюса, Риги и Таллина принципам демократии и свободы слова».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector