0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Палубная авиация Поднебесной: на что способны новые истребители Китая

Палубная авиация Поднебесной: на что способны новые истребители Китая

Telegram-канал «Пасечник» рассказывает о модернизации парка палубной авиации Военно-морских сил Китая. Благодаря ей ВМС НОАК уже к 2025 году собираются контролировать ближнюю и дальнюю морские зоны и проецировать силу на дальние расстояния.

J-8 (F-8) «Finback»

многоцелевой истребитель

Наряду с освоением производства образцов советской боевой авиационной техники, в КНР с конца 1950-х годов развернулись работы по созданию истребителей собственной конструкции. ОКБ авиационного завода в г.Шеньян, укомплектованное молодыми специалистами, лишь недавно окончившими советские технические ВУЗы, в 1958 г. начало разработку сверхзвукового всепогодного истребителя-перехватчика «Ветер Востока» 107. Самолет должен был иметь два двигателя, максимальная скорость — соответствовать М=1,8, практический потолок — 20000 м. В мае 1959 г. приступили к постройке первого опытного самолета, однако в июне 1959 г. в проект были внесены существенные изменения, потребовавшие переделок. В ноябре 1959 г. в дальнейшем работы по программе истребителя «107» были прекращены, а основные усилия сконцентрированы на создании более современного самолета-перехватчика «Ветер Востока» 113, предложенного Харбинской военно-инженерной академией в 1958 г.
Концептуально эту машину можно было отнести к третьему поколению реактивных истребителей. Самолет был рассчитан на достижение максимальной скорости, соответствующей М=2,5 и практического потолка, равного 25000 м. В конструкции истребителя предполагалось применение наиболее современных материалов, оборудования и вооружения, существовавших к тому времени. В 1960 г. на Шеньянском заводе началась постройка опытного самолета «113». Однако несоответствие поставленных задач возможностям, которыми располагала в то время китайская авиационная промышленность, а также нерешенность ряда технических вопросов, в частности, — защиты конструкции от кинетического нагрева, привели к прекращению программы.
Обострение в середине 1960-х гг. отношений Китая с СССР и техническое отставание самолетного парка ВВС Китая от советской авиации, которая рассматривалась тогда как основной противник, побудило китайскую авиационную промышленность вновь приступить к работам над истребителями нового типа, превосходящими по своим основным характеристикам истребитель МиГ-21 — основную машину советских ВВС 1960-1970-х годов.
Работы по формированию облика этого самолета начались в 1964 г. в НИИ авиационной техники в г.Шеньяне. Рассматривался вариант однодвигательного истребителя, оснащенный перспективным ТРДФ увеличенной тяги, а также двухдвигательный самолет с модифицированными существующими ТРДФ. Предпочтение было отдано более реалистичному последнему варианту. 17 мая 1967 г. вышло правительственное постановление о начале полномасштабной разработки НИИ и заводом в Шеньяне нового истребителя-перехватчика J-8 (Jian-8), оснащенного двумя ТРДФ WP7A.
Программа создания этого самолета оценивалась военно-политическим руководством Китая как одна из наиболее приоритетных. Согласно ТТЗ, самолет J-8 должен был обладать скоростью, соответствующей М=2,2, практическим потолком, превышающим 20000 м, способностью длительное время вести воздушный бой на высоте до 19000 м, максимальной скороподъемностью 200 м/с, нормальной дальностью полета 1500 км, максимальной дальностью 2000 км, усовершенствованным пушечным и ракетным вооружением, а также БРЛС. Хорошие маневренные и разгонные характеристики должны были обеспечиваться высокой тяговооруженностью — 0,89. Работы по созданию самолета возглавлялись Е Женда, а после его смерти в марте 1966 г. — Вант Натшоу.
Стремясь создать самолет, превосходящий МиГ-21 по маневренности, китайцы пошли по пути увеличения тяговооруженности самолета при сохранении умеренной удельной нагрузки на крыло (порядка 320-350 кг/м 2 ). Это привело к созданию относительного крупного и гораздо более тяжелого, чем МиГ-21, двухдвигательного самолета, оснащенного относительно легким для своей весовой категории БРЭО и вооружением.
Сборка первых двух опытных самолетов (1- для статиспытаний) завершилась в июле 1968 г., первый полет самолета состоялся 5 июля 1969 г. (летчик Юн Юхуан). При создании самолета был широко использован опыт, полученный в процессе изучения и освоения производства в Китае самолета МиГ-21 (J-7). Конструктивно самолет J-8 близок к советскому опытному истребителю-перехватчику Е-152А, созданному в 1959 г. Документация по Е-152А, не пошедшему в СССР в серию, была ранее передана Китаю (без двигателей, ракет и РЛС).
Начавшаяся в стране «Культурная революция» нанесла серьезный ущерб ходу работ по J-8: по политическим мотивам была расформирована бригада по проведению летных испытаний, отстранен от работы ряд ведущих специалистов, занятых в программе. В результате летные испытания истребителя удалось завершить лишь в 1979 г. Было выполнено, в общей сложности, 1025 полетов (налетано 663 ч.). При этом на скорости, соответствующей М=0.86 была выявлена вибрация, что потребовало некоторого изменения аэродинамики хвостовой части фюзеляжа. Возникли трудности и с обеспечением защиты от кинетического нагрева фюзеляжа при длительном полете со сверхзвуковой скоростью.
Самолет был принят на вооружение 2 марта 1980 г. Однако новая машина далеко не в полной мере удовлетворяла требованиям заказчика. На самолете, в отступление от первоначальных требований, отсутствовала БРЛС, что не позволяло истребителю действовать в сложных погодных условиях и ночью.
Разработка всепогодной модификации истребителя, получившей обозначение J-8-I и оснащенной РЛС SR-4 (на истребителе J-8 устанавливался лишь радиодальномер), началась в Шеньяне в феврале 1978 г. Сборка первого самолета завершилась в мае 1980 г. и начались наземные испытания, однако 25 июня 1980 г. во время пробежки в результате возгорания двигателя самолет был уничтожен (причиной пожара явился разрыв трубопровода и попадание масла на ТРДФ). В результате на последующих опытных самолетах была значительно модифицирована гидросистема. Программа летных испытаний завершилась в ноябре 1984 г., а 27 июля 1985 г. самолет был принят на вооружение.
К 1992 г. ВВС НОАК располагали более чем 200 истребителями J-8 и J-8-I, используемых, в основном, в ПВО страны.
Особенности компоновки самолета J-8-I не позволяли установить на истребитель более мощную РЛС с крупногабаритной антенной. Возникла необходимость в коренной модификации носовой части истребителя и применении боковых воздухозаборников. Кроме того, появление за рубежом машин четвертого поколения, имеющих повышенную маневренность, требовало дальнейшего улучшения маневренных характеристик китайских истребителей.

  • Описание конструкции. ТТХ.Схема.
J-8-II

Источники информации:

  1. «Истребители» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
  2. Авиация великого соседа / В.Ильин, «Вестник Авиации и космонавтики», №4 1999 /
  3. J-8 (F-8) ФИНБЭК-А / «Уголок неба«/

—>

Метки

Свежие записи

  • Завод №445
  • Катастрофа Ан-70 1995 года: настало время сказать правду
  • ПВРД — задание на завтра
  • История крылатых. Часть 2.
  • История крылатых. Часть 1.

Свежие комментарии

  • Владимир-81 к записи Серпуховская авиашкола (Стрельбом)
  • Татьяна к записи Серпуховская авиашкола (Стрельбом)
  • Владимир Бондарев к записи Книга памяти НИИ ВВС
  • Джуненко Валерий к записи Истребитель МиГ-29. Эпизоды испытаний
  • Иван к записи Завод №381

Copyright © 1998-2020 =SB=
© Все права на фотографии и информацию принадлежат их авторам.
© All rights on the images and information reserved to their authors.

«Кречет» пятого поколения

Новый китайский вариант — находящийся в разработке перспективный истребитель J-31 (индекс FC-31 используется до принятия на вооружение). Самолет получил прозвище «Кречет» и предназначен для авианосцев, оснащенных катапультной системой взлета.

В октябре 2012 года Китай заявил о себе как о втором в мире государстве (после США), которое параллельно реализует две программы создания истребителей пятого поколения. Один из них — J-31, второй — многоцелевой малозаметный истребитель J-20 «Могучий дракон», созданием которого занимается «Авиационная промышленная корпорация Чэнду» (Chengdu Aircraft Industry Group). Первый полет J-20 совершил в 2011 году, на вооружение НОАК эта модель поступила в марте 2017 года.

Официально китайская армия практически не поддерживает проект J-31, передав все полномочия «Шеньянской авиастроительной корпорации». В Китае полагают, что J-31 может стать первым палубным истребителем полностью китайского производства. По данным китайских СМИ, к настоящему времени построено как минимум два прототипа J-31.

Читать еще:  Опытный автомат МА (СССР)

Изучение военно-технических изданий КНР показывает, что второй опытный образец J-31 по конструкции отличается от первого: у него цельный фонарь, несколько расширенный фюзеляж, измененное вертикальное оперение. При этом новый вариант на три тонны тяжелее предшественника.

Основные улучшения отмечены в области аэродинамики: более скрытная форма крыла, система маскировки выхлопа двигателей, а также усовершенствованная бортовая радиоэлектронная система производства национального авиастроительного концерна Aviation Industry Corporation of China (AVIC).

Кроме того, в носовой части второго прототипа установлена оптико-локационная станция. Отсек для вооружения увеличен, в нем размещаются до шести ракет «воздух-воздух» типов PL-10, PL-12 и PL-21. Предположительно, новые J-31 оснащены китайскими двигателями (серии WS-13), кроме того, в качестве силовой установки также могут быть использованы и аналогичные российские турбовентиляторные двигатели РД-93, Такие, например, устанавливают на истребители-бомбардировщики FC-1 Xiaolong китайско-пакистанской разработки.

J-8 (F-8) «Finback»

многоцелевой истребитель

Наряду с освоением производства образцов советской боевой авиационной техники, в КНР с конца 1950-х годов развернулись работы по созданию истребителей собственной конструкции. ОКБ авиационного завода в г.Шеньян, укомплектованное молодыми специалистами, лишь недавно окончившими советские технические ВУЗы, в 1958 г. начало разработку сверхзвукового всепогодного истребителя-перехватчика «Ветер Востока» 107. Самолет должен был иметь два двигателя, максимальная скорость — соответствовать М=1,8, практический потолок — 20000 м. В мае 1959 г. приступили к постройке первого опытного самолета, однако в июне 1959 г. в проект были внесены существенные изменения, потребовавшие переделок. В ноябре 1959 г. в дальнейшем работы по программе истребителя «107» были прекращены, а основные усилия сконцентрированы на создании более современного самолета-перехватчика «Ветер Востока» 113, предложенного Харбинской военно-инженерной академией в 1958 г.
Концептуально эту машину можно было отнести к третьему поколению реактивных истребителей. Самолет был рассчитан на достижение максимальной скорости, соответствующей М=2,5 и практического потолка, равного 25000 м. В конструкции истребителя предполагалось применение наиболее современных материалов, оборудования и вооружения, существовавших к тому времени. В 1960 г. на Шеньянском заводе началась постройка опытного самолета «113». Однако несоответствие поставленных задач возможностям, которыми располагала в то время китайская авиационная промышленность, а также нерешенность ряда технических вопросов, в частности, — защиты конструкции от кинетического нагрева, привели к прекращению программы.
Обострение в середине 1960-х гг. отношений Китая с СССР и техническое отставание самолетного парка ВВС Китая от советской авиации, которая рассматривалась тогда как основной противник, побудило китайскую авиационную промышленность вновь приступить к работам над истребителями нового типа, превосходящими по своим основным характеристикам истребитель МиГ-21 — основную машину советских ВВС 1960-1970-х годов.
Работы по формированию облика этого самолета начались в 1964 г. в НИИ авиационной техники в г.Шеньяне. Рассматривался вариант однодвигательного истребителя, оснащенный перспективным ТРДФ увеличенной тяги, а также двухдвигательный самолет с модифицированными существующими ТРДФ. Предпочтение было отдано более реалистичному последнему варианту. 17 мая 1967 г. вышло правительственное постановление о начале полномасштабной разработки НИИ и заводом в Шеньяне нового истребителя-перехватчика J-8 (Jian-8), оснащенного двумя ТРДФ WP7A.
Программа создания этого самолета оценивалась военно-политическим руководством Китая как одна из наиболее приоритетных. Согласно ТТЗ, самолет J-8 должен был обладать скоростью, соответствующей М=2,2, практическим потолком, превышающим 20000 м, способностью длительное время вести воздушный бой на высоте до 19000 м, максимальной скороподъемностью 200 м/с, нормальной дальностью полета 1500 км, максимальной дальностью 2000 км, усовершенствованным пушечным и ракетным вооружением, а также БРЛС. Хорошие маневренные и разгонные характеристики должны были обеспечиваться высокой тяговооруженностью — 0,89. Работы по созданию самолета возглавлялись Е Женда, а после его смерти в марте 1966 г. — Вант Натшоу.
Стремясь создать самолет, превосходящий МиГ-21 по маневренности, китайцы пошли по пути увеличения тяговооруженности самолета при сохранении умеренной удельной нагрузки на крыло (порядка 320-350 кг/м 2 ). Это привело к созданию относительного крупного и гораздо более тяжелого, чем МиГ-21, двухдвигательного самолета, оснащенного относительно легким для своей весовой категории БРЭО и вооружением.
Сборка первых двух опытных самолетов (1- для статиспытаний) завершилась в июле 1968 г., первый полет самолета состоялся 5 июля 1969 г. (летчик Юн Юхуан). При создании самолета был широко использован опыт, полученный в процессе изучения и освоения производства в Китае самолета МиГ-21 (J-7). Конструктивно самолет J-8 близок к советскому опытному истребителю-перехватчику Е-152А, созданному в 1959 г. Документация по Е-152А, не пошедшему в СССР в серию, была ранее передана Китаю (без двигателей, ракет и РЛС).
Начавшаяся в стране «Культурная революция» нанесла серьезный ущерб ходу работ по J-8: по политическим мотивам была расформирована бригада по проведению летных испытаний, отстранен от работы ряд ведущих специалистов, занятых в программе. В результате летные испытания истребителя удалось завершить лишь в 1979 г. Было выполнено, в общей сложности, 1025 полетов (налетано 663 ч.). При этом на скорости, соответствующей М=0.86 была выявлена вибрация, что потребовало некоторого изменения аэродинамики хвостовой части фюзеляжа. Возникли трудности и с обеспечением защиты от кинетического нагрева фюзеляжа при длительном полете со сверхзвуковой скоростью.
Самолет был принят на вооружение 2 марта 1980 г. Однако новая машина далеко не в полной мере удовлетворяла требованиям заказчика. На самолете, в отступление от первоначальных требований, отсутствовала БРЛС, что не позволяло истребителю действовать в сложных погодных условиях и ночью.
Разработка всепогодной модификации истребителя, получившей обозначение J-8-I и оснащенной РЛС SR-4 (на истребителе J-8 устанавливался лишь радиодальномер), началась в Шеньяне в феврале 1978 г. Сборка первого самолета завершилась в мае 1980 г. и начались наземные испытания, однако 25 июня 1980 г. во время пробежки в результате возгорания двигателя самолет был уничтожен (причиной пожара явился разрыв трубопровода и попадание масла на ТРДФ). В результате на последующих опытных самолетах была значительно модифицирована гидросистема. Программа летных испытаний завершилась в ноябре 1984 г., а 27 июля 1985 г. самолет был принят на вооружение.
К 1992 г. ВВС НОАК располагали более чем 200 истребителями J-8 и J-8-I, используемых, в основном, в ПВО страны.
Особенности компоновки самолета J-8-I не позволяли установить на истребитель более мощную РЛС с крупногабаритной антенной. Возникла необходимость в коренной модификации носовой части истребителя и применении боковых воздухозаборников. Кроме того, появление за рубежом машин четвертого поколения, имеющих повышенную маневренность, требовало дальнейшего улучшения маневренных характеристик китайских истребителей.

  • Описание конструкции. ТТХ.Схема.
J-8-II

Источники информации:

  1. «Истребители» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
  2. Авиация великого соседа / В.Ильин, «Вестник Авиации и космонавтики», №4 1999 /
  3. J-8 (F-8) ФИНБЭК-А / «Уголок неба«/

—>

Метки

Свежие записи

  • Завод №445
  • Катастрофа Ан-70 1995 года: настало время сказать правду
  • ПВРД — задание на завтра
  • История крылатых. Часть 2.
  • История крылатых. Часть 1.

Свежие комментарии

  • Владимир-81 к записи Серпуховская авиашкола (Стрельбом)
  • Татьяна к записи Серпуховская авиашкола (Стрельбом)
  • Владимир Бондарев к записи Книга памяти НИИ ВВС
  • Джуненко Валерий к записи Истребитель МиГ-29. Эпизоды испытаний
  • Иван к записи Завод №381

Copyright © 1998-2020 =SB=
© Все права на фотографии и информацию принадлежат их авторам.
© All rights on the images and information reserved to their authors.

«Кречет» пятого поколения

Новый китайский вариант — находящийся в разработке перспективный истребитель J-31 (индекс FC-31 используется до принятия на вооружение). Самолет получил прозвище «Кречет» и предназначен для авианосцев, оснащенных катапультной системой взлета.

В октябре 2012 года Китай заявил о себе как о втором в мире государстве (после США), которое параллельно реализует две программы создания истребителей пятого поколения. Один из них — J-31, второй — многоцелевой малозаметный истребитель J-20 «Могучий дракон», созданием которого занимается «Авиационная промышленная корпорация Чэнду» (Chengdu Aircraft Industry Group). Первый полет J-20 совершил в 2011 году, на вооружение НОАК эта модель поступила в марте 2017 года.

Официально китайская армия практически не поддерживает проект J-31, передав все полномочия «Шеньянской авиастроительной корпорации». В Китае полагают, что J-31 может стать первым палубным истребителем полностью китайского производства. По данным китайских СМИ, к настоящему времени построено как минимум два прототипа J-31.

Читать еще:  Проект океанской летающей лодки ЛЛ-600 (СССР)

Изучение военно-технических изданий КНР показывает, что второй опытный образец J-31 по конструкции отличается от первого: у него цельный фонарь, несколько расширенный фюзеляж, измененное вертикальное оперение. При этом новый вариант на три тонны тяжелее предшественника.

Основные улучшения отмечены в области аэродинамики: более скрытная форма крыла, система маскировки выхлопа двигателей, а также усовершенствованная бортовая радиоэлектронная система производства национального авиастроительного концерна Aviation Industry Corporation of China (AVIC).

Кроме того, в носовой части второго прототипа установлена оптико-локационная станция. Отсек для вооружения увеличен, в нем размещаются до шести ракет «воздух-воздух» типов PL-10, PL-12 и PL-21. Предположительно, новые J-31 оснащены китайскими двигателями (серии WS-13), кроме того, в качестве силовой установки также могут быть использованы и аналогичные российские турбовентиляторные двигатели РД-93, Такие, например, устанавливают на истребители-бомбардировщики FC-1 Xiaolong китайско-пакистанской разработки.

J-8 (F-8) «Finback»

многоцелевой истребитель

Наряду с освоением производства образцов советской боевой авиационной техники, в КНР с конца 1950-х годов развернулись работы по созданию истребителей собственной конструкции. ОКБ авиационного завода в г.Шеньян, укомплектованное молодыми специалистами, лишь недавно окончившими советские технические ВУЗы, в 1958 г. начало разработку сверхзвукового всепогодного истребителя-перехватчика «Ветер Востока» 107. Самолет должен был иметь два двигателя, максимальная скорость — соответствовать М=1,8, практический потолок — 20000 м. В мае 1959 г. приступили к постройке первого опытного самолета, однако в июне 1959 г. в проект были внесены существенные изменения, потребовавшие переделок. В ноябре 1959 г. в дальнейшем работы по программе истребителя «107» были прекращены, а основные усилия сконцентрированы на создании более современного самолета-перехватчика «Ветер Востока» 113, предложенного Харбинской военно-инженерной академией в 1958 г.
Концептуально эту машину можно было отнести к третьему поколению реактивных истребителей. Самолет был рассчитан на достижение максимальной скорости, соответствующей М=2,5 и практического потолка, равного 25000 м. В конструкции истребителя предполагалось применение наиболее современных материалов, оборудования и вооружения, существовавших к тому времени. В 1960 г. на Шеньянском заводе началась постройка опытного самолета «113». Однако несоответствие поставленных задач возможностям, которыми располагала в то время китайская авиационная промышленность, а также нерешенность ряда технических вопросов, в частности, — защиты конструкции от кинетического нагрева, привели к прекращению программы.
Обострение в середине 1960-х гг. отношений Китая с СССР и техническое отставание самолетного парка ВВС Китая от советской авиации, которая рассматривалась тогда как основной противник, побудило китайскую авиационную промышленность вновь приступить к работам над истребителями нового типа, превосходящими по своим основным характеристикам истребитель МиГ-21 — основную машину советских ВВС 1960-1970-х годов.
Работы по формированию облика этого самолета начались в 1964 г. в НИИ авиационной техники в г.Шеньяне. Рассматривался вариант однодвигательного истребителя, оснащенный перспективным ТРДФ увеличенной тяги, а также двухдвигательный самолет с модифицированными существующими ТРДФ. Предпочтение было отдано более реалистичному последнему варианту. 17 мая 1967 г. вышло правительственное постановление о начале полномасштабной разработки НИИ и заводом в Шеньяне нового истребителя-перехватчика J-8 (Jian-8), оснащенного двумя ТРДФ WP7A.
Программа создания этого самолета оценивалась военно-политическим руководством Китая как одна из наиболее приоритетных. Согласно ТТЗ, самолет J-8 должен был обладать скоростью, соответствующей М=2,2, практическим потолком, превышающим 20000 м, способностью длительное время вести воздушный бой на высоте до 19000 м, максимальной скороподъемностью 200 м/с, нормальной дальностью полета 1500 км, максимальной дальностью 2000 км, усовершенствованным пушечным и ракетным вооружением, а также БРЛС. Хорошие маневренные и разгонные характеристики должны были обеспечиваться высокой тяговооруженностью — 0,89. Работы по созданию самолета возглавлялись Е Женда, а после его смерти в марте 1966 г. — Вант Натшоу.
Стремясь создать самолет, превосходящий МиГ-21 по маневренности, китайцы пошли по пути увеличения тяговооруженности самолета при сохранении умеренной удельной нагрузки на крыло (порядка 320-350 кг/м 2 ). Это привело к созданию относительного крупного и гораздо более тяжелого, чем МиГ-21, двухдвигательного самолета, оснащенного относительно легким для своей весовой категории БРЭО и вооружением.
Сборка первых двух опытных самолетов (1- для статиспытаний) завершилась в июле 1968 г., первый полет самолета состоялся 5 июля 1969 г. (летчик Юн Юхуан). При создании самолета был широко использован опыт, полученный в процессе изучения и освоения производства в Китае самолета МиГ-21 (J-7). Конструктивно самолет J-8 близок к советскому опытному истребителю-перехватчику Е-152А, созданному в 1959 г. Документация по Е-152А, не пошедшему в СССР в серию, была ранее передана Китаю (без двигателей, ракет и РЛС).
Начавшаяся в стране «Культурная революция» нанесла серьезный ущерб ходу работ по J-8: по политическим мотивам была расформирована бригада по проведению летных испытаний, отстранен от работы ряд ведущих специалистов, занятых в программе. В результате летные испытания истребителя удалось завершить лишь в 1979 г. Было выполнено, в общей сложности, 1025 полетов (налетано 663 ч.). При этом на скорости, соответствующей М=0.86 была выявлена вибрация, что потребовало некоторого изменения аэродинамики хвостовой части фюзеляжа. Возникли трудности и с обеспечением защиты от кинетического нагрева фюзеляжа при длительном полете со сверхзвуковой скоростью.
Самолет был принят на вооружение 2 марта 1980 г. Однако новая машина далеко не в полной мере удовлетворяла требованиям заказчика. На самолете, в отступление от первоначальных требований, отсутствовала БРЛС, что не позволяло истребителю действовать в сложных погодных условиях и ночью.
Разработка всепогодной модификации истребителя, получившей обозначение J-8-I и оснащенной РЛС SR-4 (на истребителе J-8 устанавливался лишь радиодальномер), началась в Шеньяне в феврале 1978 г. Сборка первого самолета завершилась в мае 1980 г. и начались наземные испытания, однако 25 июня 1980 г. во время пробежки в результате возгорания двигателя самолет был уничтожен (причиной пожара явился разрыв трубопровода и попадание масла на ТРДФ). В результате на последующих опытных самолетах была значительно модифицирована гидросистема. Программа летных испытаний завершилась в ноябре 1984 г., а 27 июля 1985 г. самолет был принят на вооружение.
К 1992 г. ВВС НОАК располагали более чем 200 истребителями J-8 и J-8-I, используемых, в основном, в ПВО страны.
Особенности компоновки самолета J-8-I не позволяли установить на истребитель более мощную РЛС с крупногабаритной антенной. Возникла необходимость в коренной модификации носовой части истребителя и применении боковых воздухозаборников. Кроме того, появление за рубежом машин четвертого поколения, имеющих повышенную маневренность, требовало дальнейшего улучшения маневренных характеристик китайских истребителей.

  • Описание конструкции. ТТХ.Схема.
J-8-II

Источники информации:

  1. «Истребители» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
  2. Авиация великого соседа / В.Ильин, «Вестник Авиации и космонавтики», №4 1999 /
  3. J-8 (F-8) ФИНБЭК-А / «Уголок неба«/

—>

Метки

Свежие записи

  • Завод №445
  • Катастрофа Ан-70 1995 года: настало время сказать правду
  • ПВРД — задание на завтра
  • История крылатых. Часть 2.
  • История крылатых. Часть 1.

Свежие комментарии

  • Владимир-81 к записи Серпуховская авиашкола (Стрельбом)
  • Татьяна к записи Серпуховская авиашкола (Стрельбом)
  • Владимир Бондарев к записи Книга памяти НИИ ВВС
  • Джуненко Валерий к записи Истребитель МиГ-29. Эпизоды испытаний
  • Иван к записи Завод №381

Copyright © 1998-2020 =SB=
© Все права на фотографии и информацию принадлежат их авторам.
© All rights on the images and information reserved to their authors.

Неудачный опыт «Летучей акулы»

С 2013 года в морскую авиацию Китая начались поставки палубного истребителя J-15, известного как «Летучая акула», созданного для вооружения флагмана Военно-морских сил — авианосца «Ляонин». Китайские конструкторы при создании своего палубного истребителя опирались на проекты самолетов J-11B и приобретенного в 2005 году на Украине Т-10К-3 (прототип российского Су-33).

Традиционно китайские истребители получают индекс J («цзянь» — «меч»), когда их принимает на вооружение Народно-освободительная армия Китая (НОАК). Головным разработчиком J-15 выступила «Шеньянская авиастроительная корпорация» (Shenyang Aircraft Corporation). По сути, китайские инженеры создали глубоко модернизированную копию российского истребителя Су-27СК.

По планам командования ВМС НОАК, J-15 на среднесрочную перспективу должен был стать основным и единственным палубным истребителем Китая, — однако к 2018 году было построено и принято на вооружение не более 24 боевых машин. За время эксплуатации J-15 зарекомендовали себя не с лучшей стороны после множества механических поломок и сбоев.

Читать еще:  Самоходная пушка 2А3 "Конденсатор-2П" «объект 271» (СССР)

С 2016 года китайские СМИ сообщили как минимум о четырех серьезных инцидентах с этой моделью. В одном из случаев даже погиб пилот, однако Минобороны КНР подтвердило два авиационных происшествия.

Для анализа причин катастрофы вводился трехмесячный запрет на полеты истребителей J-15. Китайские эксперты пришли выводу, что причиной аварий стали несовершенство бортовых систем и недостатки двигателей, разработанных на базе летательных аппаратов 30-летней давности. Китай стремится исправить эту ситуацию, проводя работы по модернизации J-15 и созданию нового палубного самолета.

J-8 (F-8) «Finback»

многоцелевой истребитель

Наряду с освоением производства образцов советской боевой авиационной техники, в КНР с конца 1950-х годов развернулись работы по созданию истребителей собственной конструкции. ОКБ авиационного завода в г.Шеньян, укомплектованное молодыми специалистами, лишь недавно окончившими советские технические ВУЗы, в 1958 г. начало разработку сверхзвукового всепогодного истребителя-перехватчика «Ветер Востока» 107. Самолет должен был иметь два двигателя, максимальная скорость — соответствовать М=1,8, практический потолок — 20000 м. В мае 1959 г. приступили к постройке первого опытного самолета, однако в июне 1959 г. в проект были внесены существенные изменения, потребовавшие переделок. В ноябре 1959 г. в дальнейшем работы по программе истребителя «107» были прекращены, а основные усилия сконцентрированы на создании более современного самолета-перехватчика «Ветер Востока» 113, предложенного Харбинской военно-инженерной академией в 1958 г.
Концептуально эту машину можно было отнести к третьему поколению реактивных истребителей. Самолет был рассчитан на достижение максимальной скорости, соответствующей М=2,5 и практического потолка, равного 25000 м. В конструкции истребителя предполагалось применение наиболее современных материалов, оборудования и вооружения, существовавших к тому времени. В 1960 г. на Шеньянском заводе началась постройка опытного самолета «113». Однако несоответствие поставленных задач возможностям, которыми располагала в то время китайская авиационная промышленность, а также нерешенность ряда технических вопросов, в частности, — защиты конструкции от кинетического нагрева, привели к прекращению программы.
Обострение в середине 1960-х гг. отношений Китая с СССР и техническое отставание самолетного парка ВВС Китая от советской авиации, которая рассматривалась тогда как основной противник, побудило китайскую авиационную промышленность вновь приступить к работам над истребителями нового типа, превосходящими по своим основным характеристикам истребитель МиГ-21 — основную машину советских ВВС 1960-1970-х годов.
Работы по формированию облика этого самолета начались в 1964 г. в НИИ авиационной техники в г.Шеньяне. Рассматривался вариант однодвигательного истребителя, оснащенный перспективным ТРДФ увеличенной тяги, а также двухдвигательный самолет с модифицированными существующими ТРДФ. Предпочтение было отдано более реалистичному последнему варианту. 17 мая 1967 г. вышло правительственное постановление о начале полномасштабной разработки НИИ и заводом в Шеньяне нового истребителя-перехватчика J-8 (Jian-8), оснащенного двумя ТРДФ WP7A.
Программа создания этого самолета оценивалась военно-политическим руководством Китая как одна из наиболее приоритетных. Согласно ТТЗ, самолет J-8 должен был обладать скоростью, соответствующей М=2,2, практическим потолком, превышающим 20000 м, способностью длительное время вести воздушный бой на высоте до 19000 м, максимальной скороподъемностью 200 м/с, нормальной дальностью полета 1500 км, максимальной дальностью 2000 км, усовершенствованным пушечным и ракетным вооружением, а также БРЛС. Хорошие маневренные и разгонные характеристики должны были обеспечиваться высокой тяговооруженностью — 0,89. Работы по созданию самолета возглавлялись Е Женда, а после его смерти в марте 1966 г. — Вант Натшоу.
Стремясь создать самолет, превосходящий МиГ-21 по маневренности, китайцы пошли по пути увеличения тяговооруженности самолета при сохранении умеренной удельной нагрузки на крыло (порядка 320-350 кг/м 2 ). Это привело к созданию относительного крупного и гораздо более тяжелого, чем МиГ-21, двухдвигательного самолета, оснащенного относительно легким для своей весовой категории БРЭО и вооружением.
Сборка первых двух опытных самолетов (1- для статиспытаний) завершилась в июле 1968 г., первый полет самолета состоялся 5 июля 1969 г. (летчик Юн Юхуан). При создании самолета был широко использован опыт, полученный в процессе изучения и освоения производства в Китае самолета МиГ-21 (J-7). Конструктивно самолет J-8 близок к советскому опытному истребителю-перехватчику Е-152А, созданному в 1959 г. Документация по Е-152А, не пошедшему в СССР в серию, была ранее передана Китаю (без двигателей, ракет и РЛС).
Начавшаяся в стране «Культурная революция» нанесла серьезный ущерб ходу работ по J-8: по политическим мотивам была расформирована бригада по проведению летных испытаний, отстранен от работы ряд ведущих специалистов, занятых в программе. В результате летные испытания истребителя удалось завершить лишь в 1979 г. Было выполнено, в общей сложности, 1025 полетов (налетано 663 ч.). При этом на скорости, соответствующей М=0.86 была выявлена вибрация, что потребовало некоторого изменения аэродинамики хвостовой части фюзеляжа. Возникли трудности и с обеспечением защиты от кинетического нагрева фюзеляжа при длительном полете со сверхзвуковой скоростью.
Самолет был принят на вооружение 2 марта 1980 г. Однако новая машина далеко не в полной мере удовлетворяла требованиям заказчика. На самолете, в отступление от первоначальных требований, отсутствовала БРЛС, что не позволяло истребителю действовать в сложных погодных условиях и ночью.
Разработка всепогодной модификации истребителя, получившей обозначение J-8-I и оснащенной РЛС SR-4 (на истребителе J-8 устанавливался лишь радиодальномер), началась в Шеньяне в феврале 1978 г. Сборка первого самолета завершилась в мае 1980 г. и начались наземные испытания, однако 25 июня 1980 г. во время пробежки в результате возгорания двигателя самолет был уничтожен (причиной пожара явился разрыв трубопровода и попадание масла на ТРДФ). В результате на последующих опытных самолетах была значительно модифицирована гидросистема. Программа летных испытаний завершилась в ноябре 1984 г., а 27 июля 1985 г. самолет был принят на вооружение.
К 1992 г. ВВС НОАК располагали более чем 200 истребителями J-8 и J-8-I, используемых, в основном, в ПВО страны.
Особенности компоновки самолета J-8-I не позволяли установить на истребитель более мощную РЛС с крупногабаритной антенной. Возникла необходимость в коренной модификации носовой части истребителя и применении боковых воздухозаборников. Кроме того, появление за рубежом машин четвертого поколения, имеющих повышенную маневренность, требовало дальнейшего улучшения маневренных характеристик китайских истребителей.

  • Описание конструкции. ТТХ.Схема.
J-8-II

Источники информации:

  1. «Истребители» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
  2. Авиация великого соседа / В.Ильин, «Вестник Авиации и космонавтики», №4 1999 /
  3. J-8 (F-8) ФИНБЭК-А / «Уголок неба«/

—>

Метки

Свежие записи

  • Завод №445
  • Катастрофа Ан-70 1995 года: настало время сказать правду
  • ПВРД — задание на завтра
  • История крылатых. Часть 2.
  • История крылатых. Часть 1.

Свежие комментарии

  • Владимир-81 к записи Серпуховская авиашкола (Стрельбом)
  • Татьяна к записи Серпуховская авиашкола (Стрельбом)
  • Владимир Бондарев к записи Книга памяти НИИ ВВС
  • Джуненко Валерий к записи Истребитель МиГ-29. Эпизоды испытаний
  • Иван к записи Завод №381

Copyright © 1998-2020 =SB=
© Все права на фотографии и информацию принадлежат их авторам.
© All rights on the images and information reserved to their authors.

Перспективы появления нового истребителя

У перспективного J-31 будет двухколесная носовая стойка шасси, это предполагает, что перспективные китайские авианосцы планируется оснастить паровыми или электромагнитными катапультами. В сравнении с J-15 меньшие размеры J-31 обеспечат ему большую маневренность при размещении на авианосце.

Палубный вариант «Кречета» предполагается оснастить складывающимся крылом большего размаха и тормозным гаком. Таким образом, J-31 по своим габаритам близок к российскому МиГ-29К/КУБ, который эксперты относят к поколению 4++. При этом у него присутствуют и признаки, характерные для истребителей 5-го поколения, например отсек для вооружения. Первый полет прототипа J-31, предположительно, должен состояться не раньше конца 2020 года.

В целом, тот факт, что компания-разработчик создает J-31 на собственные средства, предполагает, что в Китае разрабатывается прототип истребителя для отработки технологий 5-го поколения. По результатам может быть подготовлено тактико-техническое задание НОАК, осуществлена быстрая (до пяти лет) доработка опытного образца и проведены его испытания.

Успех проекта истребителя J-31 будет зависеть как от того, смогут ли китайские авиастроители достигнуть нужного технологического уровня, так и от позиции руководства Китая — примут ли «Кречета» на вооружение и будут ли продвигать на мировой рынок военной техники.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector