4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ставицкий Марк Ильич

Содержание

Ставицкий Марк Ильич

Ставицкий Марк Ильич

Заместитель генерального директора по развитию авиационного направления акционерного общества «Саратовский электроприборостроительный завод имени Серго Орджоникидзе»

БИОГРАФИЯ

Дата рождения 22.03.1946.

ОБРАЗОВАНИЕ

Саратовский авиационный техникум (1964г.), факультет «Обработки металлов резанием», квалификация: «Техник-технолог»;

Саратовский политехнический институт (1978г.), специальность «Автоматика и телемеханика», квалификация «Инженер-электрик».

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1960–1964 гг. – студент Саратовского авиационного техникума, г. Саратов.

1963–1964 гг. – токарь п/я 105 г. Саратов.

1965–1967 гг. – старший техник-технолог Саратовского электроприборостроительного завода имени Серго Орджоникидзе.

1967-1969 гг. – служба в рядах Советской Армии.

1969-1978 гг. – инженер-технолог, старший инженер-технолог, заместитель начальника сборочного цеха, начальник бюро оперативного планирования производства планово-диспетчерского отдела Саратовского производственного объединения имени Серго Орджоникидзе.

1979-1987 гг. — заместитель начальника производства планово-диспетчерского отдела Саратовского производственного объединения имени Серго Орджоникидзе.

1987-1992 гг. — заместитель главного инженера Саратовского производственного объединения имени Серго Орджоникидзе.

1992-1996 гг. — главный инженер Саратовского электроприборостроительного завода имени Серго Орджоникидзе.

1996-1997 гг. – технический директор – 1-ый заместитель генерального директора ОАО «Саратовский электроприборостроительный завод имени Серго Орджоникидзе».

1997-2012 гг. – генеральный директор ОАО «Саратовский электроприборостроительный завод имени Серго Орджоникидзе».

2012 г., по настоящее время – заместитель генерального директора по развитию авиационного направления акционерного общества «Саратовский электроприборостроительный завод имени Серго Орджоникидзе».

НАГРАДЫ

Медаль юбилейная «100 лет со дня рождения В.И. Ленина» Президиума Верховного Совета СССР

Почетная грамота Администрации муниципального образования «Город Саратов» «За личный вклад в социально-экономическое развитие города Саратова».

Почетная грамота Администрации Кировского района г. Саратова «За достижения наилучших показателей в призводстве».

Благодарность Администрации муниципального образования «Город Саратов» «За добросовестное исполнение обязанностей по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций».

Благодарность Администрации муниципального образования «Город Саратов» «За большой личный вклад в проведение работ по реконструкции фонда «Каскад».

Почётное звание «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации»

Почетная грамота Губернатора Саратовской области «За добросовестный труд и высокий профессионализм».

Почетная грамота Администрации муниципального образования «Город Саратов» «По итогам выполнения мероприятий гражданской обороны».

Почетная грамота Министерства промышленности и энергетики Саратовской области «За большой личный вклад в развитие промышленности и высокий профессионализм».

Благодарственное письмо Председателя Саратовской областной Думы «За высокие достижения в профессиональной деятельности».

Почетное звание Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «Почетный авиастроитель»

Благодарность ОАО «Саратовский электроприборостроительный завод имени Серго Орджоникидзе» за добросовестный труд на предприятии и в связи с юбилейной датой.

Благодарственное письмо Губернатора Саратовской области

Юбилейный нагрудный знак Губернатора Саратовской области

Нагрудный знак Центрального комитета Профсоюза «За заслуги перед Профсоюзом»

ДОП. ИНФОРМАЦИЯ

Ставицкий М.И. весь более чем пятидесятилетний трудовой путь, от токаря до генерального директора, прошёл на одном предприятии. С 1997 по 2012 год руководил предприятием в качестве генерального директора.

Работая инженером-технологом производил запуск в производство первых систем автоматического управления для самолётов АН-22, ИЛ-62. Технологии, разработанные им для отдельных узлов систем автоматического управления, явились основой для последующего производства таких систем для тяжёлых транспортных самолётов. В должности заместителя начальника сборочного цеха, чётко организовал логистические процессы, что позволило точно в срок, с высоким качеством комплектовать производство технически сложными элементами, такими как прецизионные потенциометры гироскопов ракетных автопилотов и магнитных усилителей. С его непосредственным участием планировалось и организовывалось производство автопилотов изделия «Прогресс», систем пилотажных комплексов для самолётов ИЛ-86, систем управления и навигационно-пилотажных комплексов для самолётов АН-124 «Руслан», систем автоматического управления для различных типов транспортных самолётов ИЛ-76.

После назначения в должность главного инженера, организационный талант М.И. Ставицкого позволил организовать выпуск высокотехнологичных изделий для оборонно-промышленного комплекса страны: пилотажно-навигационного комплекса, автопилота для мишени «Дань», пилотажно-навигационного комплекса для вертолётов КА-50 «Чёрная акула», значительно увеличить выпуск пилотажных комплексов различных типов для вертолётов морского и сухопутного базирования КА-27, КА-32. Реализованная М.И. Ставицким система качества в производстве продукции для изделий «Протон», позволила не иметь рекламаций более чем за двадцатилетний период эксплуатации.

С 1997 года М.И. Ставицкий генеральный директор предприятия. Наряду с продолжением выпуска серийных изделий, под его непосредственным руководством, в 2002-2003 годах организован выпуск систем автоматического управления для поставок самолётов ИЛ-78 в Индию. В 2005 года, предприятием были освоены и внедрены в серийное производство спутниковые навигационные системы СНС-2, для самолетов и вертолетов различной модификации, изготовление которых основано на применении новейших технологий поверхностного монтажа. С 2007 года предприятием освоен и внедрен в серийное производство исполнительный механизм автомата тяги для истребителя-бомбардировщика Су-34, производство новых изделий для самолетов ТУ-204, Ту-214, Ту-334, Ил-96-300, Як-130. В 2007 году предприятие лицензировало этот вид деятельности и получило заказ на разработку современного привода тяги для самолетов Ту-204, Ту-214, а в 2009 г. – на разработку лебедочной тельферной системы для самолета Ил-112 в рамках государственного оборонного заказа. В настоящее время М.И. Ставицкий, знимая должность заместителя генерального директора по развитию авиационного направления, организует весь комплекс работ как по производству высокотехнологичной продукции уже зарекомендовавшей себя у потребителя, в том числе и в рамках выполнения государственного оборонного заказа, так и по разработке новых, инновационных образцов авионики. Возглавляет, являясь председателем, научно-технический совет предприятия.

Ставицким М.И. подготовлена плеяда уникальных высококвалифицированных специалистов: конструкторов, технологов, руководителей производства, которые трудятся на предприятии в настоящее время.

Уникальные профессиональные знания и производственный опыт, широкая эрудиция, лидерские качества, ответственность, порядочность и тактичность М.И. Ставицкого, снискали заслуженное уважение и авторитет в коллективе предприятия.

«Ищите Неделина!»

20 НОЯБРЯ 1955 ГОДА. ТОСТ МАРШАЛА

В этот день произошло эпохальное событие: Советский Союз взорвал термоядерное устройство. Ученых приглашает на банкет военный руководитель испытаний маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин, командовавший ракетными войсками. Плотный, коренастый, немногословный. «Производил впечатление человека очень неглупого, энергичного и знающего», — характеристика академика Андрея Сахарова. Характеристика Андрея Дмитриевича дорогого стоит.

Приглашенные — ученые, теоретики, конструкторы, военные — усаживаются за богато накрытый стол. Коньяк разлит по бокалам. Неделин кивает автору изделия: первый тост — ваш. Сахаров берет бокал, поднимается: «Я предлагаю выпить за то, чтобы наши изделия взрывались так же успешно, как сегодня, над полигонами и никогда — над городами».

Над столом повисает тугое молчание. Такое впечатление, будто физик брякнул неприличную фразу. Генералы непроизвольно повернули головы в сторону маршала, ученые — в сторону Сахарова.

Неделин внимательно всмотрелся в Сахарова, усмехнулся. Взял бокал. И — задушевным тоном: «Позвольте рассказать притчу. Старик молится перед иконой с лампадкой. Просит Бога: «Направь и укрепи, направь и укрепи». А старуха лежит на печке и подает оттуда голос: «Ты, старый, молись только об укреплении, направить я и сама сумею!»

Маршал сделал паузу и со сталью в голосе: «Давайте выпьем за укрепление оборонной мощи нашей великой страны. А уж направить — оставьте это решать нам».

Тогда еще не было в ходу такого понятия, как пацифизм, а слово гуманизм считалось ругательным. И Неделин счел необходимым дать отпор даже намеку на милосердие по отношению к врагу. Маршал дал понять: вы — ученые, конструкторы, инженеры, рабочие — создали оружие, самое страшное в истории человечества. Но использование его — это не ваша забота. Решать (направлять) будут они — те, кто на вершине власти, кто возглавляет партийную и военную иерархию.

Солдафон? Чинуша? Ретроград?

Не так просто все было. Совсем не так.

21 СЕНТЯБРЯ 1943 ГОДА. НАГРАДНОЙ ЛИСТ

Из представления генерал-лейтенанта артиллерии Неделина Митрофана Ивановича к ордену Кутузова I степени (за руководство боевыми действиями при освобождении Донбасса и наступлении на Средний Днепр):

«Командующий артиллерией Юго-Западного фронта тов. НЕДЕЛИН в период подготовки и проведения наступательной операции фронта проявил исключительную энергию и волю в организации артиллерийского наступления, сосредоточивая крупные артиллерийские соединения на главном направлении операции, достигая часто плотности до 180-200 стволов на 1 км фронта атаки. Быстрый и решительный во всех своих действиях, четкий и аккуратный генерал. Частым появлением на КП артиллерийских начальников в момент сильнейшего на них артиллерийского и авиационного воздействия противника тов. НЕДЕЛИН зарекомендовал себя смелым и храбрым генералом. «

Родился в 1902 году. Из крестьян. Участвовал в Гражданской войне. Под командованием Тухачевского подавлял восстание крестьян в Тамбовской губернии. После курсов повышения комсостава командовал батареей, дивизионом. Сражался в Испании — был военным советником республиканского правительства. Великую Отечественную начал командиром артиллерийской противотанковой бригады. Участвовал в боях за Днепр, Ясско-Кишинёвской, Венской. Особенно отличился в боях у озера Балатон. 28 апреля 1945 года генерал-полковнику артиллерии Неделину Митрофану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Был в группе военных, которые 27 июня 1953 года арестовали Лаврентия Берию.

Именно Неделин подготовил проект постановления Совета министров о создании нового рода войск — Ракетных войск стратегического назначения. И 17 декабря 1959 года стал их первым командующим.

Меньше, чем на год.

ОКТЯБРЬ 1960 ГОДА. ХАРАКТЕР

Владимир Гаврилович Панский из технической группы, готовившей ракету к пуску в роковой день, вспоминает: «В день гибели, 24 октября 1960 года, В казармы технической группы он вошел один, ехал мимо и решил посмотреть, как живут ракетчики. Я доложил маршалу, как положено по уставу. Митрофан Иванович поздоровался с личным составом, обращаясь ко мне, сказал, чтобы я показал, как мы живем. Казарму только что построили и заселили. Я хотел повести маршала в ленинскую комнату, но он взял инициативу в этом вопросе, и повел меня в туалетные комнаты, где проверил все. «

Анатолий Васильевич Маслов, один из ветеранов Байконура, дополняет: «Тот октябрь на Байконуре был студеный, температура минус 8-15 градусов, да с ветром. Все мои подчиненные работали в шинелях, а гражданские товарищи в меховых куртках. На неоднократные мои обращения к руководству выдать теплое обмундирование солдатам был ответ — «не положено». Однажды днем в моем служебном помещении в бункере открывается дверь и входит маршал Неделин. Я, как положено, вскочил, чтобы доложить маршалу о проводимых работах. Он меня сразу остановил и задал вопрос: «Товарищ старший лейтенант, это ваши солдаты в шинелях?» Я ответил: «Да». — «Почему не в меховых куртках?» Говорю: куда не обращался, везде один ответ — не положено. Неделин адъютанту: «Чтобы всем солдатам было выдано теплое обмундирование! А к вечеру мне доложить! — и Маслову: — А вам, товарищ старший лейтенант, надо быть понастойчивей!» Через два часа все мои подчиненные были одеты в меховые куртки и брюки. И все это на старте, в момент подготовки ракеты. «.

В ракеты маршал был влюблен.

СЕНТЯБРЬ 1958 ГОДА. ПЕРВЫЕ ПУСКИ

В эту осень на Байконуре состоялся показ ракетной техники руководителям страны. Пуски — все! — прошли успешно. Главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин и начальник штаба реактивных частей генерал-лейтенант Михаил Александрович Никольский доложили о боевых возможностях и перспективах развития нового оружия. Тогда Хрущев произнес знаменательную фразу: ракеты могут и должны стать грозным оружием и надежным щитом страны. После чего предложил: «Давайте поручим товарищу Неделину проработать вопрос. Он влюблен в ракеты, занимается ими буквально с колыбели, прочувствовал всю специфику. Подумайте, товарищ Неделин, — теперь Хрущев обращался уже прямо к нему. — Спешить не надо, дело серьезное. «

В совершенно секретном, особой важности постановлении говорилось: на главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения и одновременно заместителя министра обороны М.И. Неделина возлагается полная ответственность за состояние ракетных войск, за их боевое применение, боевую и мобилизационную готовность, материальное и техническое обеспечение, развитие ракетного вооружения, руководство строительством и эксплуатацией боевых комплексов и спецобъектов, воинскую дисциплину и политико-моральное состояние личного состава, а также координацию по вопросам создания развития и внедрения специального вооружения и реактивной техники во всех видах Вооруженных сил.

Даже в таком суперсекретном документе ядерное оружие было зашифровано термином «специальное вооружение».

Назначению Неделина особенно радовались в ОКБ-1 Сергея Павловича Королева, здесь его знали очень давно. Еще во время полигонных испытаний ракет в конце 1940х годов Неделин участвовал в работе Госкомиссии и на всех произвел прекрасное впечатление доброжелательностью и особой офицерской воспитанностью, которая далеко не всегда была свойственна советским военным высокого ранга. Один из специалистов ОКБ Королева так высказался: «Неделин не солдафон, а наш союзник». Не скрывал своих симпатий к командующему Ракетными войсками и сам будущий генеральный конструктор космических кораблей.

Читать еще:  Опытный автомат АО-27 (СССР)

Вот свидетельство начальника космодрома Байконур, в те годы генерал-полковника Константина Васильевича Герчика: «Митрофан Иванович принадлежал к той группе военачальников, характерной чертой деятельности которых была разумная целеустремленность. Трудно было различить деловые и организаторские свойства С.П. Королева и М.И. Неделина. Это были два гиганта ракетно-космического проекта. Показателем незаурядных способностей Неделина, данных ему от природы, может служить такой результат его работы, как ввод основных объектов космодрома в течение двух лет и трех месяцев. Это был его личный подвиг и подвиг людей, работавших с ним рядом. «

Обратил бы внимание на слова Герчика «разумная целеустремленность». Не самое характерное для военного племени свойство натуры. И добавил бы еще одну цитату начальника Байконура: «Можно было бы ограничиться оценкой Неделина Сергеем Павловичем Королевым, который сказал о нем так: «Большая удача, что он работает с нами, эрудированный и умный военачальник, помогал нам всем, чем мог». На самом деле Митрофан Иванович был военачальником большой воли и интеллекта. По уму и организаторским способностям равных ему военачальников в Вооруженных силах было мало. Неоднократно приходилось наблюдать и слышать, когда Митрофан Иванович по целому ряду сложных технических вопросов беседовал с разработчиками ракеты и системы, инженерами-испытателями профессионально. «

Новые знания были необходимы маршалу-артиллеристу: в тот период шла жесточайшая борьба двух выдающихся конструкторов Королева и Янгеля, каждый из которых стремился запустить в серию свое детище. Янгель разрабатывал ракету Р-16. Королев — Р-9. Неделину нужно было делать выбор, и личные пристрастия и отношения отступали на второй план.

В итоге забег выиграл Янгель. Именно его ракета стояла на стартовой площадке Байконура 24 октября 1960 года.

21 ОКТЯБРЯ 1960 ГОДА. СТАРТОВАЯ ПОЗИЦИЯ

20 сентября Ким Ефремович Хачатурян, в то время ведущий конструктор КБ Янгеля, приехал на Байконур с группой специалистов «Южмаша» — вместе с ракетой. Ровно через месяц, 21 октября, ее вывезли с полигона на стартовую позицию. «Машина технически была полностью подготовлена, — утверждает Хачатурян. — Были замечания во время подготовки, и очень много, но все неисправности, неточности были разобраны, ликвидированы, приборы заменены».

У генерала Герчика, начальника космодрома, принципиально другое мнение: «Ракета Р-16 против здравого смысла и логики была отправлена на полигон «сырой», с крупными дефектами и недоработками. Отработка ракеты Р-16 находилась непосредственно в поле зрения правительства и лично Хрущева. Они требовали ускорения работ. Нажим на разработчиков и заказчиков со стороны центра был усиленным. Разработчики ракеты — завод «Южмаш», Днепропетровск и заказчик — Главное управление ракетным вооружением министерства обороны СССР не осмелились доложить правду о неготовности ракетного комплекса Р-16. Мы, военные испытатели полигона, настаивали не отправлять «сырой» ракету Р-16 с завода на полигон. Но на наши возражения со стороны разработчика и заказчика последовало авантюрное решение: ракету Р-16 отправить на полигон. Испытания в МИКе длились более месяца, но они не выявили те дефекты в ракете, особенно в системе управления, которые привели к трагическим событиям на старте. Авантюризм власть имущих приблизил беду и несчастье, которые невозможно было предвидеть. В актах комиссии Брежнева о данной причине умалчивается. Вероятно, это невыгодно было обнажать. «

Была и еще одна причина спешки, понятная каждому советскому человеку. Старт был намечен на 23 октября, рукой подать до очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. 7 ноября положено встречать подарками, такова традиция. Хачатурян свидетельствует: «Сверху высказывали ну не то что требование, но пожелание — запустить к празднику. Это заставляло нас работать на космодроме если не круглосуточно, то очень напряженно».

К тому же не далее как 20 октября на многотысячном митинге трудящихся Москвы прозвучало знаменитое хрущевское: «Если вы, господа, хотите еще раз испытать могущество и выносливость социалистического государства, мы вам покажем, как говорится, кузькину мать». А на 25 октября намечено открытие очередной сессии Верховного Совета РСФСР, где можно отчитаться о сделанном. Никита Сергеевич Хрущев, вернувшийся из поездки в Америку, жаждет показать всему миру, и президенту США Эйзенхауэру в первую очередь, что обладает грозным оружием. О чем и собирается заявить на торжественном заседании в честь Октябрьской революции.

21 октября 1960 года в 8 утра ракета плавно плывет на гигантской платформе к месту старта. Установка на пусковой стол проходит нормально. Подключены все коммуникации, начинаются электрические испытания. Обнаружился ряд неисправностей — дело привычное, конструкторы, специалисты с «Южмаша» и других предприятий, испытатели исправляют неисправности.

23 ОКТЯБРЯ 1960 ГОДА. СТАРТ ОТЛОЖЕН

23 октября после проверок ракету заправляют компонентами топлива — заливается почти полторы тысячи тонн горючего и окислителя. Это смертельно ядовитые вещества, вспыхивают при малейшем соприкосновении друг с другом. После заправки обнаруживается: ракетное топливо подтекает через уплотнительные соединения — 142-145 капель в минуту. Техническое руководство обосновало возможность такого дефекта при условии проведения нейтрализации. Потому у места подтекания просто поставили солдата с ведерком.

Нежданно сваливается еще одно препятствие: после заполнения компонентами топлива и окислителя турбонасосный агрегат мог выдержать не более суток, по истечении этого срока его полагалось менять. Следовало торопиться. Спешка добавляла нервозности.

Вспоминает Константин Хачатурян: «23-го числа, когда готовили ракету к пуску, обнаружилась конструкторская недоработка наземного пульта системы управления. Пуск был отложен на час, потом на два часа, потом на сутки, потому что ситуация была серьезная».

Схему перепаяли. Заменили главный программный токо-распределитель. Люки закрывали уже глубокой ночью. На заседании, проходившем тут же под ракетой, государственная комиссия отложила пуск до следующего дня. Люди измотаны. Решили дать им отдохнуть, выспаться.

24 ОКТЯБРЯ 1960 ГОДА. ЧАС ДО ПУСКА

Утро 24 октября началось с проверок, проведение которых допускается только на незаправленной ракете. Мерами безопасности пренебрегли.

Выход на новые орбиты

Космическая страница в истории предприятия была открыта в 1958 году, когда самарский завод освоил производство новых двигателей РД-107 и РД-108, разработанных в ОКБ-456 специально для межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.

Р-7 была жидкостной двухступенчатой ракетой. Первая ступень представляла собой четыре конических боковых блока длиной 19 метров и наибольшим диаметром три метра. На каждом блоке первой ступени были установлены двигатели РД-107. Они располагались симметрично вокруг центрального блока, второй ступени. Каждый двигатель имел шесть камер сгорания, две из которых использовались как рулевые.


Запуск ракеты-носителя «Восток-1» с Юрием Гагариным

В качестве двигателя второй ступени применялся РД-108, конструктивно основанный на РД-107. РД-108 отличался большим количеством рулевых камер и был способен работать дольше силовых установок блоков первой ступени. Запуск двигателей первой и второй ступени производился одновременно во время старта на Земле при помощи пирозажигательных устройств в каждой из 32 камер сгорания.

Конструкция Р-7 оказалась настолько удачной и надежной, что на ее основе было создано целое семейство ракет-носителей. Они подняли в космос первый искусственный спутник Земли, корабль «Восток» Юрия Гагарина, отправили в полет межпланетные станции для изучения Луны и космического пространства. С помощью двигателей РД-107 и РД-108 и сегодня доставляют на орбиту российских космонавтов, американских астронавтов и космических туристов из разных стран.

Флешбэк в СССР. Заводы и фабрики Свердловска

Верх-Исетский район

В 1941 году в старые помещения Верх-Исетского металлургического завода эвакуировали киевский « Укркабель» и московский « Москабель». Коллектив быстро наладил производство полевых проводов для армии. Новое предприятие « Уралкабель» продолжило работу и после войны. В 70-е на заводе создают новые конструкции проводов.

После начала Великой Отечественной войны в Свердловске создали завод медицинских инструментов № 16 , где выпускали скальпели , пинцеты и другое хирургическое оборудование. Шприцевой цех через год стал самостоятельным заводом № 18. В 1949 свердловский медико-инструментальный завод начинает выпускать физиотерапевтические лампы и медицинские кресла. В 1952 два завода снова объединяют и он полностью специализируется на выпуске операционных светильников , физиотерапевтических аппаратов и т. д.

Железнодорожный район

Кировский район

В 1937 под маркой уральского завода выпустили первую пару обуви. В военное время « Уралобувь» производила армейские ботинки , а после значительно расширила ассортимент. В 1975 году появился его первый фирменный магазин.

В 1941 году в Свердловск из Ленинграда эвакуировали электромеханический завод имени А.Кулакова , который выпускал телеграфы и телефоны для военных кораблей. Его разместили в одном из корпусов УПИ. Уже через месяц на фронт отправили первую партию телеграфно-шифровальной аппаратуры. После войны завод хотели вернуть в Леннград , но в итоге оставили в Свердловске и начали строить новый завод № 707. Там производили новую технику — корабельную и береговую радиолокационную аппаратуру и сигнализации. В 50-е на заводе начинают производить комплектующие ядерных боеприпасов и отлаживают выпуск военной продукции.

В начале войны в Свердловск также привозят московский эшелон с оборудованием для производства подшипников. С помощью танков тяжелое оборудование все-же смогли установить , поэтому подшипники стали производить на новом месте. Они были необходимы для пулеметов , самолетов и танков. В 80-е завод реконструировали и ввели в эксплуатацию новую промышленную площадку.

В том же 1941 году в Свердловск переезжает московский завод « Геодезия», на котором выпускают аэрофотоаппараты для дневной и ночной съемки и оборудование для проявления и печатания снимков. В 1949 году завод получает название « Вектор» и начинает производить радиолокационное оборудование для министерства обороны. В середине 60-х на предприятии серийно выпускают метеостанции. В 1975 г. завод продолжает разрабатывать военную технику: самоходный зенитно-ракетный комплекс « ОСА», авиационный радиолокационный комплекс и т. д. Позже предприятие переключается на электромузыкальную аппаратуру.

На базе ремонтно-строительных мастерских в 50-е начал работать завод металлоконструкций ( УМЕКОН), на котором выпускают опоры ЛЭП.

В 1957 году в Свердловске основали завод крупнопанельного домостроения, где производили комплекты для массового строительства пятиэтажек. В 1968 году на предприятии начинают выпускать блоки для девятиэтажек , а в 1975 году — 16-этажных домов.

Ленинский район

В 1914 году в центре Свердловска начинают строить завод по очистке платины. К 1930 году предприятие получило название « Завод по обработке цветных металлов» и там начали производить палладий , иридий , родий , платину и рутений. Во время войны завод работал на нужды фронта , а в середине пятидесятых годов на предприятии появилась собственная исследовательская лаборатория. В 1975 году специалисты провели в ней анализ лунного грунта. А к началу 90-х завод переходит на ювелирное производство.

В 1923 году в Свердловске начинает работу Механический завод имени дипломата В. Воровского. В 1929 году там производят буровые установки. В военное время завод переходит на производство гранат , прицелов и корпусов минометов. После войны на предприятии выпускают новвое оборудование для бурения нефяных скважин.

В 1930 году в Свердловске появляется фармацефтический завод. В годы войны предприятие отправляло на фронт бинты , йод и антибиотики. В 1947 году в Банковском переулке начинают строить пеницилиновый завод и уже через год выпускают первую партию антибиотиков. В 1960 году на предприятии выпускают новый антибиотик — эритромицин. В 1962 два завода объединяют. В 90-х предприятие получает название « Уралбиофарм».

В 1941 году для ремонта электродвигателей в Ленинском районе создают мастерскую , которая в 1946 получает название « Электроремонтный завод № 5». С 50-х на предприятии производят трансформаторы тока.

В 1941 году в Свердловске появляется авторемонтный завод. В 60-е там начинают выпуск масляных радиаторов к гусеничным тракторам. В 1970 предприятие переименовывают в Свердловский завод «Радиатор».

В Ленинском районе можно было увидеть и фабрику « Русские самоцветы», основанную еще Петром I. В дни блокады Ленинграда ее перебазировали в Свердловск. На заводе изготавливали ювелирные украшения , вазы и шкатулки.

В 1941 году в Свердловск эвакуируют оборудование оптического завода « Метрон». В военное время на новом месте производят приборы для военной авиации. « Уральский приборостроительный завод» продолжает работу и после окончания войны.

НК-33: возвращение «лунного» двигателя

В 1960-е годы после первых успехов в освоении космоса СССР включается в «лунную» гонку. Советские ученые разрабатывают сверхтяжелую ракету для полета на Луну. Фантастический по масштабам проект реализовывается силами многих КБ. Для создания двигателя, который смог бы доставить космонавтов на Луну и вернуть их обратно, разработчик ракеты Сергей Королев выбирает Государственный союзный опытный завод №276. Здесь под руководством Николая Кузнецова создается жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) НК-15 для первой ступени ракеты-носителя Н1.

В процессе летных испытаний двигатели дорабатываются до модели НК-33 и разрабатываются модификации для всех четырех ступеней ракеты − НК-15В (НК-43), НК-19 (НК-39), НК-21 (НК-31). Коллектив Кузнецова смог создать высокоэффективный и простой в эксплуатации двигатель. Главным преимуществом НК-33 стал минимальный вес к тяге и чрезвычайная надежность, подтвержденная многократными испытаниями. НК-33 стал первым в мире двигателем в своем классе, выполненным по замкнутой схеме, работающим на компонентах кислород-керосин и предназначенным для многократного применения.


Фото: ПАО «Кузнецов»

Как известно, американцы опередили Советский Союз в высадке на Луну, и в 1974 году отечественная «лунная» программа была свернута. Более сотни уже изготовленных двигателей НК-33 и НК-43 подлежали уничтожению. Однако Кузнецов пошел наперекор властям и сохранил свое детище, законсервировав и спрятав двигатели на предприятии под Куйбышевым.

Читать еще:  Тактический ракетный комплекс «Резеда» (СССР)

В 1990-е годы, когда система госзаказа рушилась на глазах, многие оборонные предприятия находились в режиме выживания. Государство дало им «зеленый свет» на самостоятельную международную торговлю. Здесь и получила продолжение история двигателей НК-33. Извлеченные Николаем Кузнецовым из запасников, они с большим успехом были продемонстрированы широкой публике и привлекли внимание иностранцев.

Зарубежные специалисты поразились оригинальности конструкции НК-33. Созданный КБ − разработчиком авиационных двигателей, он даже внешне сильно отличался от своих ракетных собратьев. Другой особенностью НК-33 была высочайшая надежность. Огромные ресурсы позволили Кузнецову на этапе испытаний выработать около 100 двигателей. Один из образцов НК-33 проработал на стенде более 4 часов, при том что расчетное время работы двигателя в космосе – около 200 секунд. Особенно двигателем заинтересовались американцы, которые затем выкупили часть сохранившихся НК-33 для своей космической программы.


Старт ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в». Фото: Роскосмос

Работа американцев по доводке двигателей велась совместно с самарскими специалистами. Параллельно проводились отечественные опытно-конструкторские работы по модернизации НК-33 и его адаптации к современным условиям. В 2012 году после испытаний было принято решение использовать ЖРД НК-33 в качестве маршевого двигателя для первой ступени ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в». В 2013 году «кузнецовский» двигатель спустя 40 с лишним лет после его создания поднялся в небо – первые полеты совершили и американская, и российская ракеты. Современная модификация НК-33А сегодня используется для запуска ракет «Союз-2-1в» и продолжает совершенствоваться.

События, связанные с этим

Ту-155: начало криогенной авиации

Петр Брацлавец: создатель космического телевидения

История проекта

Впервые о создании этого оружия сообщил президент РФ Владимир Путин, выступая 1 марта 2018 года с посланием к Федеральному Собранию. Тогда он объявил о существовании в России «высокоточного гиперзвукового авиационно-ракетного комплекса», «не имеющего мировых аналогов». По словам главы государства, испытания комплекса были успешно завершены, и с 1 декабря 2017 года он приступил к несению опытно-боевого дежурства на аэродромах Южного военного округа.

Тогда же был продемонстрирован видеоролик, на котором показан взлет самолета МиГ-31 с ракетой «Кинжал» на центральной точке подвески, а затем компьютерная графика, изображающая поражение наземных и надводных целей.

До этого момента о существовании в РФ гиперзвуковой ракеты воздушного базирования не сообщали ни официальные, ни неофициальные источники. Поэтому заявление президента РФ стало сенсацией для российских и зарубежных военных специалистов.

10 марта министерство обороны РФ сообщило о проведении практического учебно-боевого пуска гиперзвукового ракеты высокоточного авиационного ракетного комплекса «Кинжал» «в заданном районе».

9 мая два самолета МиГ-31К (бортовые номера «90 красный» и «92 красный») с ракетным комплексом «Кинжал» приняли участие в воздушной части парада Победы в Москве.

2 июля ТАСС со ссылкой на источник в российском оборонно-промышленном комплексе сообщил, что «Кинжал» испытают на дальнем бомбардировщике Ту-22М3, который сможет нести несколько таких ракет, а дальность поражения целей увеличится до 3 тыс. км.

19 июля 2018 года Минобороны РФ сообщило журналистам подробности опытной эксплуатации гиперзвуковых ракет комплекса «Кинжал». По информации заместителя главнокомандующего Воздушно-космическими силами РФ Сергея Дронова, с момента заступления на опытно-боевое дежурство 1 декабря 2017 года, носители «Кинжала» — истребители МиГ31К — выполнили более 350 полетов, при этом 70 из них были осуществлены с дозаправкой самолета топливом в воздухе. С апреля 2018 года комплекс, по данным ведомства, несет плановое дежурство над Каспийским морем.

«Ищите Неделина!»

20 НОЯБРЯ 1955 ГОДА. ТОСТ МАРШАЛА

В этот день произошло эпохальное событие: Советский Союз взорвал термоядерное устройство. Ученых приглашает на банкет военный руководитель испытаний маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин, командовавший ракетными войсками. Плотный, коренастый, немногословный. «Производил впечатление человека очень неглупого, энергичного и знающего», — характеристика академика Андрея Сахарова. Характеристика Андрея Дмитриевича дорогого стоит.

Приглашенные — ученые, теоретики, конструкторы, военные — усаживаются за богато накрытый стол. Коньяк разлит по бокалам. Неделин кивает автору изделия: первый тост — ваш. Сахаров берет бокал, поднимается: «Я предлагаю выпить за то, чтобы наши изделия взрывались так же успешно, как сегодня, над полигонами и никогда — над городами».

Над столом повисает тугое молчание. Такое впечатление, будто физик брякнул неприличную фразу. Генералы непроизвольно повернули головы в сторону маршала, ученые — в сторону Сахарова.

Неделин внимательно всмотрелся в Сахарова, усмехнулся. Взял бокал. И — задушевным тоном: «Позвольте рассказать притчу. Старик молится перед иконой с лампадкой. Просит Бога: «Направь и укрепи, направь и укрепи». А старуха лежит на печке и подает оттуда голос: «Ты, старый, молись только об укреплении, направить я и сама сумею!»

Маршал сделал паузу и со сталью в голосе: «Давайте выпьем за укрепление оборонной мощи нашей великой страны. А уж направить — оставьте это решать нам».

Тогда еще не было в ходу такого понятия, как пацифизм, а слово гуманизм считалось ругательным. И Неделин счел необходимым дать отпор даже намеку на милосердие по отношению к врагу. Маршал дал понять: вы — ученые, конструкторы, инженеры, рабочие — создали оружие, самое страшное в истории человечества. Но использование его — это не ваша забота. Решать (направлять) будут они — те, кто на вершине власти, кто возглавляет партийную и военную иерархию.

Солдафон? Чинуша? Ретроград?

Не так просто все было. Совсем не так.

21 СЕНТЯБРЯ 1943 ГОДА. НАГРАДНОЙ ЛИСТ

Из представления генерал-лейтенанта артиллерии Неделина Митрофана Ивановича к ордену Кутузова I степени (за руководство боевыми действиями при освобождении Донбасса и наступлении на Средний Днепр):

«Командующий артиллерией Юго-Западного фронта тов. НЕДЕЛИН в период подготовки и проведения наступательной операции фронта проявил исключительную энергию и волю в организации артиллерийского наступления, сосредоточивая крупные артиллерийские соединения на главном направлении операции, достигая часто плотности до 180-200 стволов на 1 км фронта атаки. Быстрый и решительный во всех своих действиях, четкий и аккуратный генерал. Частым появлением на КП артиллерийских начальников в момент сильнейшего на них артиллерийского и авиационного воздействия противника тов. НЕДЕЛИН зарекомендовал себя смелым и храбрым генералом. «

Родился в 1902 году. Из крестьян. Участвовал в Гражданской войне. Под командованием Тухачевского подавлял восстание крестьян в Тамбовской губернии. После курсов повышения комсостава командовал батареей, дивизионом. Сражался в Испании — был военным советником республиканского правительства. Великую Отечественную начал командиром артиллерийской противотанковой бригады. Участвовал в боях за Днепр, Ясско-Кишинёвской, Венской. Особенно отличился в боях у озера Балатон. 28 апреля 1945 года генерал-полковнику артиллерии Неделину Митрофану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Был в группе военных, которые 27 июня 1953 года арестовали Лаврентия Берию.

Именно Неделин подготовил проект постановления Совета министров о создании нового рода войск — Ракетных войск стратегического назначения. И 17 декабря 1959 года стал их первым командующим.

Меньше, чем на год.

ОКТЯБРЬ 1960 ГОДА. ХАРАКТЕР

Владимир Гаврилович Панский из технической группы, готовившей ракету к пуску в роковой день, вспоминает: «В день гибели, 24 октября 1960 года, В казармы технической группы он вошел один, ехал мимо и решил посмотреть, как живут ракетчики. Я доложил маршалу, как положено по уставу. Митрофан Иванович поздоровался с личным составом, обращаясь ко мне, сказал, чтобы я показал, как мы живем. Казарму только что построили и заселили. Я хотел повести маршала в ленинскую комнату, но он взял инициативу в этом вопросе, и повел меня в туалетные комнаты, где проверил все. «

Анатолий Васильевич Маслов, один из ветеранов Байконура, дополняет: «Тот октябрь на Байконуре был студеный, температура минус 8-15 градусов, да с ветром. Все мои подчиненные работали в шинелях, а гражданские товарищи в меховых куртках. На неоднократные мои обращения к руководству выдать теплое обмундирование солдатам был ответ — «не положено». Однажды днем в моем служебном помещении в бункере открывается дверь и входит маршал Неделин. Я, как положено, вскочил, чтобы доложить маршалу о проводимых работах. Он меня сразу остановил и задал вопрос: «Товарищ старший лейтенант, это ваши солдаты в шинелях?» Я ответил: «Да». — «Почему не в меховых куртках?» Говорю: куда не обращался, везде один ответ — не положено. Неделин адъютанту: «Чтобы всем солдатам было выдано теплое обмундирование! А к вечеру мне доложить! — и Маслову: — А вам, товарищ старший лейтенант, надо быть понастойчивей!» Через два часа все мои подчиненные были одеты в меховые куртки и брюки. И все это на старте, в момент подготовки ракеты. «.

В ракеты маршал был влюблен.

СЕНТЯБРЬ 1958 ГОДА. ПЕРВЫЕ ПУСКИ

В эту осень на Байконуре состоялся показ ракетной техники руководителям страны. Пуски — все! — прошли успешно. Главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин и начальник штаба реактивных частей генерал-лейтенант Михаил Александрович Никольский доложили о боевых возможностях и перспективах развития нового оружия. Тогда Хрущев произнес знаменательную фразу: ракеты могут и должны стать грозным оружием и надежным щитом страны. После чего предложил: «Давайте поручим товарищу Неделину проработать вопрос. Он влюблен в ракеты, занимается ими буквально с колыбели, прочувствовал всю специфику. Подумайте, товарищ Неделин, — теперь Хрущев обращался уже прямо к нему. — Спешить не надо, дело серьезное. «

В совершенно секретном, особой важности постановлении говорилось: на главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения и одновременно заместителя министра обороны М.И. Неделина возлагается полная ответственность за состояние ракетных войск, за их боевое применение, боевую и мобилизационную готовность, материальное и техническое обеспечение, развитие ракетного вооружения, руководство строительством и эксплуатацией боевых комплексов и спецобъектов, воинскую дисциплину и политико-моральное состояние личного состава, а также координацию по вопросам создания развития и внедрения специального вооружения и реактивной техники во всех видах Вооруженных сил.

Даже в таком суперсекретном документе ядерное оружие было зашифровано термином «специальное вооружение».

Назначению Неделина особенно радовались в ОКБ-1 Сергея Павловича Королева, здесь его знали очень давно. Еще во время полигонных испытаний ракет в конце 1940х годов Неделин участвовал в работе Госкомиссии и на всех произвел прекрасное впечатление доброжелательностью и особой офицерской воспитанностью, которая далеко не всегда была свойственна советским военным высокого ранга. Один из специалистов ОКБ Королева так высказался: «Неделин не солдафон, а наш союзник». Не скрывал своих симпатий к командующему Ракетными войсками и сам будущий генеральный конструктор космических кораблей.

Вот свидетельство начальника космодрома Байконур, в те годы генерал-полковника Константина Васильевича Герчика: «Митрофан Иванович принадлежал к той группе военачальников, характерной чертой деятельности которых была разумная целеустремленность. Трудно было различить деловые и организаторские свойства С.П. Королева и М.И. Неделина. Это были два гиганта ракетно-космического проекта. Показателем незаурядных способностей Неделина, данных ему от природы, может служить такой результат его работы, как ввод основных объектов космодрома в течение двух лет и трех месяцев. Это был его личный подвиг и подвиг людей, работавших с ним рядом. «

Обратил бы внимание на слова Герчика «разумная целеустремленность». Не самое характерное для военного племени свойство натуры. И добавил бы еще одну цитату начальника Байконура: «Можно было бы ограничиться оценкой Неделина Сергеем Павловичем Королевым, который сказал о нем так: «Большая удача, что он работает с нами, эрудированный и умный военачальник, помогал нам всем, чем мог». На самом деле Митрофан Иванович был военачальником большой воли и интеллекта. По уму и организаторским способностям равных ему военачальников в Вооруженных силах было мало. Неоднократно приходилось наблюдать и слышать, когда Митрофан Иванович по целому ряду сложных технических вопросов беседовал с разработчиками ракеты и системы, инженерами-испытателями профессионально. «

Новые знания были необходимы маршалу-артиллеристу: в тот период шла жесточайшая борьба двух выдающихся конструкторов Королева и Янгеля, каждый из которых стремился запустить в серию свое детище. Янгель разрабатывал ракету Р-16. Королев — Р-9. Неделину нужно было делать выбор, и личные пристрастия и отношения отступали на второй план.

В итоге забег выиграл Янгель. Именно его ракета стояла на стартовой площадке Байконура 24 октября 1960 года.

21 ОКТЯБРЯ 1960 ГОДА. СТАРТОВАЯ ПОЗИЦИЯ

20 сентября Ким Ефремович Хачатурян, в то время ведущий конструктор КБ Янгеля, приехал на Байконур с группой специалистов «Южмаша» — вместе с ракетой. Ровно через месяц, 21 октября, ее вывезли с полигона на стартовую позицию. «Машина технически была полностью подготовлена, — утверждает Хачатурян. — Были замечания во время подготовки, и очень много, но все неисправности, неточности были разобраны, ликвидированы, приборы заменены».

У генерала Герчика, начальника космодрома, принципиально другое мнение: «Ракета Р-16 против здравого смысла и логики была отправлена на полигон «сырой», с крупными дефектами и недоработками. Отработка ракеты Р-16 находилась непосредственно в поле зрения правительства и лично Хрущева. Они требовали ускорения работ. Нажим на разработчиков и заказчиков со стороны центра был усиленным. Разработчики ракеты — завод «Южмаш», Днепропетровск и заказчик — Главное управление ракетным вооружением министерства обороны СССР не осмелились доложить правду о неготовности ракетного комплекса Р-16. Мы, военные испытатели полигона, настаивали не отправлять «сырой» ракету Р-16 с завода на полигон. Но на наши возражения со стороны разработчика и заказчика последовало авантюрное решение: ракету Р-16 отправить на полигон. Испытания в МИКе длились более месяца, но они не выявили те дефекты в ракете, особенно в системе управления, которые привели к трагическим событиям на старте. Авантюризм власть имущих приблизил беду и несчастье, которые невозможно было предвидеть. В актах комиссии Брежнева о данной причине умалчивается. Вероятно, это невыгодно было обнажать. «

Читать еще:  Опытный бомбардировщик «Е» / СУ-10 (СССР)

Была и еще одна причина спешки, понятная каждому советскому человеку. Старт был намечен на 23 октября, рукой подать до очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. 7 ноября положено встречать подарками, такова традиция. Хачатурян свидетельствует: «Сверху высказывали ну не то что требование, но пожелание — запустить к празднику. Это заставляло нас работать на космодроме если не круглосуточно, то очень напряженно».

К тому же не далее как 20 октября на многотысячном митинге трудящихся Москвы прозвучало знаменитое хрущевское: «Если вы, господа, хотите еще раз испытать могущество и выносливость социалистического государства, мы вам покажем, как говорится, кузькину мать». А на 25 октября намечено открытие очередной сессии Верховного Совета РСФСР, где можно отчитаться о сделанном. Никита Сергеевич Хрущев, вернувшийся из поездки в Америку, жаждет показать всему миру, и президенту США Эйзенхауэру в первую очередь, что обладает грозным оружием. О чем и собирается заявить на торжественном заседании в честь Октябрьской революции.

21 октября 1960 года в 8 утра ракета плавно плывет на гигантской платформе к месту старта. Установка на пусковой стол проходит нормально. Подключены все коммуникации, начинаются электрические испытания. Обнаружился ряд неисправностей — дело привычное, конструкторы, специалисты с «Южмаша» и других предприятий, испытатели исправляют неисправности.

23 ОКТЯБРЯ 1960 ГОДА. СТАРТ ОТЛОЖЕН

23 октября после проверок ракету заправляют компонентами топлива — заливается почти полторы тысячи тонн горючего и окислителя. Это смертельно ядовитые вещества, вспыхивают при малейшем соприкосновении друг с другом. После заправки обнаруживается: ракетное топливо подтекает через уплотнительные соединения — 142-145 капель в минуту. Техническое руководство обосновало возможность такого дефекта при условии проведения нейтрализации. Потому у места подтекания просто поставили солдата с ведерком.

Нежданно сваливается еще одно препятствие: после заполнения компонентами топлива и окислителя турбонасосный агрегат мог выдержать не более суток, по истечении этого срока его полагалось менять. Следовало торопиться. Спешка добавляла нервозности.

Вспоминает Константин Хачатурян: «23-го числа, когда готовили ракету к пуску, обнаружилась конструкторская недоработка наземного пульта системы управления. Пуск был отложен на час, потом на два часа, потом на сутки, потому что ситуация была серьезная».

Схему перепаяли. Заменили главный программный токо-распределитель. Люки закрывали уже глубокой ночью. На заседании, проходившем тут же под ракетой, государственная комиссия отложила пуск до следующего дня. Люди измотаны. Решили дать им отдохнуть, выспаться.

24 ОКТЯБРЯ 1960 ГОДА. ЧАС ДО ПУСКА

Утро 24 октября началось с проверок, проведение которых допускается только на незаправленной ракете. Мерами безопасности пренебрегли.

Ставицкий Марк Ильич

Ставицкий Марк Ильич

Заместитель генерального директора по развитию авиационного направления акционерного общества «Саратовский электроприборостроительный завод имени Серго Орджоникидзе»

БИОГРАФИЯ

Дата рождения 22.03.1946.

ОБРАЗОВАНИЕ

Саратовский авиационный техникум (1964г.), факультет «Обработки металлов резанием», квалификация: «Техник-технолог»;

Саратовский политехнический институт (1978г.), специальность «Автоматика и телемеханика», квалификация «Инженер-электрик».

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1960–1964 гг. – студент Саратовского авиационного техникума, г. Саратов.

1963–1964 гг. – токарь п/я 105 г. Саратов.

1965–1967 гг. – старший техник-технолог Саратовского электроприборостроительного завода имени Серго Орджоникидзе.

1967-1969 гг. – служба в рядах Советской Армии.

1969-1978 гг. – инженер-технолог, старший инженер-технолог, заместитель начальника сборочного цеха, начальник бюро оперативного планирования производства планово-диспетчерского отдела Саратовского производственного объединения имени Серго Орджоникидзе.

1979-1987 гг. — заместитель начальника производства планово-диспетчерского отдела Саратовского производственного объединения имени Серго Орджоникидзе.

1987-1992 гг. — заместитель главного инженера Саратовского производственного объединения имени Серго Орджоникидзе.

1992-1996 гг. — главный инженер Саратовского электроприборостроительного завода имени Серго Орджоникидзе.

1996-1997 гг. – технический директор – 1-ый заместитель генерального директора ОАО «Саратовский электроприборостроительный завод имени Серго Орджоникидзе».

1997-2012 гг. – генеральный директор ОАО «Саратовский электроприборостроительный завод имени Серго Орджоникидзе».

2012 г., по настоящее время – заместитель генерального директора по развитию авиационного направления акционерного общества «Саратовский электроприборостроительный завод имени Серго Орджоникидзе».

НАГРАДЫ

Медаль юбилейная «100 лет со дня рождения В.И. Ленина» Президиума Верховного Совета СССР

Почетная грамота Администрации муниципального образования «Город Саратов» «За личный вклад в социально-экономическое развитие города Саратова».

Почетная грамота Администрации Кировского района г. Саратова «За достижения наилучших показателей в призводстве».

Благодарность Администрации муниципального образования «Город Саратов» «За добросовестное исполнение обязанностей по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций».

Благодарность Администрации муниципального образования «Город Саратов» «За большой личный вклад в проведение работ по реконструкции фонда «Каскад».

Почётное звание «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации»

Почетная грамота Губернатора Саратовской области «За добросовестный труд и высокий профессионализм».

Почетная грамота Администрации муниципального образования «Город Саратов» «По итогам выполнения мероприятий гражданской обороны».

Почетная грамота Министерства промышленности и энергетики Саратовской области «За большой личный вклад в развитие промышленности и высокий профессионализм».

Благодарственное письмо Председателя Саратовской областной Думы «За высокие достижения в профессиональной деятельности».

Почетное звание Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «Почетный авиастроитель»

Благодарность ОАО «Саратовский электроприборостроительный завод имени Серго Орджоникидзе» за добросовестный труд на предприятии и в связи с юбилейной датой.

Благодарственное письмо Губернатора Саратовской области

Юбилейный нагрудный знак Губернатора Саратовской области

Нагрудный знак Центрального комитета Профсоюза «За заслуги перед Профсоюзом»

ДОП. ИНФОРМАЦИЯ

Ставицкий М.И. весь более чем пятидесятилетний трудовой путь, от токаря до генерального директора, прошёл на одном предприятии. С 1997 по 2012 год руководил предприятием в качестве генерального директора.

Работая инженером-технологом производил запуск в производство первых систем автоматического управления для самолётов АН-22, ИЛ-62. Технологии, разработанные им для отдельных узлов систем автоматического управления, явились основой для последующего производства таких систем для тяжёлых транспортных самолётов. В должности заместителя начальника сборочного цеха, чётко организовал логистические процессы, что позволило точно в срок, с высоким качеством комплектовать производство технически сложными элементами, такими как прецизионные потенциометры гироскопов ракетных автопилотов и магнитных усилителей. С его непосредственным участием планировалось и организовывалось производство автопилотов изделия «Прогресс», систем пилотажных комплексов для самолётов ИЛ-86, систем управления и навигационно-пилотажных комплексов для самолётов АН-124 «Руслан», систем автоматического управления для различных типов транспортных самолётов ИЛ-76.

После назначения в должность главного инженера, организационный талант М.И. Ставицкого позволил организовать выпуск высокотехнологичных изделий для оборонно-промышленного комплекса страны: пилотажно-навигационного комплекса, автопилота для мишени «Дань», пилотажно-навигационного комплекса для вертолётов КА-50 «Чёрная акула», значительно увеличить выпуск пилотажных комплексов различных типов для вертолётов морского и сухопутного базирования КА-27, КА-32. Реализованная М.И. Ставицким система качества в производстве продукции для изделий «Протон», позволила не иметь рекламаций более чем за двадцатилетний период эксплуатации.

С 1997 года М.И. Ставицкий генеральный директор предприятия. Наряду с продолжением выпуска серийных изделий, под его непосредственным руководством, в 2002-2003 годах организован выпуск систем автоматического управления для поставок самолётов ИЛ-78 в Индию. В 2005 года, предприятием были освоены и внедрены в серийное производство спутниковые навигационные системы СНС-2, для самолетов и вертолетов различной модификации, изготовление которых основано на применении новейших технологий поверхностного монтажа. С 2007 года предприятием освоен и внедрен в серийное производство исполнительный механизм автомата тяги для истребителя-бомбардировщика Су-34, производство новых изделий для самолетов ТУ-204, Ту-214, Ту-334, Ил-96-300, Як-130. В 2007 году предприятие лицензировало этот вид деятельности и получило заказ на разработку современного привода тяги для самолетов Ту-204, Ту-214, а в 2009 г. – на разработку лебедочной тельферной системы для самолета Ил-112 в рамках государственного оборонного заказа. В настоящее время М.И. Ставицкий, знимая должность заместителя генерального директора по развитию авиационного направления, организует весь комплекс работ как по производству высокотехнологичной продукции уже зарекомендовавшей себя у потребителя, в том числе и в рамках выполнения государственного оборонного заказа, так и по разработке новых, инновационных образцов авионики. Возглавляет, являясь председателем, научно-технический совет предприятия.

Ставицким М.И. подготовлена плеяда уникальных высококвалифицированных специалистов: конструкторов, технологов, руководителей производства, которые трудятся на предприятии в настоящее время.

Уникальные профессиональные знания и производственный опыт, широкая эрудиция, лидерские качества, ответственность, порядочность и тактичность М.И. Ставицкого, снискали заслуженное уважение и авторитет в коллективе предприятия.

Флешбэк в СССР. Заводы и фабрики Свердловска

Верх-Исетский район

В 1941 году в старые помещения Верх-Исетского металлургического завода эвакуировали киевский « Укркабель» и московский « Москабель». Коллектив быстро наладил производство полевых проводов для армии. Новое предприятие « Уралкабель» продолжило работу и после войны. В 70-е на заводе создают новые конструкции проводов.

После начала Великой Отечественной войны в Свердловске создали завод медицинских инструментов № 16 , где выпускали скальпели , пинцеты и другое хирургическое оборудование. Шприцевой цех через год стал самостоятельным заводом № 18. В 1949 свердловский медико-инструментальный завод начинает выпускать физиотерапевтические лампы и медицинские кресла. В 1952 два завода снова объединяют и он полностью специализируется на выпуске операционных светильников , физиотерапевтических аппаратов и т. д.

Железнодорожный район

Кировский район

В 1937 под маркой уральского завода выпустили первую пару обуви. В военное время « Уралобувь» производила армейские ботинки , а после значительно расширила ассортимент. В 1975 году появился его первый фирменный магазин.

В 1941 году в Свердловск из Ленинграда эвакуировали электромеханический завод имени А.Кулакова , который выпускал телеграфы и телефоны для военных кораблей. Его разместили в одном из корпусов УПИ. Уже через месяц на фронт отправили первую партию телеграфно-шифровальной аппаратуры. После войны завод хотели вернуть в Леннград , но в итоге оставили в Свердловске и начали строить новый завод № 707. Там производили новую технику — корабельную и береговую радиолокационную аппаратуру и сигнализации. В 50-е на заводе начинают производить комплектующие ядерных боеприпасов и отлаживают выпуск военной продукции.

В начале войны в Свердловск также привозят московский эшелон с оборудованием для производства подшипников. С помощью танков тяжелое оборудование все-же смогли установить , поэтому подшипники стали производить на новом месте. Они были необходимы для пулеметов , самолетов и танков. В 80-е завод реконструировали и ввели в эксплуатацию новую промышленную площадку.

В том же 1941 году в Свердловск переезжает московский завод « Геодезия», на котором выпускают аэрофотоаппараты для дневной и ночной съемки и оборудование для проявления и печатания снимков. В 1949 году завод получает название « Вектор» и начинает производить радиолокационное оборудование для министерства обороны. В середине 60-х на предприятии серийно выпускают метеостанции. В 1975 г. завод продолжает разрабатывать военную технику: самоходный зенитно-ракетный комплекс « ОСА», авиационный радиолокационный комплекс и т. д. Позже предприятие переключается на электромузыкальную аппаратуру.

На базе ремонтно-строительных мастерских в 50-е начал работать завод металлоконструкций ( УМЕКОН), на котором выпускают опоры ЛЭП.

В 1957 году в Свердловске основали завод крупнопанельного домостроения, где производили комплекты для массового строительства пятиэтажек. В 1968 году на предприятии начинают выпускать блоки для девятиэтажек , а в 1975 году — 16-этажных домов.

Ленинский район

В 1914 году в центре Свердловска начинают строить завод по очистке платины. К 1930 году предприятие получило название « Завод по обработке цветных металлов» и там начали производить палладий , иридий , родий , платину и рутений. Во время войны завод работал на нужды фронта , а в середине пятидесятых годов на предприятии появилась собственная исследовательская лаборатория. В 1975 году специалисты провели в ней анализ лунного грунта. А к началу 90-х завод переходит на ювелирное производство.

В 1923 году в Свердловске начинает работу Механический завод имени дипломата В. Воровского. В 1929 году там производят буровые установки. В военное время завод переходит на производство гранат , прицелов и корпусов минометов. После войны на предприятии выпускают новвое оборудование для бурения нефяных скважин.

В 1930 году в Свердловске появляется фармацефтический завод. В годы войны предприятие отправляло на фронт бинты , йод и антибиотики. В 1947 году в Банковском переулке начинают строить пеницилиновый завод и уже через год выпускают первую партию антибиотиков. В 1960 году на предприятии выпускают новый антибиотик — эритромицин. В 1962 два завода объединяют. В 90-х предприятие получает название « Уралбиофарм».

В 1941 году для ремонта электродвигателей в Ленинском районе создают мастерскую , которая в 1946 получает название « Электроремонтный завод № 5». С 50-х на предприятии производят трансформаторы тока.

В 1941 году в Свердловске появляется авторемонтный завод. В 60-е там начинают выпуск масляных радиаторов к гусеничным тракторам. В 1970 предприятие переименовывают в Свердловский завод «Радиатор».

В Ленинском районе можно было увидеть и фабрику « Русские самоцветы», основанную еще Петром I. В дни блокады Ленинграда ее перебазировали в Свердловск. На заводе изготавливали ювелирные украшения , вазы и шкатулки.

В 1941 году в Свердловск эвакуируют оборудование оптического завода « Метрон». В военное время на новом месте производят приборы для военной авиации. « Уральский приборостроительный завод» продолжает работу и после окончания войны.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector