6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Военно-воздушные силы Китайской Народной Республики

Военно-воздушные силы Китайской Народной Республики

中国人民解放军空军
Воздушные силы Народно-освободительной армии

Эмблема ВВС КНР
Годы существованияс 1949 года
Страна Китай
Входит вНародно-освободительная армия Китая
ТипВоенно-воздушные силы
Численность330 000 человек
Участие вКорейская война
Первый кризис в Тайваньском проливе
Второй кризис в Тайваньском проливе
Китайско-вьетнамская война
Командиры
Действующий командирГенерал-лейтенант Дин Лайхан
Известные командирыЛю Ялоу
У Фасянь
Ван Хай
Цяо Цинчэнь
Сюй Цилян
Ма Сяотянь
Медиафайлы на Викискладе

Военно-воздушные силы Китайской Народной Республики (кит. 中国人民解放军空军 , пиньинь Zhōngguó Rénmín Jiěfàngjūn Kōngjūn), официально — Воздушные силы Народно-освободительной армии — один из видов вооружённых сил Народно-освободительной армии Китайской Народной Республики. По количеству эксплуатируемых самолётов находятся на третьем месте после России и США [1] .

По состоянию на 2008 год численность личного состава — 330 000 человек. На вооружении находится 4 000 боевых и 300 вспомогательных самолётов, 106 вертолётов, свыше 700 ПУ ЗУР, 1 000 орудий зенитной артиллерии, около 450 радиолокационных постов [2] .

Военно-воздушные силы НОАК были созданы 11 ноября 1949 года после победы Компартии Китая в гражданской войне. Серьезную роль в их создании и вооружении сыграл Советский Союз. С середины 1950-х годов началось производство советских самолётов на китайских заводах. «Большой скачок», разрыв отношений с СССР и «культурная революция» нанесли серьёзный ущерб китайским ВВС. Несмотря на это, в 1960-е началась разработка собственных боевых самолётов. После окончания холодной войны и распада СССР Китай начал модернизацию своих ВВС, закупив у России многофункциональные истребители Су-30 и освоив лицензионный выпуск истребителей Су-27. Позднее, Китай разорвал контракт по поставке российских истребителей и начал выпускать свои самолёты на основе полученных ноу-хау.

ВВС НОАК приняли участие в Корейской войне (1950—1953), во время которой была создана Объединённая воздушная армия, состоявшая из китайских и северокорейских авиационных частей. В начале 1960-х с помощью артиллерии, зенитных ракет и истребителей было сбито 3 P2V, 1 RB-57D, 5 U-2 и 3 RF-101A ВВС Тайваня, которые совершали разведывательные полёты. [3]

Во время войны во Вьетнаме (1965—1973) китайская авиация сбила ряд американских беспилотных разведчиков и несколько самолётов, вторгшихся в воздушное пространство страны. По тем или иным причинам ВВС НОАК почти не принимали участия в китайско-вьетнамской войне (1979).

Военно-воздушные силы НОАК провели вблизи о. Тайвань учения, в которых были задействованы истребители, самолеты раннего обнаружения и стратегический бомбардировщик «H-6K».

Слухи о таинственном китайском истребителе J-10 ходят в авиационном мире уже несколько лет. Нельзя сказать, чтобы сей аэроплан приковывал внимание экспертов всего света, которые давно и прочно порешили: J-10 – это китайский “Лави”. Работы по созданию истребителя “Лави” израильская фирма IAI вела, и вела успешно, в 80-е годы. Программу пришлось закрыть в 1988 г. в результате сильнейшего прессинга со стороны США, которые опасались появления на мировом рынке военной техники опасного конкурента самолету F-16. Документацию на истребитель Израиль продал в Китай.

Первые снимки истребителя J-10 появились в интернете в конце 90-х годов, они имели исключительно плохое качество. Сообщалось, что по крайней мере один китайский любитель авиации отправился в места не столь отдаленные за размещение снимков во “всемирной паутине”. Анализ известных снимков позволяет говорить о значительном ближневосточном влиянии на внешний облик машины, однако J-10 – не “Лави”! При общей компоновке киль китайского истребителя имеет большую площадь, несколько другая форма у подфюзеляжного воздухозаборника, крыло и фюзеляж – иные.

Российский вклад в конструкцию “поднебесного” истребителя четвертого поколения не так заметен, как израильский, но куда более значителен. Самолет оснащен одним двигателем Люлька-Сатурн АЛ-31ФН тягой 12 500 кгc. В отличие от двигателей АЛ-31, установленных на истребителях Су-27, движок для J-10 имеет нижнее расположение коробки приводов. Глазами самолета является российская РЛС – “Жук-10ПД” или “Жемчуг”. Руками – ракеты воздух-воздух Р-73, Р-77 и китайская копия PL-8 израильской ракеты “Питон-3”. Вооружение размещается на 11 внешних узлах подвески. Помимо ракет воздушного боя в арсенал самолета входят корректируемые авиабомбы с лазерным наведением, управляемые ракеты воздух-поверхность китайского производства, свободнопадающие авиабомбы. Встроенное вооружение – 1 пушка калибра 23 мм. В кабине установлено катапультируемое кресло К-36П. Приборное оборудование выполнено на современном уровне: три больших цветных многофункциональных индикатора, боковая ручка управления, нашлемный прицел (последний является копией системы киевского завода “Арсенал”, по другим данным – нашлемный прицел разработан израильской фирмой Элбит). Самолет оснащен электродистанционной системой управления, вероятно, он статически неустойчив по каналу тангажа.

Первый полет прототипа самолета состоялся 23 марта 1998 года. В ноябре 2002 г. ожидался публичный дебют J-10 на авиасалоне в Чжухае. В преддверии этого события стала доступной дополнительная информация о программе разработки самолета. Проектирование китайского “противовеса” МиГ-29 и Су-27 началось в начале 80-х годов. Самолет создавался как истребитель завоевания превосходства, но распад Советского Союза заставил Китай пересмотреть требования к перспективному истребителю в сторону усиления его многофункциональности. Первый прототип, представлявший собой “клона” израильского “Лави”, был изготовлен в 1993 г., однако близкое знакомство с Су-27 заставило китайцев в значительной степени пересмотреть проект. Первый официальный полет прототип J-10 совершил 23 марта 1998 г. В ходе разработки и испытаний наибольших усилий потребовала доводка электродистанционной системы управления. Израильский “Лави” имел аналогичную систему, но в свое время США категорически запретили передавать документацию на ЭДСУ в Красный Китай. Из-за отказа системы управления разбился один опытный самолет. В программе летных испытаний задействовано, по различным оценкам, от шести до десяти прототипов. Не исключается, что уже в 2005 г. на вооружении ВВС Китая будет состоять до 30 истребителей J-10, а общее количество самолетов, предназначенных для удовлетворения собственных потребностей, достигнет 500! В конце 2001 г. Китай получил первый из 54 заказанных фирме Люлька-Сатурн двигателей АЛ-31ФН, предназначенных для установки на серийные истребители. Всего же Китай намерен закупить порядка 300 двигателей АЛ-31.

Читать еще:  Проект тактического ракетного комплекса «Сатурн» (СССР)

В тактическом плане ожидается, что самолеты J-10 заменят в ВВС Китая истребители-бомбардировщики J-6 и Q-5. Действуя в одних боевых порядках с многофункциональными истребителями Су-27МКК и J-8IIC, новейшие истребители-бомбардировщики будут представлять серьезнейшую угрозу Тайваню. На Формозе уже провели сравнительное моделирование воздушных боев J-10 с самолетами F-16 и “Чинь-Куо”, результаты показали, что самолет из континентального Китая обладает рядом несомненных преимуществ: лучшей маневренностью, наличием нашлемной прицельной системы.

На мировом рынке авиационной техники истребитель J-10 может составить конкуренцию Тайфуну, Гриппену, Рафалю, F-16, F/A-18 и МиГ-29. В числе наиболее вероятных заказчиков J-10 называют Таиланд, Пакистан и Иран. Командующий ВВС Таиланда ознакомился с самолетом и дал ему высокую оценку еще до первого полета, в 1997 г. Скорее всего, на экспортных машинах будут устанавливать китайские двигатели WP-15, имеющие меньшую чем АЛ-31, тягу, и китайские РЛС. В случае реализации амбициозных планов по вводу в состав ВМС Китая авианесущего корабля возможно появление “маринизированного” двухместного варианта истребителя J-10 с двигателем РД-33 или АЛ-41. Ведутся работы по созданию двухдвигательной модификации, ориентированной, прежде всего, на нанесение ударов по наземным целям. Скорее всего, два движка будет иметь и авианосный вариант J-10. Появление J-10 является прямым следствием грандиозных экономических успехов страны. В конце XX века Китай стремительно вошел в число лидеров мировой экономики – сегодня уже никто не вспомнит анекдот о запуске спутника миллионом китайцев из гигантской рогатки. В конце XX века появился и первый китайский реактивный истребитель мирового уровня, абсолютно сравнимый по всем характеристикам с изделиями ведущих мировых авиастроительных фирм. Первый полет серийного J-10A состоялся 28 июня 2002 года.

Модификации :
J-10A (J-10-I) первая серийная модификация.
J-10B (J-10-II) двухместная учебно-боевая модификация. Оснащается двигателем WS-10A, “малозаметным” утопленным воздухозаборником, бортовой радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой и оптико-локационной станцией переднего обзора.
J-10C (J-10-III) малозаметная модификация поколения 4++, с новой РЛС K-7A. Выпускается с 2017 года
J-10S перспективная двухместная модификация.

Модификация J-10
Размах крыла, м 8.78
Длина, м 14.57
Высота, м 4.78
Площадь крыла, м.кв. 33.05
Масса, кг
пустого самолета 9800
нормальная взлетная 18000
Топливо, л:
Внутренние – 2625
ПТБ – 4165
Тип двигателя: 1 ТРДДФ АЛ-31ФН
Тяга, кгс:
Нормальная 1 х 7600
Форсажная 1 х 12500
Максимальная скорость, км/ч М = 2.00
Крейсерская скорость, км/ч 1110
Практическая дальность, км 2000
Практический потолок, м 18000
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Экипаж 1
Вооружение: одна 23-мм пушка. Боевая нагрузка -7260 кг на 11 узлах подвески. На семи узлах внешней подвески возможно размещение УР класса “воздух-воздух” PL-8, PL-10, PL-11, P-27 и Р-73, а также ракет класса “воздух-поверхность” ПКР YJ-8K, НАР, свободнопадающие бомбы и другое вооружение

Ниже представлена информация о типах используемой техники [5] [6] [7] :

новый малозаметный стратегический бомбардировщик [8]

Китайская лицензионная усовершенствованная копия советского реактивного бомбардировщика Ту-16. Является носителем ядерного оружия.
— бомбардировщик
— самолёт-топливозаправщик

Штурмовик китайской разработки, дальнейшее развитие истребителя Shenyang J-6 (лицензионной копии МиГ-19), снят с производства в 2012, находится на вооружении

МФИ. Китайский многоцелевой истребитель, сначала собирались по лицензии из комплектов с 1998 года [15] , являющийся лицензионным вариантом советского истребителя Су-27, в дальнейшем J-11В оснащаются китайской авионикой и системами вооружения. Создан для замены J-7, J-8.

МФИ. Китайский многоцелевой истребитель, самолёт является дальнейшим развитием конструкции производившегося по лицензии МиГ-21, однако китайский истребитель больше по размерам и имеет два двигателя. Аэродинамическая схема самолёта напоминает перехватчик Су-15.

МФИ. Китайский многоцелевой истребитель, самолёт является развитием конструкции производившегося по лицензии МиГ-21.
учебный истребитель
Собирались с 1966 по 2008 год

Перспективы развития

По данным [8] планируется разработка нового стратегического бомбардировщика. При этом предполагается, что как прототип будет использован американский B-2A, вес боевой нагрузки 20-30 тонн, дальность полёта до 12 тыс. км. Самолёт будет способен нести крылатые ракеты, развивать сверхзвуковую скорость полёта, и обладать маленькой радиолокационной заметностью. [31]

Отсутствие опыта создания самолётов большой грузоподъёмности, и потребность в таковых, побудили КНР заключить контракт с КБ «Антонов» и «Мотор Сич». В провинции Шэньси и около города Чунцин строятся производственные цеха и жильё для сотрудников двух указанных украинских компаний, где они будут жить вместе с семьями [32] . Покупка технологий позволит ВВС НОАК полностью избавиться от зависимости от закупок иностранных самолётов, как например, при создании самолёта ДРЛО KJ-2000.

По данным South China Morning Post (за 8 июня 2017), Китай добился существенных успехов в разработке воздушно-космического самолёта. Предполагается, что он будет взлетать горизонтально, и может использоваться как для доставки грузов на орбитальную станцию, так и в военных целях. Финансирование проекта проводится НОАК [33] . В 2011 г. совершил первый успешный суборбитальный полёт космический аппарат многоразового использования Шэньлун.

Читать еще:  Экспериментальный танк «Keiler» (Германия)

Пакистано-китайский истребитель для Украины. Основные характеристики JF-17 Thunder

Как известно, модельный ряд украинской боевой авиации по состоянию на сегодня представлен унаследованными еще от СССР самолетами МиГ-29 (ориентировочно 72 единицы), истребителями Су-27 (48 единиц), штурмовиками Су-25 (24 единицы), бомбардировщиками и разведчиками Су-24 и Су-24МР (суммарно до 36 единиц). Однако все они в среднесрочной перспективе будут нуждаться в замене, ведь срок их эксплуатации истекает в 2025 году, а учитывая пятилетний период необходимого обучения как летного состава, так и обслуживающего персонала, плюс поставки новых самолетов по контракту, определяться с заменой нужно не позже 2020 года, пишет Depo.ua.

Вашему вниманию предлагается цикл ознакомительных материалов с вероятными вариантами замены старых МиГов и «Сушек» присутствующими на мировом рынке реактивных истребителей. На очереди пакистано-китайский многоцелевой истребитель-бомбардировщик JF-17 Thunder (или просто JF-17, или «Гром»), который также известен под названием Chengdu FC-1 Xiaolong («Яростный дракон»).

Что собой представляет

JF-17 Thunder — это легкий одномоторный многоцелевой истребитель-бомбардировщик 4-го поколения совместной пакистано-китайской разработки. Он разработан и изготавливается пакистанской компанией PAC (Pakistan Aeronautical Complex) и китайской компанией (CAC) (Chengdu Aircraft Corporation). JF-17 может использоваться для воздушной разведки как штурмовик и как истребитель-перехватчик.

JF-17 разрабатывался в основном для удовлетворения требований ВВС Пакистана как доступный, современный, многоцелевой истребитель, чтобы одной моделью заменить устаревшие истребители Dassault Mirage III, бомбардировщики Nanchang Q-5 и перехватчики Chengdu J-7. Второй задачей было создать недорогую альтернативу западным истребителям на экспорт.

Этот проект родился после того, как Пакистан и Китай отдельно потерпели неудачи в своих разработках истребителей совместно с американской авиастроительной компанией Grumman (американцы вышли из обоих совместных проектов из-за санкций, наложенных правительством США против Пакистана и Китая в 1989 году). В итоге в 1995 году Пакистан и Китай подписали меморандум о намерениях совместно проектировать и разработать новый истребитель и в течение следующих нескольких лет отработали детали проекта. В июне 1995 года, чтобы обеспечить «поддержку по разработке», к проекту присоединилась российская компания-производитель истребителей МиГ. В итоге самолет получился внешне очень похожим на советский МиГ-21.

25 августа 2003 года впервые поднялся в небо прототип, а уже 3 сентября 2003-го состоялся первый официальный полет нового самолета, который тогда же получил обозначение JF-17 (Joint Fighter-17). Серийное производство началось в 2007 году: самолеты изготавливались в Китае и в разобранном состоянии поступали в Пакистан, где собирались и принимались на вооружение местными ВВС.

Сегодня самолет выпускается в четырех версиях:

— JF-17 Block 1 — базовая версия, одноместный истребитель;

— JF-17 Block 2 — улучшенная версия одноместного истребителя, выпускается с 2013 года;

— JF-17 Block 3 — еще более улучшенная версия одноместного истребителя, выпускается с 2017 года;

— JF-17B — двухместная версия, созданная на базе JF-17 Block 2.

JF-17 является монопланом со среднерасположенным дельтовидным крылом, одним двигателем в хвостовой части фюзеляжа и однокилевым хвостовым «оперением». Воздушный каркас выполнен из полумонококовой структуры, построенной преимущественно из алюминиевых сплавов. Воздушная рама рассчитана на срок службы 4000 полетных часов, или 25 лет, а первый капитальный ремонт производится после 1200 часов полета.

«Начинка»

Кабина покрыта прозрачным акриловым куполом, что обеспечивает пилоту всесторонний обзор на 360 градусов. Также кабина оборудована ручкой управления, размещенной по центру, и ручкой дроссельной заслонки, расположенной слева от пилота, а кресло оборудовано катапультой, которая срабатывает даже при нулевой высоте и нулевой скорости.

Кабина JF-17 имеет три больших многофункциональных цветных дисплея (MFD), которые предоставляют базовую информацию о полетах, тактическую информацию и информацию о двигателе, топливе, электрооборудовании, гидравлике, системе управления полетом и системе контроля окружающей среды, и смарт-дисплей для поднятия головы (HUD) со встроенной возможностью генерирования символов. Также HUD и MFD могут быть настроены для показа любой доступной информации.

Система управления полетом (FCS) содержит обычные элементы управления с увеличением устойчивости по оси рыскания и вращения, а также цифровой системой fly-by-wire (FBW) на оси шагания. Передние ребра / закрылки и закрылки задней кромки автоматически регулируются во время маневрирования для повышения производительности поворота.

JF-17 имеет систему оборонительных средств (DAS), состоящую из различных интегрированных подсистем. Упреждающий приемник радара (RWR) предоставляет данные о направлении и близости вражеских радаров, а пакет радиоэлектронной борьбы (EW), размещенный в обтекателе на конце хвостового плавника, предупреждает о вражеских радарах. Пакет EW также связан с системой предупреждения о приближении вражеских ракет (MAW).

Гордостью JF-17 является прицел, установленный на специально разработанном электрооптическом шлеме (HMS). Он отслеживает движение головы и глаз пилота, направляя ракеты на визуальную мишень пилота. Кроме этого, внешний носитель лазера для таргетинга на день / ночь может быть интегрирован с авионикой для управления лазерными бомбами.

Система связи включает в себя две VHF / UHF радиостанции. VHF-радиосвязь имеет возможности для передачи данных для связи с наземными центрами управления, самолетами раннего предупреждения и контроля и боевыми самолетами с совместимыми данными для сетевого вооружения, а также повышения осведомленности о ситуации.

Начиная с 2017 года, на JF-17 установлены системы прицеливания Aselsan’s ASELPOD, что значительно расширило возможности истребителя для нанесения точных ударов.

На истребителях JF-17 используется российский турбовентиляторный двигатель RD-93, который является разновидностью двигателя RD-33, используемого на истребителях МиГ-29. Китай пытается отойти от российских двигателей, заменив их на отечественные WS-13, однако пока безуспешно. А Пакистан вообще отказался от замены и провозгласил желание и в дальнейшем сотрудничать с Россией и получать новые двигатели от нее напрямую.

Читать еще:  Опытный истребитель F-20 Tigershark (США)

Топливная система самолета состоит из внутренних топливных баков, расположенных в крыльях и фюзеляже емкостью 2330 кг, которые заправляются с помощью системы одноразовой заправки. Внутренние баки могут быть дополнены внешними топливными баками: один 800-литровый резервуар может быть установлен на жесткой точке подвески самолета под фюзеляжем и два 800-литровых или 1110-литровых резервуара могут быть установлены под крыльями.

Всего JF-17 имеет семь точек подвески (две — на кончиках крыльев, четыре — под крыльями и один под фюзеляжем), которые используются для переноски различных видов оружия, дополнительных топливных баков, другого оборудования общей массой до 3629 кг.

Вооружение

JF-17 имеет внутреннее и внешнее вооружение. Внутреннее вооружение состоит из двуствольной 23-мм пушки Грязева-Шипунова ГШ-23-2, расположенной под впускным отверстием воздуха со стороны порта, которую можно заменить на 30-мм пушку ГШ-30-2.

Внешнее вооружение состоит из ракет «воздух-воздух», ракет и бомб «воздух-земля», которые крепятся на упомянутые семь точек подвески. Все точки подвески связаны с помощью архитектуры шины данных MIL-STD-1760 с системой управления запасами, которая способна интегрироваться с оружием любого происхождения. По крайней мере, так утверждают разработчики.

Использование

По состоянию на сегодня JF-17 Thunder находится на вооружении только Пакистана, Мьянмы и Нигерии. Что интересно: на вооружении Китая этот самолет не находится.

ВВС Пакистана имеют на вооружении больше сотни единиц JF-17 различных модификаций. Фактически сейчас это основной боевой самолет этой страны.

Мьянма в 2015 году заказала 16 самолетов JF-17 и по состоянию на конец 2018 года получила первые 6 штук.

Нигерия стала интересоваться JF-17 еще в декабре 2014 года, в 2016-м подписала контракт с Пакистаном на поставку трех истребителей на общую сумму 184,3 млн. долларов (61,4 млн за единицу), однако до сих пор не получила ни одного.

Также интерес к пакистано-китайскому истребителю проявляет ряд других стран, среди которых Азербайджан, Алжир, Аргентина, Катар, Египет, Иран, Ливан, Малайзия, Марокко, Саудовская Аравия, Шри-Ланка и Уругвай. Всех их привлекает, в первую очередь, низкая цена самолета.

Стоимость

Стоимость JF-17 Thunder и действительно очень демократичная. На версии JF-17 Block 1 висит ценник в 25 млн долларов, версию JF-17 Block 2 можно купить за 28 млн долларов, а JF-17 Block 3 должен поступить на экспорт по цене в 32 млн долларов.

Однако указанные цифры касаются только стоимости непосредственно самолета. Страны, которые только переходят на JF-17 Thunder, должны дополнительно учитывать затраты на обучение персонала и другие сопутствующие стартовые расходы. Той же Нигерии стартовая партия обошлась в 61,4 млн за самолет.

Все это делает его немного дороже китайского Chengdu J-10 (41 млн долларов за единицу), однако не стоит забывать, что JF-17 Thunder является более современным истребителем.

В конце концов, как мы уже не раз писали, не цена является определяющим фактором при выборе реактивных истребителей. В значительной степени решение отдельно взятой страны зависит от офсетных программ, которые могут предложить компании-производители, а также от геополитической конъюнктуры.

Почему этот вариант может быть удачным для Украины

Как всегда, здесь несколько моментов. Во-первых, как уже было сказано, китайские истребители четвертого поколения дешевле, чем все европейские и американские аналоги. А в условиях ограниченных финансовых ресурсов Украины это имеет далеко не последнее значение.

Во-вторых, для нашей страны достаточно привлекательной выглядит возможность подписать соглашение с пакистанской компанией PAC и/или китайской компанией CAC (продавать JF-17 могут обе компании) еще и с точки зрения потенциального заработка. Дело в том, что ни пакистанцы, ни китайцы до сих пор не имеют своего представительства в Европе. В то же время Украина, которая имеет мощную научно-техническую базу, могла бы стать своеобразным логистическим хабом для JF-17 Thunder, а то и открыть у себя обслуживающий, производственный или инженерно-конструкторский филиал. Особенно в части реактивных двигателей, с которыми китайцы традиционно имеют проблемы.

Ну и в-третьих, JF-17 имеют свежий опыт боевых действий. В ходе недавнего пограничного конфликта между Индией и Пакистаном в феврале 2019 года даже состоялся воздушный бой между ВВС обеих стран, в результате которого пакистанский JF-17 сбил индийский МиГ-29 (по другой версии, это сделал пакистанский F-16). Для Украины, которая находится в состоянии войны с Россией, этот фактор является далеко не последним.

Хотя есть и причины, которые заставляют хорошенько подумать перед тем, как отдавать предпочтение китайцам. Опять же, вечный вопрос всей китайской техники — это качество (какой она будет за такую цену?). И здесь главное не прогадать, чтобы не случилось, как в 1990-х с автомобилестроением, когда мы отказали немецкому Volkswagen ради корейского Daewoo. Что из этого вышло, все прекрасно знают.

Также доподлинно неизвестно, сколько времени идет на подготовку летного состава и обслуживающего персонала. А это довольно важный фактор.

Как бы там не было, но если Украина не начнет решать вопросы реформирования ВВС уже сейчас, то через несколько лет может вообще остаться без авиации. Мы и так дотянули вопрос до предела, когда нам скоро любой «секонд-хенд» будет за счастье. Главное здесь — не пойти путем в никуда и не скупать по всему миру старые советские МиГи и «Сушки», откладывая тем самым крайне важную реформу.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector