10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Георгий Бериев: конструктор летающих лодок

Георгий Бериев: конструктор летающих лодок

Фото: канал «Звезда»

13 февраля 1903 года родился авиаконструктор Георгий Бериев. Его имя известно в гораздо меньшей степени, чем имена создателей самолетов «Ту», «Як» или «МиГ». Отчасти это связано с тем, что всю свою жизнь он посвятил одному из самых сложных и специфических направлений в авиастроении – гидроавиации.

Под руководством Бериева были построены самый массовый предвоенный гидросамолет МБР-2, первые корабельные самолеты с катапультным запуском КОР-1 и КОР-2, послевоенный гидросамолет Бе-6. До сих пор на страже морских рубежей России стоит самолет-амфибия Бе-12 «Чайка». Учениками Бериева созданы знаменитый самолет-амфибия А-40 «Альбатрос», на котором установлено 148 мировых рекордов, и современный Бе-200, по ряду летно-технических характеристик не имеющий сегодня аналогов в мире.

Вспоминаем Георгия Михайловича и его летающие лодки, создание которых закрепило за нашей страной лидерство в области гидросамолетостроения.

Порождение СОИ

23 марта 1983 года президент Соединенных Штатов Рональд Рейган объявил о начале стратегической оборонной инициативы, также известной как «звездные войны» и предполагающей создание действенных средств противоракетной обороны, которые бы позволили отразить советский ядерный удар по территории США.

Главная особенность новой американской ПРО была в ее эшелонированности, что, по мнению Пентагона и Белого дома, гарантировало уничтожение всех целей. В настоящее время существует масса научных работ, рассматривающих рейгановские «звездные войны» как с экономической, так и с технологической точки зрения, и большинство авторов приходят к выводу: реализовать СОИ было невозможно.

Как бы там ни было, в Советском Союзе к стратегической оборонной инициативе отнеслись очень серьезно. Были начаты работы, которые должны были стать асимметричным ответом на принципиально новую американскую систему ПРО. Именно тогда в НПО машиностроения открылась тема, получившая название «Альбатрос».

Читать еще:  Проект авиационного ракетного комплекса «Кречет» (СССР)
Фото: militaryrussia.ru

Идея реутовских конструкторов заключалась в создании межконтинентальной баллистической ракеты с так называемым управляемым боевым блоком (УББ). Он представлял собой планирующий гиперзвуковой летательный аппарат, который, по некоторым данным, мог совершать маневры до тысячи километров по азимуту при входе в атмосферу на высоте линии Кармана (высота над уровнем моря, условно принятая как граница между атмосферой Земли и космосом) со скоростями порядка 5,8–7,5 километра в секунду (17–22 М).

Иногда вместо аббревиатуры УББ используется другая – ПКББ (ПКБ) – планирующий крылатый боевой блок. По замыслу конструкторов он должен оснащаться системой коррекции траектории полета, необходимой не только для выполнения маневра уклонения, но и для точного наведения на цель на конечном участке. После того как размещенная на борту УББ аппаратура регистрировала запуск вражеской противоракеты (по другим данным – облучение радиолокационными станциями), бортовая система управления давала команду на совершение маневра. В программу закладывались несколько типовых маневров уклонения, выбиравшихся автоматически, в зависимости от того, с какого направления запускалась противоракета (либо исходя из параметров РЛС, обнаружившей УББ). Не исключено, что новый боевой блок мог быть оснащен бортовой аппаратурой радиоэлектронной борьбы, хотя точных сведений, подтверждающих это, найти не удалось.

По другим данным, уклонение от противоракет выполнялось гораздо проще. Получив данные о пуске противоракеты (облучении РЛС), бортовая система управления, не рассчитывая варианты сближения и уж тем более не анализируя параметры излучения вражеского радиолокатора, случайным образом выбирала заложенный в ее памяти маневр.

Существует и третья версия, согласно которой выполняемый маневр предназначался не для уклонения от вражеских противоракет, а для максимальной точности наведения боевого блока на конечном участке траектории.

9 февраля 1987 года Постановлением Совета министров СССР № 173-45 работы по теме «Альбатрос» были одобрены. Главным конструктором изделия в НПО машиностроения назначили Герберта Ефремова. Следует отметить, что на создание всего комплекса, включавшего как ракеты, так и управляемые боевые блоки, и доведение его до серийного производства конструкторам отводилось всего шесть лет. В 1991-м должны были начаться летные испытания, а в 1993 году – выпуск первых серийных изделий.

Читать еще:  Опытный истребитель Nakajima J8N1 Kikka (Япония)

Гиперзвук без мотора

Разработка ракетного комплекса 15П170 «Альбатрос» началась во второй половине 1980-х в качестве одного из ответов на американскую программу стратегической оборонной инициативы (СОИ), предполагавшую создание эшелонированной системы противоракетной обороны. Ключевым элементом «Альбатроса» должны были стать гиперзвуковые боевые блоки, способные после отделения от ракеты-носителя совершать маневр в плотных слоях атмосферы при полете со скоростями в 6–7,5 км/с. Разработка «Альбатроса», которую вело реутовское НПО машиностроения под руководством Герберта Ефремова, была прекращена в 1991 году, однако исследования по этой тематике продолжались. В 1990–2000-е прошла серия испытаний аппарата 15Ю70 (изделие 102), классифицируемого как прототип управляемого боевого блока.

Ракетный комплекс «Авангард»

В начале 2000-х годов активные работы возобновились в том же НПО машиностроения, в рамках опытно-конструкторской разработки 4202, воплотившейся впоследствии в аппарат 15Ю71 комплекса 15П771, более известный как ракетный комплекс «Авангард».

Летные испытания «Авангарда» начались, предположительно, в 2010 году и продолжаются в настоящее время. К концу 2019 года ожидается заступление на боевое дежурство двух первых «строевых» комплексов этого типа, использующих в качестве носителя ракеты УР-100Н УТТХ. В дальнейшем предполагается возможное развертывание «Авангарда» или его аналога с иными характеристиками и габаритами с использованием новейшей баллистической ракеты «Сармат».

Российский ракетный комплекс РС-28 «Сармат»

Названными проектами тема современных гиперзвуковых аппаратов не исчерпывается. В России, США и других странах проходят испытания изделия разных типов и назначения, от управляемых боевых блоков баллистических ракет до прототипов противокорабельных ракет, как «моторных», так и без. В силу разнообразия изделий и их назначения говорить о «воровстве технологий» в данном случае трудно — во всяком случае, уже производящийся в России «Авангард» является плодом именно собственных многолетних разработок.

Читать еще:  Проект многоцелевого океанского самолета-амфибии А-150 (СССР)

В целом можно сказать, что, как и в ряде других ключевых военных проектов, лидерами в данном случае являются Россия и США, опирающиеся на богатый теоретический задел и практический опыт холодной войны и продолжающие накопление этого опыта.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector