17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Долгая дорога к ядерному; Буревестнику

Содержание

Долгая дорога к ядерному «Буревестнику»

Исторические предпосылки к созданию межконтинентальных крылатых ракет

Выступая в марте с.г. с Посланием Федеральному собранию, президент РФ Владимир Путин впервые упомянул о межконтинентальной ракете, оснащенной ядерным двигателем. Позже она получила название «Буревестник».

Ракета способна поразить любую точку земного шара, подлетев к ней с любой стороны. При необходимости она может находиться в полете несколько дней. Видимо, ракета может быть запущена в «угрожаемый период», а в случае разрешения кризиса дипломатическим путем полностью или хотя бы частично возвращена домой.

Виды ракет России

Межконтинентальные баллистические ракеты

По типу размещения межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) делят на пускаемые:

  • из шахтных пусковых установок (ШПУ) — РС-18, PC-20;
  • с мобильных пусковых устройств на основе колесного шасси — «Тополь»;
  • с железнодорожных устройств — РТ-23УТТХ «Молодец»;
  • с морского / океанского дна — «Скиф»;
  • с подлодок — «Булава».

Используемые сегодня ШПУ отлично защищают от поражающих факторов ядерного взрыва и довольно хорошо маскируют подготовку к пуску. Прочие способы размещения ракет гарантируют высокую мобильность и, соответственно, труднее обнаруживаются, но ограничивают армию и ВМФ в габаритах и массе МБР.

Крылатые ракеты высокой точности

Пять наигрознейших крылатых ракет отечественного производства:

  1. Семейство «Калибр». Преимущественно ими наносятся удары по живой силе и инфраструктуре боевиков «оппозиции» и откровенных террористов в Сирии. Разработка, стартовавшая в 1980-х годах на основе стратегической ядерной 3М10 и противокорабельной «Альфа», завершена в 1993 году. В НАТО кодифицируются как Sizzler. Дальность удара по морским объектам — до 350 км, по береговым — до 2600;
  2. Стратегическая ракета класса воздух-земля Х-101 (вариация с ядерной боеголовкой — Х-102). Спроектирована в КБ «Радуга» к 2013 году. Тоже применялась в Сирии по вышеуказанным целям. В основном входит в комплект вооружения бомбардировщиков Ту-22 и Ту-160. Точные параметры Х-101 скрыты от публики, но по неофициальным сведениям ее максимальная дальность — около 9 тыс. км;
  3. Противокорабельная П-270 «Москит» (в НАТО кодифицируется как SS-N-22 Sunburn). Создана в 1970-х в СССР. Может топить любые корабли водоизмещением до 20 тыс. тонн. Дальность — до 120 км по маловысотной и 250 км по высотной траектории. Для преодоления системы ПВО (ПРО) делает маневр «змейка»;
  4. Стратегическая авиационная Х-55, класса воздух-земля — для бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160. Движется на дозвуковой скорости, огибая находящийся внизу ландшафт, чем сильно усложняет перехват. Мощность взрыва более чем в 20 раз превосходит показатель пресловутой Little Boy, сброшенной американцами в 1945-м на Хиросиму;
  5. П-700 «Гранит» — противокорабельная ракета большой дальности, для разгрома крупных корабельных и корабельно-авиационных группировок противника. Поражает объекты на дистанции до 550 км. Устройствами П-700 вооружен, среди прочих, тяжелый крейсер-авианосец «Адмирал Кузнецов».

Противокорабельные ракеты

Помимо вышеупомянутых крылатых ПКР, нужно отметить ракету Х-35 вместе с РК «Уран», созданную в 1995 году госкомпанией «Звезда-стрела».

Х-35 способна топить корабли водоизмещением до 5 тыс. т. Благодаря компактным габаритам и небольшой массе используется в качестве вооружения кораблей любого класса, включая корветы и катера, а также вооружения различных летательных аппаратов, включая вертолеты и легкие истребители. Для пусков Х-35 созданы береговые РК «Бал».

Строение Х-35 двухступенчатое, включающее стартовый ускоритель, маршевый двигатель, активную радиолокационную самонаводящуюся систему. Дальность достигает 260 километров. Поражающая часть фугасная, массой 145 кг.

Авиационные ракеты России

Особо грозное достояние российских ВВС — модернизированная вариация Р-37М «Стрела». Эта управляемая ракета типа воздух-воздух является № 1 в мире по дальности.

В НАТО она кодифицируется как AA-13 «Arrow».

Применяется в качестве вооружения:

  • тяжелых истребителей Су-27;
  • сверхманевренных истребителей Су-35;
  • истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ.

Уникальными свойствами Р-37М являются динамическая неустойчивость и высочайшая маневренность. Они и позволяют ей, обойдя все вражеские противоракетные средства, поразить летучую цель, которая приблизилась к истребителю на 300 и менее километров.

По оценкам ряда военных экспертов, Р-37М и аналогичная китайская PL-15 способны с легкостью сбивать американские воздушные топливозаправщики, служащие для обеспечения беспосадочных полетов их стратегических бомбардировщиков, а также самолеты разведки, управления и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Победы в сегодняшних войнах просто невозможны без перечисленных подсобных ЛА, при этом эффективность новейших ракет воздух-воздух России и КНР лишает США преимущества в воздухе.

Суперновое отечественное оружие класса воздух-поверхность — гиперзвуковая ракета Х-47М2 «Кинжал», предназначенная для разрушения наземных и наводных объектов. По информации авторитетных СМИ, РК «Кинжал» является авиационной модификацией семейства «Искандер». Дальность устройства с 500-кг боевой частью определяется свойствами бомбардировщика и составляет от 2 тыс. до 3 тыс. километров.

«Летающие Чернобыли»: российские воздушный и подводный комплексы с ядерным двигателем

Немного истории

Идея использования ядерного двигателя в авиации и ракетостроении появилась еще в 50-е года прошлого века, вскоре после появления первых атомных реакторов. Конечно, технологии того времени не позволяли создать компактный ядерный реактор и двигатель на его основе, но и в СССР и в США изучалась возможность создания разных типов атомных двигателей. Конечно же изыскания велись независимо друг от друга.

Оставим в стороне разработки США и обратимся к истории создания атомных двигателей в СССР. В Советском Союзе работы в данной сфере вело ОКБ-670 под руководством Михаила Бондарюка. Советские специалисты создавали ядерный прямоточный воздушно-реактивный двигатель, предназначавшийся для модификации межконтинентальной крылатой ракеты «Буря» («изделие 375»), стартовый вес которой достигал 95 т, дальность должна была составить 8 тыс. км. Однако в 1960 году проект «Буря» после смерти Лавочкина был закрыт, а создание ядерного двигателя так и осталось на этапе предэскизного проектирования.

Далее КБ Бондарюка занималось созданием ядерных двигателей для космических и баллистических ракет, но ни один проект не дошел до стадии испытаний. После смерти Бондарюка работы по данному направлению были фактически прекращены до 1978 года, когда было образовано новое КБ, в котором собрали бывших специалистов, занимавшихся ранее прямоточными воздушно-реактивными двигателями. Данное КБ вновь занялось созданием ядерного двигателя для новой крылатой ракеты, но до испытаний опять дело не дошло. КБ под разными названиями просуществовало до 2004 года, после чего было закрыто.

Также в СССР проводились работы по созданию самолета на атомном двигателе. Согласно постановлению Совета Министров СССР № 1561-868 от 12 августа 1955 года, задание на проектирование «атомного» самолета получили КБ Мясищева, Туполева и Лавочкина, а на создание ядерного авиационного двигателя — КБ Люльки, Кузнецова и все того же Бондарюка. Наиболее перспективным был признан проект КБ А. Люльки, которое предложило два варианта ядерного двигателя: «соосной» схемы и схемы «коромысло». Однако работы в скором времени были прекращены по причине отсутствия решения по «безопасной эксплуатации и защиты экипажа, населения и местности в случае вынужденной посадки самолета с ядерным двигателем».

«Буревестник» и «Посейдон»

В середине лета 2018 года российское Минобороны сообщило о подготовке летных испытаний опытных образцов усовершенствованной крылатой ракеты «Буревестник» с ядерной силовой установкой. В военном ведомстве указали, что это малозаметная крылатая ракета с практически неограниченной дальностью, несущая ядерную боевую часть.

Впервые о существовании ракеты с ядерной двигательной установкой заявил президент России Владимир Путин 1 марта 2018 года в своем послании Федеральному собранию.

Что мы знаем о новой российской разработке? Да практически ничего, не считая бесчисленных слухов и предположений. Достоверно известно, что ракету начали разрабатывать еще в начале 2000-х годов после выхода США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года и до 2018 года работы шли в закрытом режиме. Также известно, что ракета «Буревестник» является дозвуковой межконтинентальной крылатой ракетой неограниченной дальности с ядерной энергетической установкой. Название «Буревестник» ракета получила в марте 2018 года в ходе открытого голосования на сайте Минобороны.

«Буревестник» является крылатой ракетой наземного базирования с новой энергоустановкой. Вероятней всего, она представляет собой версию воздушно-реактивного двигателя на основе компактного ядерного реактора достаточной мощности. Официальных данных по энергоустановке нет, как нет и характеристик новой ракеты.

В настоящее время «Буревестник» находится на этапе испытаний, точно известно об успешных испытаниях двигательной установки, об этом писали российские и зарубежные СМИ в январе 2019 года. Принятие ракеты на вооружение планируется через несколько лет, точные сроки не называются.

Автономный беспилотный подводный аппарат 2М39 «Посейдон» с ядерной энергоустановкой также можно позиционировать как ответ России на выход США из договора по ПРО. Программа создания предполагает создание многоцелевого автономного аппарата, способного нести разнообразную полезную нагрузку – в т.ч. термоядерный боезаряд большой мощности.

Точных данных о «Посейдоне» Минобороны не рассекречивает, однако с момента официального объявления о его разработке военное ведомство неоднократно подтверждало в СМИ его основные ТТХ: глубина погружения до 1 км, максимальная скорость — около 200 км/ч, практически неограниченную дальность хода. Диаметр аппарата — 1,8 метра, длина — около 20 м. Носителем «Посейдонов» станут специальные подводные лодки — АПЛ «Хабаровск» проекта 09851 и многоцелевая атомная подводная лодка «Белгород» проекта 949А «Антей», прошедшая модернизацию по проекту 09852.

Читать еще:  Опытный бомбардировщик Martin XB-48 (США)

Ранее сообщалось о планах Минобороны принять на вооружение до 32 подводных необитаемых аппаратов «Посейдон», в перспективе построив под них четыре подводных носителя. По планам военного ведомства по две субмарины с беспилотниками должны разместиться на Северном и Тихоокеанском флотах.

На сегодняшний день «Посейдон» как и «Буревестник» находится на этапе испытаний. Сроки принятия на вооружение пока не сообщаются.

Некоторые эксперты высказывают предположение, что «Посейдон» является дальнейшей разработкой проекта 50-х годов 20 века советской сверхбольшой торпеды Т-15 с термоядерным зарядом мощностью 100 Мт, электрическим и газогенераторным вариантами силовой установки с дальностью хода соответственно 30 и 50 км. Торпеду планировалось использовать для удара по крупным объектам на океанском побережье США. В качестве носителя была выбрана первая советская атомная подводная лодка проекта «Кит». Но проект был закрыт из-за невозможности обеспечить скрытность выхода подлодки на дистанцию стрельбы прямоходящей торпедой.

Выводы

Реализовав проекты крылатой ракеты «Буревестник» и автономного беспилотного аппарата «Посейдон», Россия получит «оружие возмездия», способное нанести противнику непоправимый урон. Ни «Буревестник», ни «Посейдон» не являются оружием нападения, как заявляют на Западе, это оружие обороны, можно сказать, что даже «оружие последнего шанса». А в первую очередь это оружие сдерживания, знания о котором позволят сдержать воинственные планы некоторых престарелых американских «ястребов» с явными признаками старческого маразма, призывающих к нападению на Россию.

У США, как самого вероятного противника России, аналогичные системы появятся еще не скоро, уверены военные эксперты. В аналогичных разработках они отстали от России на 10-15 лет. Своими заявлениями о прекращении разработок «Буревестника» и «Посейдона» Вашингтон пытается затормозить развитие данного вида вооружений. Кроме того, вероятней всего, США попытаются внести крылатую ракету и подводный беспилотник в новый договор СНВ, если все-таки решатся его подписать.

Новое оружие и баланс сил

Важнейшим аспектом грядущего развертывания системы «Авангард» (а в последующем и его аналогов в других странах) станет оценка влияния на стратегическую стабильность.

В контексте отечественного гиперзвукового проекта, пожалуй, пока можно говорить об эффекте дамоклова меча: «Авангард» останется козырной картой на случай, если США каким-то образом удастся достичь таких качественных и количественных характеристик своей противоракетной обороны, которые были бы достаточными для защиты от «обычных» МБР. В связи с этим в настоящее время слухи о предполагаемых проблемах с получением необходимых материалов не окажут серьезного влияния на «серийное производство» в количестве несколько крылатых блоков в год. Вместе с тем задача подготовки массового производства будет решаться в спокойном, текущем режиме — в том числе и с учетом перспектив использования соответствующих технологий в гражданском секторе промышленности. Соответственно, пока вряд ли можно предположить развертывание, достаточно массовое для того, чтобы представлять угрозу обезглавливающего или обезоруживающего удара.

Компьютерная демонстрация полета планирующего крылатого боевого блока гиперзвукового ракетного комплекса «Авангард»

Более того, весьма правильным представляется четкое указание высшего военно-политического руководства России на исключительно ядерный характер «Авангарда» — тем самым снимается серьезная проблема так называемой неоднозначности (ambiguity). В случае американских и китайских партнеров эта же проблема в последнее время лишь усиливается.

Виды ракет России

Межконтинентальные баллистические ракеты

По типу размещения межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) делят на пускаемые:

  • из шахтных пусковых установок (ШПУ) — РС-18, PC-20;
  • с мобильных пусковых устройств на основе колесного шасси — «Тополь»;
  • с железнодорожных устройств — РТ-23УТТХ «Молодец»;
  • с морского / океанского дна — «Скиф»;
  • с подлодок — «Булава».

Используемые сегодня ШПУ отлично защищают от поражающих факторов ядерного взрыва и довольно хорошо маскируют подготовку к пуску. Прочие способы размещения ракет гарантируют высокую мобильность и, соответственно, труднее обнаруживаются, но ограничивают армию и ВМФ в габаритах и массе МБР.

Крылатые ракеты высокой точности

Пять наигрознейших крылатых ракет отечественного производства:

  1. Семейство «Калибр». Преимущественно ими наносятся удары по живой силе и инфраструктуре боевиков «оппозиции» и откровенных террористов в Сирии. Разработка, стартовавшая в 1980-х годах на основе стратегической ядерной 3М10 и противокорабельной «Альфа», завершена в 1993 году. В НАТО кодифицируются как Sizzler. Дальность удара по морским объектам — до 350 км, по береговым — до 2600;
  2. Стратегическая ракета класса воздух-земля Х-101 (вариация с ядерной боеголовкой — Х-102). Спроектирована в КБ «Радуга» к 2013 году. Тоже применялась в Сирии по вышеуказанным целям. В основном входит в комплект вооружения бомбардировщиков Ту-22 и Ту-160. Точные параметры Х-101 скрыты от публики, но по неофициальным сведениям ее максимальная дальность — около 9 тыс. км;
  3. Противокорабельная П-270 «Москит» (в НАТО кодифицируется как SS-N-22 Sunburn). Создана в 1970-х в СССР. Может топить любые корабли водоизмещением до 20 тыс. тонн. Дальность — до 120 км по маловысотной и 250 км по высотной траектории. Для преодоления системы ПВО (ПРО) делает маневр «змейка»;
  4. Стратегическая авиационная Х-55, класса воздух-земля — для бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160. Движется на дозвуковой скорости, огибая находящийся внизу ландшафт, чем сильно усложняет перехват. Мощность взрыва более чем в 20 раз превосходит показатель пресловутой Little Boy, сброшенной американцами в 1945-м на Хиросиму;
  5. П-700 «Гранит» — противокорабельная ракета большой дальности, для разгрома крупных корабельных и корабельно-авиационных группировок противника. Поражает объекты на дистанции до 550 км. Устройствами П-700 вооружен, среди прочих, тяжелый крейсер-авианосец «Адмирал Кузнецов».

Противокорабельные ракеты

Помимо вышеупомянутых крылатых ПКР, нужно отметить ракету Х-35 вместе с РК «Уран», созданную в 1995 году госкомпанией «Звезда-стрела».

Х-35 способна топить корабли водоизмещением до 5 тыс. т. Благодаря компактным габаритам и небольшой массе используется в качестве вооружения кораблей любого класса, включая корветы и катера, а также вооружения различных летательных аппаратов, включая вертолеты и легкие истребители. Для пусков Х-35 созданы береговые РК «Бал».

Строение Х-35 двухступенчатое, включающее стартовый ускоритель, маршевый двигатель, активную радиолокационную самонаводящуюся систему. Дальность достигает 260 километров. Поражающая часть фугасная, массой 145 кг.

Авиационные ракеты России

Особо грозное достояние российских ВВС — модернизированная вариация Р-37М «Стрела». Эта управляемая ракета типа воздух-воздух является № 1 в мире по дальности.

В НАТО она кодифицируется как AA-13 «Arrow».

Применяется в качестве вооружения:

  • тяжелых истребителей Су-27;
  • сверхманевренных истребителей Су-35;
  • истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ.

Уникальными свойствами Р-37М являются динамическая неустойчивость и высочайшая маневренность. Они и позволяют ей, обойдя все вражеские противоракетные средства, поразить летучую цель, которая приблизилась к истребителю на 300 и менее километров.

По оценкам ряда военных экспертов, Р-37М и аналогичная китайская PL-15 способны с легкостью сбивать американские воздушные топливозаправщики, служащие для обеспечения беспосадочных полетов их стратегических бомбардировщиков, а также самолеты разведки, управления и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Победы в сегодняшних войнах просто невозможны без перечисленных подсобных ЛА, при этом эффективность новейших ракет воздух-воздух России и КНР лишает США преимущества в воздухе.

Суперновое отечественное оружие класса воздух-поверхность — гиперзвуковая ракета Х-47М2 «Кинжал», предназначенная для разрушения наземных и наводных объектов. По информации авторитетных СМИ, РК «Кинжал» является авиационной модификацией семейства «Искандер». Дальность устройства с 500-кг боевой частью определяется свойствами бомбардировщика и составляет от 2 тыс. до 3 тыс. километров.

Новый ужас для вероятного противника: атомолет, летящий на сверхзвуке

По мере успешного освоения атомной энергии в послевоенный период в СССР и США возникли проекты атомолетов — летательных аппаратов (ЛА), оснащенных ядерной силовой установкой (ЯСУ). Прежде всего, потребность в подобной технике испытывала дальняя и разведывательная авиация. На тот момент американские и советские самолеты испытывали немало трудностей при выполнении миссий межконтинентальной дальности. Виной тому был большой расход топлива двигателями.

Атомолет решал бы эту проблему. Такой ЛА мог продолжительное время барражировать над территорией противника или вблизи нее. Кроме того, столь мощный источник энергии, как ядерный реактор, гипотетически позволял самолету не только развивать сверхзвуковую скорость, но и удерживать ее в течение нескольких часов.

Сейчас даже самый мощный в мире стратегический бомбардировщик — российский Ту-160 «Белый лебедь» — способен лететь на сверхзвуковой скорости чуть более 40 минут. И только в режиме форсажа, при котором идет повышенный расход топлива. Проблема длительного полета на сверхзвуке в бесфорсажном режиме по-прежнему остается нерешенной.

Летающие лаборатории

В 1950-е годы стимул к созданию атомолета придавали успехи корабелов. Так, 30 сентября 1954 года на вооружение ВМС США была принята первая в мире атомная подводная лодка USS Nautilus, а 1 июля 1958 года в состав ВМФ СССР вошла атомная субмарина «Ленинский комсомол». В декабре 1959 года Советский Союз стал обладателем первого в мире атомного ледокола «Ленин».

ЯСУ позволяла подлодкам и кораблям совершать автономные плавания за тысячи миль от родных берегов и продолжительностью до 60 суток. Это давало огромное стратегическое преимущество, особенно в контексте нехватки в то время эффективных средств доставки ядерного оружия.

Однако разработка атомолета требовала решения массы чрезвычайно сложных технических задач. Основная проблема — необходимость создания компактной и безопасной энергоустановки. В 1960-е годы в СССР и США появились первые экспериментальные ядерные реакторы для космических аппаратов, которые отличались сравнительно небольшими габаритами и массой — около полутонны. Однако эти компактные ЯСУ выделяли недостаточное количество тепловой энергии для того, чтобы использовать их в авиации.

В 1946 году в США стартовал конкурс по созданию самолета с атомным двигателем NEPA (Nuclear Energy for the Propulsion of Aircraft), а в 1950 году Пентагон открыл еще одну программу — ANP (Aircraft Nuclear Propulsion). Испытания проводились на стратегическом бомбардировщике Convair B-36 Peacemaker. Летающая лаборатория на основе этого самолета получила шифр Convair XB-36H.

Ядерный реактор массой около 16 тонн был размещен в задней части бомбового отсека. В целях безопасности он был помещен в 14-тонную свинцовую капсулу, а по всему фюзеляжу были установлены специальные перегородки, чтобы обеспечить максимально возможный уровень защиты экипажа от губительного воздействия радиации.

Читать еще:  Палубный истребитель Shenyang J-15 (Китай)

Однако реактор на самолете не запускался для передачи энергии на двигатели. Ученые, в числе которых были специалисты General Electric и Pratt&Whitney, занимались в основном исследованиями влияния радиации на бортовое оборудование. В итоге они пришли к выводу, что создать атомолет невозможно: из-за отсутствия технологий, способных обеспечить безопасность экипажа и населения в случае его падения.

В Советском Союзе программа по созданию атомолета стартовала в 1955 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 1561-86. К проекту были привлечены коллективы КБ Туполева, ОКБ Мясищева, Опытного завода №2 (Самара) и ОКБ им. Люльки. Отечественная летающая лаборатория была создана на базе стратегического бомбардировщика Ту-95 (Ту-95ЛАЛ).

Компактный ядерный реактор был построен в 1958 году. Для проведения стендовых испытаний его разместили на полигоне в Семипалатинске. Наземные тесты успешно завершились в 1959 году. Одновременно советские инженеры разработали и средства радиационной защиты, создав новые виды материалов. Сборка летающей лаборатории была закончена к началу 1961 года. Реактор разместили в бомбовом отсеке Ту-95ЛАЛ, огородив его свинцовыми плитами.

С мая по август 1961 года летающая лаборатория совершила 34 полета. Испытания продемонстрировали, что отечественные специалисты лучше американских коллег справились с задачей по защите экипажа. Советские материалы оказались более легкими, а пилоты получили возможность управлять элементами защиты.

Но и во время полетов Ту-95ЛАЛ ядерный реактор не использовался как источник тепловой энергии. Этот недостаток планировалось исправить в проекте Ту-119. На этом самолете (также сконструированном на базе Ту-95) наши ученые намеревались включить реактор в систему силовой установки.

Предполагалось, что энергию ЯСУ будут получать два из четырех турбовинтовых двигателей самолета, а остальные два будут работать на керосине. Несмотря на такую замысловатую «гибридную схему», Ту-119 имел все шансы стать первым в мире ЛА, где используется энергия ядерного реактора. В 1970-е годы советские конструкторы рассчитывали создать прототип уже полноценной боевой машины.

Планам, увы, не суждено было сбыться. Правительство закрыло проект Ту-119. Эксперты по-разному объясняют причины такого решения. Часть специалистов полагает, что развитие авиационного атомного двигателя требовало слишком больших расходов без гарантированного положительного результата.

Кроме того, можно встретить точку зрения о том, что проект летающей атомной лаборатории похоронило развитие средств дозаправки самолетов дальней авиации, значительный прогресс в разработке атомных подводных лодок и межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования.

От «Буревестника» — к атомолету

Закрытие проекта Т-119 не означало отсутствие интереса к созданию компактного реактора, энергия которого могла бы питать двигательную установку летательных и космических аппаратов. Об этом в комментарии еженедельнику «Звезда» рассказал военный эксперт Юрий Кнутов:

— В 1960-е годы эксперименты с установкой ядерного реактора проводились также и на базе самолета Ан-22. Конечно, информации о проектах, связанных с ЯСУ, не очень много — в силу ее секретного характера. Однако совершенно очевидно, что работы в области миниатюризации ядерного реактора и улучшению системы безопасности продолжались даже после распада СССР.

По мнению эксперта, об этом красноречиво свидетельствуют как минимум два факта: появление в России технологии создания ядерной энергодвигательной установки (ЯЭДУ) для космических аппаратов и презентация в 2018-м президентом России Владимиром Путиным крылатой ракеты 9М730 «Буревестник» с малогабаритной сверхмощной ядерной установкой.

ЯЭДУ — детище Исследовательского центра им. М.В. Келдыша, Центра космических технологий Московского авиационного института, ОАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королева» и Московского энергетического института. Работы над этим чрезвычайно сложным проектом идут с 2010 года и в настоящее время находятся на завершающей стадии.

Ядерная энергодвигательная установка позволит осуществить давнюю мечту человечества — совершать межпланетные полеты. Космические корабли полетят в несколько раз быстрее, чем сейчас. В октябре 2018 года ученые отчитались о том, что смогли решить ключевую проблему, которая препятствовала созданию ЯЭДУ. Речь идет о принципиально новой системе охлаждения реактора — без использования громоздких труб панельных радиаторов.

В открытой печати приводились слова генерального конструктора Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники им. Н.А. Доллежаля (НИКИЭТ), доктора технических наук Юрия Драгунова о том, что мощность первого образца ядерной ЯЭДУ должна составить 1 МВт, однако в будущем Россия сможет производить и 10-мегаваттные установки.

Справка

Информация о «Буревестнике» впервые прозвучала 1 марта 2018 года в послании президента Федеральному Собранию. Как рассказал Владимир Путин, сверхмощная ядерная установка размещена в корпусе крылатой ракеты воздушного базирования типа Х-101/102. ЯСУ обеспечивает практически неограниченную дальность полета.

«Буревестник» летит на малой высоте, способен маневрировать по непредсказуемой для неприятеля траектории, обходя рубежи перехвата. Пуск этой уникальной ракеты состоялся на Центральном полигоне Минобороны России (Новая Земля) в 2017 году. Как отметил глава государства, во время испытания энергоустановка «вышла на заданную мощность и обеспечила необходимый уровень тяги».

Нет задач невыполнимых

Юрий Кнутов отметил, что в годы холодной войны СССР удалось обогнать США в гонке по созданию компактных ядерных реакторов и средств защиты от радиации. Однако советским инженерам не удалось решить весь комплекс проблем, связанных с безопасностью.

— На мой взгляд, исследовательский пыл в сфере ядерных установок для космоса и авиации был сильно охлажден после падения нашего спутника «Космос-954» на территорию Канады. Это произошло 24 января 1978 года. На борту аппарата находился ядерный реактор. Естественно, что ЧП вызнавало радиоактивное заражение части территории иностранного государства. Это была очень неприятная история для СССР, но с того времени прошло более 40 лет, и технологии шагнули далеко вперед.

Как полагает Юрий Кнутов, российским инженерам под силу решить задачу по созданию атомолета. Однако в нем (как и в нереализованном проекте Ту-119) придется использовать «гибридную схему». ЛА будет подниматься в воздух с использованием традиционного турбореактивного двигателя, а реактор будет запускаться уже на высоте, чтобы минимизировать риск радиационного заражения.

— Самая главная трудность на пути создания атомолета — это сохраняющийся риск его падения. Ведь даже самые совершенные военные и гражданские самолеты периодически падают из-за отказа техники. Но я все же с оптимизмом смотрю на ситуацию с атомолетом. Дело в том, что сейчас в России активно совершенствуются технологии, позволяющие надежно защитить реактор от взрывов и любых механических повреждений. Поэтому вполне возможно, что эра атомолетов — не за горами. Демонстрация в прошлом году сразу нескольких российских прорывных оружейных технологий показала: для наших инженеров неосуществимых задач не существует, — считает Юрий Кнутов.

«СНАРК» И «НАВАХО»

По той же схеме создавались крылатые ракеты большой дальности и в США. Разница лишь в том, что в СССР пропустили этап создания дозвуковой крылатой ракеты с обычным воздушно-реактивным двигателем и сразу перешли к прямоточным двигателям.

Межконтинентальная дозвуковая крылатая ракета с турбореактивным двигателем SM-62 «Снарк» начала разрабатываться в 1947 году фирмой Northrop. Внешне ракета была похожа на реактивный истребитель со стреловидным крылом с углом стреловидности 45 градусов.

Старт ракеты происходил с пусковой установки, имевшей небольшой угол наклона к горизонту. Для взлета использовались два пороховых ускорителя, работавшие в течение 4 секунд. В хвостовой части ракеты размещался маршевый турбореактивный двигатель J-57 фирмы Pratt & Whitney, обеспечивавший дозвуковую скорость полета.

Я называю ракету «Снарком», но первоначально, в 1947–1951 годах, ее именовали SSM-A-3, с 1951 по 1955 год – В-62, а далее – SM-62.

Обратим внимание на бомбардировочный индекс В-62: в те времена ракеты называли «беспилотным бомбардировщиком». Кстати, в СССР до 30 октября 1959 года крылатые ракеты именовались самолетами-снарядами.

По проекту «Снарк» должен был лететь на высоте до 15,3 км и на дальность до 10,2 тыс. км. Ядерная боевая часть W39 имела мощность 3,3 Мт.

«Снарк» летал почти с той же скоростью, что и современный ему стратегический бомбардировщик В-52. При необходимости он мог совершить до восьми поворотов (противозенитных маневров), но все их надо было заложить в систему бортового управления до старта. При необходимости SM-62 можно было вернуть и даже посадить на брюхо на идеально ровной взлетно-посадочной полосе (ВПП). Но в отличие от В-52 ракета не могла маневрировать, ставить активные и пассивные помехи радиолокаторам ПВО и использовать кормовую артиллерийскую установку. Зато цена «Снарка» была в 20 раз меньше цены В-52.

При полете с автопилотом на полную дальность круговое вероятное отклонение (КВО) «Снарка» составляло около 20 км, что было неприемлемо даже при наличии термоядерного заряда. Поэтому, как и советские ракеты, «Снарк» был оснащен системой астрокоррекции, которая теоретически должна была обеспечивать КВО 2,4 км. Однако на испытаниях лучшее КВО составило 7,5 км.

Летные испытания «Снарка» велись с 1951 по 1961 год. А в январе 1958 года 702-е авиационное крыло, имевшее на вооружении 36 ракет «Снарк», было введено в состав ВВС США. Фактически же на боевом дежурстве «Снарк» состоял первые восемь месяцев 1961 года.

Читать еще:  Экспериментальный самолёт Boeing Bird of Prey (США)

В июне 1961 года президент Кеннеди приказал снять с вооружения SM-62, назвав комплекс «анахронизмом».

Параллельно со «Снарком» создавалась и крылатая ракета с ПВРД, который на высоте 18–25 км мог развивать скорость, в три раза превышающую звуковую. Но прямоточный двигатель мог работать только при большой скорости полета, поэтому крылатой ракете нужна была разгонная ступень. Таким образом, крылатая ракета с ПВРД представляет баллистическую ракету с жидкостно-реактивным двигателем в качестве первой ступени и крылатую ракету в качестве второй ступени. К такой схеме стратегической крылатой ракеты почти одновременно пришли конструкторы США и СССР.

В 1947 году фирма North American Aviation (впоследствии Rockwell International, а затем – в составе Boeing) начала разработку двухступенчатой крылатой ракеты «Навахо». Первая, разгонная ступень ее имела ЖРД на базе двигателя ракеты «Фау-2», который работал на жидком кислороде и этиловом спирте и развивал тягу в 34 тонны. Вторая ступень имела ПВРД, развивавший маршевую скорость порядка 1300 км/ч. Дальность полета крылатой ракеты должна была составлять 805 км.

Впоследствии проект «Навахо» был пересмотрен, и фирма Rocketdyne в 1955 году начала разработку нового ускорителя с ЖРД на керосине и жидком кислороде тягой 61,3 т.

Запуск ракеты «Навахо» (SM-64А) производился вертикально со специальной пусковой установки (ПУ) на мысе Канаверал в штате Флорида. Внешне ПУ была очень похожа на ПУ баллистических ракет средней и большой дальности.

Первый пуск «Навахо» состоялся 6 ноября 1956 года, а последний, 10-й, – 28 ноября 1958 года. Достигнута максимальная дальность 1999 км.

Решением Министерства обороны США от 11 июля 1957 года разработка проекта «Навахо» была приостановлена, однако программа летных испытаний продолжена для получения «необходимых данных о характеристиках крылатых аппаратов при полете на больших скоростях».

«Летающие Чернобыли»: российские воздушный и подводный комплексы с ядерным двигателем

Немного истории

Идея использования ядерного двигателя в авиации и ракетостроении появилась еще в 50-е года прошлого века, вскоре после появления первых атомных реакторов. Конечно, технологии того времени не позволяли создать компактный ядерный реактор и двигатель на его основе, но и в СССР и в США изучалась возможность создания разных типов атомных двигателей. Конечно же изыскания велись независимо друг от друга.

Оставим в стороне разработки США и обратимся к истории создания атомных двигателей в СССР. В Советском Союзе работы в данной сфере вело ОКБ-670 под руководством Михаила Бондарюка. Советские специалисты создавали ядерный прямоточный воздушно-реактивный двигатель, предназначавшийся для модификации межконтинентальной крылатой ракеты «Буря» («изделие 375»), стартовый вес которой достигал 95 т, дальность должна была составить 8 тыс. км. Однако в 1960 году проект «Буря» после смерти Лавочкина был закрыт, а создание ядерного двигателя так и осталось на этапе предэскизного проектирования.

Далее КБ Бондарюка занималось созданием ядерных двигателей для космических и баллистических ракет, но ни один проект не дошел до стадии испытаний. После смерти Бондарюка работы по данному направлению были фактически прекращены до 1978 года, когда было образовано новое КБ, в котором собрали бывших специалистов, занимавшихся ранее прямоточными воздушно-реактивными двигателями. Данное КБ вновь занялось созданием ядерного двигателя для новой крылатой ракеты, но до испытаний опять дело не дошло. КБ под разными названиями просуществовало до 2004 года, после чего было закрыто.

Также в СССР проводились работы по созданию самолета на атомном двигателе. Согласно постановлению Совета Министров СССР № 1561-868 от 12 августа 1955 года, задание на проектирование «атомного» самолета получили КБ Мясищева, Туполева и Лавочкина, а на создание ядерного авиационного двигателя — КБ Люльки, Кузнецова и все того же Бондарюка. Наиболее перспективным был признан проект КБ А. Люльки, которое предложило два варианта ядерного двигателя: «соосной» схемы и схемы «коромысло». Однако работы в скором времени были прекращены по причине отсутствия решения по «безопасной эксплуатации и защиты экипажа, населения и местности в случае вынужденной посадки самолета с ядерным двигателем».

«Буревестник» и «Посейдон»

В середине лета 2018 года российское Минобороны сообщило о подготовке летных испытаний опытных образцов усовершенствованной крылатой ракеты «Буревестник» с ядерной силовой установкой. В военном ведомстве указали, что это малозаметная крылатая ракета с практически неограниченной дальностью, несущая ядерную боевую часть.

Впервые о существовании ракеты с ядерной двигательной установкой заявил президент России Владимир Путин 1 марта 2018 года в своем послании Федеральному собранию.

Что мы знаем о новой российской разработке? Да практически ничего, не считая бесчисленных слухов и предположений. Достоверно известно, что ракету начали разрабатывать еще в начале 2000-х годов после выхода США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года и до 2018 года работы шли в закрытом режиме. Также известно, что ракета «Буревестник» является дозвуковой межконтинентальной крылатой ракетой неограниченной дальности с ядерной энергетической установкой. Название «Буревестник» ракета получила в марте 2018 года в ходе открытого голосования на сайте Минобороны.

«Буревестник» является крылатой ракетой наземного базирования с новой энергоустановкой. Вероятней всего, она представляет собой версию воздушно-реактивного двигателя на основе компактного ядерного реактора достаточной мощности. Официальных данных по энергоустановке нет, как нет и характеристик новой ракеты.

В настоящее время «Буревестник» находится на этапе испытаний, точно известно об успешных испытаниях двигательной установки, об этом писали российские и зарубежные СМИ в январе 2019 года. Принятие ракеты на вооружение планируется через несколько лет, точные сроки не называются.

Автономный беспилотный подводный аппарат 2М39 «Посейдон» с ядерной энергоустановкой также можно позиционировать как ответ России на выход США из договора по ПРО. Программа создания предполагает создание многоцелевого автономного аппарата, способного нести разнообразную полезную нагрузку – в т.ч. термоядерный боезаряд большой мощности.

Точных данных о «Посейдоне» Минобороны не рассекречивает, однако с момента официального объявления о его разработке военное ведомство неоднократно подтверждало в СМИ его основные ТТХ: глубина погружения до 1 км, максимальная скорость — около 200 км/ч, практически неограниченную дальность хода. Диаметр аппарата — 1,8 метра, длина — около 20 м. Носителем «Посейдонов» станут специальные подводные лодки — АПЛ «Хабаровск» проекта 09851 и многоцелевая атомная подводная лодка «Белгород» проекта 949А «Антей», прошедшая модернизацию по проекту 09852.

Ранее сообщалось о планах Минобороны принять на вооружение до 32 подводных необитаемых аппаратов «Посейдон», в перспективе построив под них четыре подводных носителя. По планам военного ведомства по две субмарины с беспилотниками должны разместиться на Северном и Тихоокеанском флотах.

На сегодняшний день «Посейдон» как и «Буревестник» находится на этапе испытаний. Сроки принятия на вооружение пока не сообщаются.

Некоторые эксперты высказывают предположение, что «Посейдон» является дальнейшей разработкой проекта 50-х годов 20 века советской сверхбольшой торпеды Т-15 с термоядерным зарядом мощностью 100 Мт, электрическим и газогенераторным вариантами силовой установки с дальностью хода соответственно 30 и 50 км. Торпеду планировалось использовать для удара по крупным объектам на океанском побережье США. В качестве носителя была выбрана первая советская атомная подводная лодка проекта «Кит». Но проект был закрыт из-за невозможности обеспечить скрытность выхода подлодки на дистанцию стрельбы прямоходящей торпедой.

Выводы

Реализовав проекты крылатой ракеты «Буревестник» и автономного беспилотного аппарата «Посейдон», Россия получит «оружие возмездия», способное нанести противнику непоправимый урон. Ни «Буревестник», ни «Посейдон» не являются оружием нападения, как заявляют на Западе, это оружие обороны, можно сказать, что даже «оружие последнего шанса». А в первую очередь это оружие сдерживания, знания о котором позволят сдержать воинственные планы некоторых престарелых американских «ястребов» с явными признаками старческого маразма, призывающих к нападению на Россию.

У США, как самого вероятного противника России, аналогичные системы появятся еще не скоро, уверены военные эксперты. В аналогичных разработках они отстали от России на 10-15 лет. Своими заявлениями о прекращении разработок «Буревестника» и «Посейдона» Вашингтон пытается затормозить развитие данного вида вооружений. Кроме того, вероятней всего, США попытаются внести крылатую ракету и подводный беспилотник в новый договор СНВ, если все-таки решатся его подписать.

Гиперзвуковая Россия

Россия определенно в лидерах гиперзвуковой гонки, и «Авангард» — не единственная новинка: армия и флот продолжат оснащаться «новейшими системами, в том числе и гиперзвуковым оружием». Хотя по условно-абсолютному технологическому уровню, возможно, наш комплекс и уступает американским проектам, с учетом начала опытно-боевого дежурства первого полка РВСН, а также «предметного» обучения будущих операторов этого вооружения российские Вооруженные силы, да и разработчики с производителями получат уникальный опыт. Одно дело — разработка и испытания, а вот повседневная эксплуатация — совсем другая история: зачастую именно на этом этапе проявляют себя самые различные «детские болезни», которые можно упустить в ходе НИОКР.

Компьютерная демонстрация полета планирующего крылатого боевого блока гиперзвукового ракетного комплекса «Авангард»

Кроме того, постепенное появление «Авангарда» и его условных аналогов на вооружении позволит (в случае наличия доброй воли) своевременно сформировать правила игры на «гиперзвуковом» поле, что выгодно отличает его от ситуации с появлением ядерного оружия и иных передовых технологий вооруженной борьбы. В качестве первого шага было бы очень «стабилизирующим», если бы и Россия (в большем относительно нынешнего объеме), и остальные страны представили свои соображения на предмет роли и места гиперзвуковых глайдеров в своих военных доктринах.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: