12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Grumman A-6 Intruder

Grumman A-6 Intruder

США Страна разработки
Grumman Разработчик
Лерой Грумман Главный конструктор
19 апреля 1960 года г. Первый полет
Grumman Производитель
693 шт. Выпущено всего
1963 год г. Принятие на вооружение
1963-1997 гг. Годы эксплуатации
ВМС США
Корпус морской пехоты США
Основные эксплуатанты
16,64 / 16,15 / 4,93 м. Длина / Размах крыла / Высота
49,1 м 2 Площадь крыла
11625 / / 20166 кг. Масса (пустого/норм./макс.)
ТРД Pratt & Whitney J52-P-8A Тип
2 шт. Количество
2 × 41,37 кН (4218 кгс) кгс Максимальная тяга
Скорость полета
1043 км/ч . . . максимальная (на высоте)
776 км/ч . . . крейсерская
3482 км. Дальность полёта (макс.)
1432 км. Боевой радиус действия
2 Количество человек
  • ракеты «воздух-воздух»: AIM-9;
  • ракеты «воздух-земля»: AGM-45, AGM-65, AGM-84, AGM-88, AGM-123;
  • блоки с 70 мм или/и 127 мм ракетами.
  • ядерные бомбы: B61;
  • фугасные бомбы: 28 × Мк.81 или Мк.82, 13 × Мк.83, 5 × Мк.84, 20 × M-117;
  • управляемые бомбы: AGM-62, GBU-10, GBU-12, GBU-16;
  • кассетные бомбы: 28 × CBU-78 или Mk.20;
  • зажигательные бомбы: Mk.77 (с напалмом);
  • мины.

Треугольное чудо

Внешность этого самолёта не спутать ни с каким другим. А-12 получился просто равнобедренным треугольником. Всё лишнее было убрано, вертикальное хвостовое оперение отсутствовало совсем, сопла прятались в специальные ниши и экранировались, а в отделке фюзеляжа планировалось использовать максимум композиционных материалов.

Фото: © Wikimedia Commons

Всё вооружение по плану находилось во внутренних отсеках. Основным оружием самолёта должны были стать две ракеты класса «воздух — воздух» AMRAAM AIM-120, две — класса «воздух — земля» AGM-88 HARM, а также целый комплекс неуправляемых ракет и корректируемых бомб. Всего А-12 должен был брать на борт до 2300 килограммов смертоносного груза.

Разгонять «мстителя» до дозвуковой скорости в 930 километров в час должны были два реактивных двигателя F412-GE-D5F2 со специальной форсажной камерой. Предполагалось, что топлива хватит на 1500 километров полёта, что сделает новинку прекрасным невидимым борцом американского флота.

С электроникой у новинки тоже всё было в порядке. Радар с фазированной решёткой Westinghouse AN/APQ-183 и продвинутым комплексом радиоэлектронного оборудования позволял использовать А-12 и как самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), и как самолёт радиоэлектронной борьбы. Предполагалось, что штурмовик будет иметь в два раза лучшие показатели надёжности, чем существующие самолёты, и требовать в два раза меньше человеко-часов на обслуживание.

F-19 от Microprose

Каждый труъ олдфаг свято помнит легендарный клюквенный 3D симулятор F-19 Stealth Fighter, в этой стране устанавливаемый в качестве обязательного ПО. Создан он был еще в лохматом 1988 году. Разработчик — Сид Мейер [2] . С помощью незабываемого радара ПВО в Триполи, на него как бы намекает нам Пелевин в своём «Принце Госплана». Разработчики из Microprose уверяют, что к ним приходили вояки из Пентагона и пугали анальными карами за разглашение военной тайны. В результате, более трушную версию игры власти скрывают!

Этот эпичный симулятор обладал рядом уникальных особенностей.

  • В первую очередь он летал на XT с CGA (4 цвета) и монохромной графикой (для нищебродов) и в то же время был 3D, без всяких там спрайтов.
  • В начале игры будущему пилоту предлагалось пройти тест на знание видов сверху различных самолётов (условно своих и условного врага). После успешного прохождения неофит обретал статус лейтенанта и выбирал задание, по выполнении которого иногда удавалось получить медали или повышения, а после провала зачастую доставался RIP и Purple Heart, еще можно было попасть в газету «Правда», в случае удачного катапультирования.
  • Ручки управления виртуальным летательным агрегатом располагались по всей клавиатуре, и для нормального руления их все надо было запомнить.
  • В отличие от более современных мочилок (и даже крайне близкого родственника «F-15») там был вполне православно реализован не только режим «килл зем олл», но и то, что впоследствии превратилось в stealth-shooters. Можно было летать в режиме «холодной войны», когда просто таки нельзя мочить все что движется, а только и исключительно тех, кто уже тебя атаковал, и игра превращалась в первосортное задротство на предмет полетов пузом по кустам и выбора правильного маршрута по просторам утыканного радарами Кольского полуострова. Да и в режиме полной войны особо помочить не удавалось — стоило поднять даже самую незначительную бучу, как враги тут же начинали переть как на буфет, а количество подарков для них, топлива и даже патронов в пушке было сильно ограничено.
  • Что важно, невидимость у самолета была зело относительна. И если импульсных радаров SA-2 (С-75) и SA-5 (С-200) можно было не особо бояться, то допплеровские SA-10 и SA-12 (вариации С-300) заставляли срать кирпичами (особенно в Европе и Нордкапе). Баттхёрту добавляло и то, что дальность и скорость их ракет была о-го-го, не то что убогий Маверик на 30 км. С самолётами дела были получше, хотя и тут IL-76 Mainstay (А-50, IRL вообще-то ракеты не таскающий) был воплощением ада, страшного суда и погибели, ибо ракеты у него били вдвое дальше твоих AMRAAM (64 километра против 32). К тому же невидимость паршиво влияет на маневренность, и закладывать крутые виражи как МиГ или Сушка не получится — можно свалиться в штопор, и конец будет немного предсказуемым.
  • Кстати, на самом низком уровне сложности можно было просто ездить по земле и выполнять миссии вообще не напрягаясь (единственные миссии, для которых надо было взлетать — те, где нужно что-то сфотографировать).
Читать еще:  Опытная снайперская винтовка Константинова (СССР)

Программа ATA

Военно-морской флот США начал программу Advanced Tactical Aircraft (ATA) в 1983 году. Программа заключалась в разработке и внедрении замены для A-6 Intruder к 1994 году. В программе будет активно использоваться технология Stealth, разработанная для ВВС США. . Контракты на концептуальный дизайн были присуждены отраслевым командам McDonnell Douglas / General Dynamics и Northrop / Grumman / Vought в ноябре 1984 года. Команды получили контракты на дальнейшую разработку концепции в 1986 году.

Команда McDonnell Douglas / General Dynamics была выбрана победителем 13 января 1988 г .; Команда-соперник во главе с Грумманом неожиданно не смогла подать окончательную ставку. Команда McDonnell Douglas / General Dynamics получила контракт на разработку, и самолет ATA получил обозначение A-12 . Первый полет был первоначально запланирован на декабрь 1990 года A-12 был назван Avenger II в честь в Второй мировой войне -era ВМС торпедоносца Grumman TBF Avenger .

Первоначально ВМФ стремился купить 620 самолетов А-12, а морские пехотинцы — 238. Кроме того, ВВС вкратце рассматривали возможность заказа около 400 самолетов А-12. А-12 продвигался как возможная замена для ВВС General Dynamics F-111 Aardvark и британских истребителей-бомбардировщиков Panavia Tornado . Аппарат имел конструкцию летающего крыла в форме равнобедренного треугольника , кабина которого располагалась вблизи вершины треугольника. A-12 получил прозвище «Летающий Дорито ».

Самолет должен был оснащаться двумя турбовентиляторными двигателями General Electric F412-D5F2 , каждый из которых создавал тягу около 13000 фунтов силы (58 кН ). Он был разработан для внутренней установки высокоточного управляемого оружия , до двух ракет AIM-120 AMRAAM класса » воздух-воздух», двух ракет класса » воздух-земля» AGM-88 HARM и комплекса боеприпасов класса «воздух-земля», в том числе неуправляемых или высокоточных. -управляемые бомбы, могли нести во внутреннем отсеке вооружения. Утверждалось, что А-12 должен был быть способен доставлять ядерное оружие, хранящееся во внутреннем отсеке для оружия. А-12 должен был иметь боевую нагрузку 5 160 фунтов (2300 кг).

Читать еще:  Автоматическая винтовка Gilboa Snake (Израиль)

Начиная с начала 1990 года McDonnell Douglas и General Dynamics выявили задержки и прогнозируемое увеличение затрат. Из-за сложностей с композитными материалами вес самолета увеличился на 30% по сравнению с проектной. Это было нежелательно для самолета, который должен был эффективно и эффективно работать с авианосца. Технические трудности, связанные со сложностью используемой радиолокационной системы, также привели к увеличению затрат; по некоторым оценкам, А-12 должен был потреблять до 70% бюджета ВМФ на самолеты. После задержек критическая проверка конструкции была успешно завершена в октябре 1990 года, а первый полет был перенесен на начало 1992 года. В декабре 1990 года планировалось оснастить 14 авианосцев ВМФ крылом по 20 А-12 каждый.

В правительственном отчете, опубликованном в ноябре 1990 года, задокументированы серьезные проблемы с программой разработки A-12. В декабре 1990 года министр обороны Дик Чейни сказал военно-морскому флоту обосновать программу и изложить причины, по которым ее не следует отменять. Ответ, данный ВМС и подрядчиками, не убедил министра обороны, поскольку он отменил программу в следующем месяце, 7 января 1991 года, из-за нарушения контракта.

Правительство посчитало, что подрядчики не могут завершить программу, и поручило им выплатить большую часть из 2 миллиардов долларов, которые были потрачены на разработку A-12. McDonnell Douglas и General Dynamics оспорили это в Федеральном суде по рассмотрению жалоб . Причины и причины отмены были обсуждены и остаются предметом разногласий, с предположениями о политической целесообразности и интриге, которые стоят за действиями.

Последствия

После отмены A-12 ВМС решили приобрести F / A-18E / F Super Hornet , который заменил A-6 Intruder и F-14 Tomcat . Super Hornet использует турбовентиляторный двигатель General Electric F414 , который представляет собой модифицированный вариант модернизированной версии F404, разработанной для A-12. Полноразмерный макет A-12 был представлен публике на Объединенной резервной базе ВМС в Форт-Уэрте в июне 1996 года. Отмена A-12 рассматривается как одна из главных потерь 1990-х годов, которая ослабила Макдоннелл Дуглас и привело к его слиянию с конкурирующим Boeing в 1997 году. После нескольких лет хранения на предприятии Lockheed Martin Aeronautics (ранее General Dynamics) в Форт-Уэрте, штат Техас, макет был доставлен в парк Veterans Memorial Air Park, прилегающий к аэропорту Мичем на севере Форт-Уэрта. в июне 2013 года (позже парк был переименован в Музей авиации Форт-Уэрта ).

То, как программа была отменена, привело к многолетним тяжбам между подрядчиками и Министерством обороны по поводу нарушения контракта. 1 июня 2009 года Апелляционный суд Федерального округа США постановил, что ВМС США были оправданы в расторжении контракта. Постановление также требовало, чтобы два подрядчика выплатили правительству США 1,35 млрд долларов США плюс проценты в размере 1,45 млрд долларов США. Boeing , которая объединилась с McDonnell Douglas, и General Dynamics пообещали обжаловать это решение. В сентябре 2010 года Верховный суд США заявил, что он заслушает аргументы двух компаний о том, что правительство отменило проект ненадлежащим образом и что использование США иска о государственной тайне помешало им обеспечить эффективную защиту. В мае 2011 года Верховный суд отменил решение Апелляционного суда и вернул дело в федеральный окружной суд. В январе 2014 года дело было урегулировано: Boeing и General Dynamics согласились выплатить ВМС США по 200 миллионов долларов каждая.

Lockheed Martin F-35 Lightning II , несущей способный боец с участием стелс технологии и ориентированы на операции штурмовиков, фактически является преемником A-12 как в роли и промышленного происхождения.

Читать еще:  Автомат ТКБ-517 (СССР)

Война в Корее показала, что штурмовик Douglas A-1 Skyraider, требует замены в составе ВМС США, более современным самолётом, которой имел бы возможность эффективнее действовать в непростых климатических условиях, а также в темное время суток. Поэтому в феврале 1957 года, был разработан комплекс требований к новому самолету. Проект предусматривал, кроме всепогодности, также скорость около 1000 км/ч, боевой радиус 560 км, укороченные взлет, посадку и два человека в экипаже. Требования были отправлены восьми фирмам: «Bell», «Boeing», «Douglas», «Grumman», «Lockheed», «Martin» и «North American». Всего же на конкурс было предложено 12 проектов. По итогам которого в декабре 1957 года, признан победителем проект G-128 фирмы Grumman. Возможно большой опыт в разработке фирмой палубной авиации и явился причиной успеха.

Первый полет прототипа, получившего название A2F-1, совершен 19 апреля 1960 года. Для испытаний было построено 8 опытных экземпляров, на которых установили поворотные сопла двигателей для того чтобы обеспечить требуемые взлетные характеристики, но позднее, такого решения отказались, так как механизации крыла было достаточно. Приёмо-сдаточные испытания проводились в октябре 1962 года, а предсерийные самолеты испытывали в полярных условиях в Гренландии. Первые два серийных самолёта, получившие название A-6 Intruder, поступили на вооружение эскадрильи VA-42 в феврале 1963 года.

Неутешительные выводы

Тяжба в итоге длилась почти двадцать три года, и лишь в 2014 году Boeing, уже успевшая поглотить и McDonnell Douglas, и General Dynamics, выплатила флоту 200 миллионов долларов за каждого из подрядчиков.

Нельзя сказать, что по контракту не было сделано совсем ничего. Двигатель F412-GE-D5F2 был практически готов и впоследствии лёг в основу других разработок. Фазированная антенна тоже была практически готова, и эти наработки не прошли впустую. McDonnell Douglas не смог оправиться от последствий невыполнения этого контракта и был поглощён Boeing.

Деревянный макет А-12 Avenger был рассекречен и показан широкой публике только в 1996 году. Сейчас он является экспонатом в американском музее авиации в Fort Worth. Незаконченный первый прототип остался пылиться на складах флота.

Стелсосрач

Как и многие другие действующие или нет вундервафли, концепция стелся вызывает множественные дискуссии: взлетит или нет? Поскольку, слава Б-гу, третьей мировой или чего-то подобного пока не случилось, и соответственно самолеты стелс никогда не использовались против комплексной системы ПВО (то есть работающих в режиме взаимодополнения и дублирования разнесенных систем обнаружения, целеуказания и пуска), вопрос, насколько в реальных условиях теория оправдает себя, остается открытым.

С одной стороны — апологеты технического прогресса, демократии, а по совместительству невозбранных бомбежек стран третьего мира, не согласных с демократией. Здесь кичатся мощной статистикой «вылеты к боевым потерям» и опускают технически несовершенную технику (то есть все, сделанное до 2000 года и стоящее менее ярда баксов).

С другой — люди простые и державные, свято верящие в достаточность систем вроде с-125 1950-мохнатого года для решения всех современных боевых задач. Эти люди, как правило, с упоением цитируют оригинальный анекдот про американскую ручку для невесомости и наш космический карандаш и гордятся Россией.

Алсо в 200N-ом году меж США и Украиной разразился нехилый срач, ввиду того что Украина поставляла в одну недемократичную ближневосточную страну системы «Кольчуга», которые эти самые стелсы прекрасно и без напряга обнаруживает.

Впрочем, чего это мы рассказываем. Обе стороны наверняка не преминут сами донести свое мнение в обсуждении статьи (и попробуйте только срать в рефах, гниды мразотные!)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: