5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект ракетного комплекса «Golden Arrow» (США)

Проект ракетного комплекса «Golden Arrow» (США)

«Хец» — израильский противоракетный комплекс, созданный в сотрудничестве с Агентством по противоракетной обороне США и при участии американских компаний в рамках проекта по созданию израильской многослойной системы противоракетной обороны театра военных действий (ПРО ТВД)

    Место Страны / Ближний Восток / Израиль

Это первый принятый на вооружение комплекс ПРО, специально разработанный для перехвата и уничтожения баллистических ракет.

Работа над проектом началась в 1986 г. с подписанием меморандума о взаимопонимании, на основании которого США приступили к его финансированию в рамках Стратегической оборонной инициативы (СОИ).

В 1988 г. израильская государственная компания Israel Aircraft Industries получила заказ на создание прототипа ракеты, предназначенной для поражения тактических и оперативно-тактических ракет. К 1994 г. такой прототип был создан и успешно прошёл испытания.

Макет ракеты «Arrow 1» в Технионе — Израильском технологическом институте. Gellerj, CC BY-SA 3.0

На следующем этапе израильской IAI был разработан и передан на вооружение армии Израиля комплекс ПРО Arrow Weapon System, способный перехватывать ракеты, запущенные с расстояния до 3000 км и летящие со скоростью до 4,5 км в секунду. Противоракеты «Arrow-2» рассчитаны на поражение ракет противника в стратосфере. Система «Arrow-2» способна обнаруживать и сопровождать до 12 целей одновременно, а также наводить на одну из них до двух противоракет, способных развивать скорость до 2,5 км в секунду.

Комплекс был принят на вооружение армией обороны Израиля под названием «Хец»; первая батарея ракет «Arrow-2» была развёрнута 14 марта 2000 г. на авиабазе Пальмахи́м в районе города Ришон ле-Цион, южнее Тель-Авива.

Вторая батарея противоракет была развёрнута и поставлена на боевое дежурство к октябрю 2002 г. на авиабазе Эйн-Ше́мер в районе города Хадера на севере Израиля. Согласно сообщению Jerusalem Post, в 2007 г. место дислокации второй батареи могло быть изменено в связи с изменением израильской доктрины ПРО и выходом на первый план угрозы ракетных ударов со стороны Ирана и Сирии.

Развёрнутые батареи, находящиеся в непосредственном подчинении командования ПВО Израиля , обеспечивают прикрытие до 85% территории страны.

ОписаниеArrow anti-ballistic missile launch.jpg Photographer’s name not specified, Public Domain

В феврале 2003 г. IAI и «Boeing» подписали соглашение о создании на территории США производства компонентов ракеты «Arrow-2» с целью получить возможность использовать для закупки ракет средства, предоставляемые в рамках американской военной помощи. По этому соглашению американский концерн взял на себя выпуск около 35% компонентов ракеты на своём заводе в Хантсвилле (Алабама), а также координацию производства, осуществляемого другими американскими подрядчиками. IAI отвечает за общую координацию и окончательную сборку ракет в Израиле. Весной 2005 г. армия Израиля получила первую совместно произведённую ракету.

В 2009 г. правительством Израиля и американским Агентством по противоракетной обороне был начат проект создания «Arrow-3». В начале 2012 г. «Boeing» и IAI подписали соглашение о сотрудничестве в этом проекте. В отличие от предыдущих версий противоракет, где использовалась неконтактная боеголовка, в «Arrow-3» будет использоваться боеголовка кинетического поражения. Противоракета будет оснащена ракетным двигателем с отклоняемым вектором тяги. Новая противоракета предназначается для перехвата баллистических ракет с дальностью от 400 до 2000 км, подобных иранским ракетам «Шахаб-3» и «Саджил».

В 2012 г. американо-израильский консорциум Boeing — IAI объявил о намерении поставлять противоракетные комплексы «Arrow-2» и «Arrow-3» на международный рынок — в частности, потенциальными покупателями называются Южная Корея и Индия.

История создания

Израиль приступил к разработке системы противоракетной обороны театра военных действий (ПРО ТВД) в 1986 году. Это было вызвано потенциальной опасностью распространения ракетных технологий в ближневосточном регионе, которая подтвердилась в 1991 г., когда израильские города подверглись обстрелу иракскими ракетами Р-17 («Скад»). Учитывая отсутствие у Израиля необходимых ресурсов, США согласились участвовать в финансировании и совместной разработке израильского комплекса ПРО в рамках программы СОИ. В результате осуществления проекта Израиль получил новую систему оружия, способную защитить от ракетных ударов его военные и гражданские объекты, — а США получили доступ к передовым технологиям противодействия оперативно-тактическому ракетному оружию, которые они смогут использовать в собственных разработках систем ПРО ТВД, — в том числе речь идёт об информации, полученной в результате различного рода испытаний.

Читать еще:  Многоцелевой истребитель SE.5000 Baroudeur (Франция)

Первый испытательный запуск противоракеты был осуществлён 9 августа 1990 г. После серии запусков, в ходе которых была доказана способность ракеты «Arrow-1» перехватывать баллистические ракеты противника, в 1994 г. первый этап работ завершился, и началась разработка и производство более совершенной противоракеты «Arrow-2». 29 ноября 1998 года компания Israel Aerospace Industries передала министерству обороны Израиля первую партию боевых противоракет «Arrow-2». Комплекс был принят на вооружение армией обороны Израиля под названием «Хец»; первая батарея ракет «Arrow-2» была развёрнута 14 марта 2000 г. Точность «Arrow-2» 90% .

Золотые Ворота: как проектировали и строили самый известный в мире мост

Мост Золотые Ворота (The Golden Gate Bridge), соединяющий город Сан-Франциско с округом Марин в Северной Калифорнии, — одно из наиболее известных и любимых архитектурных сооружений в мире. Его изящный силуэт, запечатленный на тысячах картин и фотографий, мелькающий в фильмах, стал таким же узнаваемым символом Сан-Франциско, как Эйфелева башня — символом Парижа, а Кремль — Москвы.

Пролив, через который из вод Тихого океана можно попасть в залив Сан-Франциско, издавна пользовался у мореплавателей дурной славой. Окружающие его крутые скалы, часто окутанные густым туманом, становились причиной многочисленных кораблекрушений в этом районе. Судя по архивным записям, на дне пролива и вокруг него покоятся остатки более чем двухсот кораблей. Свое романтическое имя — Золотые Ворота — пролив получил в середине XIX века от тогдашнего военного губернатора Калифорнии Джона Фримонта , а через пару лет, когда в этом штате началась «золотая лихорадка», название приобрело вполне практическое значение.

Сторонники и противники

Планы по сооружению моста через пролив власти Калифорнии вынашивали давно, намереваясь сделать его частью скоростного шоссе, проходящего с севера на юг штата. Но существовало и немало противников строительства этого моста. Их аргументы были весомы: протянуть мост через пролив шириной более 2 км, глубиной — почти 115 м, с сильными ветрами, высокими закрученными волнами, приливами и отливами, постоянными туманами было весьма рискованной затеей.

Среди сторонников же моста, что вовсе неудивительно, были представители автомобильной промышленности и строительные компании. Их и взял в союзники энергичный инженер Джозеф Страусс , известный своими смелыми идеями. Он, например, одно время предлагал проект 90-километрового железнодорожного моста через Берингов пролив. Правда, та идея не получила воплощения. Но на этот раз Страусс проявил чудеса настойчивости.

Более 10 лет в стране активно велась пропагандистская кампания за строительство моста Золотые Ворота. Наконец проект был одобрен всеми необходимыми инстанциями. Страусса назначили его руководителем, хотя предложенный им вариант моста не имел ничего общего с окончательным.

Как Страус и Эллис не поделили славу

В числе тех, кто принимал активное участие в проектировании будущего знаменитого сооружения, был инженер и математик Чарльз Элтон Эллис . Именно ему принадлежит идея изящной конструкции моста, которая и была воплощена в жизнь, он же производил основные расчеты. Но на заключительном этапе разработки проекта между его руководителями начались разногласия. Пользуясь правом старшего по должности, Страусс уволил Эллиса и постарался умалить значение его участия в проекте.

Читать еще:  Перспективный истребитель HAL AMCA (Индия)

Имя Эллиса даже не значится на памятной доске одной из башен моста среди авторов сооружения, и при жизни он не получил признания. Лишь 50 лет спустя, когда в Библиотеке Конгресса были обнаружены чертежи моста, подписанные рукой Эллиса, стала ясна его истинная роль в проектировании знаменитого моста, и ему наконец воздали должное.

Само строительство началось в январе 1933 года. При всей своей склонности к интригам в целом Страусс оказался отличным организатором и грамотным руководителем грандиозной стройки. Кстати, ему принадлежала новаторская по тем временам мысль протянуть под строящимся мостом защитную сетку, спасшую жизнь десяткам строителей. В условиях продолжающейся в стране Великой депрессии тысячи людей были счастливы в это непростое время получить работу, хотя и крайне тяжелую, в том числе из-за особенностей климата — сильных холодных ветров и тумана.

Особенно опасным был труд монтажников, работавших на большой высоте, и клепальщиков, выполнявших операции с многочисленными заклепками. Их изготавливали там же, на наковальнях, установленных на высоких перекладинах башен моста. На каждой из двух башен было поставлено по 600 тыс. заклепок.

Почему цвет моста не соответствует его названию

Учитывая масштабность проекта и крайне неблагоприятные условия строительства, можно лишь удивляться тому, что мост был выстроен в рекордно короткие сроки — за четыре года и пять месяцев. В день своего торжественного открытия, 27 мая 1937 года, мост был полностью предоставлен пешеходам. Тогда по нему прошли 200 тысяч человек. А уже на следующий день по сигналу из Вашингтона президента США Франклина Делано Рузвельта по новому мосту началось автомобильное движение.

Мост Золотые Ворота по многим показателям намного опередил свое время. В течение 27 лет он был самым длинным висячим мостом в мире. Общая длина его составляет около 2740 м, а длина основного, висячего, пролета — почти 1300 м. Расстояние от проезжей части до поверхности моря в периоды прилива бывает чуть менее 70 м. Высота башен моста — примерно 230 м над водой, что до 1998 года оставалось мировым рекордом для опор висячих мостов. Кстати, остроумная конструкция моста позволила сэкономить на стройматериалах, в результате чего на его постройку было израсходовано на $1,3 млн меньше запланированного.

Цвет моста — отдельная история. Многие, кто видит его впервые, бывают разочарованы: ведь, ориентируясь на название, они ожидали, что мост будет отливать золотом. Между тем цвет его — коричнево-красный. С этим связана следующая история.

Когда процесс строительства подходил к концу, по поводу цвета нового диковинного сооружения разгорелись нешуточные споры, но дальше вариантов серого и черного коллективное воображение не шло. В отсутствие единого мнения решено было для предохранения стали от ржавчины пока покрыть мост грунтовкой. Результат ошеломил спорщиков: сочный терракотовый цвет удивительным образом гармонировал с голубым небом и темными прибрежными скалами, подчеркивал воздушность подвешенной на тросах конструкции и к тому же делал мост хорошо заметным издалека для приближающихся к нему судов. Особенно эффектно смотрелись ажурные башни моста, выполненные в стиле ар-деко. Этот цвет в итоге и был выбран.

Важнейшая транспортная артерия

Современный мост Золотые Ворота — сложный организм, обслуживаемый целой командой разных специалистов, главным образом инженеров, под руководством генерального менеджера. Все важные решения, связанные с функционированием моста и требующие значительных финансовых затрат, принимаются путем голосования Советом директоров. Этот орган избирается из числа уважаемых и компетентных граждан города Сан-Франциско и округа Марин — двух территорий, связанных мостом.

Золотые Ворота — это прежде всего важная транспортная артерия, часть федерального шоссе 101, проходящего вдоль всей Калифорнии и ведущего дальше на север, через штаты Орегон и Вашингтон. В сутки по мосту проезжает более 100 тыс. машин, по пешеходной части бодро шагают многочисленные туристы и местные жители, едут по специальным дорожкам велосипедисты.

Читать еще:  Проект противолодочного самолёта-амфибии 1961 года (СССР)

Автомобильное движение на мосту осуществляется по шести полосам, открытым для машин в ту или иную сторону, в зависимости от времени суток и дня недели. Разделительная полоса сегодня состоит из пластмассовых столбиков, которые автомобиль может задеть и легко сбить. В результате нередки случаи выезда на встречную полосу, причем порой и с тяжелыми последствиями.

Несколько лет Совет директоров и администрация моста добивались осуществления 30-миллионного проекта, предусматривающего установку легко перемещаемого разделительного бетонного барьера высотой 80 см и толщиной 30 см, а также приобретения двух машин для его перемещения в целях регулирования транспортных потоков. И вот наконец проект близок к завершению. Разделительный барьер начнут устанавливать уже в январе 2015 года, в связи с чем мост перекроют для движения на двое суток.

Как покончить со славой «моста самоубийц»

Еще в 1940-е годы, вскоре после открытия моста Золотые Ворота, стало ясно, что среди его мировых рекордов есть один весьма невеселый: по каким-то причинам мост стал излюбленным местом совершения самоубийств. Желающие окончить свою жизнь, прыгнув со знаменитого моста, приезжали в Сан-Франциско со всей страны. Возможно, им хотелось расстаться с жизнью в красивом месте. Не исключено, что кого-то из этих людей привлекала уже создавшаяся слава этого сооружения, который стали называть «мостом самоубийц».

Так или иначе, смертельные прыжки с моста и в наше время совершаются в среднем каждые две недели, а возможно, и чаще, поскольку не всегда тому есть свидетели. Официальную статистику перестали вести в 1995 году, когда число зафиксированных самоубийств дошло до тысячи. Предполагают, что к концу 2014 года количество погибших перевалило за 1700. Высота моста и погодные условия таковы, что даже в случае попытки спасти прыгнувших вниз выживают из них не более 2%. Но и те, получив тяжелейшие травмы при ударе о воду, остаются калеками.

Что же делать? Некоторое количество самоубийств удается предотвратить при помощи «телефонов доверия», установленных на мосту, и дежурств психологов-добровольцев. Но уже не одно десятилетие в Калифорнии обсуждается необходимость принятия радикальных мер по предотвращению этих прыжков. Единственный и действенный способ — установка заградительной сетки под мостом с обеих его сторон. Разумеется, у этого плана есть противники, утверждающие, что самоубийцы все равно найдут способ покончить с собой, а внешний вид красавца-моста будет непоправимо испорчен. И все же общество постепенно пришло к убеждению в необходимости такой меры.

Немалую роль в пропагандистской кампании в пользу сетки сыграла газета San Francisco Chronicle, опубликовавшая серию статей о конкретных историях погибших людей, интервью с их родными и близкими. В июне 2014 года Совет директоров одобрил план установки защитной сетки стоимостью $76 млн. Частично деньги на его воплощение поступят из федерального бюджета, остальное выделит штат Калифорния и различные местные организации. Проект планируется завершить к 2018 году.

Землетрясения станут не страшны

Третьим, самым масштабным современным проектом совершенствования моста Золотые Ворота стал план по укреплению всех его составляющих с целью противостояния возможному будущему землетрясению. Область залива Сан-Франциско относится к числу сейсмически опасных зон. Последнее землетрясение мощностью 7,1 балла случилось здесь в октябре 1989 года, и, по прогнозам ученых, вероятность повторения подобного в ближайшие 15 лет равна 62%. Неудивительно, что жители этого района всерьез задумались о безопасности моста.

Работы по его антисейсмическому укреплению уже идут и будут продолжаться еще четыре года. Их общая стоимость, согласно бюджету, составит почти $400 млн, но зато обезопасит грандиозное сооружение от последствий даже самого мощного природного катаклизма и обеспечит мосту, готовящемуся к своему 75-летию, дальнейшую долгую и активную жизнь.

Ирина ТОЛСТИКОВА,
соб. корр. «Строительство.RU» в США

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: