High Virgo
Содержание
High Virgo
High Virgo | |
![]() ракета под фюзеляжем самолёта-носителя | |
Тип | противоспутниковая ракета |
---|---|
Страна | США ![]() |
История службы | |
Годы эксплуатации | на вооружение не поступала |
Принят на вооружение | 1958 |
На вооружении | ![]() |
История производства | |
Разработан | 1958 |
Производитель | Lockheed (ракета), Convair (СУРВ), Thiokol (РДТТ), Autonetics (ИНС) [1] |
Всего выпущено | 4 |
High Virgo на Викискладе |
High Virgo ( [haɪ ˈvɝːɡoʊ] аутентич. произн. «Хай-вёгоу», [К 1] в пер. «Дева в зените» [К 2] ) — американская баллистическая ракета воздушного базирования [К 3] из «звёздной» серии» (под размещение на внешней подвеске переоборудованного стратегического ракетоносца B-58A Hustler). Предназначалась для уничтожения советских спутников на низкой околоземной орбите. Была разработана корпорацией «Локхид» в Пало-Альто по заказу ВВС США. Разработкой подфюзеляжного пускового устройства, бортовой системы управления вооружением и интеграцией ракеты занималась компания-изготовитель оригинальных самолётов-носителей «Конвэр» в Сан-Диего (подразделение корпорации «Дженерал дайнемикс») [2] [3] . Обе компании, получившие совместный контракт на разработку ракеты и сопряжённого оборудования, базировались в Калифорнии [3] . Ракета с пусковым устройством и системой наведения, интегрированной в бортовую систему управления вооружением, вместе с самолётом-носителем представляли собой комплекс, которому был присвоен общевойсковой индекс WS-199C [3] .
Толчком для разработки оружия такого типа стал запуск Советским Союзом в 1957 году первого искусственного спутника Земли. Американское военно-политическое руководство оценило потенциальное военное значение спутников и решило заблаговременно принять меры к борьбе с советскими спутниками на орбите. Поскольку пуск проектируемой ракеты осуществлялся с самолёта-носителя (что упрощало решение задачи противоспутниковой борьбы), такая ракета не обязательно должна была быть крылатой, поэтому проектировалась баллистической [4] .
Аванпроект ракетного комплекса воздушного базирования был предложен компаниями «Локхид» и «Конвэр» на рассмотрение командования ВВС США в начале 1958 года, в качестве самолёта-носителя был предложен модифицированный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец В-58A («A» — модификация для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям). Проект ракеты получил наименование «Хай Вирго». Бомбардировщик В-58А «Хастлер» поступил на вооружение ВВС США в конце 1959 года.
Контракт с «Локхид» и «Конвэр» на проведение опытно-конструкторских работ был заключен Департаментом ВВС США в июне 1958 года. По уже имеющейся практике, характерной для американского ракетостроения, с целью сокращения сроков разработки и снижения затрат в конструкции ракеты «Хай Вирго» использовались компоненты других созданных «Локхидом» ракет и реактивных летательных аппаратов (самолёта-мишени «Кингфишер», КРВБ «Хаунд-дог», БРПЛ «Поларис А-1», ОТР «Сержант» и экспериментальной ракеты X-17). [1] [2] Двигательная установка представляла собой модифицированный вариант ДУ ракеты «Сержант», разработанной компанией Thiokol. Инерциальная навигационная система представляла собой уменьшенную в размерах и адаптированную к несколько иным динамическим нагрузкам копию ИНС N5G, исходно разработанную компанией «Автонетикс» (подразделение компании «Норт Америкэн»). Работы велись в условиях строгой секретности, даже разработчики инерциальной навигационной системы ракеты не знали наверняка над чем они работают. Маршалл Макмюррен, занимавшийся адаптированием существующей ИНС под поставленную тактико-техническую задачу, так описывает своё участие в проекте, самого названия которого он тогда не знал: «[Мой] друг, доктор Дэвид Гейпель, попросил меня об услуге — масштабировать навигационную аппаратуру [ракеты] «Хаунд-дог» для бо́льших скоростей и ускорений, не уточняя для каких целей [это потребовалось]. Поскольку в то время мы работали над несколькими «смежными» программами, я ничего не стал спрашивать. Эта масштабированная навигационная аппаратура, судя по всему, была одним из [элементов,] использовавшихся во время испытаний «Хай Вирго». [1]
В рамках программы лётных испытаний было проведено четыре испытательных пуска. Все пуски ракет с самолёта-носителя проводились при полёте на сверхзвуковой скорости. После отцепки с подфюзеляжного узла подвески, ракета отделялась от самолёта, после чего с задержкой в несколько секунд запускался двигатель первой ступени. В связи с опозданием поставки ИНС, первые два пуска были проведены на автопилоте с запрограммированной траекторией полёта [1] . Первый пуск был аварийным. Второй и третий пуск были успешными. Четвёртый и последний пуск был боевым, в качестве мишени предполагалось использовать спутник серии «Эксплорер» (в итоге мишенью был избран «Эксплорер-4») [5] . Поставленная задача по перехвату космической цели не была выполнена. Судить о работе бортовых систем ракеты во время четвёртого пуска не представляется возможным, потому как установить причину произошедшей аварии не удалось ввиду потери связи с ракетой из-за отказа бортовой телеметрической аппаратуры [2] , а обнаружить точку падения головной части ракеты с тринадцатью встроенными фотокамерами и отснятой плёнкой не удалось [6] .
Дата | Полигон | Апогей | Краткое описание полёта | Результат |
---|---|---|---|---|
Проверка аэродинамических качеств и инерциальной навигационной системы ракеты | ||||
5 сентября 1958 | Атлантический ракетный испытательный полигон | 13 км | пуск на автопилоте с запрограммированной траекторией полёта, отказ системы управления через несколько секунд после отцепки | аварийный |
19 декабря 1958 | 76 км | пуск на автопилоте, максимальная дальность полёта составила около 300 км, а скорость полёта составила около М=6 | успешный | |
4 июня 1959 | 51 км | первый пуск на инерциальной навигационной системе с корректируемой траекторией полёта | успешный | |
Отработка потенциала применения ракеты для решения противоспутниковых задач | ||||
22 сентября 1959 | там же | 12 км | пуск с самолёта-носителя, летящего на скорости М=2 (свыше 2470 км/ч), отказ бортовой телеметрической аппаратуры через 30 секунд после отцепки, промах | частично аварийный |
Свёртывание проекта
В связи с обнаруженными недостатками, работы по проекту «Хай Вирго» были прекращены [2] . Тем не менее, полученные наработки и результаты работ по программе «Болд Орион» были использованы при постановке требований тактико-технического задания к новой баллистической ракете воздушного базирования, разрабатываемой по программе «Скайболт» [2] . В Советском Союзе, в свою очередь, начались работы по программе «Истребитель спутников» [9] .
«Воздух-космос»
Противоспутниковые ракеты наземного базирования сталкиваются с серьезной проблемой в виде значительной высоты нахождения цели. Они нуждаются в мощных двигателях, что усложняет их конструкцию. Еще в конце пятидесятых годов, едва ли не сразу после первого запуска искусственного спутника Земли, появилась идея о размещении ракет-перехватчиков на самолете-носителе. Последний должен был поднимать ракету на некоторую высоту и обеспечивать ее первоначальный разгон, что сокращало требования к силовой установке самого оружия.
Первые опыты подобного рода были проведены Соединенными Штатами в конце пятидесятых годов. В тот период шла разработка аэробаллистических ракет стратегического назначения; некоторые образцы такого рода, как оказалось, можно было использовать не только против наземных объектов, но и для борьбы с КА. В рамках летно-конструкторских испытаний ракет Martin WS-199B Bold Orion и Lockheed WS-199C High Virgo были проведены тестовые запуски по целям на орбите. Однако эти проекты не дали желаемых результатов, и были закрыты.
В дальнейшем США несколько раз пытались создавать новые противоспутниковые ракеты воздушного базирования, но не преуспели в этом. Все новые изделия имели те или иные недостатки, не позволявшие ставить их на вооружение. На данный момент, насколько известно, американская армия не имеет подобного оружия, а промышленность не разрабатывает новые проекты.
Уничтожение спутника USA-193 ракетой SM-3.
Самой успешной американской разработкой в области противоспутниковых ракет для самолетов было изделие Vought ASM-135 ASAT, носителем которого являлся доработанный F-15. В сентябре 1985 года состоялся единственный учебно-боевой запуск этой ракеты по орбитальной цели, подтвердивший ее возможности. Истребитель-носитель, совершая вертикальный подъем, сбросил ракету на высоте около 24,4 км. Изделие успешно навелось на назначенную цель при помощи ГСН и поразило ее. Встреча ракеты и цели произошла на высоте 555 км. Несмотря на очевидные успехи и большой потенциал, в 1988 году проект закрыли.
В первой воловине восьмидесятых годов в нашей стране был запущен собственный проект противоспутникового комплекса с ракетой-перехватчиком воздушного базирования. Комплекс 30П6 «Контакт» включал ряд изделий, и главным из них была ракета 79М6. Ее предлагалось использовать вместе с самолетом-носителем типа МиГ-31Д. Согласно разным источникам, ракета «Контакт» могла поражать КА на орбитах высотой не менее 120-150 км. Насколько известно, в исходном виде комплекс 30П6 не был доведен до эксплуатации. В дальнейшем, однако, появился проект, предусматривавший перестройку ракеты-перехватчика 79М6 в ракету-носитель для небольших полезных нагрузок.
В конце сентября в свободном доступе появились новые фотографии самолета МиГ-31 с неизвестным изделием на внешней подвеске. Габариты и форма такой нагрузки стали поводом для появления версии о разработке новой противоспутниковой ракеты воздушного базирования. Впрочем, пока это лишь предположения и какие-либо данные о неизвестном объекте отсутствуют.
Насколько известно, тематика противоспутниковой ракеты для самолетов на том или ином уровне изучалась в разных странах. При этом до реальных изделий и пусков дело дошло только в нашей стране и Соединенных Штатах. Прочие государства не строили и не испытывали такое оружие. Их противоспутниковые программы основываются на иных концепциях.
Возможный облик пусковой установки ракеты «Нудоль». Рисунок Bmpd.livejournal.com
Толчком для разработки оружия такого типа стал запуск Советским Союзом в 1957 году первого искусственного спутника Земли. Американское военно-политическое руководство оценило потенциальное военное значение спутников и решило заблаговременно принять меры к борьбе с советскими спутниками на орбите. Поскольку пуск проектируемой ракеты осуществлялся с самолёта-носителя (что упрощало решение задачи противоспутниковой борьбы), такая ракета не обязательно должна была быть крылатой, поэтому проектировалась баллистической [4] .
Аванпроект ракетного комплекса воздушного базирования был предложен компаниями «Локхид» и «Конвэр» на рассмотрение командования ВВС США в начале 1958 года, в качестве самолёта-носителя был предложен модифицированный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец В-58A («A» — модификация для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям). Проект ракеты получил наименование «Хай Вирго». Бомбардировщик В-58А «Хастлер» поступил на вооружение ВВС США в конце 1959 года.
Контракт с «Локхид» и «Конвэр» на проведение опытно-конструкторских работ был заключен Департаментом ВВС США в июне 1958 года. По уже имеющейся практике, характерной для американского ракетостроения, с целью сокращения сроков разработки и снижения затрат в конструкции ракеты «Хай Вирго» использовались компоненты других созданных «Локхидом» ракет и реактивных летательных аппаратов (самолёта-мишени «Кингфишер», КРВБ «Хаунд-дог», БРПЛ «Поларис А-1», ОТР «Сержант» и экспериментальной ракеты X-17). [1] [2] Двигательная установка представляла собой модифицированный вариант ДУ ракеты «Сержант», разработанной компанией Thiokol. Инерциальная навигационная система представляла собой уменьшенную в размерах и адаптированную к несколько иным динамическим нагрузкам копию ИНС N5G, исходно разработанную компанией «Автонетикс» (подразделение компании «Норт Америкэн»). Работы велись в условиях строгой секретности, даже разработчики инерциальной навигационной системы ракеты не знали наверняка над чем они работают. Маршалл Макмюррен, занимавшийся адаптированием существующей ИНС под поставленную тактико-техническую задачу, так описывает своё участие в проекте, самого названия которого он тогда не знал: «[Мой] друг, доктор Дэвид Гейпель, попросил меня об услуге — масштабировать навигационную аппаратуру [ракеты] «Хаунд-дог» для бо́льших скоростей и ускорений, не уточняя для каких целей [это потребовалось]. Поскольку в то время мы работали над несколькими «смежными» программами, я ничего не стал спрашивать. Эта масштабированная навигационная аппаратура, судя по всему, была одним из [элементов,] использовавшихся во время испытаний «Хай Вирго». [1]
В рамках программы лётных испытаний было проведено четыре испытательных пуска. Все пуски ракет с самолёта-носителя проводились при полёте на сверхзвуковой скорости. После отцепки с подфюзеляжного узла подвески, ракета отделялась от самолёта, после чего с задержкой в несколько секунд запускался двигатель первой ступени. В связи с опозданием поставки ИНС, первые два пуска были проведены на автопилоте с запрограммированной траекторией полёта [1] . Первый пуск был аварийным. Второй и третий пуск были успешными. Четвёртый и последний пуск был боевым, в качестве мишени предполагалось использовать спутник серии «Эксплорер» (в итоге мишенью был избран «Эксплорер-4») [5] . Поставленная задача по перехвату космической цели не была выполнена. Судить о работе бортовых систем ракеты во время четвёртого пуска не представляется возможным, потому как установить причину произошедшей аварии не удалось ввиду потери связи с ракетой из-за отказа бортовой телеметрической аппаратуры [2] , а обнаружить точку падения головной части ракеты с тринадцатью встроенными фотокамерами и отснятой плёнкой не удалось [6] .
Дата | Полигон | Апогей | Краткое описание полёта | Результат |
---|---|---|---|---|
Проверка аэродинамических качеств и инерциальной навигационной системы ракеты | ||||
5 сентября 1958 | Атлантический ракетный испытательный полигон | 13 км | пуск на автопилоте с запрограммированной траекторией полёта, отказ системы управления через несколько секунд после отцепки | аварийный |
19 декабря 1958 | 76 км | пуск на автопилоте, максимальная дальность полёта составила около 300 км, а скорость полёта составила около М=6 | успешный | |
4 июня 1959 | 51 км | первый пуск на инерциальной навигационной системе с корректируемой траекторией полёта | успешный | |
Отработка потенциала применения ракеты для решения противоспутниковых задач | ||||
22 сентября 1959 | там же | 12 км | пуск с самолёта-носителя, летящего на скорости М=2 (свыше 2470 км/ч), отказ бортовой телеметрической аппаратуры через 30 секунд после отцепки, промах | частично аварийный |
Свёртывание проекта
В связи с обнаруженными недостатками, работы по проекту «Хай Вирго» были прекращены [2] . Тем не менее, полученные наработки и результаты работ по программе «Болд Орион» были использованы при постановке требований тактико-технического задания к новой баллистической ракете воздушного базирования, разрабатываемой по программе «Скайболт» [2] . В Советском Союзе, в свою очередь, начались работы по программе «Истребитель спутников» [9] .
Поражение без контакта
В недавнем прошлом стало известно о существовании перспективного проекта противоспутникового оружия, способного осуществлять нейтрализацию цели без прямого контакта с нею. Речь идет о специализированном комплексе радиоэлектронной борьбы, предназначенном для подавления радиоканалов связи и, возможно, поражения бортовой электроники аппарата-цели.
Истребитель МиГ-31 и ракета 79М6. Фото Militaryrussia.ru
Согласно доступным данным, разработка нового российского комплекса РЭБ с шифром «Тирада-2» стартовала еще в 2001 году. В прошлом году сообщалось о проведении государственных испытаний системы «Тирада-2С». В августе текущего года на форуме «Армия-2018» был подписан контракт на поставку серийных изделий «Тирада-2.3». При этом точные данные о составе, архитектуре, задачах и других особенностях комплекса пока не оглашались.
Ранее утверждалось, что комплексы линейки «Тирада» разных модификаций предназначаются для подавления радиоканалов связи, используемых космическими аппаратами. Невозможность обмена данными или передачи сигналов разного рода не позволяет спутнику выполнять свои функции. Таким образом, КА остается на орбите и сохраняет работоспособность, но теряет возможность решения поставленных задач. Вследствие этого противник не может использовать навигацию, связь и другие системы, построенные с использованием спутников.
Системы будущего
Современные армии развитых государств самым активным образом используют космические группировки с аппаратами разного назначения. С помощью спутников осуществляется разведка, связь, навигация и т.д. В обозримом будущем космические аппараты будут оставаться важнейшим элементом обороны, и есть основания считать, что их значение для армий вырастет. Как следствие, вооруженным силам необходимы и средства борьбы с КА противника. Разработка подобных систем ведется с середины прошлого века, и успела дать некоторые результаты в ряде сфер. Впрочем, по причине особой сложности, противоспутниковые системы пока не получили широкого распространения.
И все же необходимость противоспутникового оружия является очевидной. Несмотря на всю сложность подобных систем, ведущие страны продолжают их разработку, а наиболее удачные образцы даже поступают на вооружение. Современное противоспутниковое оружие, в целом, справляется с поставленными задачами, хотя и имеет ограниченный потенциал по высоте и точности. Но дальнейшее его развитие должно привести к появлению новых образцов с особыми характеристиками и возможностями. Какие варианты противоспутникового оружия получат развитие в ближайшем будущем и дойдут до эксплуатации – покажет время.
Толчком для разработки оружия такого типа стал запуск Советским Союзом в 1957 году первого искусственного спутника Земли. Американское военно-политическое руководство оценило потенциальное военное значение спутников и решило заблаговременно принять меры к борьбе с советскими спутниками на орбите. Поскольку пуск проектируемой ракеты осуществлялся с самолёта-носителя (что упрощало решение задачи противоспутниковой борьбы), такая ракета не обязательно должна была быть крылатой, поэтому проектировалась баллистической [4] .
Аванпроект ракетного комплекса воздушного базирования был предложен компаниями «Локхид» и «Конвэр» на рассмотрение командования ВВС США в начале 1958 года, в качестве самолёта-носителя был предложен модифицированный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец В-58A («A» — модификация для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям). Проект ракеты получил наименование «Хай Вирго». Бомбардировщик В-58А «Хастлер» поступил на вооружение ВВС США в конце 1959 года.
Контракт с «Локхид» и «Конвэр» на проведение опытно-конструкторских работ был заключен Департаментом ВВС США в июне 1958 года. По уже имеющейся практике, характерной для американского ракетостроения, с целью сокращения сроков разработки и снижения затрат в конструкции ракеты «Хай Вирго» использовались компоненты других созданных «Локхидом» ракет и реактивных летательных аппаратов (самолёта-мишени «Кингфишер», КРВБ «Хаунд-дог», БРПЛ «Поларис А-1», ОТР «Сержант» и экспериментальной ракеты X-17). [1] [2] Двигательная установка представляла собой модифицированный вариант ДУ ракеты «Сержант», разработанной компанией Thiokol. Инерциальная навигационная система представляла собой уменьшенную в размерах и адаптированную к несколько иным динамическим нагрузкам копию ИНС N5G, исходно разработанную компанией «Автонетикс» (подразделение компании «Норт Америкэн»). Работы велись в условиях строгой секретности, даже разработчики инерциальной навигационной системы ракеты не знали наверняка над чем они работают. Маршалл Макмюррен, занимавшийся адаптированием существующей ИНС под поставленную тактико-техническую задачу, так описывает своё участие в проекте, самого названия которого он тогда не знал: «[Мой] друг, доктор Дэвид Гейпель, попросил меня об услуге — масштабировать навигационную аппаратуру [ракеты] «Хаунд-дог» для бо́льших скоростей и ускорений, не уточняя для каких целей [это потребовалось]. Поскольку в то время мы работали над несколькими «смежными» программами, я ничего не стал спрашивать. Эта масштабированная навигационная аппаратура, судя по всему, была одним из [элементов,] использовавшихся во время испытаний «Хай Вирго». [1]
В рамках программы лётных испытаний было проведено четыре испытательных пуска. Все пуски ракет с самолёта-носителя проводились при полёте на сверхзвуковой скорости. После отцепки с подфюзеляжного узла подвески, ракета отделялась от самолёта, после чего с задержкой в несколько секунд запускался двигатель первой ступени. В связи с опозданием поставки ИНС, первые два пуска были проведены на автопилоте с запрограммированной траекторией полёта [1] . Первый пуск был аварийным. Второй и третий пуск были успешными. Четвёртый и последний пуск был боевым, в качестве мишени предполагалось использовать спутник серии «Эксплорер» (в итоге мишенью был избран «Эксплорер-4») [5] . Поставленная задача по перехвату космической цели не была выполнена. Судить о работе бортовых систем ракеты во время четвёртого пуска не представляется возможным, потому как установить причину произошедшей аварии не удалось ввиду потери связи с ракетой из-за отказа бортовой телеметрической аппаратуры [2] , а обнаружить точку падения головной части ракеты с тринадцатью встроенными фотокамерами и отснятой плёнкой не удалось [6] .
Дата | Полигон | Апогей | Краткое описание полёта | Результат |
---|---|---|---|---|
Проверка аэродинамических качеств и инерциальной навигационной системы ракеты | ||||
5 сентября 1958 | Атлантический ракетный испытательный полигон | 13 км | пуск на автопилоте с запрограммированной траекторией полёта, отказ системы управления через несколько секунд после отцепки | аварийный |
19 декабря 1958 | 76 км | пуск на автопилоте, максимальная дальность полёта составила около 300 км, а скорость полёта составила около М=6 | успешный | |
4 июня 1959 | 51 км | первый пуск на инерциальной навигационной системе с корректируемой траекторией полёта | успешный | |
Отработка потенциала применения ракеты для решения противоспутниковых задач | ||||
22 сентября 1959 | там же | 12 км | пуск с самолёта-носителя, летящего на скорости М=2 (свыше 2470 км/ч), отказ бортовой телеметрической аппаратуры через 30 секунд после отцепки, промах | частично аварийный |
Свёртывание проекта
В связи с обнаруженными недостатками, работы по проекту «Хай Вирго» были прекращены [2] . Тем не менее, полученные наработки и результаты работ по программе «Болд Орион» были использованы при постановке требований тактико-технического задания к новой баллистической ракете воздушного базирования, разрабатываемой по программе «Скайболт» [2] . В Советском Союзе, в свою очередь, начались работы по программе «Истребитель спутников» [9] .
«Воздух-космос»
Противоспутниковые ракеты наземного базирования сталкиваются с серьезной проблемой в виде значительной высоты нахождения цели. Они нуждаются в мощных двигателях, что усложняет их конструкцию. Еще в конце пятидесятых годов, едва ли не сразу после первого запуска искусственного спутника Земли, появилась идея о размещении ракет-перехватчиков на самолете-носителе. Последний должен был поднимать ракету на некоторую высоту и обеспечивать ее первоначальный разгон, что сокращало требования к силовой установке самого оружия.
Первые опыты подобного рода были проведены Соединенными Штатами в конце пятидесятых годов. В тот период шла разработка аэробаллистических ракет стратегического назначения; некоторые образцы такого рода, как оказалось, можно было использовать не только против наземных объектов, но и для борьбы с КА. В рамках летно-конструкторских испытаний ракет Martin WS-199B Bold Orion и Lockheed WS-199C High Virgo были проведены тестовые запуски по целям на орбите. Однако эти проекты не дали желаемых результатов, и были закрыты.
В дальнейшем США несколько раз пытались создавать новые противоспутниковые ракеты воздушного базирования, но не преуспели в этом. Все новые изделия имели те или иные недостатки, не позволявшие ставить их на вооружение. На данный момент, насколько известно, американская армия не имеет подобного оружия, а промышленность не разрабатывает новые проекты.
Уничтожение спутника USA-193 ракетой SM-3.
Самой успешной американской разработкой в области противоспутниковых ракет для самолетов было изделие Vought ASM-135 ASAT, носителем которого являлся доработанный F-15. В сентябре 1985 года состоялся единственный учебно-боевой запуск этой ракеты по орбитальной цели, подтвердивший ее возможности. Истребитель-носитель, совершая вертикальный подъем, сбросил ракету на высоте около 24,4 км. Изделие успешно навелось на назначенную цель при помощи ГСН и поразило ее. Встреча ракеты и цели произошла на высоте 555 км. Несмотря на очевидные успехи и большой потенциал, в 1988 году проект закрыли.
В первой воловине восьмидесятых годов в нашей стране был запущен собственный проект противоспутникового комплекса с ракетой-перехватчиком воздушного базирования. Комплекс 30П6 «Контакт» включал ряд изделий, и главным из них была ракета 79М6. Ее предлагалось использовать вместе с самолетом-носителем типа МиГ-31Д. Согласно разным источникам, ракета «Контакт» могла поражать КА на орбитах высотой не менее 120-150 км. Насколько известно, в исходном виде комплекс 30П6 не был доведен до эксплуатации. В дальнейшем, однако, появился проект, предусматривавший перестройку ракеты-перехватчика 79М6 в ракету-носитель для небольших полезных нагрузок.
В конце сентября в свободном доступе появились новые фотографии самолета МиГ-31 с неизвестным изделием на внешней подвеске. Габариты и форма такой нагрузки стали поводом для появления версии о разработке новой противоспутниковой ракеты воздушного базирования. Впрочем, пока это лишь предположения и какие-либо данные о неизвестном объекте отсутствуют.
Насколько известно, тематика противоспутниковой ракеты для самолетов на том или ином уровне изучалась в разных странах. При этом до реальных изделий и пусков дело дошло только в нашей стране и Соединенных Штатах. Прочие государства не строили и не испытывали такое оружие. Их противоспутниковые программы основываются на иных концепциях.
Возможный облик пусковой установки ракеты «Нудоль». Рисунок Bmpd.livejournal.com
Толчком для разработки оружия такого типа стал запуск Советским Союзом в 1957 году первого искусственного спутника Земли. Американское военно-политическое руководство оценило потенциальное военное значение спутников и решило заблаговременно принять меры к борьбе с советскими спутниками на орбите. Поскольку пуск проектируемой ракеты осуществлялся с самолёта-носителя (что упрощало решение задачи противоспутниковой борьбы), такая ракета не обязательно должна была быть крылатой, поэтому проектировалась баллистической [4] .
Аванпроект ракетного комплекса воздушного базирования был предложен компаниями «Локхид» и «Конвэр» на рассмотрение командования ВВС США в начале 1958 года, в качестве самолёта-носителя был предложен модифицированный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец В-58A («A» — модификация для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям). Проект ракеты получил наименование «Хай Вирго». Бомбардировщик В-58А «Хастлер» поступил на вооружение ВВС США в конце 1959 года.
Контракт с «Локхид» и «Конвэр» на проведение опытно-конструкторских работ был заключен Департаментом ВВС США в июне 1958 года. По уже имеющейся практике, характерной для американского ракетостроения, с целью сокращения сроков разработки и снижения затрат в конструкции ракеты «Хай Вирго» использовались компоненты других созданных «Локхидом» ракет и реактивных летательных аппаратов (самолёта-мишени «Кингфишер», КРВБ «Хаунд-дог», БРПЛ «Поларис А-1», ОТР «Сержант» и экспериментальной ракеты X-17). [1] [2] Двигательная установка представляла собой модифицированный вариант ДУ ракеты «Сержант», разработанной компанией Thiokol. Инерциальная навигационная система представляла собой уменьшенную в размерах и адаптированную к несколько иным динамическим нагрузкам копию ИНС N5G, исходно разработанную компанией «Автонетикс» (подразделение компании «Норт Америкэн»). Работы велись в условиях строгой секретности, даже разработчики инерциальной навигационной системы ракеты не знали наверняка над чем они работают. Маршалл Макмюррен, занимавшийся адаптированием существующей ИНС под поставленную тактико-техническую задачу, так описывает своё участие в проекте, самого названия которого он тогда не знал: «[Мой] друг, доктор Дэвид Гейпель, попросил меня об услуге — масштабировать навигационную аппаратуру [ракеты] «Хаунд-дог» для бо́льших скоростей и ускорений, не уточняя для каких целей [это потребовалось]. Поскольку в то время мы работали над несколькими «смежными» программами, я ничего не стал спрашивать. Эта масштабированная навигационная аппаратура, судя по всему, была одним из [элементов,] использовавшихся во время испытаний «Хай Вирго». [1]
В рамках программы лётных испытаний было проведено четыре испытательных пуска. Все пуски ракет с самолёта-носителя проводились при полёте на сверхзвуковой скорости. После отцепки с подфюзеляжного узла подвески, ракета отделялась от самолёта, после чего с задержкой в несколько секунд запускался двигатель первой ступени. В связи с опозданием поставки ИНС, первые два пуска были проведены на автопилоте с запрограммированной траекторией полёта [1] . Первый пуск был аварийным. Второй и третий пуск были успешными. Четвёртый и последний пуск был боевым, в качестве мишени предполагалось использовать спутник серии «Эксплорер» (в итоге мишенью был избран «Эксплорер-4») [5] . Поставленная задача по перехвату космической цели не была выполнена. Судить о работе бортовых систем ракеты во время четвёртого пуска не представляется возможным, потому как установить причину произошедшей аварии не удалось ввиду потери связи с ракетой из-за отказа бортовой телеметрической аппаратуры [2] , а обнаружить точку падения головной части ракеты с тринадцатью встроенными фотокамерами и отснятой плёнкой не удалось [6] .
Дата | Полигон | Апогей | Краткое описание полёта | Результат |
---|---|---|---|---|
Проверка аэродинамических качеств и инерциальной навигационной системы ракеты | ||||
5 сентября 1958 | Атлантический ракетный испытательный полигон | 13 км | пуск на автопилоте с запрограммированной траекторией полёта, отказ системы управления через несколько секунд после отцепки | аварийный |
19 декабря 1958 | 76 км | пуск на автопилоте, максимальная дальность полёта составила около 300 км, а скорость полёта составила около М=6 | успешный | |
4 июня 1959 | 51 км | первый пуск на инерциальной навигационной системе с корректируемой траекторией полёта | успешный | |
Отработка потенциала применения ракеты для решения противоспутниковых задач | ||||
22 сентября 1959 | там же | 12 км | пуск с самолёта-носителя, летящего на скорости М=2 (свыше 2470 км/ч), отказ бортовой телеметрической аппаратуры через 30 секунд после отцепки, промах | частично аварийный |
Свёртывание проекта
В связи с обнаруженными недостатками, работы по проекту «Хай Вирго» были прекращены [2] . Тем не менее, полученные наработки и результаты работ по программе «Болд Орион» были использованы при постановке требований тактико-технического задания к новой баллистической ракете воздушного базирования, разрабатываемой по программе «Скайболт» [2] . В Советском Союзе, в свою очередь, начались работы по программе «Истребитель спутников» [9] .