1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оружейная экзотика

«Оружейная экзотика». (Нереализованные проекты, опытная и малоизвестная серийная военная техника)

Проект самолёта КВП Canadair CL-246 (Канада. 1970 — 1972 год)

Канадской авиационной промышленностью было потрачено так много усилий на самолеты с коротким и вертикальным взлетом, что сокращение V/STOL (вертикальный/укороченный взлет и посадка – СВВП/СКВП) стало почти синонимом имен фирм Canadair и de Havilland. Проект пассажирского самолета CL-246 STOL воплощает в себе технологии, разработанные и продемонстрированные на более ранних летательных аппаратах. Преимуществами, как утверждали, для CL-246 могли быть производительность, уровень шума, операционные расходы, летно-технические характеристики, комфорт для пассажиров и качество перевозки. Недостатки, которые не были перечислены конструкторами, как представляется, включают механическую сложность механизма наклона крыла и возможное сопротивление авиакомпаний/пассажиров как к идее увидеть движение вверх и вниз всего крыла. CL-246 STOL проект семидесятиместного самолёта укороченного взлёта и посадки, который компания проектировала начиная с 1970 года .

CL-246 был предназначен для действий с взлетно-посадочных полос длиной 1800 футов (548 м); данная длина была утверждена стандартом Федерального авиационного агентства США (Federal Aviation Agency – FAA) для аэропортов для самолетов с укороченным пробегом. Он имеет четыре турбовальных двигателя Lycoming T53-19A мощностью 1900 л.с. каждый, вращающие винты Hamilton Standard диаметром 16 футов (4,87 м), обеспечивающих практически непрерывный поток воздуха на крыло размахом 76 футов 5 дюймов (23,29 м). Всю заднюю кромку крыла занимают элероны и закрылки-элероны, которые повышают подъемную силу, отклоняя воздушный поток; наклон крыла/силовой установки служат для изменения вектора тяги, так что короткий взлет достигается с фюзеляжем, поддерживающим почти постоянное и обычное положение.

Принимая во внимание, что CL-84 являлся исследовательским самолетом, оснащенным полностью наклонным крылом, которое позволяет винтам обеспечивать вертикальную составляющую тяги, движение крыла на CL-246 ограничивается максимальным наклоном в 30° и величины около 18° рассматриваются как достаточные для взлета и посадки. Это твердо ставит самолет в категорию КВП; однако на самом деле в компании Canadair конфигурация называется «СКВП с переменным углом атаки», а не с наклоном крыла. Тем не менее помимо ограничений на угол наклона крыла система похожа на используемую в CL-84.

Соединительные валы между четырьмя винтами обеспечивают одинаковую мощность в случае выхода из строя двигателя в начале взлета и приземления, когда асимметричную тягу будет трудно контролировать. Винты, однако, могут быть индивидуально отключены и зафлюгированы в случае неисправности коробки передач. Механическое соединение крыла и стабилизатора с переменным углом наклона гарантирует в начале движения крыла приведения последнего в действие с целью компенсирования изменения дифферента. Боковые кили в воздушном потоке винта увеличивают эффективность реагирования большого центрального киля на порывы ветра на низких скоростях при снижении самолета. Это одна из областей, которой в конструкции самолетов вертикального/короткого взлета и посадки необходимо уделить особое внимание. Только центральный киль имеет руль направления. Для поперечного управления на низких скоростях возможно изменение шага винта.

Читать еще:  Боевая машина пехоты Piranha AFV-90 (Швейцария)

Предложенная для CL-246 базовая компоновка обеспечивает 14 рядов кресел; в каждом ряду сидений по правому борту от прохода установлены два кресла и по левому борту – блок из трех кресел. Каждый ряд сидений находится рядом с иллюминатором. Все багажные отделения располагаются на верхнем уровне, спереди и сзади пассажирского салона и в носу. Чтобы избежать прерывания высоты пассажирского салона и упростить шарнир крыла и исполнительные механизмы, крыло располагается над фюзеляжем приплюснуто-круглого поперечного сечения и в своей центральной части оснащено обтекателем. Каждое из двухколесных основных стоек шасси убирается в подфюзеляжный бортовой спонсон, предоставляющий удобное дополнительное пространство для системы кондиционирования воздуха и другого оборудования. Для управления самолетом планируется воспользоваться услугами двух пилотов с дополнительным внештатным местом в пилотской кабине.

Разорвем в клочья!

В Канаде накануне серии обещали «разорвать русских в клочья». В Москву полетели два хоккейных «разведчика» — Джон Малеллан и Боб Дэвидсон из клуба «Торонто Мэйпл Лифс». Они рапортовали, что русские хоккеисты не умеют пасовать и забивать, а их основной вратарь Третьяк и вовсе «пускает бабочки и ловит мышей». Болельщикам сообщали, что «хоккейные площадки в Советской России заливают шлангами», а клюшки делают в обычных мастерских. «Еще не родилась та команда, которая будет учить наших профессионалов. От разгрома русских спасет только чудо или сверхвдохновение», — писала одна из канадских газет. На родине хоккея делались большие ставки на исход 8-0 в пользу профи.

Продолжилась эта «победная истерия», и когда хоккеисты сборной СССР приземлились в Канаде. Уже на следующий день после прибытия они провели тренировку в Монреале. Благодаря тонкому психологическому ходу Боброва, наши «выглядели» этакими увальнями на коньках, действительно «не умеющими пасовать и бросать», в противовес непобедимым профи. Защитники, пытавшиеся совершить какой-нибудь маневр, и вовсе едва не падали на лед. «Теперь мы точно порвем этих русских!» — пронеслось в головах некоторых из игроков хозяев, наблюдавших за занятием с трибуны. Кое-кто из них был в ковбойских шляпах и с сигарами в зубах. Канадцы, откровенно показывая своим вальяжным видом, что не считают русских за соперников, и не догадывались, что советские тренеры и хоккеисты откровенно дурачат их. «Мне говорили накануне серии, что у русских в составе есть звезды. Чего? У русских? — отвечал я им. Это я — звезда. У них там, в их команде одни медведи. Чтобы там ни говорили, мы их положим одной левой», — писал Фил Эспозито в своей книге воспоминаний.

Читать еще:  Опытная самоходная артиллерийская установка «Объект 116» (СУ-152П) (СССР)

«Оружейная экзотика». (Нереализованные проекты, опытная и малоизвестная серийная военная техника)

Проект самолёта КВП Canadair CL-246 (Канада. 1970 — 1972 год)

Канадской авиационной промышленностью было потрачено так много усилий на самолеты с коротким и вертикальным взлетом, что сокращение V/STOL (вертикальный/укороченный взлет и посадка – СВВП/СКВП) стало почти синонимом имен фирм Canadair и de Havilland. Проект пассажирского самолета CL-246 STOL воплощает в себе технологии, разработанные и продемонстрированные на более ранних летательных аппаратах. Преимуществами, как утверждали, для CL-246 могли быть производительность, уровень шума, операционные расходы, летно-технические характеристики, комфорт для пассажиров и качество перевозки. Недостатки, которые не были перечислены конструкторами, как представляется, включают механическую сложность механизма наклона крыла и возможное сопротивление авиакомпаний/пассажиров как к идее увидеть движение вверх и вниз всего крыла. CL-246 STOL проект семидесятиместного самолёта укороченного взлёта и посадки, который компания проектировала начиная с 1970 года .

CL-246 был предназначен для действий с взлетно-посадочных полос длиной 1800 футов (548 м); данная длина была утверждена стандартом Федерального авиационного агентства США (Federal Aviation Agency – FAA) для аэропортов для самолетов с укороченным пробегом. Он имеет четыре турбовальных двигателя Lycoming T53-19A мощностью 1900 л.с. каждый, вращающие винты Hamilton Standard диаметром 16 футов (4,87 м), обеспечивающих практически непрерывный поток воздуха на крыло размахом 76 футов 5 дюймов (23,29 м). Всю заднюю кромку крыла занимают элероны и закрылки-элероны, которые повышают подъемную силу, отклоняя воздушный поток; наклон крыла/силовой установки служат для изменения вектора тяги, так что короткий взлет достигается с фюзеляжем, поддерживающим почти постоянное и обычное положение.

Принимая во внимание, что CL-84 являлся исследовательским самолетом, оснащенным полностью наклонным крылом, которое позволяет винтам обеспечивать вертикальную составляющую тяги, движение крыла на CL-246 ограничивается максимальным наклоном в 30° и величины около 18° рассматриваются как достаточные для взлета и посадки. Это твердо ставит самолет в категорию КВП; однако на самом деле в компании Canadair конфигурация называется «СКВП с переменным углом атаки», а не с наклоном крыла. Тем не менее помимо ограничений на угол наклона крыла система похожа на используемую в CL-84.

Соединительные валы между четырьмя винтами обеспечивают одинаковую мощность в случае выхода из строя двигателя в начале взлета и приземления, когда асимметричную тягу будет трудно контролировать. Винты, однако, могут быть индивидуально отключены и зафлюгированы в случае неисправности коробки передач. Механическое соединение крыла и стабилизатора с переменным углом наклона гарантирует в начале движения крыла приведения последнего в действие с целью компенсирования изменения дифферента. Боковые кили в воздушном потоке винта увеличивают эффективность реагирования большого центрального киля на порывы ветра на низких скоростях при снижении самолета. Это одна из областей, которой в конструкции самолетов вертикального/короткого взлета и посадки необходимо уделить особое внимание. Только центральный киль имеет руль направления. Для поперечного управления на низких скоростях возможно изменение шага винта.

Читать еще:  Проект авиационного ракетного комплекса ASAT (США)

Предложенная для CL-246 базовая компоновка обеспечивает 14 рядов кресел; в каждом ряду сидений по правому борту от прохода установлены два кресла и по левому борту – блок из трех кресел. Каждый ряд сидений находится рядом с иллюминатором. Все багажные отделения располагаются на верхнем уровне, спереди и сзади пассажирского салона и в носу. Чтобы избежать прерывания высоты пассажирского салона и упростить шарнир крыла и исполнительные механизмы, крыло располагается над фюзеляжем приплюснуто-круглого поперечного сечения и в своей центральной части оснащено обтекателем. Каждое из двухколесных основных стоек шасси убирается в подфюзеляжный бортовой спонсон, предоставляющий удобное дополнительное пространство для системы кондиционирования воздуха и другого оборудования. Для управления самолетом планируется воспользоваться услугами двух пилотов с дополнительным внештатным местом в пилотской кабине.

Звонок Александру Мальцеву

— Все-таки могли ведь положить на лопатки канадцев по итогам той серии, не так ли, Александр Николаевич?

— Могли, — берет паузу двукратный олимпийский чемпион. — Но погубила нас расслабленность, если, не сказать проще, обыкновенное пижонство. Зря нас тогда Бобров перед второй частью серии отпустил. А так, немножко звездную болезнь поймали. Сидели бы взаперти на базе, наверняка бы выиграли всю серию.

— А если поподробнее?

— После первой половины серии, вернувшись в Москву из Канады, мы считали, что точно сделаем их. Мы были расслаблены, думал, что за нас будут большие хоккейные площадки, к которым канадцам еще надо привыкать. А они собрались и показали свое настоящее мастерство.

— Чем удивили канадцы?

— Своей сыгранностью, силовой манерой. У них был мощный, а главное, очень ровный состав во главе с опытным тренером. И совершенно другой стиль игры, который оказался неожиданным для нас. Особенно удивляла силовая игра на грани фола с тычками и зацепами.

— Они действительно устроили охоту на наших игроков, особенно на Харламова? Было ли кому ответить им?

— Я бы не сказал, что это была охота на волков. Но нам доставалось прилично. Иногда били нещадно. В нашем хоккее тогда не было драчунов. Мы брали свое совершенно другим. Сплоченностью, самоотдачей, умением биться за себя и за товарища.

— Что, теперь, спустя 45 лет, вспоминается из той серии?

— Для меня отыграл игру и ее надо тут же забыть. А если будешь постоянно вспоминать о том, как все было великолепно в прошлом, одолевает тоска. И грубо говоря, тебе уже надо готовиться к уходу в другой мир.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector