8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект тяжелого стратегического бомбардировщика М-70 (СССР)

Ту-160С (изделие 70-03) — BLACKJACK
Ту-160М — BLACKJACK
Ту-160М2 — BLACKJACK-M

Тяжелый многорежимный стратегический бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Создан в ОКБ ММЗ «Опыт» А.Н.Туполева, главный конструктор с 1975 г. по 2010 г. Валентин Иванович Близнюк. Самолет в общих чертах подобен проекту многорежимного бомбардировщика М-18 ОКБ В.М.Мясищева. Первоначальный вариант Ту-160 имел крыло оживальной формы и проектировался на базе Ту-144 (1969-1972 г. г.). Предварительные НИОКР по Ту-160 с крылом с изменяемой геометрией начаты в 1972 г. Проектирование окончательного варианта — изделия 70, проект Ту-160М, самолет «К» начаты в 1975 г. по постановлению СМ СССР от 26 июня 1974 г. и постановлению СМ СССР N 1040-348 от 19.12.1975 г. Эскизный проект и создание полноразмерного макета Ту-160 — 1976-1977 г.г.

Макет Ту-160 утвержден в конце 1977 г. Производство первых трех прототипов (машины 70-01 для летных испытаний, 70-02 для статических испытаний, 70-03 — предсерийный самолет) начато в 1977 г. на ММЗ «Опыт»(производство фюзеляжа — Казанский авиазавод, крыло и стабилизатор — Новосибирский авиазавод им.В.Чкалова, створки грузоотсека — Воронежский авиазавод, шасси — Горьковский авиазавод). Одновременно начата подготовка серийного производства на Казанском авиазаводе №22 (изначально планироалось развернуть произодство на Ульяновском авиазоводе). В мае 1980 г. прототип 70-01 построен и перевезен на аэродром ЛИИ в Жуковском. Окончательная сборка самолета завершена в январе 1981 г. и начаты наземные испытания самолета. Выкатка самолета 70-01 на летное поле — 18 августа 1981 г. Проверки систем и оборудования начаты 22 октября 1981 г. и 14 ноября 1981 г. под управлением экипажа Б.И.Веремея самолет совершил первую пробежку. Первое фото на Западе сделано с борта гражданского самолета взлетавшего из аэропорта Быково 25 ноября 1981 г. — самолет получил наименование RAM-P («Раменское», неидентифицированный образец техники №16 ).

Ту-4 (изделие «Р», по кодификации НАТО: BULL — «БЫК») — советский поршневой, тяжёлый (дальний, высотный, скоростной) бомбардировщик 3-го поколения. Геометрическая копия и аналог бомбардировщика B-29 ВВС США. Разработчик — ОКБ Туполева, первый полет и начало серийного производства – 1947 год.

— поршневой советский стратегический бомбардировщик, который состоял на вооружении дальней авиации ВВС СССР с 1949 до начала 1960-х годов. Cамолет являлся нелицензионной копией американского бомбардировщика Боинг B-29.

Самолет создавался методом обратной разработки с помощью трёх интернированных во время Второй мировой войны американских B-29. Конструкция и оборудование (вплоть до интерьера гермокабин) были полностью скопированы с американского образца. Исключение составляли лишь пушечное вооружение, винтомоторная группа силовой установки и средства радиосвязи. А также советские двигатели имели мощность 2400 л. с. вместо 2200 л. с. у оригинала. Пушечное оборонительное вооружение состояло из 10 скорострельных пушек калибра 23 мм. Это значительно повышало обороноспособность советской «суперкрепости»по сравнению с 12 пулеметами калибра 12,7 мм у В-29. При этом управление всеми огневыми установками могло осуществляться одним человеком с любого места. Запас бомб составлял 6 тонн. Бомбардировщики-носители ядерного оружия (Ту-4А) могли брать на борт одну атомную бомбу. На этих машинах устанавливалась биологическая защита.

Дальность Ту-4 составляла только 5100 км и не являлась межконтинентальной. Поэтому он относился в ВВС СССР к классу дальних бомбардировщиков. Тогда ещё не существовало эскадрилий тяжёлых стратегических бомбардировщиков нового поколения. Вплоть до середины 1950-х гг. основной ударной силой являлись лишь Ту-4, оснащённые системой дозаправки топливом в воздухе. Они были способны нанести ответные удары по базам США в Западной Европе и в Великобритании.

Освоение серийного производства самолётов Ту-4 в кратчайшие сроки безусловно обеспечило переход советского тяжёлого самолётостроения на новый, более высокий технологический уровень. К примеру, после создания Ту-4 в советском самолётостроении все элементы оборудования сводились в системы. На Ту-4 установили первую в СССР и в мире систему дистанционного управления. Разработкой новой системы занимался Всесоюзный завод № 118. Ныне это ОАО Московский научно-производственный комплекс «Авионика» имени О. В. Успенского.

В СССР самолёт Ту-4 был последним серийным тяжёлым бомбардировщиком с поршневыми двигателями.

Тактико-технические характеристики Ту-4

Длина самолета, м30,18
Высота самолета, м8,95
Размах крыла, м43,05
Площадь крыла, м²161,7
Колея шасси, м8,67
Двигатели4 поршневых двигателя АШ-73ТК
Мощность двигателя1770 кВт (2400 л.с.)
Масса пустого самолета, кг32270
Нормальная взлетная масса, кг47500
Максимальная масса, кг66000
Скорость полета макс., км/ч558
Дальность полета макс., км6200
Пробег, м1070
Разбег, м960
Практический потолок, м11200
Экипаж, человек11

Вооружение дальнего бомбардировщика Ту-4

На самолёте имелось два грузоотсека, в которые загружались свободнопадающие боеприпасы, как правило, в четырёх основных вариантах. Для прицеливания применялся не только радиолокационный прицел «Барий», но и оптический ОПБ-18. Для автоматического сброса бомб имелся электросбрасыватель ЭСБР-45.

Ту-4 мог нести 4 фугасные бомбы ФАБ-3000 или 8 ФАБ-1500, бронебойные БРАБ-500 и БРАБ-1000, более мелкие ФАБ-250М, или по одной большой ФАБ-5000 или ФАБ-6000. А также химические боеприпасы ХАБ-500-280С и ХАБ-250-150С, снаряжённые сгущённой смесью иприта и люизита. В морских частях на самолёт можно было подвесить донные или якорные мины. Но главным оружием самолёта, бесспорно, считалась 1200-килограммовая ядерная бомба «Татьяна» с 30-кт зарядом РДС-4Т.

Если первые серийные машины, начиная с Ту-4, № 220004, имели систему пушечного оборонительного вооружения ПВ-20 с пушками Б-20Э, то в дальнейшем, начиная с 32-й серии самолеты оснащались системой ПВ-23 с пушками НР-23.

В 1948 году начались работы над крылатыми ракетами КС-1. Модификация Ту-4К, предназначенная для работы с ними, была разработана в 1951 году. В результате успешных лётных испытаний в 1952 году машина поступила на вооружение морской авиации. А также рассматривался проект оснащения Ту-4 турбовинтовыми двигателями. Однако, поскольку ожидавшийся выигрыш в ТТХ составлял всего лишь 10-15 %, проект так и не вышел из стадии разработки. Кстати, как и система «Бурлак» — идея использования Ту-4 в качестве буксировщика двух истребителей МиГ-15, использующихся для его защиты.

Модификации

Ту-4 — базовый серийный дальний бомбардировщик.

Ту-4А — носитель атомной бомбы, на фюзеляже была нарисована красная молния.

Ту-4 — танкер-дозаправщик. Для создания полномасштабного образца было выделено два самолёта Ту-4 постройки завода №22. Дальше были доработаны 12 самолётов Ту-4 постройки завода №18, которые поступили на испытания в 1952 году. Оборудованные системами дозаправки топливом в полёте по системам «шланг-конус» для самолётов фронтовой авиации и по системе «с крыла на крыло» для самолётов дальней авиации.

Ту-4Р — дальний разведчик. От бомбардировщика отличался лишь дополнительным оборудованием: фотоаппаратурой, станцией радиоразведки, станцией постановки активных радиопомех, устройствами для постановки пассивных радиопомех.

Ту-4К — носитель крылатых ракет КС-1.

Ту-4Д — (самолёт «76») — десантно-транспортный самолёт, переделывались из серийных Ту-4, всего было переоборудовано 300 самолётов Ту-4.

Ту-4Т — транспортный вариант, доработан из серийного бомбардировщика Ту-4.

Ту-4ЛЛ —«летающая лаборатория» для доводки перспективных вариантов авиационных силовых установок.

Ту-70 — опытный дальнемагистральный пассажирский самолёт с герметичной кабиной большого объёма. В конструкции планера использованы крыло и оперение от самолёта В-29. Серийно не выпускался в связи с началом разработки самолёта Ту-104.

Ту-75 — опытный грузовой вариант самолёта Ту-70. В конструкции фюзеляжа реализованы усиленный грузовой пол и погрузочно-разгрузочная рампа в хвостовой части. Серийно не выпускался в связи с началом разработок в СССР специализированных транспортных самолётов Ан-8 и Ан-12.

Ту-80 — опытный дальний бомбардировщик, глубокая модернизация серийного Ту-4, (улучшенный вариант Ту-4), серийно не выпускался в связи с началом разработки самолёта Ту-16.

Читать еще:  Перспективный авианосец Queen Elizabeth (Великобритания)

Ту-85 — опытный стратегический бомбардировщик, дальнейшее развитие самолёта Ту-80, серийно не выпускался в связи с началом разработки самолёта Ту-95.

KJ-1 — опытный самолёт ДРЛО Китайской Народной Республики.

Конструкция самолета

Аэродинамическая схема Ту-160 — интегральный низкоплан с крылом изменяемой стреловидности, трехопорным шасси, цельноповоротным стабилизатором и килем. Механизация крыла включает предкрылки, закрылки, для управления по крену применяются интерцепторы и флапероны. В мотогондолах в нижней части фюзеляжа попарно установлены четыре двухконтурных турбореативных трехвальных двигателя с общей форсажной камерой НК-32 производства Куйбышевского моторного завода. В качестве автономного энергоузла применяется вспомогательная силовая установка. Материалы планера — титан, алюминиевые термообработанные сплавы, стальные сплавы и композиционные материалы. Отсеки размещения полезной нагрузки расположены тандемом. Самолет имеет приемное устройство системы типа «шланг-конус» для дозаправки в воздухе. Кроме того, конструкторы обратили внимание на эргономику и удобство экипажа.

Ту-160 стал первым боевым самолетом в СССР, на котором был установлен туалет (вместо переносного бачка или писсуара со шлангом) и шкаф для разогревания пищи. Также в самолете имеется спальное место.

В начале 70-х годов в ответ на американскую программу создания сверхзвукового стратегического бомбардировщика В-1А в СССР был проведен конкурс проектов многорежимного стратегического бомбардировщика с крылом изменяемой геометрии. Проект ОКБ В. М. Мясищева занял первое место. Однако слабость производственной базы заставила МАЛ передать заказ более мощному ОКБ им. А.Н. Туполева. В 1980 г. был построен первый экземпляр нового бомбардировщика, получившего название ТУ-160. В 1981 г. ТУ-160 впервые поднялся в воздух.

В 1986 г. на Казанском авиазаводе началась сборка серийных ТУ-160. В 1987 г. первая серийная машина поступила в войска. Согласно первоначальным планам, предполагалось выпустить серию из 100 самолетов ТУ-160, однако по финансовым соображениям заказ уменьшили до 40 машин . По словам главкома ВВС России П.С. Дейнекина, дальней авиации в условиях экономического кризиса и вызванного им ограничения финансирования авиационных программ требуется более дешевый вариант стратегического бомбардировщика, имеющего улучшенные эксплуатационные характеристики. ТУ-160 – самый крупный из всех ранее созданных как в СССР, так и за рубежом бомбардировщиков. Самолет выполнен по интегральной схеме с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Крыло изменяемой геометрии обеспечивает полет по различным профилям, сохраняя высокие характеристики как на сверхзвуковой, так и на дозвуковой скорости. Бомбардировщик имеет цельноповоротное вертикальное и горизонтальное оперение, что в сочетании с интегральной компоновкой и низким расположением экипажа значительно снижает ЭПР. Особенностью конструкции планера является титановая балка, представляющая собой цельносварной кессон с узлами поворота консолей крыла. К балке, проходящей через весь самолет, крепятся асе основные силовые элементы планера. Бомбардировщик оснащен системой дозаправки в воздухе типа “шланг-конус”. Приемная штанга топливоприемника в нерабочем положении убирается в носовую часть фюзеляжа перед кабиной летчиков. Экипаж ТУ-160 располагается в двух двухместных кабинах, оснащенных креслами К-36ДМ. Силовая установка состоит из 4-х ДТРДФ конструкции ОКБ Н. Д. Кузнецова, размещенных в двух гондолах под неподвижными частями крыла и имеющих регулируемые воздухозаборники с вертикальным клином. В состав БРЭО входят ударно-навигационный комплекс, включающий астронавигационную систему, инерциальную навигационную систему, ПрНК, РЛС, предназначенную для обнаружения наземных и морских целей на большом удалении, оптоэлектронный бомбовый прицел, активные и пассивные усовершенствованные системы РЭБ. В хвостовом конусе размещены контейнеры с ИК ловушками и дипольными отражателями. В крайней задней части фюзеляжа расположен тепловой локатор, обнаруживающий приближающиеся с задней полусферы УР и самолеты противника. Общее число цифровых процессоров, имеющихся на борту самолета, превышает 100. Рабочее место штурмана укомплектовано восемью цифровыми ЭВМ. Кабины экипажа оснащены электромеханическими индикаторами и индикаторами на ЭЛТ. Каждый из пилотов имеет по одному информационному индикатору на ЭЛТ. Рабочее место штурмана оборудовано несколькими индикаторами на ЭЛТ как с круглым, так и с прямоугольным экранами. Самолет оснащен аналоговой электродистанционной системой управления. Впервые в реактивном авиастроении для управления серийной тяжелой машиной применена ручка истребительного типа, а не штурвал.

Для улучшения условий обитаемости при межконтинентальных перелетах бомбардировщик оборудован спальным местом, туалетом, электродуховым шкафом для разогревания пищи. Конструктивно ТУ-160 близок американскому стратегическому бомбардировщику В-1, но в отличии от него всю боевую нагрузку несет на внутренней подвеске, что значительно снижает ЭПР самолета. Самолет оснащен трехстоечным шасси со сдвоенными баллонами на колесах. Основные стойки трехосные, передняя стойка одноосная. ТУ-160 может использоваться не только в качестве бомбардировщика, но и как своеобразная первая ступень для вывода в космос ИСЗ. В этом случае под фюзеляжем подвешивается специальная крылатая ракета “Бурлак”. Эта комбинация позволяет выводить на полярные орбиты высотой 500-700 км спутники массой 300-500 кг с минимальными затратами.

Тяжелый многорежимный, многоцелевой стратегический бомбардировщик-ракетоносец ТУ-160 по единодушной оценке специалистов является самым мощным ударным авиационным комплексом в мире.

В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках размещаться различная целевая нагрузка общей массой стандартно – 22500 кг, максимально – до 40000 кг: в том числе 2 барабанные ПУ с шестью стратегическими и тактическими КР Х-55 и Х-55М, 2 барабанные ПУ с 12 аэробаллистическими УР малой дальности Х-15 (М=5,0) с ядерными и неядерными БЧ, КАБ различных типов до КАБ-1500, термоядерные и обычные бомбы, мины.

Короткая жизнь и быстрая смерть

На создание Т-4 ушло десять лет. Сначала летные испытания запланировали на 1970-й, но приступить к ним смогли лишь два года спустя. Но сперва судно прошло испытания на девяти стендах и в трех летающих лабораториях, где отрабатывались аэродинамическая компоновка крыла, электродистанционная система управления и двигатель РД36-41.

Летом прошли наземные тесты, а в воздух Т-4 поднялся в конце августа 1972-го. Первый же полет прошел на ура. «Было установлено, что взлетно-посадочные характеристики, время разгона и удельный расход топлива хорошо согласуются с расчетными данными. Летные испытания показали, что машина обладает хорошей устойчивостью и управляемостью», — отмечал Олег Самойлович.

Присутствовавшие на испытании представители минобороны остались в восторге и немедленно заказали партию из 250 экземпляров «сотки». Невиданный госзаказ, который надо было поставить в сжатые сроки — в период с 1975 по 1980 год.

Летные испытания продолжались до начала 1974-го. Все они прошли успешно. К тому времени были готовы четыре модели Т-4: изделия 101, 102 и 103 для полетов, а также изделие 100С для статических тестов. Еще три борта были готовы к сборке. Вот-вот должно было стартовать масштабное производство. Но этого так и не случилось.

Олег Самойлович вспоминает, что для «сотки» не смогли найти завод, способный справиться с большим количеством заказов. Испытательные версии Т-4 производили на Тушинском машиностроительном заводе, однако сдюжить с серийным производством он был не в состоянии. Тогда правительство решило организовать сборку судна на Казанском авиационном заводе, на котором производились Ту-22 и который считался вотчиной Туполева. Последний вроде как своим авторитетом не допустил проект Сухого на «свой» завод.

Так у полностью готового Т-4 возникли проблемы с производственной базой. К весне 1974-го все окончательно застопорилось. Самойлович считает, что Павел Сухой сам распорядился прекратить все работы по «сотке», чтобы привлечь к проблеме внимание властей. Но то ли и правда никто ничего не заметил, то ли сделали вид, однако никакой реакции на остановку работ не последовало.

Спустя полтора года Павел Сухой умер, и только после этого вышло официальное постановление о закрытии проекта. Причина — сосредоточение сил и средств на создании более массивного и медленного стратегического бомбардировщика Ту-160.

В последний раз Т-4 напомнил о себе в 1976 году. К тому времени посчитали затраты на проект и ужаснулись: работы над «соткой» съели более 1,3 млрд рублей. Астрономическая сумма, которая совсем немного не дотянула до 1% годового бюджета всего СССР! Впрочем, спрашивать все равно было не с кого, поэтому, как уже не раз бывало, все списали и обо всем забыли.

Читать еще:  Экспериментальный самолёт Lockheed XV-4 Hummingbird (США)

На сегодня сохранился один экземпляр Т-4 — изделие 101, которое хранится в поселке Монино, где находится музей ВВС РФ. Остальные «сотки» разобрали и отправили на металлолом. Так закончилась история выдающегося и крайне дорогого самолета, павшего жертвой то ли амбиций, то ли кулуарных интриг.

При подготовке статьи использовались следующие материалы:

  • Самойлович О. С. «Рядом с Сухим. Воспоминания авиаконструктора»;
  • журналы «Авиасалоны мира» (№5, 2002) и «Популярная механика» (№5, 2008);
  • сайт компании «Сухой».

Технические характеристики (Ту-4)

Данные с Туполева Ту-4 Советская Суперфортресс

Общие характеристики

  • Экипаж: 11
  • Длина: 30,179 м (99 футов 0 дюймов)
  • Размах крыла: 43,047 м (141 футов 3 дюйма)
  • Высота: 8,46 м (27 футов 9 дюймов)
  • Площадь крыла: 161,7 м 2 (1741 кв. Футов)
  • Соотношение сторон: 11,5
  • Пустой вес: 36850 кг (81240 фунтов)
  • Полная масса: 47850 кг (105491 фунт)
  • Максимальный взлетный вес: 55600 кг (122577 фунтов) — 63600 кг (140200 фунтов)
  • Силовая установка: 4 × Швецов АШ-73ТК 18-цил. радиально-поршневые двигатели с воздушным охлаждением мощностью 1790 кВт (2400 л.с.) каждый
  • Винты: 4-лопастные V3-A3 или V3B-A5, диаметр 5,06 м (16 футов 7 дюймов)

Производительность

  • Максимальная скорость: 558 км / ч (347 миль / ч, 301 кН) на высоте 10250 м (33 630 футов)
  • Дальность: 5400 км (3400 миль, 2900 миль) на высоте 3000 м (9800 футов) с взлетной массой 63600 кг (140200 фунтов), включая 3000 кг (6600 фунтов) бомб и 10% запаса топлива
  • Практический потолок: 11 200 м (36 700 футов)
  • Скорость подъема: 4,6 м / с (910 фут / мин) на высоте 1000 м (3300 футов)
  • Время набора высоты: 5000 м (16000 футов) за 18,2 минуты
  • Нагрузка на крыло: 400 кг / м 2 (82 фунт / кв. Фут)
  • Мощность / масса : 0,11 кВт / кг
  • Оружие:
  • 10 × 23-мм авиационная пушкаНудельмана-Суранова НС-23 , две пушки в каждой из четырех башен и две пушки в хвостовой барбете
  • Ракеты:
  • 2 противокорабельные ракетыКС-1 Комет (только Ту-4К; эти противокорабельные ракеты напоминали уменьшенный МиГ-15 )
  • Бомбы:
  • 6 × 1000 кг (2200 фунтов) бомб
  • 1 х ядерная бомба деления РДС-1 , РДС-3 или РДС-5 (только Ту-4А)

Ту-160: абсолютное оружие холодной войны

Ту-160М – глубокая модернизация стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Эта уникальная боевая машина была создана в 1970-е годы и по сей день не имеет себе равных в мире. Это самый тяжелый боевой самолет, а кроме того – самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет и самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Ту-160 также является лидером по скорости среди бомбардировщиков. За грациозность и изящество линий летчики назвали Ту-160 «Белым лебедем».

Разработка самолета началась на пике ядерного противостояния СССР и США в конце 1960-х годов. Главными особенностями ракетоносца должны были стать многорежимность и возможность межконтинентальных полетов. Вооружать Ту-160 планировалось крылатыми ракетами большой дальности с ядерными боеголовками.


Фото: Александр Бельтюков / wikimedia.org

Изначально самолет создавался в ОКБ Мясищева и ОКБ Сухого, а затем проект был передан ОКБ Туполева. Всего в разработке самолета приняло участие около 800 организаций. Первый опытный образец поднялся в небо в 1981 году. Ту-160 − самолет-рекордсмен, поставивший подтвержденных 44 мировых рекорда.

Новый самолет стал ответом на разработанный американцами сверхзвуковой бомбардировщик B-1 Lancer аналогичной конструкции, впервые взлетевший в 1974 году. Ту-160 обогнал своего конкурента по всем основным параметрам – он быстрее, мощнее и дальше американского «стратега».

Основная особенность Ту-160 – крылья с изменяемой геометрией. Использование такой конструкции сделало самолет более универсальным. С одной стороны, при максимально отведенных от фюзеляжа крыльях «лебедь» способен взлетать с очень короткой для такой массы взлетно-посадочной полосы. С другой стороны, в полете крылья прижимаются к фюзеляжу, и это позволяет самолету достигать сверхзвуковых скоростей.


Фото: пресс-служба Президента РФ

К 1992 году было выпущено всего 35 ракетоносцев. Чтобы подчеркнуть ценность каждой машины, самолетам были даны имена, например, «Валерий Чкалов» или «Илья Муромец». После распада Советского Союза 19 самолетов Ту-160 остались на территории Украины. Девять из них были утилизированы по совместной украинско-американской программе, один отправился в музей, а восемь удалось вернуть в Россию. К 2001 году в российских войсках было 15 действующих Ту-160.

Только в 2005 году указом Президента самолет был официально принят на вооружение. В 2000-е годы проводилась их модернизация и усиление современным вооружением. В 2015 году Минобороны объявило о запуске проекта по возрождению ракетоносца. Была проделана огромная работа по восстановлению наработок и модернизации производства. В том же году Ту-160 был впервые задействован в реальных боевых действиях в Сирии.

В ноябре 2017 года на Казанском авиазаводе был построен новый ракетоносец. Самолет достраивали в рамках программы воспроизводства Ту-160 с целью опережающего восстановления технологий агрегатной и окончательной сборки. В январе 2018 года он совершил демонстрационный полёт, за ходом которого лично наблюдал президент России Владимир Путин. В октябре 2019 года два Ту-160 впервые прибыли в Южно-Африканскую Республику в рамках соглашения о военном сотрудничестве. Сегодня Ту-160 является основным самолетом дальней авиации – воздушного компонента ядерной триады России.

В начале 70-х годов в ответ на американскую программу создания сверхзвукового стратегического бомбардировщика В-1А в СССР был проведен конкурс проектов многорежимного стратегического бомбардировщика с крылом изменяемой геометрии. Проект ОКБ В. М. Мясищева занял первое место. Однако слабость производственной базы заставила МАЛ передать заказ более мощному ОКБ им. А.Н. Туполева. В 1980 г. был построен первый экземпляр нового бомбардировщика, получившего название ТУ-160. В 1981 г. ТУ-160 впервые поднялся в воздух.

В 1986 г. на Казанском авиазаводе началась сборка серийных ТУ-160. В 1987 г. первая серийная машина поступила в войска. Согласно первоначальным планам, предполагалось выпустить серию из 100 самолетов ТУ-160, однако по финансовым соображениям заказ уменьшили до 40 машин . По словам главкома ВВС России П.С. Дейнекина, дальней авиации в условиях экономического кризиса и вызванного им ограничения финансирования авиационных программ требуется более дешевый вариант стратегического бомбардировщика, имеющего улучшенные эксплуатационные характеристики. ТУ-160 – самый крупный из всех ранее созданных как в СССР, так и за рубежом бомбардировщиков. Самолет выполнен по интегральной схеме с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Крыло изменяемой геометрии обеспечивает полет по различным профилям, сохраняя высокие характеристики как на сверхзвуковой, так и на дозвуковой скорости. Бомбардировщик имеет цельноповоротное вертикальное и горизонтальное оперение, что в сочетании с интегральной компоновкой и низким расположением экипажа значительно снижает ЭПР. Особенностью конструкции планера является титановая балка, представляющая собой цельносварной кессон с узлами поворота консолей крыла. К балке, проходящей через весь самолет, крепятся асе основные силовые элементы планера. Бомбардировщик оснащен системой дозаправки в воздухе типа “шланг-конус”. Приемная штанга топливоприемника в нерабочем положении убирается в носовую часть фюзеляжа перед кабиной летчиков. Экипаж ТУ-160 располагается в двух двухместных кабинах, оснащенных креслами К-36ДМ. Силовая установка состоит из 4-х ДТРДФ конструкции ОКБ Н. Д. Кузнецова, размещенных в двух гондолах под неподвижными частями крыла и имеющих регулируемые воздухозаборники с вертикальным клином. В состав БРЭО входят ударно-навигационный комплекс, включающий астронавигационную систему, инерциальную навигационную систему, ПрНК, РЛС, предназначенную для обнаружения наземных и морских целей на большом удалении, оптоэлектронный бомбовый прицел, активные и пассивные усовершенствованные системы РЭБ. В хвостовом конусе размещены контейнеры с ИК ловушками и дипольными отражателями. В крайней задней части фюзеляжа расположен тепловой локатор, обнаруживающий приближающиеся с задней полусферы УР и самолеты противника. Общее число цифровых процессоров, имеющихся на борту самолета, превышает 100. Рабочее место штурмана укомплектовано восемью цифровыми ЭВМ. Кабины экипажа оснащены электромеханическими индикаторами и индикаторами на ЭЛТ. Каждый из пилотов имеет по одному информационному индикатору на ЭЛТ. Рабочее место штурмана оборудовано несколькими индикаторами на ЭЛТ как с круглым, так и с прямоугольным экранами. Самолет оснащен аналоговой электродистанционной системой управления. Впервые в реактивном авиастроении для управления серийной тяжелой машиной применена ручка истребительного типа, а не штурвал.

Читать еще:  Проект легкого ударного самолета F/A-259 Striker (Чехия)

Для улучшения условий обитаемости при межконтинентальных перелетах бомбардировщик оборудован спальным местом, туалетом, электродуховым шкафом для разогревания пищи. Конструктивно ТУ-160 близок американскому стратегическому бомбардировщику В-1, но в отличии от него всю боевую нагрузку несет на внутренней подвеске, что значительно снижает ЭПР самолета. Самолет оснащен трехстоечным шасси со сдвоенными баллонами на колесах. Основные стойки трехосные, передняя стойка одноосная. ТУ-160 может использоваться не только в качестве бомбардировщика, но и как своеобразная первая ступень для вывода в космос ИСЗ. В этом случае под фюзеляжем подвешивается специальная крылатая ракета “Бурлак”. Эта комбинация позволяет выводить на полярные орбиты высотой 500-700 км спутники массой 300-500 кг с минимальными затратами.

Тяжелый многорежимный, многоцелевой стратегический бомбардировщик-ракетоносец ТУ-160 по единодушной оценке специалистов является самым мощным ударным авиационным комплексом в мире.

В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках размещаться различная целевая нагрузка общей массой стандартно – 22500 кг, максимально – до 40000 кг: в том числе 2 барабанные ПУ с шестью стратегическими и тактическими КР Х-55 и Х-55М, 2 барабанные ПУ с 12 аэробаллистическими УР малой дальности Х-15 (М=5,0) с ядерными и неядерными БЧ, КАБ различных типов до КАБ-1500, термоядерные и обычные бомбы, мины.

Ту-4 (изделие «Р», по кодификации НАТО: BULL — «БЫК») — советский поршневой, тяжёлый (дальний, высотный, скоростной) бомбардировщик 3-го поколения. Геометрическая копия и аналог бомбардировщика B-29 ВВС США. Разработчик — ОКБ Туполева, первый полет и начало серийного производства – 1947 год.

— поршневой советский стратегический бомбардировщик, который состоял на вооружении дальней авиации ВВС СССР с 1949 до начала 1960-х годов. Cамолет являлся нелицензионной копией американского бомбардировщика Боинг B-29.

Самолет создавался методом обратной разработки с помощью трёх интернированных во время Второй мировой войны американских B-29. Конструкция и оборудование (вплоть до интерьера гермокабин) были полностью скопированы с американского образца. Исключение составляли лишь пушечное вооружение, винтомоторная группа силовой установки и средства радиосвязи. А также советские двигатели имели мощность 2400 л. с. вместо 2200 л. с. у оригинала. Пушечное оборонительное вооружение состояло из 10 скорострельных пушек калибра 23 мм. Это значительно повышало обороноспособность советской «суперкрепости»по сравнению с 12 пулеметами калибра 12,7 мм у В-29. При этом управление всеми огневыми установками могло осуществляться одним человеком с любого места. Запас бомб составлял 6 тонн. Бомбардировщики-носители ядерного оружия (Ту-4А) могли брать на борт одну атомную бомбу. На этих машинах устанавливалась биологическая защита.

Дальность Ту-4 составляла только 5100 км и не являлась межконтинентальной. Поэтому он относился в ВВС СССР к классу дальних бомбардировщиков. Тогда ещё не существовало эскадрилий тяжёлых стратегических бомбардировщиков нового поколения. Вплоть до середины 1950-х гг. основной ударной силой являлись лишь Ту-4, оснащённые системой дозаправки топливом в воздухе. Они были способны нанести ответные удары по базам США в Западной Европе и в Великобритании.

Освоение серийного производства самолётов Ту-4 в кратчайшие сроки безусловно обеспечило переход советского тяжёлого самолётостроения на новый, более высокий технологический уровень. К примеру, после создания Ту-4 в советском самолётостроении все элементы оборудования сводились в системы. На Ту-4 установили первую в СССР и в мире систему дистанционного управления. Разработкой новой системы занимался Всесоюзный завод № 118. Ныне это ОАО Московский научно-производственный комплекс «Авионика» имени О. В. Успенского.

В СССР самолёт Ту-4 был последним серийным тяжёлым бомбардировщиком с поршневыми двигателями.

Тактико-технические характеристики Ту-4

Длина самолета, м30,18
Высота самолета, м8,95
Размах крыла, м43,05
Площадь крыла, м²161,7
Колея шасси, м8,67
Двигатели4 поршневых двигателя АШ-73ТК
Мощность двигателя1770 кВт (2400 л.с.)
Масса пустого самолета, кг32270
Нормальная взлетная масса, кг47500
Максимальная масса, кг66000
Скорость полета макс., км/ч558
Дальность полета макс., км6200
Пробег, м1070
Разбег, м960
Практический потолок, м11200
Экипаж, человек11

Вооружение дальнего бомбардировщика Ту-4

На самолёте имелось два грузоотсека, в которые загружались свободнопадающие боеприпасы, как правило, в четырёх основных вариантах. Для прицеливания применялся не только радиолокационный прицел «Барий», но и оптический ОПБ-18. Для автоматического сброса бомб имелся электросбрасыватель ЭСБР-45.

Ту-4 мог нести 4 фугасные бомбы ФАБ-3000 или 8 ФАБ-1500, бронебойные БРАБ-500 и БРАБ-1000, более мелкие ФАБ-250М, или по одной большой ФАБ-5000 или ФАБ-6000. А также химические боеприпасы ХАБ-500-280С и ХАБ-250-150С, снаряжённые сгущённой смесью иприта и люизита. В морских частях на самолёт можно было подвесить донные или якорные мины. Но главным оружием самолёта, бесспорно, считалась 1200-килограммовая ядерная бомба «Татьяна» с 30-кт зарядом РДС-4Т.

Если первые серийные машины, начиная с Ту-4, № 220004, имели систему пушечного оборонительного вооружения ПВ-20 с пушками Б-20Э, то в дальнейшем, начиная с 32-й серии самолеты оснащались системой ПВ-23 с пушками НР-23.

В 1948 году начались работы над крылатыми ракетами КС-1. Модификация Ту-4К, предназначенная для работы с ними, была разработана в 1951 году. В результате успешных лётных испытаний в 1952 году машина поступила на вооружение морской авиации. А также рассматривался проект оснащения Ту-4 турбовинтовыми двигателями. Однако, поскольку ожидавшийся выигрыш в ТТХ составлял всего лишь 10-15 %, проект так и не вышел из стадии разработки. Кстати, как и система «Бурлак» — идея использования Ту-4 в качестве буксировщика двух истребителей МиГ-15, использующихся для его защиты.

Модификации

Ту-4 — базовый серийный дальний бомбардировщик.

Ту-4А — носитель атомной бомбы, на фюзеляже была нарисована красная молния.

Ту-4 — танкер-дозаправщик. Для создания полномасштабного образца было выделено два самолёта Ту-4 постройки завода №22. Дальше были доработаны 12 самолётов Ту-4 постройки завода №18, которые поступили на испытания в 1952 году. Оборудованные системами дозаправки топливом в полёте по системам «шланг-конус» для самолётов фронтовой авиации и по системе «с крыла на крыло» для самолётов дальней авиации.

Ту-4Р — дальний разведчик. От бомбардировщика отличался лишь дополнительным оборудованием: фотоаппаратурой, станцией радиоразведки, станцией постановки активных радиопомех, устройствами для постановки пассивных радиопомех.

Ту-4К — носитель крылатых ракет КС-1.

Ту-4Д — (самолёт «76») — десантно-транспортный самолёт, переделывались из серийных Ту-4, всего было переоборудовано 300 самолётов Ту-4.

Ту-4Т — транспортный вариант, доработан из серийного бомбардировщика Ту-4.

Ту-4ЛЛ —«летающая лаборатория» для доводки перспективных вариантов авиационных силовых установок.

Ту-70 — опытный дальнемагистральный пассажирский самолёт с герметичной кабиной большого объёма. В конструкции планера использованы крыло и оперение от самолёта В-29. Серийно не выпускался в связи с началом разработки самолёта Ту-104.

Ту-75 — опытный грузовой вариант самолёта Ту-70. В конструкции фюзеляжа реализованы усиленный грузовой пол и погрузочно-разгрузочная рампа в хвостовой части. Серийно не выпускался в связи с началом разработок в СССР специализированных транспортных самолётов Ан-8 и Ан-12.

Ту-80 — опытный дальний бомбардировщик, глубокая модернизация серийного Ту-4, (улучшенный вариант Ту-4), серийно не выпускался в связи с началом разработки самолёта Ту-16.

Ту-85 — опытный стратегический бомбардировщик, дальнейшее развитие самолёта Ту-80, серийно не выпускался в связи с началом разработки самолёта Ту-95.

KJ-1 — опытный самолёт ДРЛО Китайской Народной Республики.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: