0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходная артиллерийская установка Объект 268

Содержание

Опытная самоходная установка СУ-152 “Объект 268”

Высокая эффективность применения в годы Великой Отечественной войны самоходных 152-миллиметровых пушек сделала этот вид техники одним из самых перспективных. В глазах некоторых специалистов и военных САУ с орудиями большого калибра и вовсе стали универсальным чудо-оружием. Поэтому по окончании войны работы в этом направлении были продолжены. Среди прочих производственных и конструкторских организаций тематикой крупнокалиберных орудий для САУ занимались в конструкторском бюро Завода №172 (г. Пермь).

В середине 1954 года конструкторы 172-го завода закончили инженерные работы по проекту пушки М-64. Это 152-миллиметровое орудие посылало в цель бронебойный снаряд со скоростью около 740 метров в секунду. При этом дальность прямого выстрела по цели высотой в два метра равнялась 900 м. Что касается максимальной дальности выстрела, то при оптимальном возвышении М-64 забрасывала снаряд на 13 километров. Проект такого орудия заинтересовал военных и в марте 55-го Завод №172 получил задание подготовить всю документацию по новой пушке, собрать опытный образец, а также собрать самоходку, вооруженную М-64.

В качестве срока для сборки опытного экземпляра самоходки «Объект 268» был назначен декабрь того же года. За основу для машины была взята ходовая часть танка Т-10. Соответственно, все агрегаты остались прежними. «Объект 268» оснащался дизельным двигателем В-12-5 с 12-ю цилиндрами, расположенными по V-образной схеме. Максимальная мощность дизеля составляла 700 лошадиных сил. Мощность двигателя передавалась на планетарную коробку передач с механизмом поворота системы «ЗК». Трансмиссия обеспечивала восемь передач переднего хода и две заднего. Мелкозвенчатая гусеница перешла к «Объекту 268» без изменений, равно как и семь опорных катков на каждый борт и по три поддерживающих. Бронирование корпуса колебалось в пределах от 50 мм (корма) до 120 мм (лоб).

Вместо родной башни танка Т-10 на шасси была установлена бронированная рубка. Сварная конструкция из ровных трапециевидных листов имела солидную по тем временам толщину. Так, лобовая плита рубки имела толщину в 187 миллиметров. Борт был почти в два раза тоньше – 100 миллиметров, а кормовой лист делался толщиной всего в 50 мм. Следует заметить, что сваркой соединялись только лоб, борта и крыша рубки. Поскольку «Объект 268» задумывался исключительно опытной самоходной артиллерийской установкой, было решено крепить среднюю часть кормовой плиты рубки болтами. Благодаря этому в случае необходимости можно было быстро демонтировать плиту и получить доступ к внутренностям рубки и к пушке в том числе. В первую очередь, это было необходимо для возможной замены опытного орудия.

Крупный калибр пушки М-64 заставил инженеров предусмотреть ряд конструкционных нюансов. Так, для снижения длины отката – весьма важного для самоходки параметра – пушку оборудовали двухкамерным дульным тормозом. Кроме того, были применены развитые гидравлические противооткатные устройства. Для удобства экипажа пушка имела механизм досылания лоткового типа. Также М-64 стала одной из первых советских пушек, которые оснащались эжектором. Благодаря этому «наросту» на стволе орудия удалось значительно уменьшить загазованность боевого отделения после стрельбы. В боевой укладке «Объекта 268» размещалось 35 выстрелов раздельного заряжания. С пушкой М-64 можно было использовать всю имеющуюся номенклатуру боеприпасов калибра 152 мм. Система крепления пушки позволяла производить наводку в пределах 6° от оси по горизонтали и от -5° до +15° в вертикальной плоскости. Для стрельбы прямой наводкой «Объект 268» имел прицел ТШ-2А. Поскольку конструкторы и военные изначально предполагали использование этой САУ и для стрельбы с закрытых позиций, в дополнение к ТШ-2А был смонтирован прицел ЗИС-3. Командир танка также имел в своем распоряжении дальномер-стереотрубу ТКД-09, размещенный на поворотной командирской башне непосредственно перед люком.

Дополнительное вооружение самоходки включало в себя один зенитный пулемет КПВ калибра 14,5 миллиметров. Он размещался на крыше рубки и имел боезапас в 500 патронов. В перспективе экипаж самоходки из четырех человек мог также получить оружие для самозащиты, например, автоматы Калашникова и гранаты. Кроме того, рассматривался вопрос об установке на «Объект 268» спаренного с пушкой пулемета, однако особенности боевого применения этого класса бронетехники не позволили сделать это.

Боевая машина с боевой массой в полсотни тонн и орудием калибра 152 миллиметра была готова в начале 1956 года и вскоре отправилась на полигон. Обновленное боевое отделение и новое вооружение почти не повлияли на ходовые качества шасси Т-10. Максимальная скорость, достигнутая на испытаниях, равнялась 48 километрам в час, а одной заправки дизельным топливом хватало на преодоление до 350 километров по шоссе. Нетрудно посчитать удельный расход топлива: самоходка имела пять баков. Три внутренних имели емкость по 185 литров (два задних) и 90 литров (один передний). Кроме того, на задней части крыльев конструкторы Завода №172 установили еще по баку на 150 литров каждый. Итого около 200-220 литров горючего на каждые сто километров пути. При передвижении по пересеченной местности скорость и запас хода, равно как и расход топлива, значительно менялись в худшую сторону.

При проведении опытных стрельб «Объект 268» полностью подтвердил расчетные характеристики пушки М-64. Дальность, кучность и точность стрельбы этого орудия были значительно лучше аналогичных показателей пушки-гаубицы МЛ-20, устанавливавшейся на самоходку времен Великой Отечественной ИСУ-152. Прежде всего, на характеристиках сказалась длина ствола. В то же время, новая пушка М-64 имела ряд «детских болезней», который только-только начинались устраняться.

К моменту окончания затянувшихся испытаний «Объекта 268» американские танкостроители создали танк M60. Вскоре был готов и английский Chieftain. Эти бронемашины имели очень хорошее вооружение для своего времени и не менее солидную защиту. По оценкам советских военных и ученых, «Объект 268», встретившись в бою с новыми зарубежными танками, уже не являлся гарантированным победителем. Более того, к моменту производства достаточного количества новых самоходок за рубежом могли появиться еще более совершенные танки, бороться с которыми «Объект 268» уже не смог бы. Поэтому в самом конце пятидесятых проект «268» был закрыт и все планы на серийное производство новых САУ были отменены. Единственный собранный экземпляр тогда же был отправлен в Танковый музей в Кубинке.

Тактико-технические характеристики:
Характеристики орудия:
• Начальная скорость полета снаряда составляла 740 мс.
• Прицельная дальность – 900 метров.
• Максимальная дальность полета снаряда – 13 км.
Бронирование корпуса:
• Лоб корпуса (верх), мм/град. — 120/61°
• Лоб корпуса (середина), мм/град. — 120/50°
• Борт корпуса, мм/град. — 60/изогнут
• Корма корпуса, мм/град. — 50/0°
• Днище, мм — 16
Бронирование Рубки:
• Лоб рубки, мм/град. — 187/27°
• Борт рубки, мм/град. — 100/20°
• Корма рубки, мм/град. — 50/15°
Размеры:
• Длина корпуса, мм — 6950
• Длина с пушкой вперёд, мм — 9350
• Ширина корпуса, мм — 3388
• Высота, мм — 2423
• Клиренс, мм — 458
Двигатель, подвеска, ходовые качетсва танка.:
• Двигатель — В-12-5
• Мощность двигателя, л. с. — 700
• Скорость по шоссе, км/ч — 48
• Запас хода по шоссе, км — 350
• Удельная мощность, л. с./т — 15
• Тип подвески: торсионная, с гидравлическими амортизаторами в балансирах 1-й, 2-й и 7-й подвесок
• Преодолеваемый подъём, град. — 32

Описание конструкции [ править ]

Броневой корпус и рубка [ править ]

«Объект 268» имел сварной броневой корпус. Боевое отделение находилось в бронированной рубке. Для монтажа орудия, задний лист был съёмным [1] .

На крыше рубки размещался 14,5-мм пулемёт и дальномер [2] .

В корме «объекта 268» на крыльях размещались наружные топливные баки, ёмкостью по 150 литров каждый. Кроме наружных имелись ещё три внутренних бака, один (ёмкостью 90 литров) располагался спереди, два других (ёмкостью по 185 литров каждый) находились сзади [2] .

Вооружение [ править ]

В качестве основного вооружения использовалась пушка М-64. Для снижения длины отката пушка имела двухкамерный дульный тормоз. В целях снижения загазованности боевого отделения, на пушке имелся эжектор для продувки канала ствола. Заряжание было раздельно-гильзовое. Наряду со стандартными металлическими имелась возможность применения сгорающих гильз [1] . Для досылания снарядов, пушка была оснащена досылателем лоткового типа [2] . По баллистическим характеристикам пушка М-64 значительно превосходила САУ ИСУ-152 [1] . Возимый боекомплект пушки составлял 35 выстрелов [2] .

Читать еще:  Опытный истребитель Northrop XP-56 (США)

В роли дополнительного вооружения использовался 14,5-мм пулемёт КПВТ. Боекомплект составлял 500 патронов [2] .

Средства наблюдения и связи [ править ]

«Объект 268» был снабжён прицелом прямой наводки ТШ-2А. Для стрельбы с закрытых позиций использовался прицел ЗИС-3. Кроме того машина имела на рубке дальномер ТКД-09 [2] .

Двигатель и трансмиссия [ править ]

В «объекте 268» использовался дизельный двигатель В-12-5, способный развивать мощность до 700 л.с при 2100 об/мин [2] .

Блок с планетарной коробкой передач и поворотным механизмом типа «ЗК» составляет силовую передачу. Машина имела 8 передних передач, а также две задние [4] .

Ходовая часть [ править ]

За базу была взята ходовая часть тяжёлого танка Т-10 [3] .

Ведущие колёса располагались сзади и имели по 14 зубьев. Ходовая часть имела по 7 литых сдвоенных опорных и по три поддерживающих катка с каждого борта [4] .

Похожие главы из других книг:

Зенитная самоходная установка M163 «Вулкан»

Зенитная самоходная установка M163 «Вулкан» ЗСУ М163 была разработана в начале 1960-х годов на базе гусеничного бронетранспортера М113А1 с целью замены устаревших 40-мм зенитных самоходных установок М42. Тактико-технические характеристики ЗСУ М163БОЕВАЯ МАССА, т: 12,5.ЭКИПАЖ, чел.:

Самоходная установка «Карл»

Самоходная установка «Карл» Разработка сверхтяжелой мортиры калибра 600 мм началась фирмой «Рейнметалл» в инициативном порядке ещё в 1935 г. Главным целевым предназначением такого орудия должно было стать поражение долговременных бетонированных огневых точек. В марте

Самоходная противотанковая установка «Насхорн»

Самоходная противотанковая установка «Насхорн» Артиллерийская часть Рак 43 применялась не только на полевых лафетах, но и в качестве вооружения самоходных истребителей танков. Идея создания подобной самоходки с 8 8-мм пушкой впервые была сформулирована ещё в июле

Самоходная установка Pz.Jg I

Самоходная установка Pz.Jg I Уже во время Польской кампании немцам пришлось вести танковые сражения, где довольно неплохо проявила себя 37-мм пушка Pak 36. Однако, ожидая более напряженных боев в Европе, перед нападением на Францию немецкое руководство постаралось оснастить

Самоходная установка СУ-100 (объект 416)

Самоходная установка СУ-100 (объект 416) Объект 416 – самоходная установка СУ-100 с пушкой М-63 Башня СУ-100 (об. 416)Самоходная установка СУ- 100 представляла собой классическую противотанковую самоходную установку.100-мм пушка М-63 была разработана в ОКБ завода № 172 (г. Пермь) на базе

Самоходная установка СУ- 122 с пушкой Д-49

Самоходная установка СУ- 122 с пушкой Д-49 122-мм пушка Д-49 для САУ СУ-122В 1949 году КБ завода № 9 было поручено спроектировать и изготовить опытный образец 122-мм пушки, спаренной с 14,5-мм пулеметом системы Владимирова.Технический проект пушки, получивший заводской индекс Д- 49,

Самоходная установка СУ-152 (об. 120)

Самоходная установка СУ-152 (об. 120) САУ СУ1/52 с пушкой. М-69 (об. 120)САУ СУ-152 с пушкой М-69 представляла собой типичную противотанковую САУ (истребитель танков). В начале 60-х годов военное руководство СССР обнаружило, что бронебойные калиберные снаряды танковых пушек Д-10Т, Д-25 и М-

Самоходная установка 2С7 «ПИОН»

Самоходная установка 2С7 «ПИОН» САУ «Пион» с 203-мм. пушкой 2А44 САУ 2С7. Вид спередиЕще с 50-х годов СССР серьезно отставал от США в тяжелых самоходных артиллерийских установках. Со времен ИСУ-152 не было принято на вооружение ни одной тяжелой самоходной установки. Для

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шипка» (записки испытателя)

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шипка» (записки испытателя) См. ТиВ № 8/2002 гИсполнилось 40 лет как на вооружение войск ПВО СВ была принята счетверенная 23-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» 1*. «Шилка» была первой зенитной установкой, в которой на одном

Самоходная мортира «ХА-ТО»

Самоходная мортира «ХА-ТО» В 1944 году малым числом была выпущена самоходная полубронированная 300-мм мортира «Тип 4» («Ха-то»), построенная на шасси тяжелого транспортера, напоминавшем перекомпонованное шасси «Чи-то»: впереди располагался двигатель, за ним — отделение

Самоходная установка Су-76М в экспозицмм Музея техники Вадима Задорожного.

Самоходная установка Су-76М в экспозицмм Музея техники Вадима

Зенитная самоходная установка «Гепард»

Зенитная самоходная установка «Гепард» Зенитная самоходная установка «Гепард» предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на наклонных дальностях от 0,1 до 4 км и на высотах до 3 км, летящих со скоростью до 350-400 м/с, а также

«Стюарт» с гаубицей. Самоходная артиллерийская установка М8

«Стюарт» с гаубицей. Самоходная артиллерийская установка М8 САУ М8 военно-исторической ассоциации «Арденны 44», Девиль (Франция)Развитие броневых сил в США в 30-е гг. привело к доминированию в их составе легких танков (в кавалерии называемых «боевыми машинами» — Combat Cars).

СУ-76 — легкая самоходная установка

СУ-76 — легкая самоходная установка В ходе военных действий стала очевидной необходимость создания самоходной артиллерии прежде всего для борьбы с вражескими танками. В 1942 году немецкие танки получили усиленную броню, и нашим штатным сорокапяткам стало не под силу

СУ-100 — средняя самоходная установка

СУ-100 — средняя самоходная установка Во второй половине Великой Отечественной войны наши бронетанковые войска выглядели совсем иначе, чем в ее начале. Новые могучие танки Т-34-85 и ИС получили себе в поддержку непосредственных боевых спутников — самоходные артиллерийские

ИСУ-152 — тяжелая самоходная установка

ИСУ-152 — тяжелая самоходная установка Как только в 1943 году появился на вооружении тяжелый танк ИС-1, было решено сконструировать на его базе самоходную установку. Усилия конструкторов увенчались созданием новых тяжелых артсамоходов — ИСУ-122 и ИСУ-152.Первый вариант

Штурмовое орудие СУ-152 (код ГАБТУ – объект 236)

«Дебютировала СУ-152 в июле 1943 года на Курской дуге. На северном фасе в резерве находился 1541-й САП под командованием гвардии майора А.Ф. Санковского. Стоит отметить, что в номенклатуре боеприпасов для СУ-152 бронебойные снаряды отсутствовали, но от этого немецким танкистам было не легче. За период с 8 по 18 июля 1541-й САП отчитался о 7 уничтоженных «Тиграх», 39 средних танках и 11 самоходных установках противника. В некоторых публикациях 10 САУ из этого числа превращаются в 10 «Фердинандов», но авторам таких сенсаций все же стоит урезать осетра. Тем не менее, результаты более чем впечатляющие, особенно для дебюта. Именно за такие бои СУ-152 и получила прозвище «Зверобой». Прозвище это вполне официальное, и применялось оно именно к СУ-152.
.
Тяжелые самоходные артиллерийские полки, оснащенные СУ-152, сыграли важную роль в операциях лета 1943 – весны 1944 года. Многие из полков стали гвардейскими. К лету 1944 года большинство полков получило на вооружение более совершенные ИСУ-152. Тем не менее, в отдельных частях СУ-152 прослужили до начала 1945 года. Одной из них был 268-й гв. САП. К началу Львовско-Сандомирской операции эта часть имела смешанный состав. В полку одновременно находились и СУ-152, и ИСУ-152. Одной из СУ-152 командовал гвардии лейтенант С.А. Стычинский, к тому моменту имевший богатый боевой опыт. 15 июля 1944 года его экипаж в одиночку сразился с группой немецких танков, уничтожив 5 из них. По словам Сергея Александровича, успеху сопутствовало грамотное использование холмистой местности. Машина выкатывалась на вершину холма, делала выстрел и тут же уходила назад. Позже вехами боевого пути Стычинского были взятие Львова, сражения в Польше, и, наконец, победный май 1945 года.
До сегодняшнего дня сохранились всего три СУ-152. Две машины находятся в Польше, еще одна представлена в экспозиции парка «Патриот». Долгий срок разработки тяжелой САУ не оказался напрасной тратой времени. Хотя «истребителем ДОТ-ов» эта машина так толком и не стала, из неё получился крайне опасный противник для любого немецкого танка. В этом отношении СУ-152 стала лучшей из советских боевых машин, выпускавшихся крупной серией в 1943 году.»
Источник: Из штурмовых САУ – в истребители танков | Военно-исторический портал Warspot.ru

Штурмовое орудие СУ-152 (152-мм гаубица-пушка МЛ-20С на базе КВ-1С)

Защита щели, образовывавшейся при большом угле возвышения орудия, между щитом и рамкой

Ходовая часть – наглядно видно сходство с КВ. Опорные катки такие же как на поздних КВ

Рубка САУ – левый борт

«К настоящему времени на территории России сохранилась всего одна самоходная установка СУ-152. Находится она в Кубинке, машина выпущена в июле 1943 года. Выпускавшиеся с этого момента СУ-152 претерпели некоторые изменения. Поручень на кормовом листе рубки стал крепится не на двух, а на трех опорах. Еще одно конструктивное изменение самоходные установки получили одновременно с КВ-1с. Были изменены выхлопные патрубки, которые получили более короткую и лучше защищающую бронировку. В таком виде СУ-152 выпускалась до конца сентября 1943 года.»
Источник: СУ-152 из Кубинки: yuripasholok

Вооружение танка. Орудие М-62.

В середине 1954 года были закончены работы по разработке 152 мм орудия под названием М-62 с двухкамерным дульным тормозом, для снижения удара при откате орудия. Кроме того орудие обладало механизмом досылания лоткового типа, что значительно упрощало процесс заряжания орудия. Стоить отметить, что снаряды для М-62 весили весьма значительно.

Характеристики орудия

  • Начальная скорость полета снаряда составляла 740 мс.
  • Прицельная дальность – 900 метров.
  • Максимальная дальность полета снаряда – 13 км.

Стоит также отметить, что на М-62 устанавливался инжектор, благодаря чему удалось уменьшить загазованность боевого отделения танка после выстрела.
Объект 268 или «Зверобой» имел в боезапасе 35 снарядов. Орудие обладало двумя прицелами: для стрельбы прямой наводкой и для стрельбы с закрытых позиций, для чего был установлен ЗИС-3


В качестве дополнительного вооружения на танк устанавливался крупнокалиберный пулемет КПВ, способный поражать не только живую силу противника, но и легкобронированную технику. Боекомплект пулемета составлял 500 патронов.

Новая ветка башенных ПТ-САУ СССР

Когда-то советские танки были самыми уникальными ПТ в игре. Они обладали уникальным геймплеем, имели набор специфических характеристик и у них было все, о чем можно было только мечтать. Но дело в том, что популярность этих ПТ сходит на нет.

Читать еще:  Проект палубного штурмовика A-12 Avenger-2 (США)

Сегодня я расскажу вам про новую ветку советских башенных пт-сау, про ее отличительные особенности, про имб, которые там будут.

Давайте по порядку — ветка будет начинаться с 6-го уровня. Очень странная советская пт-сау и здесь собственно вариант со стоковой башней, она у вас на экране, будет похож на НЛО, а с топовой башней уже приобретает более знакомый всем вид.

Пушка вполне типичная — 100 миллиметров, мы с вами все ее знаем. Неплохое бронепробитие будет для своего уровня, но отличительной особенностью, само собой будет полностью крутящаяся башня.

СУ-152Г

На седьмом уровне при этом будет топовый вариант, а конкретно со 152-мм пушкой. Само собой, выглядит очень эффектно. Только представьте альфу в 750 и что эта пушка на седьмом уровне сможет вытворять. По любому хорошего пробития, конкретно на седьмом уровне ей не сделают, также учитывайте, что вся эта ветка, абсолютно вся ветка — это пт без какого-либо намека на броню,

То есть в лучшем случае во лбу будет там 30-40 мм брони, приведёнка будет 50-70 мм. Это от фугасов, далеко не от каждого спасет, поэтому как только засветилась и попала в чей-то обзор под пристальное внимание, фугасами довольно быстро ее разберут на запчасти.

РПК-1 А-32

Но вот самое интересное начинается на восьмом уровне, а девятый и десятый там вообще жесть. На восьмом уровне РПК-1 А-32 и пушку по дульному тормозу, наконечнику, вы можете спокойно ассоциировать с объектом 268 вариант 4. Уж очень они похожи. 152 миллиметра калибр, 750 альфа и это будет по сути ису-152 на восьмом уровне с крутящейся башней и без брони.

Объект 268 вариант 3

На 9-й уровень объект 268 вариант 3. При этом выглядит он просто шикарно — это все та же база Т-10. Это по сути особая башня, немножечко похожая, да, очень похожая с башней ИС-4 и пушка все те же — 750 альфы. Само собой, больше всех интересует кандидат на десятом уровне, потому что там расположилась самая необычная ПТ

Объект 120 таран

Действительно уникальная машина, которая была даже построена, но не прошла испытание — это Объект 120 таран.

Ее отличительной особенностью будет не только крутящаяся башня, не только заднее расположение этой самой башни, а бронепробитие — у нее на тот момент когда только-только в мире построили эту птшку, у нее было самое длинное орудие в мире, что позволило ей получить бронепробитие на одном километре 315 мм — не хило так, еще раз убеждаюсь, что СССР была сверхдержавой.

То есть в игре разработчики обязаны дать очень хорошое бронепробитие, это и будет отличительной особенностью.

В принципе, данному танку должны позволить иметь достаточно точную и в то время очень, еще раз, очень пробивную пушку с высокой скоростью полёта снаряда, при этом звезд с неба по динамике она хватать не будет, но двигаться будет на уровне су-130ПМ.

Летом 1945 года в Ленинграде началось проектирование объекта 260, получившего индекс ИС-7. Для его детальной проработки было создано несколько узкоспециализированных групп, руководителями которых назначили опытных инженеров, имевших большой опыт в создании тяжелых танков.

Рабочие чертежи новой машины были выполнены в крайне сжатые сроки, уже 9 сентября 1945 года их подписал главный конструктор Ж.Я.Котин. ИС-7 значительно отличался от других машин, разработанных кировцами в годы войны.

В процессе конструирования нового танка было выполнено около 1500 рабочих чертежей, внедрено в проект более 25 решений, ранее не встречавшихся в танкостроении, к разработкам и консультациям привлекались более 20 институтов и научных учреждений.

Не имея необходимого двигателя, но стремясь выполнить в срок правительственное задание, Кировский завод совместно с заводом № 500 Минавиапрома приступил к созданию танкового дизеля ТД-30 на базе авиационного АЧ-300. В результате на двух первых образцах ИС-7 установили двигатели ТД-30, которые показали в процессе испытаний свою пригодность для работы в танке, но из-за плохой сборки требовали доводки.

Первый, изготовленный и испытанный ИС-7, имел шестиступенчатую КП с кареточным переключением и синхронизаторами. Механизм поворота — планетарный, двухступенчатый. Управление имело гидравлические сервоприводы. При испытаниях трансмиссия показала хорошие тяговые качества, обеспечив высокие средние скорости танка.

Второй вариант механической трансмиссии был разработан совместно с МВТУ имени Н.Э.Баумана. Трансмиссия — планетарная, 8-ступенчатая, с механизмом поворота типа ЗК. Управление танком облегчалось гидравлическими сервоприводами с перспективным выбором передач.

При разработке ходовой части конструкторским отделом был спроектирован ряд вариантов подвесок, изготовленных и подвергнутых лабораторно-ходовым испытаниям на серийных танках и на первом опытном танке ИС-7. На их основании были разработаны окончательные рабочие чертежи всей ходовой части.

Кроме двух опытных танков, собранных на Кировском заводе и проходивших ходовые испытания в конце 1946-начале 1947 годов, на Ижорском заводе изготовили еще два броневых корпуса и две башни. Эти корпуса и башни испытывались обстрелом из орудий калибра 88, 122 и 128 мм на НИБТПолигоне ГАБТУ в Кубинке. Результаты испытаний легли в основу окончательного варианта бронирования нового танка.

В течение 1947 года в КБ Кировского завода шла интенсивная работа по созданию проекта улучшенного варианта танка ИС-7. Проект многое сохранил от своего предшественника, но вместе с тем в него было внесено немало существенных изменений. Корпус стал немного шире, а башня — более приплюснутой. ИС-7 получил гнутые борта корпуса, предложенные конструктором Г.Н.Москвиным. Было усилено вооружение — машина получила новую 130-мм пушку С-70 с длиной ствола 54 калибра. Ее снаряд массой 33,4 кг покидал ствол с начальной скоростью 900 м/с. Новинкой для своего времени стала система управления огнем.

Проекции танки ИС-7.

Прибор управления огнем обеспечивал наведение стабилизированной призмы на цель независимо от пушки, автоматическое приведение пушки к стабилизированной линии прицеливания при выстреле и автоматическое производство выстрела.

В качестве силовой установки на новом варианте ИС-7 использовался серийный морской 12-цилиндровый дизель М-50Т.

Автоматическая система пожаротушения конструкции М.Г.Шелемина состояла из датчиков и огнетушителей, установленных в моторно-трансмиссионном отделении, и была рассчитана на трехразовое включение в случае загорания. Летом 1948 года Кировский завод изготовил четыре ИС-7, которые после проведения заводских испытаний передали на государственные. Председателем Государственной комиссии назначили генерал-майора A.M.Сыча. Танк произвел сильное впечатление на членов комиссии: при массе 68 т машина без труда развивала скорость 60 км/ч, обладала отличной проходимостью. Его броневая защита в то время была практически неуязвима. Достаточно сказать, что ИС-7 выдерживал обстрел не только 128-мм немецкой пушки, но и собственного 130-мм орудия. Во время испытаний был проведен любопытный эксперимент по выяснению воздействия на экипаж прямых попаданий в танк артиллерийских снарядов. На места экипажа посадили собак, после чего подвергли ИС-7 обстрелу. Однако на состоянии животных результаты обстрела никак не сказались.

Небезынтересно привести воспоминания об ИС-7 Главного испытателя Министерства транспортного машиностроения СССР Е.А. Кульчицкого: «Мне была оказана большая честь, я получил предложение первым придать движение этому замечательному танку. Трудно передать словами свои ощущения. При скорости более 60 км/ч эта тяжелая машина легко откликается на самые незначительные усилия, прикладываемые к рычагам и педалям. Передачи переключаются маленьким рычажком, машина абсолютно покорна водителю«.

Тем не менее испытания танка не обошлись без ЧП. Так, во время одного из обстрелов на полигоне снаряд, скользнув по гнутому борту, ударил в блок подвески, и тот, видимо, слабо приваренный, отскочил от днища вместе с катком. Во время пробега другой машины двигатель, выработавший уже гарантийный срок на испытаниях, загорелся. Система пожаротушения дала две вспышки для локализации пожара, но погасить возгорание не смогла. Экипаж покинул машину, и она полностью сгорела.

Но, несмотря на ряд критических замечаний, в 1949 году военные выдали Кировскому заводу заказ на изготовление партии из 50 танков. Заказ этот по неясным причинам не был выполнен. Главное бронетанковое управление обвиняло завод, который, по его мнению, всячески задерживал изготовление оснастки и приспособлений, необходимых для серийного производства. Заводчане ссылались на военных, которые «зарубили» машину, требуя снизить массу до 50 т. Достоверно известно только одно — ни один из 50 заказанных танков не покинул цехов завода.

10 марта – Жозефу Котину – 112 лет!

Жозеф Яковлевич Котин родился 10 марта 1908 года в городе Павлограде Екатеринославской губернии в семье рабочего. В 1920 году семья Котиных переехала в Харьков, в то время бывший не только столицей Советской Украины, но и одним из крупнейших культурных и промышленных центров страны. Отец Котина Яков Антонович поступил на работу на один из харьковских заводов, а Жозеф пошёл учиться в городскую школу.

Фото Ж.Я. Котин.Попов Н. «Конструктор боевых машин», Лениздат, 1988

После окончания школы в 1923 году пятнадцатилетний Жозеф Котин начал свою трудовую деятельность: устроился на харьковский котельно-механический завод «Труд», где сначала работал учеником, а затем подручным слесаря. Во время работы на заводе «Труд» Жозеф Котин сделал своё первое изобретение — слесарные тиски, отличавшиеся оригинальным техническим решением. В то же время Котин учился на вечернем рабочем факультете, который закончил в 1927 году. После рабфака он поступил на автомобильный факультет Харьковского технологического института, откуда в августе 1929 года отличника учёбы студента 3-го курса Ж.Я. Котина по набору ЦК ВКП(б) откомандировали в Ленинград для продолжения обучения в Военно-технической академии им. Ф.Э. Дзержинского на факультете механизации и моторизации РККА. Из воспоминаний друга Ж.Я. Котина Героя Советского Союза генерал-майора танковых войск В.Н. Кашубы:

Читать еще:  Опытный торпедный катер Dark Hunter (Великобритания)

«Котин не только на редкость одарённый работник, он замечательный человек и товарищ. Я познакомился с ним лет десять назад, тогда он был слушателем Военно-технической академии имени Дзержинского и в свои 22 года пользовался всеобщим уважением и любовью. Я много разговаривал с людьми, которые работали и учились вместе с ним.

– Настойчивый, – говорили о нём, – работоспособный, хорошо знает людей. Мысль у него быстрая и глубокая.

И всё это верно. Я, пожалуй, не встречал работника с такой целеустремлённостью».

После окончания академии с 1932 по 1937 год военинженер 3-го ранга Ж.Я. Котин служил в Военной академии механизации и моторизации РККА им. И.В. Сталина (ВАММ) на различных должностях: инженером, начальником проектно-конструкторского сектора, начальником отделения в научно-исследовательском отделе. В 1935 году он лично участвовал в оригинальной разработке и практическом применении методики десантирования плавающих танков Т-37А и Т-38 с самолёта на бреющем полёте.

Новое назначение

В апреле 1937 года Ж.Я. Котин был назначен начальником танкового конструкторского бюро СКБ-2 на Кировском заводе (ЛКЗ) в Ленинграде. Необходимо отметить, что в то время небольшой коллектив СКБ-2 едва справлялся с конструкторским сопровождением серийного производства танка Т-28, над проектированием новых боевых машин почти не работал и собственной опытной базы не имел. Возглавив бюро, Котин занялся решением организационных вопросов: прежде всего, добился от руководства завода выделения и оборудования помещений для лабораторий и мастерских, предназначенных для опытных работ. Используя опыт, полученный в ВАММ, он занимался совершенствованием методов проектирования, привлечением квалифицированных кадров, создал в СКБ-2 группу перспективных разработок, много внимания уделял организации службы технической информации. Всё это в итоге принесло щедрые плоды.

В 1938 году обновлённый коллектив СКБ-2 приступил к работе по проектированию и созданию нового тяжёлого трёхбашенного танка с противоснарядным бронированием СМК, а затем и однобашенного тяжёлого танка КВ. Разработанный под руководством Котина танк КВ в декабре 1939 года Постановлением Комитета обороны при СНК СССР №443сс был принят на вооружение — это был первый отечественный серийный тяжёлый танк с противоснарядным бронированием. В феврале-марте 1940 года под руководством Котина был создан танк КВ-2 с более мощным вооружением — 152,4-мм гаубицей М-10, предназначавшийся прежде всего для уничтожения фортификационных сооружений.

Фото Опытный образец тяжёлого танка КВ.
pinterest.com

До начала Великой Отечественной Войны в СКБ-2, возглавляемом Ж.Я. Котиным, велись работы по усовершенствованию конструкции тяжёлых танков и улучшению их боевых свойств: были спроектированы и изготовлены опытные тяжёлые танки Т-150 и Т-220, велись работы над танком КВ-3. Кроме того, появились проекты лёгкого танка Т-50 и самоходной артиллерийской установки с 152,4-мм пушкой Бр-2.

Главный конструктор «Танкограда»

Сразу же после начала Великой Отечественной войны перед руководством Кировского завода была поставлена задача максимально увеличить выпуск танков КВ. Конструкторам СКБ-2 под руководством Котина пришлось проделать огромную работу по упрощению конструкции и технологии изготовления этих столь необходимых фронту боевых машин. Для круглосуточного обеспечения танкового производства в июле 1941 года весь руководящий состав СКБ-2 перевели на казарменное положение. Несмотря на многочисленные трудности, задача была с честью выполнена: выпуск танков КВ по сравнению с довоенным периодом вырос более чем вдвое. За выдающиеся заслуги в создании и освоении производства тяжёлых танков в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1941 года Ж.Я. Котину было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

6 октября 1941 года приказом №51сс по Народному комиссариату танковой промышленности (НКТП) Котин назначается главным конструктором только что созданного Комбината по производству тяжёлых танков («Танкограда»), объединившего в себе Челябинский Кировский завод (бывший ЧТЗ), Уралмашзавод и Уралтурбозавод. При этом за Котиным осталась должность главного конструктора Кировского завода. 9 октября 1941 года приказом НКТП №20К Котин был назначен заместителем Народного комиссара танковой промышленности по техническим вопросам, новым конструкциям и опытным работам.

После эвакуации в Челябинск коллектив СКБ-2 занимался в основном работами по дальнейшему усовершенствованию тяжёлых танков. В Челябинске под руководством Котина были созданы тяжёлый танк КВ-1с, огнемётный танк КВ-8 и самоходная артиллерийская установка СУ-152, вооружённая 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С.

В июне 1943 года Котин стал главным конструктором и директором Опытного завода №100 в Челябинске. Под его непосредственным руководством были разработаны и поставлены на серийное производство в ЧКЗ тяжёлые танки КВ-85, ИС-1 и ИС-2, а также самоходные артиллерийские установки ИСУ-152 и ИСУ-122. В 1944 году он принимал непосредственное участие в проектировании тяжёлого танка ИС-3.

Фото Тяжёлый танк: ИС-2

Несомненно, одним из наиболее значимых и ярких достижений Котина было создание тяжёлого танка ИС-2, достойно завершившего целую серию его конструкторских разработок, начинавшихся от танка КВ. ИС-2, по праву считающийся лучшим отечественным танком военного периода, получил высокую оценку у советских танкистов. «Гармоничное сочетание всех необходимых боевых качеств оказалось под силу лишь советскому танкостроению, — писал маршал бронетанковых войск А.X. Бабаджанян . — Вскоре после Курской битвы советские танкисты получили самый мощный танк второй мировой войны — ИС-2, созданный конструкторским бюро под руководством Героя Социалистического Труда Ж.Я. Котина».

Послевоенная деятельность

После окончания Великой Отечественной войны, в конце 1945 года, Котин вернулся в Ленинград и был назначен главным конструктором СКБ-2 на ЛКЗ, а в феврале 1946 года — главным конструктором и директором филиала опытного завода №100. С 19 марта 1949 года Котин — первый директор и главный конструктор Всесоюзного научно-исследовательского института №100 (ВНИИ-100) по конструированию новых танков (с сохранением должности главного конструктора ЛКЗ). Послевоенная деятельность Котина в качестве конструктора также оказалась чрезвычайно плодотворной. Он руководил проектированием и разработкой многих боевых машин:

  • опытного тяжёлого танка ИС-7;
  • тяжёлых танков Т-10и Т-10М;
  • плавающего танка ПТ-76и бронетранспортёра БТР-50П на его базе;
  • опытного тяжёлого танка с гидромеханической трансмиссией («Объект 266»);
  • опытного тяжёлого танка с 130-мм нарезной пушкой («Объект 277»);
  • экспериментальный танк с управляемым оружием и размещением экипажа в корпусе («Объект 287»);
  • экспериментальная бронированная машина с двумя газотурбинными двигателями («Объект 288»);
  • опытная самоходная установка САУ-152 («Объект 268») на базе танка Т-10.

Кроме того, под его руководством был разработан ряд гусеничных шасси для артиллерийских установок и ракетных установок оперативно-тактического назначения.

Фото десантирования Т-37

Десантирование плавающего танка Т-37.
Журнал «Вестник Бронетанковой техники»

Наряду с боевыми машинами конструкторский коллектив, которым руководил Котин, разработал и машины для народного хозяйства, такие как гусеничный трелёвочный трактор КТ-12, гусеничная машина «Пингвин» для арктических экспедиций и мощный колёсный трактор «Кировец», получивший широкое распространение в сельском хозяйстве и промышленности.

Тяжёлый танк ИС-7.
pinterest.com

Необходимо отметить, что кроме таланта конструктора Котин обладал редкими организаторскими способностями и умением правильно расставить своих подчинённых. Благодаря этому раскрылся творческий потенциал целой плеяды выдающихся советских конструкторов танков и самоходных артиллерийских установок, работавших под его началом: А.С. Ермолаева, Н.Л. Духова, Л.С. Троянова, Н.Ф. Шашмурина, Г.Н. Москвина и многих других.

В январе 1968 года Котин стал заместителем министра оборонной промышленности СССР, а с 1972 года и до последних дней жизни был членом Научно-технического совета Министерства оборонной промышленности СССР. Скончался Жозеф Яковлевич 21 октября 1979 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Тяжёлый танк Т-10М.
pinterest.com

Вместо эпилога

Работа Котина по созданию новых образцов военной и гражданской техники на протяжении всей его трудовой деятельности получала признание и высочайшие оценки со стороны руководства страны. Жозеф Яковлевич стал Героем Социалистического Труда, лауреатом четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946 и 1948 годов) был награждён четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Октябрьской Революции, орденом Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степеней, орденом Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», медалями.

Из статьи, опубликованной в №2 научно-технического журнала Министерства оборонной промышленности СССР «Вестник бронетанковой техники» за 1980 год и посвящённой памяти Ж.Я. Котина:

«Созданные под руководством Ж.Я. Котина и освоенные в производстве образцы военной техники сыграли важную роль в обеспечении победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и в укреплении оборонного могущества нашей Родины в послевоенные годы, а образцы тракторной техники в значительной степени способствовали повышению производительности труда в народном хозяйстве. На всех постах Ж.Я. Котин проявил себя как талантливый инженер-конструктор, ученый и организатор производства. Он успешно сочетал конструкторскую, производственную и организаторскую работу с большой государственной, общественной и научно-педагогической деятельностью. Он воспитал большой коллектив высококвалифицированных специалистов. Жозеф Яковлевич имел общительный, энергичный и жизнерадостный характер, отличался вниманием и чутким отношением к людям, пользовался большим авторитетом и уважением подчинённых».

К-700 «Кировец» — советский колёсный трактор общего назначения повышенной проходимости, тяговый класс 5.

Специальный набор в Премиум магазине

Для упрощения процесса прокачки данной ветки в Премиум магазине можно приобрести такой набор:

Также пакет содержит в себе дополнительную задачу на получение опыта:

Объект 703 Вариант II — тяжелый прем танк СССР 8 уровня

Лучшие ветки средних танков в WoT🔝 Первая часть

Обзор ветки E 50 Ausf. M. Стоит ли качать? Акция «В бой на E 50 Ausf. M»

Объект 430 — советский СТ 9 уровня World of Tanks

Обзор Объект 777 вариант II — стоит ли брать за Линию Фронта?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector