0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходная артиллерийская установка СУ-152П (Объект 116)

Содержание

Изучение трофейных образцов и захваченной немецкой документации советскими специалистами привело к появлению целого ряда новых проектов. Среди прочего, военные и конструкторы заинтересовались немецкими самоходными артиллерийским установками полуоткрытой архитектуры. К началу пятидесятых годов было создано сразу три проекта подобной техники. Один из них предлагал строительство самоходки с длинноствольным орудием калибром 152 мм и носил название СУ-152П.

Напомним, на заключительном этапе Великой Отечественной войны трофеями Красной Армии стало большое число новейших бронемашин гитлеровской Германии. Чуть позже удалось получить доступ к технической и конструкторской документации. В ходе изучения трофеев было установлено, что полуоткрытая установка орудия на самоходном шасси, использовавшаяся в нескольких немецких проектах, представляет определенный интерес и может быть использована при создании новой техники. Указания, в соответствии с которыми следовало начать разработку подобных проектов, появились в середине 1946 года.

Проработка облика перспективных бронемашин была поручена отделу №3 предприятия «Уралмашзавод» (г. Свердловск). Работами руководил Л.И. Горлицкий. Достаточно быстро конструкторский коллектив создал предварительные варианты проекта, после чего в течение двух лет продолжал их развитие. Результаты этих работ вновь получили одобрение, после чего был дан старт трем новым проектам. В соответствии с постановлением Совета министров от 22 июня 1948 года ОКБ-3 должно было создать три самоходки, построенные на унифицированном шасси и имеющие разное вооружение.

Одна из перспективных САУ должна была нести мощное длинноствольное 152-мм орудие М-53, разработанное заводом №172 (г. Пермь). Этот проект получил рабочее название «Объект 116». Позже самоходку обозначили как СУ-152П. Следует отметить, что, несмотря на определенное сходство обозначений, эта боевая машина не имела прямого отношения к ранее разработанным образцам.

В соответствии с техническим заданием, перспективные самоходки трех типов должны были строиться на унифицированном шасси. В рамках нового проекта было решено отказаться от прямого развития существующих самоходных машин и создать требуемое шасси с нуля. Для этого была проведена объемная работа по изучению имеющихся идей и технологий и поиску оптимальных конструкций. Итогом таких работ стало появление оригинальной конструкции самоходного шасси, заметным образом повлиявшей на дальнейшее развитие самоходной артиллерии.

Изначально перспективное шасси разрабатывалось для самоходки СУ-100П / «Объект 105», однако в его конструкции учитывались требования проекта «Объект 108» / СУ-152Г. Такая машина должна была отличаться повышенной прочностью и иметь возможность работы с 152-мм орудиями. В рамках третьего проекта «Объект 116» / СУ-152П бронированное шасси пришлось заметным образом доработать. В связи с использованием более крупного и тяжелого орудия нужно было удлинить существующий корпус и оснастить его измененной ходовой частью. Тем не менее, даже после таких переделок гусеничная машина сохраняла основные черты базовых изделий.

Перспективная САУ предназначалась для работы на переднем крае, но получила только противопульное бронирование. Как и другие машины своего семейства, самоходка имела корпус, собранный из бронелистов толщиной не более 18 мм. Наиболее мощное бронирование использовалось в лобовой части и на бортах. Прочие элементы корпуса имели толщину не менее 8 мм. Основная часть соединений выполнялась сваркой. Одновременно с этим предусматривалось несколько клепаных соединений. Компоновка соответствовала другим проектам. В передней части корпуса находилась трансмиссия, позади которой расположили моторный отсек (справа) и отделение управления (слева). Прочие объемы отдавались под боевое отделение.

Корпус СУ-152П отличался от существующего агрегата, использованного в двух других проектах, только своей длиной. Обводы и компоновка оставались прежними. Лобовая проекция прикрывалась наклонными листами наибольшей толщины, а также расположенной под некоторым углом к горизонтали крышей. Непосредственно за наклонной верхней лобовой деталью помещались люк водителя и крышка моторного отсека. Проект предусматривал применение вертикальных бортов, кормовая часть которых дополнялась откидными щитками боевого отделения. Сзади корпус защищался наклонным кормовым листом.

Боевое отделение и казенная часть орудия прикрывались щитом, похожим на использовавшиеся в других проектах. Этот агрегат имел наклонный лобовой лист толщиной 20 мм, треугольные скулы и вертикальные борта. Сверху на щите предусматривалась крыша с проемами для установки оптики. По ряду причин щит орудия собирался при помощи заклепок. Щит монтировался на одной установке с орудием и мог перемещаться вместе с ним в горизонтальной плоскости.

В моторном отсеке корпуса помещался дизельный двигатель В-105 мощностью 400 л.с. Этот двигатель представлял собой дальнейшее развитие серийного В-2 и отличался некоторыми преимуществами эксплуатационного характера. В рамках проекта перспективного шасси для двигателя была создана улучшенная система охлаждения, позволившая уменьшить потребные размеры моторного отсека. Двигатель соединялся с механической трансмиссией на основе главного фрикциона сухого трения, двухпоточного механизма передач и поворота и двух одноступенчатых бортовых редукторов, выдававшей мощность на ведущие колеса переднего расположения.

Корпус самоходки «Объект 116» отличался увеличенной длиной, из-за чего потребовалась определенная переработка ходовой части. Теперь на каждом борту корпуса помещалось по семь сдвоенных обрезиненных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Передняя и задняя пары катков по-прежнему имели гидропневматические амортизаторы. Появилась дополнительная пара поддерживающих роликов. Расположение и конструкция ведущих и направляющих колес не изменялись. Как и в других проектах семейства, планировалось использовать первую отечественную гусеницу с резинометаллическим шарниром.

В передней части боевого отделения разместили тумбовую установку для монтажа орудия требуемого типа. Использовались секторные механизмы наводки. Горизонтальное наведение осуществлялось в пределах сектора шириной 143° при помощи ручных или электрических приводов. Углы вертикальной наводки от -5°до +30° устанавливалось только вручную. В связи с большими габаритами и массой орудия установка получила уравновешивающий механизм пружинного типа. Его колонки располагались вертикально непосредственно за щитом. Применялись гидропневматические противооткатные устройства с гидравлическим тормозом отката и пневматическим откатником. Орудие укомплектовали телескопическим и перископическим прицелами. Также имелась панорама для стрельбы с закрытых позиций.

Орудие М-53 представляло собой очередной вариант развития довоенной пушки Бр-2, выполненный с использованием новых идей и технологий. Ранее неоднократно предлагались те или иные варианты модернизации базового образца, и к концу сороковых годов завод №172 представил проект М-53. Предполагалось, что такое орудие можно будет использовать в качестве основного вооружения самоходок противотанкового и штурмового класса.

Изделие М-53 получило сравнительно длинный нарезной ствол-моноблок калибром 152 мм. Использовался горизонтальный клиновой полуавтоматический затвор. Также в казенной части имелся досылатель пружинного типа. В связи с большой мощностью орудия и ограниченными характеристиками шасси было решено использовать оригинальный дульный тормоз. В дульной части ствола располагался сравнительно длинный агрегат с 12 парами боковых щелей для выброса пороховых газов. Такая конструкция тормоза позволяла компенсировать до 55% импульса отдачи. Максимальная величина отката достигала 1,1 м.

Орудие использовало раздельно-гильзовое заряжание и могло применять все существующие снаряды калибра 152 мм. Боекомплект в виде 30 выстрелов перевозился в кормовой укладке боевого отделения. Для большей безопасности снаряды и гильзы помещались внутри бронированного ящика, открываемого из отсека. Работать с боеприпасами должны были двое заряжающих. При помощи механического досылателя они могли обеспечивать скорострельность до 5 выстрелов в минуту.

Самоходка СУ-152П управлялась экипажем из пяти человек. В отделении управления помещался механик-водитель. Он имел собственный люк и пару смотровых приборов для вождения в боевой обстановке. В передней части боевого отделения, под прикрытием щита, находились командир и наводчик. В корме боевого отделения работали двое заряжающих. По понятным причинам, рабочие места наводчика, командира и заряжающих не оснащались люками. В то же время, для большего удобства посадки или работы борта отделения могли откидываться наружу.

Новая самоходная артиллерийская установка получалась крупнее других образцов своего «семейства». Длина по корпусу увеличилась до 7,3 м, ширина осталась на уровне 3,1 м, высота – менее 2,6 м. Боевая масса превышала 28,5 т. По расчетам, САУ должна была показывать неплохую подвижность. При движении по шоссе максимальная скорость могла достигать 55-60 км/ч. Запас хода – 300 км. Имелась возможность преодоления различных препятствий. Водоемы глубиной до 1 м можно было пересекать вброд.

Разработка трех самоходок полуоткрытой компоновки велась одновременно и завершилась в начале 1949 года. Тогда же «Уралмашзавод» приступил к сборке трех опытных образцов. В марте 1949-го прототип «Объект 116» / СУ-152П вышел на полигон для прохождения заводских испытаний. В течение нескольких недель бронемашина прошла более 2900 км и сделала 40 выстрелов. Было установлено, что имеющееся унифицированное шасси не лишено недостатков. Надежность отдельных элементов ходовой части оставляла желать лучшего, а большая боевая масса и мощный импульс отдачи ускоряли изнашивание агрегатов. Кроме того, были выявлены определенные проблемы с артиллерийской частью. В существующем виде САУ не годилась для эксплуатации и потому нуждалась в серьезной доработке.

С целью ускорения работ и экономии средств было решено совершенствовать шасси трех самоходок в ходе дальнейшего развития только проекта. Улучшать и отрабатывать базовый образец планировалось только в рамках проекта СУ-100П. При получении желаемых результатов обновленное шасси могло быть перенесено в два других проекта. Что касается орудийных установок, то они совершенствовались отдельно, каждая в рамках своего собственного проекта.

Доработка базового шестикаткового шасси продолжалась до января 1950 году и успела столкнуться с определенными проблемами. Параллельно с этим, в соответствии с рекомендациями заказчика, ОКБ-3 искало пути сокращения боевой массы СУ-152П. Для получения желаемых характеристик эта машина должна была весить около 26 т. Путем заметной переделки определенных деталей эту задачу удалось решить, но только частично. Масса доработанной самоходки сократилась, однако по-прежнему превышала рекомендованный уровень.

В начале 1950 года на государственные испытания вышли сразу три САУ разных типов, среди которых был и «Объект 116» на обновленном шасси и с переделанной артиллерийской частью. Доработанная и усиленная ходовая часть трех самоходок получила хорошую оценку. Также заказчик одобрил имеющуюся силовую установку и трансмиссию. В то же время, СУ-152П сохранила некоторые негативные особенности комплекса вооружений. В итоге было решено, что все три представленных образца не справились с государственными испытаниями и нуждаются в дальнейшей доработке.

Машины вновь возвратили на завод-изготовитель для очередной переделки. Как и ранее, основные идеи и решения, касавшиеся совершенствования техники, проверялись и отрабатывались на опытных СУ-100П, тогда как СУ-152Г и СУ-152П ждали завершения подобных работ, попутно получая улучшенные системы вооружения. Такое обновление перспективных машин продолжалось до середины пятидесятых годов.

К этому времени военное и политическое руководство страны поменяло свое мнение о путях развития боевых бронированных машин и вооружения для армии. Увидев значительные успехи ракетной техники, руководители страны и военачальники стали считать ствольную артиллерию устаревшей. Прямым следствием этого стало решение о закрытии целого ряда перспективных проектов орудий и самоходных установок. Вместе с другими разработками под сокращение попала и САУ «Объект 116». Работы были остановлены, а единственный построенный опытный образец позже передали в музей г. Кубинка, где он остается по сей день. В музейном зале можно оценить длину ствола пушки М-53: даже без дульного тормоза он не только нависает над проходом между двумя рядами техники, но и едва ли не достает до экспоната напротив.

Чуть позже конструкторам удалось убедить потенциального заказчика в необходимости дальнейшего развития имеющейся техники. Тем не менее, новый проект подразумевал совершенствование самоходки СУ-100П, тогда как два других проекта оставались не у дел. К началу шестидесятых годов на базе этой машины была создана улучшенная самоходная установка СУ-100ПМ, в дальнейшем ставшая базой для нового многоцелевого шасси. Последнее было пригодным для использования в новых проектах военной и специальной техники. Удлиненное унифицированное шасси тоже получило развитие и было использовано в нескольких новых проектах техники различного назначения.

Проект «Объект 116» / СУ-152П должен был привести к появлению перспективной самоходной артиллерийской установки с достаточно мощным вооружением, способной бороться с целями как на переднем крае, так и с закрытых позиций. Тем не менее, наличие массы оригинальных идей и решений привело к известным трудностям, из-за чего разработка всего семейства проектов заметным образом затянулась. В дальнейшем руководство и командование изменило свои взгляды на модернизацию сухопутных войск, вследствие чего проект был закрыт. К теме самоходок с орудиями калибром 152 мм вернулись только в середине шестидесятых годов, но более поздние боевые машины основывались на иных идеях и потому имели минимальное сходство с опытной СУ-152П.

Похожие главы из других книг:

Зенитная самоходная установка M163 «Вулкан»

Зенитная самоходная установка M163 «Вулкан» ЗСУ М163 была разработана в начале 1960-х годов на базе гусеничного бронетранспортера М113А1 с целью замены устаревших 40-мм зенитных самоходных установок М42. Тактико-технические характеристики ЗСУ М163БОЕВАЯ МАССА, т: 12,5.ЭКИПАЖ, чел.:

Самоходная установка «Карл»

Самоходная установка «Карл» Разработка сверхтяжелой мортиры калибра 600 мм началась фирмой «Рейнметалл» в инициативном порядке ещё в 1935 г. Главным целевым предназначением такого орудия должно было стать поражение долговременных бетонированных огневых точек. В марте

Самоходная противотанковая установка «Насхорн»

Самоходная противотанковая установка «Насхорн» Артиллерийская часть Рак 43 применялась не только на полевых лафетах, но и в качестве вооружения самоходных истребителей танков. Идея создания подобной самоходки с 8 8-мм пушкой впервые была сформулирована ещё в июле

Самоходная установка Pz.Jg I

Самоходная установка Pz.Jg I Уже во время Польской кампании немцам пришлось вести танковые сражения, где довольно неплохо проявила себя 37-мм пушка Pak 36. Однако, ожидая более напряженных боев в Европе, перед нападением на Францию немецкое руководство постаралось оснастить

Самоходная установка СУ-100 (объект 416)

Самоходная установка СУ-100 (объект 416) Объект 416 – самоходная установка СУ-100 с пушкой М-63 Башня СУ-100 (об. 416)Самоходная установка СУ- 100 представляла собой классическую противотанковую самоходную установку.100-мм пушка М-63 была разработана в ОКБ завода № 172 (г. Пермь) на базе

Самоходная установка СУ- 122 с пушкой Д-49

Самоходная установка СУ- 122 с пушкой Д-49 122-мм пушка Д-49 для САУ СУ-122В 1949 году КБ завода № 9 было поручено спроектировать и изготовить опытный образец 122-мм пушки, спаренной с 14,5-мм пулеметом системы Владимирова.Технический проект пушки, получивший заводской индекс Д- 49,

Самоходная установка СУ-152 (об. 120)

Самоходная установка СУ-152 (об. 120) САУ СУ1/52 с пушкой. М-69 (об. 120)САУ СУ-152 с пушкой М-69 представляла собой типичную противотанковую САУ (истребитель танков). В начале 60-х годов военное руководство СССР обнаружило, что бронебойные калиберные снаряды танковых пушек Д-10Т, Д-25 и М-

Самоходная установка 2С7 «ПИОН»

Самоходная установка 2С7 «ПИОН» САУ «Пион» с 203-мм. пушкой 2А44 САУ 2С7. Вид спередиЕще с 50-х годов СССР серьезно отставал от США в тяжелых самоходных артиллерийских установках. Со времен ИСУ-152 не было принято на вооружение ни одной тяжелой самоходной установки. Для

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шипка» (записки испытателя)

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шипка» (записки испытателя) См. ТиВ № 8/2002 гИсполнилось 40 лет как на вооружение войск ПВО СВ была принята счетверенная 23-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» 1*. «Шилка» была первой зенитной установкой, в которой на одном

Читать еще:  Тактический ракетный комплекс «Резеда» (СССР)

Самоходная мортира «ХА-ТО»

Самоходная мортира «ХА-ТО» В 1944 году малым числом была выпущена самоходная полубронированная 300-мм мортира «Тип 4» («Ха-то»), построенная на шасси тяжелого транспортера, напоминавшем перекомпонованное шасси «Чи-то»: впереди располагался двигатель, за ним — отделение

Самоходная установка Су-76М в экспозицмм Музея техники Вадима Задорожного.

Самоходная установка Су-76М в экспозицмм Музея техники Вадима

Зенитная самоходная установка «Гепард»

Зенитная самоходная установка «Гепард» Зенитная самоходная установка «Гепард» предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на наклонных дальностях от 0,1 до 4 км и на высотах до 3 км, летящих со скоростью до 350-400 м/с, а также

«Стюарт» с гаубицей. Самоходная артиллерийская установка М8

«Стюарт» с гаубицей. Самоходная артиллерийская установка М8 САУ М8 военно-исторической ассоциации «Арденны 44», Девиль (Франция)Развитие броневых сил в США в 30-е гг. привело к доминированию в их составе легких танков (в кавалерии называемых «боевыми машинами» — Combat Cars).

СУ-76 — легкая самоходная установка

СУ-76 — легкая самоходная установка В ходе военных действий стала очевидной необходимость создания самоходной артиллерии прежде всего для борьбы с вражескими танками. В 1942 году немецкие танки получили усиленную броню, и нашим штатным сорокапяткам стало не под силу

СУ-100 — средняя самоходная установка

СУ-100 — средняя самоходная установка Во второй половине Великой Отечественной войны наши бронетанковые войска выглядели совсем иначе, чем в ее начале. Новые могучие танки Т-34-85 и ИС получили себе в поддержку непосредственных боевых спутников — самоходные артиллерийские

ИСУ-152 — тяжелая самоходная установка

ИСУ-152 — тяжелая самоходная установка Как только в 1943 году появился на вооружении тяжелый танк ИС-1, было решено сконструировать на его базе самоходную установку. Усилия конструкторов увенчались созданием новых тяжелых артсамоходов — ИСУ-122 и ИСУ-152.Первый вариант

  1. «Победа» конструктора Ефимова
  2. 123456А.В. Карпенко, ТанкоМастер и Военно-технический сборник «Бастион». Совместный выпуск, стр. 32
  3. А.В. Карпенко, ТанкоМастер и Военно-технический сборник «Бастион». Совместный выпуск, стр. 33
  4. Самоходная артиллерийская установка СУ-152П в танковом музее города Кубинка
  • А.В.Карпенко ТанкоМастер и Военно-технический сборник «Бастион». Совместный выпуск. — Санкт-Петербург, 2002. — 44 с. — (1(9)).
  • М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2009. — № 8. — С. 56.

Изучение трофейных образцов и захваченной немецкой документации советскими специалистами привело к появлению целого ряда новых проектов. Среди прочего, военные и конструкторы заинтересовались немецкими самоходными артиллерийским установками полуоткрытой архитектуры. К началу пятидесятых годов было создано сразу три проекта подобной техники. Один из них предлагал строительство самоходки с длинноствольным орудием калибром 152 мм и носил название СУ-152П.

Напомним, на заключительном этапе Великой Отечественной войны трофеями Красной Армии стало большое число новейших бронемашин гитлеровской Германии. Чуть позже удалось получить доступ к технической и конструкторской документации. В ходе изучения трофеев было установлено, что полуоткрытая установка орудия на самоходном шасси, использовавшаяся в нескольких немецких проектах, представляет определенный интерес и может быть использована при создании новой техники. Указания, в соответствии с которыми следовало начать разработку подобных проектов, появились в середине 1946 года.

Проработка облика перспективных бронемашин была поручена отделу №3 предприятия «Уралмашзавод» (г. Свердловск). Работами руководил Л.И. Горлицкий. Достаточно быстро конструкторский коллектив создал предварительные варианты проекта, после чего в течение двух лет продолжал их развитие. Результаты этих работ вновь получили одобрение, после чего был дан старт трем новым проектам. В соответствии с постановлением Совета министров от 22 июня 1948 года ОКБ-3 должно было создать три самоходки, построенные на унифицированном шасси и имеющие разное вооружение.

Одна из перспективных САУ должна была нести мощное длинноствольное 152-мм орудие М-53, разработанное заводом №172 (г. Пермь). Этот проект получил рабочее название «Объект 116». Позже самоходку обозначили как СУ-152П. Следует отметить, что, несмотря на определенное сходство обозначений, эта боевая машина не имела прямого отношения к ранее разработанным образцам.

В соответствии с техническим заданием, перспективные самоходки трех типов должны были строиться на унифицированном шасси. В рамках нового проекта было решено отказаться от прямого развития существующих самоходных машин и создать требуемое шасси с нуля. Для этого была проведена объемная работа по изучению имеющихся идей и технологий и поиску оптимальных конструкций. Итогом таких работ стало появление оригинальной конструкции самоходного шасси, заметным образом повлиявшей на дальнейшее развитие самоходной артиллерии.

Изначально перспективное шасси разрабатывалось для самоходки СУ-100П / «Объект 105», однако в его конструкции учитывались требования проекта «Объект 108» / СУ-152Г. Такая машина должна была отличаться повышенной прочностью и иметь возможность работы с 152-мм орудиями. В рамках третьего проекта «Объект 116» / СУ-152П бронированное шасси пришлось заметным образом доработать. В связи с использованием более крупного и тяжелого орудия нужно было удлинить существующий корпус и оснастить его измененной ходовой частью. Тем не менее, даже после таких переделок гусеничная машина сохраняла основные черты базовых изделий.

Перспективная САУ предназначалась для работы на переднем крае, но получила только противопульное бронирование. Как и другие машины своего семейства, самоходка имела корпус, собранный из бронелистов толщиной не более 18 мм. Наиболее мощное бронирование использовалось в лобовой части и на бортах. Прочие элементы корпуса имели толщину не менее 8 мм. Основная часть соединений выполнялась сваркой. Одновременно с этим предусматривалось несколько клепаных соединений. Компоновка соответствовала другим проектам. В передней части корпуса находилась трансмиссия, позади которой расположили моторный отсек (справа) и отделение управления (слева). Прочие объемы отдавались под боевое отделение.

Корпус СУ-152П отличался от существующего агрегата, использованного в двух других проектах, только своей длиной. Обводы и компоновка оставались прежними. Лобовая проекция прикрывалась наклонными листами наибольшей толщины, а также расположенной под некоторым углом к горизонтали крышей. Непосредственно за наклонной верхней лобовой деталью помещались люк водителя и крышка моторного отсека. Проект предусматривал применение вертикальных бортов, кормовая часть которых дополнялась откидными щитками боевого отделения. Сзади корпус защищался наклонным кормовым листом.

Боевое отделение и казенная часть орудия прикрывались щитом, похожим на использовавшиеся в других проектах. Этот агрегат имел наклонный лобовой лист толщиной 20 мм, треугольные скулы и вертикальные борта. Сверху на щите предусматривалась крыша с проемами для установки оптики. По ряду причин щит орудия собирался при помощи заклепок. Щит монтировался на одной установке с орудием и мог перемещаться вместе с ним в горизонтальной плоскости.

В моторном отсеке корпуса помещался дизельный двигатель В-105 мощностью 400 л.с. Этот двигатель представлял собой дальнейшее развитие серийного В-2 и отличался некоторыми преимуществами эксплуатационного характера. В рамках проекта перспективного шасси для двигателя была создана улучшенная система охлаждения, позволившая уменьшить потребные размеры моторного отсека. Двигатель соединялся с механической трансмиссией на основе главного фрикциона сухого трения, двухпоточного механизма передач и поворота и двух одноступенчатых бортовых редукторов, выдававшей мощность на ведущие колеса переднего расположения.

Корпус самоходки «Объект 116» отличался увеличенной длиной, из-за чего потребовалась определенная переработка ходовой части. Теперь на каждом борту корпуса помещалось по семь сдвоенных обрезиненных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Передняя и задняя пары катков по-прежнему имели гидропневматические амортизаторы. Появилась дополнительная пара поддерживающих роликов. Расположение и конструкция ведущих и направляющих колес не изменялись. Как и в других проектах семейства, планировалось использовать первую отечественную гусеницу с резинометаллическим шарниром.

В передней части боевого отделения разместили тумбовую установку для монтажа орудия требуемого типа. Использовались секторные механизмы наводки. Горизонтальное наведение осуществлялось в пределах сектора шириной 143° при помощи ручных или электрических приводов. Углы вертикальной наводки от -5°до +30° устанавливалось только вручную. В связи с большими габаритами и массой орудия установка получила уравновешивающий механизм пружинного типа. Его колонки располагались вертикально непосредственно за щитом. Применялись гидропневматические противооткатные устройства с гидравлическим тормозом отката и пневматическим откатником. Орудие укомплектовали телескопическим и перископическим прицелами. Также имелась панорама для стрельбы с закрытых позиций.

Орудие М-53 представляло собой очередной вариант развития довоенной пушки Бр-2, выполненный с использованием новых идей и технологий. Ранее неоднократно предлагались те или иные варианты модернизации базового образца, и к концу сороковых годов завод №172 представил проект М-53. Предполагалось, что такое орудие можно будет использовать в качестве основного вооружения самоходок противотанкового и штурмового класса.

Изделие М-53 получило сравнительно длинный нарезной ствол-моноблок калибром 152 мм. Использовался горизонтальный клиновой полуавтоматический затвор. Также в казенной части имелся досылатель пружинного типа. В связи с большой мощностью орудия и ограниченными характеристиками шасси было решено использовать оригинальный дульный тормоз. В дульной части ствола располагался сравнительно длинный агрегат с 12 парами боковых щелей для выброса пороховых газов. Такая конструкция тормоза позволяла компенсировать до 55% импульса отдачи. Максимальная величина отката достигала 1,1 м.

Орудие использовало раздельно-гильзовое заряжание и могло применять все существующие снаряды калибра 152 мм. Боекомплект в виде 30 выстрелов перевозился в кормовой укладке боевого отделения. Для большей безопасности снаряды и гильзы помещались внутри бронированного ящика, открываемого из отсека. Работать с боеприпасами должны были двое заряжающих. При помощи механического досылателя они могли обеспечивать скорострельность до 5 выстрелов в минуту.

Самоходка СУ-152П управлялась экипажем из пяти человек. В отделении управления помещался механик-водитель. Он имел собственный люк и пару смотровых приборов для вождения в боевой обстановке. В передней части боевого отделения, под прикрытием щита, находились командир и наводчик. В корме боевого отделения работали двое заряжающих. По понятным причинам, рабочие места наводчика, командира и заряжающих не оснащались люками. В то же время, для большего удобства посадки или работы борта отделения могли откидываться наружу.

Новая самоходная артиллерийская установка получалась крупнее других образцов своего «семейства». Длина по корпусу увеличилась до 7,3 м, ширина осталась на уровне 3,1 м, высота – менее 2,6 м. Боевая масса превышала 28,5 т. По расчетам, САУ должна была показывать неплохую подвижность. При движении по шоссе максимальная скорость могла достигать 55-60 км/ч. Запас хода – 300 км. Имелась возможность преодоления различных препятствий. Водоемы глубиной до 1 м можно было пересекать вброд.

Разработка трех самоходок полуоткрытой компоновки велась одновременно и завершилась в начале 1949 года. Тогда же «Уралмашзавод» приступил к сборке трех опытных образцов. В марте 1949-го прототип «Объект 116» / СУ-152П вышел на полигон для прохождения заводских испытаний. В течение нескольких недель бронемашина прошла более 2900 км и сделала 40 выстрелов. Было установлено, что имеющееся унифицированное шасси не лишено недостатков. Надежность отдельных элементов ходовой части оставляла желать лучшего, а большая боевая масса и мощный импульс отдачи ускоряли изнашивание агрегатов. Кроме того, были выявлены определенные проблемы с артиллерийской частью. В существующем виде САУ не годилась для эксплуатации и потому нуждалась в серьезной доработке.

С целью ускорения работ и экономии средств было решено совершенствовать шасси трех самоходок в ходе дальнейшего развития только проекта. Улучшать и отрабатывать базовый образец планировалось только в рамках проекта СУ-100П. При получении желаемых результатов обновленное шасси могло быть перенесено в два других проекта. Что касается орудийных установок, то они совершенствовались отдельно, каждая в рамках своего собственного проекта.

Доработка базового шестикаткового шасси продолжалась до января 1950 году и успела столкнуться с определенными проблемами. Параллельно с этим, в соответствии с рекомендациями заказчика, ОКБ-3 искало пути сокращения боевой массы СУ-152П. Для получения желаемых характеристик эта машина должна была весить около 26 т. Путем заметной переделки определенных деталей эту задачу удалось решить, но только частично. Масса доработанной самоходки сократилась, однако по-прежнему превышала рекомендованный уровень.

В начале 1950 года на государственные испытания вышли сразу три САУ разных типов, среди которых был и «Объект 116» на обновленном шасси и с переделанной артиллерийской частью. Доработанная и усиленная ходовая часть трех самоходок получила хорошую оценку. Также заказчик одобрил имеющуюся силовую установку и трансмиссию. В то же время, СУ-152П сохранила некоторые негативные особенности комплекса вооружений. В итоге было решено, что все три представленных образца не справились с государственными испытаниями и нуждаются в дальнейшей доработке.

Машины вновь возвратили на завод-изготовитель для очередной переделки. Как и ранее, основные идеи и решения, касавшиеся совершенствования техники, проверялись и отрабатывались на опытных СУ-100П, тогда как СУ-152Г и СУ-152П ждали завершения подобных работ, попутно получая улучшенные системы вооружения. Такое обновление перспективных машин продолжалось до середины пятидесятых годов.

К этому времени военное и политическое руководство страны поменяло свое мнение о путях развития боевых бронированных машин и вооружения для армии. Увидев значительные успехи ракетной техники, руководители страны и военачальники стали считать ствольную артиллерию устаревшей. Прямым следствием этого стало решение о закрытии целого ряда перспективных проектов орудий и самоходных установок. Вместе с другими разработками под сокращение попала и САУ «Объект 116». Работы были остановлены, а единственный построенный опытный образец позже передали в музей г. Кубинка, где он остается по сей день. В музейном зале можно оценить длину ствола пушки М-53: даже без дульного тормоза он не только нависает над проходом между двумя рядами техники, но и едва ли не достает до экспоната напротив.

Чуть позже конструкторам удалось убедить потенциального заказчика в необходимости дальнейшего развития имеющейся техники. Тем не менее, новый проект подразумевал совершенствование самоходки СУ-100П, тогда как два других проекта оставались не у дел. К началу шестидесятых годов на базе этой машины была создана улучшенная самоходная установка СУ-100ПМ, в дальнейшем ставшая базой для нового многоцелевого шасси. Последнее было пригодным для использования в новых проектах военной и специальной техники. Удлиненное унифицированное шасси тоже получило развитие и было использовано в нескольких новых проектах техники различного назначения.

Проект «Объект 116» / СУ-152П должен был привести к появлению перспективной самоходной артиллерийской установки с достаточно мощным вооружением, способной бороться с целями как на переднем крае, так и с закрытых позиций. Тем не менее, наличие массы оригинальных идей и решений привело к известным трудностям, из-за чего разработка всего семейства проектов заметным образом затянулась. В дальнейшем руководство и командование изменило свои взгляды на модернизацию сухопутных войск, вследствие чего проект был закрыт. К теме самоходок с орудиями калибром 152 мм вернулись только в середине шестидесятых годов, но более поздние боевые машины основывались на иных идеях и потому имели минимальное сходство с опытной СУ-152П.

Похожие главы из других книг:

Зенитная самоходная установка M163 «Вулкан»

Зенитная самоходная установка M163 «Вулкан» ЗСУ М163 была разработана в начале 1960-х годов на базе гусеничного бронетранспортера М113А1 с целью замены устаревших 40-мм зенитных самоходных установок М42. Тактико-технические характеристики ЗСУ М163БОЕВАЯ МАССА, т: 12,5.ЭКИПАЖ, чел.:

Самоходная установка «Карл»

Самоходная установка «Карл» Разработка сверхтяжелой мортиры калибра 600 мм началась фирмой «Рейнметалл» в инициативном порядке ещё в 1935 г. Главным целевым предназначением такого орудия должно было стать поражение долговременных бетонированных огневых точек. В марте

Самоходная противотанковая установка «Насхорн»

Самоходная противотанковая установка «Насхорн» Артиллерийская часть Рак 43 применялась не только на полевых лафетах, но и в качестве вооружения самоходных истребителей танков. Идея создания подобной самоходки с 8 8-мм пушкой впервые была сформулирована ещё в июле

Самоходная установка Pz.Jg I

Самоходная установка Pz.Jg I Уже во время Польской кампании немцам пришлось вести танковые сражения, где довольно неплохо проявила себя 37-мм пушка Pak 36. Однако, ожидая более напряженных боев в Европе, перед нападением на Францию немецкое руководство постаралось оснастить

Самоходная установка СУ-100 (объект 416)

Самоходная установка СУ-100 (объект 416) Объект 416 – самоходная установка СУ-100 с пушкой М-63 Башня СУ-100 (об. 416)Самоходная установка СУ- 100 представляла собой классическую противотанковую самоходную установку.100-мм пушка М-63 была разработана в ОКБ завода № 172 (г. Пермь) на базе

Самоходная установка СУ- 122 с пушкой Д-49

Самоходная установка СУ- 122 с пушкой Д-49 122-мм пушка Д-49 для САУ СУ-122В 1949 году КБ завода № 9 было поручено спроектировать и изготовить опытный образец 122-мм пушки, спаренной с 14,5-мм пулеметом системы Владимирова.Технический проект пушки, получивший заводской индекс Д- 49,

Самоходная установка СУ-152 (об. 120)

Самоходная установка СУ-152 (об. 120) САУ СУ1/52 с пушкой. М-69 (об. 120)САУ СУ-152 с пушкой М-69 представляла собой типичную противотанковую САУ (истребитель танков). В начале 60-х годов военное руководство СССР обнаружило, что бронебойные калиберные снаряды танковых пушек Д-10Т, Д-25 и М-

Читать еще:  Противотанковые САУ FV4004 «Conway» и FV4005 «Stage II» (Великобритания)

Самоходная установка 2С7 «ПИОН»

Самоходная установка 2С7 «ПИОН» САУ «Пион» с 203-мм. пушкой 2А44 САУ 2С7. Вид спередиЕще с 50-х годов СССР серьезно отставал от США в тяжелых самоходных артиллерийских установках. Со времен ИСУ-152 не было принято на вооружение ни одной тяжелой самоходной установки. Для

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шипка» (записки испытателя)

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шипка» (записки испытателя) См. ТиВ № 8/2002 гИсполнилось 40 лет как на вооружение войск ПВО СВ была принята счетверенная 23-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» 1*. «Шилка» была первой зенитной установкой, в которой на одном

Самоходная мортира «ХА-ТО»

Самоходная мортира «ХА-ТО» В 1944 году малым числом была выпущена самоходная полубронированная 300-мм мортира «Тип 4» («Ха-то»), построенная на шасси тяжелого транспортера, напоминавшем перекомпонованное шасси «Чи-то»: впереди располагался двигатель, за ним — отделение

Самоходная установка Су-76М в экспозицмм Музея техники Вадима Задорожного.

Самоходная установка Су-76М в экспозицмм Музея техники Вадима

Зенитная самоходная установка «Гепард»

Зенитная самоходная установка «Гепард» Зенитная самоходная установка «Гепард» предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на наклонных дальностях от 0,1 до 4 км и на высотах до 3 км, летящих со скоростью до 350-400 м/с, а также

«Стюарт» с гаубицей. Самоходная артиллерийская установка М8

«Стюарт» с гаубицей. Самоходная артиллерийская установка М8 САУ М8 военно-исторической ассоциации «Арденны 44», Девиль (Франция)Развитие броневых сил в США в 30-е гг. привело к доминированию в их составе легких танков (в кавалерии называемых «боевыми машинами» — Combat Cars).

СУ-76 — легкая самоходная установка

СУ-76 — легкая самоходная установка В ходе военных действий стала очевидной необходимость создания самоходной артиллерии прежде всего для борьбы с вражескими танками. В 1942 году немецкие танки получили усиленную броню, и нашим штатным сорокапяткам стало не под силу

СУ-100 — средняя самоходная установка

СУ-100 — средняя самоходная установка Во второй половине Великой Отечественной войны наши бронетанковые войска выглядели совсем иначе, чем в ее начале. Новые могучие танки Т-34-85 и ИС получили себе в поддержку непосредственных боевых спутников — самоходные артиллерийские

ИСУ-152 — тяжелая самоходная установка

ИСУ-152 — тяжелая самоходная установка Как только в 1943 году появился на вооружении тяжелый танк ИС-1, было решено сконструировать на его базе самоходную установку. Усилия конструкторов увенчались созданием новых тяжелых артсамоходов — ИСУ-122 и ИСУ-152.Первый вариант

Мастодонты-противотанкисты: СУ-152П и Объект 120 «Таран». СССР

Главная » Не реализованные проекты танков и другой бронетанковой техники СССР » Мастодонты-противотанкисты: СУ-152П и Объект 120 «Таран». СССР

Не реализованные проекты танков и другой бронетанковой техники СССР

Кошмарный Деспот 13.09.2011 156

в Избранноев Избранномиз Избранного 0

Самоходная артиллерийская установка СУ-152П была разработана в Свердловске на базе агрегатов СУ-100П и имела обозначение «Объект 116». Предназначалась самоходка как для нанесения ударов с закрытой позиции, так и для борьбы с танками противника, очень мощная152,4-мм пушка М-53

имела угол горизонтального наведения 143°, что обеспечивало вполне достаточную для противотанковой борьбы маневренность огня, а возимый БК в 30 выстрелов позволял неплохо пострелять.. Но, не все было так радужно, — несмотря на удлиннение ходовой на один каток, самоходная установка массой 28,7 т была слишком легкой для отдачи такого мощного орудия. Поэтому пришлось установить довольно экзотически выглядящий щелевой дульный тормоз, который помог снизить отдачу до разумной величины, но, полагаю, что о незаметности стрельбы с небольшими углами возвышения можно было забыть. Пороховые газы из такой конструкции должны, на мой взгляд, демаскировывать орудие даже на асфальте.


СУ-152П на вооружение не принималась. На тот момент необходимости в САУ такого типа, работающей с закрытой позиции не было, а с т.з. ПТО машина имела кучу неустранимых недостатков. Но, надо заметить, что конструкторы УЗТМ за этом не успокоились….

Объект 120 «Таран»

Пора, видимо, свести воедино все, что имеется по самой мощной противотанковой САУ, «Объект 120», она же «Таран». Так вот, сразу скажу, что по дульной энергии бронебойного снаряда эта машинка себе равных, как мне кажется, не имеет. 18.5МДж (12.5кг со скоростью 1720м/с) — современные танковые пушки заметно скромнее. И, замечу дополнительно — современные гладкостволки у танков еще и менее точны, а вот 152-мм орудие М-69 — с нарезным стволом, сиречь очень кучное. Однако, бесплатно ничего не дается, — не зря эта сверхмощная машина стоит только в музейном зале

А ведь начиналось все неплохо. Когда в начале 60-х выяснилось, что бронебойные калиберные снаряды танковых пушек Д-10Т, Д-25 и М-62, которыми вооружены средние танки Т-54 и Т-55 и тяжелые танки Т-10 и Т-10М, не могут пробить лобовой брони ни корпуса, ни башни американского танка М-60 и английского «Чифтен» — советское военное руководство спешно инициировало сразу несколько параллельных проектов. Сверхмощную САУ, новые гладкоствольные и нарезные пушки с ОБПС и ПТУР, новые снаряды к старым пушкам, — в общем, все что в голову смогло придти, одновременно. САУ «Таран», как раз, по одному из этих направлений и создавалось. Разработанное в ОКБ-9 орудие с невероятно длинным даже по сегодняшним меркам 59.5-калиберным* (9045 мм без немаленького дульного тормоза) стволом пробивало с 2000м бронеплиту толщиной 290мм, что делало новую самоходку практически сверхоружием, — на тот момент не было танков, способных выдержать такой удар. А если бы даже кто и выдержал из новых — то вряд ли бы сохранил боеспособность, после такого удара-то.

Разумеется, весил этот монстр немало, но шасси от СУ-152П вполне с ним справлялось. Что, собственно, и неудивительно — ведь «Таран», по сути, представлял собой ту же самую СУ-152П с закрытой башней и модернизированным орудием того же калибра (6″). В целом же, самоходка вышла довольно легкой — всего 27 с хвостиком тонн, и если бы не огромный дульный тормоз — наверное, лихо бы прыгала при стрельбе.


Впрочем, легкая-то легкая, но даже установленный досылатель работу заряжающего в компактной башне не особенно облегчал — с бронебойным снарядом еще туда-сюда, благо заряжание раздельное, а вот с ОФС-ом, в 43кг (по другим данным — «всего» 35кг), да в движении… Мало не покажется, уверяю вас.

Видимо, по причине запредельного веса ствола разработчики даже не планировали устанавливать стабилизатор для стрельбы с ходу, предполагалось использование самоходки только с места и из засад — тем более, что максимальная толщина брони не превышала 30мм, какие уж там атаки…

Все это вместе привело к осознанию того, что время экстенсивного развития, оправданного во время войны, уже ушло. Пока самоходку испытывали — выяснилось, что подобного результата можно добиться с помошью переносимой одним человеком ПТУР, а если нужно что-то ствольное, так гладкоствольная пушка Д-81 калибром всего 125-мм и в полтора раза короче — с тех же двух километров пробивает ОБПСом 270мм брони.

Вышло так, что никакая специализированная ПТ САУ, получается, и не нужна — наступало время ракетных истребителей танков и гладкоствольных пушек с ОБПС. Поэтому и отправился могучий «Таран» прямиком в Кубинку, в музей БТТ, гле и пребывает по сей день…

Изучение трофейных образцов и захваченной немецкой документации советскими специалистами привело к появлению целого ряда новых проектов. Среди прочего, военные и конструкторы заинтересовались немецкими самоходными артиллерийским установками полуоткрытой архитектуры. К началу пятидесятых годов было создано сразу три проекта подобной техники. Один из них предлагал строительство самоходки с длинноствольным орудием калибром 152 мм и носил название СУ-152П.

Напомним, на заключительном этапе Великой Отечественной войны трофеями Красной Армии стало большое число новейших бронемашин гитлеровской Германии. Чуть позже удалось получить доступ к технической и конструкторской документации. В ходе изучения трофеев было установлено, что полуоткрытая установка орудия на самоходном шасси, использовавшаяся в нескольких немецких проектах, представляет определенный интерес и может быть использована при создании новой техники. Указания, в соответствии с которыми следовало начать разработку подобных проектов, появились в середине 1946 года.

Проработка облика перспективных бронемашин была поручена отделу №3 предприятия «Уралмашзавод» (г. Свердловск). Работами руководил Л.И. Горлицкий. Достаточно быстро конструкторский коллектив создал предварительные варианты проекта, после чего в течение двух лет продолжал их развитие. Результаты этих работ вновь получили одобрение, после чего был дан старт трем новым проектам. В соответствии с постановлением Совета министров от 22 июня 1948 года ОКБ-3 должно было создать три самоходки, построенные на унифицированном шасси и имеющие разное вооружение.

Одна из перспективных САУ должна была нести мощное длинноствольное 152-мм орудие М-53, разработанное заводом №172 (г. Пермь). Этот проект получил рабочее название «Объект 116». Позже самоходку обозначили как СУ-152П. Следует отметить, что, несмотря на определенное сходство обозначений, эта боевая машина не имела прямого отношения к ранее разработанным образцам.

В соответствии с техническим заданием, перспективные самоходки трех типов должны были строиться на унифицированном шасси. В рамках нового проекта было решено отказаться от прямого развития существующих самоходных машин и создать требуемое шасси с нуля. Для этого была проведена объемная работа по изучению имеющихся идей и технологий и поиску оптимальных конструкций. Итогом таких работ стало появление оригинальной конструкции самоходного шасси, заметным образом повлиявшей на дальнейшее развитие самоходной артиллерии.

Изначально перспективное шасси разрабатывалось для самоходки СУ-100П / «Объект 105», однако в его конструкции учитывались требования проекта «Объект 108» / СУ-152Г. Такая машина должна была отличаться повышенной прочностью и иметь возможность работы с 152-мм орудиями. В рамках третьего проекта «Объект 116» / СУ-152П бронированное шасси пришлось заметным образом доработать. В связи с использованием более крупного и тяжелого орудия нужно было удлинить существующий корпус и оснастить его измененной ходовой частью. Тем не менее, даже после таких переделок гусеничная машина сохраняла основные черты базовых изделий.

Перспективная САУ предназначалась для работы на переднем крае, но получила только противопульное бронирование. Как и другие машины своего семейства, самоходка имела корпус, собранный из бронелистов толщиной не более 18 мм. Наиболее мощное бронирование использовалось в лобовой части и на бортах. Прочие элементы корпуса имели толщину не менее 8 мм. Основная часть соединений выполнялась сваркой. Одновременно с этим предусматривалось несколько клепаных соединений. Компоновка соответствовала другим проектам. В передней части корпуса находилась трансмиссия, позади которой расположили моторный отсек (справа) и отделение управления (слева). Прочие объемы отдавались под боевое отделение.

Корпус СУ-152П отличался от существующего агрегата, использованного в двух других проектах, только своей длиной. Обводы и компоновка оставались прежними. Лобовая проекция прикрывалась наклонными листами наибольшей толщины, а также расположенной под некоторым углом к горизонтали крышей. Непосредственно за наклонной верхней лобовой деталью помещались люк водителя и крышка моторного отсека. Проект предусматривал применение вертикальных бортов, кормовая часть которых дополнялась откидными щитками боевого отделения. Сзади корпус защищался наклонным кормовым листом.

Боевое отделение и казенная часть орудия прикрывались щитом, похожим на использовавшиеся в других проектах. Этот агрегат имел наклонный лобовой лист толщиной 20 мм, треугольные скулы и вертикальные борта. Сверху на щите предусматривалась крыша с проемами для установки оптики. По ряду причин щит орудия собирался при помощи заклепок. Щит монтировался на одной установке с орудием и мог перемещаться вместе с ним в горизонтальной плоскости.

В моторном отсеке корпуса помещался дизельный двигатель В-105 мощностью 400 л.с. Этот двигатель представлял собой дальнейшее развитие серийного В-2 и отличался некоторыми преимуществами эксплуатационного характера. В рамках проекта перспективного шасси для двигателя была создана улучшенная система охлаждения, позволившая уменьшить потребные размеры моторного отсека. Двигатель соединялся с механической трансмиссией на основе главного фрикциона сухого трения, двухпоточного механизма передач и поворота и двух одноступенчатых бортовых редукторов, выдававшей мощность на ведущие колеса переднего расположения.

Корпус самоходки «Объект 116» отличался увеличенной длиной, из-за чего потребовалась определенная переработка ходовой части. Теперь на каждом борту корпуса помещалось по семь сдвоенных обрезиненных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Передняя и задняя пары катков по-прежнему имели гидропневматические амортизаторы. Появилась дополнительная пара поддерживающих роликов. Расположение и конструкция ведущих и направляющих колес не изменялись. Как и в других проектах семейства, планировалось использовать первую отечественную гусеницу с резинометаллическим шарниром.

В передней части боевого отделения разместили тумбовую установку для монтажа орудия требуемого типа. Использовались секторные механизмы наводки. Горизонтальное наведение осуществлялось в пределах сектора шириной 143° при помощи ручных или электрических приводов. Углы вертикальной наводки от -5°до +30° устанавливалось только вручную. В связи с большими габаритами и массой орудия установка получила уравновешивающий механизм пружинного типа. Его колонки располагались вертикально непосредственно за щитом. Применялись гидропневматические противооткатные устройства с гидравлическим тормозом отката и пневматическим откатником. Орудие укомплектовали телескопическим и перископическим прицелами. Также имелась панорама для стрельбы с закрытых позиций.

Орудие М-53 представляло собой очередной вариант развития довоенной пушки Бр-2, выполненный с использованием новых идей и технологий. Ранее неоднократно предлагались те или иные варианты модернизации базового образца, и к концу сороковых годов завод №172 представил проект М-53. Предполагалось, что такое орудие можно будет использовать в качестве основного вооружения самоходок противотанкового и штурмового класса.

Изделие М-53 получило сравнительно длинный нарезной ствол-моноблок калибром 152 мм. Использовался горизонтальный клиновой полуавтоматический затвор. Также в казенной части имелся досылатель пружинного типа. В связи с большой мощностью орудия и ограниченными характеристиками шасси было решено использовать оригинальный дульный тормоз. В дульной части ствола располагался сравнительно длинный агрегат с 12 парами боковых щелей для выброса пороховых газов. Такая конструкция тормоза позволяла компенсировать до 55% импульса отдачи. Максимальная величина отката достигала 1,1 м.

Орудие использовало раздельно-гильзовое заряжание и могло применять все существующие снаряды калибра 152 мм. Боекомплект в виде 30 выстрелов перевозился в кормовой укладке боевого отделения. Для большей безопасности снаряды и гильзы помещались внутри бронированного ящика, открываемого из отсека. Работать с боеприпасами должны были двое заряжающих. При помощи механического досылателя они могли обеспечивать скорострельность до 5 выстрелов в минуту.

Самоходка СУ-152П управлялась экипажем из пяти человек. В отделении управления помещался механик-водитель. Он имел собственный люк и пару смотровых приборов для вождения в боевой обстановке. В передней части боевого отделения, под прикрытием щита, находились командир и наводчик. В корме боевого отделения работали двое заряжающих. По понятным причинам, рабочие места наводчика, командира и заряжающих не оснащались люками. В то же время, для большего удобства посадки или работы борта отделения могли откидываться наружу.

Новая самоходная артиллерийская установка получалась крупнее других образцов своего «семейства». Длина по корпусу увеличилась до 7,3 м, ширина осталась на уровне 3,1 м, высота – менее 2,6 м. Боевая масса превышала 28,5 т. По расчетам, САУ должна была показывать неплохую подвижность. При движении по шоссе максимальная скорость могла достигать 55-60 км/ч. Запас хода – 300 км. Имелась возможность преодоления различных препятствий. Водоемы глубиной до 1 м можно было пересекать вброд.

Разработка трех самоходок полуоткрытой компоновки велась одновременно и завершилась в начале 1949 года. Тогда же «Уралмашзавод» приступил к сборке трех опытных образцов. В марте 1949-го прототип «Объект 116» / СУ-152П вышел на полигон для прохождения заводских испытаний. В течение нескольких недель бронемашина прошла более 2900 км и сделала 40 выстрелов. Было установлено, что имеющееся унифицированное шасси не лишено недостатков. Надежность отдельных элементов ходовой части оставляла желать лучшего, а большая боевая масса и мощный импульс отдачи ускоряли изнашивание агрегатов. Кроме того, были выявлены определенные проблемы с артиллерийской частью. В существующем виде САУ не годилась для эксплуатации и потому нуждалась в серьезной доработке.

С целью ускорения работ и экономии средств было решено совершенствовать шасси трех самоходок в ходе дальнейшего развития только проекта. Улучшать и отрабатывать базовый образец планировалось только в рамках проекта СУ-100П. При получении желаемых результатов обновленное шасси могло быть перенесено в два других проекта. Что касается орудийных установок, то они совершенствовались отдельно, каждая в рамках своего собственного проекта.

Доработка базового шестикаткового шасси продолжалась до января 1950 году и успела столкнуться с определенными проблемами. Параллельно с этим, в соответствии с рекомендациями заказчика, ОКБ-3 искало пути сокращения боевой массы СУ-152П. Для получения желаемых характеристик эта машина должна была весить около 26 т. Путем заметной переделки определенных деталей эту задачу удалось решить, но только частично. Масса доработанной самоходки сократилась, однако по-прежнему превышала рекомендованный уровень.

Читать еще:  Автомат конструкции Ситова АГСУ (Россия)

В начале 1950 года на государственные испытания вышли сразу три САУ разных типов, среди которых был и «Объект 116» на обновленном шасси и с переделанной артиллерийской частью. Доработанная и усиленная ходовая часть трех самоходок получила хорошую оценку. Также заказчик одобрил имеющуюся силовую установку и трансмиссию. В то же время, СУ-152П сохранила некоторые негативные особенности комплекса вооружений. В итоге было решено, что все три представленных образца не справились с государственными испытаниями и нуждаются в дальнейшей доработке.

Машины вновь возвратили на завод-изготовитель для очередной переделки. Как и ранее, основные идеи и решения, касавшиеся совершенствования техники, проверялись и отрабатывались на опытных СУ-100П, тогда как СУ-152Г и СУ-152П ждали завершения подобных работ, попутно получая улучшенные системы вооружения. Такое обновление перспективных машин продолжалось до середины пятидесятых годов.

К этому времени военное и политическое руководство страны поменяло свое мнение о путях развития боевых бронированных машин и вооружения для армии. Увидев значительные успехи ракетной техники, руководители страны и военачальники стали считать ствольную артиллерию устаревшей. Прямым следствием этого стало решение о закрытии целого ряда перспективных проектов орудий и самоходных установок. Вместе с другими разработками под сокращение попала и САУ «Объект 116». Работы были остановлены, а единственный построенный опытный образец позже передали в музей г. Кубинка, где он остается по сей день. В музейном зале можно оценить длину ствола пушки М-53: даже без дульного тормоза он не только нависает над проходом между двумя рядами техники, но и едва ли не достает до экспоната напротив.

Чуть позже конструкторам удалось убедить потенциального заказчика в необходимости дальнейшего развития имеющейся техники. Тем не менее, новый проект подразумевал совершенствование самоходки СУ-100П, тогда как два других проекта оставались не у дел. К началу шестидесятых годов на базе этой машины была создана улучшенная самоходная установка СУ-100ПМ, в дальнейшем ставшая базой для нового многоцелевого шасси. Последнее было пригодным для использования в новых проектах военной и специальной техники. Удлиненное унифицированное шасси тоже получило развитие и было использовано в нескольких новых проектах техники различного назначения.

Проект «Объект 116» / СУ-152П должен был привести к появлению перспективной самоходной артиллерийской установки с достаточно мощным вооружением, способной бороться с целями как на переднем крае, так и с закрытых позиций. Тем не менее, наличие массы оригинальных идей и решений привело к известным трудностям, из-за чего разработка всего семейства проектов заметным образом затянулась. В дальнейшем руководство и командование изменило свои взгляды на модернизацию сухопутных войск, вследствие чего проект был закрыт. К теме самоходок с орудиями калибром 152 мм вернулись только в середине шестидесятых годов, но более поздние боевые машины основывались на иных идеях и потому имели минимальное сходство с опытной СУ-152П.

Описание конструкции

Самоходная артиллерийская установка СУ-152П сконструирована с открытой установкой орудия. [2]

Броневой корпус и башня

В кормовой части находится боевое отделение установки. Корпус сделан из броневых катаных листов. Спереди находится трансмиссионное отделение. [2]

Вооружение

В качестве основного орудия использовалась 152-мм пушка М-53, которая изначально была предназначена для полузакрытой САУ СУ-1. Применять её предполагалось как противотанковую и как штурмовую. Пушка установлена на тумбу и оснащена механизмом облегчения заряжания. Для уменьшения усилия на борт при поворотах, пушка была установлена на роликовый погон. [2]

Ствол орудия моноблочный, с дульным тормозом щелевого типа. Эффективность дульного тормоза 55%. Затвор полуавтоматический горизонтально-клиновой. Досылание снаряда производилось с помощью механического пружинного устройства, а гильзы с полным и уменьшенным переменным зарядом досылались вручную. Горизонтальное наведение орудия осуществлялось электроприводом. [2]

Ходовая часть

Пушку М-53 предполагалось разместить на специально сконструированном шасси. В качестве базы было выбрано шасси САУ СУ-100П. Длина шасси была увеличена и добавлен дополнительный опорный каток. [2]

Изучение трофейных образцов и захваченной немецкой документации советскими специалистами привело к появлению целого ряда новых проектов. Среди прочего, военные и конструкторы заинтересовались немецкими самоходными артиллерийским установками полуоткрытой архитектуры. К началу пятидесятых годов было создано сразу три проекта подобной техники. Один из них предлагал строительство самоходки с длинноствольным орудием калибром 152 мм и носил название СУ-152П.

Напомним, на заключительном этапе Великой Отечественной войны трофеями Красной Армии стало большое число новейших бронемашин гитлеровской Германии. Чуть позже удалось получить доступ к технической и конструкторской документации. В ходе изучения трофеев было установлено, что полуоткрытая установка орудия на самоходном шасси, использовавшаяся в нескольких немецких проектах, представляет определенный интерес и может быть использована при создании новой техники. Указания, в соответствии с которыми следовало начать разработку подобных проектов, появились в середине 1946 года.

Проработка облика перспективных бронемашин была поручена отделу №3 предприятия «Уралмашзавод» (г. Свердловск). Работами руководил Л.И. Горлицкий. Достаточно быстро конструкторский коллектив создал предварительные варианты проекта, после чего в течение двух лет продолжал их развитие. Результаты этих работ вновь получили одобрение, после чего был дан старт трем новым проектам. В соответствии с постановлением Совета министров от 22 июня 1948 года ОКБ-3 должно было создать три самоходки, построенные на унифицированном шасси и имеющие разное вооружение.

Одна из перспективных САУ должна была нести мощное длинноствольное 152-мм орудие М-53, разработанное заводом №172 (г. Пермь). Этот проект получил рабочее название «Объект 116». Позже самоходку обозначили как СУ-152П. Следует отметить, что, несмотря на определенное сходство обозначений, эта боевая машина не имела прямого отношения к ранее разработанным образцам.

В соответствии с техническим заданием, перспективные самоходки трех типов должны были строиться на унифицированном шасси. В рамках нового проекта было решено отказаться от прямого развития существующих самоходных машин и создать требуемое шасси с нуля. Для этого была проведена объемная работа по изучению имеющихся идей и технологий и поиску оптимальных конструкций. Итогом таких работ стало появление оригинальной конструкции самоходного шасси, заметным образом повлиявшей на дальнейшее развитие самоходной артиллерии.

Изначально перспективное шасси разрабатывалось для самоходки СУ-100П / «Объект 105», однако в его конструкции учитывались требования проекта «Объект 108» / СУ-152Г. Такая машина должна была отличаться повышенной прочностью и иметь возможность работы с 152-мм орудиями. В рамках третьего проекта «Объект 116» / СУ-152П бронированное шасси пришлось заметным образом доработать. В связи с использованием более крупного и тяжелого орудия нужно было удлинить существующий корпус и оснастить его измененной ходовой частью. Тем не менее, даже после таких переделок гусеничная машина сохраняла основные черты базовых изделий.

Перспективная САУ предназначалась для работы на переднем крае, но получила только противопульное бронирование. Как и другие машины своего семейства, самоходка имела корпус, собранный из бронелистов толщиной не более 18 мм. Наиболее мощное бронирование использовалось в лобовой части и на бортах. Прочие элементы корпуса имели толщину не менее 8 мм. Основная часть соединений выполнялась сваркой. Одновременно с этим предусматривалось несколько клепаных соединений. Компоновка соответствовала другим проектам. В передней части корпуса находилась трансмиссия, позади которой расположили моторный отсек (справа) и отделение управления (слева). Прочие объемы отдавались под боевое отделение.

Корпус СУ-152П отличался от существующего агрегата, использованного в двух других проектах, только своей длиной. Обводы и компоновка оставались прежними. Лобовая проекция прикрывалась наклонными листами наибольшей толщины, а также расположенной под некоторым углом к горизонтали крышей. Непосредственно за наклонной верхней лобовой деталью помещались люк водителя и крышка моторного отсека. Проект предусматривал применение вертикальных бортов, кормовая часть которых дополнялась откидными щитками боевого отделения. Сзади корпус защищался наклонным кормовым листом.

Боевое отделение и казенная часть орудия прикрывались щитом, похожим на использовавшиеся в других проектах. Этот агрегат имел наклонный лобовой лист толщиной 20 мм, треугольные скулы и вертикальные борта. Сверху на щите предусматривалась крыша с проемами для установки оптики. По ряду причин щит орудия собирался при помощи заклепок. Щит монтировался на одной установке с орудием и мог перемещаться вместе с ним в горизонтальной плоскости.

В моторном отсеке корпуса помещался дизельный двигатель В-105 мощностью 400 л.с. Этот двигатель представлял собой дальнейшее развитие серийного В-2 и отличался некоторыми преимуществами эксплуатационного характера. В рамках проекта перспективного шасси для двигателя была создана улучшенная система охлаждения, позволившая уменьшить потребные размеры моторного отсека. Двигатель соединялся с механической трансмиссией на основе главного фрикциона сухого трения, двухпоточного механизма передач и поворота и двух одноступенчатых бортовых редукторов, выдававшей мощность на ведущие колеса переднего расположения.

Корпус самоходки «Объект 116» отличался увеличенной длиной, из-за чего потребовалась определенная переработка ходовой части. Теперь на каждом борту корпуса помещалось по семь сдвоенных обрезиненных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Передняя и задняя пары катков по-прежнему имели гидропневматические амортизаторы. Появилась дополнительная пара поддерживающих роликов. Расположение и конструкция ведущих и направляющих колес не изменялись. Как и в других проектах семейства, планировалось использовать первую отечественную гусеницу с резинометаллическим шарниром.

В передней части боевого отделения разместили тумбовую установку для монтажа орудия требуемого типа. Использовались секторные механизмы наводки. Горизонтальное наведение осуществлялось в пределах сектора шириной 143° при помощи ручных или электрических приводов. Углы вертикальной наводки от -5°до +30° устанавливалось только вручную. В связи с большими габаритами и массой орудия установка получила уравновешивающий механизм пружинного типа. Его колонки располагались вертикально непосредственно за щитом. Применялись гидропневматические противооткатные устройства с гидравлическим тормозом отката и пневматическим откатником. Орудие укомплектовали телескопическим и перископическим прицелами. Также имелась панорама для стрельбы с закрытых позиций.

Орудие М-53 представляло собой очередной вариант развития довоенной пушки Бр-2, выполненный с использованием новых идей и технологий. Ранее неоднократно предлагались те или иные варианты модернизации базового образца, и к концу сороковых годов завод №172 представил проект М-53. Предполагалось, что такое орудие можно будет использовать в качестве основного вооружения самоходок противотанкового и штурмового класса.

Изделие М-53 получило сравнительно длинный нарезной ствол-моноблок калибром 152 мм. Использовался горизонтальный клиновой полуавтоматический затвор. Также в казенной части имелся досылатель пружинного типа. В связи с большой мощностью орудия и ограниченными характеристиками шасси было решено использовать оригинальный дульный тормоз. В дульной части ствола располагался сравнительно длинный агрегат с 12 парами боковых щелей для выброса пороховых газов. Такая конструкция тормоза позволяла компенсировать до 55% импульса отдачи. Максимальная величина отката достигала 1,1 м.

Орудие использовало раздельно-гильзовое заряжание и могло применять все существующие снаряды калибра 152 мм. Боекомплект в виде 30 выстрелов перевозился в кормовой укладке боевого отделения. Для большей безопасности снаряды и гильзы помещались внутри бронированного ящика, открываемого из отсека. Работать с боеприпасами должны были двое заряжающих. При помощи механического досылателя они могли обеспечивать скорострельность до 5 выстрелов в минуту.

Самоходка СУ-152П управлялась экипажем из пяти человек. В отделении управления помещался механик-водитель. Он имел собственный люк и пару смотровых приборов для вождения в боевой обстановке. В передней части боевого отделения, под прикрытием щита, находились командир и наводчик. В корме боевого отделения работали двое заряжающих. По понятным причинам, рабочие места наводчика, командира и заряжающих не оснащались люками. В то же время, для большего удобства посадки или работы борта отделения могли откидываться наружу.

Новая самоходная артиллерийская установка получалась крупнее других образцов своего «семейства». Длина по корпусу увеличилась до 7,3 м, ширина осталась на уровне 3,1 м, высота – менее 2,6 м. Боевая масса превышала 28,5 т. По расчетам, САУ должна была показывать неплохую подвижность. При движении по шоссе максимальная скорость могла достигать 55-60 км/ч. Запас хода – 300 км. Имелась возможность преодоления различных препятствий. Водоемы глубиной до 1 м можно было пересекать вброд.

Разработка трех самоходок полуоткрытой компоновки велась одновременно и завершилась в начале 1949 года. Тогда же «Уралмашзавод» приступил к сборке трех опытных образцов. В марте 1949-го прототип «Объект 116» / СУ-152П вышел на полигон для прохождения заводских испытаний. В течение нескольких недель бронемашина прошла более 2900 км и сделала 40 выстрелов. Было установлено, что имеющееся унифицированное шасси не лишено недостатков. Надежность отдельных элементов ходовой части оставляла желать лучшего, а большая боевая масса и мощный импульс отдачи ускоряли изнашивание агрегатов. Кроме того, были выявлены определенные проблемы с артиллерийской частью. В существующем виде САУ не годилась для эксплуатации и потому нуждалась в серьезной доработке.

С целью ускорения работ и экономии средств было решено совершенствовать шасси трех самоходок в ходе дальнейшего развития только проекта. Улучшать и отрабатывать базовый образец планировалось только в рамках проекта СУ-100П. При получении желаемых результатов обновленное шасси могло быть перенесено в два других проекта. Что касается орудийных установок, то они совершенствовались отдельно, каждая в рамках своего собственного проекта.

Доработка базового шестикаткового шасси продолжалась до января 1950 году и успела столкнуться с определенными проблемами. Параллельно с этим, в соответствии с рекомендациями заказчика, ОКБ-3 искало пути сокращения боевой массы СУ-152П. Для получения желаемых характеристик эта машина должна была весить около 26 т. Путем заметной переделки определенных деталей эту задачу удалось решить, но только частично. Масса доработанной самоходки сократилась, однако по-прежнему превышала рекомендованный уровень.

В начале 1950 года на государственные испытания вышли сразу три САУ разных типов, среди которых был и «Объект 116» на обновленном шасси и с переделанной артиллерийской частью. Доработанная и усиленная ходовая часть трех самоходок получила хорошую оценку. Также заказчик одобрил имеющуюся силовую установку и трансмиссию. В то же время, СУ-152П сохранила некоторые негативные особенности комплекса вооружений. В итоге было решено, что все три представленных образца не справились с государственными испытаниями и нуждаются в дальнейшей доработке.

Машины вновь возвратили на завод-изготовитель для очередной переделки. Как и ранее, основные идеи и решения, касавшиеся совершенствования техники, проверялись и отрабатывались на опытных СУ-100П, тогда как СУ-152Г и СУ-152П ждали завершения подобных работ, попутно получая улучшенные системы вооружения. Такое обновление перспективных машин продолжалось до середины пятидесятых годов.

К этому времени военное и политическое руководство страны поменяло свое мнение о путях развития боевых бронированных машин и вооружения для армии. Увидев значительные успехи ракетной техники, руководители страны и военачальники стали считать ствольную артиллерию устаревшей. Прямым следствием этого стало решение о закрытии целого ряда перспективных проектов орудий и самоходных установок. Вместе с другими разработками под сокращение попала и САУ «Объект 116». Работы были остановлены, а единственный построенный опытный образец позже передали в музей г. Кубинка, где он остается по сей день. В музейном зале можно оценить длину ствола пушки М-53: даже без дульного тормоза он не только нависает над проходом между двумя рядами техники, но и едва ли не достает до экспоната напротив.

Чуть позже конструкторам удалось убедить потенциального заказчика в необходимости дальнейшего развития имеющейся техники. Тем не менее, новый проект подразумевал совершенствование самоходки СУ-100П, тогда как два других проекта оставались не у дел. К началу шестидесятых годов на базе этой машины была создана улучшенная самоходная установка СУ-100ПМ, в дальнейшем ставшая базой для нового многоцелевого шасси. Последнее было пригодным для использования в новых проектах военной и специальной техники. Удлиненное унифицированное шасси тоже получило развитие и было использовано в нескольких новых проектах техники различного назначения.

Проект «Объект 116» / СУ-152П должен был привести к появлению перспективной самоходной артиллерийской установки с достаточно мощным вооружением, способной бороться с целями как на переднем крае, так и с закрытых позиций. Тем не менее, наличие массы оригинальных идей и решений привело к известным трудностям, из-за чего разработка всего семейства проектов заметным образом затянулась. В дальнейшем руководство и командование изменило свои взгляды на модернизацию сухопутных войск, вследствие чего проект был закрыт. К теме самоходок с орудиями калибром 152 мм вернулись только в середине шестидесятых годов, но более поздние боевые машины основывались на иных идеях и потому имели минимальное сходство с опытной СУ-152П.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector