Долгая дорога в тупик
Содержание
Долгая дорога в тупик
На необычном параде 14 июля 1951 года в Париже французские военные показали всю новую технику, которая на тот момент была принята ими на вооружение или только находилась на испытаниях. Вдоль Елисейских полей прошли бронемашины EBR и танки ARL 44, к тому моменту «переведённые» в истребители танков. Кульминацией парада стали истребитель танков Foch и два танка AMX 50. И только очень немногие знали, что замыкающие строй машины в серию точно не пойдут, а вместо них уже проектируются более совершенные образцы.
Заокеанская помощь
В 1944 году на вооружение американской армии поступила 120-мм зенитная пушка M1. Орудие обладало выдающимися характеристиками, в том числе и в плане бронепробиваемости. Неудивительно, что уже в январе 1945 года Управление Вооружений начало разработку танковой пушки, взяв за основу эту зенитку. Пушка получила индекс T53. В мае 1945 года Управление вооружений рекомендовало установить два таких орудия в тяжёлые танки T30. Так началась история американского тяжёлого танка T34.
В конце 1946 года компания AMX представила проект самоходной установки, за основу для которого был взят танк AMX M4. Машина проектировалась на базе, удлинённой до 9 опорных катков на борт. Её боевая масса должна была составить 58,5 тонн, в качестве вооружения предполагалось использовать 120-мм пушку и пулемёт MAC Mle.1931. Хотя дальше эскизного проекта дело не пошло, дальнейшее развитие этого проекта увенчалось САУ Foch, вооружённой всё той же 120-мм пушкой. Этот проект стал первым, в котором инженеры AMX применили 120-мм пушку – французскую версию танкового орудия T53. Впрочем, у американской пушки французы позаимствовали главным образом баллистику, сильно переделав и ствол, и остальные узлы.
С весны 1950 года AMX прорабатывала концепцию танка M4 с изменённой носовой частью, а также с новой «облегчённой» башней. В ходе исследований были проработаны различные варианты танка боевой массой от 50,5 до 70 тонн. От идеи постройки подобной машины отказались, но в сентябре 1950 года был представлен ещё один проект. В нём от исходной идеи осталась только башня, в которую инженеры предложили установить 120-мм пушку.
Уже на первых набросках заметно, что орудие отличается от 120-мм пушки для самоходных установок. В отличие от самоходной версии с составным стволом, танковая пушка, как и T53, имела ствол-моноблок. Впрочем, ввели его далеко не сразу: на первых машинах ствол оставался составным. Новую башню предполагалось установить на штатный корпус AMX M4. Правда, в ходе проектирования выяснилось, что для более удачного расположения «облегчённой» башни желательно сделать подбашенный лист более широким.
Проект «облегчённой» башни забросили, но ненадолго. Вновь к нему вернулись в июне 1951 года. Стоит отметить, что как раз в это время проходил испытания второй прототип AMX 50, который как раз получил корпус с увеличенной до 3400 мм шириной. Взвесив все за и против, от «облегчённой» башни всё же отказались. Но идеи установки 120-мм пушки этот отказ не коснулся. Работы пошли по пути создания на базе «качающейся» башни новой, более крупной конструкции, рассчитанной на установку 120-мм орудия. Разрабатывала башню, разумеется, FAMH.
Первый эскизный проект башни, получившей обозначение T.O.A.120, FAMH представила спустя год, в июне 1952 года. В качестве основы при проектировании была взята башня второго прототипа AMX 50, которую немного увеличили. Полная высота башни составляла 1685 мм. Для сравнения, у исходной башни высота составляла 1260 мм. Кормовая ниша стала длиннее более чем на 600 мм, а общая ширина достигла 2840 мм (2484 мм у исходной башни). Диаметр подбашенного погона в свету составил 2320 мм, а масса башни – 20 260 кг. Простой подсчёт показывал, что даже с сохранением текущих весовых характеристик шасси общая масса танка должна была составить не менее 58–59 тонн. Не меньше впечатляла высота – 3,5 метра, то есть больше, чем у Pz.Kpfw.Maus. И при всём этом танк продолжали именовать средним!
Первый прототип AMX 50 со 120-мм орудием был изготовлен в 1953 году. Корпус машины повторял корпус версии со 100-мм пушкой, то же касается и остальных агрегатов. Боевая масса всё ещё среднего по документам танка составила 59,2 тонн. Боезапас включал 50 выстрелов, из них 18 находилось внутри башни. В механизированной укладке револьверного типа находилось 6 выстрелов.
В поисках оптимального решения
Первые же испытания показали, что рост массы не остался без последствий. Начались проблемы с двигателем, который явно не был рассчитан на подобные нагрузки. Что ещё хуже, стали появляться проблемы с механизмом заряжания. Экипаж танка всё ещё составлял 5 человек, причём помощник механика-водителя выступал скорее в роли балласта.
В декабре 1953 года была выдана спецификация на «пониженный» танк (AMX 50 Surbaissé), с изменённой башней, проходившей по спецификации T.O.B.120. Боевая масса машины должна была снизиться до 57 800 кг, а общая высота – уменьшиться до 3350 мм. Кроме того, явно перегруженный двигатель Maybach 295 было решено дефорсировать сначала до 900, а затем и до 850 лошадиных сил. Даже с такой мощностью скорость танка должна была остаться на уровне 50 км/ч. Кроме того, было решено пересмотреть схему бронирования. От катаного лобового листа толщиной 90 мм отказались, предложив вместо него литую деталь. Толщина стенок варьировалась в районе 60 мм, но за счёт очень больших углов наклона броня получалась эквивалентной 200-мм броне под прямым углом. Одновременно конструкторы отказались и от помощника механика-водителя.
Первый чертёж «пониженного» корпуса, высота которого уменьшилась до 1190 мм, датирован сентябрём 1953 года. На нём используется ещё одно обозначение танка – Char 50t B. Отсюда ведёт своё происхождение название AMX 50B. Внешне корпус очень сильно изменился, практически полностью утратив преемственность по отношению к исходному AMX 45. О «немецком» прошлом в этом шасси напоминала только ходовая часть. Проблему снижения высоты моторно-трансмиссионного отделения инженеры AMX решили за счёт переделки системы охлаждения. Вентиляторы убрали с надмоторной плиты, выведя воздуховоды в корму.
Несмотря на активные работы по пониженному корпусу, в 1955 году на испытания вышел совсем другой танк. Эта машина, известная также как AMX 50 Surblindé (AMX 50 добронированный), по своей массе даже чуть обогнала первый прототип AMX 50 со 120-мм пушкой. Недолго думая, конструкторы AMX извлекли из нафталина серию проектов 1950 года и практически без изменений взяли оттуда корпус. У этого танка в отделении управления также не нашлось места для помощника механика-водителя.
Носовая часть «шевронного» типа придавала корпусу AMX 50 Surblindé некоторое сходство с ИС-3. Пониженным корпусом тут даже и не пахло: общая высота машины прибавила ещё 10 см. Вместо башни T.O.B.120 на это шасси взгромоздили чуть изменённую башню T.O.A.120. В ходе испытаний AMX 50 Surblindé проблемы, обнаруженные на первом AMX 50 со 120-мм пушкой, только усугубились. Неудивительно, что работы по этой машине достаточно быстро были свернуты.
Примерно в это же время FAMH провела проектные работы по башне, получившей обозначение T.C.B. 120. К сожалению, особых подробностей об этой башне нет, сохранился лишь её эскиз. Судя по всему, прорабатывалась она в качестве альтернативного варианта вооружения для AMX 50B. В отличие от T.O.A.120, механизированной укладки в этой башне не предусматривалось. С другой стороны, она оснащалась дальномером и, скорее всего, обладала более высоким уровнем защиты. Ставить её предполагалось на «пониженный» корпус.
Когда надо вовремя остановиться
Неудача с AMX 50 Surblindé надолго затормозила работы по программе танка 50-тонного класса. Вновь к нему вернулись уже ближе к 1957 году. Боевую массу машины оставили на уровне 57,8 тонн. Согласно предварительным характеристикам, мощность двигателя вновь решили поднять до уровня 1000 л.с., ожидая при этом получить максимальную скорость 55 км/ч по шоссе и 45 км/ч по просёлочной дороге. Учитывая тот факт, что AMX 50 с боевой массой 55 тонн больше 51 км/ч развить не мог, не совсем понятно, за счёт чего собирались достигнуть подобных характеристик.
Некоторые изменения претерпела и пушка, которую по боеприпасам унифицировали с орудием T122, установленным на американском танке M103. Башня T.O.B.120 получилась чуть длиннее за счёт кормовой ниши, при этом до 1705 мм выросла её высота. Боезапас уменьшился до 46 выстрелов (из них 27 в башне), а вместо пулемётов MAC Mle.1931 установили новейшие AAT 52. Количество пулемётов сократили до двух – один спаренный с пушкой, один зенитный. Впрочем, самое главное изменение коснулось классификации танка. Спустя почти 10 лет военные решили, что боевая машина с массой более 50 тонн – это никак не средний танк. Наконец-то в документах его стали именовать Char Lourd 50 tonnes «Surbaissé», то есть «танк тяжёлый 50-тонного класса пониженный».
AMX 50 Surbaissé построили спустя 5 лет после изготовления чертежей – в 1958 году. Первые же испытания показали, что с динамическими характеристиками военные явно погорячились. Быстрее 51 км/ч танк так и не разогнался. Снова всплыли проблемы с надёжностью мотора, потому его опять дефорсировали до 850 л.с. Не лучшим образом вела себя и подвеска, также не рассчитанная на подобную массу.
Последние документы по AMX 50 Surbaissé датированы 7 января 1959 года. Спустя очень короткое время программу, длившуюся к тому моменту 13,5 лет, закрыли. Причины называются самые разные, и в какой-то мере все они выглядят достоверными. Бронирование танка уже не соответствовало времени. Для орудий советских тяжёлых танков, которые предполагались главными соперниками для AMX 50, его броня едва ли не с самого начала проектных работ не представляла особых проблем. Появление во второй половине 50-х годов 105-мм английской танковой пушки L7 лишь усугубило ситуацию. Кроме того, с 1955 года Франция совместно с Германией вела ещё один проект – танк 30-тонного класса, известный как Europanzer. Эта машина выглядела гораздо более перспективной, чем танк, весящий почти в 2 раза больше.
Впрочем, едва ли не главной причиной закрытия программы AMX 50 стало вступление 1 июня 1958 года на должность премьер-министра Франции Шарля де Голля. Вернувшийся во власть, де Голль стал настоящим «истребителем» лишённых перспектив проектов военной техники. Первой жертвой новой администрации стал средний танк Batignolles-Chatillon 25t, явно не имевший преимуществ перед Europanzer. Следующим на очереди был AMX 50. Что же касается франко-германского проекта, то он тоже стал долгостроем. Тем не менее, он воплотился в итоге в AMX 30. Эта машина стала первым французским основным боевым танком, состоящим на службе до сих пор.
Что же касается AMX 50, то последний выпущенный образец, AMX 50 Surbaissé, сейчас находится в танковом музее города Сомюр. В зале, посвящённом послевоенному французскому танкостроению, он стоит рядом с ARL 44, являясь наглядным напоминанием о том, что бывает, если вовремя не остановиться. В 1946 году французские генералы могли получить на вооружение один из лучших послевоенных средних танков. Но неуёмный рост аппетитов военных привёл к созданию чудовища, которому в 50-х с их бурно развивающимся танкостроением уже не нашлось места.
Основные характеристики
Бронезащита и живучесть
AMX 50 Foch имеет отличное бронирование лобовой проекции. Верхний броневой лист толщиной в 180 мм расположен под рациональным углом наклона в 56°, что обеспечивает приведенную толщину детали свыше 300 мм. Нижняя лобовая бронедеталь имеет несколько меньшую толщину (100 мм), однако расположена под углом в 59°, гарантирующем рикошет практически от любого снаряда одноклассников.
Хуже дела обстоят с защитой бортов и кормы. Там установлены 40-миллиметровые листы стали, при этом наклон брони практически отсутствует — сюда без труда поразят не только снаряды одноклассников, но и танки с более низким боевым рейтингом, и даже некоторые зенитки. Крыша корпуса и моторное отделение покрыты 30 и 20-миллиметровой защитой, что должно обеспечить отражение большинства воздушных атак. Реальную угрозу могут нести лишь штурмовики с ракетами на борту.
Слабые места есть и в лобовой проекции Foch. Речь о двух башенках — командирской с оптическим дальномером и пулеметной с 15-мм пулеметом MG-151. Бронирование этих участков достигает всего 30 и 60 мм (за исключением центральной части командирской башни с 200-мм бронедеталью). Опасность здесь представляют каморные снаряды, осколки от которых могут накрыть сразу весь экипаж.
Компоновка САУ — плотная. Четыре члена экипажа размещены в небольшом пространстве рядом с боеукладкой. Последняя, к слову, расположена по всему корпусу самоходки — в боковых полках, сзади и на полу возле наводчика. Из-за этого при пробитии брони Foch, высока вероятность подрыва боекомплекта и полного уничтожения САУ.
Передний бронелист толщиной в 180 мм расположен под рациональным углом
Слабозащищенные башенки в лобовой проекции САУ
Внутренняя компоновка Foch. Экипаж размещен в малом пространстве рядом с боеукладкой
Подвижность
Подвижность — одна из ключевых особенностей AMX 50 Foch. Благодаря 1420-сильному двигателю, САУ весом в 58 тонн может разгоняться свыше 50 км/ч. Из недостатков — скорость поворота на месте (всего 5,3 градуса в секунду) и задний ход (6 км/ч). Чтобы избежать бокового обхода со стороны вражеских средних танков, рекомендуется включить первую передачу — это заметно повысит скорость поворота машины.
И так, исследуем куда и как пробивать AMX 50 Foch B.
1. Башня.
В данном случае машина безбашенная, как и полагается ПТ САУ.
Основными элементами конструкции для поражения будут башни.
Башня с пулеметом имеет хорошее бронирование по центру и пробить с высокой вероятностью можно по бокам от пулемёта.
Вторая башня — командирская, с дальномером. Здесь броня тоньше и простреливается по всей площади башни.
2. Корпус
Верхняя лобовая деталь имеет достаточное бронирование, чтобы отбить большинство снарядов (*) .
(*) — Здесь следует сделать оговорку на то, что ПТ САУ вступают в бой против лёгких и средних танков. Если же бой уже перевалил за половину и у противника остались ТТ или ПТ, то выдержать натиск броня AMX 50 Foch B вряд ли сможет.
Маска орудия имеет клиновидную форму и также хорошо бронирована. Урон через маску орудия не пройдет.
Нижняя лобовая деталь хотя и имеет бронирование порядка 140 мм, но отлично наклонена и может срикошетить.
С боку корпус имеет бронирование 80 мм, что не составит труда пробить.
3. Гусеницы.
Спереди через гусеницы урон не пройдёт и основная задача противника их сбить, прорываясь в борт — чтобы не попасть под раздачу мощного орудия AMX 50 Foch B.
С боку гусеницы прикрывает фальшь борт.
Очевидно, что фугасом можно нанести минимальный урон.
4. Корма и арты.
Корма AMX 50 Foch B состоит из двух частей — нижней и имеющей наклон и верхней части, собственно, сам корпус.
Верхняя часть и больше и тоньше — при выстреле сюда урон будет максимальным.
Для арт прицел следует сместить ближе к корме AMX 50 Foch B, где бронирование верхней части корпуса имеет всего 20 мм.
5. Ромб.
Игру на ПТ САУ AMX 50 Foch B сложно представить в ромбе.
Если такое случилось и перед игроком AMX 50 Foch B в стойке «ромб», то уязвимыми местами будут все те же башни, НЛД и тонкий корпус с боку.
Пробивать ВЛД, маску орудия и фальшь борт не стоит, чтобы не огорчить себя рикошетом или не пробитием.
Читайте также наши статьи:
Оборудование AMX 50 Foch B
Французская ПТ имеет довольно много недостатков, которые придётся исправлять своими силами. Для этого на технику устанавливается дополнительное оборудование, способное повысить некоторые характеристики. Мы советуем попробовать такой набор:
- Досылатель – барабана больше нет, поэтому повышаем скорострельность.
- Вентиляция – получаем незначительный бонус сразу к нескольким характеристикам.
- Стереоторуба – в неподвижном состоянии, это лучший вариант нанести первый выстрел.
Как и в большинстве случаев, последний модуль является вариативным, поэтому может заменяться просветлённой оптикой или маскировочной сетью. Кстати, в последней нет острой необходимости: машина имеет приземистый силуэт, поэтому не будет светиться после выстрела из-за двойных кустов.
В марте 1945 года компанией AMX был представлен проект №141, в соответствии с которым было заказано два прототипа, получивших индекс «М4». Первоначально танк относился к средним. Танк создавался под влиянием немецких танков Пантера и Тигр II. В частности, танк получил характерную ходовую часть с опорными катками большого диаметра, расположенными в шахматном порядке, по девять на борт. Поначалу была принята максимальная толщина брони в 30мм. Однако в окончательном варианте по требованию военных защита была значительно усилена. Одновременно башня традиционного типа была заменена на недавно спроектированную FAHM качающуюся.
В 1949 году был построен корпус первого прототипа, который теперь обозначался AMX 50. Зимой прототип получил новую 100мм пушку, разработанную Arsenal de Tarbes. Вскоре был достроен и второй прототип, также получивший 100мм орудие, но в слегка измененной башне. Масса этих прототипов уже составила 53,7 тонны. Проблемой оказался подбор необходимого двигателя, так как по первоначальным планам танк должен был превосходить все существующие на тот момент средние танки в скорости. Испытывались немецкий карбюраторный Maybach HL 295 и дизельный двигатель компании Saurer. Однако оба они не смогли разогнать танк свыше 51 км/ч (что для такой машины в общем-то неплохое достижение).
В 1951 году, после завершения предварительных испытаний прототипов, было решено усилить вооружение установкой 120мм орудия. Вновь была повышена защищённость. Для размещения орудия была спроектирована огромная башня обычного типа, но впоследствии проект переработали под качающуюся башню. В результате всех внесенных изменений снаряженная масса танка, теперь обозначавшегося как «тяжёлый», возросла до 59 тонн. Первый из десяти заказанных прототипов DEFA предъявила в 1953 году.
За ним последовало решение вновь усилить бронирование. Носовую часть выполнили на манер ИС-3. Масса танка при этом увеличилась до 64 тонн. Испытания построенного прототипа выявили многочисленные проблемы, в первую очередь с подвеской, которая так же требовала усиления. В итоге было решено коренным образом переработать проект с целью создания «пониженной» версии, заново спроектировав новый литой корпус уменьшенной высоты, и иную башню («Tourelle D»).
Работы принесли свои плоды, и появившийся в 1958 году заключительный прототип весил всего 57,8 тонн. Однако проблемы с двигателем окончательно не были решены, и предполагаемая скорость в 65 км/ч так и не была продемонстрирована.
Всего было выпущено 6 прототипов.
История создания ПТ-Сау AMX 50 Foch
Франция после освобождения от немецких оккупантов практически не имела в своей армии танков, а уже тем более современных видов бронетанковой техники.
Чтобы исправить положение, в марте 1945 года было принято решение о возобновлении программы танкостроения. Главным подрядчиком выступил французский концерн AMX (Atelier de Construction d’Issy-les-Moulineaux)
В результате долгой разработки в 1949 AMX предоставил танк M4 (Проект 141). Два образца бронетехники были отправлены на испытания, в результате которых, было принято решение об увеличении толщины передних бронелистов и калибра основного орудия до 120мм.
После доработок компания AMX предоставила тяжелое самоходное орудие под названием AMX-50 Foch. Эта «самоходка» была создана на базе тяжелого танка AMX-50 с катками расположенными в шахматном порядке по немецкой технологии. Честно говоря, французы в послевоенный период только и делали, что брали идеи немецких конструкторов, начиная от подвески и заканчивая пушками снятых с трофейных танков. Так же по форме AMX 50 Foch был схож с немецкой ПТ-САУ** JagdPanther.
ПТ-САУ AMX 50 Foch комплектовалась дальномером, имела хорошие углы наклона брони, низкий силуэт, отличные ходовые качества — все это делало из самоходки отличное оружие.
В 1951 году после испытаний было принято решение о приёме на вооружение самоходки в вооруженные силы Франции. В состав бронетанковых сил французской армии поступила малая серия AMX 50 Foch (Примерно 50 машин).
Однако, уже в 1952 году при стандартизации вооружения членов НАТО было принято решение закрыть все работы над ПТ-САУ в том числе и над нашим «Фошем». Предпочтение в было отдано тяжелому танку AMX 50-120, который обладал таким же орудием, но при этом имел башню, что значительно повышало эффективность танка. Этой машине дали такое предписание названию (Foch) в честь «Маршала Франции» Фердинанда Фоша, который командовал войсками союзников при наступлении на тогда еще Германскую Империю, так же подписал знаменитое Компьенское перемирие, которое положило окончило Первую Мировою войну.
В марте 1945 года компанией AMX был представлен проект № 141, в соответствии с которым было заказано два прототипа, получивших индекс «М4». Первоначально танк относился к средним. Танк создавался под влиянием немецких танков “Пантера” и “Тигр II”. В частности, танк получил характерную ходовую часть с опорными катками большого диаметра, расположенными в шахматном порядке, по девять на борт. Поначалу была принята максимальная толщина брони в 30 мм. Однако в окончательном варианте по требованию военных защита была значительно усилена. Одновременно башня традиционного типа была заменена на недавно спроектированную FAHM качающуюся.
В 1949 году был построен корпус первого прототипа, который теперь обозначался AMX 50. Зимой прототип получил новую 100 мм пушку, разработанную Arsenal de Tarbes. Вскоре был достроен и второй прототип, также получивший 100 мм орудие, но в слегка изменённой башне. Масса этих прототипов уже составила 53,7 тонны. Проблемой оказался подбор необходимого двигателя, так как по первоначальным планам танк должен был превосходить все существующие на тот момент средние танки в скорости. Испытывались немецкий карбюраторный Maybach HL 295 и дизельный двигатель компании Saurer. Однако оба они не смогли разогнать танк свыше 51 км/ч (что для такой машины в общем-то неплохое достижение).
В 1951 году, после завершения предварительных испытаний прототипов, было решено усилить вооружение установкой 120 мм орудия. Вновь была повышена защищённость. Для размещения орудия была спроектирована огромная башня обычного типа, но впоследствии проект переработали под качающуюся башню. В результате всех внесенных изменений снаряженная масса танка, теперь обозначавшегося как “тяжёлый”, возросла до 59 тонн. Первый из десяти заказанных прототипов DEFA предъявила в 1953 году.
За ним последовало решение вновь усилить бронирование. Носовую часть выполнили на манер ИС-3. Масса танка при этом увеличилась до 64 тонн. Испытания построенного прототипа выявили многочисленные проблемы, в первую очередь с подвеской, которая так же требовала усиления. В итоге было решено коренным образом переработать проект с целью создания “пониженной” версии, заново спроектировав новый литой корпус уменьшенной высоты, и иную башню (“Tourelle D”).
Работы принесли свои плоды, и появившийся в 1958 году заключительный прототип весил всего 57,8 тонн. Однако проблемы с двигателем окончательно не были решены, и предполагаемая скорость в 65 км/ч так и не была продемонстрирована.
Всего было выпущено 6 прототипов.
Варианты AMX-50:
AMX 50 100 — Первый вариант AMX 50 с качающейся башней и изначально с 90 мм орудием, которое впоследствии было заменено на 100 мм орудие SA47. Экипаж из пяти человек. Построено два прототипа.
AMX 50 120 — Следующий вариант AMX 50 с увеличенной башней и 120 мм орудием SA46. Был использован то-же шасси, что и у AMX 50 100 (шасси под названием “M4”)
AMX 50 120 (surblindé) или AMX 70 t — Вариант AMX 50 120 с усиленным бронированием, с новым вариантом качающейся башни (планировалась установка башни классического типа). Форма лобовой брони корпуса была так называемый “щучий нос” как у ИС-3 и Т-10.
AMX 50 120 (surbaissé) или AMX 50 TOB — Последний вариант AMX-50 с орудием SA46 от AMX 50 120 и новой башней Tourelle TOB 120 (Tourelle Oscillante Basse de 120 — буквально: Низкая качающаяся башня со 120 мм орудием). В башне расположен двух барабанный автомат заряжания на 18 снарядов, ещё 8 снарядов в боеукладке первой очереди в башне и 19 снарядов в боеукладке второй очереди, в корпусе танка.
Canon Automoteur AMX 50 Foch — Противотанковая САУ на базе AMX 50 со 120 мм орудием SA46.
Боевая масса, т 62,71
Компоновочная схема – переднee расположение трансмиссии
Экипаж, чел. – 4 чел.
Количество выпущенных, шт. – 6
Размеры:
Длина корпуса, мм – 7350
Ширина, мм – 3400
Высота, мм – 3350
Клиренс, мм – 500
Бронирование:
Тип брони – литая
Лоб корпуса, мм/град. – 170
Лоб корпуса (верх), мм/град. – 150
Лоб корпуса (середина), мм/град. – 170
Лоб корпуса (низ), мм/град. – 120
Борт корпуса, мм/град. – 30 мм
Борт корпуса (верх), мм/град. – 35 мм
Борт корпуса (низ), мм/град. – 30 мм
Корма корпуса, мм/град. – 30
Корма корпуса (верх), мм/град. – 30
Корма корпуса (середина), мм/град. – 30
Корма корпуса (низ), мм/град. – 30
Днище, мм – 30 мм
Крыша корпуса, мм – 30
Лоб башни, мм/град. – 100
Маска орудия, мм/град. – 180
Щиток орудия, мм/град. – 100
Борт башни, мм/град. – 55 мм
Корма башни, мм/град. – 44 мм
Крыша башни, мм – 100
Вооружение:
Калибр и марка пушки – 120-мм SA46
Боекомплект пушки – 60 снарядов
Углы ВН, град.: -8 +14
Углы ГН, град.: 360
Дальность стрельбы, км – 2-2,5 км
Пулемёты – 2×7,5 мм
Тип двигателя – Maybach HL 295 12VC
Мощность двигателя, л.с. – 1200
Скорость по шоссе, км/ч 51 (достигнутая), 65 (расчётная)
Удельная мощность, л.с./т – 19,13
Тип подвески – торсионная
Долгая дорога в тупик
На необычном параде 14 июля 1951 года в Париже французские военные показали всю новую технику, которая на тот момент была принята ими на вооружение или только находилась на испытаниях. Вдоль Елисейских полей прошли бронемашины EBR и танки ARL 44, к тому моменту «переведённые» в истребители танков. Кульминацией парада стали истребитель танков Foch и два танка AMX 50. И только очень немногие знали, что замыкающие строй машины в серию точно не пойдут, а вместо них уже проектируются более совершенные образцы.
Заокеанская помощь
В 1944 году на вооружение американской армии поступила 120-мм зенитная пушка M1. Орудие обладало выдающимися характеристиками, в том числе и в плане бронепробиваемости. Неудивительно, что уже в январе 1945 года Управление Вооружений начало разработку танковой пушки, взяв за основу эту зенитку. Пушка получила индекс T53. В мае 1945 года Управление вооружений рекомендовало установить два таких орудия в тяжёлые танки T30. Так началась история американского тяжёлого танка T34.
В конце 1946 года компания AMX представила проект самоходной установки, за основу для которого был взят танк AMX M4. Машина проектировалась на базе, удлинённой до 9 опорных катков на борт. Её боевая масса должна была составить 58,5 тонн, в качестве вооружения предполагалось использовать 120-мм пушку и пулемёт MAC Mle.1931. Хотя дальше эскизного проекта дело не пошло, дальнейшее развитие этого проекта увенчалось САУ Foch, вооружённой всё той же 120-мм пушкой. Этот проект стал первым, в котором инженеры AMX применили 120-мм пушку – французскую версию танкового орудия T53. Впрочем, у американской пушки французы позаимствовали главным образом баллистику, сильно переделав и ствол, и остальные узлы.
С весны 1950 года AMX прорабатывала концепцию танка M4 с изменённой носовой частью, а также с новой «облегчённой» башней. В ходе исследований были проработаны различные варианты танка боевой массой от 50,5 до 70 тонн. От идеи постройки подобной машины отказались, но в сентябре 1950 года был представлен ещё один проект. В нём от исходной идеи осталась только башня, в которую инженеры предложили установить 120-мм пушку.
Уже на первых набросках заметно, что орудие отличается от 120-мм пушки для самоходных установок. В отличие от самоходной версии с составным стволом, танковая пушка, как и T53, имела ствол-моноблок. Впрочем, ввели его далеко не сразу: на первых машинах ствол оставался составным. Новую башню предполагалось установить на штатный корпус AMX M4. Правда, в ходе проектирования выяснилось, что для более удачного расположения «облегчённой» башни желательно сделать подбашенный лист более широким.
Проект «облегчённой» башни забросили, но ненадолго. Вновь к нему вернулись в июне 1951 года. Стоит отметить, что как раз в это время проходил испытания второй прототип AMX 50, который как раз получил корпус с увеличенной до 3400 мм шириной. Взвесив все за и против, от «облегчённой» башни всё же отказались. Но идеи установки 120-мм пушки этот отказ не коснулся. Работы пошли по пути создания на базе «качающейся» башни новой, более крупной конструкции, рассчитанной на установку 120-мм орудия. Разрабатывала башню, разумеется, FAMH.
Первый эскизный проект башни, получившей обозначение T.O.A.120, FAMH представила спустя год, в июне 1952 года. В качестве основы при проектировании была взята башня второго прототипа AMX 50, которую немного увеличили. Полная высота башни составляла 1685 мм. Для сравнения, у исходной башни высота составляла 1260 мм. Кормовая ниша стала длиннее более чем на 600 мм, а общая ширина достигла 2840 мм (2484 мм у исходной башни). Диаметр подбашенного погона в свету составил 2320 мм, а масса башни – 20 260 кг. Простой подсчёт показывал, что даже с сохранением текущих весовых характеристик шасси общая масса танка должна была составить не менее 58–59 тонн. Не меньше впечатляла высота – 3,5 метра, то есть больше, чем у Pz.Kpfw.Maus. И при всём этом танк продолжали именовать средним!
Первый прототип AMX 50 со 120-мм орудием был изготовлен в 1953 году. Корпус машины повторял корпус версии со 100-мм пушкой, то же касается и остальных агрегатов. Боевая масса всё ещё среднего по документам танка составила 59,2 тонн. Боезапас включал 50 выстрелов, из них 18 находилось внутри башни. В механизированной укладке револьверного типа находилось 6 выстрелов.
В поисках оптимального решения
Первые же испытания показали, что рост массы не остался без последствий. Начались проблемы с двигателем, который явно не был рассчитан на подобные нагрузки. Что ещё хуже, стали появляться проблемы с механизмом заряжания. Экипаж танка всё ещё составлял 5 человек, причём помощник механика-водителя выступал скорее в роли балласта.
В декабре 1953 года была выдана спецификация на «пониженный» танк (AMX 50 Surbaissé), с изменённой башней, проходившей по спецификации T.O.B.120. Боевая масса машины должна была снизиться до 57 800 кг, а общая высота – уменьшиться до 3350 мм. Кроме того, явно перегруженный двигатель Maybach 295 было решено дефорсировать сначала до 900, а затем и до 850 лошадиных сил. Даже с такой мощностью скорость танка должна была остаться на уровне 50 км/ч. Кроме того, было решено пересмотреть схему бронирования. От катаного лобового листа толщиной 90 мм отказались, предложив вместо него литую деталь. Толщина стенок варьировалась в районе 60 мм, но за счёт очень больших углов наклона броня получалась эквивалентной 200-мм броне под прямым углом. Одновременно конструкторы отказались и от помощника механика-водителя.
Первый чертёж «пониженного» корпуса, высота которого уменьшилась до 1190 мм, датирован сентябрём 1953 года. На нём используется ещё одно обозначение танка – Char 50t B. Отсюда ведёт своё происхождение название AMX 50B. Внешне корпус очень сильно изменился, практически полностью утратив преемственность по отношению к исходному AMX 45. О «немецком» прошлом в этом шасси напоминала только ходовая часть. Проблему снижения высоты моторно-трансмиссионного отделения инженеры AMX решили за счёт переделки системы охлаждения. Вентиляторы убрали с надмоторной плиты, выведя воздуховоды в корму.
Несмотря на активные работы по пониженному корпусу, в 1955 году на испытания вышел совсем другой танк. Эта машина, известная также как AMX 50 Surblindé (AMX 50 добронированный), по своей массе даже чуть обогнала первый прототип AMX 50 со 120-мм пушкой. Недолго думая, конструкторы AMX извлекли из нафталина серию проектов 1950 года и практически без изменений взяли оттуда корпус. У этого танка в отделении управления также не нашлось места для помощника механика-водителя.
Носовая часть «шевронного» типа придавала корпусу AMX 50 Surblindé некоторое сходство с ИС-3. Пониженным корпусом тут даже и не пахло: общая высота машины прибавила ещё 10 см. Вместо башни T.O.B.120 на это шасси взгромоздили чуть изменённую башню T.O.A.120. В ходе испытаний AMX 50 Surblindé проблемы, обнаруженные на первом AMX 50 со 120-мм пушкой, только усугубились. Неудивительно, что работы по этой машине достаточно быстро были свернуты.
Примерно в это же время FAMH провела проектные работы по башне, получившей обозначение T.C.B. 120. К сожалению, особых подробностей об этой башне нет, сохранился лишь её эскиз. Судя по всему, прорабатывалась она в качестве альтернативного варианта вооружения для AMX 50B. В отличие от T.O.A.120, механизированной укладки в этой башне не предусматривалось. С другой стороны, она оснащалась дальномером и, скорее всего, обладала более высоким уровнем защиты. Ставить её предполагалось на «пониженный» корпус.
Когда надо вовремя остановиться
Неудача с AMX 50 Surblindé надолго затормозила работы по программе танка 50-тонного класса. Вновь к нему вернулись уже ближе к 1957 году. Боевую массу машины оставили на уровне 57,8 тонн. Согласно предварительным характеристикам, мощность двигателя вновь решили поднять до уровня 1000 л.с., ожидая при этом получить максимальную скорость 55 км/ч по шоссе и 45 км/ч по просёлочной дороге. Учитывая тот факт, что AMX 50 с боевой массой 55 тонн больше 51 км/ч развить не мог, не совсем понятно, за счёт чего собирались достигнуть подобных характеристик.
Некоторые изменения претерпела и пушка, которую по боеприпасам унифицировали с орудием T122, установленным на американском танке M103. Башня T.O.B.120 получилась чуть длиннее за счёт кормовой ниши, при этом до 1705 мм выросла её высота. Боезапас уменьшился до 46 выстрелов (из них 27 в башне), а вместо пулемётов MAC Mle.1931 установили новейшие AAT 52. Количество пулемётов сократили до двух – один спаренный с пушкой, один зенитный. Впрочем, самое главное изменение коснулось классификации танка. Спустя почти 10 лет военные решили, что боевая машина с массой более 50 тонн – это никак не средний танк. Наконец-то в документах его стали именовать Char Lourd 50 tonnes «Surbaissé», то есть «танк тяжёлый 50-тонного класса пониженный».
AMX 50 Surbaissé построили спустя 5 лет после изготовления чертежей – в 1958 году. Первые же испытания показали, что с динамическими характеристиками военные явно погорячились. Быстрее 51 км/ч танк так и не разогнался. Снова всплыли проблемы с надёжностью мотора, потому его опять дефорсировали до 850 л.с. Не лучшим образом вела себя и подвеска, также не рассчитанная на подобную массу.
Последние документы по AMX 50 Surbaissé датированы 7 января 1959 года. Спустя очень короткое время программу, длившуюся к тому моменту 13,5 лет, закрыли. Причины называются самые разные, и в какой-то мере все они выглядят достоверными. Бронирование танка уже не соответствовало времени. Для орудий советских тяжёлых танков, которые предполагались главными соперниками для AMX 50, его броня едва ли не с самого начала проектных работ не представляла особых проблем. Появление во второй половине 50-х годов 105-мм английской танковой пушки L7 лишь усугубило ситуацию. Кроме того, с 1955 года Франция совместно с Германией вела ещё один проект – танк 30-тонного класса, известный как Europanzer. Эта машина выглядела гораздо более перспективной, чем танк, весящий почти в 2 раза больше.
Впрочем, едва ли не главной причиной закрытия программы AMX 50 стало вступление 1 июня 1958 года на должность премьер-министра Франции Шарля де Голля. Вернувшийся во власть, де Голль стал настоящим «истребителем» лишённых перспектив проектов военной техники. Первой жертвой новой администрации стал средний танк Batignolles-Chatillon 25t, явно не имевший преимуществ перед Europanzer. Следующим на очереди был AMX 50. Что же касается франко-германского проекта, то он тоже стал долгостроем. Тем не менее, он воплотился в итоге в AMX 30. Эта машина стала первым французским основным боевым танком, состоящим на службе до сих пор.
Что же касается AMX 50, то последний выпущенный образец, AMX 50 Surbaissé, сейчас находится в танковом музее города Сомюр. В зале, посвящённом послевоенному французскому танкостроению, он стоит рядом с ARL 44, являясь наглядным напоминанием о том, что бывает, если вовремя не остановиться. В 1946 году французские генералы могли получить на вооружение один из лучших послевоенных средних танков. Но неуёмный рост аппетитов военных привёл к созданию чудовища, которому в 50-х с их бурно развивающимся танкостроением уже не нашлось места.
Историческая справка
AMX 50 Foch является одновременно венцом и последним аккордом тяжелого танкостроения послевоенной Франции. При создании машины на базе тяжелого танка AMX 50 «Сен Шамон» французские инженеры попытались совместить в данной САУ все сильные стороны тяжелобронированных машин. Мощное вооружение и толстая броня, по задумке создателей, должны были обеспечить французской армии возможность противостоять новейшим советским танкам ИС-3 и Т-54. В конструкции Foch угадываются черты ее немецкой «родственницы» — САУ Jagdpanther. Другими заимствованиями у немцев стала шахматная подвеска машины и использование двигателя Maybach в качестве силовой установки.
Работы над перспективной тяжелой САУ начались во Франции сразу после войны — в 1945 году. Подрядчиком работ назначили концерн AMX. Последний занимался сразу несколькими экспериментальными машинами, поэтому реализация САУ «в металле» состоялась спустя продолжительное время — лишь в 1950 году. Тогда же машину начали тестировать военные. Через год государственные испытания новой самоходки были завершены, их итогом стало решение о принятии Foch на вооружение французской армии.
Однако многолетняя разработка и продолжительное тестирование сыграли с Foch злую шутку. Несмотря на положительные отзывы военных, данной САУ так и не удалось занять свое место на службе французских вооруженных сил. К началу 1950-х годов концепция тяжелобронированных боевых машин начала уступать место новому подходу, который отдавал предпочтение более легким и мобильным платформам. Последним аргументом против Foch и подобных ему машин стала массовая стандартизация вооруженных сил, проводимая в странах недавно созданного блока НАТО.
В 1952 году французские военные закрыли разработку САУ Foch, спустя некоторое время та же участь постигла и проект тяжелых танков серии AMX-50. В общей сложности к середине 1950-х годов в ходе программы AMX 50 было изготовлено шесть опытных экземпляров танков и САУ.