25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Катера типа “Jaguar”

Катера типа “Jaguar” (проект 140/141)

Построены в 1957—1963 гг.

Водоизмещение 162,6 (193) тонны;
набор стальной, обшивка деревянная;
размеры корпуса 42,6 (39,8 по ВЛ) х 7,2 х 2,4 м;
20-цилиндровые дизели (Mercedes-Benz) 4 х 3000 л.с. на 10 катерах 16-цилиндровые дизели «Maybach»);
4 гребных вала; скорость 43 узла;
дальность плавания 1000 миль на 32 узлах либо 500 миль на 39 узлах;
экипаж 39 человек.
Вооружение: 4—533-мм трубных ТА, 2—40-мм автомата «Bofors». Кормовые торпедные аппараты можно было демонтировать и вместо них брать 4 мины заграждения.
Радары КН-14/9, М-20.

Торпедные катера типа «Jaguar» по своей архитектуре представляли нечто среднее между «S-boote» времен войны и шведскими катерами типа «Plejad», которые фирма «Luerssen» построила в Карлскроне в 1953—55 гг. Во всяком случае, по сравнению с «Silbermowe», их водоизмещение и длина увеличились весьма значительно: на 74 тонны и 7 метров. Существенно выросла мощность силовой установки (за счет четвертого дизеля), усилилось вооружение.

В 1961 году проект был модифицирован. Катера получили. новую РЛС с антенной в радиопрозрачном шаровидном обтекателе на мачте. Изменилась форма надстройки. В конструкцию был внесен ряд других доработок, но силовая установка и вооружение остались прежними. По названию головного катера второй серии их также на¬зывают тип «Zobel». Больше в ФРГ торпедные катера не строили (если не считать экспортных), им на смену пришли малые ракетные корабли (корветы).

Серия I (1957-62 гг.). Верфь «Люрсен»:
Albatross (Альбатрос)
Dommel
Elster (Сорока)
Geier (Коршун)
Greif (Гриф)
Falke (Сокол)
Fuchs (Лисица)
Haher (Сойка)
litis (Хорёк)
Jaguar (Ягуар)
Kondor (Кондор)
Kranich (Журавль)
Leopard (Леопард)
Lowe (Лёв)
Luchs (Рысь)
Marder (Куница)
Pinguin (Пингвин)
Reiher (Цапля)
Seeadler (Морской орел)
Storch (Аист)
Weihe (Лунь)
Wolf (Волк)

Читать еще:  Зенитная самоходная установка Dragon (Франция)

Верфь «Крюгер»:
Aik (Гагара)
Bussard (Канюк)
Habicht (Ястреб)
Kormoran (Баклан)
Panther (Пантера)
Pelikan (Пеликан)
Sperber (Ястреб-перепелятник)
Tiger (Тигр)

Серия II (1961 — 63 гг.)
Верфь «Люрсен»:
Dachs (Барсук)
Frettchen (Хорёк-альбинос)
Gepard (Гепард)
Nerz (Норка)
Ozelot (Оцелот)
Wiesel (Ласка)
Zobel (Соболь)

Верфь «Крюгер»:
Hermelin (Горностай)
Нуапе (Гиена)
Puma (Пума)

В 1976-77 гг. 9 катеров типа «Ягуар» немцы продали Греции: 7 первой серии (из них 3 на запчасти), 2 – второй серии. Тогда же 10 катеров они продали Турции: 7 для несения службы, 3 на запчасти. Турки списали их в 1982 (3), 1992 (2), 1993 (2). Позже (в 1984) турки купили еще 6 катеров второй серии. Один разоруженный катер (Weihe) в 1973 получила Франция для использования в качестве радиоуправляемой мишени. Еще один (Kranich) с 1974 является экспонатом военно-морского музея в Бремерхафене. Остальные 13 катеров продали частным ли¬цам либо на слом в 1975-87 гг.

Катера типа «Jaguar» для Индонезии:
Adjak (№ 602)
Аnоа (№ 603)
Beruang (№ 604)
Harimau (№ 605)
Madjan Kumbang (№ 606)
Madjan Tutal (№ 601)
Serigala (№ 607)
Singa (№ 608)

Построены фирмой «Luerssen» в 1959—61 гг. Половина (№№ 601—604) с деревянными корпусами, половина (№№ 605—608) со стальными. «Majan Tutal» (№ 601) был потоплен в январе 1962 г. голландским военным кораблем. Катера №№ 602, 603, 606, 607, 608 списали в 1974—79 гг. Катера №№ 604 и 605 превратили в патрульные, сняв торпедные аппараты. Их списали в 1982 г.

Катера типа «Jaguar» для Турции:
Albatros (Р-327)
Atmaca (Р-322)
Denizkusu (Р-321)
Kartal (Р-324)
Kasirga (Р-329)
Melten (Р-325)
Pelican (Р-326)
Sahin (Р-323)
Simsek (Р-328)

Построены фирмой «Luerssen» в 1967—71 гг. Водоизмещение 160 (190) тонн; размеры 42,8 х 7,2 х 2,2 м; дизели (MTU 16V/538) 4 х 3000 л.с.; скорость 42 узла; дальность плавания 525 миль на 40 узлах; экипаж 39 человек. Вооружение: 4—533-мм ТА, 2—40-мм L/70 автомата «Bofors», радар Decca-1226.

Читать еще:  Опытный средний танк «Объект 772» (СССР)

В 1975 году с катеров «Albatros», «Melten», «Pelikan», «Simsek» сняли кормовые ТА и вместо них установили 4 контейнера для ракет типа «Penguin». Позже так же перевооружили остальные пять катеров.

Вариант «Guacolda» для Чили:
Guacolda
Fresia
Quidora
Tegualda

Построены в 1964—66 гг. испанской фирмой «Bazan» по лицензии фирмы «Luerssen». Водоизмещение 116 (134) тонн; размеры 36,2 (34 по ВЛ) х 5,6 х 2,2 м; дизели «Mercedes-Benz» (MB-839Bd) 2 х 2400 лс.; скорость 38 узлов на испытаниях (в службе 36 узлов); дальность плавания 1740 миль на 15 узлах; экипаж 20 человек. Вооружение: 4—533-мм трубных ТА, 2—40-мм L/60 автомата «Bofors»; радар «Decca-505».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: