3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Наши магазины

Наши магазины

Мифы и заблуждения о ножах ходят как среди непосвященных, так и среди тех, кто дружит с ножами много лет – просто в каждой категории заблуждения бывают специфическими. Ниже мы увидим объяснение про знаменитую «турбинную лопатку»: не очень сведущие владельцы ножей верят, что такие ножи обладают превосходными характеристиками, а те, кто уже кое-что знает о ножах, считают, что клинка из нее вовсе не получится. Спойлер: неправы и те, и другие.

Разбираем несколько самых популярных заблуждений: ко многим из них остроумные пользователи Рунета создали соответствующие картинки.

Якутский традиционный нож

Мифы и практика

Один из вариантов поговорки якутских охотников о национальном ноже

Яркие представители культуры северных народов:
якутский нож и один из древнейших

музыкальных инструментов – варган (в Якутии — хомус)

Якутский нож работы Сергея Мандарова,
в деревянных ножнах, обтянутых бычьим хвостом

Первое знакомство с якутским ножом
может оставить неоднозначное впечатление

Устье ножен якутского ножа

Якутский нож на поясе охотника.
Подвес ножа конструктивно схож с подвесом финского ножа

Для извлечения «якута» нужно придержать ножны,
которые надёжно предохраняют нож от выпадения

Якутский нож
в руке различным хватом

Якутский нож
в руке различным хватом

Деревянная рукоять якутского ножа
имеет яйцевидное сечение


Выход эпоксидной смолы

после монтажа клинка в рукоять

«Кухня» — неизбежный фронт работ для любого лесного ножа.
Якутский нож здесь не исключение.
Вдобавок в этнических условиях он

непосредственно участвует в трапезе

Стихия якутского ножа –
строгание по дереву

Якутский нож в одно движение
может перерезать приличную ветку

Тонкое строгание –
одна из «фирменных фишек» якутского ножа

Статья опубликована
в журнале «Мастер-Ружьё»,
апрель 2018 года (№253)

Похожие публикации

Ножи «Рыбацкий» и «»Клык-2»..

Нож «Якутский»..

Ножи братьев Сандер..

Русский нож..

Комментарии — всего 0

Юрий Максимов

Здравствуйте! Этот сайт создан для любителей оружия, охоты и активного отдыха.

Мужчины делятся на две категории: имеющие оружие и мечтающие его приобрести. Эта тяга к оружию в нас заложена на генетическом уровне. Ведь оружие – это то, что всегда, с самого начала истории человечества, было, есть и будет главным инструментом человека разумного.

Рукоять

Хвостовик клинка вставлен в деревянную рукоять и закреплен двумя клиньями. Рукоять стянута бычьим хвостом, который дополнительно фиксирует клинок. Как правило, якутские мастера использовали наросты на березе – березовые капы, эта часть лучше всего подходила ввиду её особой прочности.

Главная особенность рукоятки – её длина. Обычно она составляет порядка 130 – 150 мм, что значительно больше ширины ладони любого представителя местного населения. Такая длина делает нож не только удобным, прежде всего, массивная рукоять не дает инструменту тонуть. Каких-либо упоров, гард или прочих функциональных деталей эта часть ножа не имеет.

Читать еще:  Баллистическая ракета средней дальности MGM-31C Pershing II (США)

Мнение ученого-этнографа Г.В. Ксенофонтова

Он утверждал, что чучуна, наравне с различными духами природы, являются всего лишь персонажами местного фольклора. Для признания же их реальными жителями Якутии фактологической основы он не находит.

«Существование дикого народа было бы более или менее правдоподобно, если бы указывалась какая-нибудь отдаленная, находящаяся в стороне от жилых пунктов, замкнутая и обособленная территория как район его постоянного обитания. А между тем, на деле образ чучуна живет повсюду в области распространения северных якутов, от Хатангидо Индигирки, возможно, и еще восточнее. Все изложенное доказывает, что представления о чучуна, или диком, обросшем шерстью охотнике, нужно отнести к остаткам древнейших религиозных верований скотоводческих народов. Эти верования занесены на Север, по всей вероятности, якутами, более отчетливо сохранились до наших дней у полярных якутов, ранних колонистов бассейна Лены», — утверждал Ксенофонтов.

Таким образом, чучуна перешли в разряд мифов и легенд. Прямых запретов на их поиск, изучение и описания не вводилось, но и «самодеятельность» не поощрялась. Собранные же сведения предлагалось трактовать в духе теории Ксенофонтова, либо найти им другое, соответствующее официальной науке объяснение.

Так, в частности, родилась теория о том, что чучуна это отбившиеся от своих родов чукчи. Действительно, лодки с отправившимися на охоту чукчами периодически заносит в Якутию. При этом у дикого на те времена чукотского народа существовал очень своеобразный обычай. Пропавшего охотника ожидали определенный срок, по окончании которого его оплакивали и «хоронили». После этого человек считался мертвым, и вернуться в свой род не мог. Такие-то изгои, по мнению ряда ученных, и были вынуждены в одиночку скитаться по лесам и горам, одеваться в шкуры убитых животных и, доведенные до отчаяния, нападать на людей. Эта теория, кстати, может объяснить тот факт, что все описанные чучуна были взрослыми представителями мужского пола.

Как выглядят ножны

Когда говорят об оригинальности якутских ножей ручной работы, сделанных по всем правилам народных традиций, обязательно отмечают необычность изготовления ножен. Для их изготовления использовали снятый «чулком» бычий хвост. Внутрь него вкладывали деревянный аналог режущего инструмента, на котором он высыхал и становился очень твердым.

После полного высыхания такие ножны надежно сохраняли клинок от повреждений. Чтобы его было удобнее носить, к ножнам приделывали кожаный шнурок. Иногда ножны шили из кожи, в редких случаях они были деревянными.

Удивительная форма

Асимметричный профиль клинка широко распространен в Юго-Восточной Азии: от поварских ножей японского шефа до джунглевого ножа даяков с Калимантана. Спуск на таких моделях, как правило, сформирован со стороны рабочей руки: у правшей он находится на правой части, у левшей — на левой. Но касательно быhах все сделано с точностью до наоборот: у правши спуски на левой стороне, а у левшей — на правой. Впрочем, на длинных рубящих ножах все встает на свои места: спуски на сторону, соответствующую рабочей руке.

Причина такого расположения — особенности использования ножа якутом. Главный конструкционный материал — это дерево. Поэтому такая форма обеспечивает дополнительные преимущества при снятии стружки, а также существенно упрощает процесс заточки. Точат этот нож в основном со стороны спуска: с ровной боковой грани только снимают заусенец. Такая форма подходит и для мездрования шкуры, и для пластования рыбы. В общем, инструмент на все руки.Клинок имеет небольшую длину — до 170 мм. Впрочем, куда как чаще она варьируется от 100 до 120 мм: такой клинок вполне устраивает владельца. Монтаж клинка — всадной, в прямую рукоять, имеющую яйцевидный профиль. Материал рукояти — березовый сувель, прочный и надежный. Причем достаточно часто клинок всажен как бы наискось: ровная грань наклонена под небольшим углом к продольной плоскости рукояти. Некоторые исследователи утверждают, что это более позднее наслоение: попытка придать ножу большую универсальность за счет приближения профиля к симметричному.

Читать еще:  AK Alfa: Автомат Калашникова по-американски

Одной из наиболее спорных и необычных деталей считается дол на плоской грани клинка. Каких только гипотез о его назначении не услышишь! Археологи полагают, что этот элемент сохраняют с доисторических времен, когда нож целиком делали из кости. Кость срезалась вдоль и наискосок, а внутренний канал от костного мозга формировал пресловутый дол. Гипотеза интересная, однако вспомним, что русские казаки, пришедшие в Якутию, достаточно долго пользовались услугами не только якутских кузнецов, но и местных производителей железа. Думать, что дол сохраняли исключительно из преданности доисторическим традициям, — это не уважать профессионализм якутских мастеров.

Более интересная точка зрения связывает наличие дола с технологическими особенностями изготовления клинка. Дело в том, что лезвийная часть ножа имеет выпуклое : выковывая подобный дол, кузнец одновременно расширял клинок в нужном ему месте. Как бы то ни было, сегодня этот прием используется редко: и клинок, и дол выдирают абразивным инструментом.

Последняя гипотеза связывает наличие дола с изменением технологии изготовления ножа. Известный этнограф В. Л. Серошевский отмечал произошедший фактически на его глазах в конце XIX века генезис формы клинка: правая сторона . Вогнутость ровной грани хорошо известна на японских поварских ножах. Этот технологический прием необходим для компенсации поводок, связанных с закалкой ножей асимметричного профиля, имеющего составную конструкцию: твердую лезвийную часть и мягкую обкладку. Наверняка якутские кузнецы тоже владели этим приемом, используемым для экономии высококачественной стали, а также придания клинку прочности. После перехода на цельностальные ножи необходимость в вогнутости пропала, а дол стали делать с целью придания клинку дополнительной жесткости.

Впрочем, со временем подлинный смысл этого приема был утрачен в связи с падением производственной культуры кузнечного дела в годы советской власти: долы стали делать с противоположной стороны клинка, а то и на обеих сторонах сразу.

Профессор Драверт

9 марта 1929 года состоялось заседание комиссии по выявлению и изучению памятников природы и старины при Западно-Сибирском отделе Государственного русского географического Общества. Слушалось сообщение профессора Петра Драверта и студента Тимофеева «Люди-мулены и чучуна по сказаниям тунгусов и якутов».

Они утверждали, что в области Джугджура (часть Станового хребта) и на севере бывшего Верхоянского округа обитают люди неизвестного племени. Они находятся на весьма низкой ступени развития. От народностей Якутии отличаются тем, что лица их покрыты шерстью, членораздельной речью они не владеют. А может быть, их язык просто непонятен людям?

Читать еще:  Пособие по выживанию армии США. Экстремальная медицина

Выступавшие рассматривали этих существ, как вполне реальных, более того, как стоящих на крайне низкой ступени развития людей. Утверждалось, что чучуна носят некое подобие одежды из звериных шкур, при себе имеют оружие, состоящее из грубокованного ножа, лука и стрел. Иногда в качестве оружия используют камни. Общества людей чучуна не любят и поэтому, завидев человека, пытаются скрыться, либо напасть на него.

По сведениям Драверта и Тимофеева, чучуна, подобно диким зверям, способны бесшумно подкрасться к человеку и тогда пускают в ход свое оружие. Обычно они пытаются поразить человека стрелами или камнями, случаев нападения на человека с ножом не отмечалось.

Отсутствие достоверных данных о чучуна ученые объяснили крайне интересно. Они заявили, что в силу весьма своеобразных и жестоких северных нравов встреча человека и чучуна почти всегда заканчивается смертью одного из них. Поэтому тунгусы и якуты, пережившие такую встречу, властям об этом не сообщают, так как боятся ответственности за убийство, если чучуна признают человеком, либо за уничтожение редких животных. По сведениям Драверта, перед нападением чучуна издают очень пронзительный и громкий свист, оказывающий на жертву своеобразное парализующее воздействие.

Выписка из протокола данного заседания хранится в материалах архива Якутского комитета КПСС.

Ножом можно открывать консервные банки

Причем так, как показано на первой картинке, – еще не самый плохой вариант для ножа. Когда мы открываем банку обычным круговым движением не предназначенным для этого ножом, на клинок действуют сильные боковые нагрузки, для которых он не предназначен. Поэтому, если уж и приходится использовать обычный нож в качестве консервного, то лучше срезать сбоку верхнюю крышку целиком вместе с ободком – как на второй картинке.

Если нож это «умеет», не значит, что он предназначен для этого. И круговые движения при открывании банки точно не пойдут ножу на пользу – лучше уж поступить так, как на картинке справа

Историческое и культурное значение

Многочисленные материальные артефакты, найденные во время археологических раскопок, свидетельствуют, что якутские ножи имеют очевидные и неоспоримые сходства с оружием того времени. Это значит, что инструмент дошел до наших дней в качестве используемой функциональной единицы, что само по себе уникально.

Ученые, этнографы и любители древности могут увидеть настоящее применение подобных орудий в реальном человеческом быту, без умозрительных предположений и догадок. Саха сохранила условия быта своих обитателей близкими к естественным, поэтому якутский нож и сегодня применяется местными жителями повсеместно.

«Якут» прошел неимоверный естественный отбор, и тот факт, что модель дожила до наших дней, говорит в пользу её практичности лучше всяких умозаключений. Можно без преувеличения сказать, что это один из факторов выживания северных племен в самом суровом на планете климате.

Ввиду того, что этот нож является прекрасным образцом удобного, практичного и проверенного веками инструмента, он стал популярен среди любителей холодного оружия. Редкая коллекция современного мастера-оружейника обходит вниманием якутские клинки. Сегодня это один из символов республики наряду с варганом, олениной и алмазами.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: