1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевой вертолет Ка-50 (СССР)

Боевой вертолет Ка-50 (СССР)

О вертолете

Серийное производство

В 1990 г. вышло решение Комиссии по военно-промышленным вопросам Совета Министров СССР о постройке на авиационном заводе «Прогресс» в г. Арсеньеве на Дальнем Востоке серии Ка-50. В следующем году здесь была изготовлена головная машина. Однако значительное сокращение ассигнований на закупки военной техники привело к тому, что из планируемых нескольких сотен машин удалось изготовить и передать заказчику не более десяти штук, из которых только несколько находятся в войсках. Два Ка-50 в январе 2001 г. приняли участие в антитеррористической операции на Северном Кавказе.

В 2006 г. Министерство обороны России приняло решение о возобновлении серийного производства Ка-50, которые поступят на оснащение частей специального назначения Вооруженных Сил РФ.

Основные модификации

Ка-50Ш. Применение Ка-50 возможно только в светлое время суток. Поэтому в 1993 г. ОАО «Камов» выпустило эскизный проект ночного варианта Ка-50Ш. Первоначально предполагалась установить на него круглосуточный вариант обзорно-прицельного комплекса «Шквал-В», но его разработка затянулась, и в 1997 г. на вертолете в носовой части фюзеляжа над оптическим окном штатного дневного комплекса «Шквал-В» была смонтирована ги-ростабилизированная оптико-электронная станция «Самшит-50». Станция имела четыре канала: лазерный дальномер-це-леуказатель, телевизионный канал, лазер-но-лучевую систему управления ПТУР «Вихрь» и тепловизор французской фирмы «Томсон». Кроме того, ночная машина получила радиолокационный комплекс «Арбалет», антенна которого размещалась в обтекателе над колонкой несущих винтов.
В 1999 г. ОАО «Камов» предложило новый вариант Ка-50Ш с интегрированным комплексом бортового оборудования, в состав которого вошли многофункциональные цветные жидкокристаллические индикаторы, модифицированный «Самшит-50» и другое оборудование. Арсенал вертолета пополнился управляемыми ракетами «воздух-поверхность» Х-25МЛ с полуактивной лазерной системой наведения, а также ракетами «воздух-воздух» типа Р-73 и 9М39 «Игла-В». В том же году был подготовлен еще один опытный вертолет, оснащенный двумя гиростабилизированными оптико-электронными системами: ГОЭС-520 с телевизионным и тепловизионным каналами, и ГОЭС-330 с телевизионным, тепловизионным и лазерным каналами.

История

В 1976 г. в ОКБ Ухтомского вертолетного завода им. Н.И.Камова началась разработка боевого ударного вертолета Ка-50, который мог бы стать достойным ответом на появление в США вертолета аналогичного назначения Хьюз АН-64 «Апач». Руководство всеми работами по штурмовику непосредственно осуществлял главный (впоследствии генеральный) конструктор С.В.Михеев.

В августе 1980 г. Совет Министров СССР принял решение о постройке опытного Ка-50. Защита эскизного проекта и макета состоялась в апреле-мае 1981 г, а еще через год из цехов Ухтомского вертолетного завода вышел первый опытный образец. 17 июня 1982 г. летчик-испытатель Н.П.Бездетный впервые выполнил на нем висение, а 23 июля вертолет совершил первый полет по кругу. Результаты государственных сравнительных испытаниях послужили основанием для выдачи институтами Министерства обороны СССР в октябре 1986 г. заключения о выборе Ка-50 в качестве перспективного боевого ударного вертолета Советской Армии. Название «Черная акула» закрепилось за вертолетом после участия в одноименном художественном фильме.

После завершения работ по доводке машины, 28 августа 1995 г. Указом Президента России вертолет Ка-50 был принят на вооружение Российской Армии. За создание вертолета Ка-50 группе специалистов ОАО «Камов» была присуждена Государственная премия, а С.В.Михееву присвоено звание Героя России.

При определении облика новой машины прорабатывались различные варианты, но выбор сделали в пользу “фирменной” для компании соосной схемы. Такая схема обеспечивает вертолету относительно хорошую компактность, малые общие габариты, высокую весовую отдачу, энергетические преимущества, а также повышенные эффективность и мощность продольно-поперечного управления. Большая весовая отдача, энергетические преимущества и хорошие аэродинамические характеристики обуславливают высокие показатели статического потолка и скороподъемности. Особенности аэродинамики обеспечивают вертолету уникальные пилотажные характеристики: на Ка-50 впоследствии были отработаны новые виды боевого маневра и фигур высшего пилотажа: «плоский разворот», «воронка» и т.д.

Другой принципиальной особенностью проекта Ка-50 стало решение делать вертолет одноместным, а отсутствие на борту оператора компенсировать применением высокоавтоматизированного прицельно-навигационного комплекса, который позволил бы летчику избежать чрезмерных психологических и физических нагрузок. Сокращение экипажа до одного человека позволило бы не только получить значительный выигрыш в массе вертолета, а, следовательно, улучшить его летные характеристики, но и уменьшить расходы на подготовку летного состава, добиться прямой экономии средств на содержание армейской авиации.

Одним из важнейших направлений работы над проектом стало повышение боевой живучести вертолета. С учетом этого выбиралась компоновка, размещались системы, проектировались агрегаты, отрабатывались конструкционные материалы; двигатели размещены по бортам фюзеляжа, что исключило их поражение одним выстрелом; кабина и жизненноважные части конструкции бронированы; более важные агрегаты и системы экранированы менее важными; топливные баки заполнены пенополиуретаном и протестированы; примененные композиционные материалы сохраняют работоспособность при поражении силовых элементов конструкции; диаметр тяг управления увеличен; трансмиссия сохраняет работоспособность в течение 30 мин. после поражения маслосистемы и т.д.

Конструкция Ка-50 обеспечивает максимальную защиту экипажу. Это единственный в мире вертолет, оснащенный ракет-но-парашютной катапультной системой летчика. Конструкция кабины исключает изменение внутреннего объема более чем на 10-15% при ударах о землю. Безопасность пилота обеспечена также конструкцией шасси, способного поглощать большие нагрузки при аварийной посадке.

Характеристики

Экипаж1
Двигатели2 ГТД ТВЗ-117
мощность, кВт/л.с.2×1618/2×2200
Размеры, м:
диаметр несущих винтов14,5
длина вертолета с вращающимися винтами16
Массы и нагрузки, кг:
взлетная максимальная масса10800
нормальная масса9800
пустого вертолета7700
Летные данные:
максимальная скорость, км/ч
в пологом пикировании390
в горизонтальном полете310
статический потолок, м4000
динамический потолок, м5500
практическая дальность полета, км520
перегоночная дальность, км1100

Конструкция

Вертолет двухвинтовой сосной схемы с двумя ГТД и трехопорным шасси. В конструкции широко использованы стекло- и углепластиковые композиционные материалы, составляющие 35% массы планера.

Фюзеляж вертолета отличается хорошими аэродинамическими формами, подобен фюзеляжу самолета. Основным силовым элементом является продольный несущий короб сечением 1×1 м, к которому крепятся основные элементы конструкции, включая редуктор, двигатели и опоры шасси. В носовой части размещается одноместная кабина летчика с плоским передним бронестеклом и боковыми стеклами. Над верхним открывающимся в бок остеклением установлено зеркало обзора задней полусферы. Доступ в кабину летчика осуществляется через открывающуюся дверь с левого борта. Кабина имеет мощное бронирование для защиты летчика и основных агрегатов с двухслойной броней из разнесенных стальных и алюминиевых листов, которая может противостоять бронебойным пулям калибром 12,7 мм и осколкам снарядов калибром 23 мм. Кабина пилота снабжена катапультным креслом К-37. Кресло имеет ракетно-тянущую систему, обеспечивая катапультирование летчика во всем диапазоне скоростей и высот полета. Перед катапультированием производится отстрел лопастей.

Крыло размахом 7,3 м имеет трапециевидную форму в плане. Под крылом установлены четыре балочных держателя для подвески различного вооружения, которые могут отклоняться вниз на 10 град, и две пусковые установки ракет «воздух-воздух». По концам крыла расположены контейнеры с оборудованием.

Хвостовой оперение – самолетного типа с большим вертикальным оперением с форкилем и поворотным рулем направления. Стабилизатор снабжен концевыми шайбами.

Несущие винты соосные, трехлопастные, полужесткие, крепление лопастей осуществляется с помощью стальных пластин – торсионов. Лопасти полностью выполнены из полимерных композиционных материалов, прямоугольной формы в плане, имеют усовершенствованные скоростные профили ЦАГИ и стреловидные законцовки, снабженны электротепловой противообледенитель-ной системой. Лонжерон лопасти двух-контурного типа. В системе управления обычные подшипники заменены на ме-таллофторопластовые скольжения.

Силовая установка состоит из двух ГТД ТВЗ-117К взлетной мощность по 1633 кВт/2190 л.с, установленных в отдельных гондолах по бокам фюзеляжа над крылом и снабженных пылезащитными устройствами и экранно-выхлопными устройствами для подавления ИК-излуче-ния. В состав силовой установки входят, кроме того, вспомогательная силовая установка АИ-9, вентилятор системы охлаждения, главный редуктор ВР-80, два промежуточных редукторов ПВР-80 для передачи крутящего момента от двигателей к главному редуктору и коробке приводов генератора и гидронасосов.

Топливная система включает основные баки емкостью 3000 л, расположенные внутри коробчатой балки. Система закольцована и имеет два расходных бака. Баки протестированы, заключены в защитные контейнеры и заполнены пенополиуретаном. Под крылом могут быть установлены дополнительно четыре подвесных топливных бака емкостью по 500 л каждый.

Шасси – трехопорное убирающееся, передняя опора со сдвоенными колесами убирается назад, главные опоры имеют по одному тормозному колесу и убираются назад в ниши по бокам фюзеляжа.

Система управления – бустерная, четрырехканальная, с 20-процентным автопилотом, рулевые приводы и гидроаккумуляторы объединены в общий блок РС-80, который обслуживает основная гидросистема с приводом от редуктора и ВСУ. Конструкция тяг управления обеспечивает сохранение их работоспособности при баллистическом повреждении.

Электрическая система имеет двухканальную сеть переменного двухфазного тока с двумя генераторам и двухканальную сеть постоянного тока от двух выпрямительных устройств и никель-кадмиевой батареи.

Оборудование с прицельно-пилотажно-навигационный комплексом ПрПНК «Рубикон» включает: пилотажно-навигационный комплекс и обзорно-поисковую прицельную систему с дневным лазерно-телевизионным каналом «Шквал-В», систему отображения информации, систему управления оружием, нашлемную систему целеуказания и взаимно резервированные бортовые вычислители для решения навигационных и боевых задач. Обзорно-прицельная система со стабилизированным полем зрения формирует и воспроизводит на экранах телевизионное изображение цели и фона местности. Ее подсистемы осуществляют автоматическое сопровождение целей, формирование зоны управления ПТУР «Вихрь», лазерное дальнометрирование и подсвет цели. Система отображения информации обрабатывает информацию от прицельных систем, пило-тажно-навигационного комплекса, бортовых вычислителей и выдает необходимые данные на индикатор на лобовом стекле. Имеется система обмена тактической информацией с другими вертолетами, наземными и воздушными командными пунктами для определения координат цели.

Читать еще:  Вертолет HH-60H Rescue Hawk (США)

Прицельно-пилотажно-навигационный комплекс «Рубикон» обеспечивает выполнение боевых задач в дневных условиях с применением всех видов вооружения.

Вооружение

Вертолет предназначен для борьбы с бронированной техникой и уничтожения других целей, непосредственной поддержки наземных войск, ведения воздушного боя, эскортирования наземного и воздушного транспорта, противотеррористиче-ских операций и выполнения различных других боевых задач. Для этого на вертолете используется следующее вооружение:

  • несъемная ограниченно-подвижная скорострельная пушка 2А42 калибра 30 мм с селективным питанием патронами и боекомплектом 460 патронов;
  • многоцелевой ракетный комплекс «Вихрь» со сверхзвуковыми управляемыми ракетами 9А4172 (до 12 штук) с лазер-но-лучевой системой наведения и автоматической системой сопровождения цели;
  • самонаводящиеся сверхзвуковые ракеты 9Р39 (до 4 штук) класса «воздух-воздух» комплекса «Игла-В» (могут быть установлены ракеты Р73)с пассивной инфракрасной головкой самонаведения;
  • неуправляемые ракеты типа С-8 калибра 80 мм в блоках Б8В20-А (2-4 блока с 20 ракетами в каждом);
  • неуправляемые ракеты типа С-13 калибра 122 мм в блоках Б13Л1 (2 блока с 5 ракетами в каждом);
  • универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 (2 штуки) с пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм и боекомплектом по 250 снарядов в каждом контейнере;
  • унифицированные контейнеры малогабаритных грузов КМГУ-2 (2-4 штуки);
  • бомбы калибра от 50 до 500 кг или другие виды вооружения общей массой до 2000 кг.

Секретный волк-оборотень

Первым, кто оторвал Ка-50 от земли, был летчик-испытатель ОКБ Камова (в настоящее время АО «Камов», входит в холдинг «Вертолеты России») Николай Бездетнов. 17 июня 1982 года он впервые выполнил на этой машине «висение», а 23 июня — полет по кругу над подмосковным аэродромом в течение 15 минут на высоте 200–300 м. Бездетнов рассказывает, что первый опытный образец был белого цвета, его маскировали под пассажирский вариант: на нем были нарисованы окна и двери.

Машину тщательно скрывали в специальном ангаре и летали на ней либо высоко в облаках, либо поздно вечером. Летчик вспоминает, что в западной печати периодически появлялись изображения этого геликоптера и был момент, когда интерес к этим снимкам даже проявили кагэбэшники.

Спустя 10 лет, в 1992 году, этот вертолет был представлен на авиасалоне в Фарнборо (Великобритания), а на его хвосте было изображение волка-оборотня и надпись Werewolf (в переводе «Оборотень»). Сегодня Ка-50 более известен как «Черная акула». Это имя он получил после одноименного художественного фильма (режиссер — Виталий Лукин) в 1993 году, в котором вертолет сыграл главную роль. По мнению Бездетнова, этот фильм получился очень реалистичным.

Карта сайта

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ

  • Горячая линия
  • Раскрытие информации
  • Энергоэффективность
  • Менеджмент качества
  • Инновации
  • Лицензии
  • Экологическая политика
  • Пресс-кит
  • Закупки
  • Противодействие коррупции
  • Социальная ответственность
  • Документация
  • Интерфакс

О ХОЛДИНГЕ

  • Вакансии
  • Структура
  • Руководство
  • История

МЕДИА

СЕРВИС

КАТАЛОГ

  • Военные вертолеты
  • Гражданские вертолеты

КОНТАКТЫ

  • Горячая линия

Некоторые функции могут не работать, если не установлены cookies. Чтобы узнать больше об использовании cookies на нашем сайте, перейдите на информационную страницу Cookies.

Истребитель субмарин: Ка-27

В 1981 году на смену Ка-25 в Военно-морской флот приходит вертолет Ка-27 (в экспортной вариации – Ка-28), выпущенный уже после смерти Н.И. Камова. Эта машина в современных модификациях выпускается до сих пор и является единственным в России противолодочным вертолетом.

По своим боевым характеристикам он значительно превосходил предыдущие модели ОКБ Камова. Ка-27 оснащался современным интегральным комплексом бортового оборудования, новейшими самонаводящимися торпедами с ядерными боеголовками и глубинными бомбами. Выпускаемый сегодня противолодочный Ка-27ПЛ может обнаруживать субмарины противника днем и ночью в сложных метеоусловиях на глубине до 500 м и способен удаляться от базы на 200 км. Поисково-спасательная модификация Ка-27ПС может проводить работы в сложных условиях при волнении моря до 5 баллов. Вертолет оснащен лебедкой грузоподъемностью 300 кг. Он способен осуществлять автоматизированный полет в заданную точку.

Боевой вертолет Ка-50 (СССР)

О вертолете

Серийное производство

В 1990 г. вышло решение Комиссии по военно-промышленным вопросам Совета Министров СССР о постройке на авиационном заводе «Прогресс» в г. Арсеньеве на Дальнем Востоке серии Ка-50. В следующем году здесь была изготовлена головная машина. Однако значительное сокращение ассигнований на закупки военной техники привело к тому, что из планируемых нескольких сотен машин удалось изготовить и передать заказчику не более десяти штук, из которых только несколько находятся в войсках. Два Ка-50 в январе 2001 г. приняли участие в антитеррористической операции на Северном Кавказе.

В 2006 г. Министерство обороны России приняло решение о возобновлении серийного производства Ка-50, которые поступят на оснащение частей специального назначения Вооруженных Сил РФ.

Основные модификации

Ка-50Ш. Применение Ка-50 возможно только в светлое время суток. Поэтому в 1993 г. ОАО «Камов» выпустило эскизный проект ночного варианта Ка-50Ш. Первоначально предполагалась установить на него круглосуточный вариант обзорно-прицельного комплекса «Шквал-В», но его разработка затянулась, и в 1997 г. на вертолете в носовой части фюзеляжа над оптическим окном штатного дневного комплекса «Шквал-В» была смонтирована ги-ростабилизированная оптико-электронная станция «Самшит-50». Станция имела четыре канала: лазерный дальномер-це-леуказатель, телевизионный канал, лазер-но-лучевую систему управления ПТУР «Вихрь» и тепловизор французской фирмы «Томсон». Кроме того, ночная машина получила радиолокационный комплекс «Арбалет», антенна которого размещалась в обтекателе над колонкой несущих винтов.
В 1999 г. ОАО «Камов» предложило новый вариант Ка-50Ш с интегрированным комплексом бортового оборудования, в состав которого вошли многофункциональные цветные жидкокристаллические индикаторы, модифицированный «Самшит-50» и другое оборудование. Арсенал вертолета пополнился управляемыми ракетами «воздух-поверхность» Х-25МЛ с полуактивной лазерной системой наведения, а также ракетами «воздух-воздух» типа Р-73 и 9М39 «Игла-В». В том же году был подготовлен еще один опытный вертолет, оснащенный двумя гиростабилизированными оптико-электронными системами: ГОЭС-520 с телевизионным и тепловизионным каналами, и ГОЭС-330 с телевизионным, тепловизионным и лазерным каналами.

История

В 1976 г. в ОКБ Ухтомского вертолетного завода им. Н.И.Камова началась разработка боевого ударного вертолета Ка-50, который мог бы стать достойным ответом на появление в США вертолета аналогичного назначения Хьюз АН-64 «Апач». Руководство всеми работами по штурмовику непосредственно осуществлял главный (впоследствии генеральный) конструктор С.В.Михеев.

В августе 1980 г. Совет Министров СССР принял решение о постройке опытного Ка-50. Защита эскизного проекта и макета состоялась в апреле-мае 1981 г, а еще через год из цехов Ухтомского вертолетного завода вышел первый опытный образец. 17 июня 1982 г. летчик-испытатель Н.П.Бездетный впервые выполнил на нем висение, а 23 июля вертолет совершил первый полет по кругу. Результаты государственных сравнительных испытаниях послужили основанием для выдачи институтами Министерства обороны СССР в октябре 1986 г. заключения о выборе Ка-50 в качестве перспективного боевого ударного вертолета Советской Армии. Название «Черная акула» закрепилось за вертолетом после участия в одноименном художественном фильме.

После завершения работ по доводке машины, 28 августа 1995 г. Указом Президента России вертолет Ка-50 был принят на вооружение Российской Армии. За создание вертолета Ка-50 группе специалистов ОАО «Камов» была присуждена Государственная премия, а С.В.Михееву присвоено звание Героя России.

При определении облика новой машины прорабатывались различные варианты, но выбор сделали в пользу “фирменной” для компании соосной схемы. Такая схема обеспечивает вертолету относительно хорошую компактность, малые общие габариты, высокую весовую отдачу, энергетические преимущества, а также повышенные эффективность и мощность продольно-поперечного управления. Большая весовая отдача, энергетические преимущества и хорошие аэродинамические характеристики обуславливают высокие показатели статического потолка и скороподъемности. Особенности аэродинамики обеспечивают вертолету уникальные пилотажные характеристики: на Ка-50 впоследствии были отработаны новые виды боевого маневра и фигур высшего пилотажа: «плоский разворот», «воронка» и т.д.

Другой принципиальной особенностью проекта Ка-50 стало решение делать вертолет одноместным, а отсутствие на борту оператора компенсировать применением высокоавтоматизированного прицельно-навигационного комплекса, который позволил бы летчику избежать чрезмерных психологических и физических нагрузок. Сокращение экипажа до одного человека позволило бы не только получить значительный выигрыш в массе вертолета, а, следовательно, улучшить его летные характеристики, но и уменьшить расходы на подготовку летного состава, добиться прямой экономии средств на содержание армейской авиации.

Одним из важнейших направлений работы над проектом стало повышение боевой живучести вертолета. С учетом этого выбиралась компоновка, размещались системы, проектировались агрегаты, отрабатывались конструкционные материалы; двигатели размещены по бортам фюзеляжа, что исключило их поражение одним выстрелом; кабина и жизненноважные части конструкции бронированы; более важные агрегаты и системы экранированы менее важными; топливные баки заполнены пенополиуретаном и протестированы; примененные композиционные материалы сохраняют работоспособность при поражении силовых элементов конструкции; диаметр тяг управления увеличен; трансмиссия сохраняет работоспособность в течение 30 мин. после поражения маслосистемы и т.д.

Конструкция Ка-50 обеспечивает максимальную защиту экипажу. Это единственный в мире вертолет, оснащенный ракет-но-парашютной катапультной системой летчика. Конструкция кабины исключает изменение внутреннего объема более чем на 10-15% при ударах о землю. Безопасность пилота обеспечена также конструкцией шасси, способного поглощать большие нагрузки при аварийной посадке.

Читать еще:  Лёгкий штурмовик Atlas Impala (ЮАР)

Характеристики

Экипаж1
Двигатели2 ГТД ТВЗ-117
мощность, кВт/л.с.2×1618/2×2200
Размеры, м:
диаметр несущих винтов14,5
длина вертолета с вращающимися винтами16
Массы и нагрузки, кг:
взлетная максимальная масса10800
нормальная масса9800
пустого вертолета7700
Летные данные:
максимальная скорость, км/ч
в пологом пикировании390
в горизонтальном полете310
статический потолок, м4000
динамический потолок, м5500
практическая дальность полета, км520
перегоночная дальность, км1100

Конструкция

Вертолет двухвинтовой сосной схемы с двумя ГТД и трехопорным шасси. В конструкции широко использованы стекло- и углепластиковые композиционные материалы, составляющие 35% массы планера.

Фюзеляж вертолета отличается хорошими аэродинамическими формами, подобен фюзеляжу самолета. Основным силовым элементом является продольный несущий короб сечением 1×1 м, к которому крепятся основные элементы конструкции, включая редуктор, двигатели и опоры шасси. В носовой части размещается одноместная кабина летчика с плоским передним бронестеклом и боковыми стеклами. Над верхним открывающимся в бок остеклением установлено зеркало обзора задней полусферы. Доступ в кабину летчика осуществляется через открывающуюся дверь с левого борта. Кабина имеет мощное бронирование для защиты летчика и основных агрегатов с двухслойной броней из разнесенных стальных и алюминиевых листов, которая может противостоять бронебойным пулям калибром 12,7 мм и осколкам снарядов калибром 23 мм. Кабина пилота снабжена катапультным креслом К-37. Кресло имеет ракетно-тянущую систему, обеспечивая катапультирование летчика во всем диапазоне скоростей и высот полета. Перед катапультированием производится отстрел лопастей.

Крыло размахом 7,3 м имеет трапециевидную форму в плане. Под крылом установлены четыре балочных держателя для подвески различного вооружения, которые могут отклоняться вниз на 10 град, и две пусковые установки ракет «воздух-воздух». По концам крыла расположены контейнеры с оборудованием.

Хвостовой оперение – самолетного типа с большим вертикальным оперением с форкилем и поворотным рулем направления. Стабилизатор снабжен концевыми шайбами.

Несущие винты соосные, трехлопастные, полужесткие, крепление лопастей осуществляется с помощью стальных пластин – торсионов. Лопасти полностью выполнены из полимерных композиционных материалов, прямоугольной формы в плане, имеют усовершенствованные скоростные профили ЦАГИ и стреловидные законцовки, снабженны электротепловой противообледенитель-ной системой. Лонжерон лопасти двух-контурного типа. В системе управления обычные подшипники заменены на ме-таллофторопластовые скольжения.

Силовая установка состоит из двух ГТД ТВЗ-117К взлетной мощность по 1633 кВт/2190 л.с, установленных в отдельных гондолах по бокам фюзеляжа над крылом и снабженных пылезащитными устройствами и экранно-выхлопными устройствами для подавления ИК-излуче-ния. В состав силовой установки входят, кроме того, вспомогательная силовая установка АИ-9, вентилятор системы охлаждения, главный редуктор ВР-80, два промежуточных редукторов ПВР-80 для передачи крутящего момента от двигателей к главному редуктору и коробке приводов генератора и гидронасосов.

Топливная система включает основные баки емкостью 3000 л, расположенные внутри коробчатой балки. Система закольцована и имеет два расходных бака. Баки протестированы, заключены в защитные контейнеры и заполнены пенополиуретаном. Под крылом могут быть установлены дополнительно четыре подвесных топливных бака емкостью по 500 л каждый.

Шасси – трехопорное убирающееся, передняя опора со сдвоенными колесами убирается назад, главные опоры имеют по одному тормозному колесу и убираются назад в ниши по бокам фюзеляжа.

Система управления – бустерная, четрырехканальная, с 20-процентным автопилотом, рулевые приводы и гидроаккумуляторы объединены в общий блок РС-80, который обслуживает основная гидросистема с приводом от редуктора и ВСУ. Конструкция тяг управления обеспечивает сохранение их работоспособности при баллистическом повреждении.

Электрическая система имеет двухканальную сеть переменного двухфазного тока с двумя генераторам и двухканальную сеть постоянного тока от двух выпрямительных устройств и никель-кадмиевой батареи.

Оборудование с прицельно-пилотажно-навигационный комплексом ПрПНК «Рубикон» включает: пилотажно-навигационный комплекс и обзорно-поисковую прицельную систему с дневным лазерно-телевизионным каналом «Шквал-В», систему отображения информации, систему управления оружием, нашлемную систему целеуказания и взаимно резервированные бортовые вычислители для решения навигационных и боевых задач. Обзорно-прицельная система со стабилизированным полем зрения формирует и воспроизводит на экранах телевизионное изображение цели и фона местности. Ее подсистемы осуществляют автоматическое сопровождение целей, формирование зоны управления ПТУР «Вихрь», лазерное дальнометрирование и подсвет цели. Система отображения информации обрабатывает информацию от прицельных систем, пило-тажно-навигационного комплекса, бортовых вычислителей и выдает необходимые данные на индикатор на лобовом стекле. Имеется система обмена тактической информацией с другими вертолетами, наземными и воздушными командными пунктами для определения координат цели.

Прицельно-пилотажно-навигационный комплекс «Рубикон» обеспечивает выполнение боевых задач в дневных условиях с применением всех видов вооружения.

Вооружение

Вертолет предназначен для борьбы с бронированной техникой и уничтожения других целей, непосредственной поддержки наземных войск, ведения воздушного боя, эскортирования наземного и воздушного транспорта, противотеррористиче-ских операций и выполнения различных других боевых задач. Для этого на вертолете используется следующее вооружение:

  • несъемная ограниченно-подвижная скорострельная пушка 2А42 калибра 30 мм с селективным питанием патронами и боекомплектом 460 патронов;
  • многоцелевой ракетный комплекс «Вихрь» со сверхзвуковыми управляемыми ракетами 9А4172 (до 12 штук) с лазер-но-лучевой системой наведения и автоматической системой сопровождения цели;
  • самонаводящиеся сверхзвуковые ракеты 9Р39 (до 4 штук) класса «воздух-воздух» комплекса «Игла-В» (могут быть установлены ракеты Р73)с пассивной инфракрасной головкой самонаведения;
  • неуправляемые ракеты типа С-8 калибра 80 мм в блоках Б8В20-А (2-4 блока с 20 ракетами в каждом);
  • неуправляемые ракеты типа С-13 калибра 122 мм в блоках Б13Л1 (2 блока с 5 ракетами в каждом);
  • универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 (2 штуки) с пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм и боекомплектом по 250 снарядов в каждом контейнере;
  • унифицированные контейнеры малогабаритных грузов КМГУ-2 (2-4 штуки);
  • бомбы калибра от 50 до 500 кг или другие виды вооружения общей массой до 2000 кг.

Секретный волк-оборотень

Первым, кто оторвал Ка-50 от земли, был летчик-испытатель ОКБ Камова (в настоящее время АО «Камов», входит в холдинг «Вертолеты России») Николай Бездетнов. 17 июня 1982 года он впервые выполнил на этой машине «висение», а 23 июня — полет по кругу над подмосковным аэродромом в течение 15 минут на высоте 200–300 м. Бездетнов рассказывает, что первый опытный образец был белого цвета, его маскировали под пассажирский вариант: на нем были нарисованы окна и двери.

Машину тщательно скрывали в специальном ангаре и летали на ней либо высоко в облаках, либо поздно вечером. Летчик вспоминает, что в западной печати периодически появлялись изображения этого геликоптера и был момент, когда интерес к этим снимкам даже проявили кагэбэшники.

Спустя 10 лет, в 1992 году, этот вертолет был представлен на авиасалоне в Фарнборо (Великобритания), а на его хвосте было изображение волка-оборотня и надпись Werewolf (в переводе «Оборотень»). Сегодня Ка-50 более известен как «Черная акула». Это имя он получил после одноименного художественного фильма (режиссер — Виталий Лукин) в 1993 году, в котором вертолет сыграл главную роль. По мнению Бездетнова, этот фильм получился очень реалистичным.

Карта сайта

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ

  • Горячая линия
  • Раскрытие информации
  • Энергоэффективность
  • Менеджмент качества
  • Инновации
  • Лицензии
  • Экологическая политика
  • Пресс-кит
  • Закупки
  • Противодействие коррупции
  • Социальная ответственность
  • Документация
  • Интерфакс

О ХОЛДИНГЕ

  • Вакансии
  • Структура
  • Руководство
  • История

МЕДИА

СЕРВИС

КАТАЛОГ

  • Военные вертолеты
  • Гражданские вертолеты

КОНТАКТЫ

  • Горячая линия

Некоторые функции могут не работать, если не установлены cookies. Чтобы узнать больше об использовании cookies на нашем сайте, перейдите на информационную страницу Cookies.

Вертолет-трансформер: Ка-226Т

Экологичность, экономичность и современный комплекс авионики делают легкий многоцелевой Ка-226Т одним из лучших в своем классе. Основной отличительной особенностью этой машины является модульность ее конструкции. Вертолет легко преобразуется в одну из пяти модификаций: Ка-226Т может быть пассажирским, транспортным, медицинским, полицейским или поисково-спасательным. Вертолет построен по модульной схеме, которая предполагает использование различных сменных модулей. Заменить модуль несколько человек могут в течение примерно двух часов.

Использование двух мощных французских двигателей позволило улучшить летные характеристики вертолета, увеличить высоту и скорость подъема, а также вес перевозимого груза. Благодаря традиционной для ОКБ Камова соосной схеме и отсутствию хвостового винта Ка-226Т очень компактен и может использоваться на площадках небольшого размера, в том числе на малотоннажных судах, в условиях городской застройки, в горной местности.

В 2015 году между Россией и Индией было заключено соглашение о поставке 200 вертолетов Ка-226Т. Контракт предусматривает передачу 60 машин российской сборки, а остальные вертолеты будут собираться в Индии.

События, связанные с этим

Ми-171А2: новое поколение легендарной «восьмерки»

Боевой вертолет Ка-50 (СССР)

О вертолете

Серийное производство

В 1990 г. вышло решение Комиссии по военно-промышленным вопросам Совета Министров СССР о постройке на авиационном заводе «Прогресс» в г. Арсеньеве на Дальнем Востоке серии Ка-50. В следующем году здесь была изготовлена головная машина. Однако значительное сокращение ассигнований на закупки военной техники привело к тому, что из планируемых нескольких сотен машин удалось изготовить и передать заказчику не более десяти штук, из которых только несколько находятся в войсках. Два Ка-50 в январе 2001 г. приняли участие в антитеррористической операции на Северном Кавказе.

В 2006 г. Министерство обороны России приняло решение о возобновлении серийного производства Ка-50, которые поступят на оснащение частей специального назначения Вооруженных Сил РФ.

Основные модификации

Ка-50Ш. Применение Ка-50 возможно только в светлое время суток. Поэтому в 1993 г. ОАО «Камов» выпустило эскизный проект ночного варианта Ка-50Ш. Первоначально предполагалась установить на него круглосуточный вариант обзорно-прицельного комплекса «Шквал-В», но его разработка затянулась, и в 1997 г. на вертолете в носовой части фюзеляжа над оптическим окном штатного дневного комплекса «Шквал-В» была смонтирована ги-ростабилизированная оптико-электронная станция «Самшит-50». Станция имела четыре канала: лазерный дальномер-це-леуказатель, телевизионный канал, лазер-но-лучевую систему управления ПТУР «Вихрь» и тепловизор французской фирмы «Томсон». Кроме того, ночная машина получила радиолокационный комплекс «Арбалет», антенна которого размещалась в обтекателе над колонкой несущих винтов.
В 1999 г. ОАО «Камов» предложило новый вариант Ка-50Ш с интегрированным комплексом бортового оборудования, в состав которого вошли многофункциональные цветные жидкокристаллические индикаторы, модифицированный «Самшит-50» и другое оборудование. Арсенал вертолета пополнился управляемыми ракетами «воздух-поверхность» Х-25МЛ с полуактивной лазерной системой наведения, а также ракетами «воздух-воздух» типа Р-73 и 9М39 «Игла-В». В том же году был подготовлен еще один опытный вертолет, оснащенный двумя гиростабилизированными оптико-электронными системами: ГОЭС-520 с телевизионным и тепловизионным каналами, и ГОЭС-330 с телевизионным, тепловизионным и лазерным каналами.

Читать еще:  Многоцелевой истребитель MD.450 Ouragan (Франция)

История

В 1976 г. в ОКБ Ухтомского вертолетного завода им. Н.И.Камова началась разработка боевого ударного вертолета Ка-50, который мог бы стать достойным ответом на появление в США вертолета аналогичного назначения Хьюз АН-64 «Апач». Руководство всеми работами по штурмовику непосредственно осуществлял главный (впоследствии генеральный) конструктор С.В.Михеев.

В августе 1980 г. Совет Министров СССР принял решение о постройке опытного Ка-50. Защита эскизного проекта и макета состоялась в апреле-мае 1981 г, а еще через год из цехов Ухтомского вертолетного завода вышел первый опытный образец. 17 июня 1982 г. летчик-испытатель Н.П.Бездетный впервые выполнил на нем висение, а 23 июля вертолет совершил первый полет по кругу. Результаты государственных сравнительных испытаниях послужили основанием для выдачи институтами Министерства обороны СССР в октябре 1986 г. заключения о выборе Ка-50 в качестве перспективного боевого ударного вертолета Советской Армии. Название «Черная акула» закрепилось за вертолетом после участия в одноименном художественном фильме.

После завершения работ по доводке машины, 28 августа 1995 г. Указом Президента России вертолет Ка-50 был принят на вооружение Российской Армии. За создание вертолета Ка-50 группе специалистов ОАО «Камов» была присуждена Государственная премия, а С.В.Михееву присвоено звание Героя России.

При определении облика новой машины прорабатывались различные варианты, но выбор сделали в пользу “фирменной” для компании соосной схемы. Такая схема обеспечивает вертолету относительно хорошую компактность, малые общие габариты, высокую весовую отдачу, энергетические преимущества, а также повышенные эффективность и мощность продольно-поперечного управления. Большая весовая отдача, энергетические преимущества и хорошие аэродинамические характеристики обуславливают высокие показатели статического потолка и скороподъемности. Особенности аэродинамики обеспечивают вертолету уникальные пилотажные характеристики: на Ка-50 впоследствии были отработаны новые виды боевого маневра и фигур высшего пилотажа: «плоский разворот», «воронка» и т.д.

Другой принципиальной особенностью проекта Ка-50 стало решение делать вертолет одноместным, а отсутствие на борту оператора компенсировать применением высокоавтоматизированного прицельно-навигационного комплекса, который позволил бы летчику избежать чрезмерных психологических и физических нагрузок. Сокращение экипажа до одного человека позволило бы не только получить значительный выигрыш в массе вертолета, а, следовательно, улучшить его летные характеристики, но и уменьшить расходы на подготовку летного состава, добиться прямой экономии средств на содержание армейской авиации.

Одним из важнейших направлений работы над проектом стало повышение боевой живучести вертолета. С учетом этого выбиралась компоновка, размещались системы, проектировались агрегаты, отрабатывались конструкционные материалы; двигатели размещены по бортам фюзеляжа, что исключило их поражение одним выстрелом; кабина и жизненноважные части конструкции бронированы; более важные агрегаты и системы экранированы менее важными; топливные баки заполнены пенополиуретаном и протестированы; примененные композиционные материалы сохраняют работоспособность при поражении силовых элементов конструкции; диаметр тяг управления увеличен; трансмиссия сохраняет работоспособность в течение 30 мин. после поражения маслосистемы и т.д.

Конструкция Ка-50 обеспечивает максимальную защиту экипажу. Это единственный в мире вертолет, оснащенный ракет-но-парашютной катапультной системой летчика. Конструкция кабины исключает изменение внутреннего объема более чем на 10-15% при ударах о землю. Безопасность пилота обеспечена также конструкцией шасси, способного поглощать большие нагрузки при аварийной посадке.

Характеристики

Экипаж1
Двигатели2 ГТД ТВЗ-117
мощность, кВт/л.с.2×1618/2×2200
Размеры, м:
диаметр несущих винтов14,5
длина вертолета с вращающимися винтами16
Массы и нагрузки, кг:
взлетная максимальная масса10800
нормальная масса9800
пустого вертолета7700
Летные данные:
максимальная скорость, км/ч
в пологом пикировании390
в горизонтальном полете310
статический потолок, м4000
динамический потолок, м5500
практическая дальность полета, км520
перегоночная дальность, км1100

Конструкция

Вертолет двухвинтовой сосной схемы с двумя ГТД и трехопорным шасси. В конструкции широко использованы стекло- и углепластиковые композиционные материалы, составляющие 35% массы планера.

Фюзеляж вертолета отличается хорошими аэродинамическими формами, подобен фюзеляжу самолета. Основным силовым элементом является продольный несущий короб сечением 1×1 м, к которому крепятся основные элементы конструкции, включая редуктор, двигатели и опоры шасси. В носовой части размещается одноместная кабина летчика с плоским передним бронестеклом и боковыми стеклами. Над верхним открывающимся в бок остеклением установлено зеркало обзора задней полусферы. Доступ в кабину летчика осуществляется через открывающуюся дверь с левого борта. Кабина имеет мощное бронирование для защиты летчика и основных агрегатов с двухслойной броней из разнесенных стальных и алюминиевых листов, которая может противостоять бронебойным пулям калибром 12,7 мм и осколкам снарядов калибром 23 мм. Кабина пилота снабжена катапультным креслом К-37. Кресло имеет ракетно-тянущую систему, обеспечивая катапультирование летчика во всем диапазоне скоростей и высот полета. Перед катапультированием производится отстрел лопастей.

Крыло размахом 7,3 м имеет трапециевидную форму в плане. Под крылом установлены четыре балочных держателя для подвески различного вооружения, которые могут отклоняться вниз на 10 град, и две пусковые установки ракет «воздух-воздух». По концам крыла расположены контейнеры с оборудованием.

Хвостовой оперение – самолетного типа с большим вертикальным оперением с форкилем и поворотным рулем направления. Стабилизатор снабжен концевыми шайбами.

Несущие винты соосные, трехлопастные, полужесткие, крепление лопастей осуществляется с помощью стальных пластин – торсионов. Лопасти полностью выполнены из полимерных композиционных материалов, прямоугольной формы в плане, имеют усовершенствованные скоростные профили ЦАГИ и стреловидные законцовки, снабженны электротепловой противообледенитель-ной системой. Лонжерон лопасти двух-контурного типа. В системе управления обычные подшипники заменены на ме-таллофторопластовые скольжения.

Силовая установка состоит из двух ГТД ТВЗ-117К взлетной мощность по 1633 кВт/2190 л.с, установленных в отдельных гондолах по бокам фюзеляжа над крылом и снабженных пылезащитными устройствами и экранно-выхлопными устройствами для подавления ИК-излуче-ния. В состав силовой установки входят, кроме того, вспомогательная силовая установка АИ-9, вентилятор системы охлаждения, главный редуктор ВР-80, два промежуточных редукторов ПВР-80 для передачи крутящего момента от двигателей к главному редуктору и коробке приводов генератора и гидронасосов.

Топливная система включает основные баки емкостью 3000 л, расположенные внутри коробчатой балки. Система закольцована и имеет два расходных бака. Баки протестированы, заключены в защитные контейнеры и заполнены пенополиуретаном. Под крылом могут быть установлены дополнительно четыре подвесных топливных бака емкостью по 500 л каждый.

Шасси – трехопорное убирающееся, передняя опора со сдвоенными колесами убирается назад, главные опоры имеют по одному тормозному колесу и убираются назад в ниши по бокам фюзеляжа.

Система управления – бустерная, четрырехканальная, с 20-процентным автопилотом, рулевые приводы и гидроаккумуляторы объединены в общий блок РС-80, который обслуживает основная гидросистема с приводом от редуктора и ВСУ. Конструкция тяг управления обеспечивает сохранение их работоспособности при баллистическом повреждении.

Электрическая система имеет двухканальную сеть переменного двухфазного тока с двумя генераторам и двухканальную сеть постоянного тока от двух выпрямительных устройств и никель-кадмиевой батареи.

Оборудование с прицельно-пилотажно-навигационный комплексом ПрПНК «Рубикон» включает: пилотажно-навигационный комплекс и обзорно-поисковую прицельную систему с дневным лазерно-телевизионным каналом «Шквал-В», систему отображения информации, систему управления оружием, нашлемную систему целеуказания и взаимно резервированные бортовые вычислители для решения навигационных и боевых задач. Обзорно-прицельная система со стабилизированным полем зрения формирует и воспроизводит на экранах телевизионное изображение цели и фона местности. Ее подсистемы осуществляют автоматическое сопровождение целей, формирование зоны управления ПТУР «Вихрь», лазерное дальнометрирование и подсвет цели. Система отображения информации обрабатывает информацию от прицельных систем, пило-тажно-навигационного комплекса, бортовых вычислителей и выдает необходимые данные на индикатор на лобовом стекле. Имеется система обмена тактической информацией с другими вертолетами, наземными и воздушными командными пунктами для определения координат цели.

Прицельно-пилотажно-навигационный комплекс «Рубикон» обеспечивает выполнение боевых задач в дневных условиях с применением всех видов вооружения.

Вооружение

Вертолет предназначен для борьбы с бронированной техникой и уничтожения других целей, непосредственной поддержки наземных войск, ведения воздушного боя, эскортирования наземного и воздушного транспорта, противотеррористиче-ских операций и выполнения различных других боевых задач. Для этого на вертолете используется следующее вооружение:

  • несъемная ограниченно-подвижная скорострельная пушка 2А42 калибра 30 мм с селективным питанием патронами и боекомплектом 460 патронов;
  • многоцелевой ракетный комплекс «Вихрь» со сверхзвуковыми управляемыми ракетами 9А4172 (до 12 штук) с лазер-но-лучевой системой наведения и автоматической системой сопровождения цели;
  • самонаводящиеся сверхзвуковые ракеты 9Р39 (до 4 штук) класса «воздух-воздух» комплекса «Игла-В» (могут быть установлены ракеты Р73)с пассивной инфракрасной головкой самонаведения;
  • неуправляемые ракеты типа С-8 калибра 80 мм в блоках Б8В20-А (2-4 блока с 20 ракетами в каждом);
  • неуправляемые ракеты типа С-13 калибра 122 мм в блоках Б13Л1 (2 блока с 5 ракетами в каждом);
  • универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 (2 штуки) с пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм и боекомплектом по 250 снарядов в каждом контейнере;
  • унифицированные контейнеры малогабаритных грузов КМГУ-2 (2-4 штуки);
  • бомбы калибра от 50 до 500 кг или другие виды вооружения общей массой до 2000 кг.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector