0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевой вертолёт A.129 Mangusta (Италия)

Agusta A.109

A 129 Mangusta
A 129 на авиашоу в Швейцарии, 2004 год.
Типударный вертолёт
РазработчикAgusta
ПроизводительAgusta AgustaWestland
Первый полёт11 сентября 1983 года
Начало эксплуатации1990 год
Статусэксплуатируется, производится
ЭксплуатантыАрмия Италии
Годы производствас 1990
Единиц произведеноA129: 60[1] AW129: 15[1]
Стоимость единицыAW-129: $43,0 млн T-129: $52,9 млн[2]
ВариантыTAI/AgustaWestland T-129 (англ.)русск.
Изображения на Викискладе

Агуста А129 «Мангуст»
(англ. Agusta A 129 «Mangusta») — ударный вертолёт, разработанный итальянской фирмой Агуста (сейчас подразделение AgustaWestland).

Первый ударный вертолёт, разработанный и производящийся целиком в Западной Европе.

Галерея AW129

Agusta A129 Mangusta (Мангуст) — легкий ударный вертолет, разработанный и производимый итальянской фирмой Agusta с начала 1980-хх. Первый ударный вертолет, созданный в Европе. Модификация T129 ATAK была разработана турецкой TAI и Agusta Westland для ВС Турции.

История AW129

В 1960-70 годах для европейских стран — членов НАТО существовало несколько ключевых угроз со стороны Варшавского договора. Это, ядерная угроза, а так же огромные танковые армии, сконцентрированные в Восточной Европе. И если с советскими ядерными ракетами мало что можно было поделать, то с танками можно было бороться.

Как ни странно, первыми за разработку собственного противотанкового вертолета в Европе взялись итальянцы. Они рассматривали два варианта: лицензионное производство американских вертолетов AH-1 Cobra или же создание своей машины. Остановились на втором: фирме Agusta было поручено создать этот вертолет.

Задач у Правительства Италии было две: получить вертолет, а так же усилить свое присутсвие на растущем рынке вертолетной техники. Причем, первая задача была скромной — военным нужно было всего 60 единиц, что явно мало, а вот с точки зрения технологического прогресса был явный успех — наработки по A129 толкнули фирму Agusta вперед и сделали ее очень серьезным игроком в мировом масштабе.

За базу для новой машины был взят единственный тогдашний собственный вертолет фирмы — модель A109. Существовали варианты совместной разработки новой машины с другими странами, но они не увенчались успехом. Британцы предпочли американские AH-64 Apache, а немцы с французами создавали собственный ударный вертолет — будущий Eurocopter Tiger.

Первые макеты A129 Mangusta были продемонстрированы в 1980 году на Парижском авиашоу. Первый официальный полет вертолета А-129 Р1 состоялся 15 сентября 1983 г. в испытательном центре фирмы Agusta, расположенном в окрестностях Милана.

Передача вооруженным силам первой партии из пяти A129 состоялась в 1990 году. Первое подразделение из 12 вертолетов достигло оперативной готовности в 1992 г.

Конструкция AW129

Agusta A129 Mangusta — средний, противотанковый ударный вертолет, созданный по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом.

Фюзеляж типа полумонокок, передняя часть выполнена из алюминиевых сплавов; носовой обтекатель, хвостовая балка с килем, гондолы двигателей, шпангоуты кабины и панели для обслуживания композитные. Центральная часть имеет обшивку из панелей слоистой конструкции с сотовым заполнителем.

Читать еще:  Морской разведчик Avro Shackleton (Великобритания)

Кабина экипажа двухместная, имеет расположение сидений тандемом и снабжена двумя раздельными фонарями: для летчика, сидящего сзади, и второго летчика-стрелка, сидящего спереди.

В средней части фюзеляжа установлено съемное крыло малого удлинения размахом 3.2м, с двумя пилонами с каждой стороны для подвески вооружения. Конструкция крыла выполнена из КМ.

Несущий винт четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. Рулевой винт двухлопастный, полужесткий, крепится с левой стороны в верхней части вертикального оперения.

Шасси неубирающееся, трехопорное, с хвостовым колесом. Главные опоры имеют гидравлические амортизаторы. Конструкция шасси и кресел обеспечивает уменьшение перегрузки при ударе от 50 до 20g.

Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателя Rolls-Royce Gem 2-1004D, расположенных в гондолах по бокам фюзеляжа. Сопла снабжены устройствами для снижения ИК-излучения и уровня шума.

Вооружение крепится на четырех узлах подвески под крылом: два задних узла, рассчитанные на подвеску груза массой по 300кг, и два внутренних узла, рассчитанные на подвеску груза массой по 200кг. Для противотанковых операций вертолет будет вооружен 8 ПТУР М-65 «Tow» и снабжен прицелом с лазерным дальномером и системой ночного видения.

Эксплуатация AW129

Всего было выпущено 60 вертолетов A129. После объединения фирм Agusta и Westland вертолет был переименован в AW129 и под этим индексом выпустили еще 15 вертолетов.

В 2007 году компания AgustaWestland выиграла турецкий тендер ATAK (Attack and Tactical Reconnaissance Helicopters) на лицензионное производство 51 ветолётов AW129 для турецкой армии. Стоимость контракта оценивается в $2,7 млрд. Соглашение предусматривает возможность увеличить количество выпускаемых вертолётов до 91 единицы. Серийные T-129B и T-129 EDH, лицензионные версии вертолёта AW129, должны поступить в турецкую армию в 2012—2018 гг. Производством занялась компания Turkish Aerospace Industries.

Вертолеты A129 участвовали во всех военных операциях, проводившимися Вооруженными Силами Италии.

Технические характеристики А129 Mangusta

Agusta А129 Mangusta имеет следующие технические характеристики:

  • Диаметр главного винта составляет 11,90 м.
  • Диаметр хвостового винта составляет 2,24 м.
  • Длина составляет 12,275 м.
  • Высота составляет 3,315 м.
  • Масса пустого вертолета составляет 2529 кг.
  • Нормальная взлетная масса вертолета составляет 3600 кг.
  • Максимальная взлетная масса вертолета составляет 4100 кг.
  • Внутренние топливо составляет 750 кг.
  • Тип двигателя – 2 ГТД Gem Mk 1004D Piaggio (Rolls-Royce).
  • Мощность при взлете составляет 2х960 л.с.
  • Мощность при полете составляет 2х835 л.с.
  • Максимальная скорость составляет 315 км/ч.
  • Крейсерская скорость составляет 259 км/ч.
  • Практическая дальность составляет 600 км.
  • Скороподъемность составляет 655 м/мин.
  • Практический потолок составляет 6500 м.
  • Статический потолок составляет 3750 м.
  • Экипаж составляет 2 человека.

Эксплуатация

Первый из пяти прототипов А129 был оснащён двумя ТВД Rolls-Royce Gem 2-1004D (выпускаемые по лицензии компанией Piaggio) и совершил первый полёт 11 сентября 1983 года. А первые 15 вертолётов из 60 заказанных военным ведомством Италии, должны были поступить на вооружение итальянской армии в конце 1987 года. Однако из-за задержек, связанных с доработкой различных систем, первые 5 машин армия получила только в октябре 1990 года. В 1993 году вертолёты «Мангуст» принимали участие в операциях по поддержке «голубых касок» ООН в Сомали.

Читать еще:  Многоцелевой истребитель HAL Ajeet (Индия)

Эксплуатация

Первый из пяти прототипов А129 был оснащён двумя ТВД Роллс-Ройс Gem Mk2-1004D и совершил первый полёт 11 сентября 1983 года. А первые 15 вертолётов из 60 заказанных военным ведомством Италии, должны были поступить на вооружение итальянской армии в конце 1987 года. Однако из-за задержек, связанных с доработкой различных систем, первые 5 машин армия получила только в октябре 1990 года. В 1993 году вертолёты «Мангуст» принимали участие в операциях по поддержке «голубых касок» в ООН в Сомали.

дизайн

A129 Mangusta — первый европейский ударный вертолет ; как таковой он имеет несколько оригинальных аспектов своей конструкции, например, это первый вертолет, в котором используется полностью компьютеризированная интегрированная система управления для снижения нагрузки на экипаж. Было решено, что большая часть функций вертолета должна быть автоматизирована; как таковые части системы полета и вооружения контролируются и напрямую управляются бортовыми компьютерами. A129 имеет значительное сходство по конструкции с более ранним универсальным вертолетом Agusta A109 ; Задняя часть A129 была заимствована от A109 и объединена в совершенно новую переднюю часть. Фюзеляж A129 очень угловат и бронирован для баллистической защиты; Композитные лопасти несущего винта также способны выдерживать попадания из 23-мм орудий. Экипаж из двух человек, состоящий из пилота и наводчика, находится в обычной тандемной кабине.

A129 может использоваться в качестве противотанкового, вооруженного разведчика, штурмовика, сопровождения, огневой поддержки и противовоздушной обороны. Для борьбы с наземными целями вертолет может использовать различное вооружение, например, до восьми ракет Hellfire . Ракета » воздух-воздух» FIM-92 Stinger была сертифицирована для использования в 2003 году. A129 также может быть оснащен неуправляемыми ракетами диаметром 81 или 70 мм (2,75 дюйма); M197 три ствола 20 мм пушка также установлена на носу установленного Ото Мелар ТМ-197B башню. К 2014 году в арсенал A129 была добавлена противотанковая ракета четвертого поколения Spike-ER .

Электроэнергия обеспечивается парой турбовальных двигателей Rolls-Royce Gem 2-1004D, в двигателях которых предусмотрены меры по снижению теплового излучения в инфракрасном диапазоне. Одной из ключевых защитных мер, включенных в A129, является система радиоэлектронной борьбы и система самозащиты SIAP ( Single Integrated Air Picture ). Элементы систем интерфейса миссии и бортового программного обеспечения, интегрированного в более поздние самолеты, были произведены Selex Galileo .

A129 оснащен инфракрасными системами ночного видения и способен работать днем ​​и ночью в любых погодных условиях. Лазерные системы устанавливаются на новые самолеты для определения дальности и целеуказания, A129 может лазерным обозначением целей для атаки других дружественных самолетов. На AW129D в качестве основной системы наведения используется прицел Toplite III компании Rafael Advanced Defense Systems ; он может действовать как FLIR и иметь как ручной, так и автоматический режимы слежения за целями. Toplite также обеспечивает больший диапазон обнаружения и идентификации, чем датчик HeliTOW 1970-х годов, который он заменил. В 1998 году компания Israel Aircraft Industries (IAI) официально стала партнером Agusta, чтобы предложить потенциальным операторам A129 различные усовершенствования авионики и вооружения; С тех пор различные технологии IAI были предложены и реализованы на итальянских A129.

Читать еще:  Бомбардировщик North American B-45 «Tornado» (США)

См. также

Сравнительные ТТХ современных ударных вертолётов

Ми-28Н[12]Ка-52[13]AH-64D Apache Longbow (Block III)[14]Bell AH-1Z Viper[15]AgustaWestland T129
[16][17][18]
Eurocopter Tiger[19][20]
Внешний вид
Год принятия на вооружение200920112011201120122003
Масса пустого, кг809578005165558025303060
Масса топлива, кг150015001100н/дн/д1100
Масса боевой нагрузки, кг23002800н/дн/д1200н/д
Встроенная пушка1 × 30-мм 2А421 × 30-мм 2А421 × 30-мм M2303 × 20-мм M1973 × 20-мм M197B1 × 30-мм GIAT 30
Точки подвески464644
Максимальная взлётная масса, кг12 00010 80010 400839050006600
Силовая установка2 × ВК-2500-022 × ВК-25002 × General Electric T700-GE-701D2 × General Electric T700-GE-401C2 × LHTEC CTS800-4A2 × Rolls-Royce MTR390-E
Мощность двигателя, л. с.2 × 22002 × 24002 × 20002 × 18002 × 13602 × 1464
Максимальная скорость, км/ч300310265300280290
Практическая дальность (без ПТБ), км450520480680550740
Практический потолок, м500055005900610060004000
Скороподъёмность, м/с13,616,0[21]12,314,211,314,0
Стоимость, млн USD

История создания А129 Mangusta

Разработка вертолета в 1973 году. Работы над проектом первоначально велись фирмой «Agusta» вместе с концерном «Мессершмитт-Бельков-Блом» из западной Германии. Но разногласия между партнерами, сложившиеся к концу 1975 года, привели к отказу от общей программы. Итальянцы в 1978 году самостоятельно начали создавать новую боевую машину согласно требованиям национальных ВВС (примерно 70% стоимости разработки взяло на себя руководство сухопутных войск Италии).

Опытный вертолет А129 совершил первый полет в сентябре 1983 года. Было построено пять прототипов, их суммарный налет составил свыше 1500 часов. При испытаниях на полигоне в Сицилии А129 успешно поразил три мишени, которые находились от вертолета на расстоянии в 2,5 км. Стрельба осуществлялась с высоты 120 м противотанковыми ракетами комплекса Тоу. У натурной цели оказалась пробитой броня толщиной в 300 мм. Летчик, проводивший испытание, в отчете отметил хорошую маневренность машины и легкость в управлении.

В серийное производство вертолет отправился в 1986 году. Однако первые пять «Мангустов» вследствие задержек, которые были связаны с доработкой машины, итальянская армия увидела лишь в октябре 1990 года. На вооружение армии всего поступило 90 машин.

Эксплуатация

Первый из пяти прототипов А129 был оснащён двумя ТВД Rolls-Royce Gem 2-1004D (выпускаемые по лицензии компанией Piaggio) и совершил первый полёт 11 сентября 1983 года. А первые 15 вертолётов из 60 заказанных военным ведомством Италии, должны были поступить на вооружение итальянской армии в конце 1987 года. Однако из-за задержек, связанных с доработкой различных систем, первые 5 машин армия получила только в октябре 1990 года. В 1993 году вертолёты «Мангуст» принимали участие в операциях по поддержке «голубых касок» ООН в Сомали.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector