Любимый самолёт Туполева вновь пополнил китайскую триаду
Содержание
- 1 Любимый самолёт Туполева вновь пополнил китайскую триаду
- 1.1 Любимый самолёт Туполева вновь пополнил китайскую триаду
- 1.2 Китайский бомбардировщик – история вопроса
- 1.3 Бомбардировщик-невидимка сделал Китай второй державой в мире
- 1.4 Гарант мира
- 1.5 The Paper: ПАК ДА должен прийти на смену российским «ветеранам»
- 1.6 Xian H-20: китайский стратегический бомбардировщик, разработанный с нуля
- 1.7 Разведка и факты
Любимый самолёт Туполева вновь пополнил китайскую триаду
В недавно выпущенном, двадцатом по счёту, докладе Пентагона о состоянии военной мощи КНР, публикуемом по требованию Конгресса на ежегодной основе, сообщается о поступлении на вооружение Народно-освободительной армии Китая (НОАК) ракетоносцев H-6N. Ранее в составе сил ядерного сдерживания КНР присутствовали старые варианты советских Ту-16, но они были официально сняты с боевого дежурства по решению высшего политического руководства страны. Однако примерно 100 самолётов всё еще эксплуатируются в составе тактической и морской авиации.
Впервые на Западе о H-6N заговорили лет пять тому назад, однако тогда не имелось конкретной информации о позиционировании самолёта: станет ли он экспериментальным или пойдёт в серию? Также имелись сомнения, является ли данный самолёт новой модификацией или это лишь улучшенный вариант H-6K, принятого на вооружение в 2011 году. Вышедшее в сентябре новое издание пентагоновского доклада уже однозначно характеризует H-6N как серийную машину, поступившую на вооружение. В настоящий момент — это единственный тип летательного аппарата в составе ядерной триады КНР.
Составители доклада отмечают: постоянное совершенствование линейки самолётов Н-6 нашло отражение в том, что наиболее современные из них получили возможность применять новые типы ракет класса «воздух-земля» и взаимодействовать с беспилотными летательными аппаратами.
Китайский бомбардировщик – история вопроса
Как известно, в сентябре 1957 г. военно-политическое руководство СССР и КНР подписали документы о строительстве авиационного завода по изготовлению средних бомбардировщиков в г. Харбин. Одновременно, в качестве образцов Китаю передали два бомбардировщика Ту-16А. Оба самолета подверглись разборке для изучения и анализа, а их компоненты передали на авиационные заводы в городах Харбин и Сиань. Дополнительно, в 1959 г. советская сторона предоставила всю необходимую техническую документацию на Ту-16.
К сентябрю 1959 г. китайские специалисты на заводе в Харбине смогли собрать первый китайский бомбардировщик, которому в производственной документации присвоили обозначение «Хун-6». В те же сроки специалисты авиастроительного предприятия в г. Сиань организовали собственное производство всех компонентов «Хун-6». В результате первый образец «Хун-6» вышел в свет в 1964 г.
Полный цикл летных испытаний самолет выполнил к 1967 г., а с 1968 г. бомбардировщик запустили в серийное производство. На тот момент китайские специалисты освоили как технологию производства, так и ремонта двигателя данного самолета.
Бомбардировщик-невидимка сделал Китай второй державой в мире
Максим Старчак
Интерес Китая к бомбардировщикам-невидимкам никогда не был четко зафиксированным. Вероятно, китайские военно-воздушные силы знали об американском бомбардировщике-невидимке B-2 задолго до его участия в миссии НАТО в Косово в 1999 году и бомбежке китайского посольства в Белграде.
С начала 2000-х до 2010 года интерес Китая к бомбардировщику-невидимке косвенно подтверждался только случаями шпионажа, связанного с получением используемых технологий. Было понятно, что Китай намерен разработать подобный американскому самолету B-2 собственный бомбардировщик, но других данных не было. Официального его обозначения также не было, а в СМИ его называли по-разному: H-8, H-9, H-10 и HX (как дальнейшее развитие самолета-бомбардировщика H-6, производимого в Китае по лицензии копии советского Ту-16).
Разработка
Представление общественности истребителя-невидимки J-20 в конце 2010 года и тяжелого военно-транспортного самолета Y-20 в 2012 году показало, что Китай имеет технологии по созданию стратегического бомбардировщика-невидимки. Далее стало известно, что разработка бомбардировщика-невидимки под индексом H-20 давно ведется: к 2012 году она стала приоритетом китайской авиационной корпорации Xian. Производство первого прототипа, возможно, началось в 2015 году, а в октябре 2019 года появились первые фотографии его аэродинамических испытаний.
Конструкция
H-20 будет иметь конфигурацию летающего крыла со стелс-технологиями и с внутренними отсеками для оружия. Особое преимущество больших летающих крыльев состоит в том, что они менее восприимчивы к обнаружению с помощью радара с низкой пропускной способностью, таких что стоят на военно-морских самолетах E-2 Hawkeye, которые эффективны при обнаружении приближения небольших стелс-истребителей.
Вероятный радиус боевого применения, по оценкам Минобороны США, составляет 8500 км. Другие эксперты оценивают радиус применения H-20 до 12 тыс. километров. Самолет будет иметь более низкую полезную нагрузку, чем у B-2, но существенно большую, чем у H-6K. По данным китайских СМИ, максимальный взлетный вес самолета будет составлять не менее 200 тонн, с грузоподъемностью до 45 тонн. Тем самым предполагается, что для Китая в случае с H-20 важнейшими целями стали скрытность и дальность проникновения, а не боевая нагрузка, как это было в случае с H-18.
Внешняя конструкция H-20 сильно напоминает американский бомбардировщик B-2. Однако китайский военный аналитик Ван Минлян считает, что H-20 нельзя сравнивать с B-2, поскольку он, помимо носителя ракет, будет осуществлять задачи, связанные с электронным противодействием.
Кроме этого, H-20 будет иметь разведывательную функцию. Китай обладает разнообразным арсеналом ракет дальнего действия, запускаемых с воздуха, с земли и моря, но не имеет надежной разведывательной сети, необходимой для безопасного полета ракеты к цели. Теоретически H-20 может, продвигаясь вперед, получать сведения о позициях морских объектов противника, используя радиолокатор AESA, и передавать эту информацию через общую информационную платформу за сотни или даже тысячи миль.
Двигатель
Скорее всего, самолет будет иметь 4 нефорсажных турбореактивных двигателя WS-10 Taihang, размещенных в верхней части поверхности крыла с S-образными зубчатыми воздухозаборниками, которые повышают скрытность самолета. То же самое строение двигателя имеет B-2. Авиационная двигательная промышленность Китая страдает от серьезных проблем, однако это не останавливает Китай от производства других самолетов, использующих WS-10.
Вооружение
ВВС Китая предполагают, что H-20 будет более многоцелевым самолетом, а не традиционным бомбардировщиком, как B-2, и будет выполнять больше ту роль, которую несет самолет B-21 в ВВС США. Предполагается, что самолет будет иметь полезную нагрузку между 10 тоннами H-6 и 23 тоннами B-2. Предполагается, что H-20 сможет нести ядерное оружие и потенциально от 4 до 6 крылатых ракет различных модификаций или других боеприпасов с высокоточным наведением.
Самолет будет оборудован новейшей бортовой электроникой, мощным микроволновым радаром, другим лазерным и инфракрасным оборудованием для поражения ракет и других воздушных и наземных целей. Также самолет будет иметь современную систему управления информацией и обмена данными с другими платформами китайской армии: беспилотниками, разведывательными самолетами, самолетами радиообнаружения и наведения.
Значение
По оценкам, бомбардировщик H-20 может поступить на вооружение к 2025 году. Тем самым можно с уверенностью говорить, что Китай становится второй страной в мире после США, где производится бомбардировщик-невидимка. Подобный российский самолет «ПАК ДА» планируется увидеть не раньше 2030 года.
В американо-китайском конфликте лучший способ нейтрализации авиации США — уничтожить ее на земле (или палубе авианосца), особенно в первые часы войны. Хотя баллистические ракеты и бомбардировщики H-6 уже могут способствовать этому с помощью ракет большой дальности, они чувствительны к обнаружению и перехвату при условии надлежащего предупреждения. Кроме того, H-6 выполнял полеты относительно близко к побережью и рассматривался почти исключительно как средство сдерживания и самообороны. Бомбардировщик-невидимка сможет подойти гораздо ближе к оперативным группам авианосца и авиабазам, прежде чем запустить ракеты, что дает обороняющейся стороне слишком мало времени для реагирования. Целью первоначального удара могут стать и радары ПВО, открывая тем самым возможность для последующей волны менее скрытных атак.
С появлением H-20 китайский военный потенциал получил возможность поражать цели на так называемой «второй цепи островов», то есть американские базы в Японии, Гуаме, на Филиппинах, авианосцы в Тихом океане. Это меняет стратегическое положение между Соединенными Штатами и Китаем. Появление H-20 свидетельствует о том, что военная доктрина Китая смещается от опоры на «активную оборону»: на развитие более мощных наступательных потенциалов и достижение стратегических целей, выходящих за рамки традиционной сферы влияния. Это бросает вызов военным операциям США, угрожает их союзникам и партнерам. Бомбардировщики H-20 становятся еще одним аспектом растущих военно-технических возможностей Пекина, которые будут дополнять его существенные морские и ракетные потенциалы.
Гарант мира
Почти 40 лет многоцелевой Ту-16 решал различные боевые задачи, обеспечивая оборону страны. Было выпущено около 50 модификаций базовой модели. Первые самолеты были разработаны как носители общего вооружения. Однако очень быстро появилась модификация «А» для транспортировки ядерных бомб. Ту-16А был оборудован бомбоотсеком с термоизоляцией для бережной перевозки опасного груза и дополнительной защитой экипажа от поражающих факторов взрыва. Это была самая массовая разновидность «шестнадцатого», выпущенная в количестве 453 штук.
Более сотни Ту-16 выполняли роль самолетов-заправщиков с функцией дозаправки «с крыла в крыло». Кроме того, самолет использовался для радиоэлектронной борьбы, различных видов разведки, противокорабельной и противоподлодочной борьбы, а также в качестве летающих лабораторий.
Первый отечественный пассажирский самолет на реактивной тяге Ту-104, выпускавшийся с 1956 года, во многом тоже можно считать модификацией Ту-16. В новом самолете использовались его крыло, хвостовое оперение, гондолы двигателей и шасси. А экипажи обучались управлению Ту-104 в кабинах «шестнадцатых».
Ту-16 находился в строю до начала 1990-х годов, эксплуатировался не только в СССР, но также поставлялся в Египет, Индонезию и Ирак. Самолет участвовал в крупнейших столкновениях на Ближнем Востоке, помогал советским войскам бороться с моджахедами в Афганистане. В Китае до сих пор производятся и стоят на вооружении модификации самолета Xian H-6 − лицензионные копии Ту-16.
За десятилетия успешной эксплуатации Ту-16 подтвердил высокий уровень отечественной школы авиастроения. В его разработке применялись инновационные материалы и технологии, которые также прошли проверку временем. Создание «шестнадцатого» стало большим шагом в науке и важным опытом для дальнейшего развития тяжелой авиации. Ту-16 стал первой строевой машиной дальней авиации, скорость которой смогла приблизиться к звуковому барьеру. Своим появлением этот самолет обеспечил мировой паритет в ядерной гонке, став существенным фактором сдерживания противника во время холодной войны.
События, связанные с этим
История техприемки: от царских указов до наших дней
Военная техприемка: контроль качества продукции для фронта
The Paper: ПАК ДА должен прийти на смену российским «ветеранам»
На мой взгляд, все бомбардировщики типа Н-6, появлявшиеся на протяжении последних 50 с лишнем лет, можно отнести к трем поколениям, основываясь на времени разработки и техническом уровне. При этом H-6G будет относиться ко второму поколению, H-6J — к третьему, а его предшественник H-6D — к первому. Если посмотреть на историю развития самолетов типа Н-6, то можно увидеть, какое важное место занимает в ней H-6D, выступая в роли некой вехи. Это не только первый бомбардировщик типа Н-6, созданный для авиации ВМС, он также представляет собой первый бомбардировщик с возможностью переноса и запуска ракет. В процессе разработки Н-6D вместе с противокорабельной крылатой ракетой YJ-6 столкнулся с большими трудностями. Проект был запущен в 1965 году, а завершился только в 1985 году.
Разработка бомбардировщика с противокорабельными ракетами H-6D не только снабдила авиацию ВМС Китая платформой для нанесения дальнего удара по надводным кораблям противника, но и положила начало эпохи «ракетизации» бомбардировщиков типа H-6. Впоследствии ВВС также выдвинули запрос на создание новой модели бомбардировщика Н-6, способного переносить и запускать ракеты класса «воздух-поверхность». Таким образом авиационная промышленность создала Н-6Н, основываясь на конструкторских решениях H-6D.
H-6D занимает лидирующее место среди бомбардировщиков Н-6, созданных для воздушных сил ВМС. Авиационная промышленность решила создать второе поколение бомбардировщиков с противокорабельными ракетами, а именно H-6G, о которых говорили в Министерстве обороны. По сравнению с H-6D, в новом бомбардировщике была модернизирована не только авионика, система управления огнем, навигации, определения местонахождения, связи и передачи данных, РЭБ, радиолокационного и ракетного предупреждения, но и ракетное вооружение. Бомбардировщик первого поколения H-6D мог переносить только две ракеты YJ-6 с относительно слабыми характеристиками, а на H-6G будут подвешиваться более современные противокорабельные ракеты YJ-83, число которых увеличилось до четырех штук. Однако техническое развитие китайских противокорабельных ракет движется с огромной скоростью, и вскоре H-6G будет модернизирован до модели H-6L. Данный бомбардировщик будет оснащен наиболее прогрессивной сверхзвуковой противокорабельной ракетой дальнего радиуса действия YJ-12. Учитывая существование более передового преемника, H-6G будет продолжать переносить различное подвесное электронное оружие, сопровождая группу противокорабельных самолетов Н-6. В то же самое время самолет может переносить и запускать ракеты YJ-83. Сверхзвуковые ракеты YJ-12 много раз появлялись на военных парадах, их дальнобойность превышает 450 километров, они обладают прекрасной способностью проникновения к цели, а также атаки из-за пределов зоны досягаемости корабельных средств ПВО противника, что обеспечивает высокую безопасность переносящему их самолету.
Когда для ВВС был готов первый бомбардировщик типа Н-6 третьего поколения — Н-6К — полным ходом шла работа по созданию модели для морской авиации, самолета H-6J, который мы можем наблюдать сейчас. Общие конструкторские решения, в том числе строение фюзеляжа, основного крыла и двигателя H-6J унаследовал от Н-6К, однако из-за особенности боевого применения силами военно-морской авиации, были внесены изменения во внутреннее оборудование и подвесное вооружение.
Например, на концах крыльев H-6J появилось по паре небольших креплений, предназначенных для подвесного электронного оружия, а под фюзеляжем оборудование для связи с противокорабельной ракетой. При этом важно отметить, что H-6J может быть оснащен шестью ракетами, в том числе сверхзвуковыми противокорабельными ракетами дальнего радиуса действия YJ-12 и дозвуковыми противокорабельными ракетами YJ-83. Возможно, в будущем бомбардировщик сможет также переносить противокорабельную крылатую ракету большой дальности YJ-18, сочетающую дозвуковой и сверхзвуковой режимы полета.
Можно сказать, что с момента создания H-6D до появления H-6J способность морской авиации выпускать ракеты по надводным целям с воздуха развилась практически с нуля, она была слабой, но теперь окрепла и вышла на мировой уровень. Благодаря характеристикам самого бомбардировщика и переносимых им ракет, совокупная боеспособность H-6J намного выше российского самолета морской авиации Ту-22М3.
Боевое назначение бомбардировщиков типа Н-6 авиации ВМС
Вероятно, у читателей возник вопрос: почему ВВС и военно-морская авиация не могут использовать одинаковые модели бомбардировщиков класса Н-6. Разве такая унификация двух видов войск не способствовала бы снижению расходов и упрощению материально-технического обеспечения?
На самом деле среди бомбардировщиков Н-6 есть модели для ВВС, а есть для ВМС. Это продиктовано тем, что авиация этих видов войск имеет различное назначение на поле боя. В случае с морской авиацией, главная задача состоит в захвате и удержании контроля над воздушным пространством над морской территорией, поддержке собственных войск при проведении морских военных операций, обеспечении захвата и удержания превосходства на море. Поэтому первостепенная задача бомбардировщиков Н-6 в составе авиации ВМС КНР — выпускать ракеты по надводным кораблям противника. Если противокорабельные силы достаточно мощны, то можно расширить сферу применения бомбардировщиков морской авиации Н-6, например, использовать их для уничтожения прибрежных аэродромов, баз, портов и других важных военных объектов противника, а также для установки мин, ведения электронной войны, морской разведки, патрулирования, обеспечения связи и навигации.
Применение бомбардировщиков Н-6, относящихся к авиации ВМС и ВВС при проведении противокорабельных операций во многом отличается. Например, все единицы ВМС, такие как надводные корабли, подводные лодки, самолеты, а также береговые командные пункты, связаны независимой цепью передачи данных. Таким образом, система связи противокорабельных бомбардировщиков Н-6, применяемых в военно-морских силах нуждается в целенаправленном переоборудовании.
Бомбардировщики H-6G и H-6J не просто так были упомянуты вместе. На самом деле в ходе учений морской авиации будет отрабатываться их совместное применение. Эти две модели бомбардировщиков прекрасно сочетаются, так как предназначены специально для ведения огня по крупным авианосным группам противника. В ходе предполагаемого оперативного использования, смешанный летный строй, состоящий из H-6G и H-6J, будет направлен в морскую зону дислокации крупной авианосной группы противника под прикрытием истребителей сопровождения. Когда с авианосцев будут выпущены палубные истребители для перехвата, в схватку с ними вступят китайские истребители сопровождения, прикрывающие бомбардировщики H-6G и H-6J, которые направятся к определенному участку воздушного пространства для пуска ракет.
Xian H-20: китайский стратегический бомбардировщик, разработанный с нуля
На протяжении долгих лет китайская промышленность во главе с Xi’an Aircraft Industrial Corporation ведет работы по созданию перспективного стратегического бомбардировщика H-20. Об этой машине известно крайне мало, а доступные данные не отличаются особой подробностью. Однако уже в этом году может состояться «премьерный» показ, благодаря которому станут известны облик и некоторые характеристики самолета.
Новые сроки
До недавнего времени в китайских и зарубежных источниках утверждалось, что бомбардировщик Xian H-20 сможет поступить в войска в середине двадцатых годов. Это позволяло представить примерные сроки вывода техники на испытания и демонстрации общественности. Теперь появились более точные данные – пусть даже и не официальные.
4 мая китайское издание South China Morning Post, ссылаясь на неназванные источники в НОАК, рассказало о возможном публичном показе готового бомбардировщика и иных материалов по проекту. Площадкой для первого показа может стать авиасалон Airshow China 2020, запланированный на 10-15 ноября 2020 г. На выставке в Чжухае регулярно демонстрируются новейшие китайские разработки, и бомбардировщик H-20 вряд ли станет исключением.
Как именно покажут новый самолет, неясно. Опытный образец, появление которого ожидалось к настоящему времени, могут показать на стоянке или даже продемонстрировать в полете. Кроме того, на выставке должны будут присутствовать те или иные информационные материалы.
Политика и вирус
Источник SCMP отметил, что будущий показ самолета H-20 прямо зависит от положения дел в стране. Если эпидемию коронавируса удастся взять под контроль или вовсе остановить, Чжухай сможет принять авиасалон, а авиационная промышленность в очередной раз покажет свои разработки.
Успешное проведение выставки Airshow China 2020 подтвердит способность Китая решать разные задачи. В первую очередь открытие салона покажет успех в деле борьбы с вирусом. Кроме того, на самой выставке можно будет продемонстрировать, что эпидемия не ударила по потенциалу авиастроения и оно по-прежнему способно выпускать современную технику и перспективные образцы.
Другой источник SCMP полагает, что даже демонстрация H-20 способна негативно повлиять на обстановку в регионе. За счет высоких летно-технических характеристик новый бомбардировщик сможет поражать цели на территориях различных государств Азиатско-Тихоокеанского региона, от Японии до Австралии. Обстановку в АТР и так нельзя назвать спокойной, а продолжающаяся пандемия только ухудшила ситуацию. Даже показ опытного бомбардировщика сам по себе будет новым дестабилизирующим фактором.
Засекреченные характеристики
Корпорация «Сиань» и НОАК к настоящему времени объявили о существовании проекта H-20 и раскрыли лишь самые общие данные. Основная масса сведений о перспективном бомбардировщике поступает из неофициальных источников – китайской и иностранной прессы, а также зарубежной разведки. Все это позволяет составить относительно подробную картину, но ее правдоподобность пока остается под вопросом.
H-20 является первым стратегическим бомбардировщиком, разработанным в Китае с нуля, без использования зарубежного образца в качестве основы. Считается, что целью проекта является создание дальнего малозаметного сверхзвукового (по другим данным, дозвукового) бомбардировщика с возможностью несения широкой номенклатуры ядерных и обычных вооружений.
В прошлом сообщалось, что дальность полета без дозаправки должна достигать 8,5 тыс. км. Боевая нагрузка оценивается в достаточно широких пределах – от 10 до 45 т. Точный облик машины неизвестен, что тоже приводит к появлению самых смелых версий. Так, самые популярные оценки описывают машину схемы «летающее крыло» взлетной массой более 200 т.
Остается открытым вопрос силовой установки. В зарубежной прессе в разное время появлялись версии о применении собственных китайских и импортных двигателей. Согласно первой, для H-20 создана модернизированная версия турбореактивного WS-10. По другой версии, Китай заказал у России один из вариантов существующего НК-32.
По зарубежным данным, опытный самолет H-20 уже существует и с 2013-15 гг. проходит летные испытания. Возможно строительство нескольких прототипов. Таким образом, на будущей выставке в Чжухае ожидается показ одной из машин, уже прошедших испытания. Кроме того, в скором будущем могут начаться работы по строительству серийной техники.
Ожидаемые возможности
С точки зрения основных целей и задач Xian H-20 будет типичным стратегическим бомбардировщиком. Он должен будет доставлять вооружения к целям или к рубежам пуска, находящимся на больших расстояниях от аэродромов базирования. За счет значительного роста летных характеристик новый самолет сможет показать серьезные преимущества перед предшественниками в виде бомбардировщиков H-6 всех модификаций.
Главное преимущество заключается в дальности полета и боевом радиусе. Взлетая с материковых аэродромов, H-20 сможет работать за пределами т.н. Второй цепи островов, включающей Японию, о. Гуам, Папуа-Новую Гвинею и т.д. Базирование на передовых аэродромах на островах, дозаправка и оружие увеличенной дальности позволят резко увеличить зону ответственности самолетов.
В отличие от предшественников, H-20 выполняется малозаметным, что дает ему очевидные преимущества и становится ответом на объективные вызовы. Китай противостоит в АТР нескольким развитым странам, способным организовать эффективные ПВО и ВВС. Для прорыва такой обороны и нанесения ударов на стратегической глубине вместе с прочим необходима и малозаметность.
Бомбардировщик, способный нести спецбоеприпасы, войдет в состав китайской ядерной триады. Стратегические ядерные силы НОАК номинально включают все необходимые средства, но их реальный потенциал все еще остается ограниченным. К примеру, воздушная компонента СЯС пока основывается на самолетах семейства H-6. Эти бомбардировщики, несмотря на многочисленные модернизации, давно устарели и нуждаются в замене.
Появление серийных строевых H-20 позволит сделать авиационную часть ядерных сил современной и полностью боеспособной, а также готовой выполнять боевые задачи на стратегических дальностях – за пределами ближних цепей островов.
От показа до службы
По данным зарубежных СМИ, испытания бомбардировщика Xian H-20 могли начаться еще несколько лет назад, но эту машину пока не показывали общественности. Более того, до сих пор удавалось сохранять в тайне как внешний вид, так и основные характеристики. Однако уже в этом году ситуация может измениться – если информация о первом показе самолета на будущей Airshow China 2020 соответствует действительности.
По разным данным, серийное производство H-20 должно начаться к середине десятилетия, и ориентировочно в 2025 г. самолет начнет службу. В каких количествах будет производиться такая техника, и как быстро удастся создать полноценную боеспособную группировку – неизвестно. Однако последствия этих действий Китая можно понять уже сейчас.
За счет H-20 НОАК обновят свою стратегическую авиацию, и в составе СЯС появится полноценная современная и боеспособная воздушная компонента, способная угрожать вероятному противнику. Естественно, появление такого самолета не останется незамеченным другими странами и станет стимулом для развития ПВО и ВВС. В то же время, бомбардировщик поспособствует росту напряжения в АТР, поскольку ни одна из противостоящих стран не пожелает уступать свои позиции.
Впрочем, все это является делом отдаленного будущего. Пока главной темой можно считать ожидаемый первый показ перспективного самолета. Если источники South China Morning Post не ошиблись, публика увидит Xian H-20 будущей осенью. И первый показ бомбардировщика станет шагом ко всем дальнейшим событиям.
По материалам отечественных военно-технических ресурсов
Разведка и факты
Согласно последнему докладу от Defense Intelligence Agency, посвященному развитию вооруженных сил КНР, в настоящее время китайская промышленность создает два перспективных проекта бомбардировщиков с немного отличающимися характеристиками и возможностями. Благодаря этим проектам военно-воздушные силы в будущем смогут получить ударные самолеты средней и большой дальности, пригодные для обновления парка техники и замены устаревающих образцов.
Примечательно, что о существовании двух перспективных проектов известно достаточно давно, и традиционный китайский режим секретности не помешал распространению информации о них. Однако достаточный объем открытых данных все еще отсутствует, что приводит к понятным последствиям. К радости любителей авиации из Китая и других стран, в ближайшем будущем может состояться первый публичный показ одного из новейших бомбардировщиков – Xian H-20. Очевидно, что после демонстрации этой машины ВВС НОАК раскроют некоторые данные.
Что касается второго проекта, то в его случае ситуация выглядит иначе. Официальные источники отмалчиваются и не подтверждают даже сам факт разработки гипотетического JH-XX. В то же время, о существовании проекта говорят зарубежные разведки, которым удалось получить те или иные данные. Тем не менее, необходимо признать, что доступный объем данных из всех источников пока не позволяет с уверенностью говорить о перспективах проекта.
Из последних сообщений следует, что в этом году китайские ВВС могут впервые показать один из разрабатываемых бомбардировщиков. Существуют ли подобные планы в контексте другого перспективного проекта – неизвестно. При этом новости показывают, что, как минимум, один из новых самолетов прошел достаточный путь, и вплотную приблизился к запуску серийного производства с последующей службой в военно-воздушных силах. Однако американская разведка дает менее оптимистичные оценки. Согласно докладу «China military power», новая техника сможет приступить к решению боевых задач не ранее 2025 года.
Согласно последним новостям, во второй половине следующего десятилетия ВВС НОАК получат новейшую технику с рядом важных возможностей. Оба перспективных проекта предусматривают снижение заметности для существующих систем обнаружения, что должно упростить преодоление ПВО противника и решение поставленной боевой задачи. При этом речь идет о создании двух бомбардировщиков разных классов с отличающимися целями, что может привести к появлению некой эшелонированной ударной системы. Она сможет поражать назначенные цели, используя оптимальные в данной ситуации самолеты и вооружения. В одних ситуациях более удобным будет дозвуковой малозаметный H-20, тогда как другие задачи предстоит решать сверхзвуковому JH-XX.
При успешном выполнении всех актуальных планов китайская армия сможет начать программу замены самолетов семейства H-6, в основе которых лежит давно устаревшая платформа с ограниченными возможностями. В деле подобного обновления дальней авиации уже достигнуты определенные успехи, о чем свидетельствуют данные зарубежных разведок. Однако реальное положение дел и все его нюансы пока остаются тайной. Китай традиционно не спешит рассказывать о своих новых разработках.