1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сухой Су-24, Бомбардировщик

В 1972 г. на вооружение ВВС СССР был принят новый фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Машина, разработанная в ОКБ П. О. Сухого, получила индекс СУ-24. На западе он стал известен под названием “Грузовик с бомбами”. СУ-24 предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеорологических условиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей в режиме ручного и автоматического управления. На СУ-24 применили специальную аппаратуру, позволяющую ему производить полет с сгибанием рельефа местности на высоте 200 метров со скоростью 1320 км/ч. Возможность такого полета значительно повысила выживаемость самолета в бою. СУ-24 оборудован системой дозаправки в воздухе. Самолет построен по классической схеме, и представляет собой высокоплан с крылом изменяемой геометрии. Крыло самолета имеет мощную механизацию, включающую предкрылки, выдвижные двухщелевые закрылки и интерцепторы. Шасси самолета трехстоечное с двухскатными колесами. Конструкция шасси позволяет использовать самолет как с бетонных аэродромов, так и с грунтовых полос. В отличии от большинства самолетов на СУ-24 применена кабина с поперечным размещением пилотов. Размещение летчиков “плечом к плечу” позволило значительно снизить утомляемость в длительном полете и улучшить взаимодействие. Кабина оснащена катапультируемыми креслами класса 0-0.

СУ-24 оборудован современным электронным оборудование, включающим в себя мощную БЦВМ. На самолете имеются средства РЭБ, состоящие из станции РЭБ, системы выброса дипольных отражателей и тепловых ловушек. СУ-24 имеет 8 точек подвески вооружения (4 крыльевых и 4 подфюзедяжных) . Два наружных крыльевых узла подвески независимо от угла стреловидности крыла постоянно расположены параллельно фюзеляжу. СУ-24 имеет встроенную 30-мм или 23-мм пушку (в зависимости от модификации) расположенную на левом воздухозаборнике. На узлах подвески под центропланом могут устанавливаться двухбалочные держатели. Для уменьшения пробега СУ-24 оснащен тормозным парашютом. С 1985 г. на вооружение стала поступать модификация СУ-24МК, имеющая новое бортовое электронное оборудование и систему дозаправки в воздухе. В конце 80-х годов была создана новая модификация самолета в варианте тактического разведчика. Самолет получил обозначение СУ-24МР. СУ-24МР обеспечивает всепогодную комплексную воздушную разведку днем и ночью в широком диапазоне высот и скоростей на глубину до 400 км а линией боевого соприкосновения войск. Самолет оснащен бортовым комплексом разведки БКР-1. Он состоит из средств инфракрасной, радиолокационной, телевизионной, лазерной, общей радиотехнической и радиационной разведки. Кроме того, на самолете установлена аппаратура для панорамной и перспективной фотосъемки. Управление средствами разведки осуществляется как вручную, так и автоматически. Бортовой навигационный комплекс обеспечивает полет по запрограммированному маршруту, вывод самолета в район разведки, маловысотный полет с огибанием рельефа местности. В носовой части самолета установлена РЛС бокового обзора “ШТЫК”, в нижней части – панорамный аэрофотоаппарат АП-402М, в нижней части фюзеляжа, сразу за кабиной – перспективный АФА-А-100, в нижней центральной части фюзеляжа – ИК система обзора. На центральном подфюзеляжном узле подвешивается контейнер с лазерной аппаратурой “ШПИЛЬ-М”, на правом внешнем подкрыльевом узле – контейнер с аппаратурой радиационной разведки “ЭФИР-1М”.

СУ-24МР не имеет аналогов среди зарубежных фронтовых разведчиков по комплексности получаемой информации. Например, в ВВС США самолет RF-4C, составляющий основу тактической разведывательной авиации, не оснащен средствами лазерной и радиационной разведки. На СУ-24МР собранная фотоинформация обрабатывается прямо на борту и может передаваться на землю при помощи специальных устройств. Остальная развединформация оперативно передается по радиоканалам. СУ-24 поставлялся в Ирак и ряд других стран. В ВВС России насчитывается около 800 СУ-24 различных модификаций, из них 35 машин в авиации ВМФ.

Су-24 – Базовая модификация.
Су-24М – Модернизированный бомбардировщик, первый полёт — 1976 год. Установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр». Способен в автоматическом и полуавтоматическом режиме совершать полёт с огибанием рельефа местности на высоте от 50 м. Выпущено 770 шт.
Су-24М2 – Вторая модернизация бомбардировщика (1999 год).
Су-24МК – Экспортный вариант Су-24М, первый полёт — 1987 год.
Су-24МП (изделие 46) – Постановщик помех, первый полёт в декабре 1979 года. Выпущено 10 самолётов. Два борта были переданы в Липецкий Центр, 8 поступили на вооружение в 118-й отдельный авиационный полк самолётов РЭБ в г. Чортков, УССР. После развала СССР полк расформирован в 1994 году, о дальнейшей судьбе самолётов достоверной информации нет.
Су-24МР – Самолёт-разведчик, первый полёт в сентябре 1980 года. Выпущено 130 самолётов.

одна встроенная 23-мм пушка ГШ-6-23М с 500 снарядами; Боевая нагрузка – 8000 кг на 8 узлах подвески; управляемое и корректируемое вооружение класса “воздух-поверхность” (ракеты Х-23, Х-23М, Х-28, Х-25МР, Х-25МЛ, Х-29Л, Х-29Т, Х-31П, Х-58У, Х-58Е, Х-59; авиабомбы КАБ-500Л, КАБ-500КР, КАБ-1500Л);
неуправляемое вооружение (авиабомбы ФАБ-100, ФАБ-250, ФАБ-500М62, ФАБ-500М54, ЗБ-500Ш, ЗБ-500ГД, РБК-250, РБК-500, НУРСы С-5, С-8КО, С-13Т, С-13ОФ, С-24Б, С-25ОФ, С-25ОФМ); управляемое ракетное вооружение класса “воздух-воздух” (до 2 ракет Р-60 или Р-60М). В семи точках могут подвешиваться контейнерные системы типа КМГУ, в 3-х – подвесные пушечные установки СППУ-6 с подвижной шестиствольной пушкой 9А-620 или 9А-768 калибра 23 мм с боекомплектом 400 снарядов в каждой

История проекта

После принятия в 1961 году на вооружение истребителя-бомбардировщика Су-7Б были предприняты попытки создать его всепогодную модификацию. Однако установить на этот самолет бортовой прицельный комплекс на базе мощного радиолокатора не удалось, и ОКБ Сухого начало разработку новой машины под шифром С-6 — сверхзвукового маловысотного двухместного бомбардировщика с укороченным взлетом и посадкой.

В 1964 году шифр был изменен на Т-58М (формально самолет создавался как модификация одноместного истребителя-перехватчика Су-15), в 1965 году шифр сменился на Т-6.

Опытный экземпляр 2 июля 1967 года поднял в воздух летчик-испытатель Владимир Ильюшин. В дальнейшем машина получила более мощные двигатели (два АЛ-21Ф вместо двух основных Р-27Ф-300 и четырех дополнительных РД-36-35), а также крыло изменяемой стреловидности. Первый опытный бомбардировщик (Т-6-2И) с новым крылом совершил полет 17 января 1970 года. Пройдя госиспытания в 1970-1974 годах, самолет был принят на вооружение ВС СССР 4 февраля 1975 года под официальным обозначением Су-24.

Второе поколение: начало эры реактивных истребителей

В 1949 году конструкторское бюро Сухого было расформировано, но в мае 1953 года – снова восстановлено. Возрождение КБ по времени совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации и разработкой истребителя второго поколения.

Правительство поручило ОКБ Сухого создание двух видов истребителей: фронтового и перехватчика. Коллектив ОКБ начинает работу сразу над двумя вариантами, присвоив изделиям шифры: Т – треугольное крыло, С – стреловидное. Так основными направлениями в работе КБ на ближайшие десять лет стали сверхзвуковые истребители С-1 и Т-3.

Первый полет фронтового истребителя С-1 состоялся в сентябре 1955 года. Через три года он был запущен в серию под обозначением Су-7. Этот реактивный истребитель стал первым успешным самолетом возрожденного КБ Сухого.


Самолет Су-7

Для самолета нового поколения, способного в два раза превысить скорость звука, Павел Сухой выбрал еще только проектируемый двигатель АЛ-7Ф конструкции Архипа Люльки . На протяжении десятилетий эти два легендарных конструктора будут работать сообща.

Одновременно с созданием С-1 (в серии − Су-7) со стреловидным крылом ОКБ Сухого вело работы по самолету с треугольным крылом – Т-3 (в серии − Су-9). Этот перехватчик был способен уничтожать воздушные цели противника благодаря установленной на борту одной из первых отечественных радиолокационных станций – РП-9 (ЦД-30).

Читать еще:  Лёгкий военно-транспортный самолет Ил-112В (Россия)

Самолеты Су-7 стали долгожителями боевой авиации. Они 40 лет стояли на вооружении девяти стран мира, помимо СССР. На базе Су-7 разработано более 10 модификаций, включая экспериментальные самолеты и летающие лаборатории. Один из них − самолет С-22И, ставший родоначальником нового семейства машин типа Су-17. Разработанный в середине 1960-х годов, он стал первым отечественным самолетом с крылом изменяемой стреловидности. Перехватчик Су-9 был в строю около 20 лет и стал основой для семейства самолетов: Су-11, Су-15, Су-17.


Самолет Су-9

Су-15 был оснащен радиолокационной станцией с антенной большого диаметра в носовой части фюзеляжа, которая обеспечивала существенное повышение боевых характеристик. Самолет был способен осуществлять перехват на встречных курсах и перехват маловысотных целей.

Самолет одной бомбы

Основной задачей бомбардировщика был сброс тактической атомной бомбы на важную цель: мощный радар системы ПВО или стартовую позицию баллистических ракет — их НАТО в 70-е годы активно строило в Европе. Боевой задаче были подчинены все характеристики самолета: совершенный для своего времени прицел с теленаведением, сверхзвуковая скорость, полет на сверхмалой высоте. Все серийные бомбардировщики имели отражающую окраску носовой части и воздухозаборников, в кабинах монтировались шторки для защиты от световой вспышки ядерного взрыва. Для следования рельефу местности на сверхзвуке в прицельно-навигационную систему был введен особый контур, обеспечивающий полет по заданному маршруту в автоматическом или полуавтоматическом режимах. Малая высота спасала от радаров ПВО, для защиты от перехватчиков бомбардировщик имел две ракеты «воздух-воздух» Р-60, способные поражать цель на встречных курсах.

В Европе забеспокоились. «Су-24 обладает превосходными характеристиками по показателю «боевая нагрузка/радиус действия», способен осуществлять вторжение в режиме следования рельефу местности и наносить удары, имея характеристики со значительным преимуществом перед любым другим военным самолетом фронтовой авиации», — писал в 1981 году британский журнал Air International. Особенно впечатлял боевой радиус бомбардировщика: с аэродромов в ГДР и Прибалтике он мог достичь почти любой точки Старого Света, включая Англию.

Самолет получился «строгим», не прощал ошибок в пилотировании. Зато те, кто научился летать на нем, хвалили Су-24. «На сверхмалой, на сверхзвуке, с огибанием рельефа летит ровно и устойчиво, как утюжок», — рассказал «РГ» один из пилотов.

Фронтовой бомбардировщик Су-24 (СССР)

В середине июля газеты сообщили о том, что на территории авиационной фирмы ОКБ Сухого был установлен на пьедестал фронтовой бомбардировщик Су-24. Еще один самолет стал памятником. Десять лет назад закончился выпуск этих машин, но, как говорят авиаспециалисты, летная биография Су-24 на этом не закончилась. Они еще полетают. За все время было выпущено 1200 самолетов Су-24 различных модификаций. Они состояли на вооружении ВВС Алжира, Ирана, Ливии и Ирака. После распада СССР фронтовые бомбардировщики остались в армиях Украины, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и Белоруссии. Впервые Су-24 был представлен широкой публике в 1989 году на авиасалоне в Москве. Но до сих пор об этом самолете мы знаем крайне мало.

«Трудный» самолет

К началу 80-х годов стало ясно, что атомная война, к которой нас усиленно готовили, может никогда не начаться. Мир понял, чем она грозит не только человечеству, но и планете. Дошло это и до военных.

Но без дела они не остались. К этому времени полным ходом набирали силу локальные конфликты. Лидирующие в военном деле страны к ним оказались не готовы. Стратегическое оружие, которым они обладали, не годилось для ведения этих войн. Надо было срочно реформировать вооруженные силы, в первую очередь авиацию, насыщая ее фронтовыми бомбардировщиками.

Эта проблема была актуальна и для нашей страны. Ракеты и стратегические ракетоносцы, которые во времена Хрущева «затмили» фронтовую авиацию, должны были сейчас пропустить ее вперед.

К этому времени появилось управляемое оружие — ракеты и авиабомбы. Старые бомбардировщики необходимо было постоянно модернизировать.

Кроме того, возросли возможности противовоздушной обороны, и самолеты должны были прорываться к позициям неприятеля «под радаром», на низкой высоте, используя землю как маскировку.

Стало очевидно, что нужен самолет, отвечающий требованиям современного боя.

Работы по его созданию фактически начались в 1965 году, когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, где предписывалось использовать за основу истребитель-перехватчик Су-15. Новой машине даже присвоили заводской индекс — Т-6.

«Стране требовался самолет, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеорологических условиях, днем и ночью, в том числе и на малых высотах, с прицельным поражением наземных и надводных целей в режиме ручного и автоматического управления, со специальной аппаратурой, позволяющей ему производить полет с огибанием рельефа местности на высоте 200 метров со скоростью 1320 км / час».

Вот так, все задание в одном предложении. И еще маленькая деталь: самолет должен взлетать с неподготовленных взлетно-посадочных полос ограниченной длины.

До сих пор в ОКБ Сухого говорят, что это был самый трудный самолет, который когда-либо здесь рождался. Работу возглавил главный конструктор Евгений Сергеевич Фельснер.

Переделка Су-15 под бомбардировщик ничего не дала. Широкий разброс скоростей могло обеспечить только крыло с изменяемой стреловидностью А это означило, что надо проектировать новый самолет.

Как только военные узнали, что авиаконструкторы взялись за разработку фронтового бомбардировщика, они выдвинули свои условия. Им хотелось, чтобы самолет обладал широкой универсальностью: сбрасывал 30 типов авиабомб, да еще стрелял различными видами управляемых и неуправляемых ракет. В кабине самолета на панели ведения огня появились 160 (!) кнопочек и тумблеров. Летчик все это освоить был не в силах, и рядом с ним посадили штурмана.

Скоро стало очевидно, что если выполнить все пункты правительственного задания и требования военных, то самолет никогда не взлетит. И так уже его вес подобрался к четырем десяткам тонн. Тогда главный конструктор твердо сказал: «Хватит, это предел, я больше никому не дам ни килограмма». Торг шел «баш на баш»: думай над облегчением самолета, и тогда можешь ставить свое оборудование.

Новый бомбардировщик спроектировали и построили за 26 месяцев. 17 января 1970 года его поднял в воздух летчик-испытатель Владимир Ильюшин. Тогда самолет назывался еще Т-6-2И. А через два года его запустят в серию как Су-24.

Кроме того, что это был самый «трудный» самолет, он еще был и самым трагическим. В ходе испытаний было потеряно десять машин, тринадцать летчиков и штурманов. Еще восемь сумели катапультироваться.

Неожиданная новинка

Американцы узнали о появлении у Советов нового бомбардировщика только через четыре года после начала его испытаний. А сообщил им об этом председатель комитета начальников штабов вооруженных сил США адмирал Томас Мурер.

Эксперты НАТО идентифицировали новинку как Су-19. Такая модель действительно проектировалась в ОКБ Сухого. Видимо, данные об этом самолете фигурировали в разведсводках, однако работы по Су-19 свернули на стадии проектирования. Эксперты же, сопоставив темп работ и время, сделали вывод, что новому аппарату пора появляться на взлетной полосе испытательного аэродрома.

В НАТО принято давать каждому самолету кодовое название. Они присвоили новой машине имя » Fencep » (“Фехтовальщик”). И здесь они ошиблись. Дело в том, что название на букву » F » обычно давалось истребителям ( fighter — истребитель). Имена бомбардировщиков начинались на букву » B » — » bomber «.

Читать еще:  Многоцелевой вертолёт S-92 Helibus (США)

То ли натовские спецы не знали тактико-технических данных, то ли они посчитали, что возможности нового самолета недостаточны для бомбардировщика, но Су-24 был отнесен к классу истребителей.

Когда оглашено было сообщение о новом самолете, он уже поступал в войска, хотя, по расчетам конструкторов, на его испытание надо было потратить еще два года. Услышав об этом, главком ВВС П. С. Кутахов резко заявил, что нельзя испытывать самолет до бесконечности — он нужен в войсках. Испытания прекратили.

Самолет получился настолько универсальным, что летчики с трудом осваивали все виды его боевого применения. И тогда боевые полки, вооруженные Су-24, стали разделять по назначению: одни предназначались только для бомбовых ударов, другие — для применения ракет с различными системами управления.

Такая специализация авиаполков вызвала недовольство у старшего, прошедшего войну, поколения летчиков, стоявших во главе ВВС. Они считали, что подобный «разброд» ни к чему хорошему привести не может. Летчик в воздухе должен уметь делать все, а не только бомбить или стрелять. Примечательный эпизод описывает в своих мемуарах командующий 4-й воздушной армией генерал Демьяненко. Во время демонстрации новой авиационной техники в Люберцах командующий ВВС П. С. Кутахов спросил мнение о Су-24 у заместителя начальника инспекции ВВС генерал-полковника М. П. Одинцова. На что тот ответил: «Я, товарищ главком, думаю, как воевать на нем. Это же сколько надо иметь специалистов, чтобы все это (вооружение. — Авт.) подготовить, подвесить на самолет. А где мы их в войну возьмем?»

С появлением Су-24 наша страна могла чувствовать себя в полной безопасности. Фронтовой бомбардировщик был способен «доставать» цели в Европе, Турции и даже Китае, когда у нас отношения были не из лучших.

Уже в середине 80-х американские эксперты отмечали: «Роль советской бомбардировочной авиации в стратегических операциях заметно меньше роли, отводимой ракетным войскам наземного и морского базирования. В то же время значение авиации в боевых действиях с использованием обычного оружия и тактических операциях весьма высоко».

Эти строки написаны с «поправкой» на Су-24″.

Второе дыхание

А вскоре такой тактической операцией стала интернациональная помощь Афганистану.

В апреле — мае 1984 года 40-я армия совместно с афганскими войсками нанесла серию мощных ударов по формированиям Ахмад-шаха Масуда в долине реки Панджшир к северу от Кабула. С 21 апреля в бой вступили Су-24, взлетавшие с пограничных аэродромов в Узбекистане и Таджикистане. Разведка выяснила, что у моджахедов есть средства ПВО, сбивающие самолеты на низких высотах, тогда как средние высоты им недоступны. Бомбовые удары по долине и ущельям наносились с высот пяти тысяч метров.

По советским данным, в ходе операции из 3000 мятежников больше половины было уничтожено. Позже советник Ахмад-шаха заявит, что потери составили всего 15 человек. На войне каждый считает по-своему.

Американская пресса, впервые узнав о возможности применения Су-24 ночью, тут же прозвала его «ночным пиратом». В тридцатилетнем послужном списке бомбардировщика не значится ни одного ночного разбойного нападения. Лишь однажды он действительно помог нашим войскам в ситуации безвыходной.

Когда кремлевские стратеги отдали приказ на первый ввод наших войск в Чечню, они не учли самую малость — погоду. Действия войск оказались скованы. туманом. Стоявшие на дорогах колонны превращались в мишени. Штурмовики и вертолеты боевой поддержки не могли подняться с аэродромов. В те дни летали только Су-24, нанося бомбовые удары по скоплениям боевиков, «видя» их даже в тумане.

Надо отдать должное конструкторам-провидцам, которые еще в 1979 году оснастили фронтовой бомбардировщик Су-24М системой дозаправки в воздухе. Как она пригодилась сейчас!

Когда нарушилась единая система обороны, Россия перестала быть одинаково сильной на всех стратегических направлениях. «Поэтому особую актуальность приобретает маневр силами и средствами с одного театра военных действий на другой. Важную роль должны при этом играть самолеты Су-24». Так оценивают ситуацию военные специалисты.

Возможность переброски фронтовых бомбардировщиков была подтверждена в ходе учений «Восход-93». Тогда десять Су-24 и Су-24МР взяли курс с одного из аэродромов в центральной полосе России на Дальний Восток. Итог перелета: три дозаправки в воздухе, причем одна ночью, одна посадка для смены экипажа, 12 часов лета и 8000 километров позади. Причем только перелетом дело не закончилось. Самолеты нанесли бомбовый удар на авиаполигоне по аэродрому условного противника. Легок на подъем оказался ветеран ВВС.

Но время неумолимо, и его вот проводили на заслуженный отдых, сделав памятником.

Уже давно объявлен преемник Су-24. Это новый бомбардировщик Су-34. Но, увы, преемник пока виртуальный — нет денег на его серийное производство.

Зато резко возрос интерес к «ночному пирату» иностранных заказчиков. По заказу ВВС сейчас идет очередная модернизация Су-24М, будет расширен состав управляемого ракетного вооружения. «Старый» самолет показали на МАКС-2003, что само по себе неожиданно.

Судя по всему, у Су-24 открылось «второе дыхание». Не случится ли редчайшего в авиастроении явления? Не вернутся ли вновь к производству скоропостижно отправленного в отставку самолета?

Самолет действительно похож на рапиру фехтовальщика. Да и от «ночного пирата» у него что-то есть.

В 1972 г. на вооружение ВВС СССР был принят новый фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Машина, разработанная в ОКБ П. О. Сухого, получила индекс СУ-24. На западе он стал известен под названием “Грузовик с бомбами”. СУ-24 предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеорологических условиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей в режиме ручного и автоматического управления. На СУ-24 применили специальную аппаратуру, позволяющую ему производить полет с сгибанием рельефа местности на высоте 200 метров со скоростью 1320 км/ч. Возможность такого полета значительно повысила выживаемость самолета в бою. СУ-24 оборудован системой дозаправки в воздухе. Самолет построен по классической схеме, и представляет собой высокоплан с крылом изменяемой геометрии. Крыло самолета имеет мощную механизацию, включающую предкрылки, выдвижные двухщелевые закрылки и интерцепторы. Шасси самолета трехстоечное с двухскатными колесами. Конструкция шасси позволяет использовать самолет как с бетонных аэродромов, так и с грунтовых полос. В отличии от большинства самолетов на СУ-24 применена кабина с поперечным размещением пилотов. Размещение летчиков “плечом к плечу” позволило значительно снизить утомляемость в длительном полете и улучшить взаимодействие. Кабина оснащена катапультируемыми креслами класса 0-0.

СУ-24 оборудован современным электронным оборудование, включающим в себя мощную БЦВМ. На самолете имеются средства РЭБ, состоящие из станции РЭБ, системы выброса дипольных отражателей и тепловых ловушек. СУ-24 имеет 8 точек подвески вооружения (4 крыльевых и 4 подфюзедяжных) . Два наружных крыльевых узла подвески независимо от угла стреловидности крыла постоянно расположены параллельно фюзеляжу. СУ-24 имеет встроенную 30-мм или 23-мм пушку (в зависимости от модификации) расположенную на левом воздухозаборнике. На узлах подвески под центропланом могут устанавливаться двухбалочные держатели. Для уменьшения пробега СУ-24 оснащен тормозным парашютом. С 1985 г. на вооружение стала поступать модификация СУ-24МК, имеющая новое бортовое электронное оборудование и систему дозаправки в воздухе. В конце 80-х годов была создана новая модификация самолета в варианте тактического разведчика. Самолет получил обозначение СУ-24МР. СУ-24МР обеспечивает всепогодную комплексную воздушную разведку днем и ночью в широком диапазоне высот и скоростей на глубину до 400 км а линией боевого соприкосновения войск. Самолет оснащен бортовым комплексом разведки БКР-1. Он состоит из средств инфракрасной, радиолокационной, телевизионной, лазерной, общей радиотехнической и радиационной разведки. Кроме того, на самолете установлена аппаратура для панорамной и перспективной фотосъемки. Управление средствами разведки осуществляется как вручную, так и автоматически. Бортовой навигационный комплекс обеспечивает полет по запрограммированному маршруту, вывод самолета в район разведки, маловысотный полет с огибанием рельефа местности. В носовой части самолета установлена РЛС бокового обзора “ШТЫК”, в нижней части – панорамный аэрофотоаппарат АП-402М, в нижней части фюзеляжа, сразу за кабиной – перспективный АФА-А-100, в нижней центральной части фюзеляжа – ИК система обзора. На центральном подфюзеляжном узле подвешивается контейнер с лазерной аппаратурой “ШПИЛЬ-М”, на правом внешнем подкрыльевом узле – контейнер с аппаратурой радиационной разведки “ЭФИР-1М”.

Читать еще:  Многоцелевой вертолёт Wessex (Великобритания)

СУ-24МР не имеет аналогов среди зарубежных фронтовых разведчиков по комплексности получаемой информации. Например, в ВВС США самолет RF-4C, составляющий основу тактической разведывательной авиации, не оснащен средствами лазерной и радиационной разведки. На СУ-24МР собранная фотоинформация обрабатывается прямо на борту и может передаваться на землю при помощи специальных устройств. Остальная развединформация оперативно передается по радиоканалам. СУ-24 поставлялся в Ирак и ряд других стран. В ВВС России насчитывается около 800 СУ-24 различных модификаций, из них 35 машин в авиации ВМФ.

Су-24 – Базовая модификация.
Су-24М – Модернизированный бомбардировщик, первый полёт — 1976 год. Установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр». Способен в автоматическом и полуавтоматическом режиме совершать полёт с огибанием рельефа местности на высоте от 50 м. Выпущено 770 шт.
Су-24М2 – Вторая модернизация бомбардировщика (1999 год).
Су-24МК – Экспортный вариант Су-24М, первый полёт — 1987 год.
Су-24МП (изделие 46) – Постановщик помех, первый полёт в декабре 1979 года. Выпущено 10 самолётов. Два борта были переданы в Липецкий Центр, 8 поступили на вооружение в 118-й отдельный авиационный полк самолётов РЭБ в г. Чортков, УССР. После развала СССР полк расформирован в 1994 году, о дальнейшей судьбе самолётов достоверной информации нет.
Су-24МР – Самолёт-разведчик, первый полёт в сентябре 1980 года. Выпущено 130 самолётов.

одна встроенная 23-мм пушка ГШ-6-23М с 500 снарядами; Боевая нагрузка – 8000 кг на 8 узлах подвески; управляемое и корректируемое вооружение класса “воздух-поверхность” (ракеты Х-23, Х-23М, Х-28, Х-25МР, Х-25МЛ, Х-29Л, Х-29Т, Х-31П, Х-58У, Х-58Е, Х-59; авиабомбы КАБ-500Л, КАБ-500КР, КАБ-1500Л);
неуправляемое вооружение (авиабомбы ФАБ-100, ФАБ-250, ФАБ-500М62, ФАБ-500М54, ЗБ-500Ш, ЗБ-500ГД, РБК-250, РБК-500, НУРСы С-5, С-8КО, С-13Т, С-13ОФ, С-24Б, С-25ОФ, С-25ОФМ); управляемое ракетное вооружение класса “воздух-воздух” (до 2 ракет Р-60 или Р-60М). В семи точках могут подвешиваться контейнерные системы типа КМГУ, в 3-х – подвесные пушечные установки СППУ-6 с подвижной шестиствольной пушкой 9А-620 или 9А-768 калибра 23 мм с боекомплектом 400 снарядов в каждой

Конструкция и технические характеристики базовой модели

Конструктивно Су-24 — цельнометаллический высокоплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме, оснащенный двумя турбореактивными двигателями с форсажными камерами (АЛ-21Ф-3 производства московского завода «Салют»), боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками, крылом изменяемой в полете геометрии, стреловидным оперением с отклоняемым цельноповоротным стабилизатором и трехопорным шасси, которое убирается в фюзеляж.

  • Потери российских Су-24 в зонах боевых действий. Досье

Передние створки ниш основных опор шасси являются одновременно тормозными щитками, самолет также оснащен тормозным парашютом.

Экипаж бомбардировщика состоит из двух человек, летчик и штурман размещаются в герметичной кабине друг за другом.

  • Длина самолета — 22,67 м;
  • высота — 5,92 м;
  • размах крыла — от 10,37 м (при стреловидности 16 градусов) до 17,64 (при стреловидности 69 градусов);
  • масса пустого самолета — 21 тыс. 200 кг, нормальная взлетная — 32 тыс. 300 кг, максимальная взлетная — 39 тыс. 700 кг;
  • максимальная скорость полета — 1 тыс. 700 км/ч;
  • боевой радиус действия — 600 км;
  • практический потолок — 11 тыс. м;
  • перегоночная дальность — 3 тыс. 55 км;
  • вооружение и боевая нагрузка — шестиствольная пушка ГШ-6-23М калибра 23 мм (боезапас — 500 патронов) и до 7 тыс. кг на восьми узлах подвески — бомбы от 100 до 1 тыс. 500 кг, бомбовые кассеты или контейнеры малогабаритных грузов, блоки неуправляемых ракет, управляемые ракеты классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», до трех съемных подвижных установок с пушками. Может нести тактическое ядерное оружие (бомбы).

Специально для Су-24 создан и в 2008 году принят на вооружение прицельно-навигационный комплекс СВП-24 (разработчик — ЗАО «Гефест и Т», город Жуковский Московской области), модификациями которого могут оснащаться другие самолеты и вертолеты.

Самолет одной бомбы

Основной задачей бомбардировщика был сброс тактической атомной бомбы на важную цель: мощный радар системы ПВО или стартовую позицию баллистических ракет — их НАТО в 70-е годы активно строило в Европе. Боевой задаче были подчинены все характеристики самолета: совершенный для своего времени прицел с теленаведением, сверхзвуковая скорость, полет на сверхмалой высоте. Все серийные бомбардировщики имели отражающую окраску носовой части и воздухозаборников, в кабинах монтировались шторки для защиты от световой вспышки ядерного взрыва. Для следования рельефу местности на сверхзвуке в прицельно-навигационную систему был введен особый контур, обеспечивающий полет по заданному маршруту в автоматическом или полуавтоматическом режимах. Малая высота спасала от радаров ПВО, для защиты от перехватчиков бомбардировщик имел две ракеты «воздух-воздух» Р-60, способные поражать цель на встречных курсах.

В Европе забеспокоились. «Су-24 обладает превосходными характеристиками по показателю «боевая нагрузка/радиус действия», способен осуществлять вторжение в режиме следования рельефу местности и наносить удары, имея характеристики со значительным преимуществом перед любым другим военным самолетом фронтовой авиации», — писал в 1981 году британский журнал Air International. Особенно впечатлял боевой радиус бомбардировщика: с аэродромов в ГДР и Прибалтике он мог достичь почти любой точки Старого Света, включая Англию.

Самолет получился «строгим», не прощал ошибок в пилотировании. Зато те, кто научился летать на нем, хвалили Су-24. «На сверхмалой, на сверхзвуке, с огибанием рельефа летит ровно и устойчиво, как утюжок», — рассказал «РГ» один из пилотов.

Пятое поколение: будущее боевой авиации Су-57

Главное отличие пятого поколения – это применение стелс-технологии, режим крейсерской сверхзвуковой скорости, более совершенная авионика.

Первые испытания российского перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) начались в 2010 году. До августа 2017 года самолет был известен под заводским индексом Т-50, затем он получил имя Су-57.

Большинство характеристик Су-57 засекречены, но уже сейчас известно, что он оснащен принципиально новым комплексом интегрированной авионики, обеспечивающей интеллектуальную поддержку экипажа. Радиолокационная система Су-57 отличается от обычной авиационной бортовой РЛС. На истребителе установлена радиолокационная станция с АФАР (активной фазированной антенной решеткой).


Самолет Су-57

Первый полет российского истребителя пятого поколения состоялся 29 января 2010 года. С тех пор успешно проведено уже несколько сотен испытательных вылетов. На сегодняшний день создано десять летных прототипов.

В 2018 году подписан контракт с Министерством обороны России на поставку в войска самолетов установочной партии Су-57. А в мае этого года Владимир Путин анонсировал закупку Минобороны 76 истребителей Су-57, которые должны поступить на вооружение трех авиационных полков к 2028 году. Этот контракт может стать рекордным в истории Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector