Saab 37 Viggen
Содержание
Saab 37 Viggen
AJ-37 Вигген 1/72 Airfix
Spinden #1 Отправлено 05 дек 2016 — 15:06
Швеция, одна из немногих стран, продолжающая создавать свои собственные, весьма интересные самолеты.
Собрал в коллекцию почти все их истребители (J-21A, J-22, J-29, J-32, J-35, AJ-37, JA-37, SK-37, JAS-39, нет пока J-21R), но собрал только истребитель-бомбардировщик Вигген. Кстати, самолетов у Швеции хватит на новую ветку в WOWP ).
Приведенную ниже информацию собирал не я, я только выложил в сообщении в удобной форме. Ссылки на оригиналы в сообщениях, там еще больше интересного.
Сообщение отредактировал Spinden: 06 дек 2016 — 00:13
- Наверх
HoarFighter #2 Отправлено 05 дек 2016 — 15:16
небесный виртуоз. но редко
- Наверх
Spinden #3 Отправлено 05 дек 2016 — 16:15
Ну распределять самолеты по уровням не буду, помещу что было.
S 6 – Fokker C.V-E
На момент создания в 1926 г. шведским ВВС требовался новый истребитель/разведчик. Было закуплено 4 Fokker C.V-D и Е, которые получили обозначения J 3 i S 6 соотв. Позже ещё 14 машин купили у Голландии и 35 собрали по лицензии. J 3 как истребитель оказался никакой и все машины были переобозначены как те-же S 6 и использовались как разведчики, учебно-тренировочные и связные самолёты, а также как корректировщики огня. Оснащались как колесным шасси, так и лыжами и поплавками. Именно на таком самолёте в 1928 г. спасли итальянского генерала Умберто Нобиле в арктике после крушения дирижабля «Италия».
B 3 – Junkers Ju 86 K
В 1936 г. было заказано 40 Юнкерсов в Германии чтобы покрыть потребность в среднем бомбардировщике. Ещё 16 штук выпустил по лицензии СААБ. B 3 стал первым цельнометаллическим самолётом шведских ВВС. Самолёты использовался как бомбардировщики, торпедоносцы, разведчики, транспорты и тренеры для штурманов до конца 50-х, поменяв с ходом времени несколько разных двигателей. Выставленный экземпляр был построен в Германии в 1938 г. и был снят с вооружения в 1958-м.
SK 14 – North American NA 16-4M
В конце 30-х шведские ВВС купили один Harvard NA 16 чтобы оценить его как потенциальный новый учебно-тренировочный самолёт. В последствии два шведских завода произвели в общей сложности 130 самолётов этого типа. Изначально на него устанавливали американские двигатели, однако во время войны запчасти для них стали недоступны и их пришлось временно заменить на итальянские Piaggio. До наших дней не сохранилось ни одного экземпляра. Данный самолёт – «конструктор», собранный по частям с помощью энтузиастов со всего мира. В качестве доноров использовались Wirraway и Yale – соотв. aвстралийская и канадская версия NA 16.
SK 10 – Raab-Katzenstein RK-26 Tigerschwalbe
Шведская компания заказала первый RK-26 в Германии как эталон для его дальнейшего производства по лицензии. Вскоре 25 штук заступили на службу в ВВС и оказались весьма ненадёжными – в итоге 18 Катценштейнов были потеряны в авариях ( ой-вей). Самолёт считался красивым, но сложным в управлении – одной из причин была установка более тяжелого, чем у немецкого оригинала, двигателя.
B 16/S 17 – Caproni Ca 313
Во время Второй Мировой Швеции срочно требовался самолёт для защиты своих границ, однако почти всем странам-производителям самолётов тогда было не до экспотра. А ещё была Италия – именно оттуда шведам удалось таки закупить 84 Капрони ( логично, самой Италии бы они ведь точно нигде бы не пригодилсь, правда? бггг). Самолёт использовался как бомбардировщик и разведчик. Низкое качество в паре с интенсивным использованием привели к высокой аварийности – множество раз полёты данного типа приостанавливались (всего потеряно 20 самолётов). После нескольких модификаций самолёт стал выполнять лишь роль разведчика.
Сааб 17 стал первой собственной разработкой Сааба в области авиастроения, работа над которой началась в 1938 году. Цельнометаллический и аэродинамичный – он считался вполне современным для своего времени. Самолёт задумывался как разведчик и пикирующий бомбардировщик (выпущенное шасси выполняло роль воздушных тормозов в пикировании). Практичные шведы, естественно, также предусмотрели установку на него лыж и поплавков.
Вторым самостоятельным авиационным проектом компании Сааб стал двухмоторный Сааб 18, совершивший первый полёт в 1942 году и поступивший на вооружение в 1944-м. В зависимости от выполняемой роли, самолёт обозначался как B 18, S 18 и T 18 ( какую роль что обозначает, вы наверняка уже сами догадались). Вооружение – 1,5 т бомб и 13 мм «автоматическая пушка», к концу 40-х добавились также НУРСы.
J 9 – Seversky/Republic EP, Model 106
В 30-е годы угроза новой войны становилась всё более очевидной и ВВС Швеции требовался новый современный истребитель. В США было заказано 120 самолётов типа Seversky/Republic EP, Model 106. Первая партия была доставлена через Норвегию, однако после оккупации этой страны Германией в 1940-м оставшиеся самолёты поставлялись в разобранном виде в ( на тот момент) финский город Петсамо ( ныне известный как Печенга, Мурманская обл.), откуда их везли на грузовиках более 700 км до шведской границы и дальше в Линчёпинг, где их уже собирали. Шведы были вполне довольны этим типом – скоростной, маневренный, хорошо вооруженный самолёт с хорошим обзором и свободным пространством позади пилота, куда можно было запихнуть механика на случай перебазирования или камеру для фоторазведки. Также была возможность заменить шасси на лыжи.
J 11 – Fiat C.R.42
«Республиканцы» не смогли покрыть всю потребность Швеции в истребителях – требовались дополнительные самолёты, которые было не так-то просто достать во время войны. На помощь вновь пришлось привлекать Италию. Когда началась Русско-Финская война ( именно так шведы называют Зимнюю войну) в Швеции начали организовывать сборы средств в помощь своему соседу. Целью была покупка 12 Фиатов для ВВС Финляндии. Однако война закончилась до того, как их смогли поставить финнам, которым, на тот момент, деньги для восстановления нужны были больше, чем самолёты. Таким образом пожертвования пошли напрямую в Финляндию, а самолёты остались у шведов, которые заказали ещё 60 шт для усиления своих истребительных и разведывательных частей. Фиат стал последним бипланом-истребителем Шведских ВВС.
J 20 – Reggiane Re 2000 Falco 1
Ещё один итальянец, приобретенный Швецией из-за отсутсвия других вариантов. 60 самолётов данного типа обеспечивали защиту южной части страны. Во время войны именно им приходилось часто перехватывать и сопровождать на шведские аэродромы иностранные самолёты, получившие повреждения в боях и желавшие сесть на нейтральной территории, либо когда пилоты просто хотели избежать вражеского плена. Из-за интенсивного использования ( и, полагаю, качества сборки) списание и утилизация этих самолётов начались уже в 1945 году.
Сааб 21 трудно спутать с другим самолётом. На момент его первого показа в 1940 году он был оснащён множеством передовых технологий. Расположенные сзади «толкающие» мотор и винт обеспечивали отличный передний обзор и позволяли сосредоточить вооружение в носу самолёта. Из-за подобной схемы это был также один из первых серийных самолётов, оснащенных катапультируемым креслом. 298 единиц использовались в качестве истребителей и штурмовиков до 1954 года. Самолёт был прост в управлении, однако был склонен к быстрому перегреву находясь на земле.
J 22 – FFVS J 22
После начала Второй мировой у Швеции возникли серьёзные трудности с закупкой самолётов из-за рубежа. Требовалось как можно быстрее наладить производство собственных ЛА. Инженер Бо Лундберк спроектировал данный истребитель, основными материалами для которого служили сталь и дерево. Более 500 компаний по всей Швеции, среди них множество мебельных, производили комплектующие для этой машины. Первый полёт был осуществлён в 1942 году и всего построено 198 самолётов. Относительно лёгкий самолёт был оснащён «пиратской» копией американского двигателя Pratt & Whitney TWC-3 мощностью 1065 л.с. Перед их списанием в 1952 году шведы успели провести учебные бои с P-51, также поступившими на службу ВВС в конце Второй мировой, в результате которых выяснилось, что J 22 мог вести бой с Мустангом на равных вплоть до высоты 5000 м, выше которой уже начиналось сказываться отсутсвие высотного нагнетателя на шведской машине.
Сообщение отредактировал Spinden: 06 дек 2016 — 00:15
Галерея Viggen
Saab 37 Viggen (Вигген — удар молнии) — шведский многоцелевой истребитель третьего поколения, разработанный компанией Saab в 1960-хх годах для замены истребителей J 35 Draken. Применялся до 2005 года.
История
Созданный в середине 1950-хх годов истребитель Draken оказался довольно удачной машиной, но, как и большинство своих аналогов того времени имел недостатки, один из которых — плохие взлетно-посадочные характеристики. Этот показатель не слишком беспокоил инженеров из США или СССР, так как обе страны имели обширные территории с возможностью размещения как бетонных, так и грунтовых полос. Однако, родина Дракена — Швеция не могла этим похвастаться. Территория страны довольно большая, но подавляющая ее часть покрыта горами, лесами и реками, где создать крупный аэродром довольно сложно. Это стало причиной важного требования ВВС страны — самолеты должны были иметь возможность взлетать и садиться на участки автомобильных трасс. И это требование было важнейшим при создании нового истребителя третьего поколения.
Работы над новым проектом начались еще в 1958 году, причем, рассматривались варианты и более тяжелого истребителя-бомбардировщика, который должен был иметь возможность применения ядерного оружия, возможность создания которого тогда серьезно рассматривалась. В конце концов ограничились многоцелевым истребителем с возможностью модификаций от перехватчика до бомбардировщика.
При разработке истребителя военные потребовали, что бы самолет мог взлетать и садиться с полосы или трассы длиной всего 500 метров. В то время очень модной стала схема крыла изменяемой стреловидности (тогда разрабатывались знаменитые конкуренты F-111 и Су-24), но шведам она показалась слишком сложной. Решение было найдено в схеме «утка» с переднерасположенным большим горизонтальным оперением — почти полноценным крылом — она позволяла самолету летать даже на очень низких скоростях.
Наконец, в 1961 году было принято официальное решение о развертывании программы, получившей индекс AJ-37. Официальная информация о новом самолете появилась год спустя. К 1965 году был изготовлен макет самолета, названного Viggen — удар молнии.
Первый полноценный прототип взлетел в 1967 году. До конца 1968 года летало уже 3 опытных образца. Тогда же Saab получил контракт министерства обороны на постройку партии из 175 самолетов. Серийные машины начали летать в 1971 году.
Конструкция
Saab Viggen — цельнометаллический истребитель, выполненный по схеме «утка» с низко расположенным треугольным крылом двойного угла стреловидности и высоко расположенным крупным передним горизонтальным оперением (ПГО такое крупное, что истребитель иногда называют бипланом). Хвостовое оперение однокилевое без горизонтальных консолей — бесхвостка.
Шасси трехопорное с поворотной передней стойкой — позволяет садиться с вертикальной скоростью до 5 м/с.
AJ-37 оснащается встроенное 30-мм пушкой ADEN. На семи точках подвески самолет способен нести до 5 тонн вооружений разных типов.
Силовая установка представлена двухконтурным турбореактивным двигателем с форсажной камерой Volvo RM8B. Воздухозаборники боковые нерегулируемые. Имеется трехстворчатое реверсивное устройство, включающееся автоматически при обжатии передней опоры шасси в процессе посадки.
Видео: Демонстрационный полет истребителя Saab Viggen ВВС Швеции на авиашоу Flygfesten 2015
Модификации
- AJ 37 — первый серийный самолет, базовая версия.
- JA 37 — модификация — истребитель-перехватчик
- SK 37 — учебно-тренировочный самолет. Имеет тандемную кабину экипажа на 2 человек — пилота и инструктора.
- SH 37 — разведывательный самолет для проведения патрулирования и разведки над морским пространством.
- SF 37 — разведывательный самолет для проведения патрулирования и разведки над сушей.
Эксплуатация
Всего с 1970 по 1990 годы было выпущено 330 истребителей Saab Viggen. Самолеты не экспортировались и в полном составе служили в ВВС Швеции. Были полностью заменены истребителями JAS-39 Gripen и сняты с эксплуатации в 2005 году.
AJ-37 Вигген 1/72 Airfix
Spinden #1 Отправлено 05 дек 2016 — 15:06
Швеция, одна из немногих стран, продолжающая создавать свои собственные, весьма интересные самолеты.
Собрал в коллекцию почти все их истребители (J-21A, J-22, J-29, J-32, J-35, AJ-37, JA-37, SK-37, JAS-39, нет пока J-21R), но собрал только истребитель-бомбардировщик Вигген. Кстати, самолетов у Швеции хватит на новую ветку в WOWP ).
Приведенную ниже информацию собирал не я, я только выложил в сообщении в удобной форме. Ссылки на оригиналы в сообщениях, там еще больше интересного.
Сообщение отредактировал Spinden: 06 дек 2016 — 00:13
- Наверх
HoarFighter #2 Отправлено 05 дек 2016 — 15:16
небесный виртуоз. но редко
- Наверх
Spinden #3 Отправлено 05 дек 2016 — 16:15
Ну распределять самолеты по уровням не буду, помещу что было.
S 6 – Fokker C.V-E
На момент создания в 1926 г. шведским ВВС требовался новый истребитель/разведчик. Было закуплено 4 Fokker C.V-D и Е, которые получили обозначения J 3 i S 6 соотв. Позже ещё 14 машин купили у Голландии и 35 собрали по лицензии. J 3 как истребитель оказался никакой и все машины были переобозначены как те-же S 6 и использовались как разведчики, учебно-тренировочные и связные самолёты, а также как корректировщики огня. Оснащались как колесным шасси, так и лыжами и поплавками. Именно на таком самолёте в 1928 г. спасли итальянского генерала Умберто Нобиле в арктике после крушения дирижабля «Италия».
B 3 – Junkers Ju 86 K
В 1936 г. было заказано 40 Юнкерсов в Германии чтобы покрыть потребность в среднем бомбардировщике. Ещё 16 штук выпустил по лицензии СААБ. B 3 стал первым цельнометаллическим самолётом шведских ВВС. Самолёты использовался как бомбардировщики, торпедоносцы, разведчики, транспорты и тренеры для штурманов до конца 50-х, поменяв с ходом времени несколько разных двигателей. Выставленный экземпляр был построен в Германии в 1938 г. и был снят с вооружения в 1958-м.
SK 14 – North American NA 16-4M
В конце 30-х шведские ВВС купили один Harvard NA 16 чтобы оценить его как потенциальный новый учебно-тренировочный самолёт. В последствии два шведских завода произвели в общей сложности 130 самолётов этого типа. Изначально на него устанавливали американские двигатели, однако во время войны запчасти для них стали недоступны и их пришлось временно заменить на итальянские Piaggio. До наших дней не сохранилось ни одного экземпляра. Данный самолёт – «конструктор», собранный по частям с помощью энтузиастов со всего мира. В качестве доноров использовались Wirraway и Yale – соотв. aвстралийская и канадская версия NA 16.
SK 10 – Raab-Katzenstein RK-26 Tigerschwalbe
Шведская компания заказала первый RK-26 в Германии как эталон для его дальнейшего производства по лицензии. Вскоре 25 штук заступили на службу в ВВС и оказались весьма ненадёжными – в итоге 18 Катценштейнов были потеряны в авариях ( ой-вей). Самолёт считался красивым, но сложным в управлении – одной из причин была установка более тяжелого, чем у немецкого оригинала, двигателя.
B 16/S 17 – Caproni Ca 313
Во время Второй Мировой Швеции срочно требовался самолёт для защиты своих границ, однако почти всем странам-производителям самолётов тогда было не до экспотра. А ещё была Италия – именно оттуда шведам удалось таки закупить 84 Капрони ( логично, самой Италии бы они ведь точно нигде бы не пригодилсь, правда? бггг). Самолёт использовался как бомбардировщик и разведчик. Низкое качество в паре с интенсивным использованием привели к высокой аварийности – множество раз полёты данного типа приостанавливались (всего потеряно 20 самолётов). После нескольких модификаций самолёт стал выполнять лишь роль разведчика.
Сааб 17 стал первой собственной разработкой Сааба в области авиастроения, работа над которой началась в 1938 году. Цельнометаллический и аэродинамичный – он считался вполне современным для своего времени. Самолёт задумывался как разведчик и пикирующий бомбардировщик (выпущенное шасси выполняло роль воздушных тормозов в пикировании). Практичные шведы, естественно, также предусмотрели установку на него лыж и поплавков.
Вторым самостоятельным авиационным проектом компании Сааб стал двухмоторный Сааб 18, совершивший первый полёт в 1942 году и поступивший на вооружение в 1944-м. В зависимости от выполняемой роли, самолёт обозначался как B 18, S 18 и T 18 ( какую роль что обозначает, вы наверняка уже сами догадались). Вооружение – 1,5 т бомб и 13 мм «автоматическая пушка», к концу 40-х добавились также НУРСы.
J 9 – Seversky/Republic EP, Model 106
В 30-е годы угроза новой войны становилась всё более очевидной и ВВС Швеции требовался новый современный истребитель. В США было заказано 120 самолётов типа Seversky/Republic EP, Model 106. Первая партия была доставлена через Норвегию, однако после оккупации этой страны Германией в 1940-м оставшиеся самолёты поставлялись в разобранном виде в ( на тот момент) финский город Петсамо ( ныне известный как Печенга, Мурманская обл.), откуда их везли на грузовиках более 700 км до шведской границы и дальше в Линчёпинг, где их уже собирали. Шведы были вполне довольны этим типом – скоростной, маневренный, хорошо вооруженный самолёт с хорошим обзором и свободным пространством позади пилота, куда можно было запихнуть механика на случай перебазирования или камеру для фоторазведки. Также была возможность заменить шасси на лыжи.
J 11 – Fiat C.R.42
«Республиканцы» не смогли покрыть всю потребность Швеции в истребителях – требовались дополнительные самолёты, которые было не так-то просто достать во время войны. На помощь вновь пришлось привлекать Италию. Когда началась Русско-Финская война ( именно так шведы называют Зимнюю войну) в Швеции начали организовывать сборы средств в помощь своему соседу. Целью была покупка 12 Фиатов для ВВС Финляндии. Однако война закончилась до того, как их смогли поставить финнам, которым, на тот момент, деньги для восстановления нужны были больше, чем самолёты. Таким образом пожертвования пошли напрямую в Финляндию, а самолёты остались у шведов, которые заказали ещё 60 шт для усиления своих истребительных и разведывательных частей. Фиат стал последним бипланом-истребителем Шведских ВВС.
J 20 – Reggiane Re 2000 Falco 1
Ещё один итальянец, приобретенный Швецией из-за отсутсвия других вариантов. 60 самолётов данного типа обеспечивали защиту южной части страны. Во время войны именно им приходилось часто перехватывать и сопровождать на шведские аэродромы иностранные самолёты, получившие повреждения в боях и желавшие сесть на нейтральной территории, либо когда пилоты просто хотели избежать вражеского плена. Из-за интенсивного использования ( и, полагаю, качества сборки) списание и утилизация этих самолётов начались уже в 1945 году.
Сааб 21 трудно спутать с другим самолётом. На момент его первого показа в 1940 году он был оснащён множеством передовых технологий. Расположенные сзади «толкающие» мотор и винт обеспечивали отличный передний обзор и позволяли сосредоточить вооружение в носу самолёта. Из-за подобной схемы это был также один из первых серийных самолётов, оснащенных катапультируемым креслом. 298 единиц использовались в качестве истребителей и штурмовиков до 1954 года. Самолёт был прост в управлении, однако был склонен к быстрому перегреву находясь на земле.
J 22 – FFVS J 22
После начала Второй мировой у Швеции возникли серьёзные трудности с закупкой самолётов из-за рубежа. Требовалось как можно быстрее наладить производство собственных ЛА. Инженер Бо Лундберк спроектировал данный истребитель, основными материалами для которого служили сталь и дерево. Более 500 компаний по всей Швеции, среди них множество мебельных, производили комплектующие для этой машины. Первый полёт был осуществлён в 1942 году и всего построено 198 самолётов. Относительно лёгкий самолёт был оснащён «пиратской» копией американского двигателя Pratt & Whitney TWC-3 мощностью 1065 л.с. Перед их списанием в 1952 году шведы успели провести учебные бои с P-51, также поступившими на службу ВВС в конце Второй мировой, в результате которых выяснилось, что J 22 мог вести бой с Мустангом на равных вплоть до высоты 5000 м, выше которой уже начиналось сказываться отсутсвие высотного нагнетателя на шведской машине.
Сообщение отредактировал Spinden: 06 дек 2016 — 00:15
Галерея Viggen
Saab 37 Viggen (Вигген — удар молнии) — шведский многоцелевой истребитель третьего поколения, разработанный компанией Saab в 1960-хх годах для замены истребителей J 35 Draken. Применялся до 2005 года.
История
Созданный в середине 1950-хх годов истребитель Draken оказался довольно удачной машиной, но, как и большинство своих аналогов того времени имел недостатки, один из которых — плохие взлетно-посадочные характеристики. Этот показатель не слишком беспокоил инженеров из США или СССР, так как обе страны имели обширные территории с возможностью размещения как бетонных, так и грунтовых полос. Однако, родина Дракена — Швеция не могла этим похвастаться. Территория страны довольно большая, но подавляющая ее часть покрыта горами, лесами и реками, где создать крупный аэродром довольно сложно. Это стало причиной важного требования ВВС страны — самолеты должны были иметь возможность взлетать и садиться на участки автомобильных трасс. И это требование было важнейшим при создании нового истребителя третьего поколения.
Работы над новым проектом начались еще в 1958 году, причем, рассматривались варианты и более тяжелого истребителя-бомбардировщика, который должен был иметь возможность применения ядерного оружия, возможность создания которого тогда серьезно рассматривалась. В конце концов ограничились многоцелевым истребителем с возможностью модификаций от перехватчика до бомбардировщика.
При разработке истребителя военные потребовали, что бы самолет мог взлетать и садиться с полосы или трассы длиной всего 500 метров. В то время очень модной стала схема крыла изменяемой стреловидности (тогда разрабатывались знаменитые конкуренты F-111 и Су-24), но шведам она показалась слишком сложной. Решение было найдено в схеме «утка» с переднерасположенным большим горизонтальным оперением — почти полноценным крылом — она позволяла самолету летать даже на очень низких скоростях.
Наконец, в 1961 году было принято официальное решение о развертывании программы, получившей индекс AJ-37. Официальная информация о новом самолете появилась год спустя. К 1965 году был изготовлен макет самолета, названного Viggen — удар молнии.
Первый полноценный прототип взлетел в 1967 году. До конца 1968 года летало уже 3 опытных образца. Тогда же Saab получил контракт министерства обороны на постройку партии из 175 самолетов. Серийные машины начали летать в 1971 году.
Конструкция
Saab Viggen — цельнометаллический истребитель, выполненный по схеме «утка» с низко расположенным треугольным крылом двойного угла стреловидности и высоко расположенным крупным передним горизонтальным оперением (ПГО такое крупное, что истребитель иногда называют бипланом). Хвостовое оперение однокилевое без горизонтальных консолей — бесхвостка.
Шасси трехопорное с поворотной передней стойкой — позволяет садиться с вертикальной скоростью до 5 м/с.
AJ-37 оснащается встроенное 30-мм пушкой ADEN. На семи точках подвески самолет способен нести до 5 тонн вооружений разных типов.
Силовая установка представлена двухконтурным турбореактивным двигателем с форсажной камерой Volvo RM8B. Воздухозаборники боковые нерегулируемые. Имеется трехстворчатое реверсивное устройство, включающееся автоматически при обжатии передней опоры шасси в процессе посадки.
Видео: Демонстрационный полет истребителя Saab Viggen ВВС Швеции на авиашоу Flygfesten 2015
Модификации
- AJ 37 — первый серийный самолет, базовая версия.
- JA 37 — модификация — истребитель-перехватчик
- SK 37 — учебно-тренировочный самолет. Имеет тандемную кабину экипажа на 2 человек — пилота и инструктора.
- SH 37 — разведывательный самолет для проведения патрулирования и разведки над морским пространством.
- SF 37 — разведывательный самолет для проведения патрулирования и разведки над сушей.
Эксплуатация
Всего с 1970 по 1990 годы было выпущено 330 истребителей Saab Viggen. Самолеты не экспортировались и в полном составе служили в ВВС Швеции. Были полностью заменены истребителями JAS-39 Gripen и сняты с эксплуатации в 2005 году.
AJ-37 Вигген 1/72 Airfix
Spinden #1 Отправлено 05 дек 2016 — 15:06
Швеция, одна из немногих стран, продолжающая создавать свои собственные, весьма интересные самолеты.
Собрал в коллекцию почти все их истребители (J-21A, J-22, J-29, J-32, J-35, AJ-37, JA-37, SK-37, JAS-39, нет пока J-21R), но собрал только истребитель-бомбардировщик Вигген. Кстати, самолетов у Швеции хватит на новую ветку в WOWP ).
Приведенную ниже информацию собирал не я, я только выложил в сообщении в удобной форме. Ссылки на оригиналы в сообщениях, там еще больше интересного.
Сообщение отредактировал Spinden: 06 дек 2016 — 00:13
- Наверх
HoarFighter #2 Отправлено 05 дек 2016 — 15:16
небесный виртуоз. но редко
- Наверх
Spinden #3 Отправлено 05 дек 2016 — 16:15
Ну распределять самолеты по уровням не буду, помещу что было.
S 6 – Fokker C.V-E
На момент создания в 1926 г. шведским ВВС требовался новый истребитель/разведчик. Было закуплено 4 Fokker C.V-D и Е, которые получили обозначения J 3 i S 6 соотв. Позже ещё 14 машин купили у Голландии и 35 собрали по лицензии. J 3 как истребитель оказался никакой и все машины были переобозначены как те-же S 6 и использовались как разведчики, учебно-тренировочные и связные самолёты, а также как корректировщики огня. Оснащались как колесным шасси, так и лыжами и поплавками. Именно на таком самолёте в 1928 г. спасли итальянского генерала Умберто Нобиле в арктике после крушения дирижабля «Италия».
B 3 – Junkers Ju 86 K
В 1936 г. было заказано 40 Юнкерсов в Германии чтобы покрыть потребность в среднем бомбардировщике. Ещё 16 штук выпустил по лицензии СААБ. B 3 стал первым цельнометаллическим самолётом шведских ВВС. Самолёты использовался как бомбардировщики, торпедоносцы, разведчики, транспорты и тренеры для штурманов до конца 50-х, поменяв с ходом времени несколько разных двигателей. Выставленный экземпляр был построен в Германии в 1938 г. и был снят с вооружения в 1958-м.
SK 14 – North American NA 16-4M
В конце 30-х шведские ВВС купили один Harvard NA 16 чтобы оценить его как потенциальный новый учебно-тренировочный самолёт. В последствии два шведских завода произвели в общей сложности 130 самолётов этого типа. Изначально на него устанавливали американские двигатели, однако во время войны запчасти для них стали недоступны и их пришлось временно заменить на итальянские Piaggio. До наших дней не сохранилось ни одного экземпляра. Данный самолёт – «конструктор», собранный по частям с помощью энтузиастов со всего мира. В качестве доноров использовались Wirraway и Yale – соотв. aвстралийская и канадская версия NA 16.
SK 10 – Raab-Katzenstein RK-26 Tigerschwalbe
Шведская компания заказала первый RK-26 в Германии как эталон для его дальнейшего производства по лицензии. Вскоре 25 штук заступили на службу в ВВС и оказались весьма ненадёжными – в итоге 18 Катценштейнов были потеряны в авариях ( ой-вей). Самолёт считался красивым, но сложным в управлении – одной из причин была установка более тяжелого, чем у немецкого оригинала, двигателя.
B 16/S 17 – Caproni Ca 313
Во время Второй Мировой Швеции срочно требовался самолёт для защиты своих границ, однако почти всем странам-производителям самолётов тогда было не до экспотра. А ещё была Италия – именно оттуда шведам удалось таки закупить 84 Капрони ( логично, самой Италии бы они ведь точно нигде бы не пригодилсь, правда? бггг). Самолёт использовался как бомбардировщик и разведчик. Низкое качество в паре с интенсивным использованием привели к высокой аварийности – множество раз полёты данного типа приостанавливались (всего потеряно 20 самолётов). После нескольких модификаций самолёт стал выполнять лишь роль разведчика.
Сааб 17 стал первой собственной разработкой Сааба в области авиастроения, работа над которой началась в 1938 году. Цельнометаллический и аэродинамичный – он считался вполне современным для своего времени. Самолёт задумывался как разведчик и пикирующий бомбардировщик (выпущенное шасси выполняло роль воздушных тормозов в пикировании). Практичные шведы, естественно, также предусмотрели установку на него лыж и поплавков.
Вторым самостоятельным авиационным проектом компании Сааб стал двухмоторный Сааб 18, совершивший первый полёт в 1942 году и поступивший на вооружение в 1944-м. В зависимости от выполняемой роли, самолёт обозначался как B 18, S 18 и T 18 ( какую роль что обозначает, вы наверняка уже сами догадались). Вооружение – 1,5 т бомб и 13 мм «автоматическая пушка», к концу 40-х добавились также НУРСы.
J 9 – Seversky/Republic EP, Model 106
В 30-е годы угроза новой войны становилась всё более очевидной и ВВС Швеции требовался новый современный истребитель. В США было заказано 120 самолётов типа Seversky/Republic EP, Model 106. Первая партия была доставлена через Норвегию, однако после оккупации этой страны Германией в 1940-м оставшиеся самолёты поставлялись в разобранном виде в ( на тот момент) финский город Петсамо ( ныне известный как Печенга, Мурманская обл.), откуда их везли на грузовиках более 700 км до шведской границы и дальше в Линчёпинг, где их уже собирали. Шведы были вполне довольны этим типом – скоростной, маневренный, хорошо вооруженный самолёт с хорошим обзором и свободным пространством позади пилота, куда можно было запихнуть механика на случай перебазирования или камеру для фоторазведки. Также была возможность заменить шасси на лыжи.
J 11 – Fiat C.R.42
«Республиканцы» не смогли покрыть всю потребность Швеции в истребителях – требовались дополнительные самолёты, которые было не так-то просто достать во время войны. На помощь вновь пришлось привлекать Италию. Когда началась Русско-Финская война ( именно так шведы называют Зимнюю войну) в Швеции начали организовывать сборы средств в помощь своему соседу. Целью была покупка 12 Фиатов для ВВС Финляндии. Однако война закончилась до того, как их смогли поставить финнам, которым, на тот момент, деньги для восстановления нужны были больше, чем самолёты. Таким образом пожертвования пошли напрямую в Финляндию, а самолёты остались у шведов, которые заказали ещё 60 шт для усиления своих истребительных и разведывательных частей. Фиат стал последним бипланом-истребителем Шведских ВВС.
J 20 – Reggiane Re 2000 Falco 1
Ещё один итальянец, приобретенный Швецией из-за отсутсвия других вариантов. 60 самолётов данного типа обеспечивали защиту южной части страны. Во время войны именно им приходилось часто перехватывать и сопровождать на шведские аэродромы иностранные самолёты, получившие повреждения в боях и желавшие сесть на нейтральной территории, либо когда пилоты просто хотели избежать вражеского плена. Из-за интенсивного использования ( и, полагаю, качества сборки) списание и утилизация этих самолётов начались уже в 1945 году.
Сааб 21 трудно спутать с другим самолётом. На момент его первого показа в 1940 году он был оснащён множеством передовых технологий. Расположенные сзади «толкающие» мотор и винт обеспечивали отличный передний обзор и позволяли сосредоточить вооружение в носу самолёта. Из-за подобной схемы это был также один из первых серийных самолётов, оснащенных катапультируемым креслом. 298 единиц использовались в качестве истребителей и штурмовиков до 1954 года. Самолёт был прост в управлении, однако был склонен к быстрому перегреву находясь на земле.
J 22 – FFVS J 22
После начала Второй мировой у Швеции возникли серьёзные трудности с закупкой самолётов из-за рубежа. Требовалось как можно быстрее наладить производство собственных ЛА. Инженер Бо Лундберк спроектировал данный истребитель, основными материалами для которого служили сталь и дерево. Более 500 компаний по всей Швеции, среди них множество мебельных, производили комплектующие для этой машины. Первый полёт был осуществлён в 1942 году и всего построено 198 самолётов. Относительно лёгкий самолёт был оснащён «пиратской» копией американского двигателя Pratt & Whitney TWC-3 мощностью 1065 л.с. Перед их списанием в 1952 году шведы успели провести учебные бои с P-51, также поступившими на службу ВВС в конце Второй мировой, в результате которых выяснилось, что J 22 мог вести бой с Мустангом на равных вплоть до высоты 5000 м, выше которой уже начиналось сказываться отсутсвие высотного нагнетателя на шведской машине.
Сообщение отредактировал Spinden: 06 дек 2016 — 00:15
Галерея Viggen
Saab 37 Viggen (Вигген — удар молнии) — шведский многоцелевой истребитель третьего поколения, разработанный компанией Saab в 1960-хх годах для замены истребителей J 35 Draken. Применялся до 2005 года.
История
Созданный в середине 1950-хх годов истребитель Draken оказался довольно удачной машиной, но, как и большинство своих аналогов того времени имел недостатки, один из которых — плохие взлетно-посадочные характеристики. Этот показатель не слишком беспокоил инженеров из США или СССР, так как обе страны имели обширные территории с возможностью размещения как бетонных, так и грунтовых полос. Однако, родина Дракена — Швеция не могла этим похвастаться. Территория страны довольно большая, но подавляющая ее часть покрыта горами, лесами и реками, где создать крупный аэродром довольно сложно. Это стало причиной важного требования ВВС страны — самолеты должны были иметь возможность взлетать и садиться на участки автомобильных трасс. И это требование было важнейшим при создании нового истребителя третьего поколения.
Работы над новым проектом начались еще в 1958 году, причем, рассматривались варианты и более тяжелого истребителя-бомбардировщика, который должен был иметь возможность применения ядерного оружия, возможность создания которого тогда серьезно рассматривалась. В конце концов ограничились многоцелевым истребителем с возможностью модификаций от перехватчика до бомбардировщика.
При разработке истребителя военные потребовали, что бы самолет мог взлетать и садиться с полосы или трассы длиной всего 500 метров. В то время очень модной стала схема крыла изменяемой стреловидности (тогда разрабатывались знаменитые конкуренты F-111 и Су-24), но шведам она показалась слишком сложной. Решение было найдено в схеме «утка» с переднерасположенным большим горизонтальным оперением — почти полноценным крылом — она позволяла самолету летать даже на очень низких скоростях.
Наконец, в 1961 году было принято официальное решение о развертывании программы, получившей индекс AJ-37. Официальная информация о новом самолете появилась год спустя. К 1965 году был изготовлен макет самолета, названного Viggen — удар молнии.
Первый полноценный прототип взлетел в 1967 году. До конца 1968 года летало уже 3 опытных образца. Тогда же Saab получил контракт министерства обороны на постройку партии из 175 самолетов. Серийные машины начали летать в 1971 году.
Конструкция
Saab Viggen — цельнометаллический истребитель, выполненный по схеме «утка» с низко расположенным треугольным крылом двойного угла стреловидности и высоко расположенным крупным передним горизонтальным оперением (ПГО такое крупное, что истребитель иногда называют бипланом). Хвостовое оперение однокилевое без горизонтальных консолей — бесхвостка.
Шасси трехопорное с поворотной передней стойкой — позволяет садиться с вертикальной скоростью до 5 м/с.
AJ-37 оснащается встроенное 30-мм пушкой ADEN. На семи точках подвески самолет способен нести до 5 тонн вооружений разных типов.
Силовая установка представлена двухконтурным турбореактивным двигателем с форсажной камерой Volvo RM8B. Воздухозаборники боковые нерегулируемые. Имеется трехстворчатое реверсивное устройство, включающееся автоматически при обжатии передней опоры шасси в процессе посадки.
Видео: Демонстрационный полет истребителя Saab Viggen ВВС Швеции на авиашоу Flygfesten 2015
Модификации
- AJ 37 — первый серийный самолет, базовая версия.
- JA 37 — модификация — истребитель-перехватчик
- SK 37 — учебно-тренировочный самолет. Имеет тандемную кабину экипажа на 2 человек — пилота и инструктора.
- SH 37 — разведывательный самолет для проведения патрулирования и разведки над морским пространством.
- SF 37 — разведывательный самолет для проведения патрулирования и разведки над сушей.
Эксплуатация
Всего с 1970 по 1990 годы было выпущено 330 истребителей Saab Viggen. Самолеты не экспортировались и в полном составе служили в ВВС Швеции. Были полностью заменены истребителями JAS-39 Gripen и сняты с эксплуатации в 2005 году.
AJ-37 Вигген 1/72 Airfix
Spinden #1 Отправлено 05 дек 2016 — 15:06
Швеция, одна из немногих стран, продолжающая создавать свои собственные, весьма интересные самолеты.
Собрал в коллекцию почти все их истребители (J-21A, J-22, J-29, J-32, J-35, AJ-37, JA-37, SK-37, JAS-39, нет пока J-21R), но собрал только истребитель-бомбардировщик Вигген. Кстати, самолетов у Швеции хватит на новую ветку в WOWP ).
Приведенную ниже информацию собирал не я, я только выложил в сообщении в удобной форме. Ссылки на оригиналы в сообщениях, там еще больше интересного.
Сообщение отредактировал Spinden: 06 дек 2016 — 00:13
- Наверх
HoarFighter #2 Отправлено 05 дек 2016 — 15:16
небесный виртуоз. но редко
- Наверх
Spinden #3 Отправлено 05 дек 2016 — 16:15
Ну распределять самолеты по уровням не буду, помещу что было.
S 6 – Fokker C.V-E
На момент создания в 1926 г. шведским ВВС требовался новый истребитель/разведчик. Было закуплено 4 Fokker C.V-D и Е, которые получили обозначения J 3 i S 6 соотв. Позже ещё 14 машин купили у Голландии и 35 собрали по лицензии. J 3 как истребитель оказался никакой и все машины были переобозначены как те-же S 6 и использовались как разведчики, учебно-тренировочные и связные самолёты, а также как корректировщики огня. Оснащались как колесным шасси, так и лыжами и поплавками. Именно на таком самолёте в 1928 г. спасли итальянского генерала Умберто Нобиле в арктике после крушения дирижабля «Италия».
B 3 – Junkers Ju 86 K
В 1936 г. было заказано 40 Юнкерсов в Германии чтобы покрыть потребность в среднем бомбардировщике. Ещё 16 штук выпустил по лицензии СААБ. B 3 стал первым цельнометаллическим самолётом шведских ВВС. Самолёты использовался как бомбардировщики, торпедоносцы, разведчики, транспорты и тренеры для штурманов до конца 50-х, поменяв с ходом времени несколько разных двигателей. Выставленный экземпляр был построен в Германии в 1938 г. и был снят с вооружения в 1958-м.
SK 14 – North American NA 16-4M
В конце 30-х шведские ВВС купили один Harvard NA 16 чтобы оценить его как потенциальный новый учебно-тренировочный самолёт. В последствии два шведских завода произвели в общей сложности 130 самолётов этого типа. Изначально на него устанавливали американские двигатели, однако во время войны запчасти для них стали недоступны и их пришлось временно заменить на итальянские Piaggio. До наших дней не сохранилось ни одного экземпляра. Данный самолёт – «конструктор», собранный по частям с помощью энтузиастов со всего мира. В качестве доноров использовались Wirraway и Yale – соотв. aвстралийская и канадская версия NA 16.
SK 10 – Raab-Katzenstein RK-26 Tigerschwalbe
Шведская компания заказала первый RK-26 в Германии как эталон для его дальнейшего производства по лицензии. Вскоре 25 штук заступили на службу в ВВС и оказались весьма ненадёжными – в итоге 18 Катценштейнов были потеряны в авариях ( ой-вей). Самолёт считался красивым, но сложным в управлении – одной из причин была установка более тяжелого, чем у немецкого оригинала, двигателя.
B 16/S 17 – Caproni Ca 313
Во время Второй Мировой Швеции срочно требовался самолёт для защиты своих границ, однако почти всем странам-производителям самолётов тогда было не до экспотра. А ещё была Италия – именно оттуда шведам удалось таки закупить 84 Капрони ( логично, самой Италии бы они ведь точно нигде бы не пригодилсь, правда? бггг). Самолёт использовался как бомбардировщик и разведчик. Низкое качество в паре с интенсивным использованием привели к высокой аварийности – множество раз полёты данного типа приостанавливались (всего потеряно 20 самолётов). После нескольких модификаций самолёт стал выполнять лишь роль разведчика.
Сааб 17 стал первой собственной разработкой Сааба в области авиастроения, работа над которой началась в 1938 году. Цельнометаллический и аэродинамичный – он считался вполне современным для своего времени. Самолёт задумывался как разведчик и пикирующий бомбардировщик (выпущенное шасси выполняло роль воздушных тормозов в пикировании). Практичные шведы, естественно, также предусмотрели установку на него лыж и поплавков.
Вторым самостоятельным авиационным проектом компании Сааб стал двухмоторный Сааб 18, совершивший первый полёт в 1942 году и поступивший на вооружение в 1944-м. В зависимости от выполняемой роли, самолёт обозначался как B 18, S 18 и T 18 ( какую роль что обозначает, вы наверняка уже сами догадались). Вооружение – 1,5 т бомб и 13 мм «автоматическая пушка», к концу 40-х добавились также НУРСы.
J 9 – Seversky/Republic EP, Model 106
В 30-е годы угроза новой войны становилась всё более очевидной и ВВС Швеции требовался новый современный истребитель. В США было заказано 120 самолётов типа Seversky/Republic EP, Model 106. Первая партия была доставлена через Норвегию, однако после оккупации этой страны Германией в 1940-м оставшиеся самолёты поставлялись в разобранном виде в ( на тот момент) финский город Петсамо ( ныне известный как Печенга, Мурманская обл.), откуда их везли на грузовиках более 700 км до шведской границы и дальше в Линчёпинг, где их уже собирали. Шведы были вполне довольны этим типом – скоростной, маневренный, хорошо вооруженный самолёт с хорошим обзором и свободным пространством позади пилота, куда можно было запихнуть механика на случай перебазирования или камеру для фоторазведки. Также была возможность заменить шасси на лыжи.
J 11 – Fiat C.R.42
«Республиканцы» не смогли покрыть всю потребность Швеции в истребителях – требовались дополнительные самолёты, которые было не так-то просто достать во время войны. На помощь вновь пришлось привлекать Италию. Когда началась Русско-Финская война ( именно так шведы называют Зимнюю войну) в Швеции начали организовывать сборы средств в помощь своему соседу. Целью была покупка 12 Фиатов для ВВС Финляндии. Однако война закончилась до того, как их смогли поставить финнам, которым, на тот момент, деньги для восстановления нужны были больше, чем самолёты. Таким образом пожертвования пошли напрямую в Финляндию, а самолёты остались у шведов, которые заказали ещё 60 шт для усиления своих истребительных и разведывательных частей. Фиат стал последним бипланом-истребителем Шведских ВВС.
J 20 – Reggiane Re 2000 Falco 1
Ещё один итальянец, приобретенный Швецией из-за отсутсвия других вариантов. 60 самолётов данного типа обеспечивали защиту южной части страны. Во время войны именно им приходилось часто перехватывать и сопровождать на шведские аэродромы иностранные самолёты, получившие повреждения в боях и желавшие сесть на нейтральной территории, либо когда пилоты просто хотели избежать вражеского плена. Из-за интенсивного использования ( и, полагаю, качества сборки) списание и утилизация этих самолётов начались уже в 1945 году.
Сааб 21 трудно спутать с другим самолётом. На момент его первого показа в 1940 году он был оснащён множеством передовых технологий. Расположенные сзади «толкающие» мотор и винт обеспечивали отличный передний обзор и позволяли сосредоточить вооружение в носу самолёта. Из-за подобной схемы это был также один из первых серийных самолётов, оснащенных катапультируемым креслом. 298 единиц использовались в качестве истребителей и штурмовиков до 1954 года. Самолёт был прост в управлении, однако был склонен к быстрому перегреву находясь на земле.
J 22 – FFVS J 22
После начала Второй мировой у Швеции возникли серьёзные трудности с закупкой самолётов из-за рубежа. Требовалось как можно быстрее наладить производство собственных ЛА. Инженер Бо Лундберк спроектировал данный истребитель, основными материалами для которого служили сталь и дерево. Более 500 компаний по всей Швеции, среди них множество мебельных, производили комплектующие для этой машины. Первый полёт был осуществлён в 1942 году и всего построено 198 самолётов. Относительно лёгкий самолёт был оснащён «пиратской» копией американского двигателя Pratt & Whitney TWC-3 мощностью 1065 л.с. Перед их списанием в 1952 году шведы успели провести учебные бои с P-51, также поступившими на службу ВВС в конце Второй мировой, в результате которых выяснилось, что J 22 мог вести бой с Мустангом на равных вплоть до высоты 5000 м, выше которой уже начиналось сказываться отсутсвие высотного нагнетателя на шведской машине.
Сообщение отредактировал Spinden: 06 дек 2016 — 00:15
AJ-37 Вигген 1/72 Airfix
Spinden #1 Отправлено 05 дек 2016 — 15:06
Швеция, одна из немногих стран, продолжающая создавать свои собственные, весьма интересные самолеты.
Собрал в коллекцию почти все их истребители (J-21A, J-22, J-29, J-32, J-35, AJ-37, JA-37, SK-37, JAS-39, нет пока J-21R), но собрал только истребитель-бомбардировщик Вигген. Кстати, самолетов у Швеции хватит на новую ветку в WOWP ).
Приведенную ниже информацию собирал не я, я только выложил в сообщении в удобной форме. Ссылки на оригиналы в сообщениях, там еще больше интересного.
Сообщение отредактировал Spinden: 06 дек 2016 — 00:13
- Наверх
HoarFighter #2 Отправлено 05 дек 2016 — 15:16
небесный виртуоз. но редко
- Наверх
Spinden #3 Отправлено 05 дек 2016 — 16:15
Ну распределять самолеты по уровням не буду, помещу что было.
S 6 – Fokker C.V-E
На момент создания в 1926 г. шведским ВВС требовался новый истребитель/разведчик. Было закуплено 4 Fokker C.V-D и Е, которые получили обозначения J 3 i S 6 соотв. Позже ещё 14 машин купили у Голландии и 35 собрали по лицензии. J 3 как истребитель оказался никакой и все машины были переобозначены как те-же S 6 и использовались как разведчики, учебно-тренировочные и связные самолёты, а также как корректировщики огня. Оснащались как колесным шасси, так и лыжами и поплавками. Именно на таком самолёте в 1928 г. спасли итальянского генерала Умберто Нобиле в арктике после крушения дирижабля «Италия».
B 3 – Junkers Ju 86 K
В 1936 г. было заказано 40 Юнкерсов в Германии чтобы покрыть потребность в среднем бомбардировщике. Ещё 16 штук выпустил по лицензии СААБ. B 3 стал первым цельнометаллическим самолётом шведских ВВС. Самолёты использовался как бомбардировщики, торпедоносцы, разведчики, транспорты и тренеры для штурманов до конца 50-х, поменяв с ходом времени несколько разных двигателей. Выставленный экземпляр был построен в Германии в 1938 г. и был снят с вооружения в 1958-м.
SK 14 – North American NA 16-4M
В конце 30-х шведские ВВС купили один Harvard NA 16 чтобы оценить его как потенциальный новый учебно-тренировочный самолёт. В последствии два шведских завода произвели в общей сложности 130 самолётов этого типа. Изначально на него устанавливали американские двигатели, однако во время войны запчасти для них стали недоступны и их пришлось временно заменить на итальянские Piaggio. До наших дней не сохранилось ни одного экземпляра. Данный самолёт – «конструктор», собранный по частям с помощью энтузиастов со всего мира. В качестве доноров использовались Wirraway и Yale – соотв. aвстралийская и канадская версия NA 16.
SK 10 – Raab-Katzenstein RK-26 Tigerschwalbe
Шведская компания заказала первый RK-26 в Германии как эталон для его дальнейшего производства по лицензии. Вскоре 25 штук заступили на службу в ВВС и оказались весьма ненадёжными – в итоге 18 Катценштейнов были потеряны в авариях ( ой-вей). Самолёт считался красивым, но сложным в управлении – одной из причин была установка более тяжелого, чем у немецкого оригинала, двигателя.
B 16/S 17 – Caproni Ca 313
Во время Второй Мировой Швеции срочно требовался самолёт для защиты своих границ, однако почти всем странам-производителям самолётов тогда было не до экспотра. А ещё была Италия – именно оттуда шведам удалось таки закупить 84 Капрони ( логично, самой Италии бы они ведь точно нигде бы не пригодилсь, правда? бггг). Самолёт использовался как бомбардировщик и разведчик. Низкое качество в паре с интенсивным использованием привели к высокой аварийности – множество раз полёты данного типа приостанавливались (всего потеряно 20 самолётов). После нескольких модификаций самолёт стал выполнять лишь роль разведчика.
Сааб 17 стал первой собственной разработкой Сааба в области авиастроения, работа над которой началась в 1938 году. Цельнометаллический и аэродинамичный – он считался вполне современным для своего времени. Самолёт задумывался как разведчик и пикирующий бомбардировщик (выпущенное шасси выполняло роль воздушных тормозов в пикировании). Практичные шведы, естественно, также предусмотрели установку на него лыж и поплавков.
Вторым самостоятельным авиационным проектом компании Сааб стал двухмоторный Сааб 18, совершивший первый полёт в 1942 году и поступивший на вооружение в 1944-м. В зависимости от выполняемой роли, самолёт обозначался как B 18, S 18 и T 18 ( какую роль что обозначает, вы наверняка уже сами догадались). Вооружение – 1,5 т бомб и 13 мм «автоматическая пушка», к концу 40-х добавились также НУРСы.
J 9 – Seversky/Republic EP, Model 106
В 30-е годы угроза новой войны становилась всё более очевидной и ВВС Швеции требовался новый современный истребитель. В США было заказано 120 самолётов типа Seversky/Republic EP, Model 106. Первая партия была доставлена через Норвегию, однако после оккупации этой страны Германией в 1940-м оставшиеся самолёты поставлялись в разобранном виде в ( на тот момент) финский город Петсамо ( ныне известный как Печенга, Мурманская обл.), откуда их везли на грузовиках более 700 км до шведской границы и дальше в Линчёпинг, где их уже собирали. Шведы были вполне довольны этим типом – скоростной, маневренный, хорошо вооруженный самолёт с хорошим обзором и свободным пространством позади пилота, куда можно было запихнуть механика на случай перебазирования или камеру для фоторазведки. Также была возможность заменить шасси на лыжи.
J 11 – Fiat C.R.42
«Республиканцы» не смогли покрыть всю потребность Швеции в истребителях – требовались дополнительные самолёты, которые было не так-то просто достать во время войны. На помощь вновь пришлось привлекать Италию. Когда началась Русско-Финская война ( именно так шведы называют Зимнюю войну) в Швеции начали организовывать сборы средств в помощь своему соседу. Целью была покупка 12 Фиатов для ВВС Финляндии. Однако война закончилась до того, как их смогли поставить финнам, которым, на тот момент, деньги для восстановления нужны были больше, чем самолёты. Таким образом пожертвования пошли напрямую в Финляндию, а самолёты остались у шведов, которые заказали ещё 60 шт для усиления своих истребительных и разведывательных частей. Фиат стал последним бипланом-истребителем Шведских ВВС.
J 20 – Reggiane Re 2000 Falco 1
Ещё один итальянец, приобретенный Швецией из-за отсутсвия других вариантов. 60 самолётов данного типа обеспечивали защиту южной части страны. Во время войны именно им приходилось часто перехватывать и сопровождать на шведские аэродромы иностранные самолёты, получившие повреждения в боях и желавшие сесть на нейтральной территории, либо когда пилоты просто хотели избежать вражеского плена. Из-за интенсивного использования ( и, полагаю, качества сборки) списание и утилизация этих самолётов начались уже в 1945 году.
Сааб 21 трудно спутать с другим самолётом. На момент его первого показа в 1940 году он был оснащён множеством передовых технологий. Расположенные сзади «толкающие» мотор и винт обеспечивали отличный передний обзор и позволяли сосредоточить вооружение в носу самолёта. Из-за подобной схемы это был также один из первых серийных самолётов, оснащенных катапультируемым креслом. 298 единиц использовались в качестве истребителей и штурмовиков до 1954 года. Самолёт был прост в управлении, однако был склонен к быстрому перегреву находясь на земле.
J 22 – FFVS J 22
После начала Второй мировой у Швеции возникли серьёзные трудности с закупкой самолётов из-за рубежа. Требовалось как можно быстрее наладить производство собственных ЛА. Инженер Бо Лундберк спроектировал данный истребитель, основными материалами для которого служили сталь и дерево. Более 500 компаний по всей Швеции, среди них множество мебельных, производили комплектующие для этой машины. Первый полёт был осуществлён в 1942 году и всего построено 198 самолётов. Относительно лёгкий самолёт был оснащён «пиратской» копией американского двигателя Pratt & Whitney TWC-3 мощностью 1065 л.с. Перед их списанием в 1952 году шведы успели провести учебные бои с P-51, также поступившими на службу ВВС в конце Второй мировой, в результате которых выяснилось, что J 22 мог вести бой с Мустангом на равных вплоть до высоты 5000 м, выше которой уже начиналось сказываться отсутсвие высотного нагнетателя на шведской машине.
Сообщение отредактировал Spinden: 06 дек 2016 — 00:15
Галерея Viggen
Saab 37 Viggen (Вигген — удар молнии) — шведский многоцелевой истребитель третьего поколения, разработанный компанией Saab в 1960-хх годах для замены истребителей J 35 Draken. Применялся до 2005 года.
История
Созданный в середине 1950-хх годов истребитель Draken оказался довольно удачной машиной, но, как и большинство своих аналогов того времени имел недостатки, один из которых — плохие взлетно-посадочные характеристики. Этот показатель не слишком беспокоил инженеров из США или СССР, так как обе страны имели обширные территории с возможностью размещения как бетонных, так и грунтовых полос. Однако, родина Дракена — Швеция не могла этим похвастаться. Территория страны довольно большая, но подавляющая ее часть покрыта горами, лесами и реками, где создать крупный аэродром довольно сложно. Это стало причиной важного требования ВВС страны — самолеты должны были иметь возможность взлетать и садиться на участки автомобильных трасс. И это требование было важнейшим при создании нового истребителя третьего поколения.
Работы над новым проектом начались еще в 1958 году, причем, рассматривались варианты и более тяжелого истребителя-бомбардировщика, который должен был иметь возможность применения ядерного оружия, возможность создания которого тогда серьезно рассматривалась. В конце концов ограничились многоцелевым истребителем с возможностью модификаций от перехватчика до бомбардировщика.
При разработке истребителя военные потребовали, что бы самолет мог взлетать и садиться с полосы или трассы длиной всего 500 метров. В то время очень модной стала схема крыла изменяемой стреловидности (тогда разрабатывались знаменитые конкуренты F-111 и Су-24), но шведам она показалась слишком сложной. Решение было найдено в схеме «утка» с переднерасположенным большим горизонтальным оперением — почти полноценным крылом — она позволяла самолету летать даже на очень низких скоростях.
Наконец, в 1961 году было принято официальное решение о развертывании программы, получившей индекс AJ-37. Официальная информация о новом самолете появилась год спустя. К 1965 году был изготовлен макет самолета, названного Viggen — удар молнии.
Первый полноценный прототип взлетел в 1967 году. До конца 1968 года летало уже 3 опытных образца. Тогда же Saab получил контракт министерства обороны на постройку партии из 175 самолетов. Серийные машины начали летать в 1971 году.
Конструкция
Saab Viggen — цельнометаллический истребитель, выполненный по схеме «утка» с низко расположенным треугольным крылом двойного угла стреловидности и высоко расположенным крупным передним горизонтальным оперением (ПГО такое крупное, что истребитель иногда называют бипланом). Хвостовое оперение однокилевое без горизонтальных консолей — бесхвостка.
Шасси трехопорное с поворотной передней стойкой — позволяет садиться с вертикальной скоростью до 5 м/с.
AJ-37 оснащается встроенное 30-мм пушкой ADEN. На семи точках подвески самолет способен нести до 5 тонн вооружений разных типов.
Силовая установка представлена двухконтурным турбореактивным двигателем с форсажной камерой Volvo RM8B. Воздухозаборники боковые нерегулируемые. Имеется трехстворчатое реверсивное устройство, включающееся автоматически при обжатии передней опоры шасси в процессе посадки.
Видео: Демонстрационный полет истребителя Saab Viggen ВВС Швеции на авиашоу Flygfesten 2015
Модификации
- AJ 37 — первый серийный самолет, базовая версия.
- JA 37 — модификация — истребитель-перехватчик
- SK 37 — учебно-тренировочный самолет. Имеет тандемную кабину экипажа на 2 человек — пилота и инструктора.
- SH 37 — разведывательный самолет для проведения патрулирования и разведки над морским пространством.
- SF 37 — разведывательный самолет для проведения патрулирования и разведки над сушей.
Эксплуатация
Всего с 1970 по 1990 годы было выпущено 330 истребителей Saab Viggen. Самолеты не экспортировались и в полном составе служили в ВВС Швеции. Были полностью заменены истребителями JAS-39 Gripen и сняты с эксплуатации в 2005 году.