17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самолет F-104 Lockheed Starfighter ВВС США

Самолет F-104 Lockheed Starfighter ВВС США

ТипИстребитель-перехватчик
Максимальная скорость2556 км/ч
Практический потолок17,7 км
Боевой радиус1368 км
  • Общие сведения
  • Аварийность
  • Боевое применение
  • ТТХ

Галерея F-104

Lockheed F-104 Starfighter (Локхид F-104 Старфайтер) — американский истребитель, разработанный фирмой Lockheed в 1950-хх годах. Эксплуатировался в составе ВВС более 12 стран. Окончательно снят с вооружения только в 2004 году.

История F-104

Начавшаяся в 1950-хх годах война в Корее стала переломной в истории авиации. Она поставила крест на все еще активно применявшихся в то время поршневых самолетах и ознаменовала эру реактивных скоростных машин. Кроме того, эта война сделала ВВС США очень неприятный сюрприз: считавшиеся в то время отсталыми авиационные технологии СССР создали истребитель МиГ-15, который оказался весьма грозным оружием и настоящей бедой для американских летчиков. Итогом конфликта стало множество выводов одним из которых была необходимость создания новых, куда более совершенных реактивных самолетов.

В то время активно развивались две технологии: реактивные двигатели и ракетное вооружение. Поэтому очевидной и распространенной была концепция максимально быстрого боевого самолета, вооруженного ракетами, который бы вторгался зону действия противника, атаковал и немедленно улетал. Идея ближнего маневренного боя — догфайта, казалась пережитком Второй мировой войны. F-104 Starfighter является полным воплощением этой концепции.

Разработка истребителя базировалась на данных, полученных по программе X-1 — самолета, летавшего на скоростях в 2 Маха. Столь высокие скорости сильно повлияли на конструкцию: вместо стреловидного крыла было применено очень тонкое трапециевидное крыло малой удлиненности, Т-образное хвостовое оперение имело цельно поворотные консоли, а центром машины был большой и мощный двигатель. Требования максимально скорости сделали истребитель больше похожим на ракету, чем на самолет.

Постройка прототипов началась в 1953 году. ВВС делали на истребитель большую ставку и, уже на этом этапе заказали 17 предсерийных YF-104 и 6 серийных F-104A (притом, что самолета тогда, фактически, еще не существовало).

В 1954 году первый прототип совершил испытательный полет. Не смотря на обнаружение множества проблем в марте 1955 года прототип достиг скорости в 1,79 Маха на высоте 15 км. Тогда же на истребителе начались испытания вооружений. На этот раз проблемы оказались более серьезными: во время испытания бортовой пушки, она сорвалась с внутренних креплений и, фактически, расстреляла сам самолет изнутри. F-104 лишился всей носовой секции, а пилот катапультировался.

Спустя почти год завод Lockheed начали покидать предсерийные YF-104. Они были оснащены «родными» двигателями J79 (к выпуску прототипов они не поспели), модифицированными воздухозаборниками и креплениями на законцовках крыла для ПТБ или ракет. В апреле 1955 года истребитель преодолел барьер в 2 Маха став самым быстрым боевым самолетом в мире. Фирма получила контракт на почти 200 истребителей с возможностью расширения еще на 700 машин.

Первые строевые части ВВС США начали вооружаться истребителями F-104 Starfighter с 1958 года.

Конструкция F-104

F-104 Starfighter — цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом. Крыло трапециевидное малого удлинения. Кроме того, ради достижения максимальных скоростей, крыло было очень тонким (10 см в самом толстом месте) и имели настолько острые кромки, что о них можно было, фактически, порезаться (на земле на них надевали специальные чехлы для защиты членов аэродромных команд).

Хвостовое оперение Т-образное с цельноповоротными рулями. Шасси трехстоечное, с поворотной передней опорой.

Силовая установка самолета — один турбореактивный двигатель с форсажной камерой General Electric J79-GE-11A. Воздухозаборники регулируемые (для обеспечения нужной тяги на разных режимах), расположены по бокам фюзеляжа.

Видео группового пилотажа истребителей F-104 Starfighter на авиасалоне в Тампе, Флорида, 2008 год

Модификации

  • F-104A — одноместный истребитель-перехватчик, снят с вооружения ВВС США в 1969 году, часть самолетов была передана Пакистану, Тайваню и Иордании.
  • F-104C — одноместный истребитель-бомбардировщик.
  • F-104G — (Germany) — экспортный многоцелевой всепогодный истребитель. Построено 1322 самолета, включая 139 фирмой Локхид для ФРГ, Греции, Норвегии и Турции, а остальные по лицензии в Канаде
  • RF-104G — тактический разведывательный вариант. Построено 194, из них 154 по лицензии в Западной Европе.
  • F-104J — всепогодный перехватчик для ВВС Японии.
  • F-104S — многоцелевой истребитель для ВВС Италии.
  • F-104B, F-104F, F-104DJ, TF-104G — учебно-тренировочные самолеты
  • F-104АSА — модернизирвоанная версия, разработанная в Италии на базе F-104S.
  • СF-104 — F-104G построенный по лицензии канадской фирмой Canadair.
  • CF-104D — двухместный вариант СF-104 (канадское обозначение СF-113).

Эксплуатация F-104

В общей сложности было выпущено 2578 истребителей F-104 разных модификаций, поставляемых в множество стран и выпускавшихся как в США, так и за рубежом.

Боевое применение истребителей началось в 1962 году с разведывательных полетов над Кубой во время Карибского кризиса. С тех пор, Старфайтеры применялись в большинстве военных конфликтов с участием стран НАТО. Так же, эти машины участвовали в локальных боях ВВС Тайваня и Китая, Пакистана и Индии. В большинстве случаев, эти истребители вступали в бои с аналогичными советскими моделями того времени (главным конкурентом, конечно, был МиГ-21).

Однако, F-104 стал знаменит не благодаря своим воздушным победам, а благодаря высокой аварийности. В парках некоторых стран (в первую очередь, Германии и Канады) потери этих самолетов в авариях достигали трети от общего количества. В общей сложности было потеряно более 600 самолетов, во время одной из подобных аварий F-104 не просто разбился но и привел к катастрофе прототипа XB-70 Valkyrie. Из-за такой аварийности самолет часто именовался пилотами «Вдоводелом» и «Летающим гробом».

F-104C

Когда американское командование тактической авиации отказалось от F-104а, Джонсон принял­ся за совершенствование своей машины с учетом всех критических замечаний, стараясь максимально удовлет­ворить требования военных.

Недостаточную дальность полета компенсировали установкой неподвижной штанги для дозаправки само­лета в воздухе. Номенклатуру и общий вес подвесного вооружения увеличили за счет установки двух новых пи­лонов под крыло, на которые подвешивались не только топливные баки, но и обычные для тактических истре­бителей бомбы и контейнеры с НУР Были также сохра­нены: встроенная пушка, пусковые устройства для ракет AIM-9 на концах крыла и способность нести ядерную бомбу на центральном подфюзеляжном пилоне.

На самолете установили новую модификацию сис­темы управления оружием AN/ASG-14T-2, которая не­сколько расширяла боевые возможности тактического истребителя, позволяя выполнять боевые задачи как днем, так и ночью.

Конструкцию новой модификации немного облегчи­ли, а мощность силовой установки увеличили за счет нового двигателя J79-GE-7 (максимальная тяга 4540 кг, тяга на форсаже 7173,2 кг).

Контракт с фирмой Lockheed на приобретение первых 56 истребителей F-104C заключили весной 1958 года, а в декабре его увеличили еще на 21 машину. Заказывая F-104C, ВВС получали легкий универсальный тактический са­молет, занимающий промежуточное положение между F-100C и F-105. Он мог выполнять перехват на больших высотах и ско­ростях, вести воздушный бой на малых дистанциях и наносить удары по наземным целям. Велись переговоры о постройке до­полнительной серии из 363 истребителей, но эти планы так и не были реализованы.

Опытный F-104C, носивший обозначение YF-104C, поднялся в воздух 24 июля 1958 года. После успешного окончания испы­таний серийные F-104C начали передаваться в части TAC по 7-8 машин в месяц.

Мощная силовая установка F-104C позволила ему устано­вить очередной мировой рекорд высоты полета, вернув ВВС пальму первенства в их вечном соревновании с морской авиа­цией. 14 декабря 1959 года самолет, пилотируемый капитаном Джорданом, поднялся на рекордные 31515 м, превысив на 1475 м достижение палубного истребителя F4H фирмы McDonnell.

В октябре 1961 года, с «подачи» командования ВВС, которое хотело расширить возможности F-104C по завоеванию превос­ходства в воздухе, фирма Lockheed начала программу модер­низации самолета под кодовым названием Project Grindstone. В ходе этой работы было разработано двухбалочное пусковое ус­тройство, позволявшее нести две ракеты AIM-9 на центральном подфюзеляжном узле подвески. Однако это пусковое устройс­тво не пользовалось популярностью в частях. Оно создавало большое лобовое сопротивление, а стекла на головках самонаведения ракет постоянно покрывались пылью или разбива­лись мелкими камнями, вылетавшими из-под носового колеса во время разбега и руления.

В ходе эксплуатации F-104C в частях ВВС летный и техни­ческий состав столкнулся с большим количеством дефектов в двигателе J79-GE-7. За пять лет произошло сорок отказов си­ловой установки, что привело к 24 катастрофам, в результате которых погибло 9 летчиков. Это заставило фирму Дженерал Электрик провести комплекс работ по устранению дефектов двигателя J79-GE-7, известный под названием Project Seven Up. Реализация проекта началась в мае 1963 года и продолжа­лась до июня 1964-го. За это время фирма внесла множество изменений в работу систем топливной автоматики и управления створками сопла, благодаря чему надежность двигателя повы­силась и серьезных отказов больше не наблюдалось.

Первая возможность повоевать у самолетов F-104C появи­лась во время Кубинского кризиса в октябре 1962 года. «Старфайтеры» из 479 TFW развернули на базе Кэй Уэст во Флори­де. В случае высадки американских войск на остров, экипажам F-104C ставилась задача нанесения ударов по потенциальным целям на Кубе, с использованием как обычного, так и ядерного оружия. К счастью, кризис был разрешен мирным путем и само­леты вернулись к месту своей постоянной дислокации.

Аварийность

F-104 получил печальную известность благодаря высокому уровню аварийности и даже получил печальное прозвище «Widowmaker» («Вдоводел») и «Flying Coffin» («летающий гроб») из-за большого количества катастроф [3] . Самую плохую репутацию «Старфайтер» приобрёл в ВВС ФРГ: всего на вооружение западногерманских военно-воздушных сил поступило 916 самолётов (треть всех построенных), из которых 292 (то есть

30 %) были потеряны в лётных происшествиях; погибло 116 пилотов [4] [5] [6] . В худший период показатель аварийности составлял 139 лётных происшествий на 100 000 часов [7] . Наибольшее число происшествий пришлось на первые годы эксплуатации, в дальнейшем принятые руководством ВВС меры привели к снижению их числа в конце 1960-х годов, но и в 1970-е ежегодно разбивалось около десятка самолётов. Тема катастроф «Старфайтеров» имела большой резонанс в немецких средствах массовой информации и вышла на политический уровень (ходила даже шутка о том, как заполучить «Старфайтер»: достаточно купить ферму и ждать, когда он на неё упадёт [4] ).

Читать еще:  Лёгкий военно-транспортный самолет Ил-112В (Россия)

На самом деле уровень аварийности немецких машин, хотя и очень высокий, не был каким-то исключительным. Следует отметить, что ВВС ФРГ потеряли в лётных происшествиях 36 % своих F-84F «Тандерстрик» [7] , однако этот факт остался сравнительно малоизвестным. Кроме того, итоговая статистика аварийности F-104 за всё время службы в ВВС ФРГ оказалась не такой уж плохой — один потерянный самолёт на 6630 часов налёта [8] . Для сравнения можно указать, что у советского аналога F-104, истребителя МиГ-21, аварийность на раннем этапе эксплуатации в ВВС СССР была выше (одна потеря на 4650 часов налёта в 1965 году [9] ).

Абсолютная цифра разбившихся самолётов была действительно рекордной, но по уровню относительной аварийности первое место занимали ВВС Канады, лишившиеся примерно 46 % своего парка F-104 (впрочем, следует учитывать, что канадские «Старфайтеры» налетали в два-три раза больше часов, чем немецкие) [10] . Примечательно, что ВВС Испании, эксплуатировавшие около 20 F-104 в течение семи лет с налётом около 17 000 часов, совершая полёты в прекрасных погодных условиях, не потеряли ни единой машины (не считая потерянного в 1965 году в США самолёта, использовавшегося в качестве учебного для обучения испанских лётчиков) [11] [12] . ВВС Норвегии за два десятилетия эксплуатации «Старфайтеров» потеряли всего 13,6 % от общего числа полученных машин [13] . [14]

В катастрофах «Старфайтеров» погибли: в июле 1958 года — ас Корейской войны Айвен Кинчелоу (Iven Carl Kincheloe, Jr.), в декабре 1967 года — первый чернокожий астронавт Роберт Лоуренс (Robert Henry Lawrence, Jr.). Жертвой «Старфайтера» едва не стал известный лётчик-испытатель Чак Йегер. В столкновении с F-104 был потерян один из двух экспериментальных «трёхмаховых» бомбардировщиков XB-70 «Валькирия».

Общий налёт эксплуатируемых ВВС США F-104 составил около 582 тыс. часов, при этом было потеряно в авариях 148 самолётов [15] .

Статистика аварийности F-104 в ВВС США
Фин. годНалёт, ч.Количество аварийСредний налёт на аварию, ч.
1957213543
1958429141073
195923434112130
196042238192223
196134505152300
196232448122704
19633032593369
196436951132842
196551051412763
196653304114846
196756588144042
19683612657225
196933325113030
19703071756143
197125620125620
197224966212483
19732240337468
197422704211352
19751827829139
19762438

Боевое применение [ править ]

В боевых действиях F-104 принимал ограниченное участие.

  • В 1962 году американские F-104 совершали провокационные полеты над Кубой во время Карибского кризиса. [15]
  • Вьетнамская война. Истребители ВВС США дважды направлялись в Южный Вьетнам, где использовались для прикрытия самолётов дальнего радиолокационного обнаружения EC-121, непосредственной поддержки войск и разведки (в том числе над Лаосом). Боёв с северовьетнамскими истребителями не было, но один самолёт, непреднамеренно оказавшийся в воздушном пространстве Китая, был сбит 20 сентября 1966 в поединке с китайским МиГ-19, пилот погиб. Поиски обломков также закончились трагедией: вылетевшая пара других «Старфайтеров» сталкивается в воздухе между собой и разбивается. Неделю спустя огнём с земли был сбит ещё один F-104C, пилот погиб. После этого оставшиеся самолёты отозвали обратно на авиабазу Джордж в США. Всего за войну было потеряно 14 «Старфайтеров». Слабый боевой потенциал «Старфайтеров» во Вьетнаме сказался очень быстро. По образному выражению американцев «этой машине недоставало всего, за исключением скорости. «. [16][17][18]
  • 9 ноября 1972 года иорданские F-104 сбили штурмовик Hunter, перешедшего на сторону повстанцев пилота Мохаммеда Аль Хатиба. Также в ходе ноябрьских столкновений «Старфайтеры» подбили один вертолет и сбили другой «Старфайтер». [19][20]
  • F-104 ВВС Турции принимали участие в вооружённом конфликте на Кипре в 1974. Один самолет был потерян. Известная атака с их участием произошла 21 июля, когда около 50 турецких самолетов по ошибке разбомбили свой конвой из нескольких эсминцев и боевых катеров. В результате которой один турецкий эсминец затонул(погибло 80 турецких моряков) и два получили тяжелые повреждения. Также турецкие F-104 применялись против курдских повстанцев. [21][22]
  • F-104 ВВС Тайваня во время тренировочных полётов несколько раз встречались с китайскими истребителями. 13 января 1967 года тайваньский разведчик RF-104 под прикрытием четырёх F-104G был перехвачен четырьмя МиГ-19 возле границы материкового Китая. В результате чего по одним данным два китайских МиГ-19 были сбиты, а по другим данным «Старфайтеры» — не сбили ничего, при этом потерян один F-104G, который записан как пропавший без вести(самолёт был сбит китайским МиГ-19, лётчик Ян Цинь-Цун погиб, расход снарядов на сбитие — 48шт.). [23][24]
  • Индо-Пакистанская война 1971 года. 10 декабря пакистанский F-104 одержал воздушную победу, сбив индийский самолет Breguet Alizé. [25] В 14 часов 12 декабря 1971 года находившиеся на боевом дежурстве на авиабазе в Джамнагаре два МиГ-21ФЛ, были подняты в воздух: два пакистанских истребителя F-104 «Старфайтер» пересекли береговую линию на малой высоте. Пакистанцы атаковали стоящие самолёты на аэродроме. Один из МиГов сел на хвост «Старфайтеру». Индийский пилот с расстояния 900 метров дал длинный залп из спаренной пушки. «Старфайтер» загорелся и рухнул в море, пилот едва успел катапультироваться. 17 декабря диспетчер предупредил патрулирующие МиГи, что низколетящий самолёт на большой скорости приближается к аэродрому. «Старфайтер» по непонятным причинам не стал атаковать аэродром и индиец сел ему на хвост. Индиец выпустил две ракеты К-13А, вторая ракета поразила цель, но пакистанец смог продолжить полёт. Тогда индиец дополнил ракетную атаку залпом из пушек. После этого он стал возвращаться на аэродром, а повреждённый F-104 взорвался среди песчаных холмов. По индийским данным, позже в этот день индийские МиГ-21 сбили ещё два «Старфайтера» уже над пакистанской территорией, а индийский пилот Шах смог подбить один F-104. По данным пакистанцев, 17 декабря был потерян только один «Старфайтер» (а не три, как заявлено индийцами). [26][27]
  • 12 января 1981 года бойцы народной армии Пуэрто-Рико взорвали на авиабазе Муниз большое количество американских самолётов, включая один F-104. [28]
  • Война НАТО против Югославии (1999). В бою с парой натовских F-104 был потерян один МиГ-21 ВВС Югославии [29] .

Уронить «сырой» истребитель. Почему случилось крушение F-35 в Тихом океане

Истребитель F-35A военно-воздушных сил самообороны Японии потерпел крушение в Тихом океане. О главных технических проблемах самолета, Baltnews.lt узнал у военного эксперта.

Крушение

Министр обороны Японии Такэси Ивая сообщил о том, что во время учений по отработке воздушного боя разбился истребитель F-35A военно-воздушных сил самообороны, пишет РИА Новости.

Глава оборонного ведомства Японии подтвердил появившуюся ранее в СМИ информацию, что в Тихом океане в районе префектуры Аомори обнаружили обломки истребителя, и признал, что «он потерпел крушение».Перепыхтел авианосец. Как военная техника США дает сбой

По словам Такэси Ивая, четыре истребителя с базы Мисава участвовали в учениях по отработке воздушного боя. Во время маневра от первого самолета поступило сообщение о завершении учений, после чего он перестал выходить на связь и пропал с радаров. Министр обороны Японии подчеркнул, что сейчас все силы направлены на поиски 40-летнего пилота, потерпевшего крушение истребителя. «Мы сделаем все для спасения его жизни», – подчеркнул он.

Мнение

Baltnews.lt поговорил с главным редактором журнала «Арсенал Отечества», членом экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии России Виктором Мураховским о проблемах истребителя F-35, которые влекут за собой крушение самолета.

«Я хочу выразить сочувствие в связи со случившимся, все-таки это трагический случай. Однако это не первое крушение F-35. На мой взгляд, да и по мнению многих экспертов, самолет достаточно сырой, не полностью отработанный, но при этом был принят на вооружение ВВС США и плюс ко всему активно продается в другие страны. Это просто опасно», – сказал эксперт.

Мураховский заявил, что США выпускали и раньше серию самолетов, которые также терпели крушение из-за значительного числа недоработок:

«Это не первый случай, когда США создают такой недоработанный истребитель. У них был еще такой самолет – F-104 Starfighter, который поставил в период эксплуатации рекорд по количеству авиационных катастроф».»Смешал с грязью»: почему в Пентагоне «наехали» на создателей истребителя F-35

«F-35 – это некая попытка совместить несовместимое в одной конструкции – это и технология невидимости, и маршевый сверхзвуковой двигатель, и вертикальный взлет, и ударные возможности, и борьба в воздухе за господство. Но на одной платформе практически невозможно все реализовать эффективно – на выходе получается все достаточно средненько, плюс некоторые системы остаются недоработаны до конца. Данные самолеты плохо обеспечивают безопасность даже в мирное время, как мы видим», – рассказал военный эксперт.

Он отметил, что при этом Вашингтон активно поставляет истребители F-35 своим партнерам по Североатлантическому альянсу и другим союзникам:

«Это решение американцев, их союзников по НАТО. В определенной мере союзники Вашингтона по Североатлантическому альянсу закупают эти самолеты, поскольку это некое общее решение блока. Однако отмечу, что страны с достаточно развитой авиационной промышленностью внутри НАТО – Германия и Франция, прежде всего – решили не закупать самолеты F-35, а создать свой собственный истребитель пятого поколения».

«В рамках НАТО и многие традиционные союзники США в мире, та же Япония, тоже решили закупать американские истребители во многом под давлением Вашингтона. Альтернативы для них нет, поскольку российский истребитель Су-57 закупать возможности нет, так как и Штаты, и Североатлантический альянс даже согласно официальным документам рассматривают Россию как противника», – заключил Мураховский.

Дорого не значит качественно

Напомним, что программа создания Lockheed Martin F-35 Lightning II стала для США самой дорогостоящей в истории производства оружия. Она обошлась в полтора триллиона долларов. Разработчики не только превысили изначально оговоренную сумму на сотни миллиардов долларов, но и ввели истребитель в строй на семь лет позже, чем сначала хотели.Очень важен для русских. Какой российский самолет в США назвали «монстром»

Читать еще:  Тяжелый бомбардировщик Ту-95К-22 (СССР)

Впоследствии F-35 принесли США много проблем. Так, в конце октября 2018 года Пентагон был вынужден приостановить полеты 20 истребителей из-за проблем с топливной системой. А примерно за месяц до этого полеты F-35 были приостановлены после крушения F-35B в Южной Каролине.

Более того, из-за особенностей конструкции F-35 стали уязвимы для ударов молний. Этот факт привел к тому, что Корпусу морской пехоты США пришлось запрашивать громоотводы для защиты F-35.

Подписывайтесь на Baltnews в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нам в Facebook

Смертоносная летающая рухлядь: чем опасны разрекламированные Штатами F-35

Экспортируемые США истребители F-35 крайне опасно эксплуатировать, что подтвердил нынешний кровавый инцидент с одним из них у берегов Японии – военный эксперт рассказал Baltnews о главных проблемах самолета.

Крушение

Министр обороны Японии Такэси Ивая сообщил о том, что во время учений по отработке воздушного боя разбился истребитель F-35A военно-воздушных сил самообороны, пишет РИА Новости.

Глава оборонного ведомства Японии подтвердил появившуюся ранее в СМИ информацию, что в Тихом океане в районе префектуры Аомори обнаружили обломки истребителя, и признал, что «он потерпел крушение».

По словам Такэси Ивая, четыре истребителя с базы Мисава участвовали в учениях по отработке воздушного боя. Во время маневра от первого самолета поступило сообщение о завершении учений, после чего он перестал выходить на связь и пропал с радаров. Министр обороны Японии подчеркнул, что сейчас все силы направлены на поиски 40-летнего пилота, потерпевшего крушение истребителя. «Мы сделаем все для спасения его жизни», – подчеркнул он.Как Турция отказалась идти на поводу у США

Мнение

Baltnews поговорил с главным редактором журнала «Арсенал Отечества», членом экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии России Виктором Мураховским о проблемах истребителя F-35, которые влекут за собой крушение самолета.

«Я хочу выразить сочувствие в связи со случившимся, все-таки это трагический случай. Однако это не первое крушение F-35. На мой взгляд, да и по мнению многих экспертов, самолет достаточно сырой, не полностью отработанный, но при этом был принят на вооружение ВВС США и плюс ко всему активно продается в другие страны. Это просто опасно», – сказал эксперт.

Мураховский заявил, что США выпускали и раньше серию самолетов, которые также терпели крушение из-за значительного числа недоработок:

«Это не первый случай, когда США создают такой недоработанный истребитель. У них был еще такой самолет – F-104 Starfighter, который поставил в период эксплуатации рекорд по количеству авиационных катастроф».

«F-35 – это некая попытка совместить несовместимое в одной конструкции – это и технология невидимости, и маршевый сверхзвуковой двигатель, и вертикальный взлет, и ударные возможности, и борьба в воздухе за господство. Но на одной платформе практически невозможно все реализовать эффективно – на выходе получается все достаточно средненько, плюс некоторые системы остаются недоработаны до конца. Данные самолеты плохо обеспечивают безопасность даже в мирное время, как мы видим», – рассказал военный эксперт.

Он отметил, что при этом Вашингтон активно поставляет истребители F-35 своим партнерам по Североатлантическому альянсу и другим союзникам:

«Это решение американцев, их союзников по НАТО. В определенной мере союзники Вашингтона по Североатлантическому альянсу закупают эти самолеты, поскольку это некое общее решение блока. Однако отмечу, что страны с достаточно развитой авиационной промышленностью внутри НАТО – Германия и Франция, прежде всего – решили не закупать самолеты F-35, а создать свой собственный истребитель пятого поколения».

«В рамках НАТО и многие традиционные союзники США в мире, та же Япония, тоже решили закупать американские истребители во многом под давлением Вашингтона. Альтернативы для них нет, поскольку российский истребитель Су-57 закупать возможности нет, так как и Штаты, и Североатлантический альянс даже согласно официальным документам рассматривают Россию как противника», – заключил Мураховский.

Дорого не значит качественноКровавые деньги: зачем американцы повышают траты на оборону

Напомним, что программа создания Lockheed Martin F-35 Lightning II стала для США самой дорогостоящей в истории производства оружия. Она обошлась в полтора триллиона долларов. Разработчики не только превысили изначально оговоренную сумму на сотни миллиардов долларов, но и ввели истребитель в строй на семь лет позже, чем сначала хотели.

Впоследствии F-35 принесли США много проблем. Так, в конце октября 2018 года Пентагон был вынужден приостановить полеты 20 истребителей из-за проблем с топливной системой. А примерно за месяц до этого полеты F-35 были приостановлены после крушения F-35B в Южной Каролине.

Более того, из-за особенностей конструкции F-35 стали уязвимы для ударов молний. Этот факт привел к тому, что Корпусу морской пехоты США пришлось запрашивать громоотводы для защиты F-35.

Подписывайтесь на Baltnews в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нам в Facebook

Локхид F-104 «Старфайтер» (англ. Lockheed F-104 Starfighter)

Одно- или двухместный истребитель, истребитель-перехватчик, истребитель-бомбардировщик.

История разработки и использования

F-104 был создан компанией Локхид с учётом опыта войны в Корее. Высокие лётные характеристики были положены во главу угла во время конструирования этого самолёта, который впоследствии часто называли «ракетой с человеком внутри». Работа по проектированию самолёта начались в 1951 году. Контракт на производство первых двух прототипов был заключён в 1953.

Первый полет самолет совершил 7 февраля 1954, а поступать на вооружение в ВВС США F-104A начал в 1958 году. Начальная модель оказалась не совсем всепогодной и поэтому широкого распространения не получила (только 2 эскадрильи были полностью укомплектованы F-104A). Эта модель так же поставлялись в ВВС ФРГ, Тайваня и Пакистана.

Общие сведения

Короткие крылья F-104 стали его главной отличительной чертой, их максимальная толщина составляла всего 10,16 см и они имели такие острые кромки, что во время парковки F-104 на крылья надевали специальные защитные чехлы, чтобы защитить от травм членов аэродромной команды.

F-104 стал первым самолётом, скорость которого вдвое превышала скорость звука , а также первым самолётом, который в одно и то же время установил мировые рекорды скорости и высоты полёта. 7 мая 1958 майор Говард Джонсон (Howard C. Johnson) взлетел на этом самолёте на высоту 27830 м, а 16 мая капитан Уолтер Ирвин (Walter W. Irwin) разогнался до скорости 2259,3 км/час. Зимой (14 декабря) 1959 года F-104С побил мировой рекорд высоты в 31534 м (103389 футов) и стал первым в истории самолетом, взлетел выше 100 тыс. футов.

Поднявшийся в небо в октябре 1960 F-104G, был практически полностью переделанной версией, созданной специально для Германских ВВС, и выполнял роль истребителя-бомбардировщика. Считается, что эта модель F-104 была самой удачной.

Этот самолёт эксплуатировался более активно в военно-воздушных силах других стран, чем в самих США — ВВС США использовали только третью часть от общего числа построенных самолётов. Остальные машины состояли на службе в военно-воздушных силах Канады, Германии, Италии, Японии, Бельгии, Дании, Греции, Норвегии, Испании, Тайваня, Иордании, Пакистана и Турции. В США последние F-104 находились в Национальной гвардии и были окончательно сняты с боевого дежурства в 1975 году. В 1997—98 году Итальянские ВВС модернизировали состоявшие у них на вооружении F-104.

Аварийность

F-104 получил весьма печальную известность благодаря довольно высокому уровню аварийности и даже получил печальное прозвище «Widowmaker» («Вдоводел») и «Flying Coffin» («летающий гроб») из-за большого количества катастроф. Самую плохую репутацию «Старфайтер» получил в ВВС ФРГ: всего на службу в западногерманские военно-воздушные силы поступило 916 самолётов (треть всех построенных), из них примерно 292 (то есть 30 %) были потеряны в катастрофах; погибло 116 пилотов.

В самый худший период показатель аварийности составлял 139 лётных происшествий на 100 000 часов. Наибольшее число аварий пришлось на первые годы эксплуатации, в дальнейшем принятые руководством ВВС меры привели к снижению их числа в конце 1960-х годов, но и в 1970-е ежегодно разбивалось около десятка самолётов. Тема катастроф «Старфайтеров» имела большой резонанс в немецких СМИ и даже вышла на политический уровень (ходила даже шутка о том, как заполучить «Старфайтер»: достаточно купить ферму и ждать, когда он на неё рухнет).

На самом деле уровень аварийности немецких машин, хотя и достаточно высокий, не был каким-то исключительным. Здесь нужно отметить, что ВВС ФРГ потеряли в лётных происшествиях 36 % своих F-84F «Тандерстрик», однако этот факт остался сравнительно малоизвестным. Кроме того, итоговая статистика аварийности F-104 за всё время службы в ВВС ФРГ оказалась не такой уж плохой — один потерянный самолёт на 6630 часов налёта. Для сравнения- у советского аналога F-104, истребителя МиГ-21, аварийность на раннем этапе использования в ВВС СССР была выше (одна потеря на 4650 часов налёта в 1965 году).

Абсолютное число разбившихся самолётов было действительно рекордной, но по уровню относительной аварийности первое место всё же занимали ВВС Канады, потерявшие примерно 46 % своего парка F-104 (впрочем, следует учитывать, что канадские «Старфайтеры» налетали в два-три раза больше часов, чем немецкие). Примечательно, что ВВС Испании, эксплуатировавшие около 20 самолётов F-104 в течение семи лет с налётом около 17 000 часов, совершая полеты в прекрасных погодных условиях, не потеряли ни одной машины (не считая потерпевшего катастрофу в 1965 году в США самолета, использовавшегося в качестве учебного для обучения испанских пилотов). ВВС Норвегии за два десятка лет эксплуатации «Старфайтеров» потеряли всего 13,6 % от общего числа предоставленных им машин.

В катастрофах «Старфайтеров» погибли: в июле 1958 — ас Корейской войны Айвен Кинчелоу (Iven Carl Kincheloe, Jr.), зимой (декабрь) 1967 — первый чернокожий астронавт Роберт Лоуренс (Robert Henry Lawrence, Jr.). Жертвой «Старфайтера» чуть-чуть не стал известный лётчик-испытатель Чак Йегер. При столкновении с F-104 потерпел катастрофу один из двух экспериментальных «трёхмаховых» бомбардировщиков XB-70 «Валькирия».

Боевое применение

В боевых действиях F-104 принимал ограниченное участие.

-В 1962 году американские F-104 совершали провокационные полеты над Кубой во время Карибского кризиса.

-Вьетнамская война. Истребители ВВС США дважды отправлялись в Южный Вьетнам, где применялись для прикрытия самолётов дальнего радиолокационного обнаружения EC-121, непосредственной поддержки войск и разведки (в том числе над Лаосом). Боёв с северовьетнамскими истребителями не было, но один самолёт, случайно оказавшийся в воздушном пространстве Китая, был уничтожен 20 сентября 1966 в поединке с китайским МиГ-19, пилот был убит. Поиски обломков также закончились катастрофой: вылетевшая пара других «Старфайтеров» столкнулась в воздухе между собой и разбилась. Неделю спустя огнём ПВО был сбит ещё один F-104C, пилот погиб. После этого оставшиеся самолёты были отозваны обратно на авиабазу Джордж в США. Всего за войну было уничтожено 14 «Старфайтеров». Слабый боевой потенциал «Старфайтеров» во Вьетнаме сказался очень быстро. По выражению американцев «этой машине недоставало всего, за исключением скорости. «.

Читать еще:  Легкий штурмовик Alpha Jet (Германия)

-9 ноября 1972 года иорданские F-104 сбили штурмовик Hunter, перебежавшего на сторону повстанцев пилота Мохаммеда Аль Хатиба. Также в ходе ноябрьских столкновений «Старфайтеры» повредили один вертолет и сбили другой «Старфайтер».

-F-104 ВВС Турции учавствовали в вооружённом конфликте на Кипре в 1974. Один самолет был сбит. Известный налёт с их участием произошёл 21 июля, когда около 50 турецких самолетов по ошибке разгромили свой конвой из нескольких эсминцев и боевых катеров. В результате которой один турецкий эсминец пошёл ко дну (погибло 80 турецких моряков) и два получили тяжелые повреждения. Также турецкие F-104 использовались против курдских повстанцев.

-F-104 ВВС Тайваня во время тренировочных полётов несколько раз встречались с китайскими истребителями. 13 января 1967 года тайваньский разведчик RF-104 находившийся под прикрытием четырёх F-104G был перехвачен четырьмя МиГ-19 возле границы материкового Китая. В результате чего по одним данным два китайских МиГ-19 были уничтожены, а по другим данным «Старфайтеры» — не сбили ни одного самолёта, при этом был потерян один F-104G, который записан как пропавший без вести(самолёт был сбит китайским МиГ-19, лётчик Ян Цинь-Цун погиб, расход снарядов на сбитие — 48шт.).

-Индо-Пакистанская война 1971 года. 10 декабря пакистанский F-104 одержал победу, сбив индийский самолет Breguet Alizе. В 14 часов 12 декабря 1971 года находившиеся на боевом дежурстве на авиабазе в Джамнагаре два МиГ-21ФЛ, были подняты по тревоге в воздух: два пакистанских истребителя F-104 «Старфайтер» пересекли береговую линию на малой высоте. Пакистанцы атаковали стоящие самолёты на аэродроме. Один из МиГов сумел сесть на хвост «Старфайтеру». Индийский пилот с расстояния примерно 900 метров дал длинный залп из спаренной пушки. «Старфайтер» загорелся и упал в море, пилот едва успел катапультироваться. 17 декабря диспетчер предупредил находящиеся в патруле МиГи, что низколетящий самолёт на большой скорости приближается к аэродрому. «Старфайтер» по непонятным причинам не стал атаковать аэродром и индиец сел ему на хвост. Индиец выпустил две ракеты К-13А, вторая ракета попала в цель, но пакистанец всё же смог продолжить полёт. Тогда индиец дополнил ракетную атаку залпом из пушек. После этого он стал возвращаться на аэродром, а повреждённый F-104 упал и взорвался среди песчаных холмов. По индийским данным, позже в этот же день индийские МиГ-21 сбили ещё два «Старфайтера» уже над пакистанской территорией, а индийский пилот Шах смог повредить один F-104. По предоставленной информации пакистанцев, 17 декабря был потерян только один «Старфайтер» (а не три, как заявлено индийцами).

-12 января 1981 года бойцы народной армии Пуэрто-Рико подорвали на авиабазе Муниз большое количество американских самолётов, среди которых был один F-104.
-Война НАТО против Югославии (1999). В бою с двойкой натовских F-104 был сбит один МиГ-21 ВВС Югославии.

«Летающие лаборатории»

Благодаря своим скоростным и высотным характеристикам, F-104 интенсивно использовались в различных программах NASA. Начиная с августа 1956 г. NASA начало использовать F-104 в исследовательском центре имени Драйдена (Dryden Flight Research Center) на авиабазе Эдвардс ВВС США. В течение последующих 38 лет 11 F-104 выполняли полёты в рамках разнообразных программ NASA, последний полёт состоялся в феврале 1994, суммарно было совершено более 18000 полётов.

F-104 с его «ракетообразной» аэродинамикой, благодаря которой вскоре после принятие на вооружение Starfighter получил неформальное название «пилотируемая ракета» (англ. the missile with a man in it), требовал специфических навыков пилотирования: этой причиной объясняется его другое прозвище — «Вдоводел» (англ. Widowmaker). Однако именно эта специфика оказалась весьма полезной как для отработки новых технических решений, так и для тренировок астронавтов. Так, например, на различных модификациях F-104 совершали тренировочные полёты астронавты лунной программы США Apollo, в том числе и Нил Армстронг.

F-104, оборудованные дополнительным ракетным двигателем и маневровыми двигателями, работающими на перекиси водорода (модификация JF-104), применялись для отработки технических решений по газодинамическим (реактивным) системам управления (англ. reaction control systems) космическими аппаратами: во время этой программы JF-104 набирали высоту примерно 24000 м, где из-за низкой плотности атмосферы при относительно малых скоростях аэродинамические средства управления становятся неэффективными, и использовали маневровые двигатели для отработки ориентации самолёта. Эти данные затем были использованы в программах NASA Х-15 и работах по Х-20 DynaSoar — «предку» Space Shuttle. В течение всего периода использования F-104 NASA осуществляли полёты сопровождения и наблюдения в полётах большинства экспериментальных аппаратов Х-серии.

Другая модификация, NF-104, представляющая собой F-104, оборудованный ракетным двигателем AR2-3, эксплуатировались в программе ВВС США Aero Space Trainer (AST) как для подготовки пилотов в условиях верхней атмосферы (высоты свыше 30 км) и невесомости, так и для испытаний высотных костюмов и скафандров при декомпрессии.

В рамках программы Спейс Шаттл F-104 применялись NASA для испытаний материалов теплозащитного покрытия шаттла на механическую устойчивость к дождю при высоких скоростях.

-Экипаж: 1 чел
-Макс. скорость: 2556 км/ч
-Боевой радиус: 1368 км
-Дальность полёта: 2414 км
-Практический потолок: 17700 м
-Скороподъёмность: 16459 м/мин

-Размеры:

-Длина: 16,698 м
-Размах крыла: 6,68 м
-Площадь крыла: 18,22 кв.м.

-Масса:

-Пустой: 5790 кг
-Снаряжённый: 10165 кг
-Макс. взлётная: 12634 кг

-Силовая установка:

-Двигатели: 1 ТРДФ General Electric J79-GE-7
-Тяга (мощность): 1 х 4536 кгс

-Вооружение:

-Стрелково-пушечное вооружение: 1 х 20мм, М61А-1 Vulcan
-Боезапас: 750
-Кол-во точек подвески: 5
-Масса подвесных элементов: 907 кг
-Подвесные вооружения: 2 УР AIM-9; на концах крыльев можно подвешивать обычные и ядерную бомбы; УР класса воздух-воздух AIM-9 Сайдуиндер и воздух-поверхность AGM-12B Булпап; НАР, управляемые бомбы, бомбовые кассеты, мины, баки с напалмом

Уронить «сырой» истребитель. Почему случилось крушение F-35 в Тихом океане

Истребитель F-35A военно-воздушных сил самообороны Японии потерпел крушение в Тихом океане. О главных технических проблемах самолета, Baltnews.lt узнал у военного эксперта.

Крушение

Министр обороны Японии Такэси Ивая сообщил о том, что во время учений по отработке воздушного боя разбился истребитель F-35A военно-воздушных сил самообороны, пишет РИА Новости.

Глава оборонного ведомства Японии подтвердил появившуюся ранее в СМИ информацию, что в Тихом океане в районе префектуры Аомори обнаружили обломки истребителя, и признал, что «он потерпел крушение».Перепыхтел авианосец. Как военная техника США дает сбой

По словам Такэси Ивая, четыре истребителя с базы Мисава участвовали в учениях по отработке воздушного боя. Во время маневра от первого самолета поступило сообщение о завершении учений, после чего он перестал выходить на связь и пропал с радаров. Министр обороны Японии подчеркнул, что сейчас все силы направлены на поиски 40-летнего пилота, потерпевшего крушение истребителя. «Мы сделаем все для спасения его жизни», – подчеркнул он.

Мнение

Baltnews.lt поговорил с главным редактором журнала «Арсенал Отечества», членом экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии России Виктором Мураховским о проблемах истребителя F-35, которые влекут за собой крушение самолета.

«Я хочу выразить сочувствие в связи со случившимся, все-таки это трагический случай. Однако это не первое крушение F-35. На мой взгляд, да и по мнению многих экспертов, самолет достаточно сырой, не полностью отработанный, но при этом был принят на вооружение ВВС США и плюс ко всему активно продается в другие страны. Это просто опасно», – сказал эксперт.

Мураховский заявил, что США выпускали и раньше серию самолетов, которые также терпели крушение из-за значительного числа недоработок:

«Это не первый случай, когда США создают такой недоработанный истребитель. У них был еще такой самолет – F-104 Starfighter, который поставил в период эксплуатации рекорд по количеству авиационных катастроф».»Смешал с грязью»: почему в Пентагоне «наехали» на создателей истребителя F-35

«F-35 – это некая попытка совместить несовместимое в одной конструкции – это и технология невидимости, и маршевый сверхзвуковой двигатель, и вертикальный взлет, и ударные возможности, и борьба в воздухе за господство. Но на одной платформе практически невозможно все реализовать эффективно – на выходе получается все достаточно средненько, плюс некоторые системы остаются недоработаны до конца. Данные самолеты плохо обеспечивают безопасность даже в мирное время, как мы видим», – рассказал военный эксперт.

Он отметил, что при этом Вашингтон активно поставляет истребители F-35 своим партнерам по Североатлантическому альянсу и другим союзникам:

«Это решение американцев, их союзников по НАТО. В определенной мере союзники Вашингтона по Североатлантическому альянсу закупают эти самолеты, поскольку это некое общее решение блока. Однако отмечу, что страны с достаточно развитой авиационной промышленностью внутри НАТО – Германия и Франция, прежде всего – решили не закупать самолеты F-35, а создать свой собственный истребитель пятого поколения».

«В рамках НАТО и многие традиционные союзники США в мире, та же Япония, тоже решили закупать американские истребители во многом под давлением Вашингтона. Альтернативы для них нет, поскольку российский истребитель Су-57 закупать возможности нет, так как и Штаты, и Североатлантический альянс даже согласно официальным документам рассматривают Россию как противника», – заключил Мураховский.

Дорого не значит качественно

Напомним, что программа создания Lockheed Martin F-35 Lightning II стала для США самой дорогостоящей в истории производства оружия. Она обошлась в полтора триллиона долларов. Разработчики не только превысили изначально оговоренную сумму на сотни миллиардов долларов, но и ввели истребитель в строй на семь лет позже, чем сначала хотели.Очень важен для русских. Какой российский самолет в США назвали «монстром»

Впоследствии F-35 принесли США много проблем. Так, в конце октября 2018 года Пентагон был вынужден приостановить полеты 20 истребителей из-за проблем с топливной системой. А примерно за месяц до этого полеты F-35 были приостановлены после крушения F-35B в Южной Каролине.

Более того, из-за особенностей конструкции F-35 стали уязвимы для ударов молний. Этот факт привел к тому, что Корпусу морской пехоты США пришлось запрашивать громоотводы для защиты F-35.

Подписывайтесь на Baltnews в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нам в Facebook

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: