Самолет F-104 Lockheed Starfighter ВВС США
Содержание
- 1 Самолет F-104 Lockheed Starfighter ВВС США
- 1.1 Самолет F-104 Lockheed Starfighter ВВС США
- 1.2 Галерея F-104
- 1.3 F-104C
- 1.4 Аварийность
- 1.5 Боевое применение [ править ]
- 1.6 Уронить «сырой» истребитель. Почему случилось крушение F-35 в Тихом океане
- 1.7 Смертоносная летающая рухлядь: чем опасны разрекламированные Штатами F-35
- 1.8 Локхид F-104 «Старфайтер» (англ. Lockheed F-104 Starfighter)
- 1.9 Уронить «сырой» истребитель. Почему случилось крушение F-35 в Тихом океане
Самолет F-104 Lockheed Starfighter ВВС США
Тип | Истребитель-перехватчик |
Максимальная скорость | 2556 км/ч |
Практический потолок | 17,7 км |
Боевой радиус | 1368 км |
- Общие сведения
- Аварийность
- Боевое применение
- ТТХ
Галерея F-104
Lockheed F-104 Starfighter (Локхид F-104 Старфайтер) — американский истребитель, разработанный фирмой Lockheed в 1950-хх годах. Эксплуатировался в составе ВВС более 12 стран. Окончательно снят с вооружения только в 2004 году.
История F-104
Начавшаяся в 1950-хх годах война в Корее стала переломной в истории авиации. Она поставила крест на все еще активно применявшихся в то время поршневых самолетах и ознаменовала эру реактивных скоростных машин. Кроме того, эта война сделала ВВС США очень неприятный сюрприз: считавшиеся в то время отсталыми авиационные технологии СССР создали истребитель МиГ-15, который оказался весьма грозным оружием и настоящей бедой для американских летчиков. Итогом конфликта стало множество выводов одним из которых была необходимость создания новых, куда более совершенных реактивных самолетов.
В то время активно развивались две технологии: реактивные двигатели и ракетное вооружение. Поэтому очевидной и распространенной была концепция максимально быстрого боевого самолета, вооруженного ракетами, который бы вторгался зону действия противника, атаковал и немедленно улетал. Идея ближнего маневренного боя — догфайта, казалась пережитком Второй мировой войны. F-104 Starfighter является полным воплощением этой концепции.
Разработка истребителя базировалась на данных, полученных по программе X-1 — самолета, летавшего на скоростях в 2 Маха. Столь высокие скорости сильно повлияли на конструкцию: вместо стреловидного крыла было применено очень тонкое трапециевидное крыло малой удлиненности, Т-образное хвостовое оперение имело цельно поворотные консоли, а центром машины был большой и мощный двигатель. Требования максимально скорости сделали истребитель больше похожим на ракету, чем на самолет.
Постройка прототипов началась в 1953 году. ВВС делали на истребитель большую ставку и, уже на этом этапе заказали 17 предсерийных YF-104 и 6 серийных F-104A (притом, что самолета тогда, фактически, еще не существовало).
В 1954 году первый прототип совершил испытательный полет. Не смотря на обнаружение множества проблем в марте 1955 года прототип достиг скорости в 1,79 Маха на высоте 15 км. Тогда же на истребителе начались испытания вооружений. На этот раз проблемы оказались более серьезными: во время испытания бортовой пушки, она сорвалась с внутренних креплений и, фактически, расстреляла сам самолет изнутри. F-104 лишился всей носовой секции, а пилот катапультировался.
Спустя почти год завод Lockheed начали покидать предсерийные YF-104. Они были оснащены «родными» двигателями J79 (к выпуску прототипов они не поспели), модифицированными воздухозаборниками и креплениями на законцовках крыла для ПТБ или ракет. В апреле 1955 года истребитель преодолел барьер в 2 Маха став самым быстрым боевым самолетом в мире. Фирма получила контракт на почти 200 истребителей с возможностью расширения еще на 700 машин.
Первые строевые части ВВС США начали вооружаться истребителями F-104 Starfighter с 1958 года.
Конструкция F-104
F-104 Starfighter — цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом. Крыло трапециевидное малого удлинения. Кроме того, ради достижения максимальных скоростей, крыло было очень тонким (10 см в самом толстом месте) и имели настолько острые кромки, что о них можно было, фактически, порезаться (на земле на них надевали специальные чехлы для защиты членов аэродромных команд).
Хвостовое оперение Т-образное с цельноповоротными рулями. Шасси трехстоечное, с поворотной передней опорой.
Силовая установка самолета — один турбореактивный двигатель с форсажной камерой General Electric J79-GE-11A. Воздухозаборники регулируемые (для обеспечения нужной тяги на разных режимах), расположены по бокам фюзеляжа.
Видео группового пилотажа истребителей F-104 Starfighter на авиасалоне в Тампе, Флорида, 2008 год
Модификации
- F-104A — одноместный истребитель-перехватчик, снят с вооружения ВВС США в 1969 году, часть самолетов была передана Пакистану, Тайваню и Иордании.
- F-104C — одноместный истребитель-бомбардировщик.
- F-104G — (Germany) — экспортный многоцелевой всепогодный истребитель. Построено 1322 самолета, включая 139 фирмой Локхид для ФРГ, Греции, Норвегии и Турции, а остальные по лицензии в Канаде
- RF-104G — тактический разведывательный вариант. Построено 194, из них 154 по лицензии в Западной Европе.
- F-104J — всепогодный перехватчик для ВВС Японии.
- F-104S — многоцелевой истребитель для ВВС Италии.
- F-104B, F-104F, F-104DJ, TF-104G — учебно-тренировочные самолеты
- F-104АSА — модернизирвоанная версия, разработанная в Италии на базе F-104S.
- СF-104 — F-104G построенный по лицензии канадской фирмой Canadair.
- CF-104D — двухместный вариант СF-104 (канадское обозначение СF-113).
Эксплуатация F-104
В общей сложности было выпущено 2578 истребителей F-104 разных модификаций, поставляемых в множество стран и выпускавшихся как в США, так и за рубежом.
Боевое применение истребителей началось в 1962 году с разведывательных полетов над Кубой во время Карибского кризиса. С тех пор, Старфайтеры применялись в большинстве военных конфликтов с участием стран НАТО. Так же, эти машины участвовали в локальных боях ВВС Тайваня и Китая, Пакистана и Индии. В большинстве случаев, эти истребители вступали в бои с аналогичными советскими моделями того времени (главным конкурентом, конечно, был МиГ-21).
Однако, F-104 стал знаменит не благодаря своим воздушным победам, а благодаря высокой аварийности. В парках некоторых стран (в первую очередь, Германии и Канады) потери этих самолетов в авариях достигали трети от общего количества. В общей сложности было потеряно более 600 самолетов, во время одной из подобных аварий F-104 не просто разбился но и привел к катастрофе прототипа XB-70 Valkyrie. Из-за такой аварийности самолет часто именовался пилотами «Вдоводелом» и «Летающим гробом».
F-104C
Когда американское командование тактической авиации отказалось от F-104а, Джонсон принялся за совершенствование своей машины с учетом всех критических замечаний, стараясь максимально удовлетворить требования военных.
Недостаточную дальность полета компенсировали установкой неподвижной штанги для дозаправки самолета в воздухе. Номенклатуру и общий вес подвесного вооружения увеличили за счет установки двух новых пилонов под крыло, на которые подвешивались не только топливные баки, но и обычные для тактических истребителей бомбы и контейнеры с НУР Были также сохранены: встроенная пушка, пусковые устройства для ракет AIM-9 на концах крыла и способность нести ядерную бомбу на центральном подфюзеляжном пилоне.
На самолете установили новую модификацию системы управления оружием AN/ASG-14T-2, которая несколько расширяла боевые возможности тактического истребителя, позволяя выполнять боевые задачи как днем, так и ночью.
Конструкцию новой модификации немного облегчили, а мощность силовой установки увеличили за счет нового двигателя J79-GE-7 (максимальная тяга 4540 кг, тяга на форсаже 7173,2 кг).
Контракт с фирмой Lockheed на приобретение первых 56 истребителей F-104C заключили весной 1958 года, а в декабре его увеличили еще на 21 машину. Заказывая F-104C, ВВС получали легкий универсальный тактический самолет, занимающий промежуточное положение между F-100C и F-105. Он мог выполнять перехват на больших высотах и скоростях, вести воздушный бой на малых дистанциях и наносить удары по наземным целям. Велись переговоры о постройке дополнительной серии из 363 истребителей, но эти планы так и не были реализованы.
Опытный F-104C, носивший обозначение YF-104C, поднялся в воздух 24 июля 1958 года. После успешного окончания испытаний серийные F-104C начали передаваться в части TAC по 7-8 машин в месяц.
Мощная силовая установка F-104C позволила ему установить очередной мировой рекорд высоты полета, вернув ВВС пальму первенства в их вечном соревновании с морской авиацией. 14 декабря 1959 года самолет, пилотируемый капитаном Джорданом, поднялся на рекордные 31515 м, превысив на 1475 м достижение палубного истребителя F4H фирмы McDonnell.
В октябре 1961 года, с «подачи» командования ВВС, которое хотело расширить возможности F-104C по завоеванию превосходства в воздухе, фирма Lockheed начала программу модернизации самолета под кодовым названием Project Grindstone. В ходе этой работы было разработано двухбалочное пусковое устройство, позволявшее нести две ракеты AIM-9 на центральном подфюзеляжном узле подвески. Однако это пусковое устройство не пользовалось популярностью в частях. Оно создавало большое лобовое сопротивление, а стекла на головках самонаведения ракет постоянно покрывались пылью или разбивались мелкими камнями, вылетавшими из-под носового колеса во время разбега и руления.
В ходе эксплуатации F-104C в частях ВВС летный и технический состав столкнулся с большим количеством дефектов в двигателе J79-GE-7. За пять лет произошло сорок отказов силовой установки, что привело к 24 катастрофам, в результате которых погибло 9 летчиков. Это заставило фирму Дженерал Электрик провести комплекс работ по устранению дефектов двигателя J79-GE-7, известный под названием Project Seven Up. Реализация проекта началась в мае 1963 года и продолжалась до июня 1964-го. За это время фирма внесла множество изменений в работу систем топливной автоматики и управления створками сопла, благодаря чему надежность двигателя повысилась и серьезных отказов больше не наблюдалось.
Первая возможность повоевать у самолетов F-104C появилась во время Кубинского кризиса в октябре 1962 года. «Старфайтеры» из 479 TFW развернули на базе Кэй Уэст во Флориде. В случае высадки американских войск на остров, экипажам F-104C ставилась задача нанесения ударов по потенциальным целям на Кубе, с использованием как обычного, так и ядерного оружия. К счастью, кризис был разрешен мирным путем и самолеты вернулись к месту своей постоянной дислокации.
Аварийность
F-104 получил печальную известность благодаря высокому уровню аварийности и даже получил печальное прозвище «Widowmaker» («Вдоводел») и «Flying Coffin» («летающий гроб») из-за большого количества катастроф [3] . Самую плохую репутацию «Старфайтер» приобрёл в ВВС ФРГ: всего на вооружение западногерманских военно-воздушных сил поступило 916 самолётов (треть всех построенных), из которых 292 (то есть
30 %) были потеряны в лётных происшествиях; погибло 116 пилотов [4] [5] [6] . В худший период показатель аварийности составлял 139 лётных происшествий на 100 000 часов [7] . Наибольшее число происшествий пришлось на первые годы эксплуатации, в дальнейшем принятые руководством ВВС меры привели к снижению их числа в конце 1960-х годов, но и в 1970-е ежегодно разбивалось около десятка самолётов. Тема катастроф «Старфайтеров» имела большой резонанс в немецких средствах массовой информации и вышла на политический уровень (ходила даже шутка о том, как заполучить «Старфайтер»: достаточно купить ферму и ждать, когда он на неё упадёт [4] ).
На самом деле уровень аварийности немецких машин, хотя и очень высокий, не был каким-то исключительным. Следует отметить, что ВВС ФРГ потеряли в лётных происшествиях 36 % своих F-84F «Тандерстрик» [7] , однако этот факт остался сравнительно малоизвестным. Кроме того, итоговая статистика аварийности F-104 за всё время службы в ВВС ФРГ оказалась не такой уж плохой — один потерянный самолёт на 6630 часов налёта [8] . Для сравнения можно указать, что у советского аналога F-104, истребителя МиГ-21, аварийность на раннем этапе эксплуатации в ВВС СССР была выше (одна потеря на 4650 часов налёта в 1965 году [9] ).
Абсолютная цифра разбившихся самолётов была действительно рекордной, но по уровню относительной аварийности первое место занимали ВВС Канады, лишившиеся примерно 46 % своего парка F-104 (впрочем, следует учитывать, что канадские «Старфайтеры» налетали в два-три раза больше часов, чем немецкие) [10] . Примечательно, что ВВС Испании, эксплуатировавшие около 20 F-104 в течение семи лет с налётом около 17 000 часов, совершая полёты в прекрасных погодных условиях, не потеряли ни единой машины (не считая потерянного в 1965 году в США самолёта, использовавшегося в качестве учебного для обучения испанских лётчиков) [11] [12] . ВВС Норвегии за два десятилетия эксплуатации «Старфайтеров» потеряли всего 13,6 % от общего числа полученных машин [13] . [14]
В катастрофах «Старфайтеров» погибли: в июле 1958 года — ас Корейской войны Айвен Кинчелоу (Iven Carl Kincheloe, Jr.), в декабре 1967 года — первый чернокожий астронавт Роберт Лоуренс (Robert Henry Lawrence, Jr.). Жертвой «Старфайтера» едва не стал известный лётчик-испытатель Чак Йегер. В столкновении с F-104 был потерян один из двух экспериментальных «трёхмаховых» бомбардировщиков XB-70 «Валькирия».
Общий налёт эксплуатируемых ВВС США F-104 составил около 582 тыс. часов, при этом было потеряно в авариях 148 самолётов [15] .
Статистика аварийности F-104 в ВВС США | |||
---|---|---|---|
Фин. год | Налёт, ч. | Количество аварий | Средний налёт на аварию, ч. |
1957 | 213 | 5 | 43 |
1958 | 4291 | 4 | 1073 |
1959 | 23434 | 11 | 2130 |
1960 | 42238 | 19 | 2223 |
1961 | 34505 | 15 | 2300 |
1962 | 32448 | 12 | 2704 |
1963 | 30325 | 9 | 3369 |
1964 | 36951 | 13 | 2842 |
1965 | 51051 | 4 | 12763 |
1966 | 53304 | 11 | 4846 |
1967 | 56588 | 14 | 4042 |
1968 | 36126 | 5 | 7225 |
1969 | 33325 | 11 | 3030 |
1970 | 30717 | 5 | 6143 |
1971 | 25620 | 1 | 25620 |
1972 | 24966 | 2 | 12483 |
1973 | 22403 | 3 | 7468 |
1974 | 22704 | 2 | 11352 |
1975 | 18278 | 2 | 9139 |
1976 | 2438 | — |
Боевое применение [ править ]
В боевых действиях F-104 принимал ограниченное участие.
- В 1962 году американские F-104 совершали провокационные полеты над Кубой во время Карибского кризиса. [15]
- Вьетнамская война. Истребители ВВС США дважды направлялись в Южный Вьетнам, где использовались для прикрытия самолётов дальнего радиолокационного обнаружения EC-121, непосредственной поддержки войск и разведки (в том числе над Лаосом). Боёв с северовьетнамскими истребителями не было, но один самолёт, непреднамеренно оказавшийся в воздушном пространстве Китая, был сбит 20 сентября 1966 в поединке с китайским МиГ-19, пилот погиб. Поиски обломков также закончились трагедией: вылетевшая пара других «Старфайтеров» сталкивается в воздухе между собой и разбивается. Неделю спустя огнём с земли был сбит ещё один F-104C, пилот погиб. После этого оставшиеся самолёты отозвали обратно на авиабазу Джордж в США. Всего за войну было потеряно 14 «Старфайтеров». Слабый боевой потенциал «Старфайтеров» во Вьетнаме сказался очень быстро. По образному выражению американцев «этой машине недоставало всего, за исключением скорости. «. [16][17][18]
- 9 ноября 1972 года иорданские F-104 сбили штурмовик Hunter, перешедшего на сторону повстанцев пилота Мохаммеда Аль Хатиба. Также в ходе ноябрьских столкновений «Старфайтеры» подбили один вертолет и сбили другой «Старфайтер». [19][20]
- F-104 ВВС Турции принимали участие в вооружённом конфликте на Кипре в 1974. Один самолет был потерян. Известная атака с их участием произошла 21 июля, когда около 50 турецких самолетов по ошибке разбомбили свой конвой из нескольких эсминцев и боевых катеров. В результате которой один турецкий эсминец затонул(погибло 80 турецких моряков) и два получили тяжелые повреждения. Также турецкие F-104 применялись против курдских повстанцев. [21][22]
- F-104 ВВС Тайваня во время тренировочных полётов несколько раз встречались с китайскими истребителями. 13 января 1967 года тайваньский разведчик RF-104 под прикрытием четырёх F-104G был перехвачен четырьмя МиГ-19 возле границы материкового Китая. В результате чего по одним данным два китайских МиГ-19 были сбиты, а по другим данным «Старфайтеры» — не сбили ничего, при этом потерян один F-104G, который записан как пропавший без вести(самолёт был сбит китайским МиГ-19, лётчик Ян Цинь-Цун погиб, расход снарядов на сбитие — 48шт.). [23][24]
- Индо-Пакистанская война 1971 года. 10 декабря пакистанский F-104 одержал воздушную победу, сбив индийский самолет Breguet Alizé. [25] В 14 часов 12 декабря 1971 года находившиеся на боевом дежурстве на авиабазе в Джамнагаре два МиГ-21ФЛ, были подняты в воздух: два пакистанских истребителя F-104 «Старфайтер» пересекли береговую линию на малой высоте. Пакистанцы атаковали стоящие самолёты на аэродроме. Один из МиГов сел на хвост «Старфайтеру». Индийский пилот с расстояния 900 метров дал длинный залп из спаренной пушки. «Старфайтер» загорелся и рухнул в море, пилот едва успел катапультироваться. 17 декабря диспетчер предупредил патрулирующие МиГи, что низколетящий самолёт на большой скорости приближается к аэродрому. «Старфайтер» по непонятным причинам не стал атаковать аэродром и индиец сел ему на хвост. Индиец выпустил две ракеты К-13А, вторая ракета поразила цель, но пакистанец смог продолжить полёт. Тогда индиец дополнил ракетную атаку залпом из пушек. После этого он стал возвращаться на аэродром, а повреждённый F-104 взорвался среди песчаных холмов. По индийским данным, позже в этот день индийские МиГ-21 сбили ещё два «Старфайтера» уже над пакистанской территорией, а индийский пилот Шах смог подбить один F-104. По данным пакистанцев, 17 декабря был потерян только один «Старфайтер» (а не три, как заявлено индийцами). [26][27]
- 12 января 1981 года бойцы народной армии Пуэрто-Рико взорвали на авиабазе Муниз большое количество американских самолётов, включая один F-104. [28]
- Война НАТО против Югославии (1999). В бою с парой натовских F-104 был потерян один МиГ-21 ВВС Югославии [29] .
Уронить «сырой» истребитель. Почему случилось крушение F-35 в Тихом океане
Истребитель F-35A военно-воздушных сил самообороны Японии потерпел крушение в Тихом океане. О главных технических проблемах самолета, Baltnews.lt узнал у военного эксперта.
Крушение
Министр обороны Японии Такэси Ивая сообщил о том, что во время учений по отработке воздушного боя разбился истребитель F-35A военно-воздушных сил самообороны, пишет РИА Новости.
Глава оборонного ведомства Японии подтвердил появившуюся ранее в СМИ информацию, что в Тихом океане в районе префектуры Аомори обнаружили обломки истребителя, и признал, что «он потерпел крушение».Перепыхтел авианосец. Как военная техника США дает сбой
По словам Такэси Ивая, четыре истребителя с базы Мисава участвовали в учениях по отработке воздушного боя. Во время маневра от первого самолета поступило сообщение о завершении учений, после чего он перестал выходить на связь и пропал с радаров. Министр обороны Японии подчеркнул, что сейчас все силы направлены на поиски 40-летнего пилота, потерпевшего крушение истребителя. «Мы сделаем все для спасения его жизни», – подчеркнул он.
Мнение
Baltnews.lt поговорил с главным редактором журнала «Арсенал Отечества», членом экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии России Виктором Мураховским о проблемах истребителя F-35, которые влекут за собой крушение самолета.
«Я хочу выразить сочувствие в связи со случившимся, все-таки это трагический случай. Однако это не первое крушение F-35. На мой взгляд, да и по мнению многих экспертов, самолет достаточно сырой, не полностью отработанный, но при этом был принят на вооружение ВВС США и плюс ко всему активно продается в другие страны. Это просто опасно», – сказал эксперт.
Мураховский заявил, что США выпускали и раньше серию самолетов, которые также терпели крушение из-за значительного числа недоработок:
«Это не первый случай, когда США создают такой недоработанный истребитель. У них был еще такой самолет – F-104 Starfighter, который поставил в период эксплуатации рекорд по количеству авиационных катастроф».»Смешал с грязью»: почему в Пентагоне «наехали» на создателей истребителя F-35
«F-35 – это некая попытка совместить несовместимое в одной конструкции – это и технология невидимости, и маршевый сверхзвуковой двигатель, и вертикальный взлет, и ударные возможности, и борьба в воздухе за господство. Но на одной платформе практически невозможно все реализовать эффективно – на выходе получается все достаточно средненько, плюс некоторые системы остаются недоработаны до конца. Данные самолеты плохо обеспечивают безопасность даже в мирное время, как мы видим», – рассказал военный эксперт.
Он отметил, что при этом Вашингтон активно поставляет истребители F-35 своим партнерам по Североатлантическому альянсу и другим союзникам:
«Это решение американцев, их союзников по НАТО. В определенной мере союзники Вашингтона по Североатлантическому альянсу закупают эти самолеты, поскольку это некое общее решение блока. Однако отмечу, что страны с достаточно развитой авиационной промышленностью внутри НАТО – Германия и Франция, прежде всего – решили не закупать самолеты F-35, а создать свой собственный истребитель пятого поколения».
«В рамках НАТО и многие традиционные союзники США в мире, та же Япония, тоже решили закупать американские истребители во многом под давлением Вашингтона. Альтернативы для них нет, поскольку российский истребитель Су-57 закупать возможности нет, так как и Штаты, и Североатлантический альянс даже согласно официальным документам рассматривают Россию как противника», – заключил Мураховский.
Дорого не значит качественно
Напомним, что программа создания Lockheed Martin F-35 Lightning II стала для США самой дорогостоящей в истории производства оружия. Она обошлась в полтора триллиона долларов. Разработчики не только превысили изначально оговоренную сумму на сотни миллиардов долларов, но и ввели истребитель в строй на семь лет позже, чем сначала хотели.Очень важен для русских. Какой российский самолет в США назвали «монстром»
Впоследствии F-35 принесли США много проблем. Так, в конце октября 2018 года Пентагон был вынужден приостановить полеты 20 истребителей из-за проблем с топливной системой. А примерно за месяц до этого полеты F-35 были приостановлены после крушения F-35B в Южной Каролине.
Более того, из-за особенностей конструкции F-35 стали уязвимы для ударов молний. Этот факт привел к тому, что Корпусу морской пехоты США пришлось запрашивать громоотводы для защиты F-35.
Подписывайтесь на Baltnews в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нам в Facebook
Смертоносная летающая рухлядь: чем опасны разрекламированные Штатами F-35
Экспортируемые США истребители F-35 крайне опасно эксплуатировать, что подтвердил нынешний кровавый инцидент с одним из них у берегов Японии – военный эксперт рассказал Baltnews о главных проблемах самолета.
Крушение
Министр обороны Японии Такэси Ивая сообщил о том, что во время учений по отработке воздушного боя разбился истребитель F-35A военно-воздушных сил самообороны, пишет РИА Новости.
Глава оборонного ведомства Японии подтвердил появившуюся ранее в СМИ информацию, что в Тихом океане в районе префектуры Аомори обнаружили обломки истребителя, и признал, что «он потерпел крушение».
По словам Такэси Ивая, четыре истребителя с базы Мисава участвовали в учениях по отработке воздушного боя. Во время маневра от первого самолета поступило сообщение о завершении учений, после чего он перестал выходить на связь и пропал с радаров. Министр обороны Японии подчеркнул, что сейчас все силы направлены на поиски 40-летнего пилота, потерпевшего крушение истребителя. «Мы сделаем все для спасения его жизни», – подчеркнул он.Как Турция отказалась идти на поводу у США
Мнение
Baltnews поговорил с главным редактором журнала «Арсенал Отечества», членом экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии России Виктором Мураховским о проблемах истребителя F-35, которые влекут за собой крушение самолета.
«Я хочу выразить сочувствие в связи со случившимся, все-таки это трагический случай. Однако это не первое крушение F-35. На мой взгляд, да и по мнению многих экспертов, самолет достаточно сырой, не полностью отработанный, но при этом был принят на вооружение ВВС США и плюс ко всему активно продается в другие страны. Это просто опасно», – сказал эксперт.
Мураховский заявил, что США выпускали и раньше серию самолетов, которые также терпели крушение из-за значительного числа недоработок:
«Это не первый случай, когда США создают такой недоработанный истребитель. У них был еще такой самолет – F-104 Starfighter, который поставил в период эксплуатации рекорд по количеству авиационных катастроф».
«F-35 – это некая попытка совместить несовместимое в одной конструкции – это и технология невидимости, и маршевый сверхзвуковой двигатель, и вертикальный взлет, и ударные возможности, и борьба в воздухе за господство. Но на одной платформе практически невозможно все реализовать эффективно – на выходе получается все достаточно средненько, плюс некоторые системы остаются недоработаны до конца. Данные самолеты плохо обеспечивают безопасность даже в мирное время, как мы видим», – рассказал военный эксперт.
Он отметил, что при этом Вашингтон активно поставляет истребители F-35 своим партнерам по Североатлантическому альянсу и другим союзникам:
«Это решение американцев, их союзников по НАТО. В определенной мере союзники Вашингтона по Североатлантическому альянсу закупают эти самолеты, поскольку это некое общее решение блока. Однако отмечу, что страны с достаточно развитой авиационной промышленностью внутри НАТО – Германия и Франция, прежде всего – решили не закупать самолеты F-35, а создать свой собственный истребитель пятого поколения».
«В рамках НАТО и многие традиционные союзники США в мире, та же Япония, тоже решили закупать американские истребители во многом под давлением Вашингтона. Альтернативы для них нет, поскольку российский истребитель Су-57 закупать возможности нет, так как и Штаты, и Североатлантический альянс даже согласно официальным документам рассматривают Россию как противника», – заключил Мураховский.
Дорого не значит качественноКровавые деньги: зачем американцы повышают траты на оборону
Напомним, что программа создания Lockheed Martin F-35 Lightning II стала для США самой дорогостоящей в истории производства оружия. Она обошлась в полтора триллиона долларов. Разработчики не только превысили изначально оговоренную сумму на сотни миллиардов долларов, но и ввели истребитель в строй на семь лет позже, чем сначала хотели.
Впоследствии F-35 принесли США много проблем. Так, в конце октября 2018 года Пентагон был вынужден приостановить полеты 20 истребителей из-за проблем с топливной системой. А примерно за месяц до этого полеты F-35 были приостановлены после крушения F-35B в Южной Каролине.
Более того, из-за особенностей конструкции F-35 стали уязвимы для ударов молний. Этот факт привел к тому, что Корпусу морской пехоты США пришлось запрашивать громоотводы для защиты F-35.
Подписывайтесь на Baltnews в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нам в Facebook
Локхид F-104 «Старфайтер» (англ. Lockheed F-104 Starfighter)
Одно- или двухместный истребитель, истребитель-перехватчик, истребитель-бомбардировщик.
История разработки и использования
F-104 был создан компанией Локхид с учётом опыта войны в Корее. Высокие лётные характеристики были положены во главу угла во время конструирования этого самолёта, который впоследствии часто называли «ракетой с человеком внутри». Работа по проектированию самолёта начались в 1951 году. Контракт на производство первых двух прототипов был заключён в 1953.
Первый полет самолет совершил 7 февраля 1954, а поступать на вооружение в ВВС США F-104A начал в 1958 году. Начальная модель оказалась не совсем всепогодной и поэтому широкого распространения не получила (только 2 эскадрильи были полностью укомплектованы F-104A). Эта модель так же поставлялись в ВВС ФРГ, Тайваня и Пакистана.
Общие сведения
Короткие крылья F-104 стали его главной отличительной чертой, их максимальная толщина составляла всего 10,16 см и они имели такие острые кромки, что во время парковки F-104 на крылья надевали специальные защитные чехлы, чтобы защитить от травм членов аэродромной команды.
F-104 стал первым самолётом, скорость которого вдвое превышала скорость звука , а также первым самолётом, который в одно и то же время установил мировые рекорды скорости и высоты полёта. 7 мая 1958 майор Говард Джонсон (Howard C. Johnson) взлетел на этом самолёте на высоту 27830 м, а 16 мая капитан Уолтер Ирвин (Walter W. Irwin) разогнался до скорости 2259,3 км/час. Зимой (14 декабря) 1959 года F-104С побил мировой рекорд высоты в 31534 м (103389 футов) и стал первым в истории самолетом, взлетел выше 100 тыс. футов.
Поднявшийся в небо в октябре 1960 F-104G, был практически полностью переделанной версией, созданной специально для Германских ВВС, и выполнял роль истребителя-бомбардировщика. Считается, что эта модель F-104 была самой удачной.
Этот самолёт эксплуатировался более активно в военно-воздушных силах других стран, чем в самих США — ВВС США использовали только третью часть от общего числа построенных самолётов. Остальные машины состояли на службе в военно-воздушных силах Канады, Германии, Италии, Японии, Бельгии, Дании, Греции, Норвегии, Испании, Тайваня, Иордании, Пакистана и Турции. В США последние F-104 находились в Национальной гвардии и были окончательно сняты с боевого дежурства в 1975 году. В 1997—98 году Итальянские ВВС модернизировали состоявшие у них на вооружении F-104.
Аварийность
F-104 получил весьма печальную известность благодаря довольно высокому уровню аварийности и даже получил печальное прозвище «Widowmaker» («Вдоводел») и «Flying Coffin» («летающий гроб») из-за большого количества катастроф. Самую плохую репутацию «Старфайтер» получил в ВВС ФРГ: всего на службу в западногерманские военно-воздушные силы поступило 916 самолётов (треть всех построенных), из них примерно 292 (то есть 30 %) были потеряны в катастрофах; погибло 116 пилотов.
В самый худший период показатель аварийности составлял 139 лётных происшествий на 100 000 часов. Наибольшее число аварий пришлось на первые годы эксплуатации, в дальнейшем принятые руководством ВВС меры привели к снижению их числа в конце 1960-х годов, но и в 1970-е ежегодно разбивалось около десятка самолётов. Тема катастроф «Старфайтеров» имела большой резонанс в немецких СМИ и даже вышла на политический уровень (ходила даже шутка о том, как заполучить «Старфайтер»: достаточно купить ферму и ждать, когда он на неё рухнет).
На самом деле уровень аварийности немецких машин, хотя и достаточно высокий, не был каким-то исключительным. Здесь нужно отметить, что ВВС ФРГ потеряли в лётных происшествиях 36 % своих F-84F «Тандерстрик», однако этот факт остался сравнительно малоизвестным. Кроме того, итоговая статистика аварийности F-104 за всё время службы в ВВС ФРГ оказалась не такой уж плохой — один потерянный самолёт на 6630 часов налёта. Для сравнения- у советского аналога F-104, истребителя МиГ-21, аварийность на раннем этапе использования в ВВС СССР была выше (одна потеря на 4650 часов налёта в 1965 году).
Абсолютное число разбившихся самолётов было действительно рекордной, но по уровню относительной аварийности первое место всё же занимали ВВС Канады, потерявшие примерно 46 % своего парка F-104 (впрочем, следует учитывать, что канадские «Старфайтеры» налетали в два-три раза больше часов, чем немецкие). Примечательно, что ВВС Испании, эксплуатировавшие около 20 самолётов F-104 в течение семи лет с налётом около 17 000 часов, совершая полеты в прекрасных погодных условиях, не потеряли ни одной машины (не считая потерпевшего катастрофу в 1965 году в США самолета, использовавшегося в качестве учебного для обучения испанских пилотов). ВВС Норвегии за два десятка лет эксплуатации «Старфайтеров» потеряли всего 13,6 % от общего числа предоставленных им машин.
В катастрофах «Старфайтеров» погибли: в июле 1958 — ас Корейской войны Айвен Кинчелоу (Iven Carl Kincheloe, Jr.), зимой (декабрь) 1967 — первый чернокожий астронавт Роберт Лоуренс (Robert Henry Lawrence, Jr.). Жертвой «Старфайтера» чуть-чуть не стал известный лётчик-испытатель Чак Йегер. При столкновении с F-104 потерпел катастрофу один из двух экспериментальных «трёхмаховых» бомбардировщиков XB-70 «Валькирия».
Боевое применение
В боевых действиях F-104 принимал ограниченное участие.
-В 1962 году американские F-104 совершали провокационные полеты над Кубой во время Карибского кризиса.
-Вьетнамская война. Истребители ВВС США дважды отправлялись в Южный Вьетнам, где применялись для прикрытия самолётов дальнего радиолокационного обнаружения EC-121, непосредственной поддержки войск и разведки (в том числе над Лаосом). Боёв с северовьетнамскими истребителями не было, но один самолёт, случайно оказавшийся в воздушном пространстве Китая, был уничтожен 20 сентября 1966 в поединке с китайским МиГ-19, пилот был убит. Поиски обломков также закончились катастрофой: вылетевшая пара других «Старфайтеров» столкнулась в воздухе между собой и разбилась. Неделю спустя огнём ПВО был сбит ещё один F-104C, пилот погиб. После этого оставшиеся самолёты были отозваны обратно на авиабазу Джордж в США. Всего за войну было уничтожено 14 «Старфайтеров». Слабый боевой потенциал «Старфайтеров» во Вьетнаме сказался очень быстро. По выражению американцев «этой машине недоставало всего, за исключением скорости. «.
-9 ноября 1972 года иорданские F-104 сбили штурмовик Hunter, перебежавшего на сторону повстанцев пилота Мохаммеда Аль Хатиба. Также в ходе ноябрьских столкновений «Старфайтеры» повредили один вертолет и сбили другой «Старфайтер».
-F-104 ВВС Турции учавствовали в вооружённом конфликте на Кипре в 1974. Один самолет был сбит. Известный налёт с их участием произошёл 21 июля, когда около 50 турецких самолетов по ошибке разгромили свой конвой из нескольких эсминцев и боевых катеров. В результате которой один турецкий эсминец пошёл ко дну (погибло 80 турецких моряков) и два получили тяжелые повреждения. Также турецкие F-104 использовались против курдских повстанцев.
-F-104 ВВС Тайваня во время тренировочных полётов несколько раз встречались с китайскими истребителями. 13 января 1967 года тайваньский разведчик RF-104 находившийся под прикрытием четырёх F-104G был перехвачен четырьмя МиГ-19 возле границы материкового Китая. В результате чего по одним данным два китайских МиГ-19 были уничтожены, а по другим данным «Старфайтеры» — не сбили ни одного самолёта, при этом был потерян один F-104G, который записан как пропавший без вести(самолёт был сбит китайским МиГ-19, лётчик Ян Цинь-Цун погиб, расход снарядов на сбитие — 48шт.).
-Индо-Пакистанская война 1971 года. 10 декабря пакистанский F-104 одержал победу, сбив индийский самолет Breguet Alizе. В 14 часов 12 декабря 1971 года находившиеся на боевом дежурстве на авиабазе в Джамнагаре два МиГ-21ФЛ, были подняты по тревоге в воздух: два пакистанских истребителя F-104 «Старфайтер» пересекли береговую линию на малой высоте. Пакистанцы атаковали стоящие самолёты на аэродроме. Один из МиГов сумел сесть на хвост «Старфайтеру». Индийский пилот с расстояния примерно 900 метров дал длинный залп из спаренной пушки. «Старфайтер» загорелся и упал в море, пилот едва успел катапультироваться. 17 декабря диспетчер предупредил находящиеся в патруле МиГи, что низколетящий самолёт на большой скорости приближается к аэродрому. «Старфайтер» по непонятным причинам не стал атаковать аэродром и индиец сел ему на хвост. Индиец выпустил две ракеты К-13А, вторая ракета попала в цель, но пакистанец всё же смог продолжить полёт. Тогда индиец дополнил ракетную атаку залпом из пушек. После этого он стал возвращаться на аэродром, а повреждённый F-104 упал и взорвался среди песчаных холмов. По индийским данным, позже в этот же день индийские МиГ-21 сбили ещё два «Старфайтера» уже над пакистанской территорией, а индийский пилот Шах смог повредить один F-104. По предоставленной информации пакистанцев, 17 декабря был потерян только один «Старфайтер» (а не три, как заявлено индийцами).
-12 января 1981 года бойцы народной армии Пуэрто-Рико подорвали на авиабазе Муниз большое количество американских самолётов, среди которых был один F-104.
-Война НАТО против Югославии (1999). В бою с двойкой натовских F-104 был сбит один МиГ-21 ВВС Югославии.
«Летающие лаборатории»
Благодаря своим скоростным и высотным характеристикам, F-104 интенсивно использовались в различных программах NASA. Начиная с августа 1956 г. NASA начало использовать F-104 в исследовательском центре имени Драйдена (Dryden Flight Research Center) на авиабазе Эдвардс ВВС США. В течение последующих 38 лет 11 F-104 выполняли полёты в рамках разнообразных программ NASA, последний полёт состоялся в феврале 1994, суммарно было совершено более 18000 полётов.
F-104 с его «ракетообразной» аэродинамикой, благодаря которой вскоре после принятие на вооружение Starfighter получил неформальное название «пилотируемая ракета» (англ. the missile with a man in it), требовал специфических навыков пилотирования: этой причиной объясняется его другое прозвище — «Вдоводел» (англ. Widowmaker). Однако именно эта специфика оказалась весьма полезной как для отработки новых технических решений, так и для тренировок астронавтов. Так, например, на различных модификациях F-104 совершали тренировочные полёты астронавты лунной программы США Apollo, в том числе и Нил Армстронг.
F-104, оборудованные дополнительным ракетным двигателем и маневровыми двигателями, работающими на перекиси водорода (модификация JF-104), применялись для отработки технических решений по газодинамическим (реактивным) системам управления (англ. reaction control systems) космическими аппаратами: во время этой программы JF-104 набирали высоту примерно 24000 м, где из-за низкой плотности атмосферы при относительно малых скоростях аэродинамические средства управления становятся неэффективными, и использовали маневровые двигатели для отработки ориентации самолёта. Эти данные затем были использованы в программах NASA Х-15 и работах по Х-20 DynaSoar — «предку» Space Shuttle. В течение всего периода использования F-104 NASA осуществляли полёты сопровождения и наблюдения в полётах большинства экспериментальных аппаратов Х-серии.
Другая модификация, NF-104, представляющая собой F-104, оборудованный ракетным двигателем AR2-3, эксплуатировались в программе ВВС США Aero Space Trainer (AST) как для подготовки пилотов в условиях верхней атмосферы (высоты свыше 30 км) и невесомости, так и для испытаний высотных костюмов и скафандров при декомпрессии.
В рамках программы Спейс Шаттл F-104 применялись NASA для испытаний материалов теплозащитного покрытия шаттла на механическую устойчивость к дождю при высоких скоростях.
-Экипаж: 1 чел
-Макс. скорость: 2556 км/ч
-Боевой радиус: 1368 км
-Дальность полёта: 2414 км
-Практический потолок: 17700 м
-Скороподъёмность: 16459 м/мин
-Размеры:
-Длина: 16,698 м
-Размах крыла: 6,68 м
-Площадь крыла: 18,22 кв.м.
-Масса:
-Пустой: 5790 кг
-Снаряжённый: 10165 кг
-Макс. взлётная: 12634 кг
-Силовая установка:
-Двигатели: 1 ТРДФ General Electric J79-GE-7
-Тяга (мощность): 1 х 4536 кгс
-Вооружение:
-Стрелково-пушечное вооружение: 1 х 20мм, М61А-1 Vulcan
-Боезапас: 750
-Кол-во точек подвески: 5
-Масса подвесных элементов: 907 кг
-Подвесные вооружения: 2 УР AIM-9; на концах крыльев можно подвешивать обычные и ядерную бомбы; УР класса воздух-воздух AIM-9 Сайдуиндер и воздух-поверхность AGM-12B Булпап; НАР, управляемые бомбы, бомбовые кассеты, мины, баки с напалмом
Уронить «сырой» истребитель. Почему случилось крушение F-35 в Тихом океане
Истребитель F-35A военно-воздушных сил самообороны Японии потерпел крушение в Тихом океане. О главных технических проблемах самолета, Baltnews.lt узнал у военного эксперта.
Крушение
Министр обороны Японии Такэси Ивая сообщил о том, что во время учений по отработке воздушного боя разбился истребитель F-35A военно-воздушных сил самообороны, пишет РИА Новости.
Глава оборонного ведомства Японии подтвердил появившуюся ранее в СМИ информацию, что в Тихом океане в районе префектуры Аомори обнаружили обломки истребителя, и признал, что «он потерпел крушение».Перепыхтел авианосец. Как военная техника США дает сбой
По словам Такэси Ивая, четыре истребителя с базы Мисава участвовали в учениях по отработке воздушного боя. Во время маневра от первого самолета поступило сообщение о завершении учений, после чего он перестал выходить на связь и пропал с радаров. Министр обороны Японии подчеркнул, что сейчас все силы направлены на поиски 40-летнего пилота, потерпевшего крушение истребителя. «Мы сделаем все для спасения его жизни», – подчеркнул он.
Мнение
Baltnews.lt поговорил с главным редактором журнала «Арсенал Отечества», членом экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии России Виктором Мураховским о проблемах истребителя F-35, которые влекут за собой крушение самолета.
«Я хочу выразить сочувствие в связи со случившимся, все-таки это трагический случай. Однако это не первое крушение F-35. На мой взгляд, да и по мнению многих экспертов, самолет достаточно сырой, не полностью отработанный, но при этом был принят на вооружение ВВС США и плюс ко всему активно продается в другие страны. Это просто опасно», – сказал эксперт.
Мураховский заявил, что США выпускали и раньше серию самолетов, которые также терпели крушение из-за значительного числа недоработок:
«Это не первый случай, когда США создают такой недоработанный истребитель. У них был еще такой самолет – F-104 Starfighter, который поставил в период эксплуатации рекорд по количеству авиационных катастроф».»Смешал с грязью»: почему в Пентагоне «наехали» на создателей истребителя F-35
«F-35 – это некая попытка совместить несовместимое в одной конструкции – это и технология невидимости, и маршевый сверхзвуковой двигатель, и вертикальный взлет, и ударные возможности, и борьба в воздухе за господство. Но на одной платформе практически невозможно все реализовать эффективно – на выходе получается все достаточно средненько, плюс некоторые системы остаются недоработаны до конца. Данные самолеты плохо обеспечивают безопасность даже в мирное время, как мы видим», – рассказал военный эксперт.
Он отметил, что при этом Вашингтон активно поставляет истребители F-35 своим партнерам по Североатлантическому альянсу и другим союзникам:
«Это решение американцев, их союзников по НАТО. В определенной мере союзники Вашингтона по Североатлантическому альянсу закупают эти самолеты, поскольку это некое общее решение блока. Однако отмечу, что страны с достаточно развитой авиационной промышленностью внутри НАТО – Германия и Франция, прежде всего – решили не закупать самолеты F-35, а создать свой собственный истребитель пятого поколения».
«В рамках НАТО и многие традиционные союзники США в мире, та же Япония, тоже решили закупать американские истребители во многом под давлением Вашингтона. Альтернативы для них нет, поскольку российский истребитель Су-57 закупать возможности нет, так как и Штаты, и Североатлантический альянс даже согласно официальным документам рассматривают Россию как противника», – заключил Мураховский.
Дорого не значит качественно
Напомним, что программа создания Lockheed Martin F-35 Lightning II стала для США самой дорогостоящей в истории производства оружия. Она обошлась в полтора триллиона долларов. Разработчики не только превысили изначально оговоренную сумму на сотни миллиардов долларов, но и ввели истребитель в строй на семь лет позже, чем сначала хотели.Очень важен для русских. Какой российский самолет в США назвали «монстром»
Впоследствии F-35 принесли США много проблем. Так, в конце октября 2018 года Пентагон был вынужден приостановить полеты 20 истребителей из-за проблем с топливной системой. А примерно за месяц до этого полеты F-35 были приостановлены после крушения F-35B в Южной Каролине.
Более того, из-за особенностей конструкции F-35 стали уязвимы для ударов молний. Этот факт привел к тому, что Корпусу морской пехоты США пришлось запрашивать громоотводы для защиты F-35.
Подписывайтесь на Baltnews в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нам в Facebook