0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

F-15E Strike Eagle

Варианты

Макдоннелл-Дуглас F-15E «Страйк Игл» (англ. McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle, «Ударный Орёл») — американский двухместный истребитель-бомбардировщик, созданный на базе истребителя F-15. После поглощения фирмы Макдоннелл-Дуглас концерном Боинг, самолёт стал известен как Боинг F-15E.Совершил первый полёт 11 декабря 1986 года. Впервые применён в 1991 году (Война в Персидском заливе). Применялся и в нескольких других вооружённых конфликтах. Помимо штурмовых операций, самолёт также может патрулировать воздушное пространство и обеспечивать прикрытие с воздуха сухопутным войскам.

Стандартное Править

  • 20 мм скорострельная автоматическая авиационная шестиствольная пушка с вращающимся блоком стволов (т.н. схема Гатлинга) M61A1 Vulcan (русск. «Вулкан») фирмы General Electric
  • Ракеты ближнего боя с тепловым наведением AIM-9M Sidewinder
  • Высокоточные ракеты (НАСМ) AIM-9X Sidewinder (ACJA)
  • Лёгкие ракеты (LGWM) Python 4 (ACJA)
  • Тяжёлые ракеты (HVWM) AIM-132 ASRAAM (ACJA)

Особое Править

  • Неуправляемые бомбы (UGB) 1000 фнт (454 кг) Mk.83 (АС6, АСАН)
  • Неуправляемые тяжёлые бомбы (UGBL) 2000 фнт (907 кг) Mk.84 (АС04)
  • Кассетные бомбы (SFFS) CBU-59 APAM (AC04, AC5, ACZ, ACX, ACJA), CBU-87 (AC6, ACI, AC7)
  • Управляемые проникающие бомбы (GPB) 2000 фнт (907 кг) GBU-27 Paveway III (ACZ, ACX, ACJA)
  • Ракеты «воздух-воздух» с полуактивным наведением (SAAM) AIM-7 Sparrow (ACZ, ACX, ACJA)
  • усовершенствованные ракеты «воздух-воздух» средней дальности / ракеты «воздух-воздух» средней дальности на 4(6) цели(-ей) (XMAA, XMA6, 4AAM, 6AAM) AIM-120 AMRAAM (AC04, AC6, ACAH, ACI, AC7)
  • Всеракурсные многоцелевые ракеты (ODMM) (ACJA)
  • ракеты «воздух-земля» на 4 цели (4AGM) AGM-65 Maverick (ACAH, ACI)
  • Тактическая лазерная система (TLS) (AC7)

История самолёта Править

Создание Править

Макдоннелл-Дуглас F-15 «Игл» — первый боевой самолёт четвёртого поколения, поступивший на вооружение ВВС США. Созданный в 1972 году как «охотник за истребителями», на основе опыта воздушных боёв во Вьетнаме, он уже долгое время остаётся основным инструментом завоевания господства в воздухе американских военно-воздушных сил. Последний одноместный F-15C был выкачен из ворот сборочного цеха завода «Фантом Уорк» фирмы Макдоннелл-Дуглас в 1992 году. В том же году прекратилось и производство учебно-боевых «спарок» F-15D: ВВС США вполне «насытились» машинами обоих типов. Однако завод в Сент-Луисе продолжил работу и на его стапелях стали собирать самолёты последней модифиикации «Игла» — двухместных многофункциональных истребителей F-15E — самых мощных боевых машин тактической авиации США 1990-х годов.

В конце 1970-х годов ВВС США встали перед необходимостью поиска замены стареющему истребителю-бомбардировщику Дженерал Дайнемикс F-111 — основному тактическому ударному самолёту военно-воздушных сил. Следует признать, что задача была вовсе не простой: F-111 обладал рядом уникальных свойств, основными из которых были большая дальность полёта (на предельно малой высоте до 1400 км, перегоночная — 4700 км) в сочетании с весьма солидной бомбовой нагрузкой, способность выполнять скоростной маловысотный бросок в режиме автоматического следования рельефу местности, а также мощный информационный комплекс, включающий БРЛС и тепловизионную аппаратуру, обеспечивающий всепогодный и круглосуточный поиск и атаку малоразмерных наземных целей. В то же время самолёты F-15A и F-15C Eagle никогда не оснащались ударным вооружением, а лётчики этих истребителей не отрабатывали боевое применение по наземным целям. «Орёл» изначально являлся «чистым» истребителем воздушного боя и перехватчиком, весь арсенал которого ограничивался ракетами класса «воздух-воздух» «Сайдуиндер» и «Спэрроу».

Читать еще:  Самолет-амфибия Бе-6ТР (СССР)

Фирма Макдоннелл-Дуглас в инициативном порядке, без получения официального контракта от министерства обороны, приступила к оценке эффективности применения истребителя F-15 для действий по наземным целям ещё в 1976 году. Специалисты фирмы объективно оценили ситуацию, сложившуюся в американских ВВС с ударными самолётами, и пришли к выводу, что новейший «Игл», лишь начавший поступать на вооружение, обладает хорошими возможностями для сравнительно лёгкой трансформации его в истребитель-бомбардировщик. Проект, получивший неофициальное название «Страйк Игл» («Ударный Орёл»), был представлен на конкурс, объявленный ВВС США. Целью конкурса являлся выбор типа усовершенствованного (т.е. не полностью нового, а созданного на основе уже существующей конструкции) тактического ударного самолёта ETF (Enhanced Tactical Fighter — «усовершенствованный тактический истребитель»).

Кроме модифицированного F-15 на суд специалистов ВВС были представлены проекты, выполненные на основе самолётов Дженерал Дайнэмикс F-16 и F-111, Фэйрчалд-Рипаблик А-10, Воут A-7, Макдоннелл-Дуглас F-4 и F/A-18, Грумман F-14 и A-6. В качестве возможного претендента также рассматривался европейский истребитель-бомбардировщик Панавиа «Торнадо».

В 1980 году программа ETF была приостановлена. В то время это объясняли, главным образом, финансовыми соображениями. Однако можно предположить, что определённую роль здесь сыграло и начавшееся в те годы увлечение руководства ВВС США технологией «Стэлс», критериям которой все вышеназванные самолёты явно не соответствовали. Однако фирма «Макдоннелл-Дуглас» по собственной инициативе продолжила исследования многофункционального варианта «Игла». В рамках этих работ в 1980 году начались лётные испытания опытного истребителя F-15B AFCD (Advanced Fighter Capability Demonstrator — демонстратор возможного усовершенствованного истребителя). «Страйк Игл» отличался от обычного F-15B использованием конформных топливных баков (КТБ) — несбрасываемых ёмкостей, навешиваемых на боковые поверхности фюзеляжа. Он вплотную примыкали к обшивке самолёта, а щели между планером и баком закрывались специальными эластичными манжетами. Такие баки незначительно, по сравнению с традиционными ПТБ, ухудшали аэродинамику самолёта, позволяя выполнять полёт со скоростью соответствующей М=1,8, но при этом почти удваивали запас топлива. На поверхности конформных баков могли размещаться узлы подвески ракетного и бомбового вооружения. Кроме того, на «Страйк Игле» предполагалось отработать усовершенствованное бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), оптимизированное для действий по наземным целям. «Изюминкой» нового самолёта должна была стать БРЛС с расширенными режимами работы, а также тепловизионное оборудование нового поколения, дающее экипажу возможность уверенно пилотировать истребитель на предельно малой высоте в любых погодных условиях, днём и ночью, находить и опознавать малоразмерные наземные цели и применять по ним оружие различных классов (в том числе высокоточные ракеты и бомбы с тепловизионным наведением, а также бомбы с лазерной подсветкой). Конечной целью программы являлось создание многофункционального истребителя, способного с одинаковым успехом бороться как с наземными, так и с воздушными целями.

В начале 1982 года, после прихода к власти администрации Рональда Рейгана, резко увеличившей военные расходы, военно-воздушные силы США решили возобновить программу создания самолёта для замены тактического бомбардировщика F-111 (одновременно была «реанимирована» программа стратегического бомбардировщика Рокуэлл B-1, а также активизированы работы по самолётам «Стэлс»).

С ноября 1982 года по апрель 1983 года ВВС были проведены сравнительные лётные испытания четырёх истребителей F-15 (включая и F-15 AFCD), а также двух опытных самолётов Дженерал Дайнэмикс F-16XL. Последний представлял собой модернизированный в рамках программы SCAMP (Supersonic Cruise Aircraft Modification Program) самолёт F-16A. F-16XL был выполнен по аэродинамической схеме «бесхвостка» и имел новое крыло увеличенной площади и малого удлинения. Внутренний запас топлива был увеличен на 80%, на многочисленных подкрыльевых и подфюзеляжных узлах внешней подвески могло размещаться до 22 бомб калибром 227 кг.

Читать еще:  Самолет-заправщик KC-130B «Hercules» (США)

В ходе испытаний истребители F-15 выполнили 216 полётов, самолёты F-16XL — 387 полётов. По их результатам 24 февраля 1984 года ВВС объявили о выборе в качестве основы для создания многофункционального истребителя F-15E. Победа фирмы «Макдоннел-Дуглас» была обусловлена тем фактом, что ранее в рамках программы «Страйк Игл» уже было отработано оборудование, обеспечивающее возможность маловысотного полёта и нанесения бомбовых ударов ночью. На трансформацию F-15AFCD в полноценный боевой самолёт, по оценкам ВВС США, требовалось всего 275 млн.долл, тогда как аналогичные затраты на доводку F-16XL должны были составить 473 млн.долл.

Производство Править

Первый из трёх предсерийных самолётов F-15E поднялся в воздух 11 декабря 1986 года, а первый серийный самолёт был поставлен заказчику уже 29 декабря 1988 года. ВВС США вначале планировали приобрести 392 самолёта (с темпом поставок пять-шесть машин в месяц), но впоследствии сократили заказ до 200 самолётов с окончанием финансирования производства в 1991 году. Очевидно, сыграли свою роль бюджетные ограничения, несоответствие нового самолёта требованиям малой заметности, которые в то время являлись ключевыми для новых боевых самолётов ВВС США (следует помнить, что в то время велись работы по созданию перспективного малозаметного тактического бомбардировщика A-12, предназначенного как для ВМС, так и для ВВС США).

Первый серийный самолёт был поставлен ВВС 12 апреля 1988 года, а первая строевая часть (4-е авиакрыло на авиабазе «Джонсон», Северная Каролина) начала получать истребители F-15E 29 декабря 1988 года. Первый опыт эксплуатации новых самолётов показал, что рабочая нагрузка на экипаж при полётах на предельно малой высоте и в сложных погодных условиях оказалась довольно высокой, в связи с чем потребовалось наличие для F-15E наиболее подготовленных лётчиков и операторов. Доставили неприятности и цветные индикаторы на ЭЛТ, изображение на которых засвечивалось при попадании в кабину прямых солнечных лучей.

В дальнейшем выпуск ударных «Иглов» всё же пришлось продолжить: ВВС США были заинтересованы в поддержании сборочной линии самолётов F-15 на заводе в Сент-Луисе в рабочем состоянии. Для восполнения боевых потерь в ходе операции «Буря в пустыне», а также для компенсации передачи Саудовской Аравии в 1990 году 24 истребителей F-15C/D, в 1991 и 1992 финансовых годах ВВС заказали дополнительно ещё девять самолётов F-15E. В 1996 финансовом году последовал заказ шести истребителей этого типа с началом поставок ВВС США в ноябре 1998 года. В 1997 и 1998 финансовых годах также было заказано по шесть F-15E, поставки которых начались в 1999 году. Всего к 2003 году для ВВС США было изготовлено 246 самолётов и на этом производство самолётов для ВВС США завершилось. После этого самолёты поставляются только на экспорт.

По совокупности боевых свойств F-15E какое-то время являлся уникальным самолётом, не имеющим аналогов в США и за рубежом. Лишь в 1990-х в России были созданы многофункциональные самолёты Су-30МК и Су-35, способные составить ему конкуренцию.

Как бы то ни было, F-15E стал первым серийным многофункциональным истребителем, опередившим своих соперников почти на десятилетие. Это позволило ему завоевать достаточно прочное положение на мировом авиационном рынке. Однако в отличии от F-16, закупаемого ВВС различных, в том числе и сравнительно небольших (и не очень богатых) стран, приобретение многофункционального «Игла» смогли позволить себе лишь наиболее состоятельные «клиенты». В середине 1990-х годов экспортная стоимость одного F-15E оценивалась в 45 млн долл.

Читать еще:  Разведывательный БПЛА «Орион-Э» (Россия)

Экспорт Править

Первой зарубежной страной, обратившей внимание на новую модификацию «Игла», стал Израиль. По рекомендации генерального штаба, правительство Израиля в ноябре 1993 года приняло решение о закупке 21 истребителя F-15E, позднее всего было закуплено 25 машин. Макдоннелл-Дуглас было отдано предпочтение перед альтернативным проектом ударного самолёта F-16ES с увеличенной дальностью, также рассматривавшимся ГШ Израиля (впрочем в дальнейшем Израиль вновь обратился к массовым закупкам F-16C/D).

Израильский вариант F-15E, получивший обозначение F-15I (Israel), в целом мало отличается от американского прототипа. В Израиле эти самолёты получили название «Раам» (Ra’am — «Гром»). На самолётах тоже имеются конформные топливные баки, усовершенствованная БРЛС AN/APG-70 и навигационно-прицельная система LANTIRN. БРЭО также включает широкоугольный ИЛС фирмы «Кайзер» и ИНС на лазерных гироскопах. Однако вместо американского комплекса РЭБ установлена аппаратура РЭБ израильской разработки. Израильские «Страйк Иглы» также отличаются возможностью применения израильских УР «воздух-земля» «Поп Ай». F-15I поступили на вооружение 69-й эскадрильи, дислоцирующейся на авиабазе «Хацерим».

Следом за израильтянами подтянулась и богатая Саудовская Аравия. Поначалу она собиралась приобрести самолёты F-15F — одноместную версию F-15E (одноместный экспортный вариант истребителя F-15Е был предложен фирмой «Макдоннелл-Дуглас» в начале 1990-х годов, но эта программа не имела поддержки со стороны ВВС). Однако в конечном итоге выбор сделали в пользу «арабизированного» F-15S (Saudi Arabia). По контракту стоимостью 9 млрд долл, заключённому в декабре 1992 года, было закуплено 72 машины, которые были поставлены в 1996-1998 годах. Этими машинами укомплектовали три эскадрильи: 6-ю и 55-ю в Хамис-Мушайт, а также 92-ю в Дахране. Боевые возможности F-15S несколько снижены по сравнению с американским и израильским вариантами. Истребитель оснащён БРЛС AN/APG-63, аналогичной применяемой на истребителях F-15C и не имеющей режима синтезирования апертуры. Вместо системы LANTIRN применена более простая оптоэлектронная система Мартин Мариэтта «Шарпшутер». Правительство Израиля оказывало настойчивое давление на США, пытаясь исключить из комплекта оборудования F-15S конформные топливные баки (с которыми он получал способность наносить мощные бомбовые удары по всей территории Израиля). Но американцы не вняли просьбам своего «стратегического союзника» и оставили КТБ на саудовских истребителях.

Потенциал «Игла» оказался востребован и в XXI веке. В частности, в 2002 году 40 самолётов F-15K «Slam Eagle» заказала Республика Корея. Этот вариант, создан на базе F-15E, но отличается двигателями, модернизированной РЛС, инфракрасной прицельной станцией и усовершенствованным комплексом РЭБ. Поставки этой партии осуществлялись в 2005-2008 годах. Впоследствии Корея заказала ещё 21 F-15K, переданных заказчику в 2010-2012 годах. «Слэм Иглами» вооружены три эскадрильи ВВС республики Корея.

В сентябре 2005 года «Страйк Игл» победил французского «Рафаля» в конкурсе на новый истребитель для ВВС Сингапура. Эта модификация поначалу обозначалась F-15T, но вскоре обозначение поменяли на F-15SG. Первоначальный объём заказа составил 12 самолётов, но в конечном итоге его увеличили вдвое. Самолёты F-15SG поступили на вооружение 149-й эскадрильи в Сингапуре. Несколько машин осталось в США, где используются для подготовки сингапурского персонала в 428-эскадрилье, формально входящей в ВВС США (авиабаза Маунтим Хоум).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector