22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Истребитель F-84 Thunderjet (США)

  • 1 Описание
  • 2 Основные характеристики
    • 2.1 Летно-технические характеристики
    • 2.2 Живучесть и бронирование
  • 3 Вооружение
    • 3.1 Курсовое вооружение
    • 3.2 Подвесное вооружение
  • 4 Применение в бою
    • 4.1 Достоинства и недостатки
  • 5 Историческая справка
  • 6 Медиа
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки

F-84E, по замыслу главного конструктора компании Republic Александра Картвели, должен был стать последней модификацией «Тандерджета». Всё-таки эпоха истребителей с прямым крылом подходила к своему завершению, и прямокрылый F-84 уже никак не мог соперничать со стреловидным МиГ-15. Однако история распорядилась иначе: к началу 1950-х США уже располагали не только стратегическими, но и тактическими ядерными боеприпасами. Подходящего носителя не было, и поэтому военные обратились к компании Republic с предложением переделать F-84E, к тому времени уже хорошо зарекомендовавший себя в качестве истребителя-бомбардировщика, в носитель ядерного оружия. Так и появился F-84G Thunderjet — самая массовая модификация «Тандерджета», а также первый одноместный истребитель ВВС США, способный нести ядерное оружие.

В линейке развития США F-84G-21-RE появился с выходом обновления 1.77 «Буря». «Тандерджет» является одним из самых сильных истребителей среди машин с прямым крылом. Самолёт выделяется высокой скоростью и скороподъёмностью, отличной динамикой разгона и разнообразным подвесным вооружением. К явным недостаткам машины можно отнести лишь скромные манёвренные характеристики, не позволяющие «Тандерджету» вести манёвренный бой против большинства противников.

Боевое применение

F-84 широко использовался во время войны в Корее с конца 1950 года. Этот самолёт намного уступал советскому истребителю МиГ-15, однако хорошо зарекомендовал себя в качестве истребителя-бомбардировщика. F-84G появились в небе Кореи в 1952 году, и в заключительные месяцы войны самолёты, входившие в состав 49-го и 58-го истребительно-бомбардировочных крыльев, нанесли удары по северокорейским ирригационным дамбам, имевшим жизнено важное значение для местной экономики. Первой целью стала плотина Токсан, располагавшаяся на реке Потонг в 20 километрах к северу от Пхеньяна. Удар был нанесён во второй половине дня 13 мая 1952 года. В налёте участвовало 59 F-84 из состава 58 ИБК, оснащенных 454-килограммовыми бомбами. Первые результаты казались разочаровывающими: несмотря на незначительные повреждения плотина не была разрушена. Однако фотографии, полученные на следующее утро с помощью самолёта-разведчика RF-80, показали, что цели всё-таки удалось достичь. За ночь давление воды разрушило повреждённую плотину, и наводнение покрыло обширную территорию, в том числе было уничтожено несколько километров железных дорог, шоссе, соединявшее север и юг страны, аэродром, несколько населённых пунктов. Только одним этим ударом транспортной системе Северной Кореи был нанесён бо́льший урон, чем за несколько предыдущих недель непосредственных бомбардировок. Воодушевлённый этим успехом главнокомандующий американских войск генерал Уэйланд немедленно отдал приказ об ударах по плотинам Часан и Кувонга.

Можно сказать, что F-84 поставил последнюю точку в Корейской войне, когда 27 июля 1953 года самолёты из состава 49-го и 58-го ИБК нанесли удары по аэродромам на севере страны.

Согласно официальным данным США [1] , за всё время эксплуатации F-84 в USAF (ВВС США), истребителями этого типа было уничтожено в воздушных боях 11 самолётов противника (в том числе 10 МиГ-15). Все победы были одержаны в период Корейской войны 1950—1953 годов, исключительно в 1951 году.

Конструкция и модификации истребителя F-84 «Тандерджет»

Реактивный истребитель P-84 ранних серий построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с прямым крылом. Стабилизатор смонтирован на киле. Профиль киля и стабилизатора симметричный. Рули высоты и направления снабжены внутренней аэродинамической компенсацией. Для облегчения выхода из штопора имеется подфюзеляжный киль небольшой площади.

Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой.

Конструкция крыла двухлонжеронная. Крыло крепилось к фюзеляжу на болтах. На F-84E конструкция крыла усилена дополнительными носовыми нервюрами и более прочными лонжеронами. Механизация крыла состояла из щелевых закрылков и элеронов. При выпуске закрылки перемещались назад и отклонялись вниз на 40 градусов. Элероны имели бустерную независимую систему управления. Триммеры отклонялись с помощью рычага, установленного на ручке управления самолетом, при этом для управления триммерами руля высоты рычаг передвигался в продольном направлении, а для управления триммерами элеронов — в поперечном.

Силовая установка состояла из турбореактивного двигателя Алисон J35. Кабина пилота герметичная, закрыта каплевидным фонарём и оборудована катапультным креслом.

Для увеличения дальности полёта на законцовках крыла и под фюзеляжем могли подвешиваться дополнительные топливные баки. Емкость крыльевых и фюзеляжных топливных баков составляла 1516 л, общий запас топлива с двумя 817-литровыми баками на концах крыла — 3150 л, что обеспечивало продолжительность полета около 3 часов.

F-84 «Тандерджек», вид спереди

Основные модификации F-84 «Тандерджет»:

  • XP-84 — прототип с двигателем Дженерал Электрик J35-GE-7 тягой 1703 кгс. Первый полёт 28 февраля 1946 года.
  • XF-96A (XF-84F) — прототип истребителя со стреловидным крылом. Первый полёт 3 июня 1950 года.
  • YP-84A «Тандерджет» — предсерийный, с двигателем Алисон J35-A-15C. Вооружение состояло из 6 12,7-мм пулемётов M-2. Весной 1947 года изготовлено 15 самолётов.
  • YF-84F — предсерийный, с двигателем «Сэпфайр». В 1951 году изготовлено 2 самолёта.
  • YF-84J — опытный с двигателем XJ73. Изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 7 мая 1954 года.
  • XF-84H — опытный турбовинтовой палубный штурмовик с измененной конструкцией фюзеляжа, двигателем Аллисон XT-40-A-1 мощностью 5850 л.с. с трёхлопастным винтом, воздухозаборниками в корне крыла, подфюзеляжным гребнем, Т-образным оперением. Вооружение состояло из 15,25-мм пулемёта T-45 и до 1800 кг бомб. Изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 22 июня 1955 года.
  • YRF-84F — прототип разведчика. Изготовлен в феврале 1952 года.
  • P-84B (F-84B) «Тандерджет» — первый серийный вариант. Отличался наличием катапультного кресла, радиокомпасом и пулемётами M-3. Самолёты поздних серий оснащались пусковыми установками для 8 127-мм ракет. C июня 1947 по февраль 1948 года изготовлено 226 самолётов.
  • P-84C (F-84C) «Тандерджет» — с двигателем J35-A-13C повышенной надёжности. Отличался новой электрической и упрощенной топливной системой. Выпускался с весны 1948 года. Изготовлен 191 самолёт.
  • P-84D (F-84D) «Тандерждет» — с двигателем J35-A-17D тягой 2270 кгс. Имел более толстую обшивку крыла и элеронов, механическую систему уборки шасси. Выпускался в 1948 году.
  • F-84E «Тандерждет» — доработанный, с измененной конструкцией фюзеляжа, радиодальномером Сперри APG-30, возможностью подвески стартовых ракетных ускорителей. Мог брать на борт 2 545-кг бомбы, или 2 300-мм ракеты «Тини тим», или 32 127-мм ракеты. Первый полёт 18 мая 1949 года. Изготовлено 843 самолёта.
Читать еще:  Вертолёт Agusta-Bell AB.212 (Италия)

Американский истребитель первой половины 1950-х г.г., F-84 «Тандерджек»

  • F-84F «Тандерстрайк» — истребитель со стреловидным крылом. Отличался двигателем Райт J65, новым фонарём, гаргротом за кабиной, конструкцией воздушного тормоза. С осени 1952 по август 1957 года изготовлено 2711 самолётов.
    • F-84F-1-RE — с двигателем J65-W-1. Изготовлено 10 самолётов.
    • F-84F-5-RE — с двигателем J65-W-3 (B-3). Выпускался с середины 1953 года.
    • F-84F-25-RE — с цельноповоротным стабилизатором. Выпускался с конца 1953 года.
    • F-84F-50-RE — с двигателем J65-W-7 тягой 3540. Выпускался с марта 1955 года.
    • F-84F-75-RE — с тормозным парашютом.
  • F-84G «Тандерждет» — носитель тактического ядерного оружия с двигателем J35-A-29 тягой 2542 кгс, системой дозаправки топливом в воздухе, автопилотом, усиленным фонарём кабины. Мог нести до 1800 кг бомбовой нагрузки на внешней подвеске. В 1951-1953 годах изготовлено 3025 самолётов (самая массовая модификация).
  • F-84KX — радиоуправляемая мишень на базе F-84B. В 50-х годах переоборудовано 80 самолётов.
  • RF-84F «Тандерфлэш» — фоторазведчик на базе F-84F. Отличался воздухозаборниками в корне крыла и удлинённой носовой частью, в которой размещалось 6 фотокамер, аэродинамическими гребнями на крыле, усиленным фонарём. Вооружение состояло из 4 пулемётов. Выпускался с марта 1954 года. Изготовлено 715 самолётов.
    • RF-84F-20-RE — с двигателем J65-W-7.

Фоторазведчик RF-84F «Тандерфлэш». Обратите внимание — вместо носового воздухозаборника, самолет оснащен двумя в основании крыльев

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, в т.ч. по книге Истребители США, ЦАГИ, 2001

Применение в бою

Минимальный запас топлива на F-84G составляет 8 минут, чего в целом хватает на большинстве карт, хотя на Испании можно взять и 20 минут, пожертвовав частью ЛТХ в пользу большего времени в воздухе.

Один из недостатков F-84 в реальности, а именно большая длина пробега, в игре превращается в достоинство — на большинстве карт F-84G стартует сразу в воздухе над аэродромом на скорости в 600 км/ч, что даёт этому самолёту колоссальное преимущество, особенно при игре «в топе». Если игрок попал в бой против ранних реактивных самолётов, то «Тандерджет» показывает себя как очень опасный самолёт, давая своему пилоту сразу несколько тактик для ведения боя. Как вариант, можно не набирать высоту, а идти сразу в направлении вражеского аэродрома. Зачастую противники не ожидают столь раннего появления, что может дать пилоту F-84G шанс на внезапную атаку, после чего «Тандерджет», благодаря отличной динамике, может без труда оторваться от погони и отойти к союзникам.

В другом варианте игры можно набирать высоту — F-84G всегда будет одним из первых и сможет навязывать противнику бой на своих условиях. Главное помнить о том, что этот самолёт не может вести активный манёвренный бой, поэтому атаковать лучше на проходах. Среди опасных противников можно выделить «Комету», которая также выделяется отличной динамикой и манёвренностью, но сильно проигрывает F-84 в вооружении, поэтому с «Кометой» можно смело ходить в лобовую и Ла-15 – советский истребитель имеет такие же сильные стороны, как и «Комета», но сильно проигрывает «Тандерджету» по максимальной скорости, чем и нужно пользоваться.

При игре «внизу» списка ситуация уже иная: МиГ-15, являющийся основным противником, превосходит F-84G как в скорости, так и в манёвренности, поэтому действовать агрессивно уже не получится. Лучше всего будет держаться ближе к союзникам, оказывая им огневую поддержку. Тем не менее, даже в противостоянии с более поздними истребителями, высокая динамика и атаки на проходах являются сильной стороной «Тандерджета».

В совместных боях F-84G может выполнять роли как ударного истребителя, так и перехватчика. Разнообразная номенклатура подвесного вооружения позволит оказать помощь союзникам на земле, после чего «Тандерджет» может применяться в борьбе с вражескими истребителями и штурмовой авиацией.

Достоинства и недостатки

F-84G — один из лучших представителей «переходного» периода в реактивной авиации. Благодаря отличным ЛТХ, самолёт прост в освоении и игре, и подойдёт он как начинающему, так и опытному игроку.

Достоинства:

  • Высокая скороподъёмность и максимальная скорость
  • Отличная динамика разгона
  • Мощное курсовое вооружение
  • Большая номенклатура подвесного вооружения
  • Воздушный спавн на большинстве карт
  • Низкая манёвренность
  • Невозможность изменить топливную загрузку и подвесное вооружение на аэродроме

Боевое применение

F-84 широко использовался во время войны в Корее с конца 1950 года. Этот самолёт намного уступал советскому истребителю МиГ-15, однако хорошо зарекомендовал себя в качестве истребителя-бомбардировщика. F-84G появились в небе Кореи в 1952 году, и в заключительные месяцы войны самолёты, входившие в состав 49-го и 58-го истребительно-бомбардировочных крыльев, нанесли удары по северокорейским ирригационным дамбам, имевшим жизнено важное значение для местной экономики. Первой целью стала плотина Токсан, располагавшаяся на реке Потонг в 20 километрах к северу от Пхеньяна. Удар был нанесён во второй половине дня 13 мая 1952 года. В налёте участвовало 59 F-84 из состава 58 ИБК, оснащенных 454-килограммовыми бомбами. Первые результаты казались разочаровывающими: несмотря на незначительные повреждения плотина не была разрушена. Однако фотографии, полученные на следующее утро с помощью самолёта-разведчика RF-80, показали, что цели всё-таки удалось достичь. За ночь давление воды разрушило повреждённую плотину, и наводнение покрыло обширную территорию, в том числе было уничтожено несколько километров железных дорог, шоссе, соединявшее север и юг страны, аэродром, несколько населённых пунктов. Только одним этим ударом транспортной системе Северной Кореи был нанесён бо́льший урон, чем за несколько предыдущих недель непосредственных бомбардировок. Воодушевлённый этим успехом главнокомандующий американских войск генерал Уэйланд немедленно отдал приказ об ударах по плотинам Часан и Кувонга.

Читать еще:  Истребитель-перехватчик F-94 Starfire (США)

Можно сказать, что F-84 поставил последнюю точку в Корейской войне, когда 27 июля 1953 года самолёты из состава 49-го и 58-го ИБК нанесли удары по аэродромам на севере страны.

Согласно официальным данным США [1] , за всё время эксплуатации F-84 в USAF (ВВС США), истребителями этого типа было уничтожено в воздушных боях 11 самолётов противника (в том числе 10 МиГ-15). Все победы были одержаны в период Корейской войны 1950—1953 годов, исключительно в 1951 году.

Проектирование и эксплуатация истребителя F-84 «Тандерджет»

Изготовление первого прототипа реактивного истребителя XP-84 на заводе в Фармингдейле (штат Нью-Йорк) было завершено в в декабре 1945 года. 28 февраля 1946 года лётчик-испытатель В.Льен впервые поднял его в небо с авиабазы Мюрок. Он стал первым новым американским военным самолётов, взлетевшим после войны.

В августе начались полёты на втором прототипе. 7 сентября на нём был установлен новый мировой рекорд скорости — 978 км/ч (побит в тот же день английским Глостер «Метеор»). Серийное производство началось в апреле 1947 года. 11 июня 1948 года самолёт получил обозначение F-84.

Производство F-84 продолжалось до января 1958 года. Всего на заводах «Рипаблик» и «Дженерал Моторс» изготовлено 4455 самолётов с прямым крылом. В производстве в качестве подрядчиков участвовали фирмы «Кайзер метал продуктс» (изготавливала фюзеляжи), «Сервел» (крылья) и «Гудйер эйркрафт» (фонарь и гаргрот). Поставлялся на экспорт в Бельгию, Голландию, Грецию, Данию, Иран, Италию, Норвегию, Португалию, Таиланд, Тайвань, Турцию, ФРГ, Францию, Югославию.

В боевых условиях F-84 впервые применён 7 декабря 1950 года в Корее. Первоначально F-84E использовались для сопровождения бомбардировщиков B-29. Но из-за малой эффективности против МиГ-15 (примерно 10 МиГ-ов были сбиты F-84, ценой потери 64 самолетов) вскоре были переведены на выполнение бомбо-штурмовых ударов по наземным целям. В ВВС США самолёты эксплуатировались до конца 50-х — начала 60-х годов, после чего были переданы в Национальную гвардию, где служили до 1971 года.

Французские F-84F применялись против Египта осенью 1956 года во время Суэцкого кризиса. Турецкие F-84F использовались во время кипрского кризиса в середине 70-х годов. До настоящего времени несколько самолётов различных модификаций сохранилось в авиационных музеях США.

Чисто с эстетической точки зрения, истребитель F-84 «Тандерджет» — настоящий красавчик. В боевом отношении, картина была, конечно, совсем другая

Прямое крыло или стреловидное?

В 1949 году с целью поднять лётные данные F-84 «Тандерждет» началась разработка варианта самолета со стреловидным крылом. В этот период США были стеснены в средствах на разработку новых самолётов, а данный вариант позволял использовать до 60% оснастки и комплектующих от предыдущего варианта «Тандерждета».

Первоначально новый самолёт носил обозначение XF-96A. Прототип был изготовлен весной 1950 года. 3 июня он впервые поднялся в небо с авиабазы Мюрок (лётчик-испытатель О. Хаас). Начало войны в Корее дало возможность полномасштабного финансирования работ и уже в июле был подписан контракт на окончание разработки и организацию серийного производства.

9 августа самолёт получил обозначение XF-84F «Тандерстрайк». Хотя самолёт показал неплохие лётные данные, по требованию военных был установлен более мощный двигатель — английский Армстронг-Сиддлей «Сэпфайр». Было решено приобрести лицензию и организовать его производство на фирме «Кертисс-Райт» (под обозначением J65). Большие габариты двигателя привели к переделке задней части фюзеляжа, а затем последовала громадная вереница доделок и переделок, затянувших принятие F-84F «Тандерстрайк» на вооружение до 1955 года.

Несмотря на схожие обозначения и общие черты конструкции, F-84 «Тандерждет» и F-84F «Тандерстрайк» — скорее два совершенно разных самолета, чем модификации одной и той же модели.

F-84F «Тандерстрайк» — очевидное сходство с «Тандерджеком» бросается в глаза далеко не сразу

Основные характеристики

Летно-технические характеристики

Первое, что сразу же бросается в глаза при полёте на F-84G — это динамика. Сочетание узкого вытянутого фюзеляжа и мощного двигателя Allison J35-A-29 даёт «Тандерджету» отличную динамику разгона, и по этому показателю самолёт превосходит не только своих одноклассников, но и некоторые машины более высокого боевого рейтинга.

Максимальная скорость тоже достаточно высока: самолёт способен разогнаться у земли примерно до 980 км/ч, но при необходимости можно пойти и дальше — конструкция выдержит скорость вплоть до 1044 км/ч, что делает F-84G одним из самых быстрых истребителей на своем боевом рейтинге. То же можно сказать и о скороподъёмности — «Тандерджет» уверенно набирает высоту и занимает её одним из первых. Обойти F-84 в «климбе» по силам лишь ракетопланам Me.163 и Ki-200.

А вот манёвренность является слабой стороной «Тандерджета». Самолёт неплохо управляется на всех диапазонах скоростей и имеет высокую скорость крена, особенно при установленной модификации «Новые усилители», однако общая манёвренность у F-84G низкая и в горизонтальном манёвренном бою самолёт будет уступать практически всем своим оппонентам. Тем не менее, при необходимости можно воспользоваться преимуществом в тяге и аэродинамике: «Тандерджет» может уходить наверх, «вытягивая» энергию из противника, тем самым делая его уязвимым как для союзников, так и для самого игрока. Особенно эффективной такая тактика будет против ранних реактивных истребителей, таких как Me.262, Vampire FB.5, Meteor Mk.3 и т.п.

Живучесть и бронирование

Живучесть «Тандерджета», как и у других «скоростных» истребителей высока. Пилот защищён бронестеклом толщиной 38 мм, а также бронеплитами толщиной от 6,35 до 12,7 мм. Такая защита даёт шанс пережить несколько попаданий из крупнокалиберного пулемёта, но особо рассчитывать на неё не стоит в виду довольно тонкого бронестекла. Конструкция самолёта достаточно прочная и может выдержать попадания 20-мм снарядов, но вот под обстрел немецких и японских 30-мм пушек лучше не попадать. Благо этому способствуют отличные ЛТХ, и F-84G может навязывать противникам бой на своих условиях, не рискуя быть атакованным.

Боевое применение

F-84 широко использовался во время войны в Корее с конца 1950 года. Этот самолёт намного уступал советскому истребителю МиГ-15, однако хорошо зарекомендовал себя в качестве истребителя-бомбардировщика. F-84G появились в небе Кореи в 1952 году, и в заключительные месяцы войны самолёты, входившие в состав 49-го и 58-го истребительно-бомбардировочных крыльев, нанесли удары по северокорейским ирригационным дамбам, имевшим жизнено важное значение для местной экономики. Первой целью стала плотина Токсан, располагавшаяся на реке Потонг в 20 километрах к северу от Пхеньяна. Удар был нанесён во второй половине дня 13 мая 1952 года. В налёте участвовало 59 F-84 из состава 58 ИБК, оснащенных 454-килограммовыми бомбами. Первые результаты казались разочаровывающими: несмотря на незначительные повреждения плотина не была разрушена. Однако фотографии, полученные на следующее утро с помощью самолёта-разведчика RF-80, показали, что цели всё-таки удалось достичь. За ночь давление воды разрушило повреждённую плотину, и наводнение покрыло обширную территорию, в том числе было уничтожено несколько километров железных дорог, шоссе, соединявшее север и юг страны, аэродром, несколько населённых пунктов. Только одним этим ударом транспортной системе Северной Кореи был нанесён бо́льший урон, чем за несколько предыдущих недель непосредственных бомбардировок. Воодушевлённый этим успехом главнокомандующий американских войск генерал Уэйланд немедленно отдал приказ об ударах по плотинам Часан и Кувонга.

Читать еще:  Боевой вертолёт AH-1W «Super Cobra» (США)

Можно сказать, что F-84 поставил последнюю точку в Корейской войне, когда 27 июля 1953 года самолёты из состава 49-го и 58-го ИБК нанесли удары по аэродромам на севере страны.

Согласно официальным данным США [1] , за всё время эксплуатации F-84 в USAF (ВВС США), истребителями этого типа было уничтожено в воздушных боях 11 самолётов противника (в том числе 10 МиГ-15). Все победы были одержаны в период Корейской войны 1950—1953 годов, исключительно в 1951 году.

Конструкция и модификации истребителя F-84 «Тандерджет»

Реактивный истребитель P-84 ранних серий построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с прямым крылом. Стабилизатор смонтирован на киле. Профиль киля и стабилизатора симметричный. Рули высоты и направления снабжены внутренней аэродинамической компенсацией. Для облегчения выхода из штопора имеется подфюзеляжный киль небольшой площади.

Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой.

Конструкция крыла двухлонжеронная. Крыло крепилось к фюзеляжу на болтах. На F-84E конструкция крыла усилена дополнительными носовыми нервюрами и более прочными лонжеронами. Механизация крыла состояла из щелевых закрылков и элеронов. При выпуске закрылки перемещались назад и отклонялись вниз на 40 градусов. Элероны имели бустерную независимую систему управления. Триммеры отклонялись с помощью рычага, установленного на ручке управления самолетом, при этом для управления триммерами руля высоты рычаг передвигался в продольном направлении, а для управления триммерами элеронов — в поперечном.

Силовая установка состояла из турбореактивного двигателя Алисон J35. Кабина пилота герметичная, закрыта каплевидным фонарём и оборудована катапультным креслом.

Для увеличения дальности полёта на законцовках крыла и под фюзеляжем могли подвешиваться дополнительные топливные баки. Емкость крыльевых и фюзеляжных топливных баков составляла 1516 л, общий запас топлива с двумя 817-литровыми баками на концах крыла — 3150 л, что обеспечивало продолжительность полета около 3 часов.

F-84 «Тандерджек», вид спереди

Основные модификации F-84 «Тандерджет»:

  • XP-84 — прототип с двигателем Дженерал Электрик J35-GE-7 тягой 1703 кгс. Первый полёт 28 февраля 1946 года.
  • XF-96A (XF-84F) — прототип истребителя со стреловидным крылом. Первый полёт 3 июня 1950 года.
  • YP-84A «Тандерджет» — предсерийный, с двигателем Алисон J35-A-15C. Вооружение состояло из 6 12,7-мм пулемётов M-2. Весной 1947 года изготовлено 15 самолётов.
  • YF-84F — предсерийный, с двигателем «Сэпфайр». В 1951 году изготовлено 2 самолёта.
  • YF-84J — опытный с двигателем XJ73. Изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 7 мая 1954 года.
  • XF-84H — опытный турбовинтовой палубный штурмовик с измененной конструкцией фюзеляжа, двигателем Аллисон XT-40-A-1 мощностью 5850 л.с. с трёхлопастным винтом, воздухозаборниками в корне крыла, подфюзеляжным гребнем, Т-образным оперением. Вооружение состояло из 15,25-мм пулемёта T-45 и до 1800 кг бомб. Изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 22 июня 1955 года.
  • YRF-84F — прототип разведчика. Изготовлен в феврале 1952 года.
  • P-84B (F-84B) «Тандерджет» — первый серийный вариант. Отличался наличием катапультного кресла, радиокомпасом и пулемётами M-3. Самолёты поздних серий оснащались пусковыми установками для 8 127-мм ракет. C июня 1947 по февраль 1948 года изготовлено 226 самолётов.
  • P-84C (F-84C) «Тандерджет» — с двигателем J35-A-13C повышенной надёжности. Отличался новой электрической и упрощенной топливной системой. Выпускался с весны 1948 года. Изготовлен 191 самолёт.
  • P-84D (F-84D) «Тандерждет» — с двигателем J35-A-17D тягой 2270 кгс. Имел более толстую обшивку крыла и элеронов, механическую систему уборки шасси. Выпускался в 1948 году.
  • F-84E «Тандерждет» — доработанный, с измененной конструкцией фюзеляжа, радиодальномером Сперри APG-30, возможностью подвески стартовых ракетных ускорителей. Мог брать на борт 2 545-кг бомбы, или 2 300-мм ракеты «Тини тим», или 32 127-мм ракеты. Первый полёт 18 мая 1949 года. Изготовлено 843 самолёта.

Американский истребитель первой половины 1950-х г.г., F-84 «Тандерджек»

  • F-84F «Тандерстрайк» — истребитель со стреловидным крылом. Отличался двигателем Райт J65, новым фонарём, гаргротом за кабиной, конструкцией воздушного тормоза. С осени 1952 по август 1957 года изготовлено 2711 самолётов.
    • F-84F-1-RE — с двигателем J65-W-1. Изготовлено 10 самолётов.
    • F-84F-5-RE — с двигателем J65-W-3 (B-3). Выпускался с середины 1953 года.
    • F-84F-25-RE — с цельноповоротным стабилизатором. Выпускался с конца 1953 года.
    • F-84F-50-RE — с двигателем J65-W-7 тягой 3540. Выпускался с марта 1955 года.
    • F-84F-75-RE — с тормозным парашютом.
  • F-84G «Тандерждет» — носитель тактического ядерного оружия с двигателем J35-A-29 тягой 2542 кгс, системой дозаправки топливом в воздухе, автопилотом, усиленным фонарём кабины. Мог нести до 1800 кг бомбовой нагрузки на внешней подвеске. В 1951-1953 годах изготовлено 3025 самолётов (самая массовая модификация).
  • F-84KX — радиоуправляемая мишень на базе F-84B. В 50-х годах переоборудовано 80 самолётов.
  • RF-84F «Тандерфлэш» — фоторазведчик на базе F-84F. Отличался воздухозаборниками в корне крыла и удлинённой носовой частью, в которой размещалось 6 фотокамер, аэродинамическими гребнями на крыле, усиленным фонарём. Вооружение состояло из 4 пулемётов. Выпускался с марта 1954 года. Изготовлено 715 самолётов.
    • RF-84F-20-RE — с двигателем J65-W-7.

Фоторазведчик RF-84F «Тандерфлэш». Обратите внимание — вместо носового воздухозаборника, самолет оснащен двумя в основании крыльев

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, в т.ч. по книге Истребители США, ЦАГИ, 2001

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector