4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пять самых неудачных боевых самолетов армии США

Пять самых неудачных боевых самолетов армии США

Авиационная промышленность США построила множество замечательных боевых самолетов, таких, как P-51 Mustang, F4U Corsair F-86 Sabre, F-15 Eagle, F-16 Fighting Falcon и F-22 Raptor.

Фото: rufabula.com

Но в истории американского самолетостроения были и откровенные провалы. Военный эксперт Дэйв Маджумдар составил пятерку худших из худших боевых самолетов.

5. F-35 Joint Strike Fighter

Назвать полностью неудачным этот самолет будет неправильно, но F-35 Joint Strike Fighter не оправдал возложенных на него ожиданий. Военные получили его гораздо позже обещанных сроков, сама машина не совмещает всех тех характеристик, которые первоначально обещали конструкторы, а перерасход по бюджету на разработку получился просто колоссальным.

Предполагалось, что F-35 сможет заменить несколько специализированных самолетов, однако мастера на все руки из него не получилось, и в каждой из областей применения он уступает конкурентам. В результате у США получился истребитель, который не сможет ответить на современные угрозы, резюмирует Дэйв Маджумдар.

История «Хорнета» Править

Несмотря на совершенствование атомных подводных лодок и авиации берегового базирования, авианосцы по-прежнему остаются главной силой флота, предназначенной для существенных действий на берегу, а также мощным средством завоевания господства на море, дополняющим многоцелевые подводные лодки. С 1980-х годов основным боевым самолётом на палубах американских авианосцев стал многоцелевой истребитель F/A-18 Hornet. Постепенно эта машина вытесняла другие боевые самолёты корабельного базирования ВМС США. А в начале 1990-х «Хорнеты» полностью заменили палубные штурмовики Воут А-7 «Корсар II». В 1998 году пришёл черёд всепогодного штурмовика А-6 «Интрудер». А с конца 2006 года, когда строй покинули последние тяжёлые истребители F-14 «Томкэт» и до начала поступления первых многофункциональных истребителей пятого поколения F-35 «Лайтнинг II», машины типа F/A-18 остались практически единственными американскими боевыми самолётами корабельного базирования, решающими (в различных модификациях) почти весь спектр задач палубной авиации — от ПВО корабельных группировок до непосредственной авиационной поддержки экспедиционных сил морской пехоты США и ведения радиоэлектронной борьбы.

Истребитель F/A-18 прошёл длительный и сложный эволюционный путь, начавшийся за 12 лет до его первого полёта. Ему пришлось пережить смену двух его «хозяев» — фирм «Нортроп» и «Макдоннелл Дуглас», уступивших в конечном итоге место авиакосмическому концерну «Боинг». Его судьба несколько раз находилась под вопросом. Однако в конечном итоге «Хорнет» занял фактически монопольное положение в структуре самолётного парка ВМС США и завоевал право на место в мировой истории авиации в одном ряду с такими «звёздами» американского авиастроения второй половины ХХ века как, F-4 «Фантом», F-15 «Игл» и F-16 «Файтинг Фалкон».

Создание «Шершня» Править

В мае 1966 года фирма «Нортроп» в инициативном порядке приступила к проектированию истребителя завоевания превосходства в воздухе Р.530 «Кобра», который должен был прийти на смену основному экспортному американскому боевому самолёту — Нортроп F-5. Разработка проекта Р.530 не продвинулась дальше стадии постройки натурного макета.

Основные компоновочные решения проекта Р.530 (нормальная аэродинамическая схема с двумя двигателями, двухкилевым вертикальным оперением и «гибридным» крылом малой стреловидности, имеющим развитые корневые наплывы и «боевую» механизацию) были использованы в переработанном проекте Р.600, представленным в январе 1972 года на конкурс, объявленный ВВС США в рамках программы лёгкого истребителя LWF (Light Weight Fighter).

13 апреля 1972 года с фирмой «Нортроп» был заключён контракт на 39,1 млн долл на постройку и заводские испытания на постройку и заводские испытания двух опытно-демонстрационных самолётов Р.600, которые в декабре 1972 года получили обозначение YF-17. Истребителю предстояло конкурировать с весьма серьёзным соперником — самолётом Дженерал Дайнэмикс YF-16. Целью программы являлось создание высокоманёвренного истребителя, оптимизированного для ближнего воздушного боя. Такой самолёт был призван дополнить более тяжёлый и мощный истребитель завоевания превосходства в воздухе Макдоннелл Дуглас F-15 Eagle. Американскими ВВС задумывался своего рода «МиГ-21 в ковбойской шляпе и с кольтом» — лёгкая, относительно дешёвая (и следовательно массовая, легковоспроизводимая в военных условиях) машина, оптимизированная для ведения ближнего манёвренного воздушного боя в светлое время суток с использованием ракет с тепловыми головками самонаведения типа «Сайдундер» и 20-мм пушки М61 «Вулкан».

Первый полёт первого опытного демонстрационного самолёта YF-17 состоялся 9 июня 1974 года, вторая машина поднялась в воздух 21 августа того же года. К моменту завершения заводских испытаний оба самолёта совершили 268 полётов, налетав в общей сложности 324 часа.

Однако итоги конкурса оказались неутешительными для фирмы «Нортроп»: 13 января 1975 года в качестве прототипа для разработки лёгкого истребителя ACF (Air Combat Fighter — истребитель воздушного боя) был выбран YF-16.

Читать еще:  Истребитель J-31 / FC-31 «Shenyang» (Китай)

Но работы по лёгкому истребителю фирмой «Нортроп» не были свёрнуты: оставалась надежда заинтересовать проектом зарубежных заказчиков. Фирма «Нортроп» уже успешно производила истребители на экспорт, поставлявшихся МО США «второстепенным» союзникам Америки. Миниатюрные, высокоманёвренные, простые и дешёвые F-5A «Фридом Файтер» и F-5E «Тайгер II» строились массовыми сериями и пользовались большим успехом на международных рынках авиационной техники. Поэтому надежды на успех новой машины, в определённой степени являющейся преемницей F-5, были вполне обоснованы.

Однако успех (хотя и частичный) пришёл совершенно с другой стороны. Весной 1974 года министерство обороны США одобрило предложение флота о начале работ по исследованию перспективного лёгкого многоцелевого палубного истребителя VFAX (Naval Fighter Attack Experimental — экспериментальный флотский истребитель-штурмовик). Новый самолёт был призван дополнить поступивший на вооружение тяжёлый истребитель-перехватчик Грумман F-14 «Томкэт» — мощную машину, несущую уникальный комплекс вооружения, обеспечивающий многоканальную стрельбу ракетами класса «воздух-воздух» большой дальности AIM-54 «Феникс». F-14 был ориентирован в первую очередь на отражение ракетных ударов по корабельным группировкам. Однако при решении задач завоевания господства в воздухе (где значительную роль играли манёвренные характеристики самолёта) «Томкэт» уступал даже «ветерану» — «Фантому» и имел мало шансов на успех при встрече в ближнем бою с последними модификациями МиГ-21 и новейшими МиГ-23М.

Таким образом, моряки, как и ВВС, переходили к концепции смешанного истребительного парка, включающего тяжёлые и лёгкие самолёты. Однако в августе 1974 года конгресс США отменил программу VFAX, показавшуюся законодателям слишком дорогостоящей и рекомендовал вместо разработки полностью нового самолёта изучить возможность использования «оморяченных» вариантов «сухопутных» истребителей YF-16 или YF-17.

Фирма «Нортроп» быстро переработала проект Р.600 под требования нового заказчика и представила очередной вариант — Р.630. Однако 2 мая 1975 года ВМС отдали предпочтение альтернативному (точнее параллельному) проекту NACF (Navy Air Combat Fighter — флотский истребитель для воздушного боя), также созданному на основе YF-17 совместно с фирмой «Макдоннелл Дуглас», обладавшей большим опытом по созданию самолётов морского базирования. При этом «МакДоннелл Дуглас» выступала в качестве основного подрядчика, что обеспечило самолёту NACF безусловные симпатии моряков: дело в том, что по существующей на американском флоте традиции (являющейся фактически неписанным законом) палубные истребители заказываются лишь «особо доверенным» фирмам, которые традиционно сотрудничали с флотом. К членам «морского клуба» относились «Грумман», «Воут» и «МакДоннелл Дуглас», тогда как «Нортроп» считалась сугубо «сухопутной компанией, инженеры которой, по мнению командования ВМС, не могли в полной мере владеть спецификой разработки палубных самолётов.

О начале рабочего проектирования самолёта NACF было объявлено 22 января 1976 года. Первый полёт опытной машины состоялся 18 ноября 1978 года. Первоначально планировалось разработка двух одноместных вариантов — истребителя F-18A и палубного штурмовика A-18A. Обе модификации должны были иметь полностью одинаковую конструкцию планера, отличаясь лишь элементами бортового радиоэлектронного оборудования и составом вооружения. В дальнейшем было принято решение разрабатывать единый многофункциональный самолёт, получивший соответствующее обозначение F/A-18A (т.е. истребитель-штурмовик). Одноместный боевой вариант получил обозначение F/A-18A, а двухместная учебно-боевая машина F/A-18B.

При создании самолёта не ставилась задача достижения рекордных характеристик. Флоту был нужен «самолёт-матрос», простой и неприхотливый, способный поражать наземные и надводные цели, вести борьбу за превосходство в воздухе, эскортировать палубные штурмовики А-6 и А-7, дополнять «Томкэты» при обеспечении ПВО корабельных группировок. Столь высокая степень универсализма определила и состав бортового комплекса нового истребителя. По своим возможностям он не должен был уступать комплексу, установленному на последних модификациях значительно более тяжёлого двухместного «Фантома», т.е. быть всеракурсным, всепогодным и всевысотным.

В состав вооружения нового истребителя (в отличии от F-16A) должны были войти ракеты класса «воздух-воздух» как ближней, так и средней дальности (AIM-9 «Сайдуиндер» и AIM-7 «Спэрроу»).

Следует отметить и тот факт, что при разработке нового самолёта его надёжность и эксплуатационная технологичность были включены в число гарантированных характеристик (наряду с тактико-техническими и весовыми характеристиками).

Производство Править

К марту 1980 года завершилось постройка и начались лётные испытания 11 самолётов F/A-18A/B опытной серии. В апреле 1980 года впервые взлетел первый серийный самолёт, а в мае того же года эта машина была передана флоту для войсковых испытаний, которые завершились в конце 1982 года. 7 января 1983 года новый палубный истребитель F/A-18A/B, получивший имя Hornet, был официально принят на вооружение ВМС США.

Основным подрядчиком по серийному производству «Хорнита» стала фирма «МакДоннелл Дуглас». На долю «Нортроп» пришлось 30% участия в разработке и 40% в производстве этого самолёта. Она поставляла, в частности, центральные и хвостовые части фюзеляжей, которые затем направлялись на фирму «МакДоннелл Дуглас» для окончательной сборки.

ВМС и корпус морской пехоты США до 1986 года получили в общей сложности 371 самолёт F/A-18A и 39 F/A-18B. «Хорнеты» пришли на смену истребителям сопровождения МакДоннелл Дуглас F-4J и F-4S «Фантом II», а также палубным штурмовикам Воут А-7 «Корсар II».

Самолёты F/A-18A/B поставлялись на экспорт в Канаду, Испанию, Австралию, их самолёты базируются на береговых аэродромах. Фирма «Нортроп» разрабатывала на экспорт полностью сухопутный вариант «Хорнета» F-18L без возможности базирования на авианосце, но из-за споров с фирмой «МакДоннелл Дуглас» разработка этого варианта была отменена. Увеличению экспортного рейтинга «Хорнета» способствовал и тот факт, что этот самолёт впервые в истории военной авиации имел так называемую стеклянную кабину — кабинное информационно-управляющее поле, выполненное с использованием многофункциональных экранных индикаторов. Хотя дисплеи, применённые на F/A-18A/B были монохромными, выполненными на электронно-лучевых трубках, страдающих от солнечной засветки (что встретило весьма негативную реакцию у американских лётчиков, «воспитанных» на обычных электро-механических приборах), всё же это был крупный шаг в области авионики. А в апреле 1987 года самолётами F/A-18 была укомплектована пилотажно-демонстрационная группа ВМС США «Синие ангелы» (Blue Angels), получившая «Хорнеты» вместо ранее использовавшихся A-4F.

Читать еще:  Дальний бомбардировщик H-6 Xian (Китай)

Параллельно с созданием экспортных модификаций, адаптированных к требованиям конкретных заказчиков, продолжалось совершенствование самолёта «Хорнет» для ВМС и корпуса морской пехоты США. 3 сентября 1987 года совершил первый полёт истребитель F/A-18C, имеющий усовершенствованное БРЭО и вооружение. Он приобрёл способность нести новейшую ракету класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM, способную применяться по методу «выпустил и забыл» и значительно повышенный боевой потенциал при действии по наземным целям.

С 1989 года часть самолётов F/A-18C/D выпускалась в вариантах, предназначенных для нанесения ударов по наземным и морским целям в ночных условиях («ночные» самолёты получили несколько изменённое кабинное приборное оборудование, адаптированное к использованию очков ночного видения). Ночной «Хорнет» пришёл на смену всепогодным палубным штурмовикам А-6 «Интрудер». С 1992 года на этих истребителях устанавливалась усовершенствованная БРЛС AN/APG-73. последний серийный F/A-18D был передан американскому флоту в сентябре 2000 года, после чего ВМС США приступили к закупкам истребителей F/A-18E/F Super Hornet. Всего ВМС и КМП США получили 627 истребителей F/A-18C/D.

Как и предшествующая модификация «Хорнета», F/A-18C/D активно продвигался на экспорт. Самолёты продавались Кувейту, Малайзии, Финляндии и Швейцарии.

Comments

Периодически отваливаются заказчики.

На базаре мужик продает петуха. К нему подходит покупатель. — Почем петух? — Пятьдесят тысяч. — А что так дорого-то? — Деньги срочно нужны.

«Тута вроде о джет-файтерах»

Просто из текста поста это не очевидно.

«А Буффало оклеветан!»

Это, наверное, все враги народа из фирмы «Грумман» и US NAVY, заставляющие американских пилотов воевать на гробах, вроде «уайлдкета»! Низабудимнипростим! 🙂

Буффал было два разных. Тот который у финнов был полегче применяемого американцами. Разница к тонне.

За Уайлдкет надо смотреть, но попадаются данные 1 к 1 с «Зеро» у него был размен.

За Уайлдкет надо смотреть, но попадаются данные 1 к 1 с «Зеро» у него был размен.

Лучше: 700 котов на примерно 900 японских истребителей. Если учесть что «хаябус» и Ки-45 там буквально по паре десятков — то «Кот» лучше «нулей» оказался в конечном итоге.

Они дрищевыми сериями построены. Не тот резонанс конечно, что с Ф-104.

One of the Featherduster F-104C pilots, Tom Delashaw, died in a Hunter
crash a couple of months ago. A mutual friend had discussed Featherduster
with Tom at some length some years back, and Tom had also shown him the
declassified reports from the tests. Here’s an excerpt from an old email
from my friend, discussing the arrangement and scope of the tests:

——————————————————————
Project Featherduster was instigated by TAC to help develop
proper tactics against likely opponents that TAC aircraft
might face in SEA. The TAC aircraft of concern were the F-
100C/D/F, F-4C, F-105D and F-104C. Opponents included the
F-102A and F-106A (MiG-21), F-86H (MiG-17), F-8C/D (MiG-
19) and the F-5N (another story altogether). The TAC
aircraft were also flown against each other to practice
dissimilar air combat training (DACT) and to further evaluate
their individual strengths and weaknesses.

It should come as no surprise that the F-8s did pretty well
against the F-100s. It probably won’t surprise too many to
learn that the F-4s generally beat up on the F-105s. The big
shock to most, however, was the fact that the F-104C ended
up at the top of the heap. It not only bested all the other
aircraft, but it did so regularly and by a surprising margin.
Only when dictated to fly high altitude, subsonic turning
engagements did the 104 fall short of its opponents.
————————————————

The rest of the email describes why the F-104 cleaned up, a combination of
tactics, training and a/c performance and features. Delashaw also flew
F-104Cs in the Navy «Maneuvering Target Test», which involved Navy F-4Bs
developing tactics to use Sparrows in WVR combat.

Convair F-102 Delta Dagger

Истребитель-перехватчик Convair F-102 Delta Dagger проектировался специально для уничтожения флотилий советских бомбардировщиков, если бы холодная война перешла в «горячую» фазу.

Конструкторы проектировали самолет вокруг мощного двигателя Pratt & Whitney J57-P-25. Итребитель получил передовую систему управления и оружие, расположенное во внутренних отсеках фюзеляжа.

Читать еще:  Многоцелевой вертолёт Ми-34 (СССР)

Фото: wikimedia.org

Однако из-за слишком оптимистичной оценки аэродинамического сопротивления самолет разочаровал создателей: при первом летном испытании прототип не смог преодолеть скоростной барьер в 1.0 Маха. После реконфигурации и перестройки истребитель получил столь характерную форму, что американские летчики прозвали его «бутылкой от коки». По другой версии, конструкторы были вдохновлены фигурой Мэрилин Монро.

В таком виде самолет смог разогнаться до 1,22 Маха. Позже конструкция истребителя была еще раз переработана, и у конструкторов получился более удачный самолет, получивший название F-106 Delta Dart.

Стоимость билетов в музее «Интрепид» в Нью-Йорке

Стоимость билетов:

  • взрослый (от 13 до 64 лет) — $ 33;
  • детский (от 5 до 12 лет) — $ 24;
  • пожилые (от 65 лет и старше) — $ 31;
  • дети до 4, военнослужащие и ветераны США — бесплатно.

Приобрести билеты онлайн и уточнить актуальные цены можно на сайте.

Comments

Периодически отваливаются заказчики.

На базаре мужик продает петуха. К нему подходит покупатель. — Почем петух? — Пятьдесят тысяч. — А что так дорого-то? — Деньги срочно нужны.

«Тута вроде о джет-файтерах»

Просто из текста поста это не очевидно.

«А Буффало оклеветан!»

Это, наверное, все враги народа из фирмы «Грумман» и US NAVY, заставляющие американских пилотов воевать на гробах, вроде «уайлдкета»! Низабудимнипростим! 🙂

Буффал было два разных. Тот который у финнов был полегче применяемого американцами. Разница к тонне.

За Уайлдкет надо смотреть, но попадаются данные 1 к 1 с «Зеро» у него был размен.

За Уайлдкет надо смотреть, но попадаются данные 1 к 1 с «Зеро» у него был размен.

Лучше: 700 котов на примерно 900 японских истребителей. Если учесть что «хаябус» и Ки-45 там буквально по паре десятков — то «Кот» лучше «нулей» оказался в конечном итоге.

Они дрищевыми сериями построены. Не тот резонанс конечно, что с Ф-104.

One of the Featherduster F-104C pilots, Tom Delashaw, died in a Hunter
crash a couple of months ago. A mutual friend had discussed Featherduster
with Tom at some length some years back, and Tom had also shown him the
declassified reports from the tests. Here’s an excerpt from an old email
from my friend, discussing the arrangement and scope of the tests:

——————————————————————
Project Featherduster was instigated by TAC to help develop
proper tactics against likely opponents that TAC aircraft
might face in SEA. The TAC aircraft of concern were the F-
100C/D/F, F-4C, F-105D and F-104C. Opponents included the
F-102A and F-106A (MiG-21), F-86H (MiG-17), F-8C/D (MiG-
19) and the F-5N (another story altogether). The TAC
aircraft were also flown against each other to practice
dissimilar air combat training (DACT) and to further evaluate
their individual strengths and weaknesses.

It should come as no surprise that the F-8s did pretty well
against the F-100s. It probably won’t surprise too many to
learn that the F-4s generally beat up on the F-105s. The big
shock to most, however, was the fact that the F-104C ended
up at the top of the heap. It not only bested all the other
aircraft, but it did so regularly and by a surprising margin.
Only when dictated to fly high altitude, subsonic turning
engagements did the 104 fall short of its opponents.
————————————————

The rest of the email describes why the F-104 cleaned up, a combination of
tactics, training and a/c performance and features. Delashaw also flew
F-104Cs in the Navy «Maneuvering Target Test», which involved Navy F-4Bs
developing tactics to use Sparrows in WVR combat.

Стандартное Править

  • 20 мм скорострельная автоматическая авиационная шестиствольная пушка с вращающимся блоком стволов (т.н. схема Гатлинга) M61A1 Vulcan (русск. «Вулкан») фирмы General Electric
  • ракеты ближнего боя с тепловым наведением AIM-9M Sidewinder

Особое Править

  • неуправляемые бомбы (средние) (UGBM) 1000 фунтовые (454 кг) Mk.83 (AC04)
  • противокорабельные ракеты большой дальности (LASM) AGM-84 Harpoon (AC04, AC5, ACZ)
  • усовершенствованные ракеты «воздух-воздух» средней дальности (ХМAА): AIM-120 AMRAAM (AC04)
  • ракеты «воздух-воздух» с полуактивным наведением (SAAM) AIM-7 Sparrow (ACZ)
  • крылатые бомбовые кассеты (SOD) AGM-154 JSOW (ACZ)

5. F-35 Joint Strike Fighter

Назвать полностью неудачным этот самолет будет неправильно, но F-35 Joint Strike Fighter не оправдал возложенных на него ожиданий. Военные получили его гораздо позже обещанных сроков, сама машина не совмещает всех тех характеристик, которые первоначально обещали конструкторы, а перерасход по бюджету на разработку получился просто колоссальным.

Предполагалось, что F-35 сможет заменить несколько специализированных самолетов, однако мастера на все руки из него не получилось, и в каждой из областей применения он уступает конкурентам. В результате у США получился истребитель, который не сможет ответить на современные угрозы, резюмирует Дэйв Маджумдар.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector