0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самолёт-разведчик RB-47: о возвращении забыть

Самолёт-разведчик RB-47: о возвращении забыть

По всей видимости, барражирование у российских границ занятие нервное. Вот и пилоты американских многоцелевых самолётов-разведчиков P-8 Poseidon («Посейдон») рассказали в эфире CNN, что при каждой встрече в небе над Чёрным морем с российскими сверхзвуковыми истребителями Су-27 они ощущают страх. Капитан Тим Томпсон назвал главной опасностью возможный просчёт человеческого фактора российскими экипажами самолётов-перехватчиков, а лейтенант Дэниел Лаудон заявил, что экипаж «при каждой встрече выбрасывает адреналин», ибо российские истребители могут мгновенно изменить траекторию и высоту, тогда как «Посейдоны» предназначены для спокойного полёта без резких действий.

Тем не менее американцы продолжают провокации в небе у границ российского Крыма. Хотя известны случаи, когда за такие проделки им здорово доставалось.

История создания Су 30

В 1988 году руководителем проекта Су-30 стал И.Емельянов. Создавали новую машину на базе учебно-боевого самолёта Су-27УБ, поэтому она стала двухместной, предназначалась для координации действий истребителей в бою и патрулирования на максимальном радиусе.

Прототип многоцелевого самолёта Т-10 ПУ-5 в октябре 1988 года совершил первый полёт. На нём испытан опытный двигатель, оснащённый механизмом управления вектора тяги. В процессе испытаний усилили центроплан и конструкцию шасси.

Лётчиками-испытателями В. Максименковым и Г.Булановым в апреле 1992 года дана путёвка в небо первым серийным машинам Су-30. Из-за экономического спада, который переживала страна в те годы, было выпущено лишь 8 самолётов, пять из них закупило ПВО, остальные использовались для показа на выставках и участвовали в авиационных шоу.

В последующие годы ОКБ Сухого совместно с ИАПО создало ещё 12 модификаций Су-30, которые отличались друг от друга радиолокационным, связным и оптикоприцельным оборудованием. Самолёты позднего выпуска оснащались новыми двигателями АЛ-31ФП и оборудованием для дозаправки топливом в воздухе.

Все эти машины пошли на экспорт в такие страны, как Индия, Китай, Индонезия, Алжир, Вьетнам и другие. Худа без добра не бывает и когда Россия закупила для своих Вооружённых сил новый дальний многоцелевой истребитель Су-30СМ – это уже был отработанный вариант, не имеющий недостатков, характерных для болезни роста (спасибо деньгам, вырученных от экспорта).

Второе поколение: начало эры реактивных истребителей

В 1949 году конструкторское бюро Сухого было расформировано, но в мае 1953 года – снова восстановлено. Возрождение КБ по времени совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации и разработкой истребителя второго поколения.

Правительство поручило ОКБ Сухого создание двух видов истребителей: фронтового и перехватчика. Коллектив ОКБ начинает работу сразу над двумя вариантами, присвоив изделиям шифры: Т – треугольное крыло, С – стреловидное. Так основными направлениями в работе КБ на ближайшие десять лет стали сверхзвуковые истребители С-1 и Т-3.

Первый полет фронтового истребителя С-1 состоялся в сентябре 1955 года. Через три года он был запущен в серию под обозначением Су-7. Этот реактивный истребитель стал первым успешным самолетом возрожденного КБ Сухого.


Самолет Су-7

Для самолета нового поколения, способного в два раза превысить скорость звука, Павел Сухой выбрал еще только проектируемый двигатель АЛ-7Ф конструкции Архипа Люльки . На протяжении десятилетий эти два легендарных конструктора будут работать сообща.

Одновременно с созданием С-1 (в серии − Су-7) со стреловидным крылом ОКБ Сухого вело работы по самолету с треугольным крылом – Т-3 (в серии − Су-9). Этот перехватчик был способен уничтожать воздушные цели противника благодаря установленной на борту одной из первых отечественных радиолокационных станций – РП-9 (ЦД-30).

Читать еще:  Самолет-заправщик KC-10A Extender (США)

Самолеты Су-7 стали долгожителями боевой авиации. Они 40 лет стояли на вооружении девяти стран мира, помимо СССР. На базе Су-7 разработано более 10 модификаций, включая экспериментальные самолеты и летающие лаборатории. Один из них − самолет С-22И, ставший родоначальником нового семейства машин типа Су-17. Разработанный в середине 1960-х годов, он стал первым отечественным самолетом с крылом изменяемой стреловидности. Перехватчик Су-9 был в строю около 20 лет и стал основой для семейства самолетов: Су-11, Су-15, Су-17.


Самолет Су-9

Су-15 был оснащен радиолокационной станцией с антенной большого диаметра в носовой части фюзеляжа, которая обеспечивала существенное повышение боевых характеристик. Самолет был способен осуществлять перехват на встречных курсах и перехват маловысотных целей.

Фиаско в схватке с F-22A или очередная порция блефа от мистера Бронка?

Отчетное искажение

Бесспорно, подготовленный британским военным экспертом в области боевой авиации и военно-воздушных сил Джастином Бронком для Уайтхолла (оборонного ведомства Великобритании) очередной детальный отчёт «Whitehall Report 3-20», опубликованный в разделе «Публикации» официального портала Королевского объединённого института исследований RUSI, был встречен крайне противоречивыми мнениями со стороны как многочисленных российских и зарубежных обозревательских кругов, поверхностно осведомлённых о тактико-технических параметрах БРЭО и электродинамических характеристиках российских многофункциональных истребителей переходного и 5-го поколений, так и со стороны куда более узкоспециализированных экспертных сообществ, посвященных в тонкости функционирования многочисленных типов бортовых РЛС, оптико-электронных комплексов и бортовых комплексов обороны российских и западных тактических истребителей.

В частности, в одном из разделов своего развёрнутого доклада господин Бронк отметил целый ряд критических тактико-технических недостатков российских многофункциональных истребителей 5-го поколения Су-57, которые, по его мнению, исключают возможность сохранения данными машинами уверенного господства в воздухе в противостоянии с малозаметными многоцелевыми истребителями F-22A и другими истребителями 5-го поколения противника.

Преувеличение под соусом искажения — характерный штришок западноевропейских экспертных сообществ.

В качестве первоочередного недостатка автор доклада, в лучших традициях западноевропейских и американских военно-аналитических порталов, назвал внушительную эффективную поверхность рассеяния (ЭПР) Су-57, которая якобы в 20 раз превосходит эффективную отражающую поверхность (ЭОП) «Рапторов» и обусловлена, во-первых, применением в аэродинамической компоновке истребителей развитых подвижных (механизированных) наплывов у корневой части крыла, способствующих увеличению коэффициента отражения электромагнитных волн; во-вторых, — наличием прямых воздуховодов, оголяющих лопатки компрессоров ТРДДФ АЛ-41Ф1/ «Изделие 30» перед СВЧ-излучением бортовых РЛС истребителей и иных средств радиолокационного обнаружения/наведения противника; в-третьих, — применением в конструкции фонаря кабины массивного радиоконтрастного переплета (также увеличивающего суммарную ЭПР машины), и наконец, в четвёртых, — наличием возвышающихся над поверхностями образующих фюзеляжа турельных квантового оптико-электронного прицельного комплекса ОЛС-50М и комплексов оптико-электронного подавления 101КС-О.

Также Бронком были упомянуты заметно большая (нежели у F-22A) инфракрасная сигнатура Су-57, обусловленная отсутствием плоских сопел и должного экранирования мотогондол двухконтурных форсажных турбореактивных двигателей АЛ-41Ф1/«Изделие 30», а также гораздо меньшая наработка на отказ бортовой АФАР-РЛС Н036 «Белка», которую автор вышеуказанного отчета увязал якобы с низким опытом российских предприятий радиоэлектронной промышленности в области крупносерийного производства малошумящих СВЧ-транзисторов на базе твердотельных арсенид-галлиевых и нитрид-галлиевых монолитных интегральных схем.

Фейк про «Белку»

Что касается в последний момент отмеченного Бронком недостатка, заключающегося якобы в низкой надёжности приёмо-передающих модулей в целом и СВЧ-транзисторов АФАР-радара Н036 «Белка» в частности, то данный вывод полностью противоречит реальному положению дел в оборонном секторе радиоэлектронной промышленности России. Несколько поколений высококвалифицированных специалистов-виртуозов Научно-исследовательского института приборостроения им. В.В. Тихомирова (является разработчиком БРЛС Н036 «Белка»), в период с 1968-го по 2017-й годы воплотившие «в железе» огромный перечень проектов высокоэнергетических радиолокационных комплексов на базе пассивных и активных ФАР различных диапазонов волн (от двухдиапазонного дециметрово-сантиметрового бортового РЛК 8Б «Заслон» для дальних перехватчиков семейства МиГ-31Б до БРЛС Н035 «Ирбис-Э» для истребителей Су-35С и радаров подсвета/наведения 9С36М для войсковых ЗРК «Бук-М3»), сформировали громадный задел для проектирования новейших АФАР-радаров с приёмо-передающими модулями на базе МИС.

Читать еще:  Палубный штурмовик Super Etendard (Франция)

Также к проектированию элементной базы передающих и приёмных трактов бортового радара Н036 «Белка» вполне могли быть привлечены не менее высококвалифицированные специалисты АО «Корпорация «Фазатрон-НИИР», которые несколькими годами ранее освоили уникальную технологию разработки СВЧ-транзисторов на базе подложек из низкотемпературной совместно обжигаемой керамики (LTCC, — Low Temperature Co-fire Ceramic), которую воплотили «в железе» опытного образца радара «Жук-МАЭ» для оснащения многоцелевых истребителей МиГ-35. Стало быть, столь громкие утверждения господина Бронка о некомпетентности и малом опыте НИИП им. В.В. Тихомирова и «Фазатрона-НИИР» в области разработки и серийного производства ПФАР/АФАР-радаров, а также низкой надёжности данных изделий абсолютно не соответствуют действительности.

20-кратное преувеличение

Что же касается иных вышеперечисленных технологических недостатков Су-57, упомянутых Бронком в отчете «Whithall Report 3-20», то их стоит рассмотреть более детально. Так, заметно большая эффективная поверхность рассеяния (в сравнении с «Раптором») перспективной «Сушки», обусловленная подвижными наплывами у корневых частей крыла, прямыми воздуховодами с открытой архитектурой лопаток компрессоров ТРДДФ, а также переплётом фонаря кабины пилота и «вынесенными» над поверхностью обводов фюзеляжа оптико-электронными модулями, действительно имеет место быть; но разница между ЭПР/ЭОП (радиолокационной сигнатурой) Су-57 и F-22A «Raptor» далеко не 20-кратная, о чем грезит молодой британский эксперт. Отталкиваясь от информации, периодически фигурирующей на страницах весьма компетентных российских и зарубежных военно-аналитических площадок, можно прийти к выводу что ЭПР Су-57 составляет порядка 0,2 — 0,3 кв. м, всего в 3 — 4,3 раза превосходя эффективную отражающую поверхность F-22A (0,07 — 0,1 кв. м).

Равные шансы

Бортовые АФАР-радары AN/APG-77 истребителей F-22A способны обнаруживать и осуществлять «завязку трасс» (сопровождение на проходе) подобных целей на дистанции порядка 155-170 км, захватывая их на точное автосопровождение на удалении порядка 125-135 км, в то время как БРЛС Н036 «Белка» многофункциональных истребителей Су-57, располагающие более высокоэнергетическими СВЧ-транзисторами, смогут запеленговать и захватить F-22A на точное автосопровождение на аналогичных дистанциях в связи с меньшей ЭПР последних. Вывод следующий: в дуэльных ситуациях, в случае оснащения обоих типов машин дальнобойными ракетами воздушного боя AIM-120D и «Изделие 180», оснащёнными высокочувствительными АРГСН и двухрежимными РДТТ (обеспечивают эффективную дальность действия 140-160 км при пуске из верхних слоёв тропосферы и нижних слоёв стратосферы), звенья F-22A «Raptor» и Су-57 будут иметь примерно равными шансами на успешных исход дальнего воздушного боя; но с определёнными нюансами.

Располагая вспомогательными антенными АФАР-модулями бокового обзора Н036Б-1-01Л и Н036Б-1-01Б, бортовые радиолокационные комплексы Н036Б «Белка» обеспечат пилотам Су-57 возможность продолжения сопровождения F-22A даже в момент выполнения противоракетного манёвра с изменением курса полёта на 90-120 градусов, благодаря формированию специализированного «файла сопровождения», передающего координаты целей, выходящих за пределы 70-градусной зоны обзора основного полотна АФАР, на контроллеры управления боковыми полотнами активных ФАР с вышеуказанными индексами. Более того, по целеуказанию как основного полотна АФАР, так и боковых АФАР-модулей комплекса «Белка», на перехват атакующих УРВБ AIM-120D могут быть запущены сверхманевренные ракеты воздушного боя РВВ-МД с интерцепторной системой отклонения вектора тяги, а также непосредственно «Изделия 180», адаптированные к перехвату ракет противника. Между тем, не стоит упускать тот факт, что боковые полотна АФАР обладают заметно меньшими апертурой и энергетическим потенциалом, следовательно сопровождение F-22A при выполнении противоракетного манёвра может быть реализовано на дистанции не более 50-70 км.

Читать еще:  Военно-транспортный самолёт C-123 Provider (США)

Единый истребитель ОДКБ

Начало закупок дома, конечно, не привело к потере интереса у иностранных покупателей, однако для дальнего зарубежья активнее стал предлагаться Су-35, были заключены контракты с Китаем и Индонезией, прорабатывается вопрос поставок в Египет и ОАЭ. «Тридцатый», теперь предлагаемый под индексом Су-30СМЭ, из отдаленных новых покупателей приобрела пока только Мьянма. Однако это не значит отсутствие заказов — просто фокус их сместился на ближнее зарубежье, в первую очередь на страны — члены ОДКБ.

Истребитель Су-35C Восточного военного округа во время тренировочного полета над бухтой Аякс во Владивостоке

По совокупности своих качеств, в первую очередь первоклассному соотношению «ценакачество», Су-30СМ практически безальтернативен для роли «единого истребителя ОДКБ». Су-35С, очевидно, слишком дорог и сложен для этого, а модернизированные МиГ-29/35, не обладая радикально меньшей стоимостью, качественно уступают по боевым возможностям. Сомнительную рекламу последним сделало и почти полное отсутствие экспортных контрактов последние годы (из значительного можно вспомнить только поставку 46 машин в Египет) и многолетняя эпопея слишком очевидных попыток ВКС России «отбиться» от их покупки, закончившаяся тем, что в госпрограмму вооружений до 2027 года по имеющимся сведениям включена закупка 24 машин, из которых пока что законтрактовано только шесть.

Одним из важных полезных качеств Су-30СМ для некоторых из покупателей является и отличная дальность — многочисленной сетью авиабаз на постсоветском пространстве может похвастаться мало кто. Неудивительно, что первым покупателем Су-30СМ стал Казахстан, который с 2014 года законтрактовал уже 24 машины, а к концу 2018 года получил 12 из них. Вскоре к нему присоединилась Белоруссия — известно о законтрактованных в 2017 году четырех машинах (первые две из которых и заметили недавно на фото), в общей сложности планируется закупка как минимум 12 машин для формирования эскадрильи.

Зимой 2018–2019 годов четыре машины законтрактовала Армения — закупка реактивных истребителей страной, территория которой полностью простреливается тяжелыми РСЗО потенциального противника, выглядит, конечно, странной, но иногда великодержавные политические соображения играют ключевую роль. Кроме того, может быть полезно заставить оппонента потратиться на средства противодействия.

Строй «Тактическое крыло» из истребителей Су-30

На фоне активизации военно-технического сотрудничества обсуждается закупка истребителей Узбекистаном. В целом закупка дружественными соседями унифицированной машины выглядит крайне удобной с точки зрения боевой слаженности и дешевизны для не самых богатых покупателей общих, централизованных программ обучения личного состава и ЗИПов. Общность по «железу» — один из проверенных методов «мягкой силы» в отношении военных.

Что до поставок в рамках ОДКБ по внутрироссийским ценам и льготному кредитованию, что особенно справедливо в отношении Минска и Еревана, то стоит отметить, что Россия совершенно не заинтересована в том, чтобы на значительном протяжении западной границы через 10 лет образовалась полная дыра в сфере ПВО.

Альтернативой могло было бы стать ротационное базирование российских истребителей, и такие эксперименты проводились, но это стало бы лишним поводом для истерик политиков соседних государств, да и не похоже, чтобы в этом был заинтересован Минск. Обороноспособность Узбекистана имеет важнейшее значение в ожидании вывода американских войск из Афганистана. Что до Казахстана, то без Су-30 он, очевидно, просто бы купил китайские истребители (как купил транспорты и БПЛА, раз у России нечего было предложить в этих областях), еще больше увеличив влияние Пекина на свою политику.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector