21 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Российский истребитель-перехватчик МиГ-35 готов пойти в серию

МиГ-35 возник как естественное развитие своего предшественника — МиГ-29. Эта заслуженная машина получила весьма красноречивый код у наших натовских «недрузей» — Fulcrum, то есть, в переводе с английского, «точка опоры». Кстати, столь востребованный уже несколько десятилетий на мировых рынках вооружения истребитель в 1977-м году стал первым учебно-боевым самолётом (тогда он ещё был «изделием 9-12»), способным полномасштабно и без всякой скидки выполнять задачи, поставленные командованием.

Справка

Снабжённый надёжным двигателем РД-33 29-й был воспринят как настоящее открытие, когда он появился на выставке авиатехники в Фарнборо, в уже далёком от нас 1988-м году. А потом, в 2006-м, истребитель вновь срывает аплодисменты даже у оппонентов России, когда продемонстрировал на той же экспозиционной площадке новую модификацию с ОВТ — отклоняемым вектором тяги благодаря всеракурсному соплу.

Экспортные ориентиры

Новейший российский многофункциональный лёгкий истребитель поколения 4++ МиГ-35 (классификации НАТО — Fulcrum-F, «Точка опоры») завершит прохождение всего комплекса испытаний в 2019 году. Как заявил генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко в интервью агентству «Интерфакс», самолёты находятся на стадии производства и скоро начнут поступать в эксплуатацию. Мощности предприятий корпорации позволяют выпускать до 36 машин в год.

Тарасенко рассказал, что на некоторые модификации МиГ-35 может быть установлена в качестве опции современная радиолокационная станция (РЛС) «Жук-АЭ» с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), способной сопровождать одновременно до 30 воздушных целей. В то же время часть истребителей будет оснащена РЛС «Жук-МЭ» с щелевой антенной решёткой с механическим сканированием, которая может отслеживать до 10 целей. Также при необходимости разработчики могут создать палубную версию МиГ-35.

В корпорации рассказали об ожидании предварительного решения Индии о закупке 110 единиц МиГ-35 — в апреле РФ второй раз предложила перспективный истребитель для участия в индийском тендере. По словам Тарасенко, РСК «МиГ» работает над заключением контрактов по поставке Миг-35 в ещё 29 стран, в том числе в Казахстан, Мьянму, Бангладеш и государства Латинской Америки.

Что такое МиГ-35

Последние модернизации известные как Су-35С и МиГ-35 совсем другое дело, это современные многоцелевые истребители-бомбардировщики, позволяющие по своим функциональным способностям обладать превосходством в воздушном бою и также наносить удары по наземным и морским целям, используя ракеты и бомбы.

Тактико-технические данные многоцелевого истребителя МиГ-35

МиГ-35 и Су-35С имеют небольшую разницу в функционале, боевая нагрузка примерно равная 7 тонн у МиГа и 8 тонн у Су-27, незначительные отличия в дальности действия РЛС и боевом радиусе действия – у Су-27 он больше на 800 км. Так почему «миговская» машина стоит уже в плане закупок военного ведомства – может она значительно дешевле Су-35С, но по слухам всего лишь на 25%. Для ВКС содержать два одинаковых боевых самолёта накладно, зачем же России с подобными функциями другой самолёт?

Ещё в 1981 году ОКБ Сухого приступило к разработке проекта многоцелевой машины пятого поколения получивший тогда индекс МиГ 1.44. Это был прототип будущего МиГ-35, который создавался в ответ на программу авиаконструкторов США по разработке самолёта пятого поколения F-22.

Новая машина Микояна успела совершить первый вылет, но происшедший вскоре распад Советского Союза и последовавший за ним финансовый кризис поставили жирный крест на этом проекте. Позднее разработкой новейшего самолёта занялось ОКБ Сухого и он известен как проект Т-50.

Индекс МиГ-35 примерялся на все последующие модификации МиГ-29 ( начиная с МиГ -29М2 по М4) но как-то скромно, чаще всего это обозначение стояло в скобках.

Окончательно название МиГ-35 подошло к сухопутной версии МиГ-29К, созданной специально для индийских ВВС и отличавшегося от морского варианта отсутствием гака и складного крыла. Но индусы предпочли французскую машину Dassault Rafale и тендер наш МиГ-35 проиграл исключительно по политическим мотивам, о чём индийские власти вскоре пожалели, поскольку французская машина была значительно дороже и закупили индийцы всего 36 единиц, вместо предполагавшихся 126 самолётов.

Но задел по проекту МиГ-35 был таким мощным, кстати, благодаря финансовой помощи Индии по созданию МиГ-29К, что через десять лет в Луховицах в январе 2017 года состоялась презентация машины пятого поколения.

Многоцелевой истребитель МиГ-35 оснастили «бездымными» двигателями РД-33МК с повышенной тяговооруженностью, в кабине пилотов установили большие дисплеи, установили электродистанционную систему управления, РЛС «Жук-А» с ФАР, усиленным шасси, планером с высокой стойкостью к коррозии, запас топлива и боевая нагрузка стала больше. Стоимость одного лётного часа уменьшилась в 2.5 раза, конструкторы сделали возможным замену мотора в полевых условиях всего за 58 минут.

Но всё это оснащение было уже на МиГ-29К и наши авиастроители для крайнего варианта МиГ-35 разработали и оснастили машину новой системой вооружения, которая не идёт на экспорт. Значительно снижен вес новой РЛС «Жук-АМЭ» с 240 кг до 100 кг и увеличена дальность захвата цели до 260 км. Новый комплекс обороны позволяет обнаружить пуск ракеты противника и следить за её траекторией.

Все эти достижения будут применены на истребителе пятого поколения, который надеемся будет решено создавать в ОКБ Микояна для сохранения легендарной корпорации, надо только изготовить для этой машины «незаметный» корпус и новую силовую установку.

Кто на свете всех сильнее?

Как и его предшественник — МиГ-29 — 35-я машина имеет те же восемь точек подвески и может нести самый широкий набор возможного вооружения. Кроме того, истребитель обладает как бы бинокулярным зрением, как то и подобает хищнику, находящемуся на самом верху пищевой цепочки. То есть у него аж целых две оптико-локационные станции с тепловизионным и телевизионным каналами. Одна из них контролирует переднюю полусферу, а вторая отслеживает землю. Это, скорее всего, продукт российского холдинга «Швабе» (названа в честь купца Фёдора Швабе, штаб-квартира компании находится в Екатеринбурге).

Справка

Впервые в мире оптико-локационная станция для самолётов была разработана именно в СССР. Лишь потом наше изобретение было тщательно скопировано всеми остальными зарубежными фирмами-изготовителями.

Несомненно, машина удалась. И по этому поводу считаю необходимым процитировать Евгения Даманцева из «Военного вестника»: «По расчётам военных аналитиков, в воздушном бою на средних дистанциях МиГ-29С по эффективности превосходит истребители F-16C и Rafale на 10%, а Mirage 2000-5 и JAS39 Gripen — на 25%».

Читать еще:  Истребитель-перехватчик F3D Skyknight (США)

Оставим этот пусть и лестный для нашей техники, но пока ещё не подтверждённый на практике комментарий на совести коллеги и его источников, но всё же отметим, что в этом году — во время Пятого юбилейного Международного военно-технического форума «Армия-2019»! — был подтверждён оборонзаказ на новое детище ОКБ.

ВВС Азербайджана выбирают российские истребители: Су-35 или Миг-35?

МиГ-35 создан с широким использованием технологий пятого поколения, к самолетам этого поколения Су-35 максимально близок — так что выбор специалистов может зависеть прежде всего от перспективы использования гиперзвуковых ракет большой дальности.

С целью модернизации и перевооружения Военно-воздушных сил Азербайджан внимательно изучает российские истребители, и в системе координат «боевая эффективность – цена – качество» этот выбор выглядит закономерным. Особенно с учетом совместимости самолетов с гиперзвуковой ракетой Р-37М «воздух – воздух».

В рамках военно-технического сотрудничества Баку и Москвы группа специалистов Военно-воздушных сил (ВВС) Азербайджана посетила в России предприятия оборонно-промышленного комплекса по производству боевых самолетов Су-35 и МиГ-35. Делегацию проинформировали о тактико-технических характеристиках, боеспособности, вооружении, производстве, эксплуатации и обслуживании самолетов. Азербайджанские военные летчики выполнили практические полеты на Миг-35. В ходе встреч с руководством военных заводов и представителями «Рособоронэкспорта» заявлено, что Азербайджан заинтересован в приобретении самых современных истребителей российского производства. В свою очередь российская сторона выразила готовность поставлять боевые самолеты в количестве, соответствующем потребностям ВВС Азербайджана. Это еще не контракт, однако начало обнадеживающее.

Сегодня ВВС республики имеют на вооружении более 40 ударных самолетов и вертолетов. Оборонный бюджет Азербайджана в 2020 году возрос на 20%, достиг 2,3 миллиарда долларов, и позволяет приобрести самые передовые системы вооружений. Остается сделать правильный выбор.

Полеты на МиГ-35

Закономерный вопрос: почему азербайджанские специалисты ВВС на предприятиях ОПК России внимательно изучили два типа истребителей, а испытали в полете лишь один? Вероятно, Су-35 широко известен в мире авиаторов, а МиГ-35 – более таинственный шедевр российских конструкторов и авиастроителей.

Вершина семейства боевых самолетов марки «МиГ» новейший авиационный комплекс МиГ-35 создан с широким использованием технологий 5-го поколения. Получил в наследство великолепный планер от МиГ-29, не уступающий ни одному западному аналогу. Конструктивно остался легким истребителем, но усиленный корпус позволяет условно отнести МиГ-35 к категории тяжелых машин.

Предназначен для уничтожения днем и ночью воздушных целей, подвижных и неподвижных наземных (надводных) объектов. Новейшее бортовое оборудование и высокоточное вооружение позволяют МиГ-35 завоевывать господство в воздухе в противоборстве с истребителями четвертого и пятого поколений, перехватывать современные средства воздушного нападения, наносить удары высокоточным оружием по наземным и надводным целям без входа в зону ПВО противника, вести высокотехнологичную воздушную разведку и управлять авиационными группами.

Главные преимущества истребителя МиГ-35: сниженная радиолокационная заметность, 4-кратное резервирование каналов управления, авионика нового поколения и современное информационно-управляющее поле кабины с высоким уровнем автоматизации, новые двигатели с увеличенной тягой, применение всех типов управляемых и неуправляемых ракет, новейших корректируемых бомб.

— максимальный взлетный вес – 24 500 кг

— максимальная внешняя нагрузка – 6 500 кг

— максимальная тяга – до 18 000 кгс

— максимальная скорость – 2 100 км/час

— практический потолок – 16 000 м

— максимальная эксплуатационная перегрузка – 9G

— максимальная дальность полета – 3 000 км

Образно выражаясь, МиГ-35 – это меньший по размерам и более дешевый в эксплуатации микояновский аналог Cу-35. При этом МиГ-35 обладает сверхманевренностью и другими характеристиками поколения 4++. Неслучайно самолет получил высочайшую оценку на Западе. На международном авиационном салоне МАКС-2019 зарубежные партнеры России проявили заметную заинтересованность в приобретении этого новейшего истребителя. Воздушно-космические силы РФ получили первые МиГ-35 в прошлом году.

Превосходный Су-35

Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35 поколения 4++ в сравнении с МиГ-35 имеет, пожалуй, избыточные возможности и мощь. По характеристикам максимально близок к самолетам 5-го поколения. Предназначен для поражения воздушных, наземных и надводных целей, стратегических объектов инфраструктуры, прикрытых средствами ПВО и расположенных на значительном удалении от аэродрома базирования. Истребитель Су-35С (модификация для ВКС РФ) доказал высокую эффективность в Сирийской Арабской Республике.

Отличительные особенности Су-35:

— высокая маневренность и средства РЭБ, обеспечивающие превосходство в ближнем воздушном бою над современными и перспективными истребителями;

— исключительная эффективность в дальнем воздушном бою за счет радиолокационных и оптико-электронных систем («видит» цель за 350 километров), и ракет «воздух- воздух» большой дальности;

— способность вести автоматизированный обмен информацией и распределение целей в ходе групповых действий (до 16 самолетов Су-35);

— высокая точность навигации, радиолокационных и оптико-электронных систем с большой дальностью действия, широким полем обзора и возможностью одновременного обстрела нескольких целей, которые гарантируют точное поражение наземных и морских целей широчайшей линейкой вооружения.

Электронное сканирование обеспечивает одновременное сопровождение до 30 и одновременный обстрел до 8 воздушных целей (на Су-35 может размещаться до 5 ракет большой дальности, до 12 ракет средней дальности, принцип применения которых – «выстрелил – забыл»). Автоматизация процессов управления и «интеллектуальная поддержка» информационно-управляющего поля кабины позволяют снижать рабочую нагрузку на летчика. Значительная дальность полета обеспечивается аэродинамической компоновкой, большим запасом топлива (11,2 тонны). Конструкция планера усилена и перепроектирована с использованием новых материалов, что позволило увеличить ресурс эксплуатации самолета до 25 лет.

Основные летно-технические характеристики Су-35:

— максимальный взлетный вес – 34 500 кг

— максимальная внешняя нагрузка – 8 000 кг

— максимальная тяга – до 14 500 кгс

— максимальная скорость – 2 250 км/час

— практический потолок – 18 000 м

— максимальная эксплуатационная перегрузка – 9G

— максимальная дальность полета – 4 500 км

Можно заметить, что в сравнении с МиГ-35 истребитель Су-35 на 10 тонн тяжелее, несет на 1500 кг больше боезапаса, летает на 2000 м выше, на 150 км/час быстрее и на 1500 км дальше. Однако это «сухое» превосходство ничуть не умаляет достоинств Миг-35. Каждый из двух истребителей хорош по-своему. Полагаю, специалисты сделают свой выбор, прежде всего, с учетом перспективы использования гиперзвуковых ракет большой дальности.

В строю ВКС России находится более 100 истребителей Су-35. Заинтересованность в приобретении этой машины для своих ВВС проявляют многие страны, включая Турцию, которая остается членом НАТО.

Атака на встречных курсах

Россия наращивает возможности истребителей Су-35 за счет гиперзвуковых ракет Р-37М. Испытания этой сверхдальнобойной ракеты класса «воздух-воздух» близки к завершению. Новое изделие – это развитие ракеты предыдущего поколения Р-37 (на вооружении с 1989 года). Р-37М способна поражать высокоскоростные воздушные цели на дальности более 300 километров. При этом точность обеспечивает уникальная система прицеливания, в которую входят РЛС истребителя, а также установленные на ракете бортовой инерциальный комплекс и головка самонаведения.

Новейшая Р-37М значительно увеличит мощь и возможности истребительной авиации, ракета предназначена для вооружения российских истребителей четвертого и пятого поколений. Подробные тактико-технические характеристики Р-37М не раскрываются. Известно, что масса ракеты – около 500 килограммов, конструкция выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Р-37М способна уничтожать воздушные цели на встречных курсах. На маршевом участке ракета «не светится» на локаторах противника, поскольку работает инерциальная система навигации. Перед целью включается активная радиолокационная головка самонаведения, не оставляя времени для маневра уклонения. На финишном отрезке ракета ускоряется до гиперзвуковой скорости 6 М.

Читать еще:  Ударный вертолёт PAH-2 Tiger (Европа)

Единственный конкурент российской ракеты Р-37М – американская AIM-120 AMRAAM, стоящая на вооружении самолетов пятого поколения F-22 и F-35 (основное оружие класса «воздух-воздух» ВВС США, НАТО, и еще десятка стран мира). Максимальная дальность поражения цели американской ракетой составляет всего 180 километров. Это свидетельство системного превосходства российского ОПК.

Благодаря развитию высоких технологий, Россия много лет сохраняет ведущие позиции на международном рынке вооружений среди основных государств-экспортеров. Ранее опубликованы данные об экспорте российских вооружений в 2019 году в объеме свыше 15,2 миллиарда долларов. Введенные правительством США санкции против оборонно-промышленных предприятий РФ оказались бессмысленными. Москва не потеряла традиционных покупателей русского оружия, и приобрела новых (около 50 стран). Наибольшим спросом пользуются российские системы для ведения воздушного боя (54 процента от общего объема экспорта), противовоздушной обороны (30 процентов). Максимальный интерес – к истребителям Су-35С и зенитным комплексам С-400.

Товарооборот между Баку и Москвой в минувшем году вырос на 20%, и достиг 2,5 миллиарда долларов. Разумеется, в этой сумме значительную долю составляют контракты по линии ВТС. Развитие взаимовыгодного сотрудничества продолжается.

Экспортные ориентиры

Новейший российский многофункциональный лёгкий истребитель поколения 4++ МиГ-35 (классификации НАТО — Fulcrum-F, «Точка опоры») завершит прохождение всего комплекса испытаний в 2019 году. Как заявил генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко в интервью агентству «Интерфакс», самолёты находятся на стадии производства и скоро начнут поступать в эксплуатацию. Мощности предприятий корпорации позволяют выпускать до 36 машин в год.

Тарасенко рассказал, что на некоторые модификации МиГ-35 может быть установлена в качестве опции современная радиолокационная станция (РЛС) «Жук-АЭ» с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), способной сопровождать одновременно до 30 воздушных целей. В то же время часть истребителей будет оснащена РЛС «Жук-МЭ» с щелевой антенной решёткой с механическим сканированием, которая может отслеживать до 10 целей. Также при необходимости разработчики могут создать палубную версию МиГ-35.

В корпорации рассказали об ожидании предварительного решения Индии о закупке 110 единиц МиГ-35 — в апреле РФ второй раз предложила перспективный истребитель для участия в индийском тендере. По словам Тарасенко, РСК «МиГ» работает над заключением контрактов по поставке Миг-35 в ещё 29 стран, в том числе в Казахстан, Мьянму, Бангладеш и государства Латинской Америки.

ВВС Азербайджана выбирают российские истребители: Су-35 или Миг-35?

МиГ-35 создан с широким использованием технологий пятого поколения, к самолетам этого поколения Су-35 максимально близок — так что выбор специалистов может зависеть прежде всего от перспективы использования гиперзвуковых ракет большой дальности.

С целью модернизации и перевооружения Военно-воздушных сил Азербайджан внимательно изучает российские истребители, и в системе координат «боевая эффективность – цена – качество» этот выбор выглядит закономерным. Особенно с учетом совместимости самолетов с гиперзвуковой ракетой Р-37М «воздух – воздух».

В рамках военно-технического сотрудничества Баку и Москвы группа специалистов Военно-воздушных сил (ВВС) Азербайджана посетила в России предприятия оборонно-промышленного комплекса по производству боевых самолетов Су-35 и МиГ-35. Делегацию проинформировали о тактико-технических характеристиках, боеспособности, вооружении, производстве, эксплуатации и обслуживании самолетов. Азербайджанские военные летчики выполнили практические полеты на Миг-35. В ходе встреч с руководством военных заводов и представителями «Рособоронэкспорта» заявлено, что Азербайджан заинтересован в приобретении самых современных истребителей российского производства. В свою очередь российская сторона выразила готовность поставлять боевые самолеты в количестве, соответствующем потребностям ВВС Азербайджана. Это еще не контракт, однако начало обнадеживающее.

Сегодня ВВС республики имеют на вооружении более 40 ударных самолетов и вертолетов. Оборонный бюджет Азербайджана в 2020 году возрос на 20%, достиг 2,3 миллиарда долларов, и позволяет приобрести самые передовые системы вооружений. Остается сделать правильный выбор.

Полеты на МиГ-35

Закономерный вопрос: почему азербайджанские специалисты ВВС на предприятиях ОПК России внимательно изучили два типа истребителей, а испытали в полете лишь один? Вероятно, Су-35 широко известен в мире авиаторов, а МиГ-35 – более таинственный шедевр российских конструкторов и авиастроителей.

Вершина семейства боевых самолетов марки «МиГ» новейший авиационный комплекс МиГ-35 создан с широким использованием технологий 5-го поколения. Получил в наследство великолепный планер от МиГ-29, не уступающий ни одному западному аналогу. Конструктивно остался легким истребителем, но усиленный корпус позволяет условно отнести МиГ-35 к категории тяжелых машин.

Предназначен для уничтожения днем и ночью воздушных целей, подвижных и неподвижных наземных (надводных) объектов. Новейшее бортовое оборудование и высокоточное вооружение позволяют МиГ-35 завоевывать господство в воздухе в противоборстве с истребителями четвертого и пятого поколений, перехватывать современные средства воздушного нападения, наносить удары высокоточным оружием по наземным и надводным целям без входа в зону ПВО противника, вести высокотехнологичную воздушную разведку и управлять авиационными группами.

Главные преимущества истребителя МиГ-35: сниженная радиолокационная заметность, 4-кратное резервирование каналов управления, авионика нового поколения и современное информационно-управляющее поле кабины с высоким уровнем автоматизации, новые двигатели с увеличенной тягой, применение всех типов управляемых и неуправляемых ракет, новейших корректируемых бомб.

— максимальный взлетный вес – 24 500 кг

— максимальная внешняя нагрузка – 6 500 кг

— максимальная тяга – до 18 000 кгс

— максимальная скорость – 2 100 км/час

— практический потолок – 16 000 м

— максимальная эксплуатационная перегрузка – 9G

— максимальная дальность полета – 3 000 км

Образно выражаясь, МиГ-35 – это меньший по размерам и более дешевый в эксплуатации микояновский аналог Cу-35. При этом МиГ-35 обладает сверхманевренностью и другими характеристиками поколения 4++. Неслучайно самолет получил высочайшую оценку на Западе. На международном авиационном салоне МАКС-2019 зарубежные партнеры России проявили заметную заинтересованность в приобретении этого новейшего истребителя. Воздушно-космические силы РФ получили первые МиГ-35 в прошлом году.

Превосходный Су-35

Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35 поколения 4++ в сравнении с МиГ-35 имеет, пожалуй, избыточные возможности и мощь. По характеристикам максимально близок к самолетам 5-го поколения. Предназначен для поражения воздушных, наземных и надводных целей, стратегических объектов инфраструктуры, прикрытых средствами ПВО и расположенных на значительном удалении от аэродрома базирования. Истребитель Су-35С (модификация для ВКС РФ) доказал высокую эффективность в Сирийской Арабской Республике.

Отличительные особенности Су-35:

— высокая маневренность и средства РЭБ, обеспечивающие превосходство в ближнем воздушном бою над современными и перспективными истребителями;

— исключительная эффективность в дальнем воздушном бою за счет радиолокационных и оптико-электронных систем («видит» цель за 350 километров), и ракет «воздух- воздух» большой дальности;

Читать еще:  Самолет РЛС и управления E-3A Sentry (США)

— способность вести автоматизированный обмен информацией и распределение целей в ходе групповых действий (до 16 самолетов Су-35);

— высокая точность навигации, радиолокационных и оптико-электронных систем с большой дальностью действия, широким полем обзора и возможностью одновременного обстрела нескольких целей, которые гарантируют точное поражение наземных и морских целей широчайшей линейкой вооружения.

Электронное сканирование обеспечивает одновременное сопровождение до 30 и одновременный обстрел до 8 воздушных целей (на Су-35 может размещаться до 5 ракет большой дальности, до 12 ракет средней дальности, принцип применения которых – «выстрелил – забыл»). Автоматизация процессов управления и «интеллектуальная поддержка» информационно-управляющего поля кабины позволяют снижать рабочую нагрузку на летчика. Значительная дальность полета обеспечивается аэродинамической компоновкой, большим запасом топлива (11,2 тонны). Конструкция планера усилена и перепроектирована с использованием новых материалов, что позволило увеличить ресурс эксплуатации самолета до 25 лет.

Основные летно-технические характеристики Су-35:

— максимальный взлетный вес – 34 500 кг

— максимальная внешняя нагрузка – 8 000 кг

— максимальная тяга – до 14 500 кгс

— максимальная скорость – 2 250 км/час

— практический потолок – 18 000 м

— максимальная эксплуатационная перегрузка – 9G

— максимальная дальность полета – 4 500 км

Можно заметить, что в сравнении с МиГ-35 истребитель Су-35 на 10 тонн тяжелее, несет на 1500 кг больше боезапаса, летает на 2000 м выше, на 150 км/час быстрее и на 1500 км дальше. Однако это «сухое» превосходство ничуть не умаляет достоинств Миг-35. Каждый из двух истребителей хорош по-своему. Полагаю, специалисты сделают свой выбор, прежде всего, с учетом перспективы использования гиперзвуковых ракет большой дальности.

В строю ВКС России находится более 100 истребителей Су-35. Заинтересованность в приобретении этой машины для своих ВВС проявляют многие страны, включая Турцию, которая остается членом НАТО.

Атака на встречных курсах

Россия наращивает возможности истребителей Су-35 за счет гиперзвуковых ракет Р-37М. Испытания этой сверхдальнобойной ракеты класса «воздух-воздух» близки к завершению. Новое изделие – это развитие ракеты предыдущего поколения Р-37 (на вооружении с 1989 года). Р-37М способна поражать высокоскоростные воздушные цели на дальности более 300 километров. При этом точность обеспечивает уникальная система прицеливания, в которую входят РЛС истребителя, а также установленные на ракете бортовой инерциальный комплекс и головка самонаведения.

Новейшая Р-37М значительно увеличит мощь и возможности истребительной авиации, ракета предназначена для вооружения российских истребителей четвертого и пятого поколений. Подробные тактико-технические характеристики Р-37М не раскрываются. Известно, что масса ракеты – около 500 килограммов, конструкция выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Р-37М способна уничтожать воздушные цели на встречных курсах. На маршевом участке ракета «не светится» на локаторах противника, поскольку работает инерциальная система навигации. Перед целью включается активная радиолокационная головка самонаведения, не оставляя времени для маневра уклонения. На финишном отрезке ракета ускоряется до гиперзвуковой скорости 6 М.

Единственный конкурент российской ракеты Р-37М – американская AIM-120 AMRAAM, стоящая на вооружении самолетов пятого поколения F-22 и F-35 (основное оружие класса «воздух-воздух» ВВС США, НАТО, и еще десятка стран мира). Максимальная дальность поражения цели американской ракетой составляет всего 180 километров. Это свидетельство системного превосходства российского ОПК.

Благодаря развитию высоких технологий, Россия много лет сохраняет ведущие позиции на международном рынке вооружений среди основных государств-экспортеров. Ранее опубликованы данные об экспорте российских вооружений в 2019 году в объеме свыше 15,2 миллиарда долларов. Введенные правительством США санкции против оборонно-промышленных предприятий РФ оказались бессмысленными. Москва не потеряла традиционных покупателей русского оружия, и приобрела новых (около 50 стран). Наибольшим спросом пользуются российские системы для ведения воздушного боя (54 процента от общего объема экспорта), противовоздушной обороны (30 процентов). Максимальный интерес – к истребителям Су-35С и зенитным комплексам С-400.

Товарооборот между Баку и Москвой в минувшем году вырос на 20%, и достиг 2,5 миллиарда долларов. Разумеется, в этой сумме значительную долю составляют контракты по линии ВТС. Развитие взаимовыгодного сотрудничества продолжается.

Экспортные перспективы

Разработка самолёта МиГ-35 началась в 2000-х годах. Перспективный истребитель — дальнейшее развитие боевых самолётов МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2, оснащённый более современными радарами, вооружением и авионикой. В 2009 году самолёт был представлен на конкурсе MMRCA в рамках индийского тендера на закупку истребителей, но в итоге выбыл из соревнований. В Дели предпочли закупить партию французских многоцелевых истребителей четвёртого поколения Dassault Rafale. В 2015 году египетские военные, так же, как и их индийские коллеги, предпочли Rafale «мигарям». Хотя стоимость французского самолёта в зависимости от комплектации колеблется между $85 и $124 млн, а цена российского истребителя, по оценкам экспертов, не превысит $40 млн.

Экспортные перспективы МиГ-35 серьёзно улучшатся после того, как машина будет введена в эксплуатацию в ВВС России и, возможно, ещё улучшена в соответствии с пожеланиями военных, отмечает News.ru исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

«В Индии и в Египте попросту не захотели покупать сложную военную технику, которая не встала на вооружение в стране-производителе. Когда речь идёт о приобретении истребителей, все, как правило, смотрят на опыт эксплуатации боевых машин на родине. Отсутствие такого опыта существенно понижает шансы выиграть тендер», — говорит эксперт.

Между тем о намерении приобрести МиГ-35 в Минобороны заявляют с 2011 года — изначально партия должна была составить 37 машин. Сроки заключения контрактов переносились, но военные говорили, что не намерены отказываться от самолёта. Первый контракт между Минобороны и Объединённой авиастроительной корпорацией был заключён только в августе 2018 года. Согласно его условиям, ВВС РФ приобретёт всего лишь шесть истребителей до 2023 года.

МиГ-35 полетит за рубеж

Есть и ещё один крайне важный для современной России момент: для сохранения нашего экспортного потенциала мы просто обязаны предоставить 28 странам-клиентам, владеющим МиГ-29, возможность обновить свой парк лёгких истребителей за счёт новой машины. Это не просто вопрос престижа, а ещё и поддержания наработанных каналов сбыта — в Индии, Алжире, Малайзии и ряде других государств.

Между прочим, можно смело утверждать, что МиГ-35 не имеет аналогов в мире, так как это не просто лёгкий скоростной многофункциональный истребитель, но и самый дешёвый боевой самолёт в своей категории.

Справка

В ценах 2016 года МиГ-35 мог обойтись покупателю приблизительно в 45 миллионов долларов. Речь шла о фьючерсных сделках. F-16 стоил тогда же порядка 200 миллионов долларов.

Инженеры российской оборонки с честью выдержали очередное испытание и, как всегда, оказались на высоте. Причём речь идёт уже о новом поколении самолётостроителей, пришедших в промышленность после окончания советского периода. Так что не заделом прежних времён жив авиапром, а новыми талантами и достижениями.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: