5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Многоцелевой истребитель MD.450 Ouragan (Франция)

Многоцелевой истребитель MD.450 Ouragan (Франция)

www.modelist

konstruktor.ru

Издаётся
с 2002 года

Приложение журнала «Моделист-конструктор»

ЖУРНАЛ

ПРИЛОЖЕНИЯ
Авиаколлекция
Бронеколлекция
Морская коллекция
Мастер на все руки

РЕДАКЦИЯ
Адрес

РАСПРОСТРАНЕНИЕ
Подписка
Покупка

ИНФОРМАЦИЯ
Авторам
Перепечатка

Приложение к журналу «Моделист-конструктор», издается с июля 2003 года. Специализированный журнал для любителей истории авиации и авиамоделистов.

Каждый выпуск — это мини-монография об отечественной или иностранной конструкции летательных аппаратах. Каждый выпуск содержит информацию об истории создания самолета или вертолета, его серийном производстве, модификациях, эксплуатации, боевом применении и окраске.

Приводятся краткое техническое описание и чертежи машины. А также большое количество фотографий, в том числе фотоснимки узлов и агрегатов.

Печать офсетная, с цветными обложками, на которых изображены различные варианты окраски летательного аппарата. Периодичность издания — один номер в два месяца.

Специальные выпуски приложения «Моделист-конструктор» выходят с 2002 года. Отличаются увеличенным объёмом и представляют из себя подробные справочники и монографии по авиационной тематике. Печать офсетная, с цветными обложками.

За истекший период вышли следующие номера:

2019

Приложения
3 — Истребители-перехватчики Су-9 и Су-11
2 — Тяжелый бомбардировщик ТБ-3, часть 2
1 – Тяжелый бомбардировщик ТБ-3

2018

Приложения
12 — Тяжелый бомбардировщик ЮГ-1 (К.30)
11 — Ближний бомбардировщик Су-2
10 — Истребитель Рипаблик Р-47 «Тандерболт»
9 — Многоцелевой вертолет Ми-6
8 — Противолодочный самолет Бреге «Атлантик»
7 — Разведчик Р-10
6 — Палубный истребитель Хокер «Си Хок»
5 — Штурмовик Су-25
4 — Учебно-тренировочный самолет Як-18
3 — ЛЕТАЮЩАЯ ЛОДКА SIAI S.55
2 — Истребитель Ла-5, часть 2
1 — Истребитель Ла-5, часть 1

2017

Приложения
12 — Учебно-тренировочный самолет L-29 (Л-29) «ДЕЛЬФИН»
11 — САМОЛЕТ АИР-6 (Я-6)
10 — Истребитель-бомбардировщик Дженерал Дайнемикс F-111
9 — Истребитель-бомбардировщик Су-17
8 — Стратегический бомбардировщик «Мираж» IV
7 — ВЕРТОЛЕТ Ми-4
6 — Ночной перехватчик Нортроп Р-61 «Блэк Уидоу»
5 — РЕКОРДНЫЙ САМОЛЕТ РД (АНТ-25) ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК ДБ-1 (АНТ-36)
4 — Летающие лодки S.62, S.62BIS (С.62Б) И МБР-4
3 — Истребитель Як-7
2 — Истребитель AMD «Рафаль»
1 — Пассажирский самолет АНТ-9

2016

Приложения
12 — Учебно-тренировочный самолет АТ-6 «Тексан»
11 — ИСТРЕБИТЕЛЬ И-4
10 — Истребитель Рипаблик Р-84 (F-84)
9 — Истребитель Як-23
8 — Летающая лодка Дорнье «Валь»
7 — Вертолеты Ка-15 и Ка-18
6 — Палубные штурмовики «Этандар» и «Супер Этандар»
5 — Противолодочный самолет Ту-142
4 — Ракетный перехватчик Me 163 «Комет»
3 — Транспортный самолет АН-32
2 – Противолодочный самолет АВРО «ШЕКЛТОН»
1 — Истребитель ЯК-9

2015

Приложения
12 — Тяжелый истребитель Мессершмитт Bf 110
11 — Транспортный самолёт Ил-14
10 — Истребитель-бомбардировщик FIAT G.91
9 — Стратегический бомбардировщик М-4
8 — Истребитель Локхид Р-80 «Шутинг Стар»
7 — Транспортно-боевой вертолёт Ка-29
6 — Палубный истребитель Хокер «Си Фьюри»
5 — Истребители И-16 с моторами М-63
4 — Штурмовик Ил-2, часть 2
3 — Штурмовик ИЛ-2, часть 1
2 — Летающая лодка PBY «Каталина»
1 — Истребитель МиГ-3

2014

Приложения
12 — Противолодочный самолёт Локхид P2V (P-2) «НЕПТУН»
11 — Реактивная летающая лодка Бе-10
10 — Истребителем F-22A «Рэптор»
9 — Стратегический бомбардировщик 3М
8 — Истребитель PZL P-11
7 — Транспортный самолёт Ан-26
6 — Семейство веротолетов «Алуэтт»
5 — Многоцелевой самолёт Як-25
4 — Штурмовик LTV A-7 «Корсар» II
3 — Амфибия Ш-2
2 — Бомбардировщик Армстронг-Уитворт «Албемарл
1 — Истребитель И-153 «Чайка»

2013

Приложения
6 — Многоцелевой самолёт Ан-30
5 — Истребитель Нортроп F-5
4 — Стратегический бомбардировщик Ту-95
3 — Корабельный гидросамолет-разведчик КОР-2 (Бе-4)
2 — Истребитель Хокер «Тайфун»
1 — Истребитель И-15бис

2012

Приложения
12 — Десантные планёры периода Великой Отечественной войны
11 — «Крейсер» Р-6
10 — Транспортный самолёт С-17
9 — Истребитель И-15
8 — Истребитель Р-63 «Кингкобра»
7 — Бомбардировщик Ту-22М
6 — Многоцелевой самолёт «Торнадо»
5 — Многоцелевой самолёт Ан-2
4 — Палубный торпедоносец «Суордфиш»
3 — Амфибия Бе-12
2 — Истребитель «Мираж» III ч. 2
1 — Учебно-тренировочный самолёт Як-11

2011

Приложения
12 — Окраска и обозначения самолётов авиации Китая до 1948 г.
11 — Бомбардировщик Ту-160
10 — Истребитель «Мираж» III ч — 1
9 — Истребитель Су-15
8 — Конвертоплан V-22 «Оспри»
7 — Истребители И-Зет/ИП-1
6 — Истребитель «Вампир»
5 — Летающая лодка МБР-2
4 — Бомбардировщик Фарман «Голиаф»
3 — Вертолёт Як-24
2 — Палубный истребитель F4F «Уайлдкэт»
1 — Транспортный самолёт Ан-124

2010

Приложения
12 — Окраска и обозначения самолетов японской морской авиации 1920 — 1945
11 — Самолет Як-12
10 — Дальний разведчик Ки.46
9 — Боевой вертолет Ми-24
8 — Штурмовик Q-5 (А-5)
7 — Тяжелый бомбардировщик Пе-8 (ТБ-7)
6 — Стратегический бомбардировщик В-47 «Стратоджет»
5 — Многоцелевой самолет МиГ-25
4 — Поплавковый разведчик Арадо Ar 196
3 — Истребитель МиГ-23
2 — Палубный штурмовик А-6
1 — Истребитель И-5

2009

Приложения
11 — Истребитель Ла-7
10 — Истребитель J-10
9 — Истребитель Ла-11
8 — Бомбардировщик Ju 88, часть 2
7 — Палубный штурмовик Як-38
6 — Бомбардировщик Ju 88, часть 1
5 — Разведчик и легкий бомбардировщик Р-Z (Р-Зет)
4 — Истребитель Фоккер D.VII
3 — Отечественные самолеты и вертолеты ДРЛО
2 — Транспортный самолет С-130 «Геркулес»
1 — Дальний бомбардировщик Ер-2

Спецвыпуски
2 — Истребитель-бомбардировщик МиГ-27
1 — Бомбардировщик Ту-16

2008

Приложения
12 — Окраска и обозначения самолетов советских ВВС, 1941 — 1945 гг.
11 — Противолодочный самолет Ил-38
10 — Транспортный самолет Дуглас С-47
9 — Истребитель Ла-9
8 — Истребитель SAAB 35 «Дракен»
7 — Семейство самолетов Як-26, Як-27 и Як-28
6 — Боевой вертолет Ми-28
5 — Бомбардировщик Хейнкель Не 111
4 — Разведчик Р-3
3 — Штурмовик А-10
2 — Дальний бомбардировщик Ту-4
1 — Тяжелый бомбардировщик В-29

Спецвыпуски
2 — Бомбардировщик Ту-2, часть 2
1 — Бомбардировщик Ту-2, часть 1

2007

Приложения
12 — Окраска и обозначения самолетов РККВФ и ВВС РККА до 1940 г.
11 — Транспортный самолет Ил-76
10 — Бомбардировщик Хэндли-Пейдж «Хзмпден»
9 — Двухместный истребитель ДИ-6
8 — Истребитель MD 450 «Ураган»
7 — Бомбардировщик-торпедоносец Ту-14
6 — Самолет Физелер Fi 156 «Шторх»
5 — Истребитель МиГ-17
4 — Боевой вертолет АН-1 «Кобра»
3 — Ближний бомбардировщик ББ-22 (Як-2/Як-4)
2 — Бомбардировщик PZL-37 «Лось»
1 — Дальний перехватчик Ту-128

2006

Приложения
12 — Окраска и обозначения самолетов итальянских ВВС, 1922 — 1945
11 — Истребитель F-86 «Сейбр»
10 — Транспортные самолеты Ан-72 и Ан-74
9 — Учебно-боевой самолет Як-130
8 — Истребитель ФИАТ CR.32
7 — Разведчик и легкий бомбардировщик Сопвич «Полуторастоечный»
6 — Бомбардировщик Ил-28, часть 2
5 — Бомбардировщик Ил-28, часть 1
4 — Палубный истребитель Мицубиси А5М
3 — Летающая лодка Бе-6
2 — Вертолеты «Пума», «Супер Пума», «Кугар»
1 — Тяжелый бомбардировщик ТБ-1

Спецвыпуски
2 — МиГ-21 против F4 «Phantom»
1 — Самолеты стратегической разведки

2005

Приложения
6 — Окраска и обозначения самолетов ВВС Великобритании, 1930 — 1945 гг.
5 — Истребитель ЛаГГ-3
4 — Пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju 87
3 — Транспортный самолет Ли-2
2 — Палубный истребитель F-14 «Томкэт»
1 — Штурмовик Ил-10, часть 2

Спецвыпуски
2 — Корейский полигон
1 — Дальние и высотные разведчики Второй мировой войны

2004

Приложения
6 — Обозначения и окраска военных самолетов Германии 1935-1945
5 — Штурмовик Ил-10, часть 1
4 — Истребитель Хоукер «Хантер»
3 — Разведчик Р-1
2 — Транспортный самолет Ju 52/3m
1 — Бомбардировщик Ту-22

Спецвыпуски
2a — «Миражи» над Францией
1a — Летающие крылья Джона Нортропа
2 — Военно-транспортные самолеты Второй мировой войны
1 — Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны

2003

Приложения
3 — Вертолет UH-1 «Ирокез»
2 — Бомбардировщик В-25 «Митчелл»
1 — Истребитель МиГ-19

Спецвыпуски
1a — «Скайрейдер» : от Корей до Вьетнама
2 — Гидросамолеты Второй мировой войны
1 — Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны

Читать еще:  Многоцелевой истребитель HAL Ajeet (Индия)

2002

Спецвыпуски
2 — Бомбардировщики Второй мировой войны
1 — Истребители Второй мировой войны

2019
1 2 3

2018
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2017
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2016
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2015
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2014
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2013
1 2 3 4 5 6

2012
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2011
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2010
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2009
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 2

2008
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 2

2007
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2006
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 2

2005
1 2 3 4 5 6
1 2

2004
1 2 3 4 5 6
1 2 1a 2a

2003
1 2 3
1 2 1a

2002

Права защищены © АО «Редакция журнала «Моделист-конструктор». Воспроизведение материалов без согласования запрещено.

Содержание

  • 1 Конструкция
    • 1.1 Двигатель
  • 2 Варианты
  • 3 Изображения
  • 4 На вооружении
  • 5 Боевое применение
  • 6 Dassault Rafale в международном тендере MMRCA
  • 7 Происшествия
  • 8 Тактико-технические характеристики
    • 8.1 Технические характеристики
    • 8.2 Лётные характеристики
    • 8.3 Вооружение
  • 9 Аналоги
  • 10 Примечания
  • 11 Литература и источники
  • 12 Ссылки

Конструкция

Выполнен по традиционной для истребителей фирмы Dassault Aviation аэродинамической схеме «утка» [6] с дополнительным высокорасположенным передним горизонтальным оперением (т. н. канарды), среднерасположенным треугольным в плане крылом с корневыми наплывами и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа.

Переднее поворотное горизонтальное оперение расположено впереди крыла для увеличения маневренности самолета (максимальная эксплуатационная перегрузка — 9 g). Однокилевой. Силовая установка двухдвигательная. Может эксплуатироваться с ВПП длиной 400 м. [7]

На истребителе установлена ОПС, РЛС с ФАР/АФАР RBE/RBE2 (с 2012 года). Оборудован системой предупреждения Thales SPECTRA, она включает: предупреждение о лазерном облучении, о радиолокационном облучении, систему предупреждения о ракетной атаке DDM-NG (с 2012 года), состоящей из 2 пассивных ИК-датчиков на киле. Система DDM-NG позволяет получать сферическую картинку в ИК-диапазоне. [8]

Каналы воздухозаборников выполнены S-образно и экранируют лопатки компрессора, обеспечивая тем самым снижение ЭПР самолёта.

Двигатель

Первые Rafale проходили испытания на двигателях F404, затем разработка собственного двигателя M88-2 была начата с 1987 года и стоила около 8,5 млрд франков или около 1,5 млрд евро. Серийно производится с 1996 года. Двигатель M88 относится к 5-му поколению двигателей. Конструктивные требования для 5-го поколения включают ступени: 3 КНД, 5-6 КВД, 1 ТВД, 1 ТНД, противовращение роторов [9] .

Тип двигателя: двухвальный двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой, состоит из 3-ступенчатого компрессора низкого давления (КНД), лопатки выполнены из титановых сплавов, компрессор высокого давления (КВД) 6-ступенчатый, кольцевая камера сгорания с керамическим напылением, температура газов перед турбиной +1580 °C, турбины высокого давления (одноступенчатая), одноступенчатой турбины низкого давления, форсажной камеры, сопла. Система управления FADEC. Коробка агрегатов расположена снизу. Монокристаллические лопатки турбины и диски, выполненные методом порошкового литья.

Первые шаги.

Только что завершилась вторая мировая война. Главным её итогом, применительно к развитию авиации, стало начало использования качественно нового двигателя на самолетах — реактивной силовой установки. Принцип её действия был известен и отдельные эксперименты по применению в авиации проводились и ранее, но в серийное производство и применение на самолетах произошло именно в конце второй мировой войны.

Наибольших успехов в области реактивной авиации в указанный период достигли немецкие конструкторы. Они создали два типа истребителей — узкоспециализированный перехватчик Мессершмитт Ме-163 «Комет», многоцелевой Мессершмитт Ме-262 и бомбардировщик Арадо Ар-234.

Ради полноты картины нужно упомянуть и немецкий реактивный истребитель Хенкель He-162. Но он был построен в очень маленьком количестве, в боевых действиях участия фактически не принял. К тому же конструкция самолета была не слишком удачной.

Следует отметить, что и Ар-234 как и Ме-262 тоже не являлся узкоспециализированным самолетом и имел разведывательную модификацию. Так что концепция многоцелевого самолета, как видно, возникла и была воплощена на практике уже очень давно. Просто в отдельные периоды развития современной военной авиации она уходила в тень, уступая главенствующую роль многообразию узкоспециализированных ЛА, но в итоге все же стала господствующей.

Итак, революция свершилась. Даже будучи еще очень несовершенными с технической точки зрения, реактивные силовые установки обеспечили качественный скачёк в характеристиках военных самолетов. Превосходство их, над тогда традиционными винто-поршневыми силовыми установками, было подавляющим. Сход со сцены поршневых истребителей был очевиден. Оставался вопрос, насколько быстро это произойдет.

О ходе разработки Mirage III (подход 2)

Всё ещё не согласовал некоторые находки в разных источниках. Надо расставить на них ссылки, конечно. И много красивых картинок. Буквы в тексте имеют разный цвет и подчёркивание не случайно.

Марсель Блок (Marcele Bloch) создал авиастроительную собственную компанию Société des Avions Marcel Bloch в 1929 году. В 1936 году компанию национализировало правительство Народного фронта, но Марсель Блок назначен в ней представителем министра авиации и авиаконструктором, одновременно создав ещё одну частную фирму в Сен-Клу для производства моторов и винтов. Но и знаменитые истребители Bloch получили его фамилию. Осенью 1940 года правительство Виши отправило Блока и всю его семью в тюрьму по доносу и за отказ сотрудничать. В августе 1944 года авиаконструктора-еврея уже немецкие властиэтапировали в Бухенвальд. Впоследствии фирма Dassault выделялась открытым неповиновением государственным ограничениям сотрудничества с Израилем.

Конструктор выжил; и 10 ноября 1945 года воссоздал компанию с офисом в Сен-Клу, как семейное предприятие, но с новым названием. В честь брата, участника Сопротивления, он изменил фамилию и название фирмы на его псевдоним Дассо́ (Dassault — d’Assault). К началу 1950-х годов фирма Avions Marcel Dassault достигла успехов в проектировании и производстве самолётов военного и двойного назначения, а также занялась производством ТРД и, с 1954 года, авионики.

Mystère

Успехи в создании реактивных истребителей начались с проекта MD 450 Ouragan(первый полёт 28 февраля 1949). В 1951 году на его основе создан первый самолёт семейства Mystère (фр. — тайна, произносится как «мистэ́р», с ударением в конце, конечно) со стреловидными крыльями.

MD 550

В 1952 году в фирме Dassault, как и в некоторых других фирмах Франции, начали проектировать сверхзвуковой истребитель. Проект получил название Mystère Delta («мистэ́р дэльта́» — таинственная дельта). 4 февраля 1953 года ВВС Францииобъявили конкурс на создание истребителя-перехватчика с выработанными в 1952 году требованиями:

  • масса истребителя не более 4000 кг;
  • вооружение — одна ракета массой 200 кг (фирмы Matra или Nord Aviation);
  • сверхзвуковая скоростьМ=1,3;
  • набор высоты 15 км за 4 минуты, а 18 км за 6 минут;
  • преследование противника со скоростью около M=1 не менее 25 км и возвращение с остатком топлива на 5 минут ожидания посадки в воздухе;
  • посадочная скорость менее 180 км/ч.

Бортовая РЛС не предусматривалась, рассчитывали на командное наведение с земли. Похоже, разработанная в 1952 году ВВС Франции тактика применения будущего перехватчика напоминала скорее о немецких ракетных перехватчиках времён войны, которые наводились с земли, чем о воздушной борьбе в Корее, которая тогда только достигла наибольшего напряжения. Ни тогда, ни позднее о требованиях боевой манёвренности в печати не писали. А пушки появились в проекте по выбру: или ЖРД ускоритель или пушки. Оружие — одна ракета.

Четыре авиастроительных объединения Франции приняли участие в соревновании:

  1. Sud-Ouest, конструктор Люсьен Сервант, SO 9000 Trident («тридо́») — с двумя ТРД Turbomeca Marboré II на концах тонкого прямого крыла и трёхкамерным ЖРД SEPR 48.
    Первый полёт 2 марта 1953 года. Для испытаний построено 12 самолётов. В 1956 году именно этот проект объявлен победителем конкурса, но осенью 1958 года закрыт, хотя фирма убеждала ВВС, что их проект дополняет, а не заменяет Mirage.
  2. Nord Aviation, конструктор Жан Галтье, Gerfaut («жерфо́») — очень короткий самолёт с треугольным крылом и высоко расположенным оперением. Один ТРДATAR 101C фирмы SNECMA без форсажной камеры и без ЖРД.
    Первый полёт 15 января 1954 года. Впервые превысил скорость звука во Франции, M=1,1 без форсажа. Видимо, только они стремились исполнить исходные требования ВВС буквально, предельно облегчив истребитель. Построено 3 самолёта: Gerfaut, Gerfaut IB с форсажной камерой, Gerfaut II с РЛС Aladin.

Большинство самолётов предполагали использование многокамерных ЖРД фирмы SEPR, которые питались самовоспламеняющейся топливной парой из отдельных баков: керосин (позднее смесь ксилидина и триэтиламина ТГ-02 или TX) и окислитель — азотная кислота. Кроме того, запас воды и метилового спирта для газогенератора турбонасоса ЖРД.

Другой чертой стало тонкое треугольное в плане крыло трёх проектов из четырёх в соревновании. Явно модное во всём мире тогда решение, вероятно, опиралось на удачные исследования таких самолётов в США и Великобритании в это время.

Заказ на разработку и изготовление двух опытных MD 550 получен лишь 22 марта 1954 года. С января по май 1956 года самолёт доработали:

  • треугольный киль стал стреловидным;
  • управление элевонами оснастили гидроусилителями;
  • консоли крыла обрезали по 15 см;
  • установили катапультируемое кресло английской фирмы Martin-Baker;
  • установили двигатели с форсажными камерами, добавившими 1000 кгс тяги;
  • установили однокамерный ЖРД SEPR 66 с тягой 1500 кгс и временем работы 80 с;
  • оснастили тормозным парашютом.

В мае 1956 года, то есть когда уже изготавливали Mirage II, самолёт достиг скорости M=1,6 на высоте 12 км с ЖРД. Расчёты показывали, что без существенных переделок и новых идей скорость увеличить трудно. В то же время на Trident превысили эту скорость на полгода раньше и рассчитывали получить M=2. Выполнили они и требования к посадочной скорости, потому надеялись предложить Trident как перехватчик NATO, а не только победили в конкурсе. Однако после ещё 2 лет испытаний и доработок программа Trident свёрнута осенью 1958 года, хотя прославилась несколькими спортивными рекордами.

MD 550-01 испытывали до мая 1957 года, но уже для программы разработки бомбардировщика Mirage IV.

Mirage II

В ВВС отказались от разработки командного управления и добавить бортовую РЛС и увеличить нагрузку. Для новых требований Dassault увеличили проект на 30% с обозначение MD 550-02. Проект назвали Mirage II, а предыдущий самолёт впервые назван Mirage I. ВВС заказали два таких опытных истребителя.

Тягу увеличили, применив два ТРД Gabizo фирмы Turbomeca с форсажными камерами и два ЖРД SEPR. Выходил самолёт, силовой установкой и фюзеляжем похожий на разрабатываемый околозвуковой бомбардировщик Dassault Étendard II с РЛС и двумя ЖРД (первый полёт 23 июля 1956; разработан для программы лёгкого ударного истребителя NBMR-1; контракт получил итальянский FIAT G-91).

Для Mirage II предназначалась небольшая РЛС Aladin дочерней (точнее, сыновей — ею руководил сын Серж Дассо) фирмы Electronique Marcel Dassault. В начале 1956 года изготовление Mirage II прекращено из-за затруднений в достижении лётных показателей Mirage I. Изготовленное крыло использовали в следующем проекте.

Mirage III

Проект снова пересмотрели и увеличили с названием Mirage III (MD 550-03). На сей раз силовая установка состояла из одного ТРД ATAR 101G-1 фирмы SNECMA с форсажной камерой. Этот же ТРД использовали для Dassault Super Mystère в модификации B2. Двигатели ATAR — итог долгой эволюции немецкого проекта ТРД BMW 109-003, начатого ещё в 1940 году. Предусматривалась по выбору:

  • в носу две 30-мм пушки DEFA и 250 патронов и хвостовой фюзеляжный бак;
  • или установка бака с 410 л топлива для ЖРДSEPR 841 вместо пушек в носу и бак окислителя вместе с ЖРД в хвосте, вместо бака с керосином для ТРД.

Ещё важнее для пересмотра проекта, видимо, были веяния из-за границы: аэродинамическое правило площадей, недавно внедрённое для США (Convair F-102A) в ходе долгой доработки проекта, и в Великобритании (Fairey Delta II). Delta II даже ставил рекорды скорости именно во Франции в марте 1956 года — отмена постройки Mirage II и до мая, когда на Mirage I достигнута скорость M=1,6. Время расцвета дружбы Франции и Великобритании, проекта Франко-Британского союза Ги Молле, Римского договора. По легенде же, знаменитый лётчик Чак Йегер, будучи во Франции, лично обратил внимание Дассо на правило. Так или иначе, но фюзеляж удлинили, где крыло толще — «приталили», немного увеличили угол стреловидности передней кромки крыла.

17 ноября 1956 года лётчик Ролан Главани впервые полетел на Mirage III 001, названный Balzac. Уже в четвёртом полёте достигнута скорость M=1,2, а до конца 1957 года — M=1,8 с ЖРД.

11 июня 1957 года Mirage III показали на Парижском авиасалоне, а в сентябре объявлен заказ 11 предсерийных и до 100 серийных истребителей. Но одновременно ВВС заказали множество усовершенствований проекта. Начаты переговоры с ВВС ФРГ о закупке, Mirage III 001 облетал немецкий испытатель (а вот израильский лётчик испытал Mirage через пару лет, но тоже до начала производства).

Самолёт ещё не имел подвижных полуконусов воздухозаборника, которые задавали положение сверхзвукового скачка плотности воздуха относительно его кромки. Такие полуконусы Lockheed F-104 обнародованы летом 1956 года, а до того были тайной. Лишь к апрелю 1958 года, началу предсерийного производства, Mirage III 001 оборудовали полуконусами с ручным управлением, отчего тяга на сверхзвуковой скорости увеличилась на 20% и 8 мая 1958 года на Mirage III 001 достигают M=1,8 с ЖРД на высоте 12 км.

Mirage IIIA и B

В сентябре 1957 года, для соперничества за заказы NATO с Lockheed F-104, который уже перестали закупать для ВВС США, но предложили странам NATO, Тайваню и Японии, во Франции решили опять доработать проект в сторону многоцелевого применения. Проект назвали Mirage IIIA. Для него предназначались ТРД ATAR 9 большей длины и тяги, ЖРД SEPR 841 с новым топливом ТГ-02, РЛСуправления стрельбой Dassault Aïda, без пушек.

Тогда же в конце 1957 года Dassault получила контракты на предсерийные Mirage IIIA и B; и на серию из 100 самолётов, которые обозначили Mirage IIIB (учебный) и C. Опытные самолёты имели разное предназначение:

  • A 01 для аэродинамических исследований (полетел 12 мая 1958 года) и испытаний вооружения позднее;
  • A 02 для испытаний ATAR 101C и ЖРД SEPR 841;
  • A 03 и A04 для испытаний гидравлических систем;
  • A 05 для испытаний радиоэлектронного оборудования и нового обтекателя РЛС, потом участвует в испытаниях РЛС Cyrano I bis;
  • A 06 для испытаний новой РЛС CSF Cyrano I bis;
  • B 01 для испытания учебного двухместного истребителя без РЛС и пушки (взлетел 20 октября 1959 года);
  • A 07 для испытаний тормозного парашюта и наземного обслуживания;
  • A 08 для испытаний пушек и ракет Matra R.511, Matra R.530, Nord AS-20, Nord AS-30, Nord 5103;
  • A 09 для исследования посадки (много позднее на него установят переднее горизонтальное оперение);
  • A 10 для испытания ATAR 09K (в том числе, для бомбардировщика Mirage IV).

24 октября 1958 года на Mirage IIIA 01 достигнута скорость M=2 с ЖРД (через два дня французское достижение повторено на Griffon 2 с прямоточным двигателем). 18 июня 1959 года на A 03 установлен рекорд скорости на замкнутом 100-км маршруте — 1785 км/ч. A 02 достиг динамического потолка 25 км с помощью ЖРД. На высоте 15 250 м Mirage IIIA достиг скорости М=2,2.

Уже в ходе исполнения контракта РЛС Super Aïda фирмы Dassault, с помощью франко-английского конкурса, заменили на моноимпульсную РЛС Cyrano I bis фирмы CSF. РЛС эту дорабатывали до конца 1961 года. Из-за увеличения обтекателя новой антенны пришлось увеличить вертикальное оперение и добавить подфюзеляжный киль. РЛС испытывалась на Mirage IIIA 06 и последующих предсерийных истребителях с 1960 года.

Контрактами осени 1957 года предусматривалось, что поставки 100 серийных самолётов Mirage IIIB и C для ВВС Франции начнутся 5 августа 1958 года. Однако первый Mirage IIIC полетел в октябре 1960 года, на 2 года позднее плана, согласованного после Парижского авиасалона. Страдала программа и перерасходом средств на разработку, конечно.

Нелишне знать, что одновременно в Dassault занимались дозвуковым палубным бомбардировщиком Étendard IVM, который полетел 21 мая 1958 года, и сверхзвуковым бомбардировщиком, носителем ядерного оружия Mirage IV, который полетел 17 июня 1959 года; напоминал увеличенный Mirage III. Mirage IV называют стратегическим, хотя по расчётной дальности, скорости, массе и назначению проект соответствовал палубному бомбардировщику North American Vigilante.

Так или иначе, программа Mirage IIIC отстала во времени от истребителя-бомбардировщика и перехватчика Lockheed F-104G — явно более зрелой и многоцелевой машиной в 1959 году, когда большинство стран NATO его выбрали. Это удивительно наложилось на известное охлаждение отношений Франции с NATO и США в начале президентства де Голля, хотя вряд ли события эти были следствием и причиной. Истребители Dassault приобрели славу в ВВС стран, не связанных с NATO, позднее. К тому же, довольно долго слава не относилась к совершенству авионики. Наоборот, первые успехи в бою имели истребители вовсе без РЛС.

Если использовать известные в 1959 году критерии ВВС Франции, очевидно лишь, что F-104G, может быть, нарушает требования к условиям посадки, хотя, как ни странно:

  • посадочная скорость Mirage IIIC — 290 км/ч, F-104G — 270 км/ч, правда, за счёт мощной посадочной механизации F-104, которая, к тому же, зависела от работы двигателя — сдув пограничного слоя на закрылках, но Mirage IIIC и закрылков не имел;
  • существенно меньший угол атаки при заходе на полосу;
  • лучшая устойчивость при боковом ветре из-за меньшего крыла и оперения.

В целом, критерии выбора в 1959 году и уже в конце 1960-х годов оказались очень разными из-за опыта воздушной войны в Израиле и в Южном Вьетнаме.
========

📅 День рождения Петра Нестерова и реактивный «Ураган». Дайджест «Этот день в истории авиации» №9 (24 февраля — 1 марта)

Приветствую тебя, читатель! Второй день весны и у нас новый выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации» . Напомню вкратце — я веду данный цикл в коротких постах (200 символов текста + картинка). Их можно читать из мобильного приложения Дзен. Но часто хочется дать больше информации или фотографий. Поэтому и появились такие дайджесты. Итак — 7 дней и 7 событий из истории авиации. Полетели! ✈️

24 февраля

24 февраля 1949 года — первый полёт лёгкого транспортного самолёта SIAI-Marchetti SM-102 .

Появился как развитие проекта SIAI-Marchetti SM-101 . Конструкторы разумно посчитали, что одного мотора для безопасной эксплуатации пассажирского самолёта будет недостаточно, и разработали двухмоторный SM-102.

Конструктивно это был свободнонесущий низкоплан. Напоминал британский Airspeed Oxford , но у итальянца были более плавные обводы. Экипаж состоял из 2 человек, а на борту могло находиться 8 пассажиров.

Прототип демонстрировался в Индии (этим и обусловлен его б/н — I-NDIA ) и на Ближнем Востоке. Но заказов не последовало. Зато самолётом заинтересовались ВВС Италии. После доработок под требования военных был выпущен 21 экземпляр SIAI-Marchetti SM.102. Самолёты эксплуатировались до 1959 года.

25 февраля

25 февраля 1961 года — первый полёт лёгкого многоцелевого самолёта Malmö MFI-10 Vipan .

Проект стартовал в 1955 году. Работы велись на основе совместных требований на четырёхместный самолёт двойного назначения от шведских военных и гражданской авиационной администрации.

Конструкторы Рудольф Абелин, Эрнст Вольберг и Ове Дален создали симпатичный подкосный высокоплан с неубирающимся шасси. Схожая схема была у полетевшего на год позже польского PZL-104 Wilga . MFI-10 Vipan стал одним из первых самолётов в мире, в конструкции которого использовались многослойные композиты.

После оценочных испытаний ВВС Швеции приняли решение не закупать самолёт. Был вариант запустить лицензионное производство в Испании, но компания SAAB (которой на то время уже принадлежала Malmö Flygindustri) наложила вето на подписание этого контракта. В итоге Malmö MFI-10 Vipan остался построен лишь в 3 экземплярах.

26 февраля

26 февраля 1945 года — первый полёт ближнемагистрального пассажирского самолёт Sud-Ouest S.O.30 Bretagne .

Работы над проектом начались ещё в 1941 году группой конструкторов Sud-Ouest, основавшей в Каннах новую компанию Groupe Technique de Cannes . Хотя первый прототип был готов уже в ноябре 1942 года, немецкие оккупационные власти запретили проведение испытаний, и проект был заморожен до освобождения Франции.

S.O.30 Bretagne представлял собой цельнометаллический моноплан с двухкилевым хвостовым оперением. Мог брать на борт от 30 до 43 пассажиров. Интересно, что на некоторые экземпляры самолёта (в основном, на грузовые) дополнительно ставились 2 турбореактивных двигателя Turbomeca Palas — для облегчения взлёта.

Всего выпустили 45 единиц Sud-Ouest S.O.30 Bretagne. Эксплуатировались авиакомпаниями Air France, Air Algérie, Air Maroc и др. Также в роли военного транспортника летал в ВВС и ВМФ Франции.

27 февраля

27 февраля (по новому стилю) 1887 года — родился знаменитый русский военный лётчик Пётр Николаевич Нестеров .

Начав свою военную карьеру артиллеристом, Нестеров довольно быстро переходит в авиаторы. В 1911 году он ещё совершал свои первые полёты на планере и стал членом Нижегородского общества воздухоплавания, а уже через год успешно сдаёт экзамены и получает звания пилота-авиатора и военного лётчика.

Петра Нестерова считают основоположником высшего пилотажа. 27 августа 1913 года в Киеве он на аэроплане Nieuport IV впервые в мире выполнил сложную авиационную фигуру — «мёртвую петлю». Русский лётчик на 6 дней опередил француза Адольфа Пегу .

С начала Первой мировой войны штабс-капитан Нестеров на фронте. Выполнял успешные вылеты на разведку и бомбардировку. 8 сентября 1914 года на своём Morane-Saulnier Type G совершил первый в истории боевой авиации воздушный таран, атаковав австрийский Albatros B.II. К сожалению, при этом сам знаменитый авиатор погиб.

28 февраля

28 февраля 1949 года — первый полёт реактивного истребителя-бомбардировщика Dassault M.D.450 Ouragan (в переводе с французского — «ураган»).

Работы над первым серийным реактивным самолётом ВВС Франции начались в 1947 году по личной инициативе главы компании Марселя Дассо . Вдохновение инженер черпал в американских Lockheed P-80 Shooting Star и North American F-86 Sabre .

Конструкция Ouragan была типичной для ранней реактивной авиации — низкоплан с прямым крылом и веретенообразным фюзеляжем с воздухозаборником в носовой части. Самолёт был дозвуковой и вооружался 4 × 20 мм пушками и 16 × 105 мм ракетами. Также мог взять на подвеску 2 × 454 кг бомбы.

Испытывал M.D.450 лётчик-испытатель русского происхождения Константин Розанов . Всего было выпущено свыше 350 самолётов. Кроме ВВС Франции Dassault M.D.450 Ouragan стоял на вооружении ВВС Индии , Израиля и Сальвадора .

29 февраля

29 февраля 1960 года — первый полёт лёгкого многоцелевого самолёта Beechcraft Model 95-55 Baron .

Этот двухмоторник являлся развитием успешной модели Beechcraft 95 Travel Air . Baron отличался от предшественника прежде всего хвостовой частью (была взята от Beechcraft Model 33 Debonair ), а также формой фюзеляжа и мотогондол.

Конструктивно — низкоплан с убираемым шасси. Салон рассчитан на 5 пассажиров + 1 пилота. В зависимости от модификации кабина могла быть герметичной и обычной. Отличалась и крейсерская скорость — от 340 до 370 км/ч.

Надёжный самолёт понравился как частным владельцам, так и государственным и военным структурам — эксплуатировался ВВС Аргентины, Боливии, Мексики, США и т.д. Новые модели семейства Beechcraft Baron продолжают выпускается и сегодня. Всего произведено свыше 6880 самолётов.

1 марта

1 марта 1955 года — первый (полноценный) полёт экспериментального автожира Fairey Jet Gyrodyne .

Являлся модификацией Fairey FB-1 Gyrodyne . Оба проекта разрабатывались в рамках программы исследований перед постройкой пассажирского и военно-транспортного винтокрыла Fairey Rotodyne .

От своего предшественника Jet Gyrodyne отличался несущим винтом. Инженеры разработали специальный цельнометаллический двухлопастной ротор. На концах лопастей установили реактивные сопла . Считалось, что реактивный привод несущего винта упростит конструкцию, позволит гибко управлять оборотами винта и обеспечит максимальный КПД силовой установки.

Лётные испытания показали практическую пользу от такой схемы и её обоснованность. Совершив 190 переходных взлётов и 140 посадок на авторотации, Fairey Jet Gyrodyne отправился в музей. А данные от его полётов конструкторы использовали в других проектах.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector