2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Dassault Mirage 5

Dassault Mirage 5

Mirage 5

Mirage 5 ВВС Франции
ТипМногоцелевой истребитель
Разработчик Dassault Aviation
Производитель Dassault Aviation
Первый полёт10 мая 1967 года
Начало эксплуатации1970
Конец эксплуатацииэксплуатируется до сих пор (2014)
Статусэксплуатируется
ЭксплуатантыВВС Франции ВВС Бельгии ВВС Израиля
и другие см. ниже.
Единиц произведено582
Базовая модельMirage III
Изображения на Викискладе

Dassault Mirage 5 (Дассо Мираж 5) — французский многоцелевой истребитель 3-го поколения конца 60-х — начала 70-х годов. Дальнейшее развитие Mirage III. Создан французской авиастроительной корпорацией Дассо. Различные модификации, включая Dassault Mirage 50 и IAI Nesher (Dagger) состояли на вооружении 11 стран мира. Всего построено 582 экземпляра.

Mystère IV был эволюционным развитием самолета Mystère II . Несмотря на внешнее сходство с более ранними самолетами, Mystère IV на самом деле представлял собой новую конструкцию с аэродинамическими улучшениями для сверхзвукового полета. Первый полет прототипа состоялся 28 сентября 1952 года, и самолет поступил в эксплуатацию в апреле 1953 года. Первые 50 серийных самолетов Mystere IVA были оснащены британскими турбореактивными двигателями Rolls-Royce Tay , а остальные — французской версией Hispano-Suiza Verdon 350. этот двигатель.

Израильские Mystère IV участвовали в боевых действиях во время арабо-израильских войн, к ним присоединились французские Mystères во время Суэцкого кризиса .

Франция

Франция была основным оператором Mystère IV и на пике использования имела 6 эскадрилий. Большая часть самолетов была приобретена в соответствии с контрактом о офшорных закупках в США, и многие из них были возвращены на хранение в США после вывода из эксплуатации. В апреле 1953 года правительство США и ВВС США разместили заказ на 223 самолета, которые будут эксплуатироваться французами.

Новые Mystère IV использовались во время Суэцкого кризиса 1956 года и продолжали использоваться до 1980-х годов.

Израиль

Mystère IV стал первым истребителем со стреловидным крылом в Израиле, когда в 1955 году заказ на Mystère II был изменен на 24 Mystère IV, которые поставлялись с апреля по июнь 1956 года для 101-й эскадрильи . Еще 36 самолетов были доставлены в августе 1956 года, а последний самолет, оборудованный для разведки, был доставлен в сентябре 1956 года.

29 октября 1956 года, когда Израиль атаковал Египет, начав с того, что стало известно как Суэцкий кризис , вторгнувшись на Синайский полуостров , 101-я эскадрилья Mystères была задействована как для воздушных, так и для наземных атак. 30 октября Mystère IV впервые был уничтожен, когда восемь самолетов сражались с 16 МиГ-15 ВВС Египта . Mystères сбили один МиГ, а второй МиГ и один из Mystères были повреждены. На следующий день два Мистера заявили, что четыре египетских De Havilland Vampires были сбиты, а еще один МиГ-15 и МиГ-17 заявлены позже в тот же день. Израильские Mystères совершили в общей сложности 147 самолето-пролетов во время войны, при этом один самолет был сбит наземным огнем 2 ноября.

Вторая эскадрилья, 109-я эскадрилья, была оснащена Mystère IV в декабре 1956 года, а 101-я эскадрилья передала свои Mystères 116-й эскадрилье в ноябре 1961 года. Израиль планировал заменить Mystère IV на Douglas A-4 Skyhawk , но 109-я и 116-я эскадрильи все еще эксплуатировал французский истребитель в начале Шестидневной войны . Mystère использовался в качестве штурмовика во время войны, совершив 610 боевых вылетов, три арабских самолета (два МиГ-17 и иорданский Hawker Hunter ) были сбиты, семь Mystères были потеряны, пять — с земли и два — истребителями противника. (один на египетском МиГ-21 и один на иорданском «Хантере», пилотируемый пилотом ВВС Сайфул Азамом).

Mystère был окончательно уволен с израильской службы 18 марта 1971 года.

Индия

В 1957 году Индия закупила 104 самолета и широко использовала их в индо-пакистанской войне 1965 года .

16 сентября 1965 года Mystère IVA сбил пакистанский L-19 . 7 сентября индийский Mystère был протаранен в воздухе пакистанским истребителем Lockheed F-104 Starfighter во время налета на Саргоду. И «Мистер», и «Истребитель» разбились. Пакистанский пилот смог катапультироваться и в последнюю минуту развернуть свой парашют, но пилот индийских ВВС Девайя погиб в результате крушения и был награжден Маха Вир Чакра посмертно, через 23 года после боя.

В начале этого наступления самолет F-104 ВВС Индии сбил Mystère IV индийских ВВС одним из его бортовых истребителей, совершив первое боевое поражение самолетом с Маха 2.

Во время кампании Mystère IV также уничтожили пакистанские самолеты на земле, в том числе четыре F-86F, три F-104 и 2 Lockheed C-130 Hercules .

Поэтапный отказ от самолетов начался вскоре после индо-пакистанской войны 1965 года, хотя в ходе индо-пакистанской войны 1971 года они были задействованы, к 1973 году они были полностью выведены из состава ВВС Индии.

Конструкция

Выполнен по традиционной для истребителей фирмы Dassault Aviation аэродинамической схеме «утка» [6] с дополнительным высокорасположенным передним горизонтальным оперением (т. н. канарды), среднерасположенным треугольным в плане крылом с корневыми наплывами и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа.

Читать еще:  Лёгкий военно-транспортный самолет Ил-112В (Россия)

Переднее поворотное горизонтальное оперение расположено впереди крыла для увеличения маневренности самолета (максимальная эксплуатационная перегрузка — 9 g). Однокилевой. Силовая установка двухдвигательная. Может эксплуатироваться с ВПП длиной 400 м. [7]

На истребителе установлена ОПС, РЛС с ФАР/АФАР RBE/RBE2 (с 2012 года). Оборудован системой предупреждения Thales SPECTRA, она включает: предупреждение о лазерном облучении, о радиолокационном облучении, систему предупреждения о ракетной атаке DDM-NG (с 2012 года), состоящей из 2 пассивных ИК-датчиков на киле. Система DDM-NG позволяет получать сферическую картинку в ИК-диапазоне. [8]

Каналы воздухозаборников выполнены S-образно и экранируют лопатки компрессора, обеспечивая тем самым снижение ЭПР самолёта.

Двигатель

Первые Rafale проходили испытания на двигателях F404, затем разработка собственного двигателя M88-2 была начата с 1987 года и стоила около 8,5 млрд франков или около 1,5 млрд евро. Серийно производится с 1996 года. Двигатель M88 относится к 5-му поколению двигателей. Конструктивные требования для 5-го поколения включают ступени: 3 КНД, 5-6 КВД, 1 ТВД, 1 ТНД, противовращение роторов [9] .

Тип двигателя: двухвальный двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой, состоит из 3-ступенчатого компрессора низкого давления (КНД), лопатки выполнены из титановых сплавов, компрессор высокого давления (КВД) 6-ступенчатый, кольцевая камера сгорания с керамическим напылением, температура газов перед турбиной +1580 °C, турбины высокого давления (одноступенчатая), одноступенчатой турбины низкого давления, форсажной камеры, сопла. Система управления FADEC. Коробка агрегатов расположена снизу. Монокристаллические лопатки турбины и диски, выполненные методом порошкового литья.

В середине 60-х годов ВВС Израиля понадобился недорогой и простой в пилотировании ударный самолёт для выполнения задач в дневное время. Для удовлетворения потребностей заказчика компания Дассо приняла решение создать новую машину на базе многоцелевого истребителя Mirage IIIС с существенным упрощением конструкции. Основные изменения коснулись радиоэлектронного оборудования. Радар Cyrano был заменен на более дешевый Aïda, многие компоненты и системы самолёта так же были заменены на более простые аналоги. Для сохранения центровки самолета и повышения боевых характеристик на освободившихся местах были установлены дополнительные топливные баки. Mirage 5 нес на борту на 32% больше топлива, чем Mirage III. По сравнению с прототипом на новом самолете было увеличено количество точек подвески для вооружения. Максимальная боевая нагрузка составляла 4000 кг. Mirage 5 оснащался двигателем Atar 9C, ранее применявшемся на Mirage IIIE.

Израиль разместил заказ на 50 самолетов Mirage 5 в апреле 1966 года. Первый полет Mirage 5 состоялся в мае 1967. После налета изьраильской авиации на аэропорт Бейрута в ходе операции «Дар» 28 декабря 1968, французское правительство наложило эмбарго на поставки военного оборудования в Израиль. На момент объявления запрета 6 января 1969 производство многих серийных Mirage 5 уже находилось в завершающей стадиии или было завершено. Для того чтобы поддержать национального производителя, французское правительство закупило партию предназаначавшихся для Израиля самолетов для ВВС Франции.

В 1968 году правительство Бельгии выбрало Mirage 5 для замены устаревших ударных самолетов F-84. По условиям контракта, 103 из 106 заказанных самолетов должны были быть произведены по лицензии на заводах бельгийских авиастроительнвх кампаний SABCA или SONACA. К началу 1970 года 4 эскадрильи ВВС Бельгии прошли перевооружение на Mirage 5.

С начала 70-х Mirage 5 широко поставлялся на экспорт, в основном малыми партиями. Существовало множество различных модификаций, созданных по требованиям различных иностранных заказчиков.

Mystère IV был эволюционным развитием самолета Mystère II . Несмотря на внешнее сходство с более ранними самолетами, Mystère IV на самом деле представлял собой новую конструкцию с аэродинамическими улучшениями для сверхзвукового полета. Первый полет прототипа состоялся 28 сентября 1952 года, и самолет поступил в эксплуатацию в апреле 1953 года. Первые 50 серийных самолетов Mystere IVA были оснащены британскими турбореактивными двигателями Rolls-Royce Tay , а остальные — французской версией Hispano-Suiza Verdon 350. этот двигатель.

Израильские Mystère IV участвовали в боевых действиях во время арабо-израильских войн, к ним присоединились французские Mystères во время Суэцкого кризиса .

Франция

Франция была основным оператором Mystère IV и на пике использования имела 6 эскадрилий. Большая часть самолетов была приобретена в соответствии с контрактом о офшорных закупках в США, и многие из них были возвращены на хранение в США после вывода из эксплуатации. В апреле 1953 года правительство США и ВВС США разместили заказ на 223 самолета, которые будут эксплуатироваться французами.

Новые Mystère IV использовались во время Суэцкого кризиса 1956 года и продолжали использоваться до 1980-х годов.

Израиль

Mystère IV стал первым истребителем со стреловидным крылом в Израиле, когда в 1955 году заказ на Mystère II был изменен на 24 Mystère IV, которые поставлялись с апреля по июнь 1956 года для 101-й эскадрильи . Еще 36 самолетов были доставлены в августе 1956 года, а последний самолет, оборудованный для разведки, был доставлен в сентябре 1956 года.

29 октября 1956 года, когда Израиль атаковал Египет, начав с того, что стало известно как Суэцкий кризис , вторгнувшись на Синайский полуостров , 101-я эскадрилья Mystères была задействована как для воздушных, так и для наземных атак. 30 октября Mystère IV впервые был уничтожен, когда восемь самолетов сражались с 16 МиГ-15 ВВС Египта . Mystères сбили один МиГ, а второй МиГ и один из Mystères были повреждены. На следующий день два Мистера заявили, что четыре египетских De Havilland Vampires были сбиты, а еще один МиГ-15 и МиГ-17 заявлены позже в тот же день. Израильские Mystères совершили в общей сложности 147 самолето-пролетов во время войны, при этом один самолет был сбит наземным огнем 2 ноября.

Читать еще:  Истребитель F-80 Shooting Star (США)

Вторая эскадрилья, 109-я эскадрилья, была оснащена Mystère IV в декабре 1956 года, а 101-я эскадрилья передала свои Mystères 116-й эскадрилье в ноябре 1961 года. Израиль планировал заменить Mystère IV на Douglas A-4 Skyhawk , но 109-я и 116-я эскадрильи все еще эксплуатировал французский истребитель в начале Шестидневной войны . Mystère использовался в качестве штурмовика во время войны, совершив 610 боевых вылетов, три арабских самолета (два МиГ-17 и иорданский Hawker Hunter ) были сбиты, семь Mystères были потеряны, пять — с земли и два — истребителями противника. (один на египетском МиГ-21 и один на иорданском «Хантере», пилотируемый пилотом ВВС Сайфул Азамом).

Mystère был окончательно уволен с израильской службы 18 марта 1971 года.

Индия

В 1957 году Индия закупила 104 самолета и широко использовала их в индо-пакистанской войне 1965 года .

16 сентября 1965 года Mystère IVA сбил пакистанский L-19 . 7 сентября индийский Mystère был протаранен в воздухе пакистанским истребителем Lockheed F-104 Starfighter во время налета на Саргоду. И «Мистер», и «Истребитель» разбились. Пакистанский пилот смог катапультироваться и в последнюю минуту развернуть свой парашют, но пилот индийских ВВС Девайя погиб в результате крушения и был награжден Маха Вир Чакра посмертно, через 23 года после боя.

В начале этого наступления самолет F-104 ВВС Индии сбил Mystère IV индийских ВВС одним из его бортовых истребителей, совершив первое боевое поражение самолетом с Маха 2.

Во время кампании Mystère IV также уничтожили пакистанские самолеты на земле, в том числе четыре F-86F, три F-104 и 2 Lockheed C-130 Hercules .

Поэтапный отказ от самолетов начался вскоре после индо-пакистанской войны 1965 года, хотя в ходе индо-пакистанской войны 1971 года они были задействованы, к 1973 году они были полностью выведены из состава ВВС Индии.

Конструкция

Выполнен по традиционной для истребителей фирмы Dassault Aviation аэродинамической схеме «утка» [6] с дополнительным высокорасположенным передним горизонтальным оперением (т. н. канарды), среднерасположенным треугольным в плане крылом с корневыми наплывами и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа.

Переднее поворотное горизонтальное оперение расположено впереди крыла для увеличения маневренности самолета (максимальная эксплуатационная перегрузка — 9 g). Однокилевой. Силовая установка двухдвигательная. Может эксплуатироваться с ВПП длиной 400 м. [7]

На истребителе установлена ОПС, РЛС с ФАР/АФАР RBE/RBE2 (с 2012 года). Оборудован системой предупреждения Thales SPECTRA, она включает: предупреждение о лазерном облучении, о радиолокационном облучении, систему предупреждения о ракетной атаке DDM-NG (с 2012 года), состоящей из 2 пассивных ИК-датчиков на киле. Система DDM-NG позволяет получать сферическую картинку в ИК-диапазоне. [8]

Каналы воздухозаборников выполнены S-образно и экранируют лопатки компрессора, обеспечивая тем самым снижение ЭПР самолёта.

Двигатель

Первые Rafale проходили испытания на двигателях F404, затем разработка собственного двигателя M88-2 была начата с 1987 года и стоила около 8,5 млрд франков или около 1,5 млрд евро. Серийно производится с 1996 года. Двигатель M88 относится к 5-му поколению двигателей. Конструктивные требования для 5-го поколения включают ступени: 3 КНД, 5-6 КВД, 1 ТВД, 1 ТНД, противовращение роторов [9] .

Тип двигателя: двухвальный двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой, состоит из 3-ступенчатого компрессора низкого давления (КНД), лопатки выполнены из титановых сплавов, компрессор высокого давления (КВД) 6-ступенчатый, кольцевая камера сгорания с керамическим напылением, температура газов перед турбиной +1580 °C, турбины высокого давления (одноступенчатая), одноступенчатой турбины низкого давления, форсажной камеры, сопла. Система управления FADEC. Коробка агрегатов расположена снизу. Монокристаллические лопатки турбины и диски, выполненные методом порошкового литья.

Конструкция

Выполнен по традиционной для истребителей фирмы Dassault Aviation аэродинамической схеме «утка» [6] с дополнительным высокорасположенным передним горизонтальным оперением (т. н. канарды), среднерасположенным треугольным в плане крылом с корневыми наплывами и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа.

Переднее поворотное горизонтальное оперение расположено впереди крыла для увеличения маневренности самолета (максимальная эксплуатационная перегрузка — 9 g). Однокилевой. Силовая установка двухдвигательная. Может эксплуатироваться с ВПП длиной 400 м. [7]

На истребителе установлена ОПС, РЛС с ФАР/АФАР RBE/RBE2 (с 2012 года). Оборудован системой предупреждения Thales SPECTRA, она включает: предупреждение о лазерном облучении, о радиолокационном облучении, систему предупреждения о ракетной атаке DDM-NG (с 2012 года), состоящей из 2 пассивных ИК-датчиков на киле. Система DDM-NG позволяет получать сферическую картинку в ИК-диапазоне. [8]

Каналы воздухозаборников выполнены S-образно и экранируют лопатки компрессора, обеспечивая тем самым снижение ЭПР самолёта.

Двигатель

Первые Rafale проходили испытания на двигателях F404, затем разработка собственного двигателя M88-2 была начата с 1987 года и стоила около 8,5 млрд франков или около 1,5 млрд евро. Серийно производится с 1996 года. Двигатель M88 относится к 5-му поколению двигателей. Конструктивные требования для 5-го поколения включают ступени: 3 КНД, 5-6 КВД, 1 ТВД, 1 ТНД, противовращение роторов [9] .

Читать еще:  БЛА RQ-7 «Shadow» (США)

Тип двигателя: двухвальный двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой, состоит из 3-ступенчатого компрессора низкого давления (КНД), лопатки выполнены из титановых сплавов, компрессор высокого давления (КВД) 6-ступенчатый, кольцевая камера сгорания с керамическим напылением, температура газов перед турбиной +1580 °C, турбины высокого давления (одноступенчатая), одноступенчатой турбины низкого давления, форсажной камеры, сопла. Система управления FADEC. Коробка агрегатов расположена снизу. Монокристаллические лопатки турбины и диски, выполненные методом порошкового литья.

Mystère IV был эволюционным развитием самолета Mystère II . Несмотря на внешнее сходство с более ранними самолетами, Mystère IV на самом деле представлял собой новую конструкцию с аэродинамическими улучшениями для сверхзвукового полета. Первый полет прототипа состоялся 28 сентября 1952 года, и самолет поступил в эксплуатацию в апреле 1953 года. Первые 50 серийных самолетов Mystere IVA были оснащены британскими турбореактивными двигателями Rolls-Royce Tay , а остальные — французской версией Hispano-Suiza Verdon 350. этот двигатель.

Израильские Mystère IV участвовали в боевых действиях во время арабо-израильских войн, к ним присоединились французские Mystères во время Суэцкого кризиса .

Франция

Франция была основным оператором Mystère IV и на пике использования имела 6 эскадрилий. Большая часть самолетов была приобретена в соответствии с контрактом о офшорных закупках в США, и многие из них были возвращены на хранение в США после вывода из эксплуатации. В апреле 1953 года правительство США и ВВС США разместили заказ на 223 самолета, которые будут эксплуатироваться французами.

Новые Mystère IV использовались во время Суэцкого кризиса 1956 года и продолжали использоваться до 1980-х годов.

Израиль

Mystère IV стал первым истребителем со стреловидным крылом в Израиле, когда в 1955 году заказ на Mystère II был изменен на 24 Mystère IV, которые поставлялись с апреля по июнь 1956 года для 101-й эскадрильи . Еще 36 самолетов были доставлены в августе 1956 года, а последний самолет, оборудованный для разведки, был доставлен в сентябре 1956 года.

29 октября 1956 года, когда Израиль атаковал Египет, начав с того, что стало известно как Суэцкий кризис , вторгнувшись на Синайский полуостров , 101-я эскадрилья Mystères была задействована как для воздушных, так и для наземных атак. 30 октября Mystère IV впервые был уничтожен, когда восемь самолетов сражались с 16 МиГ-15 ВВС Египта . Mystères сбили один МиГ, а второй МиГ и один из Mystères были повреждены. На следующий день два Мистера заявили, что четыре египетских De Havilland Vampires были сбиты, а еще один МиГ-15 и МиГ-17 заявлены позже в тот же день. Израильские Mystères совершили в общей сложности 147 самолето-пролетов во время войны, при этом один самолет был сбит наземным огнем 2 ноября.

Вторая эскадрилья, 109-я эскадрилья, была оснащена Mystère IV в декабре 1956 года, а 101-я эскадрилья передала свои Mystères 116-й эскадрилье в ноябре 1961 года. Израиль планировал заменить Mystère IV на Douglas A-4 Skyhawk , но 109-я и 116-я эскадрильи все еще эксплуатировал французский истребитель в начале Шестидневной войны . Mystère использовался в качестве штурмовика во время войны, совершив 610 боевых вылетов, три арабских самолета (два МиГ-17 и иорданский Hawker Hunter ) были сбиты, семь Mystères были потеряны, пять — с земли и два — истребителями противника. (один на египетском МиГ-21 и один на иорданском «Хантере», пилотируемый пилотом ВВС Сайфул Азамом).

Mystère был окончательно уволен с израильской службы 18 марта 1971 года.

Индия

В 1957 году Индия закупила 104 самолета и широко использовала их в индо-пакистанской войне 1965 года .

16 сентября 1965 года Mystère IVA сбил пакистанский L-19 . 7 сентября индийский Mystère был протаранен в воздухе пакистанским истребителем Lockheed F-104 Starfighter во время налета на Саргоду. И «Мистер», и «Истребитель» разбились. Пакистанский пилот смог катапультироваться и в последнюю минуту развернуть свой парашют, но пилот индийских ВВС Девайя погиб в результате крушения и был награжден Маха Вир Чакра посмертно, через 23 года после боя.

В начале этого наступления самолет F-104 ВВС Индии сбил Mystère IV индийских ВВС одним из его бортовых истребителей, совершив первое боевое поражение самолетом с Маха 2.

Во время кампании Mystère IV также уничтожили пакистанские самолеты на земле, в том числе четыре F-86F, три F-104 и 2 Lockheed C-130 Hercules .

Поэтапный отказ от самолетов начался вскоре после индо-пакистанской войны 1965 года, хотя в ходе индо-пакистанской войны 1971 года они были задействованы, к 1973 году они были полностью выведены из состава ВВС Индии.

Модификации

Mirage 50 — Вариант с более мощным двигателем Atar 9K50 от Mirage F1 и улучшеным радиоэлектронным оборудованием.
IAI Nesher’ — Близкий аналог. Производился Израилем после введения эмбарго.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector