0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Mirage 5

Mirage 5

Авиация Франции

Главный производитель авиационной техники – фирма Дассо Авиасьон. Она занимается не только созданием военных типов самолетов, но и региональных, и бизнес-класса. Вторая по размерам компания Airbus S.A.S производит грузовые, военно-транспортные и пассажирские аппараты. Главный офис находится в Тулузе. Количество сотрудников варьируется в пределах 50000 человек. Все люди сосредоточены в четырех основных странах: Франция, Великобритания, Германия и Испания.

EADS – аэрокосмический и оборонный европейский концерн. Является одной из самых крупных аэрокосмических промышленностей. Основан в 2000 году испанской, французской и немецкой компаниями.

ATR – франко-итальянская компания. Производитель авиатехники, среди которой больше всего известны пассажирские лайнеры ATR-42 и ATR-72.

На данный момент основу авиафлота страны составляют боевые, спецсамолеты, транспортники, учебные, вертолеты.

Самолеты боевого применения:

1. Dassault Aviation Mirage 2000-5F – истребитель многоцелевой.

2. Dassault Aviation Mirage 2000B – истребитель учебного типа.

3. Dassault Aviation Mirage 2000D – истребитель-бомбардировщик.

4. Dassault Aviation Mirage 2000C – истребитель многоцелевой.

5. Dassault Aviation Mirage 2000N – бомбардировщик.

6. Dassault Aviation Rafale B – истребитель учебного типа.

7. Dassault Aviation Rafale C – истребитель многоцелевого назначения.

8. Dassault-Breguet Mirage F1-B – истребитель учебного плана.

9. Dassault-Breguet Mirage F1-CR – самолет-разведчик.

10. Dassault-Breguet Mirage F-1CT – истребитель-бомбардировщик.

Самолеты специального назначения:

1. Boeing E-3F – ДРЛО-самолет.

2. Boeing C-135FR – воздушный топливозаправщик.

Самолеты-транспортники:

1. Airbus A310-300 – транспортник.

2. Airbus A340-200 – транспортник.

3. Airbus A340-300 – транспортник.

4. Airbus ACJ – транспортник.

5. CASA CN-235 – транспортник.

6. CASA CN-235M – транспортник.

7. Dassault Aviation Falcon 50 – самолет административный.

8. Dassault Aviation Falcon 900 – самолет административный.

9. De Havilland Canada DHC-6 – транспортник.

10. Embraer EMB-121 – общее назначение.

11. Lockheed C-130H – транспортник.

12. Lockheed C-130H-30 – транспортник.

13. Socata TB30 – самолет общего назначения.

14. Socata TBM 700 – самолет общего назначения.

15. Transall C-160G – транспортник.

16. Transall C-160R – транспортник.

Самолеты учебного типа:

1. Dassault-Breguet/Dornier Alphajet E – самолет учебный, боевой.

2. Embraer EMB-312 – учебный, тренировочный.

Истребитель Мираж 2000 — видео

Самолет «Мираж» 2000 имеет крыло большей площади для уменьшения удельной нагрузки на крыло и обеспечения лучших летных характеристик на малых скоростях, а также для увеличения скорости разворота на больших высотах. Кроме того, совместное использование автоматических предкрылков и элевонов придало крылу изменяющуюся кривизну, что еще больше повысило летные характеристики и управляемость на малых скоростях. В остальном общая конфигурация самолета «Мираж» 2000 сходна с конфигурацией предшественника «Мираж» III.
Было построено 5 опытных экземпляров. Первый опытный самолет совершил полет по полной программе 10 марта 1978 г., а пятый — вариант 2-местного тренировочного (боевого) самолета «Мираж» 2000В — 11 октября 1980 г. Первый серийный «Мираж» 2000С поднялся в воздух 20 ноября 1982 г. Первые поставки самолета ВВС Франции начались в 1983 г., а в 1984 г. было объявлено, что самолет приступил к несению службы. К 1990 г. поступили заказы от семи потребителей более чем на 440 самолетов «Мираж».

Самолет выполнен по схеме «бесхвостка» с низкорасположенным треугольным крылом и одним двигателем с форсированной тягой. Крыло многолонжеронное с зализами, обеспечивающими плавное сопряжение с фюзеляжем, профиль несимметричный с переменной по размаху относительной толщиной. Фюзеляж типа полумонокок, выполненный по правилу площадей. изготовлен в основном из металлических сплавов.
Система управления полетом активная электроди-станционная, с четырехканальной схемой резервирования в контурах продольного и поперечного управления и трехканальной схемой резервирования в контуре путевого управления. Автопилот SFENA 605 обеспечивает искусственную устойчивость самолета на некоторых режимах. Продольное и поперечное управление осуществляется с помощью элеронов, путевое управление — руля направления.

Модификации

«Мираж» 2000В — двухместный учебно-тренировочный (боевой) вариант, сохранивший практически все функциональные возможности. Вместо фиксированной пушки устанавливались внешние пушечные гондолы. Первый серийный самолет поднялся в воздух 7 октября 1983 г.

«Мираж» 2000D — это обозначение предназначалось для двухместного варианта самолета «Мираж» 2000Е, а сейчас используется для прежнего 2000N, приспособленного для обычных атакующих действий и не оснащенного ракетой класса «воздух—поверхность» ASMP. Повышенная боевая эффективность обусловливается лазерной системой наведения. Поставки тридцати девяти самолетов 2000D для ВВС Франции планируется завершить в 2000 г.

«Мираж» 2000Е — экспортная версия самолета «Мираж» 2000С. Поставки начались в сентябре 1984 г.. к 1990 г. экспортировано 126 самолетов.

«Мираж» 2000N (N означает «ядерное вооружение»), впервые поднявшийся в воздух 3 феврали 1983 г., является двухместной всепогодной версией с большим радиусом действия для доставки на малых высотах и больших скоростях обычного или ядерного тактического оружия и нанесения упреждающего удара. Хотя самолет в целом схож с моделью ««Мираж» 2000В, конструкция его планера усилена. Новая система вооружения включает в себя радар ESD ANTILOPE V для навигации и отслеживания поверхности земли; спаренную инерционную систему навигации SAGEM; радарный апьтиметр TRT; автопилот; вертикальную камеру OMERA; аппаратуру засекречивания связи CSF фирмы «Томсон» и электронную шифровальную машину ЕСМ фирмы «Дассо». Оснащенный двигателем SNECMA М53-Р2, первый самолет «Мираж» 2000N был поставлен ВВС Франции в январе 1987 г. Три эскадрильи этих самолетов оснащены ракетами Air-Sol Moyenne Portee (ASMP) класса «воздух—поверхность» с ядерной боеголовкой.

«Мираж» 2000S (S означает «ударный») — является двухместным экспортным вариантом самолета 2000D, оснащенным системой дозаправки в воздухе.

«Мираж» 2000-5 — спроектированный в 1986 г. по технологии «стелс» на базе варианта самолета-невидимки «Мираж» 2000-3 с кабиной самолета «Рафаль» (прототип совершил полет в мае 1988 г.); оснащен доплеровской РЛС, аппаратурой засекречивания связи CSF фирмы «Томсон», многоцелевой РЛС RDY класса «смотрю вниз — стреляю вниз», управляющей современными ракетами класса «воздух—воздух» «Мика», и двигателем М53-Р2.

На самолетах «Мираж» 2000С, 2000Е и 2000-5 в нижней части фюзеляжа под воздухозаборниками установлены 2 пушки DEFA 554 (30 мм, 1800 выстр./мин, по 125 снарядов), а на 2000В, D, N и S пушек нет. Имеются девять узлов подвески вооружения, включающего бомбы, ракеты, подвесные гондолы с разведывательным оборудованием, ракетные или пушечные подвесные контейнеры, топливные баки суммарной массой до 6300 кг.
Типовая нагрузка истребителя 2000С при перехвате включает две УР Матра «Супер» 530D или 530F (при РЛС RDM) на внутренних подкрыльных узлах и две УР Матра 550 «Мажик» или «Мажик» 2 на внешних подкрыльевых узлах. В ударной конфигурации самолет может нести до 18 бомб массой 250 кг или бетонобойных бомб «Томсон-Брандт» ВАР 100; до 16 бетонобойных бомб «Дюрандаль», 1—2 бомбы с Л СИ Матра BGL массой 1000 кг, 5—6 кассетных бомб Матра «Белуга», 2 УР Аэроспасьяль AS30L с лазерным наведением, противорадиолокационные УР Матра АРМАТ или противокорабельные УР Аэроспасьяль АМ39 «Экзосет»; 4 контейнера Матра LR F4 НАР (18×68 мм); контейнер Дассо-Бреге СС630 с двумя пушками калибра 30 мм. «Мираж» 2000N вооружен ракетой ASMP с ядерной БЧ мощностью 150 кг.
Самолеты «Мираж» 2000 при достаточно высокой стоимости уступают по характеристикам лучшим американским или российским боевым самолетам. В 1991 г. во время войны в зоне Персидского залива были развернуты 10 самолетов «Мираж» 2000 ВВС Франции. Они выполняли задачи ПВО и осуществляли патрулирование над территорией Саудовской Аравии.

Боевое применение

8 октября 1996 года греческий Mirage 2000 сбил в воздушном бою над Эгейским морем турецкий истребитель F-16 Fighting Falcon.

Индийские Mirage 2000 участвовали в Каргильском конфликте 1999 года. «Миражи» совершили более 500 вылетов: 274 сделали самолеты 1-й эскадрильи, решавшие задачи ПВО и эскорта ударных самолетов, а более 240 — самолеты 7-й эскадрильи, под прикрытием истребителей МиГ-29 наносившие удары по наземным целям, на которые ими было сброшено более 55 тонн бомб. Среди вылетов 7-й эскадрильи примечательны удары по Манто Дало, Тайгер Хилл и высоте 4388 в секторе Драс. На горе Манто Дало в секторе Баталик 17 июня ударом самолетов 7-й эскадрильи использовавших неуправляемые бомбы был уничтожен главный пункт снабжения противника: было ликвидировано более 50 строений и 100 человек. 24 июня на вершине горы Тайгер Хилл управляемыми авиабомбами с лазерным наведением, сброшенными с двух истребителей Mirage-2000, был поражен штаб батальона противника — это был первый случай боевого применения УАБ индийскими ВВС. В тот же день последовал удар по этой же цели неуправляемыми бомбами. 4го июля удар неуправляемыми бомбами был впервые нанесен по артиллерийским позициям и лагерю снабжения на высоте 4388 в секторе Драс. Следующая атака была выполнена четырьмя Mirage-2000 шестого июля, сбросившими 24 бомбы, а 10 июля три самолета сбросили еще 15 неуправляемых бомб. Эти удары сломили сопротивление противника и из-за высоких потерь среди офицерского состава существенно ослабили руководство.

Читать еще:  Самолет радиотехнической разведки Ил-20М (СССР)

19 марта 2011 года 4 самолёта Mirage 2000 в составе французских ВВС участвовали в операции «Odyssey Dawn» против войск Каддафи в Ливии.

Обломки французского «Мираж 2000», потерянного в Афганистане

Многоцелевой самолет Mirage III/5/50 предназначен для перехвата воздушных целей, выполнения ударных операций и ведения разведки. В конце 1955 г. компания Dassault-Breguet решила построить прототип истребителя новой конструкции с треугольным крылом и более обширным фюзеляжем, в котором помещался один турбореактивный двигатель SNECMA «Атар» 101G1. Получившийся в результате самолет – Mirage III-001 совершил свой первый полет 18 ноября 1956 г., а через два месяца достиг полетной скорости 1,52 М. Регулируемые воздухозаборники с ручным управлением и турбореактивный двигатель «Атар» 101G2 тягой 4490 кг позволили повысить максимальную скорость до 1,65 М. Позднее при использовании вспомогательного ракетного двигателя SEPR скорость была увеличена до 1,8 М.

Самолет выполнен по схеме «бесхвостка» и имеет низкорасположенное треугольное в плане крыло с углом стреловидности 60° по передней кромке. Фюзеляж цельнометаллический, выполнен по правилу площадей. В носовой части самолета размещена РЛС с обтекателем антенны. Киль стреловидный. Руль направления приводится в действие с помощью силового гидроцилиндра. Кабина летчика оборудована катапультным креслом, обеспечивающим покидание самолета при нулевой высоте и скорости 167 км/ч.

ВВС Франции заказали 10 усовершенствованных предпроизводственных самолетов Mirage IIIA. Эти машины имели турбореактивный двигатель «Атар» 9В с тягой на форсаже 6000 кг и модифицированное крыло. Mirage IIIA, совершивший свой первый полет 12 мая 1958 г., при использовании дополнительного ракетного двигателя показал максимальную скорость в 2,2 М.

Появление Mirage IIIA привело к производству двухместного тренировочного самолета Mirage IIIB. имевшего тандемную кабину пилотов, и одноместного всепогодного перехватчика Mirage IIIC. Последний был оборудован РЛС «Сирано» AI, а основное вооружение, состоявшее из двух пушек калибра 30 мм, могло быть дополнено ракетами класса «воздух—воздух» Матра R.530 и «Сайдуиндер».

Следующим вариантом стал истребитель-бомбардировщик большой дальности Mirage IIIE (первый полет в 1961 г.) с турбореактивным двигателем «Атар» 9С, установленным в немного более длинном фюзеляже. Он был оборудован РЛС «Сирано» II, которая совместно с доплеровской РЛС и радионавигационной системой TACAN предоставляла возможность полетов на малой высоте в любых погодных условиях и проведения атак по приборам, но не могла отслеживать поверхность земли.

Разведывательный вариант Mirage IIIR оснащен фотокамерами и ИК-датчиками «Супер Циклоп», позволяющими воспроизводить тепловое изображение местности с высот 100—2000 м. Mirage IIIRD оснащен панорамными фотокамерами, РЛС бокового обзора и ИК датчиками «Супер Циклоп».

На основе Mirage IIIE был спроектирован менее сложный истребитель Mirage 5 для атак наземных целей в простых метеоусловиях и светлое время суток. Он предназначался в основном для экспорта в Израиль. Первый образец этой модели совершил полет 19 мая 1967 г. На нем установлено упрощенное электронное оборудование, он имел больший объем топлива и увеличенную грузоподъемность. За счет их уменьшения могпо устанавливаться дополнительное авиационное оборудование. Позднее самолет эксплуатировался в ВВС Франции под обозначением Mirage 5F.

Истребитель Mirage-50Многоцелевой истребитель Mirage 50, опытный образец которого совершил свой первый полет 15 апреля 1979 г., имел турбореактивный двигатель SNECMA «Атар» 9К-50 и мог нести полный набор вооружения, оборудования и снаряжения, разработанных для самолетов серии Mirage III/5. Этот вариант имел более совершенную РЛС и систему индикации информации на лобовом стекле. По сравнению с самолетом Mirage 5 новый самолет имеет взлетную дистанцию на 15-20% меньше, при выполнении задачи ПВО время набора высоты на 35% меньше (или достижение на 45% большей высоты за заданное время), время преследования цели на 50% больше.

Разработаны также разведывательный и двухместный учебно-тренировочный варианты. Они эксплуатировались примерно в 20 зарубежных странах. К моменту окончания в 1989 г. серийного производства всего было выпущено 1422 самолета Mirage III/5 и III/50 (в том числе в Австралии и Швейцарии по лицензии), почти 950 из которых пошли на экспорт. Пользователи этих самолетов принимали участие в программах по их модернизации, и, как результат, некоторые экземпляры эксплуатируются уже более 20 лет. Коммерческий успех Mirage объясняется тем. что этот истребитель явился одним из самых дешевых в классе самолетов со скоростью, соответствующей М=2.

Mirage IIIA — предсерийеый вариант
Mirage IIIB — предсерийеый вариант
Mirage IIIC — начал полёты 9 октября 1960, стал первой серийной модификацией и был идентичен Mirage IIIA. Силовой установкой служили турбореактивный двигатель Atar 9B3 и ракетные ускорители SEPR 841 или 844. Было изготовлено около сотни машин этой серии и они поступили на вооружение 2 и 13 эскадрилий ВВС Франции. Ещё 72 самолёта без ракетных ускорителей было изготовлено для ВВС Израиля. Первые машины были поставлены в 1963 году и встали на вооружение 101 эскадрильи. Эти самолёты обозначались Mirage IIICJ, и приняли активное участие в арабо-израильских войнах. Ещё 16 самолётов были куплены Южноафриканскими ВВС под обозначением Mirage IIICZ. Первый самолёт для Южной Африки был изготовлен в декабре 1962 и поступил на вооружение 2-го «Чита» эскадрона в апреле 1963 года. В течение следующих десяти лет в Южную Африку поставлялись варианты Mirage IIIEZ, Mirage IIIDZ, Mirage D2Z и Mirage IIIRZ. Кроме того ЮАР закупила 3 двухместных Mirage IIIBZ, которые несли то же вооружение что и IIIC. В середине семидесятых ВВС ЮАР постепенно поменяло все эти машины на более современные Mirage F.1.
Mirage IIID — двухместная версия Mirage IIIO, выпускавшая по лицензии в Австралии.
Mirage IIIE — представлял собой тактический ударный самолёт дальнего радиуса действия. Всего для ВВС Франции было построено 453 экземпляров и некоторое дополнительное число самолётов было отправлено на экспорт. Первый прототип поднялся в воздух 5 апреля 1961 года, а первая поставка серийного самолёта состоялась в январе 1964 года. Mirage IIIE стоял на вооружении восьми эскадрилий Французских тактических сил (Force Aerienne Tactique (FATAC)), а также поставлялись в ВВС Аргентины, Бразилии, Ливана, Ливии, Испании, Пакистана, Швейцарии и Южной Африки. Mirage IIIE, стоявшие на вооружении ВВС Аргентины, приняли участие в боевых действиях против Великобритании во время Фолклендской войны (1982).
Mirage IIIO — версия Mirage IIIE и выпускался по лицензии в Австралии. Королевские Австралийские ВВС (Royal Australian Air Force (RAAF)) получили для боевого использования 50 истребителей Mirage IIIO(F), 50 ударных самолётов Mirage IIIO(A), и 16 Mirage IIID двухместных учебных самолётов упоминавшихся выше. Во второй половине 1970-х все остававшиеся на службе Mirage IIIO(F) были переделаны в Mirage III(O)A. В 1984 году Австралийские ВВС начали получать F/A-18 «Хорнит» и последний Mirage был снят с боевого дежурства в 1988 году.
Mirage IIIEE — поставлялся на вооружение ВВС Испании, которые имели в своём составе 19 самолётов этого типа, а также 6 Mirage IIIED (двухместный вариант).
Mirage IIIP — поставлялся для ВВС Пакистана и принял участие в индо-пакистанской войне 1971 года.
Mirage IIIS — версия для ВВС Швейцарии. Эти самолёты несли службу более 35 лет, пока им на смену не пришли американские F/A-18 «Хорнит». Было закуплено 35 изделий, при этом был дальнейший контракт на поставку дополнительно ещё 100 изделий. После публикаций в прессе о низком качестве и ненадежности, было отказано в поставке 100 изделий.
Mirage IIIR — разведывательная версия Mirage IIIE. Этот самолёт был оборудован пятью фотокамерами OMERA 31, расположенными в носовой части фюзеляжа, на месте основного радара.
Mirage G — в октябре 1965 года французское правительство поручило компании Dassault разработку самолёта с изменяющейся геометрией крыла. Этот самолёт совершил свой первый полёт 18 ноября 1967 года, и через два месяца после этого, он был способен совершать горизонтальные полёты со скоростью, соответствующей M=2,0 (вдвое превышающей скорость звука). После примерно 400 часов налёта, этот самолёт потерпел катастрофу. Было построено ещё две, слегка переработанные машины, но проект вскоре прекратил своё существование.

Читать еще:  Вертолет огневой поддержки AH-1J «Sea Cobra» (США)

Галерея Mirage 5

Dassault Mirage 5 (Мираж 5) — французский многоцелевой истребитель, разработанный фирмой Dassault Aviation в 1960-хх годах. В различных модификациях поставлялся в 11 стран мира, к 2016 году все еще находится в эксплуатации.

История

История проекта Mirage 5 началась с проблемы. Его прородитель — Mirage III изначально создавался, как легкий истребитель, однако, расширение номенклатуры задач и множество модернизаций сделали его довольно сложной и дорогой машиной. К середине 1960-хх годов продажи этих машин начали падать: богатые страны были перенасыщены этими истребителями, а развивающиеся государства, не имевшие больших военных бюджетов, предпочитали советские истребители, как более простые, дешевые и все равно весьма эффективные в бою.

Dassault приняли решение создать новую модификацию, которая стала бы оптимальной для этого рынка. Новый самолет должен был быть дешев в продаже и эксплуатации, а так же прост и неприхотлив в обслуживании. Очень кстати оказалось обращение ряда военных из Израиля в 1966 году — они уже имели на вооружении Mirage III, но им нужны были более простые самолеты для частого применения и выполнения локальных боевых задач в условиях Ближнего Востока.

Был создан самолет Mirage 5J. Он не имел РЛС, а большую часть оборудования удалось разместить в носовом отсеке. Освободившееся пространство за кабиной пилота занял дополнительный топливный бак.

Первый прототип взлетел в 1967 году. Самолет показал себя весьма перспективным и не был особо требователен к аэродромной инфраструктуре.

Израиль разместил заказ на 50 самолетов Mirage 5 в апреле 1966 года. Но, после налета изьраильской авиации на аэропорт Бейрута в ходе операции «Дар» в 1968 году, французское правительство наложило эмбарго на поставки военного оборудования в Израиль. На момент объявления запрета производство многих серийных Mirage 5 уже находилось в завершающей стадиии или было завершено. Для того чтобы поддержать национального производителя, французское правительство закупило партию предназаначавшихся для Израиля самолетов для ВВС Франции. Другие модификации этого истребителя стали экспортироваться.

Конструкция

Истребитель в значительной степени унифицирован с моделью Mirage III и имеет аналогичную конструкцию, отличающуюся только размерами. Цельнометаллический моноплан с низкорасположенным треугольным крылом. Хвостовое оперение однокилевое без горизонтальных консолей.

Больше отличий в начинке самолета. Mirage 5 оснащается более простым оборудованием и лишен комплекса РЛС. Большая часть электроники расположено под носовым обтекателем (там, где должен быть локатор). Самолет оснащен дополнительным топливным баком, увеличившим запас горючего на 30%.

Самолет способен нести до 4 тонн нагрузки или дополнительные подвесные топливные баки. Истребитель имеет 7 точек подвески.

Силовая установка самолета — турбореактивный двигатель с форсажной камерой SNECMA Atar 9C.

Видео: Взлет пары истребителей Mirage 5 ВВС Аргентины

Модификации

Самолет имеет десятки модификаций, базирующихся, тем не менее, на 4 основных версиях:

  • Mirage 5 — одноместный многоцелевой истребитель
  • Mirage 5R — одноместный разведывательный самолет
  • Mirage 5Dx — двухместный тренировочный самолет
  • Mirage 50 — одноместный многоцелевой истребитель-бомбардировщик, штурмовик, оснащенный более мощным двигателем Atar 9K-50. Опционально оснащается радарным комплексом.

Эксплуатация

В общей сложности было выпущено 582 истребителя Mirage 5. Самолеты поставлялись в 11 стран мира и на 2016 год эксплуатируются в ВВС Египта, Пакистана, Заира, Колумбии, Аргентины и ОАЭ. Истребитель так же производился без лицензии в Израиле под наименованием IAI Nesher.

Схема истребителя Mirage 5

Авиация Франции

Главный производитель авиационной техники – фирма Дассо Авиасьон. Она занимается не только созданием военных типов самолетов, но и региональных, и бизнес-класса. Вторая по размерам компания Airbus S.A.S производит грузовые, военно-транспортные и пассажирские аппараты. Главный офис находится в Тулузе. Количество сотрудников варьируется в пределах 50000 человек. Все люди сосредоточены в четырех основных странах: Франция, Великобритания, Германия и Испания.

EADS – аэрокосмический и оборонный европейский концерн. Является одной из самых крупных аэрокосмических промышленностей. Основан в 2000 году испанской, французской и немецкой компаниями.

ATR – франко-итальянская компания. Производитель авиатехники, среди которой больше всего известны пассажирские лайнеры ATR-42 и ATR-72.

На данный момент основу авиафлота страны составляют боевые, спецсамолеты, транспортники, учебные, вертолеты.

Самолеты боевого применения:

1. Dassault Aviation Mirage 2000-5F – истребитель многоцелевой.

2. Dassault Aviation Mirage 2000B – истребитель учебного типа.

3. Dassault Aviation Mirage 2000D – истребитель-бомбардировщик.

4. Dassault Aviation Mirage 2000C – истребитель многоцелевой.

5. Dassault Aviation Mirage 2000N – бомбардировщик.

6. Dassault Aviation Rafale B – истребитель учебного типа.

7. Dassault Aviation Rafale C – истребитель многоцелевого назначения.

8. Dassault-Breguet Mirage F1-B – истребитель учебного плана.

9. Dassault-Breguet Mirage F1-CR – самолет-разведчик.

10. Dassault-Breguet Mirage F-1CT – истребитель-бомбардировщик.

Самолеты специального назначения:

1. Boeing E-3F – ДРЛО-самолет.

2. Boeing C-135FR – воздушный топливозаправщик.

Самолеты-транспортники:

1. Airbus A310-300 – транспортник.

2. Airbus A340-200 – транспортник.

3. Airbus A340-300 – транспортник.

4. Airbus ACJ – транспортник.

5. CASA CN-235 – транспортник.

6. CASA CN-235M – транспортник.

7. Dassault Aviation Falcon 50 – самолет административный.

8. Dassault Aviation Falcon 900 – самолет административный.

9. De Havilland Canada DHC-6 – транспортник.

10. Embraer EMB-121 – общее назначение.

11. Lockheed C-130H – транспортник.

12. Lockheed C-130H-30 – транспортник.

13. Socata TB30 – самолет общего назначения.

14. Socata TBM 700 – самолет общего назначения.

15. Transall C-160G – транспортник.

16. Transall C-160R – транспортник.

Самолеты учебного типа:

1. Dassault-Breguet/Dornier Alphajet E – самолет учебный, боевой.

2. Embraer EMB-312 – учебный, тренировочный.

Мираж 2000 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Истребитель-перехватчик «Мираж» компания «Дассо» создавала, насколько возможно, легким и маленьким, чтобы обеспечить в боевом снаряженном состоянии при использовании одного турбовентиляторного двигателя SNECMA М53-5 тяговооруженность, равную 1. На самолете «Мираж» 2000 вернулись к треугольному крылу семейства самолетов «Мираж» III. а для увеличения маневренности снабдили аппарат электродистанционной системой управления полетом (fly-by-wire). которая позволяет растянуть линию центра масс к хвостовой части более, чем на самолетах традиционной схемы. Это приводит к уменьшению собственной устойчивости (без использования автостабилизации).

Многоцелевой самолет Mirage III/5/50 предназначен для перехвата воздушных целей, выполнения ударных операций и ведения разведки. В конце 1955 г. компания Dassault-Breguet решила построить прототип истребителя новой конструкции с треугольным крылом и более обширным фюзеляжем, в котором помещался один турбореактивный двигатель SNECMA «Атар» 101G1. Получившийся в результате самолет – Mirage III-001 совершил свой первый полет 18 ноября 1956 г., а через два месяца достиг полетной скорости 1,52 М. Регулируемые воздухозаборники с ручным управлением и турбореактивный двигатель «Атар» 101G2 тягой 4490 кг позволили повысить максимальную скорость до 1,65 М. Позднее при использовании вспомогательного ракетного двигателя SEPR скорость была увеличена до 1,8 М.

Самолет выполнен по схеме «бесхвостка» и имеет низкорасположенное треугольное в плане крыло с углом стреловидности 60° по передней кромке. Фюзеляж цельнометаллический, выполнен по правилу площадей. В носовой части самолета размещена РЛС с обтекателем антенны. Киль стреловидный. Руль направления приводится в действие с помощью силового гидроцилиндра. Кабина летчика оборудована катапультным креслом, обеспечивающим покидание самолета при нулевой высоте и скорости 167 км/ч.

ВВС Франции заказали 10 усовершенствованных предпроизводственных самолетов Mirage IIIA. Эти машины имели турбореактивный двигатель «Атар» 9В с тягой на форсаже 6000 кг и модифицированное крыло. Mirage IIIA, совершивший свой первый полет 12 мая 1958 г., при использовании дополнительного ракетного двигателя показал максимальную скорость в 2,2 М.

Появление Mirage IIIA привело к производству двухместного тренировочного самолета Mirage IIIB. имевшего тандемную кабину пилотов, и одноместного всепогодного перехватчика Mirage IIIC. Последний был оборудован РЛС «Сирано» AI, а основное вооружение, состоявшее из двух пушек калибра 30 мм, могло быть дополнено ракетами класса «воздух—воздух» Матра R.530 и «Сайдуиндер».

Следующим вариантом стал истребитель-бомбардировщик большой дальности Mirage IIIE (первый полет в 1961 г.) с турбореактивным двигателем «Атар» 9С, установленным в немного более длинном фюзеляже. Он был оборудован РЛС «Сирано» II, которая совместно с доплеровской РЛС и радионавигационной системой TACAN предоставляла возможность полетов на малой высоте в любых погодных условиях и проведения атак по приборам, но не могла отслеживать поверхность земли.

Разведывательный вариант Mirage IIIR оснащен фотокамерами и ИК-датчиками «Супер Циклоп», позволяющими воспроизводить тепловое изображение местности с высот 100—2000 м. Mirage IIIRD оснащен панорамными фотокамерами, РЛС бокового обзора и ИК датчиками «Супер Циклоп».

На основе Mirage IIIE был спроектирован менее сложный истребитель Mirage 5 для атак наземных целей в простых метеоусловиях и светлое время суток. Он предназначался в основном для экспорта в Израиль. Первый образец этой модели совершил полет 19 мая 1967 г. На нем установлено упрощенное электронное оборудование, он имел больший объем топлива и увеличенную грузоподъемность. За счет их уменьшения могпо устанавливаться дополнительное авиационное оборудование. Позднее самолет эксплуатировался в ВВС Франции под обозначением Mirage 5F.

Читать еще:  Истребитель-бомбардировщик Су-7БКЛ (СССР)

Истребитель Mirage-50Многоцелевой истребитель Mirage 50, опытный образец которого совершил свой первый полет 15 апреля 1979 г., имел турбореактивный двигатель SNECMA «Атар» 9К-50 и мог нести полный набор вооружения, оборудования и снаряжения, разработанных для самолетов серии Mirage III/5. Этот вариант имел более совершенную РЛС и систему индикации информации на лобовом стекле. По сравнению с самолетом Mirage 5 новый самолет имеет взлетную дистанцию на 15-20% меньше, при выполнении задачи ПВО время набора высоты на 35% меньше (или достижение на 45% большей высоты за заданное время), время преследования цели на 50% больше.

Разработаны также разведывательный и двухместный учебно-тренировочный варианты. Они эксплуатировались примерно в 20 зарубежных странах. К моменту окончания в 1989 г. серийного производства всего было выпущено 1422 самолета Mirage III/5 и III/50 (в том числе в Австралии и Швейцарии по лицензии), почти 950 из которых пошли на экспорт. Пользователи этих самолетов принимали участие в программах по их модернизации, и, как результат, некоторые экземпляры эксплуатируются уже более 20 лет. Коммерческий успех Mirage объясняется тем. что этот истребитель явился одним из самых дешевых в классе самолетов со скоростью, соответствующей М=2.

Mirage IIIA — предсерийеый вариант
Mirage IIIB — предсерийеый вариант
Mirage IIIC — начал полёты 9 октября 1960, стал первой серийной модификацией и был идентичен Mirage IIIA. Силовой установкой служили турбореактивный двигатель Atar 9B3 и ракетные ускорители SEPR 841 или 844. Было изготовлено около сотни машин этой серии и они поступили на вооружение 2 и 13 эскадрилий ВВС Франции. Ещё 72 самолёта без ракетных ускорителей было изготовлено для ВВС Израиля. Первые машины были поставлены в 1963 году и встали на вооружение 101 эскадрильи. Эти самолёты обозначались Mirage IIICJ, и приняли активное участие в арабо-израильских войнах. Ещё 16 самолётов были куплены Южноафриканскими ВВС под обозначением Mirage IIICZ. Первый самолёт для Южной Африки был изготовлен в декабре 1962 и поступил на вооружение 2-го «Чита» эскадрона в апреле 1963 года. В течение следующих десяти лет в Южную Африку поставлялись варианты Mirage IIIEZ, Mirage IIIDZ, Mirage D2Z и Mirage IIIRZ. Кроме того ЮАР закупила 3 двухместных Mirage IIIBZ, которые несли то же вооружение что и IIIC. В середине семидесятых ВВС ЮАР постепенно поменяло все эти машины на более современные Mirage F.1.
Mirage IIID — двухместная версия Mirage IIIO, выпускавшая по лицензии в Австралии.
Mirage IIIE — представлял собой тактический ударный самолёт дальнего радиуса действия. Всего для ВВС Франции было построено 453 экземпляров и некоторое дополнительное число самолётов было отправлено на экспорт. Первый прототип поднялся в воздух 5 апреля 1961 года, а первая поставка серийного самолёта состоялась в январе 1964 года. Mirage IIIE стоял на вооружении восьми эскадрилий Французских тактических сил (Force Aerienne Tactique (FATAC)), а также поставлялись в ВВС Аргентины, Бразилии, Ливана, Ливии, Испании, Пакистана, Швейцарии и Южной Африки. Mirage IIIE, стоявшие на вооружении ВВС Аргентины, приняли участие в боевых действиях против Великобритании во время Фолклендской войны (1982).
Mirage IIIO — версия Mirage IIIE и выпускался по лицензии в Австралии. Королевские Австралийские ВВС (Royal Australian Air Force (RAAF)) получили для боевого использования 50 истребителей Mirage IIIO(F), 50 ударных самолётов Mirage IIIO(A), и 16 Mirage IIID двухместных учебных самолётов упоминавшихся выше. Во второй половине 1970-х все остававшиеся на службе Mirage IIIO(F) были переделаны в Mirage III(O)A. В 1984 году Австралийские ВВС начали получать F/A-18 «Хорнит» и последний Mirage был снят с боевого дежурства в 1988 году.
Mirage IIIEE — поставлялся на вооружение ВВС Испании, которые имели в своём составе 19 самолётов этого типа, а также 6 Mirage IIIED (двухместный вариант).
Mirage IIIP — поставлялся для ВВС Пакистана и принял участие в индо-пакистанской войне 1971 года.
Mirage IIIS — версия для ВВС Швейцарии. Эти самолёты несли службу более 35 лет, пока им на смену не пришли американские F/A-18 «Хорнит». Было закуплено 35 изделий, при этом был дальнейший контракт на поставку дополнительно ещё 100 изделий. После публикаций в прессе о низком качестве и ненадежности, было отказано в поставке 100 изделий.
Mirage IIIR — разведывательная версия Mirage IIIE. Этот самолёт был оборудован пятью фотокамерами OMERA 31, расположенными в носовой части фюзеляжа, на месте основного радара.
Mirage G — в октябре 1965 года французское правительство поручило компании Dassault разработку самолёта с изменяющейся геометрией крыла. Этот самолёт совершил свой первый полёт 18 ноября 1967 года, и через два месяца после этого, он был способен совершать горизонтальные полёты со скоростью, соответствующей M=2,0 (вдвое превышающей скорость звука). После примерно 400 часов налёта, этот самолёт потерпел катастрофу. Было построено ещё две, слегка переработанные машины, но проект вскоре прекратил своё существование.

Галерея Mirage 5

Dassault Mirage 5 (Мираж 5) — французский многоцелевой истребитель, разработанный фирмой Dassault Aviation в 1960-хх годах. В различных модификациях поставлялся в 11 стран мира, к 2016 году все еще находится в эксплуатации.

История

История проекта Mirage 5 началась с проблемы. Его прородитель — Mirage III изначально создавался, как легкий истребитель, однако, расширение номенклатуры задач и множество модернизаций сделали его довольно сложной и дорогой машиной. К середине 1960-хх годов продажи этих машин начали падать: богатые страны были перенасыщены этими истребителями, а развивающиеся государства, не имевшие больших военных бюджетов, предпочитали советские истребители, как более простые, дешевые и все равно весьма эффективные в бою.

Dassault приняли решение создать новую модификацию, которая стала бы оптимальной для этого рынка. Новый самолет должен был быть дешев в продаже и эксплуатации, а так же прост и неприхотлив в обслуживании. Очень кстати оказалось обращение ряда военных из Израиля в 1966 году — они уже имели на вооружении Mirage III, но им нужны были более простые самолеты для частого применения и выполнения локальных боевых задач в условиях Ближнего Востока.

Был создан самолет Mirage 5J. Он не имел РЛС, а большую часть оборудования удалось разместить в носовом отсеке. Освободившееся пространство за кабиной пилота занял дополнительный топливный бак.

Первый прототип взлетел в 1967 году. Самолет показал себя весьма перспективным и не был особо требователен к аэродромной инфраструктуре.

Израиль разместил заказ на 50 самолетов Mirage 5 в апреле 1966 года. Но, после налета изьраильской авиации на аэропорт Бейрута в ходе операции «Дар» в 1968 году, французское правительство наложило эмбарго на поставки военного оборудования в Израиль. На момент объявления запрета производство многих серийных Mirage 5 уже находилось в завершающей стадиии или было завершено. Для того чтобы поддержать национального производителя, французское правительство закупило партию предназаначавшихся для Израиля самолетов для ВВС Франции. Другие модификации этого истребителя стали экспортироваться.

Конструкция

Истребитель в значительной степени унифицирован с моделью Mirage III и имеет аналогичную конструкцию, отличающуюся только размерами. Цельнометаллический моноплан с низкорасположенным треугольным крылом. Хвостовое оперение однокилевое без горизонтальных консолей.

Больше отличий в начинке самолета. Mirage 5 оснащается более простым оборудованием и лишен комплекса РЛС. Большая часть электроники расположено под носовым обтекателем (там, где должен быть локатор). Самолет оснащен дополнительным топливным баком, увеличившим запас горючего на 30%.

Самолет способен нести до 4 тонн нагрузки или дополнительные подвесные топливные баки. Истребитель имеет 7 точек подвески.

Силовая установка самолета — турбореактивный двигатель с форсажной камерой SNECMA Atar 9C.

Видео: Взлет пары истребителей Mirage 5 ВВС Аргентины

Модификации

Самолет имеет десятки модификаций, базирующихся, тем не менее, на 4 основных версиях:

  • Mirage 5 — одноместный многоцелевой истребитель
  • Mirage 5R — одноместный разведывательный самолет
  • Mirage 5Dx — двухместный тренировочный самолет
  • Mirage 50 — одноместный многоцелевой истребитель-бомбардировщик, штурмовик, оснащенный более мощным двигателем Atar 9K-50. Опционально оснащается радарным комплексом.

Эксплуатация

В общей сложности было выпущено 582 истребителя Mirage 5. Самолеты поставлялись в 11 стран мира и на 2016 год эксплуатируются в ВВС Египта, Пакистана, Заира, Колумбии, Аргентины и ОАЭ. Истребитель так же производился без лицензии в Израиле под наименованием IAI Nesher.

Схема истребителя Mirage 5

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector