0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Saab J-29 Tunnan, Истребитель

В первоначальном проекте самолет Сааб-29 был представлен как традиционный моноплан с турбореактивным двигателем Де Хэвилленд Гоблин (de Havilland Goblin), но результаты исследований в области стреловидного крыла и разработка более мощного турбореактивного двигателя Де Хэвилленд Гост (Ghost) привели к изменению конструкции. Было решено использовать легкий самолет Сааб Сафир (Safir) для испытаний стреловидного крыла уменьшенного масштаба с углом стреловидности 25°. В это же время начались переговоры с компанией Де Хэвилленд о лицензионном производстве в Швеции турбореактивных двигателей Гост. Первый из четырех опытных образцов Сааб-29 совершил полет 1 сентября 1948г., но в производство самолет был заказан лишь весной 1951г. Сааб-29 был свободнонесущим высокопланом, имел убирающееся трехопорное шасси с носовой стойкой, его силовая установка располагалась внутри фюзеляжа большого диаметра, а пилот размещался на катапультируемом кресле в герметичной кабине. Сааб J29A начали поступать в ВВС Швеции в 1951г.; они оставались в производстве до апреля 1956г. Был построен 661 экземпляр. Эти машины продолжали использоваться до 1958г., когда началась их постепенная замена самолетами Сааб-32 Лансен (Lansen); в 1961-62гг. 30 самолетов J 29F были поставлены в Австрию.

ВАРИАНТЫ
J 29A: первый серийный вариант одноместного истребителя; поставки начались в апреле 1951г.

J 29B: второй серийный вариант с увеличенным топливным баком внутри фюзеляжа; заменил самолет J 29A в начале 1953г.

А 29В: вариант штурмовика на основе самолета J 29B.

S 29C: вариант для фоторазведки, сходный с моделью J 29B, но оснащенный шестью автоматическими камерами и улучшенным навигационным оборудованием; первые поставки произведены в конце 1953г.

J 29D: экспериментальный вариант для оценочных испытаний форсажной камеры, спроектированной в Швеции.

J 29E: впервые поднялся в воздух 3 декабря 1953г., имел “запилы” на передней кромке крыла для улучшения летных характеристик на трансзвуковых скоростях и форсажную камеру, испытанную на самолетах J 29D.

J 29F: последняя серийная модель, объединившая все улучшения более ранних самолетов. A 29F: вариант штурмовика на базе самолета J 29F; кроме стандартного вооружения, самолет мог переносить 24 ракеты Бофор класса “воздух-воздух” калибра 75 мм (2,95 дюйма) или до 500 кг (1102 фунта) смешанных вооружений на подкрыльевых креплениях.

Многоцелевой истребитель Saab J.29 «Tunnan». История разработки.

Доброго всем времени суток. Продолжим обзор шведской авиационной техники. Постепенно мы подошли к полноценному реактивному истребителю первого поколения. Самой знаменитой парой машин этого времени безусловна были F-86 и МиГ-15 , однако другие страны также работали над созданием своих истребителей, хоть они и остались в тени у своих визави. Швеция были в числе таковых. Созданный до этого самолет J. 29R был лишь временным вариантом, в результате чего им необходимо было в срочном порядке создавать ему замену. Пока шла разработка для укрепления своих ВВС было решено также как и до Второй мировой войны закупить определенное количество иностранной техники. На вооружение ВВС Швеции поступили порядка двухсот «Мустангов» , «Москито» и «Спитфайров» . Разработать самолет полностью с нуля шведы также не решились, по определенным аспектам работали в кооперации с англичанами. И в скором времени был создан та самая «Бочка» , которая и стала первым полноценным шведским реактивным истребителем. Именно об истории создания этой машины сегодня и пойдет речь.

Читать еще:  Многоцелевой вертолёт NH90 (Европа)

Начало работ над проектом.

Ситуация в шведской авиастроительной отрасли того времени была не простой. Самой основной проблемой в создании самолетов нового типа стала разработка турбореактивного двигателя. Свои работы в этом направлении шведы вели и причем весьма успешно. Ими занималась фирма SFA . Под них даже начинали создавать определенный проект истребителя «JxR» , но разработки решено было свернуть. А работы над собственным ТРД прекратить. В этом вопросе шведы решили пойти по пути наименьшего сопротивления и закупить лучшие на тот момент времени мировые образцы. Возможно это и было оправдано, но возможно здесь было чисто лоббирование определенных интересов. Одновременно с этим фирма Saab берется за разработку новых реактивных самолетов. Работы возглавил инженер Ларс Брисинг. Изначально это был P. 101 , который предполагалось спроектировать с прямым крылом. Однако вскоре шведы получили некоторые результаты немецких конструкторов по продувкам моделей со стреловидным крылом в аэродинамических трубах. Их вывезли из Швейцарии вместе с некоторыми немецкими инженерами, которые последствие стали работать в Saab . Эти данные впечатлили шведов и в итоге началось создание нового проекта R.1001 со стреловидным крылом.

Честно говоря немного прослеживается определенное внешнее сходство с немецким истребителем Messerschmitt P.1101 , так что все-таки можно предположить что возможно определенные идеи шведы у немцев подсмотрели. Вскоре решился и вопрос с двигателем. Был выбран De Havilland Ghost и под него началась уже конкретная компоновка проекта.

Двигатель стали производить по лицензии и он получил обозначение RM-2.

Основные конструктивные особенности истребителя.

Рассмотрим более подробно что из себя представлял новый истребитель. Это одноместный самолет с толстым фюзеляжем и плотной компоновкой. Передняя часть фюзеляжа была досточно крупных размеров, ввиду использования двигателя с центробежным компрессором. Из-за этого он имел большой диаметр и соответствующие габариты. Двигатель крепился к фюзеляжу на три специальных крепления. Центр тяжести истребителя также был смещен вперед.

В носовой части располагался воздухозаборник. Кабина пилота каплевидной формы находилась по сути над двигателем. Катапультное кресло и оборудование гермокабины было заимствовано с предыдущего истребителя J. 21R . Впереди кабины находилась бронеплита для защиты летчика. Сам фюзеляж типа полумонокок. Передняя и основные стойки шасси убирались в фюзеляж. Крыло двухлонжеронное с тонким профилем. Для улучшении устойчивости решено было использовать переменную стреловидность c 25-ти до 43-х градусов. Отработка и испытания стреловидного крыла проходила на самолете Saab-91 «Safir» .

Для справки. Saab 91 Safir («Сапфир») — трёх- или четырёхместный учебный самолёт, производимый в Линчёпинге, Швеция фирмой Saab AB и компанией De Schelde в Дордрехте, Голландия. Самолёт был разработан Андерсом Андерссоном. Оснащался четырёхцилиндровым двигателем de Havilland Gipsy Major мощностью в 125 л. с. или Gipsy Major 10 двигателем мощностью в 145 л. с. Модели 91B, B-2 и C имеют шестицилиндровый двигатель мощностью в 190 л. с.

В задней укороченной части фюзеляжа находилось выходной сопло. Стабилизатор и хвостовое оперение находилось на короткой хвостовой балке. Вооружение состоящее изначально из 4-х пушек Hispano Mark V разместили в носовой части под воздухозаборником.

Постройка опытных образцов и проведение испытаний.

Осенью 1946-ого года проект был представлен командованию ВВС на рассмотрение. В итоге он был утвержден и была инициирована постройка трех прототипов. (хотя в итоге заложили четыре.) Тогда же он получил новый индекс J. 29. Постройка шла довольно медленно и лишь спустя два года первый летный образец был готов для прохождения испытаний. Его оснастили большим количеством датчиков и измерительных приборов, которые объединили в единую систему.

В первоначальном проекте самолет Сааб-29 был представлен как традиционный моноплан с турбореактивным двигателем Де Хэвилленд Гоблин (de Havilland Goblin), но результаты исследований в области стреловидного крыла и разработка более мощного турбореактивного двигателя Де Хэвилленд Гост (Ghost) привели к изменению конструкции. Было решено использовать легкий самолет Сааб Сафир (Safir) для испытаний стреловидного крыла уменьшенного масштаба с углом стреловидности 25°. В это же время начались переговоры с компанией Де Хэвилленд о лицензионном производстве в Швеции турбореактивных двигателей Гост. Первый из четырех опытных образцов Сааб-29 совершил полет 1 сентября 1948г., но в производство самолет был заказан лишь весной 1951г. Сааб-29 был свободнонесущим высокопланом, имел убирающееся трехопорное шасси с носовой стойкой, его силовая установка располагалась внутри фюзеляжа большого диаметра, а пилот размещался на катапультируемом кресле в герметичной кабине. Сааб J29A начали поступать в ВВС Швеции в 1951г.; они оставались в производстве до апреля 1956г. Был построен 661 экземпляр. Эти машины продолжали использоваться до 1958г., когда началась их постепенная замена самолетами Сааб-32 Лансен (Lansen); в 1961-62гг. 30 самолетов J 29F были поставлены в Австрию.

Читать еще:  Многоцелевой вертолёт MD-500 Defender (США)

ВАРИАНТЫ
J 29A: первый серийный вариант одноместного истребителя; поставки начались в апреле 1951г.

J 29B: второй серийный вариант с увеличенным топливным баком внутри фюзеляжа; заменил самолет J 29A в начале 1953г.

А 29В: вариант штурмовика на основе самолета J 29B.

S 29C: вариант для фоторазведки, сходный с моделью J 29B, но оснащенный шестью автоматическими камерами и улучшенным навигационным оборудованием; первые поставки произведены в конце 1953г.

J 29D: экспериментальный вариант для оценочных испытаний форсажной камеры, спроектированной в Швеции.

J 29E: впервые поднялся в воздух 3 декабря 1953г., имел “запилы” на передней кромке крыла для улучшения летных характеристик на трансзвуковых скоростях и форсажную камеру, испытанную на самолетах J 29D.

J 29F: последняя серийная модель, объединившая все улучшения более ранних самолетов. A 29F: вариант штурмовика на базе самолета J 29F; кроме стандартного вооружения, самолет мог переносить 24 ракеты Бофор класса “воздух-воздух” калибра 75 мм (2,95 дюйма) или до 500 кг (1102 фунта) смешанных вооружений на подкрыльевых креплениях.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Вторая мировая война
    • 1.2 Расширение во время холодной войны
      • 1.2.1 Число погибших во время холодной войны
    • 1.3 Военная служба
      • 1.3.1 Финляндия 1940 г.
      • 1.3.2 Конго 1961–1964
    • 1.4 1990-е годы — реструктуризация
    • 1,5 Ливия 2011
  • 2 Текущий инвентарь
    • 2.1 Самолет
    • 2.2 Оружие
  • 3 Организация
    • 3.1 Истребители
    • 3.2 Вертолетные установки
    • 3.3 Воздушный транспорт и специальные подразделения
  • 4 Самолет
  • 5 Будущее ВВС Швеции
    • 5.1 Saab JAS 39 Gripen E
    • 5.2 Военно-транспортный самолет
    • 5.3 Учебно-тренировочный самолет
  • 6 См. Также
    • 6.1 Люди
  • 7 ссылки
  • 8 Дальнейшее чтение
  • 9 Внешние ссылки

Многоцелевой истребитель Saab J.29 «Tunnan». История разработки.

Доброго всем времени суток. Продолжим обзор шведской авиационной техники. Постепенно мы подошли к полноценному реактивному истребителю первого поколения. Самой знаменитой парой машин этого времени безусловна были F-86 и МиГ-15 , однако другие страны также работали над созданием своих истребителей, хоть они и остались в тени у своих визави. Швеция были в числе таковых. Созданный до этого самолет J. 29R был лишь временным вариантом, в результате чего им необходимо было в срочном порядке создавать ему замену. Пока шла разработка для укрепления своих ВВС было решено также как и до Второй мировой войны закупить определенное количество иностранной техники. На вооружение ВВС Швеции поступили порядка двухсот «Мустангов» , «Москито» и «Спитфайров» . Разработать самолет полностью с нуля шведы также не решились, по определенным аспектам работали в кооперации с англичанами. И в скором времени был создан та самая «Бочка» , которая и стала первым полноценным шведским реактивным истребителем. Именно об истории создания этой машины сегодня и пойдет речь.

Читать еще:  Вертолет огневой поддержки AH-1J «Sea Cobra» (США)

Начало работ над проектом.

Ситуация в шведской авиастроительной отрасли того времени была не простой. Самой основной проблемой в создании самолетов нового типа стала разработка турбореактивного двигателя. Свои работы в этом направлении шведы вели и причем весьма успешно. Ими занималась фирма SFA . Под них даже начинали создавать определенный проект истребителя «JxR» , но разработки решено было свернуть. А работы над собственным ТРД прекратить. В этом вопросе шведы решили пойти по пути наименьшего сопротивления и закупить лучшие на тот момент времени мировые образцы. Возможно это и было оправдано, но возможно здесь было чисто лоббирование определенных интересов. Одновременно с этим фирма Saab берется за разработку новых реактивных самолетов. Работы возглавил инженер Ларс Брисинг. Изначально это был P. 101 , который предполагалось спроектировать с прямым крылом. Однако вскоре шведы получили некоторые результаты немецких конструкторов по продувкам моделей со стреловидным крылом в аэродинамических трубах. Их вывезли из Швейцарии вместе с некоторыми немецкими инженерами, которые последствие стали работать в Saab . Эти данные впечатлили шведов и в итоге началось создание нового проекта R.1001 со стреловидным крылом.

Честно говоря немного прослеживается определенное внешнее сходство с немецким истребителем Messerschmitt P.1101 , так что все-таки можно предположить что возможно определенные идеи шведы у немцев подсмотрели. Вскоре решился и вопрос с двигателем. Был выбран De Havilland Ghost и под него началась уже конкретная компоновка проекта.

Двигатель стали производить по лицензии и он получил обозначение RM-2.

Основные конструктивные особенности истребителя.

Рассмотрим более подробно что из себя представлял новый истребитель. Это одноместный самолет с толстым фюзеляжем и плотной компоновкой. Передняя часть фюзеляжа была досточно крупных размеров, ввиду использования двигателя с центробежным компрессором. Из-за этого он имел большой диаметр и соответствующие габариты. Двигатель крепился к фюзеляжу на три специальных крепления. Центр тяжести истребителя также был смещен вперед.

В носовой части располагался воздухозаборник. Кабина пилота каплевидной формы находилась по сути над двигателем. Катапультное кресло и оборудование гермокабины было заимствовано с предыдущего истребителя J. 21R . Впереди кабины находилась бронеплита для защиты летчика. Сам фюзеляж типа полумонокок. Передняя и основные стойки шасси убирались в фюзеляж. Крыло двухлонжеронное с тонким профилем. Для улучшении устойчивости решено было использовать переменную стреловидность c 25-ти до 43-х градусов. Отработка и испытания стреловидного крыла проходила на самолете Saab-91 «Safir» .

Для справки. Saab 91 Safir («Сапфир») — трёх- или четырёхместный учебный самолёт, производимый в Линчёпинге, Швеция фирмой Saab AB и компанией De Schelde в Дордрехте, Голландия. Самолёт был разработан Андерсом Андерссоном. Оснащался четырёхцилиндровым двигателем de Havilland Gipsy Major мощностью в 125 л. с. или Gipsy Major 10 двигателем мощностью в 145 л. с. Модели 91B, B-2 и C имеют шестицилиндровый двигатель мощностью в 190 л. с.

В задней укороченной части фюзеляжа находилось выходной сопло. Стабилизатор и хвостовое оперение находилось на короткой хвостовой балке. Вооружение состоящее изначально из 4-х пушек Hispano Mark V разместили в носовой части под воздухозаборником.

Постройка опытных образцов и проведение испытаний.

Осенью 1946-ого года проект был представлен командованию ВВС на рассмотрение. В итоге он был утвержден и была инициирована постройка трех прототипов. (хотя в итоге заложили четыре.) Тогда же он получил новый индекс J. 29. Постройка шла довольно медленно и лишь спустя два года первый летный образец был готов для прохождения испытаний. Его оснастили большим количеством датчиков и измерительных приборов, которые объединили в единую систему.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector