SNCASO SO 4050 Vautour IIB
Содержание
- 1 Описание
- 2 Основные характеристики
- 2.1 Летно-технические характеристики
- 2.2 Живучесть и бронирование
- 3 Вооружение
- 3.1 Подвесное вооружение
- 4 Применение в бою
- 4.1 Достоинства и недостатки
- 5 Историческая справка
- 6 Медиа
- 7 См. также
- 8 Ссылки
S.O.4050 Vautour II — французский двухмоторный реактивный дозвуковой многоцелевой самолет времен холодной войны.
Эксплуатировался во Франции, поставлялся на экспорт в Израиль, где применялся в Шестидневной войне и Войне на истощение. Был пригоден для перевозки ядерного оружия. Но из-за отсутствия радиолокатора и других современных систем навигации и атаки был заменен на Dassault Mirage IV.
Модификация “B” выполняла функции бомбардировщика и впервые поднялась в воздух 5 декабря 1954 года.
Предвоенные годы
В середине 1930-х годов, на фоне проводимого Германией перевооружения, особенно отчётливо проявилась отмеченное в начале десятилетия отставание французских ВВС и их неспособность конкурировать с Люфтваффе.
Характеристики производимых в рамках «политики прототипов» самолётов не соответствовали амбициозным заданиям, выдававшимся Технической службой авиации, их конструкция также не была рассчитана на массовое производство в сжатые сроки; иными словами, они устаревали уже на момент ввода в эксплуатацию [1] . Поэтому, когда в мае 1936 года к власти пришёл Народный фронт, было принято решение национализировать две трети авиационной отрасли для устранения проблем тогдашних авиапроизводителей и рационализации производства [1] . Таким образом, в соответствии с принятым 11 августа 1936 года законом о национализации, французское правительство объединило заводы и КБ нескольких частных компаний в 6 государственных авиастроительных объединений (SNCASO, SNCASE, SNCAC, SNCAN, SNCAO, SNCAM) [2] · [3] . Они создавались как акционерные общества со смешанным капиталом, в которых государству принадлежит две трети акций. Управлялись назначаемым государством советом, председателем которого стал Анри де Л’Эскаль [3] . Под действие закона также попала пребывавшая в сложном финансовом положении компания Lorraine, получившая название «SNCM».
16 ноября 1936 года после экспроприации заводов компаний Blériot (в Сюрене), Bloch (Виллакубле, Курбевуа и Шатору), SASO (Бордо-Мериньяк), UCA (Бегль), SAB (Бордо-Бакалан) и Lioré et Olivier (Рошфор), была создана новая компания — SNCASO [4] .
Руководил ею совет директоров, состоявший из девяти человек, включая государственного представителя генерала Фернана Эдере и управляющего директора Марселя Блоха [5] · [6] .
На момент создания SNCASO располагала заводскими площадями в 168000 м², 7000 рабочих и 1162 станков [7] . Она была готова к серийному выпуску самолётов Bloch MB.210, MB.131, MB.220, Salmson CriCri, Potez 540, Blériot-SPAD S.510 и вела работы над прототипами: Bloch MB.170, MB.134, MB.160 и MB.480 [7] . Кроме того, в том же 1936 году была приобретена фабрика в районе Деоль [8] .
27 сентября 1938 Альбер Како сменил Анри де Л’Эскаля на посту Председателя совета национальных авиастроительных компаний [9] . Он принял решение специализировать фабрики в выпуске отдельных узлов для рационализации производства [7] . В результате, к не всегда своевременному финансированию прибавились сложности организационного характера, что привело к суммарной задержке поставок ключевых комплектующих в угрожаемый период на несколько месяцев [10] .
Вторая мировая война
С началом войны темпы производства SNCASO возрастают, однако, не всю выпущенную технику удаётся ввести в эксплуатацию из-за нехватки комплектующих; проекты, находящиеся на стадии разработки, откладываются на неопределённый период.
15 февраля 1940 года Марсель Блох был вынужден уйти в отставку из администрации SNCASO, предлогом послужили недостаточные характеристики истребителя Bloch MB.152 [11] , на его место назначен Поль Мазер [12] .
С 20 мая 1940 года, вскоре после начала германского наступления, компания проводит меры по подготовке вывоза материальных ценностей; 10 июня отдан приказ об эвакуации парижских заводов. Эти меры оказались своевременными, и — сравнительно с продвижением германских войск — достаточно успешными: парижское КБ добралось до Бордо, а перемещённые в Шатору заводы были захвачены немцами. Выпуск MB.174 и MB.175 продолжается в Бордо-Бакалан [13] .
После подписания Перемирия прекращены работы над несколькими прототипами, среди которых были истребитель Bloch MB.157 разрабатываемый Люсьеном Серванти, двухмоторный бомбардировщик MB.134, четырёхмоторные бомбардировщики MB.135 и MB.162, и военный гидросамолёт Bloch MB.480 [14] .
С началом немецкой оккупации заводы были остановлены, наблюдается нехватка специалистов; численность персонала SNCASO к тому моменту составляла около 11000 человек [14] .
За исключением предприятия в Шатору, все заводы SNCASO оказались в оккупированной зоне. По требованию правительства, для недопущения безработицы они должны были перейти к выпуску более актуальной для мирного времени продукции: газогенераторов, печей для углежжения, барж [12] …
Оккупация
Часть конструкторов, которые собирались продолжить изыскания в области гражданской авиации, начали работы над несколькими проектами; среди них металлический планер SO.10 (позже переименован в SO.P1), разработка которого поручена Люсьену Серванти, экспериментальный учебный SO.20, герметичный двухмоторный транспортник SO.30, транспортный самолёт в двух- и четырёхмоторном вариантах SO.80 (переименован в SO.800). Работы над SO.20 были прекращены в ноябре 1940 года, над SO.50 — в марте 1941 года [15] .
С 1 января 1941 года под управление SNCASO переходит (фактически поглощается) аналогичное предприятие, созданное во времена национализации — SNCAO. Его структурные подразделения (бывшие заводы Breguet в Бугене, Loire-Nieuport в Исси-ле-Мулино и Сен-Назере и завод компании Брандта в Шатийоне) также входят в SNCASO. Кроме изделий, производимых для немцев, эти заводы также выпускали товары мирного назначения сборные дома, велосипедные прицепы, чемоданы для коммивояжёров. Интеграция этих предприятий завершилась к 1 апреля 1941 года [16] .
В феврале инженеров конструкторских бюро компании, покинувших оккупированную зону, собрали в районе Канн-Ла-Бокка, где под контролем итальянской комиссии по перемирию находился один из заводов объединения SNCASE (бывший Romano) [17] . Им было разрешено продолжать исследования в создаваемом под руководством Мориса Юреля на базе каннского завода [18] Национального конструкторского бюро (Bureau d’études national (BEN)) [19] при условии работы исключительно над проектами гражданских самолётов [20] · [14] .
Новое КБ состояло из четырёх отделов:
- «10» («тяжёлых самолётов»): группы Паро, Безо и Ле Бьяна под руководством Анри Деплана (все ранее работали в компании Bloch, кроме Жана Безо из Blériot-SPAD);
- «1000» («лёгких самолётов»): группа Пийона (Nieuport / SNCAO);
- «2000» («гидросамолётов»): группа Бюре (CAMS / SNCAN);
- «3000» («особых» или «стратосферных» (герметизированных) самолётов): группа Рока (Farman / SNCAC)
Также в него входили общие службы «аэродинамики», «оборудования» и «нормализации» [21] .
Между тем, на основе SO.800 было решено сделать версию большей вместимости, SO.90 [21] . Продолжались работы над тремя проектами: SO.30, SO.90 и лёгким SO.3050 [20] . 9 июля 1941 года состоялся первый полёт планера SO.P1 [21] , а 23 декабря — SO.800 [22] .
Лишь с 23 июля 1941 годы предприятиям SNCASO разрешено возобновить строительство воздушных судов. В заключённом между германским министерством авиации и французским правительством соглашении указывается, что первоочередной задачей французской авиационной промышленности должно быть содействие Германии [23] . Поэтому заводы в Сюрене и Курбевуа производят для Люфтваффе транспортные Junkers Ju 52, в Бордо — разведывательные Focke-Wulf Fw 189 и малую серию MB.175, а в Шатору выпускают истребители MB.152 и MB.155 для Виши [14] .
В ноябре 1942 года Германия оккупировала свободную зону, значительное число рабочих SNCASO были отправлены на принудительные работы в Германию, а заводы разграблены [24] . В то же время усилились воздушные налёты английских и американских ВВС на промышленные предприятия, работающие на немцев. Пострадали и заводы SNCASO: в ноябре 1942 года подвергается бомбёжке завод в Каннах, 17 мая 1943 года завод в Бордо-Бакалан был остановлен на восемь дней, 4 июля бомбили Бугене, и в сентябре фабрики в Париже [24] . Несмотря на разрушения, SNCASO продолжает выпуск авиатехники. В 1943 году Люсьеном Серванти начата работа над проектом реактивного самолёта SO.6000.
16 августа 1943 года Морис Юрель и 8 других человек на борту незаконченного SO.90 улетают из Канн в алжирский Филипвиль [25] [26] .После этого побега немцы переносят конструкторские бюро в Исси-ле-Мулино, где ведётся работа над проектом Zeppelin ZSO 523, и берут под свой контроль завод в Каннах, теперь его основная продукция — моторные рамы для Ju 52 [27] .
11 ноября 1943 года авиация Союзников разбомбила каннский завод, повредив прототипы SO.30N и SO.30R; позже, в январе 1944 года, сборочные цеха были обстреляны подводной лодкой [27] . В феврале группа из Канн распущена, персонал переведен в район Парижа [27] .
Применение в бою
S.O.4050 Vautour IIB представляет из себя неуловимого бомбардировщика. Так как курсовым вооружением он не обладает, то ему остается только сбрасывать свои бомбы на базы либо на головы соперников, если вы используете его в совместных боях. Опасаться стоит только сверхзвуковых самолетов и ракет «воздух-воздух».
Достоинства и недостатки
Достоинства:
- Высокая максимальная скорость
- Большая бомбовая нагрузка
- Отличное сохранение энергии
- Воздушный тормоз, тормозной парашют
- Хорошая живучесть
- Нет курсового и оборонительного вооружения