2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Советский многоцелевой вертолет Ми-4: история, описание и характеристики

Советский многоцелевой вертолет Ми-4: история, описание и характеристики

Ми-4 – это советский многоцелевой вертолет с поршневым двигателем, созданный конструкторами ОКБ Миля в начале 50-х годов. Эта машина стала первым транспортным вертолетом, принятым на вооружение советской армией.

Внешне Ми-4 очень напоминал американский вертолет Sikorsky S-55, принятый на вооружение ВВС США несколькими годами раньше. Не вызывает сомнения, что во время своей работы советские конструкторы во многом копировали американскую машину. Однако по своим характеристикам Ми-4 превосходил своего зарубежного визави: он имел значительно большую грузоподъемность, да и весил советский вертолет гораздо больше.

В этой машине впервые был использован грузовой люк, находящийся в задней части вертолета.

Вплоть до начала 70-х годов Ми-4 являлся основным транспортным вертолетом советской армии и вооруженных сил стран-участниц Варшавского договора. Производство Ми-4 было завершено в 1966 году, всего было изготовлено более 3900 единиц (включая китайскую лицензионную копию) этой машины. В Китае по советской лицензии этот вертолет выпускался под наименованием Harbin Z-5. Он до сих пор находится на вооружении армии Северной Кореи.

Ми-4 неоднократно совершенствовался и модернизировался, существует большое количество его модификаций.

В СССР отдельные машины эксплуатировались вплоть до конца 80-х годов, решение о полном списании устаревшей техники было принято только в 1988 году после катастрофы вертолета этой модели, произошедшей в Читинской области.

Разработка Ми-4 была проведена в рекордные сроки: от начала проектных работ до серийного производства прошел всего лишь один год. На первых порах в вертолетной гонке СССР был в роли догоняющего, поэтому перед конструкторами были поставлены очень жесткие сроки. Серийным изготовлением этих машин занимался Казанский вертолетный завод.

Карта сайта

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ

  • Горячая линия
  • Раскрытие информации
  • Энергоэффективность
  • Менеджмент качества
  • Инновации
  • Лицензии
  • Экологическая политика
  • Пресс-кит
  • Закупки
  • Противодействие коррупции
  • Социальная ответственность
  • Документация
  • Интерфакс

О ХОЛДИНГЕ

  • Вакансии
  • Структура
  • Руководство
  • История

МЕДИА

СЕРВИС

КАТАЛОГ

  • Военные вертолеты
  • Гражданские вертолеты

КОНТАКТЫ

  • Горячая линия

Некоторые функции могут не работать, если не установлены cookies. Чтобы узнать больше об использовании cookies на нашем сайте, перейдите на информационную страницу Cookies.

Конструкторские испытания и проблемы

Главным конструктором вертолета Ми-4 был назначен М.Н. Пивоваров. При разработке и испытаниях вертолета Ми-4 конструкторы столкнулись с множеством проблем, которых раньше не возникало при проектировании предыдущих моделей. ОКБ Миля пришлось прибегнуть к помощи ЛИИ и ЦАГИ, которые помогли решить проблему усталости металла и прочности конструкции. Задачи создавал рулевой винт, а также резонанс всей конструкции в наземном положении. Но самым трудным вопросом стали новые лопасти винта, которые могли выдерживать только до 150 часов эксплуатации. Но в дальнейшем и это было решено. Срок работы лопастей был доведен до трехсот часов, а потом и вовсе до тысячи.

Конструкторами были увеличены геометрические размеры винтов, что опять же привело к новой проблеме: появился флаттер лопастей. Решением была установка балансиров, но, к сожалению, и это полностью не удалило эту проблему. Весь опыт, который получили конструкторы при изготовлении вертолета Ми-4, послужил им в дальнейшем очень хорошим уроком и заставлял продумывать все возможные проблемы в новых моделях. Как говорили сами работники конструкторского бюро Миля, вертолет Ми-4 был достаточно интересной машиной.

Читать еще:  Палубный истребитель F2H Banshee (США)

Вертолет Robinson R44

Robinson R44 — лёгкий многоцелевой четырёхместный однодвигательный вертолёт с превосходными летно-техническими характеристиками производства Robinson Helicopter Company, США.

Вертолеты Robinson R44 хорошо зарекомендовали себя при полетах в различной местности и при различных температурах. Помимо мегаполисов, эти вертолеты активно используются для перевозки пассажиров и грузов, в том числе в горных районах.

Вертолет Robinson R44 может осуществить посадку на площадки размером не более 3х3 метра. Пилот и пассажиры имеют хороший обзор из-за большой площади остекления кабины.

Robinson R44 Raven II одна из последних моделей вертолетов R44. Raven II оснащён инжекторным вариантом двигателя Lycoming IO-540. Усовершенствованная силовая установка имеет повышенную мощность, следовательно, большую рабочую высоту и скорость вертолета.

Технические характеристики (Ми-4А)

Данные с www.globalsecurity.org/m military/world/russia/mi-4-specs.htm

Общие характеристики

  • Экипаж: 1 или 2 человека
  • Вместимость: 16 военнослужащих или до 1600 кг (3527 фунтов) груза
  • Длина: 16,8 м (55 футов 1 дюйм)
  • Высота: 4,4 м (14 футов 5 дюймов)
  • Пустой вес: 5100 кг (11244 фунтов)
  • Полная масса: 7,150 кг (15763 фунта)
  • Максимальный взлетный вес: 7550 кг (16645 фунтов)
  • Силовая установка: 1 × Швецов АШ-82В 14-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, 1250 кВт (1680 л.с.)
  • Диаметр несущего винта: 21 м (68 футов 11 дюймов)
  • Площадь несущего винта: 346,4 м 2 (3729 кв. Футов)

Производительность

  • Максимальная скорость: 185 км / ч (115 миль / ч, 100 узлов)
  • Дальность: 500 км (310 миль, 270 миль)
  • Практический потолок: 5 500 м (18 000 футов)
  • Загрузка диска: 41 кг / м 2 (8,4 фунта / кв. Фут)
  • Мощность / масса : 0,21 кВт / кг (0,13 л.с. / фунт)

История

Вертолет В-8 первоначально создавался специалистами опытно-конструкторского бюро (ОКБ) Государственного авиационного завода №329 (ныне — ОКБ Московского вертолетного завода им. М. Л. Миля) в рамках проекта модернизации многоцелевого вертолета Ми-4, разработанного в начале 1950-х годов. Усовершенствованную машину планировалось оснастить газотурбинным двигателем вместо поршневого, улучшить эргономику и повысить грузоподъемность. Однако объем изменений, вносившихся коллективом разработчиков под руководством Михаила Миля, оказался весьма обширен. Вскоре стало ясно, что необходимо полностью переработать конструкцию Ми-4, которая повторяла компоновку уже устаревшего на тот момент американского вертолета Sikorsky S-55 Chickasaw.

Получившийся прототип В-8 принципиально отличался от «модернизируемой» машины: силовая установка была перенесена из носовой части в пространство над салоном, кабина пилотов оснащена панорамным остеклением, вместо четырехопорного установлено трехопорное шасси. 9 июля 1961 года в воздух поднялся первый опытный экземпляр В-8 с одним турбовинтовым двигателем АИ-24В и четырехлопастным винтом. 2 августа 1962 года прототип В-8А с двумя двигателями ТВ2-117 и пятилопастным винтом впервые оторвал от земли летчик испытатель Николай Лёшин, а 17 сентября того же года машина совершила первый полноценный полет. Серийное производство Ми-8 стартовало в марте 1965 года на авиазаводе №387 в Казани, в 1970 года к выпуску вертолета приступил завод в Улан-Удэ.

История завода

Опытно-конструкторское бюро Миля (Союзное ОКБ №4 Минавиапрома) было создано в 1947 году для разработки первого советского серийного вертолета. К этому времени главный конструктор Михаил Леонтьевич Миль уже имел большой опыт работы с автожирами – еще одним видом винтокрылых машин. Эти знания и понимание перспективности нового направления помогли Милю и его коллегам менее чем за год создать вертолет ГМ-1 (Геликоптер Миля-1).


Михаил Миль

Первый опытный экземпляр разбился на испытаниях, но в целом проект ГМ-1 оказался удачным и подтвердил правильность выбранного пути. В 1952 году вертолет пошел в серию под обозначением Ми-1. Впоследствии на нем было установлено 27 абсолютных мировых рекордов. Таким образом, именно разработка ОКБ Миля стала первым отечественным вертолетом, выпускавшимся серийно.

Читать еще:  Учебно-боевой вертолёт Ми-28УБ (Россия)

В 1951 году прекращает работу Государственный союзный завод №3 в Сокольниках – ОКБ авиаконструктора Ивана Братухина, специализировавшееся на разработке вертолетов двухвинтовой поперечной схемы, которые не удалось довести до приемлемого уровня надежности. Его мощности передаются ОКБ Миля. В 1953 году предприятие переименовывается в Государственный союзный авиационный завод №329. В начале 1960-х годов ОКБ получило новые корпуса опытного производства в Подмосковье. Получившее официальное наименование «Московский вертолетный завод» предприятие занимается разработкой и испытаниями вертолетов, а серийный выпуск осваивается на других заводах. В 1970 году заводу присваивается имя М.Л. Миля.

История создания

Впервые массово использовать вертолеты на поле боя начали американцы во время Корейской войны. Поначалу военные скептически отнеслись к новым машинам, сочтя их недостаточно надежными и защищенными. Однако вскоре выяснилось, что вертолет – это прекрасное средство для осуществления разведки, корректировки огня, связи и эвакуации раненых с поля боя.

Советские военные поначалу также не восприняли вертолеты слишком серьезно, однако успешный опыт их применения в Корее доказал, что новый тип машин можно очень успешно использовать в боевых условиях. В СССР еще до войны занимались созданием винтокрылых машин, но это были автожиры. Созданием вертолетов в конце 40-х годов занялись коллективы под руководством Миля и Камова.

В 1948 году в небо поднялся первый советский серийный вертолет Ми-1. Чтобы начать его серийное производство потребовалось вмешательство самого Сталина.

Ми-1 не уступал своим зарубежным аналогам, но это был легкий вертолет, способный перевозить не более трех пассажиров или незначительный груз. Военным нужен был вертолет среднего класса, который бы имел большую грузоподъемность.

У американцев такой вертолет был: в 1950 году компания Sikorsky Aircraft начала поставлять армии США вертолет S-55/H-19 Chickasaw, который мог перевозить 12 десантников или 960 кг груза. Эти машины весьма успешно применялись американцами в ходе Корейской войны, особенно хорошо они себя показали во время десантной операции в Инчхоне.

Разработка вертолетов большей грузоподъемности в ОКБ Миля началась еще в конце 40-х годов. Однако в то время подобные идеи не нашли особого понимания у советских военных. Однако вскоре ситуация кардинально изменилась. В сентябре 1951 года в Кремле, под председательством Сталина состоялось совещание, на котором рассматривался вопрос об отставании СССР в области вертолетостроения от потенциальных противников.

На этом совещании Миль представил свой проект нового вертолета В-12, который мог брать на борт 12 десантников. Проект был одобрен. В задании конструкторам предписывалось создать вертолет, который мог бы перевозить 12 десантников, легкое орудие или автомобиль. Грузоподъемность вертолета должна была составлять 1200 кг или 1600 кг при перегрузе. На постройку машины конструкторам отводился всего лишь один год.

Чтобы уложиться в этот срок, людям пришлось работать по 14-16 часов в сутки и ночевать прямо на рабочих местах.

Для будущей машины была выбрана одновинтовая схема и двухэтажная компоновка, аналогичная той, что была на американском S-55. В качестве основы для силовой установки был выбран авиационный двигатель АШ-82В с четырнадцатью цилиндрами (двойная звезда). Его взлетная мощность составляла 1700 л. с., а номинальная – 1400 л. с. Большую часть фюзеляжа занимала грузовая кабина, которая заканчивалась большим люком в кормовой части вертолета. Это было новое (и очень удачное) решение в мировом вертолетостроении.

Уже в начале марта 1952 года были готовы чертежи новой машины, а в апреле – первый летный экземпляр вертолета. В конце этого же месяца начались заводские испытания машины. После их завершения вертолет был передан на государственные испытания, которые стартовали в августе 1952 года. Еще до их окончания началось серийное производство вертолета. Он получил обозначение Ми-4. В следующем году машина была принята на вооружение.

Читать еще:  Реактивный гидросамолёт Р-1 (изделие «Р») (СССР)

Первоначально серийное производство проводилось на Саратовском заводе №292, где было изготовлено 154 машины. Позже оно было перенесено на Казанский вертолетный завод, на счету которого 3155 Ми-4. Заводской филиал ОКБ Миля занимался усовершенствованием вертолетов и разработкой новых модификаций машины.

В 1956 году лицензионное производство Ми-4 началось в Китайской Народной Республике, именно эта машина дала начало вертолетостроению в КНР. Китайская модификация вертолета получила наименование Z-5 и выпускалась до 1979 года. Всего было изготовлено 545 вертолетов.

Однако не все было так быстро и гладко. Вертолетостроение было новой отраслью авиационной промышленности не только в СССР, но и в мире. Поэтому конструкторам пришлось столкнуться с целым рядом сложных технических задач. Им нужно было решить проблему усталости металла конструкции, повысить прочность рулевого винта и устранить резонанс машины с землей. Однако самым сложным вопросом был недостаточный ресурс лопастей несущего винта, который очень долго не удавалось увеличить более 150 часов. Лишь после нескольких лет поисков и испытаний удалось создать лопасти с 300-часовым ресурсом, позже его удалось повысить до 1 тыс. часов, а затем и до 2,5 тыс.

Весьма сложной проблемой стало ранее не встречающееся явление – флаттер лопастей винта. Именно во время работы над Ми-4 конструкторы смогли понять суть этого явления и найти противоядие от него.

Следует отметить, что отработанная конструкция лопастей стала типовой для последующих машин, созданных в ОКБ Миля, и это позволило сделать вертолеты марки «Ми» одними из самых надежных в мире.

На Ми-4 были впервые проведены исследования, связанные с принципиальной возможностью установки на вертолеты автопилота и уже в 1957 году серийные машины стали оснащаться этим прибором.

В ВВС эксплуатация машины началась в 1953 году. Позже из этих вертолетов стали формировать отдельные полки, несколько из них имелось в каждой группе войск или округе. Примерно в это же время Ми-4 начали использовать и в гражданской авиации, причем очень скоро Ми-4 стал одной из основных машин гражданского флота. Он использовался наряду с Ми-1, эти вертолеты прекрасно дополняли друг друга.

Вертолет Ми-4 применялся для пассажирских и грузовых перевозок, в санитарной авиации, для тушения пожаров и проведения спасательных работ. Эта машина успешно работала и в Арктике, и в Антарктике. Ми-4 экспортировали в более чем тридцать стран мира. На вертолете было установлено несколько мировых рекордов.

Вертолет Ми-4 использовался в ходе военных конфликтов: в начале 60-х годов, во время вторжения советских войск в Венгрию, в Индии в 1961-1962 гг., в Пакистане в 1965 году, во время ирано-иракского конфликта, в Эфиопии. Эта машина применялась советскими войсками и в Афганистане, однако вскоре ее заменили более современными вертолетами Ми-8 и Ми-24. Еще в середине 1995 года в вооруженных силах различных государств использовалось около 550 вертолетов Ми-4.

За время эксплуатации Ми-4 было создано более тридцати модификаций этой машины, обычно они предназначались для выполнения узких специализированных задач.

В СССР Ми-4 начали постепенно выводить из эксплуатации только после появления следующей великолепной машины ОКБ Миля – вертолета Ми-8.

Карта сайта

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ

  • Горячая линия
  • Раскрытие информации
  • Энергоэффективность
  • Менеджмент качества
  • Инновации
  • Лицензии
  • Экологическая политика
  • Пресс-кит
  • Закупки
  • Противодействие коррупции
  • Социальная ответственность
  • Документация
  • Интерфакс

О ХОЛДИНГЕ

  • Вакансии
  • Структура
  • Руководство
  • История

МЕДИА

СЕРВИС

КАТАЛОГ

  • Военные вертолеты
  • Гражданские вертолеты

КОНТАКТЫ

  • Горячая линия

Некоторые функции могут не работать, если не установлены cookies. Чтобы узнать больше об использовании cookies на нашем сайте, перейдите на информационную страницу Cookies.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector