1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вестленд Уэссекс — Westland Wessex

Вестленд Уэссекс — Westland Wessex

Уэссекс
Королевский флот Уэссекса HU.5
РольВертолет
национальное происхождениеобъединенное Королевство
ПроизводительWestland Aircraft
Westland Helicopters
Первый полет20 июня 1958 г.
Вступление1961 г.
На пенсии2003 ( Королевские ВВС )
Основные пользователиКоролевский флот
Королевские военно-воздушные силы
Королевский военно- морской флот Австралии
Уругвайская военно-морская авиация
Произведено1958–1970 гг.
Количество построенных382
Разработано изСикорский H-34

Уэстленд Уэссекс является британским построенным с газотурбинными двигателями развитием Сикорски H-34 . Он был разработан и произведен по лицензии компанией Westland Aircraft (позже Westland Helicopters ). Одним из главных отличий от H-34 Сикорского была замена силовой установки с поршневым двигателем на турбовальный . Ранние модели были оснащены одним двигателем Napier Gazelle , в то время как в более поздних версиях использовалась пара двигателей de Havilland Gnome .

Wessex изначально производился для Королевского флота (RN), а затем для Королевских ВВС (RAF); Также было произведено ограниченное количество гражданских самолетов, а также осуществлены некоторые экспортные продажи. Wessex работал как противолодочный боевой вертолет и как вспомогательный вертолет; пожалуй, больше всего известен своим использованием в качестве вертолета поисково-спасательных операций (SAR). Этот тип был принят на вооружение в 1961 году и имел срок службы более 40 лет, прежде чем был выведен на пенсию в Великобритании.

  • 1 Конструкция
  • 2 Боевое применение
  • 3 Тактико-технические характеристики
    • 3.1 Технические характеристики
    • 3.2 Лётные характеристики
  • 4 Состоит на вооружении
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки
  • 7 Примечания

Фюзеляж типа полумонокок является цельнометаллической конструкцией. Вертолёт имеет две кабины: грузовую и кабину экипажа. Для проведения поисково-спасательных работ вертолёт оборудуется лебёдкой грузоподъёмностью 300 кг. Снаружи, с обеих сторон фюзеляжа имееюся узлы для крепления оружия. Вертолёт снабжён системой автоматического управления, современным радиооборудованием и сигнально-переговорными устройствами, доплеровской навигационной системой. В различных модификациях может использоваться как ударный, противолодочный и транспортный вертолёт, существует также гражданский вариант Уэстленд 30.

В 1981 году на вооружение стран НАТО поступили новые вертолёты «Линкс 2 АН.Мк.5» с двигателями Роллс-Ройс «Джем» 41-1 мощностью 446 кВт. Вертолёт хорошо зарекомендовал себя в Ираке.

В 1985 году впервые оторвался от земли «Линкс АН.Мк.7». Отдельные нововведения, внедрённые на этой модификации, уже были опробованы ранее на варианте Мк.5. При модернизации вертолёта большое внимание было уделено главному недостатку «Линкса» — высокому уровню вибрации и шума в кабине. На Мк.7 установили демпфер для гашения колебаний, генерируемых несущим винтом, изменили направление вращения рулевого винта на противоположное. На кабине появился контейнер с датчиками инфракрасной и телевизионной систем прицеливания. Наличие новой системы существенно повысило боевые возможности вертолёта при действиях в плохую погоду. От Мк.5 к Мк.7 перешла и силовая установка. В месте соединения хвостовой балки с фюзеляжем на выхлопные сопла двигателей установили систему подавления инфракрасного излучения: струя горячих выхлопных газов выбрасывалась в большой объём воздуха, и её температура значительно уменьшалась. За характерный внешний вид диффузоры этой системы были прозвали «мусорными ящиками».

В 1986 году на основе АН.Мк.7 был создан многоцелевой ударный вертолёт «Линкс АН.Мк.9», предназначенный для уничтожения танков и бронированной техники противника. На вооружении он имеет 8 противотанковых управляемых ракет (ПТУР) TOW, закреплённых по бортам фюзеляжа. Вертолёт может выполнять боевые задачи днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
Его модификация «Бэттлфилд Линкс» имеет смонтированную на кабине систему наведения ПТУР TOW и может перевозить 10 десантников. Вооружение вертолёта включает две 20-мм пушки KAD-B с 570 патронамии и 1 7,62-мм пулемёт. Боевая нагрузка на 2 узлах: 8 ПТУР TOW, HOT или AGM-114 Hellfire, или 2 пусковые установки 68-мм или 70-мм неуправляемых ракет, а также постановщик мин VS-MD H. Возможна подвеска управляемых ракет классов «воздух-воздух» или «воздух-поверхность». На модели Мк.9 было применено колёсное шасси вместо полозкового.

В 1986 году на «Линксе» с доработанным двигателем (мощность увеличена до 40 %) и специальным лопастями несущего винта был установлен мировой рекорд скорости для вертолётов (400,87 км/ч) [1] , действующий по сей день (2014) [2] .

Читать еще:  Вертолет-тральщик MH-53E Sea Dragon (США)

Фюзеляж типа полумонокок является цельнометаллической конструкцией. Вертолёт имеет две кабины: грузовую и кабину экипажа. Для проведения поисково-спасательных работ вертолёт оборудуется лебёдкой грузоподъёмностью 300 кг. Снаружи, с обеих сторон фюзеляжа имееюся узлы для крепления оружия. Вертолёт снабжён системой автоматического управления, современным радиооборудованием и сигнально-переговорными устройствами, доплеровской навигационной системой. В различных модификациях может использоваться как ударный, противолодочный и транспортный вертолёт, существует также гражданский вариант Уэстленд 30.

В 1981 году на вооружение стран НАТО поступили новые вертолёты «Линкс 2 АН.Мк.5» с двигателями Роллс-Ройс «Джем» 41-1 мощностью 446 кВт. Вертолёт хорошо зарекомендовал себя в Ираке.

В 1985 году впервые оторвался от земли «Линкс АН.Мк.7». Отдельные нововведения, внедрённые на этой модификации, уже были опробованы ранее на варианте Мк.5. При модернизации вертолёта большое внимание было уделено главному недостатку «Линкса» — высокому уровню вибрации и шума в кабине. На Мк.7 установили демпфер для гашения колебаний, генерируемых несущим винтом, изменили направление вращения рулевого винта на противоположное. На кабине появился контейнер с датчиками инфракрасной и телевизионной систем прицеливания. Наличие новой системы существенно повысило боевые возможности вертолёта при действиях в плохую погоду. От Мк.5 к Мк.7 перешла и силовая установка. В месте соединения хвостовой балки с фюзеляжем на выхлопные сопла двигателей установили систему подавления инфракрасного излучения: струя горячих выхлопных газов выбрасывалась в большой объём воздуха, и её температура значительно уменьшалась. За характерный внешний вид диффузоры этой системы были прозвали «мусорными ящиками».

В 1986 году на основе АН.Мк.7 был создан многоцелевой ударный вертолёт «Линкс АН.Мк.9», предназначенный для уничтожения танков и бронированной техники противника. На вооружении он имеет 8 противотанковых управляемых ракет (ПТУР) TOW, закреплённых по бортам фюзеляжа. Вертолёт может выполнять боевые задачи днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
Его модификация «Бэттлфилд Линкс» имеет смонтированную на кабине систему наведения ПТУР TOW и может перевозить 10 десантников. Вооружение вертолёта включает две 20-мм пушки KAD-B с 570 патронамии и 1 7,62-мм пулемёт. Боевая нагрузка на 2 узлах: 8 ПТУР TOW, HOT или AGM-114 Hellfire, или 2 пусковые установки 68-мм или 70-мм неуправляемых ракет, а также постановщик мин VS-MD H. Возможна подвеска управляемых ракет классов «воздух-воздух» или «воздух-поверхность». На модели Мк.9 было применено колёсное шасси вместо полозкового.

В 1986 году на «Линксе» с доработанным двигателем (мощность увеличена до 40 %) и специальным лопастями несущего винта был установлен мировой рекорд скорости для вертолётов (400,87 км/ч) [1] , действующий по сей день (2014) [2] .

История эксплуатации

объединенное Королевство

Обзор

Wessex впервые был использован Королевским флотом, который ввел Wessex HAS.1 в строй в 1961 году. Удовлетворенный хорошими начальными характеристиками Wessex, но стремясь улучшить его авионику и оборудование, ВМС вскоре настаивали на разработке. улучшенного HAS.3 , который поступил на вооружение в 1967 году. В оперативном плане более молодые модели будут назначены для выполнения ключевых задач по борьбе с подводными лодками и десантно-транспортными операциями, в то время как более старые и менее способные модели обычно будут отправлены на наземные базы для поиска и спасение (SAR).

RAF стал оператором Уэссекса в 1962 году; Эти вертолеты, которые использовались для спасательных операций в воздухе, море или в горах, помогли сделать «Уэссекс» особенно известным самолетом этой службы и помогли спасти множество жизней за время службы. В качестве одной из постоянных обязанностей Королевских ВВС несколько вертолетов Уэссекса постоянно находились в режиме ожидания для реагирования на чрезвычайную ситуацию, находящуюся в любом месте в пределах 40 миль от британской береговой линии, в течение 15 минут в дневное время, в ночное время это время реакции было сокращено до 60 минут. Вертолеты Уэссекса, предназначенные для поиска и спасания, также находились за границей, например, на Кипре . Качества Wessex были описаны как «идеальные для горных полетов».

Уэссекс часто использовался на поле боя в качестве служебного транспорта; Помимо доставки припасов и оборудования, Уэссекс мог также перевозить небольшие группы войск. В оперативном отношении Wessex мог поднимать меньше, чем вертолеты Bristol Belvedere ВВС Великобритании , но был более прочным и требовал меньшего обслуживания; таким образом, когда Belvedere был отправлен в отставку в конце 1960-х, эскадрильям Уэссекса часто поручали выполнять свои прежние обязанности по поддержке британской армии на разовой основе. В крупномасштабных вертолетно-штурмовых операциях этот тип мог сопровождать « Хоукер Сиддли Харриерс» ВВС Великобритании . Вариант HC.4 Westland Sea King начал заменять Wessex в этом качестве с конца 1970-х годов, хотя перевозки войск продолжались до конца 1990-х годов.

Читать еще:  Вертолёт ДРЛО Ка-31 (СССР)

Служебная карьера Wessex заключалась в долгосрочном развертывании как в Гонконге, так и в Северной Ирландии для поддержки операций внутренней безопасности, выполнения транспортных и наблюдательных миссий. В Северной Ирландии использование вертолетов для снабжения оказалось жизнеспособной альтернативой уязвимым автоколоннам; операции на этом театре военных действий привели к применению различного оборонительного оборудования и средств противодействия угрозе, исходящей от стрелкового оружия и переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК).

Вертолеты Уэссекса также использовались Королевским рейсом Королевских ВВС для перевозки VIP-персон, включая членов британской королевской семьи ; В этой роли вертолеты получили обозначение HCC.4 и были по сути аналогичны HC.2 , отличия включали модернизированный интерьер, дополнительное навигационное оборудование и расширенные программы обслуживания. И принц Филипп, и принц Чарльз были обученными пилотами Уэссекса, иногда они выступали в качестве членов летного экипажа в дополнение к пассажирам на борту VIP-обслуживания. В 1998 году Wessex был заменен на арендованный в частном порядке Sikorsky S-76 .

Военные операции

В 1962 году возник международный кризис, поскольку Индонезия пригрозила конфронтацией по вопросу о Брунее , который не входил в состав недавно образованной Малайской Федерации . К февралю 1964 года большое количество вертолетов RAF и RN, включая Westland Wessex, действовало с баз в Сараваке и Сабахе, чтобы помочь отрядам армии и морской пехоты сражаться с партизанскими силами, проникшими в Индонезию через тысячу миль границы с Малайзией . После удаления большей части противолодочного оборудования, чтобы облегчить самолет, во время кампании на Борнео «Уэссекс» обычно использовался как транспортный вертолет, способный перебрасывать до 16 военнослужащих или грузовой груз весом 4000 фунтов непосредственно на передовую. Наряду с Westland Scout , Wessex стал одной из основных рабочих лошадок кампании, примерно половина из них управлялась непосредственно с наземных баз и регулярно сменялась с теми, кто размещался на судах RN, размещенных у берега. Благодаря этим операциям Commando Helicopter Force получил прозвище « Джунгли» .

Около 55 Westland Wessex HU.5 участвовали в Фолклендской войне , сражаясь в Южной Атлантике в 1982 году. 21 мая 1982 года Wessex HU.5 845-й эскадрильи поддержали высадку британцев на Восточном Фолкленде. Этот тип широко использовался на протяжении всего конфликта для транспортировки и размещения британских спецназовцев, включая членов Специальной воздушной службы (SAS) и специальной лодочной службы (SBS). В общей сложности девять Уэссексов (восемь HU.5 и один HAS.3) были потеряны во время Фолклендской кампании. Два HU.5 из 845-й эскадрильи разбились на леднике Фортуна в Южной Георгии во время попытки эвакуировать членов SAS во время снежной бури, шесть из 848-й эскадрильи Wessex HU.5 были потеряны, когда затонул контейнеровоз Atlantic Conveyor, а HAS .3 на борту HMS Glamorgan был уничтожен, когда корабль был поражен ракетой Exocet .

Гражданские операции

Гражданская версия вертолета, Wessex 60, также была изготовлена ​​и поставлена ​​ряду гражданских операторов, включая Bristow Helicopters , одного из крупнейших операторов винтокрылых машин в мире. Бристоус управлял ими с различных британских аэродромов и вертолетных площадок, чтобы поддержать растущую нефтяную промышленность Северного моря, пока они не были сняты с производства в 1982 году.

Австралия

В апреле 1961 года Королевский военно-морской флот Австралии (RAN) объявил, что они выбрали Westland Wessex в качестве стандартного служебного вертолета для своих кораблей и намерены закупить около 30 вертолетов для противолодочного патрулирования, эвакуации раненых и связи с флотом. РАН официально приняла первые два из 27 вертолетов Уэссекса в сентябре 1963 года; 817-я эскадрилья была первой, кто использовал этот тип; «Уэссекс» и его мощная гидроакустическая установка быстро оказались самой эффективной противолодочной платформой, которую пока еще не видели в РАН.

Читать еще:  Военно-транспортный самолет Ан-70 (СССР)

Уэссекс стал важным операционным сдвигом для авиации флота, позволив RAN продолжить преобразование авианосца HMAS Melbourne в противолодочную платформу. В типичных операциях авианосца Wessex будет использоваться во время запуска и восстановления самолетов в качестве охранного вертолета; Во время противолодочного патрулирования обычная процедура заключалась в том, чтобы один Уэссекс находился в воздухе для активного прикрытия корабля, в то время как второй должен был быть полностью вооружен и подготовлен к операциям. Такая схема использовалась во время переброски войск во Вьетнам в 1960-х годах. Выполнение поисково-спасательных боевых вылетов стало еще одной важной задачей этого типа; В 1974 году несколько вертолетов Уэссекса участвовали в спасательных операциях в Дарвине после циклона Трейси .

Хотя Wessex оказался слишком большим, чтобы его можно было использовать с большинством эсминцев RAN, он оказался хорошо подходящим в качестве военно-транспортного вертолета для тяжелых десантных кораблей и более крупных судов. К 1980 году Wessex больше не использовался для противолодочных операций, его заменил более продвинутый и способный Westland Sea King в этом качестве. Вместо этого оставшиеся вертолеты Уэссекса были оставлены для выполнения своих второстепенных функций в качестве охраны самолета, поисково-спасательной платформы и служебного транспортного вертолета. Тип был снят с вооружения в 1989 году.

  • 1 Конструкция
  • 2 Боевое применение
  • 3 Тактико-технические характеристики
    • 3.1 Технические характеристики
    • 3.2 Лётные характеристики
  • 4 Состоит на вооружении
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки
  • 7 Примечания

Фюзеляж типа полумонокок является цельнометаллической конструкцией. Вертолёт имеет две кабины: грузовую и кабину экипажа. Для проведения поисково-спасательных работ вертолёт оборудуется лебёдкой грузоподъёмностью 300 кг. Снаружи, с обеих сторон фюзеляжа имееюся узлы для крепления оружия. Вертолёт снабжён системой автоматического управления, современным радиооборудованием и сигнально-переговорными устройствами, доплеровской навигационной системой. В различных модификациях может использоваться как ударный, противолодочный и транспортный вертолёт, существует также гражданский вариант Уэстленд 30.

В 1981 году на вооружение стран НАТО поступили новые вертолёты «Линкс 2 АН.Мк.5» с двигателями Роллс-Ройс «Джем» 41-1 мощностью 446 кВт. Вертолёт хорошо зарекомендовал себя в Ираке.

В 1985 году впервые оторвался от земли «Линкс АН.Мк.7». Отдельные нововведения, внедрённые на этой модификации, уже были опробованы ранее на варианте Мк.5. При модернизации вертолёта большое внимание было уделено главному недостатку «Линкса» — высокому уровню вибрации и шума в кабине. На Мк.7 установили демпфер для гашения колебаний, генерируемых несущим винтом, изменили направление вращения рулевого винта на противоположное. На кабине появился контейнер с датчиками инфракрасной и телевизионной систем прицеливания. Наличие новой системы существенно повысило боевые возможности вертолёта при действиях в плохую погоду. От Мк.5 к Мк.7 перешла и силовая установка. В месте соединения хвостовой балки с фюзеляжем на выхлопные сопла двигателей установили систему подавления инфракрасного излучения: струя горячих выхлопных газов выбрасывалась в большой объём воздуха, и её температура значительно уменьшалась. За характерный внешний вид диффузоры этой системы были прозвали «мусорными ящиками».

В 1986 году на основе АН.Мк.7 был создан многоцелевой ударный вертолёт «Линкс АН.Мк.9», предназначенный для уничтожения танков и бронированной техники противника. На вооружении он имеет 8 противотанковых управляемых ракет (ПТУР) TOW, закреплённых по бортам фюзеляжа. Вертолёт может выполнять боевые задачи днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
Его модификация «Бэттлфилд Линкс» имеет смонтированную на кабине систему наведения ПТУР TOW и может перевозить 10 десантников. Вооружение вертолёта включает две 20-мм пушки KAD-B с 570 патронамии и 1 7,62-мм пулемёт. Боевая нагрузка на 2 узлах: 8 ПТУР TOW, HOT или AGM-114 Hellfire, или 2 пусковые установки 68-мм или 70-мм неуправляемых ракет, а также постановщик мин VS-MD H. Возможна подвеска управляемых ракет классов «воздух-воздух» или «воздух-поверхность». На модели Мк.9 было применено колёсное шасси вместо полозкового.

В 1986 году на «Линксе» с доработанным двигателем (мощность увеличена до 40 %) и специальным лопастями несущего винта был установлен мировой рекорд скорости для вертолётов (400,87 км/ч) [1] , действующий по сей день (2014) [2] .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector