0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Grumman F-14 Tomcat

История разработки

С самого начала работ над проектом F-14 задумывался как самолёт, способный завоевать полное воздушное превосходство в непосредственной близости от авианесущих кораблей, с которых предполагалось использовать эти самолёты. В качестве дополнительной задачи он также должен был способен наносить удары по тактическим наземным и надводным целям. В январе 1969 года проект F-14 выиграл конкурс, объявленный ВМС США, на новый самолёт, предполагавшийся на замену устаревающим F-4 «Фантом» II. Первый прототип поднялся в воздух 21 декабря 1970 года, и за ним сразу последовала предсерийная партия из 11 самолётов. Летом 1972 года были завершены испытания F-14 на авианосцах. Промышленные поставки для флота начались в октябре того же года. «Томкэты» составляли эскадрильи истребителей-перехватчиков в составе авианосных групп

F-14 был ориентирован в первую очередь на отражение ракетных ударов по корабельным группировкам. Основным элементом F-14 является система управления вооружением Hughes AN/AWG-9. По информации министерства обороны СССР, дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м² 160 км, сопровождение 24 целей. Диапазон работы РЛС 8-10 ГГц. Дальность обнаружения теплопеленгатором (телескоп) в ППС 220 км, в ЗПС 300 км [3] . Для ближнего боя «Томкэт» располагает встроенной 20-мм автоматической пушкой General Electric M61A1 Vulcan, с боевым комплектом в 675 патронов. Основу ракетного вооружения составляли четыре ракеты «воздух-воздух» AIM-54 или AIM-7, располагавшихся на пилонах под фюзеляжем. F-14 является единственным самолётом, способным нести ракету «воздух-воздух» большой дальности AIM-54A Phoenix. Эта ракета, стоимостью 500 тыс. долларов, способна поражать цели на расстоянии 185 км. Это даёт F-14 возможность уничтожать большинство самолётов противника до того, как сам он появится у них на экране радара. В дополнение к ним на подкрыльных пилонах могли располагаться ещё четыре ракеты AIM-9 Sidewinder. Кроме того, «Томкэт» был способен нести до 6 576 кг наступательного вооружения различного класса

Читать еще:  Учебно-тренировочный самолёт T-39 Sabreliner (США)

Работы над F-14A были омрачены потерей первого прототипа в декабре 1970 года, однако несмотря на это, ВМС США были поставлены 478 машин и ещё 79 были проданы Ирану в 1976—1978 годах модификация F-14A-GR. Следующей должна была стать модель F-14B, оснащённая двигателями Pratt & Whitney F401-PW-400, но работы над ней были свёрнуты. Вместо этого 38 самолётов F-14A начиная с 1986 были переоснащены двигателями General Electric F110-GE-400, и впоследствии получили обозначение F-14B. Модификация F-14D отличалась от предыдущих более мощным радаром Hughes AN/APG-71, система позволяет сопровождать 24 цели и совершать захват и запуск ракет по 6 из них одновременно, на различных высотах и дальностях, усовершенствованой авионикой и переоборудованной кабиной. Всего было построено 37 самолётов этого типа, ещё 104 переделали из ранее выпущенных F-14A они имели обозначение F-14D(R

Эксплуатация

F-14 был принят на вооружение в сентябре 1974. Американские «Томкэты» участвовали в двух стычках с ливийской авиацией над заливом Сидра, сбив в 1981 году два Су-22 (см. первый инцидент в заливе Сидра), а в 1989 году — два МиГ-23 (см. второй инцидент в заливе Сидра

F-14 приняли участие в операции «Буря в пустыне», где обеспечивали воздушное прикрытие американским бомбардировщикам и штурмовикам. В последующих конфликтах (операция «Умеренная сила», война против Югославии, войны в Афганистане и Ираке) F-14 применялись для нанесения ударов по наземным целям

В ВВС Ирана

Иран был единственной страной, куда экспортировались F-14. Всего было поставлено 79 самолётов, которые принимали участие в ирано-иракской войне. Несмотря на проблемы с запчастями, «Томкэты» до сих пор эксплуатируются иранскими ВВС

Самолеты этого типа до сих пор эксплуатируются. Так, 26 января 2012 года один из F-14 упал и взорвался на побережье Персидского залива [6]

Читать еще:  БЛА Boeing Scan Eagle (США)

Галерея F-14

Grumman F-14 Tomcat (Томкэт) – американский многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный компанией Grumman Aircraft Engineering Corporation в начале 1970-х годов.

История F-14

История F-14 начинается в 1968 году, когда Пентагон инициировал программу авианосного истребителя-перехватчика VFX (Variable geometry Fighter Experimental), в которой приняли участие все крупнейшие авиастроительные компании США.

В финал конкурса вышли Grumman и McDonnell Douglas. Истребитель MD с фиксированным крылом был хорош, однако, требования минобороны по одновременному достижению больших скоростей и высокой маневренности (по итогам Вьетнамской войны) для обычного самолета того времени были взаимоиключающими. Единственным решением было крыло изменяемой стреловидности, которое было предложено в детище Grumman – оно и выиграло. В 1969 году фирма получила контракт на создание 3 прототипов.

Grumman в этом контракте изначально имел преимущество. У инженеров был большой опыт работы с ВМС США, кроме того, именно они разрабатывали морскую версию F-111 с крылом изменяемой стреловидности. Даже название самолета сочетает в себе имя тогдашнего командующего Штаба ВМС Тома Конноли и страсти людей и Grumman давать кошачие наименования своим самолетам: в итоге F-14 получил имя Кот Тома – Tom’s Cat или Tomcat.

Облик самолета был «заморожен» в 1969 году. Год спустя взлетел первый прототип, а к лету 1972 года самолет завершил серию испытаний на авианосцах. Осенью того же года Grumman начал серийные поставки истребителей в состав авиации ВМС.

Видео F-14 : Видео компиляция полетов истребителей

Конструкция F-14

F-14 выполнен по нормальной схеме высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности, двухкилевым вертикальным оперением и двумя двигателями, расположенными в хвостовой части фюзеляжа. На внешней поверхности неподвижной части крыла расположены подкрепляющие элементы конструкции. Самолет имеет модульную конструкцию; модулями являются основные элементы планера, такие как крыло, секции фюзеляжа.

Читать еще:  Многоцелевой вертолёт NH90 (Европа)

Для ближнего боя Tomcat располагает встроенной 20-мм автоматической пушкой General Electric M61A1 Vulcan. Основу ракетного вооружения составляли четыре ракеты «воздух-воздух» AIM-54 или AIM-7, располагавшихся на пилонах под фюзеляжем. F-14 является единственным самолётом, способным нести ракету «воздух-воздух» большой дальности AIM-54A Phoenix. Эта ракета способна поражать цели на расстоянии 185 км. Это даёт F-14 возможность уничтожать большинство самолётов противника до того, как сам он появится у них на экране радара. В дополнение к ним на подкрыльных пилонах могли располагаться ещё четыре ракеты AIM-9 Sidewinder. Кроме того, «Томкэт» был способен нести до 6 576 кг наступательного вооружения различного класса.

Модификации

  • YF-14A — прототипы и предсерийные самолёты. Построено 12 экземпляров.
  • F-14A — истребитель-перехватчик для ВМС США. Позднее в состав вооружения были добавлены высокоточные боеприпасы.
  • F-14A+ или F-14B — улучшенная версия самолёта с двигателями GE F110-400.
  • F-14D Super Tomcat — последняя модификация с двигателями GE F110-400. Аналоговое бортовое оборудование было заменено на цифровое, также был установлен новый радар APG-71.

Эксплуатация F-14

F-14 Tomcat выпускался с 1974 по 1992 годы. Всего было изготовлено 712 самолетов, поступивших в ВМС США и в ВВС Ирана.

В составе ВМС США, F-14 принимали участие во всех конфликтах, где работал американский флот. Так же, 79 истребителей, поставленных в состав ВВС Ирана, не смотря на прекращение отношений после Исламской Революции остались боеспособными и успешно применялись в ходе Ирано-Иракской войны.

На 2014 год эти истребители выведены из состава ВМС США и заменены более современными F/A-18 Hornet.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector