0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

McDonnell F-3 Demon

McDonnell F-3 Demon

F3H / F-3 Demon

F-3 в музее
Типпалубный истребитель
истребитель-бомбардировщик
перехватчик
РазработчикMcDonnell
ПроизводительMcDonnell
Первый полёт7 августа 1951 года
Начало эксплуатации7 марта 1956 года
Конец эксплуатации1964 год
Статусснят с вооружения
ЭксплуатантыВМС США
Единиц произведено519
Изображения на Викискладе

Макдоннелл F-3 «Демон» (англ. McDonnell F-3 Demon ; до 1962 года обозначался F3H) — американский палубный дозвуковой истребитель со стреловидным крылом, состоявший на вооружении ВМС США с конца 1950-х до начала 1960-х годов. Известен как первый перехватчик ВМС США, оснащённый радаром. Глубокое развитие конструкции «Демона» привело к созданию истребителя-бомбардировщика F-4 «Фантом» II. Сверхзвуковой истребитель ВВС США Макдоннелл F-101 «Вуду» ( McDonnell F-101 Voodoo ) сохранил некоторые конструктивные особенности «Демона».

Коробка — открывающаяся сбоку, из обычного не очень прочного картона. Размеры — 25 x 17.5 x 4 см. В отдельных пакетах — пластик, смоляные детали и фототравление совместно с декалью . На верхней стороне коробки — красивый боксарт, на нижней — цветные боковые виды для предлагаемых вариантов окраски и маркировки (о них поговорим ниже, в п.6).

Инструкция — три сложенных листа А4. В схемах сборки некоторое неудобство доставляет отсутствие номеров деталей непосредственно на литниках: их (номера) приходится выявлять, сверяясь с приведённой в инструкции схемой. Приводятся только наименования цветов: ссылок на номера FS и коды красок нет.

Приведенные характеристики соответствуют модификации F-3B (F3H-2). Источник данных: Standard Aircraft Characteristics [1] .

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 (пилот)
  • Длина: 17,97 м
  • Размах крыла: 10,77 м
  • Высота: 4,43 м
  • Площадь крыла: 48,22 м²
  • Стреловидность по линии 1/4 хорд: 43° 12′
  • Коэффициент удлинения крыла: 2,41
  • Средняя аэродинамическая хорда: 4,72 м
  • Профиль крыла: NACA 0006.77 корень крыла, NACA 0006.36 законцовки
  • База шасси: 5,76 м
  • Колея шасси: 4,85 м
  • Масса пустого: 9656 кг
  • Масса снаряжённого: 10 453 кг
  • Нормальная взлётная масса: 15 984 кг (с 4×AIM-7)
  • Максимальная взлётная масса: 17 690 кг
  • Масса в бою: 14 127 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 4645 кг (+ 1740 кг в ПТБ)
  • Объём топливных баков: 5701 л (+ 2×1067 л в ПТБ)
  • Силовая установка: 1 × ТРДФAllison J71-A-2B
    • Бесфорсажная тяга: 1 × 44,48 кН (4536 кгс) (максимальная)
      • нормальная: 1 × 38,70 кН (3946 кгс)
    • Форсажная тяга: 1 × 64,05 кН (6532 кгс)
    • Длина двигателя: 7,29 м
    • Диаметр двигателя: 1 м

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    • на высоте:М= 0,97 на 10668 м
    • у земли:М= 0,94
  • Крейсерская скорость: М= 0,73
  • Скорость сваливания: 174 км/ч
  • Боевой радиус: 544 км
    • с ПТБ: 778 км
  • Практическая дальность: 1563 км
    • с ПТБ: 1993 км
  • Практический потолок: 9754 м
  • Скороподъёмность: 59,79 м/с
  • Время набора высоты:
    • 6096 м за 7,19 мин.
    • 9144 м за 16,5 мин.
  • Нагрузка на крыло: 331,4 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,28 / 0,41 (на максимале / с форсажем, при нормальной взлётной массе)
  • Длина разбега: 1691 м / 739 м (на максимале / с форсажем, при нормальной взлётной массе)
  • Длина пробега: 1445 м
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +7,5g

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 4×20 мм пушка Mk.12 с 600 патр.
  • Точки подвески: 6 (4 под крылом, 2 под фюзеляжем для ПТБ)
  • Управляемые ракеты: 4×AIM-7илиAIM-9

Опасное соседство

Роль океанского ракетно-ядерного флота четко обозначена во введенном в 1963 году уже не командованием ВМФ, а непосредственно Генеральным штабом (что было впервые) наставлении «Операции Военно-морского флота. Часть пятая (флот-флотилия)». В документе определялась главенствующая роль ядерного оружия. «Операция представляет собой согласованные и взаимосвязанные по цели, месту и времени ядерные удары и высокоманевренные действия оперативных объединений и соединений, проводимые по единому замыслу для решения оперативных и стратегических задач».

С расширением ракетно-ядерного арсенала флота задачи по применению «специзделий» формулировались и уточнялись по результатам их испытаний, опыта учений и машинно-математического моделирования. Речь идет о баллистических (от Р-21 до Р-39) и крылатых (от «Аметиста» до «Гранита») ракетах уже подводного старта, ПКР («Базальт» и пр.), усовершенствованных КР для морской ракетоносной авиации (для Ту-16 – КСР-5, для сверхзвуковых Ту-22К и Ту-22М – Х-22), противолодочных в ядерном снаряжении («Вихрь», «Вьюга» и др.), универсальных противолодочно-ударных (комплекс «Раструб-Б»), ядерных глубинных авиабомбах для ПЛА (начиная с СК-1 «Скальп» для гидросамолета Бе-12) и т. д. Ядерное оружие (глубинные бомбы РЮ-2 «Скат») получили даже противолодочные вертолеты Ка-25 (модификация Ка-25ПЛЮ). А западные эксперты допускали наличие ядерных снарядов для 152-мм орудий легких крейсеров типа «Свердлов» (проект 68 бис). Интересное предположение, особенно если учесть, что неприятное соседство таких крейсеров в пределах дальности стрельбы их главного калибра частенько ощущали команды американских авианосцев. Да и то сказать – внезапный залп всех 12 таких орудий с применением бронебойных снарядов мог оказаться для авианосца фатальным (с последующей почти неминуемой героической гибелью крейсера).

Кстати, как засвидетельствовали в популярной книге о военно-морской разведке бывший военно-морской атташе посольства США в Москве Питер Хухтхаузен и французский историк Александр Шелдон-Дюпле, силы специального назначения ВМФ СССР (части боевых пловцов, по отечественной терминологии – водолазы-разведчики) располагали двумя разновидностями малогабаритных ядерных боеприпасов ранцевого типа. Это подтверждается и даже уточняется информацией открытого отечественного труда «Ядерное нераспространение» (в числе авторов которого – преподаватели Военной академии Генштаба и специалисты Росатома), где указано, что спецчасти советского флота обучались применению таких боеприпасов даже не двух, а четырех образцов (РА41, РА47, РА97 и РА115, к настоящему времени все они утилизированы).

Американский палубный дозвуковой истребитель со стреловидным крылом, состоявший на вооружении ВМС США с конца 1950-х до начала 1960-х годов. Известен как первый перехватчик ВМС США, оснащённый радаром. Глубокое развитие конструкции «Демона» привело к созданию истребителя-бомбардировщика F-4 «Фантом» II. Сверхзвуковой истребитель ВВС США Макдоннелл F-101 «Вуду» (McDonnell F-101 Voodoo) сохранил некоторые конструктивные особенности «Демона».

История создания

Разработка самолёта началась в 1949 году. Конструкция «Демона» предполагала наличие у истребителя стреловидного крыла, в то время как в конструкции истребителя-конкурента Grumman F9F Panther изначально было использовано прямое крыло, и несколько позже — стреловидное. Фирма-конкурент McDonnell — компания Douglas заключила контракт на разработку проекта истребителя с дельтовидным («треугольным») крылом Douglas F4D Skyray. Douglas F4D Skyray с максимальной скоростью 722 мили в час (1162 км/ч) станет первым истребителем ВМС США, который был способен летать со сверхзвуковой скоростью в горизонтальном полете. «Демону» не удастся достичь таких показателей.

Отступая от традиции использования двух двигателей на самолётах ВМС, «Демон» будет единственным истребителем фирмы McDonnell с одним двигателем, причём под давлением командования ВМС был выбран не самый удачный вариант — двигатель J40 фирмы «Вестингауз». Этот двигатель усиленно продвигался ВМС США как двигатель для самолётов ВМС нового поколения, имевший тягу в 11000 фунтов (4,5 тонны), что было в три раза больше, чем тяга двигателей истребителя F2H Banshee. «Демон» был первым истребителем со стреловидным крылом фирмы McDonnell и одним из первых истребителей в США, оснащённым ракетным вооружением.

Читать еще:  5 базовых правил метания ножей

Военно-морской флот США очень нуждался в высокоманёвренном истребителе, способном бросить вызов советским МиГ-15 во время войны в Корее 1950—1953 годов. F3H-1N был заказан у фирмы McDonnell ещё до первого испытательного полета прототипа XF3H-1, состоявшегося 7 августа 1951 года (лётчик-испытатель Роберт Эдхольм). Двигатель истребителя — Westinghouse J40 стал большим разочарованием, показав на испытаниях только половину от ожидавшейся от него мощности; он был «капризным» и весьма ненадежным. Из 35 истребителей F3H-1N, оснащённых двигателем J40, восемь разбилось или потерпели аварии. Полёты были прекращены, и начались поиски и разработки нового двигателя. Предполагаемый разведывательный вариант «Демона» — F3H-1P так и не был построен.

Наилучшей альтернативой стал двигатель Allison J71, которым оснащался лёгкий бомбардировщик Douglas B-66 Destroyer. Последующие модификации «Демона» с этим двигателем получили обозначение F3H-2N. Эксплуатация этого двигателя привела к необходимости увеличения площади крыла и доработки фюзеляжа. Обслуживание нового двигателя стало проблематичным из-за его недостаточной мощности для самолётов такого масштаба каким был «Демон». Двигатель часто воспламенялся и часто имел проблемы с компрессором. Первый «Демон» с двигателем J71 поднялся в воздух в октябре 1954 года. Другой довольно большой проблемой стала надёжность катапультируемых кресел: первые их рассматриваемые варианты были признаны ненадёжными и в конечном итоге были заменены креслами британской фирмы Martin-Baker, которые стали вскоре стандартными катапультными креслами авиации ВМФ США; они отличались большой надёжностью на малых высотах.

Несмотря на имеющиеся проблемы, ВМС США заказали 239 самолётов F3H-2, первые из них поступили на авианосцы в марте 1956 года. До ноября 1959 года было произведено 519 «Демонов». Это был второй всепогодный перехватчик в ВМС США с радаром (радар AN/APG-51 для воздушного перехвата целей был впервые использован на F2H-4 Banshee). F3H-2 «Демон» оборудовался радаром AN/APG-51A, который впоследствии был заменён на AN/APG-51-B с настраиваемым магнетроном, затем стал использоваться улучшенный вариант AN/APG-51-C.

Стандартным вооружением F3H-2N были четыре 20-мм пушки Кольт Mk 12. В последующие годы в целях снижения веса самолёта две верхние пушки демонтировались. Поздние модификации «Демона» — F3H-2М были оснащены оборудованием для запуска ракет типа «воздух-воздух» Raytheon AAM-N-2 Sparrow, а позднее и AIM-9 Sidewinder. Самолеты F3H-2М могли нести обе ракеты — Raytheon AAM-N-2 Sparrow внутри фюзеляжа, а AIM-9 Sidewinder на внешних подвесках. Пушки не эксплуатировались в варианте ПВО авианосца, но они устанавливались и использовались в зависимости от ситуации (например, во время Карибского ракетного кризиса), а также во время атак надводных и наземных целей.

Разведывательный вариант «Демона» — F3H-2P был предложен, но никогда не был построен. «Демон» (в различных модификациях) оставался главным истребителем флота США вплоть до 1962 года, когда он был заменён F-4 Phantom II (который разрабатывался под названием «Супер Демон», и был крупнее и тяжелее версии «Демона» F3H). Сконструированный во время войны в Корее 1950—1953 годов как противовес советскому истребителю МиГ-15, «Демоны» не одержали ни одной победы в воздушных боях — ни с помощью ракетного вооружения, ни в ближнем бою с помощью пушечного вооружения; они никогда не участвовали в воздушных боях, хотя эти самолеты применялись в войне в Ливане и во время кризиса у архипелага Кемой в 1958 году.

В 1962 году вся серия истребителей «Демон» была переименована: F3H стал называться F-3, F3H-2N стал F-3C, F3H-2М — MF-3B, а F3H-2 — F-3B.

Последняя эскадрилья, оснащённая «Демонами» — VF-161 «Chargers» в сентябре 1964 года поменяла свои F-3 на F-4 Phantom II.

Благодаря отличной видимости из кабины «Демон» получил прозвище «кафедра» (англ. The Chair). Пилоты «Демонов» были известны в среде морских лётчиков как «водители „Демонов“» (Demon Drivers), а техники, обслуживающие истребители, получили прозвище «врачи „Демонов“» (Demon Doctors).

Модификации

-XF3H-1
Прототип одноместного истребителя-перехватчика. Силовая установка — двигатель фирмы «Вестингауз» Westinghouse XJ40. Произведено две единицы.

-F3H-1N
Первоначальная производственная версия. Одноместный всепогодный истребитель, силовая установка — двигатель фирмы «Вестингауз» J40-WE-22. Произведено 58 единиц.

-F3H-1P
Предполагаемая версия разведчика F3H-1. Не была построена.

-F3H-2N
Всепогодный истребитель. Силовая установка — двигатель фирмы «Эллисон» Allison J71-A-2, самолёт был способен нести ракетное вооружение в виде ракет класса воздух-воздух AIM-9 Sidewinder. Произведено 239 единиц. В 1962 году были переименованы в F-3C.

-F3H-2M
Производная модификация от F3H-2N, с возможностью несения четырёх ракет класса воздух-воздух AIM-7 Sparrow. Построено 80 единиц. В 1962 году переименованы в MF-3B.


-F3H-2
Одноместный ударный истребитель, способный нести ракеты AIM-9 Sidewinder и AIM-7 Sparrow, а так же дополнительную бомбовою нагрузку в 2730 кг. Построено 239 единиц. В 1962 переименованы в F-3B.

-F3H-2P
Предполагаемый вариант для фоторазведки. Не был построен.

-F3H-3
Предполагаемый вариант с более мощным двигателем фирмы «Дженерал электрик» General Electric J73. Не строился

ТТХ F-3B (F3H-2)

Технические характеристики

-Экипаж: 1 (пилот)
-Длина: 17,97 м
-Размах крыла: 10,77 м
-Высота: 4,43 м
-Площадь крыла: 48,22 кв.м.
-Стреловидность по линии 1/4 хорд: 43 град 12
-Коэффициент удлинения крыла: 2,41
-Средняя аэродинамическая хорда: 4,72 м
-Профиль крыла: NACA 0006.77 корень крыла, NACA 0006.36 законцовки
-База шасси: 5,76 м
-Колея шасси: 4,85 м
-Масса пустого: 9656 кг
-Масса снаряжённого: 10 453 кг
-Нормальная взлётная масса: 15 984 кг (с 4хAIM-7)
-Максимальная взлётная масса: 17 690 кг
-Масса в бою: 14 127 кг
-Масса топлива во внутренних баках: 4645 кг (+ 1740 кг в ПТБ)
-Объём топливных баков: 5701 л (+ 2х1067 л в ПТБ)
-Силовая установка: 1 х ТРДФ Allison J71-A-2B
-Бесфорсажная тяга: 1 х 44,48 кН (4536 кгс) (максимальная)
-нормальная: 1 х 38,70 кН (3946 кгс)
-Форсажная тяга: 1 х 64,05 кН (6532 кгс)
-Длина двигателя: 7,29 м
-Диаметр двигателя: 1 м

Лётные характеристики

-Максимальная скорость:
-на высоте: М=0,97 на 10668 м
-у земли: М=0,94
-Крейсерская скорость: М=0,73
-Скорость сваливания: 174 км/ч
-Боевой радиус: 544 км
-с ПТБ: 778 км
-Практическая дальность: 1563 км
-с ПТБ: 1993 км
-Практический потолок: 9 754 м
-Скороподъёмность: 59,79 м/с
-Время набора высоты:
-6096 м за 7,19 мин
-9144 м за 16,5 мин
-Нагрузка на крыло: 331,4 кг/кв.м.
-Тяговооружённость: 0,28 / 0,41 (на максимале / с форсажем, при нормальной взлётной массе)
-Длина разбега: 1691 м / 739 м (на максимале / с форсажем, при нормальной взлётной массе)
-Длина пробега: 1445 м
-Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 7,5g

Вооружение

-Стрелково-пушечное: 4 х 20 мм пушка Mk.12 с 600 патр.
-Точки подвески: 6 (4 под крылом, 2 под фюзеляжем для ПТБ)
-Управляемые ракеты: 4 х AIM-7 или AIM-9

Разработка самолёта началась в 1949 году. Конструкция «Демона» предполагала наличие у истребителя стреловидного крыла, в то время как в конструкции истребителя-конкурента Grumman F9F Panther первоначально было использовано прямое крыло, и несколько позже — стреловидное. Фирма-конкурент McDonnell — компания Douglas получила контракт на разработку проекта истребителя с дельтовидным («треугольным») крылом Douglas F4D Skyray. Douglas F4D Skyray с максимальной скоростью 722 мили в час (1162 км/ч) станет первым истребителем ВМС США, способным летать со сверхзвуковой скоростью в горизонтальном полете. «Демону» не удастся достичь таких показателей.

Читать еще:  Многоцелевой истребитель Су-27М (СССР)

Отступая от традиции использования двух двигателей на самолётах ВМС, «Демон» станет единственным истребителем фирмы McDonnell с одним двигателем, причём под давлением руководства ВМС был выбран не самый удачный вариант — двигатель J40 фирмы «Вестингауз». Этот двигатель усиленно продвигался ВМС США как двигатель для самолётов ВМС нового поколения, имевший тягу в 11000 фунтов (4,5 тонны), что было в три раза больше, чем тяга двигателей истребителя F2H Banshee. «Демон» был первым истребителем со стреловидным крылом фирмы McDonnell и одним из первых истребителей в США, способных нести ракетное вооружение.

Военно-морской флот США сильно нуждался в высокоманёвренном истребителе, способном принять вызов советского МиГ-15 во время войны в Корее 1950—1953 годов. F3H-1N был заказан у фирмы McDonnell ещё до первого полета прототипа XF3H-1, состоявшегося 7 августа 1951 года (лётчик-испытатель Роберт Эдхольм). Двигатель истребителя — Westinghouse J40 стал большим разочарованием, показав на испытаниях только половину от ожидавшейся от него мощности; он был «капризным» и ненадежным. Из 35 истребителей F3H-1N, имевших двигатель J40, восемь разбилось или потерпели аварии. Полёты были прекращены, и начались поиски нового двигателя. Предполагаемый разведывательный вариант «Демона» — F3H-1P не был построен.

Наилучшей альтернативой стал двигатель Allison J71, который также использовался на лёгком бомбардировщике Douglas B-66 Destroyer. Последующие модификации «Демона» с этим двигателем получили обозначение F3H-2N. Использование этого двигателя привело к необходимости увеличения площади крыла и доработки фюзеляжа. Обслуживание нового двигателя стало проблематичным ввиду недостаточной мощности для самолётов такого масштаба каким был «Демон». Двигатель также часто воспламенялся и имел проблемы с компрессором. Первый «Демон» с двигателем J71 взлетел в октябре 1954 года. Другой существенной проблемой стала надёжность катапультируемых кресел: первые их рассматриваемые варианты были признаны ненадёжными и в конечном итоге были заменены креслами британской фирмы Martin-Baker, которые стали вскоре стандартными катапультными креслами авиации ВМФ США; они отличались высокой надёжностью на малых высотах.

Несмотря на имеющиеся проблемы, ВМС США заказали 239 самолётов F3H-2, первые из них были развернуты на авианосцах в марте 1956 года. До ноября 1959 года было построено 519 «Демонов». Это был второй всепогодный перехватчик во флоте с радаром (радар AN/APG-51 для воздушного перехвата целей был впервые использован на F2H-4 Banshee). F3H-2 «Демон» имел радар AN/APG-51A, который впоследствии был заменён на AN/APG-51-B с настраиваемым магнетроном, затем использовался улучшенный вариант AN/APG-51-C.

Стандартным вооружением F3H-2N были четыре 20-мм пушки Кольт Mk 12. В последующие годы для снижения веса самолёта две верхние пушки демонтировались. Поздние модификации «Демона» — F3H-2М были оснащены оборудованием для запуска ракет типа «воздух-воздух» Raytheon AAM-N-2 Sparrow, а позже и AIM-9 Sidewinder. Самолеты F3H-2М могли нести обе ракеты — Raytheon AAM-N-2 Sparrow внутри фюзеляжа, а AIM-9 Sidewinder на внешних подвесках. Пушки не использовались в варианте ПВО авианосца, но они устанавливались и использовались в зависимости от ситуации (например, во время Карибского ракетного кризиса), а также во время атак надводных и наземных целей.

Разведывательный вариант «Демона» — F3H-2P был предложен, но никогда не был построен. «Демон» (в различных модификациях) оставался главным истребителем флота США до 1962 года, когда он был заменён F-4 Phantom II (который разрабатывался под названием «Супер Демон», и был крупнее и тяжелее версии «Демона» F3H). Разработанный во время войны в Корее 1950—1953 годов как противовес советскому истребителю МиГ-15, «Демоны» не одержали ни одной победы в воздушных боях — ни с помощью ракетного вооружения, ни в ближнем бою с помощью пушечного вооружения; они никогда не участвовали в воздушных боях, хотя эти самолеты применялись в войне в Ливане [ какой? ] и во время кризиса у архипелага Кемой в 1958 году.

В 1962 году вся серия истребителей «Демон» была переименована: F3H стал называться F-3, F3H-2N стал F-3C, F3H-2М — MF-3B, а F3H-2 — F-3B.

Последняя эскадрилья, оснащённая «Демонами» — VF-161 «Chargers» в сентябре 1964 года сменила свои F-3 на F-4 Phantom II.

Благодаря отличной видимости из кабины «Демон» получил прозвище «кафедра» (англ. The Chair ). Пилоты «Демонов» были известны в среде морских лётчиков как «водители „Демонов“» ( Demon Drivers ), а техники, обслуживающие истребители, получили прозвище «врачи „Демонов“» ( Demon Doctors ).

6. Декаль

Предлагаемые в декали варианты таковы:

  • А) BuNo 125687 / MW3, эскадрилья VMJ-1, авиабаза K-3 (Pohang), Южная Корея, 1952г.
  • B) BuNo 128863 / PP28, эскадрилья VC-61, авианосец CV-10 Yorktown, у побережья Кореи, 1953-54гг.

Для варианта «A» имеются хорошего качества фотографии — и цветные, и ч/б. Но без ошибки в декали, как обычно, не обошлось: над BuNo должно быть написано «MARINES», а не «NAVY».

Для варианта «B» найти фотоподтверждения не удалось. Очень может быть, что оно имеется в недавнем выпуске книги серии Naval Fighters (# 73, пришедший «на смену» старому # 2), которого у меня нет.

Есть фото машины BuNo 126695 / PP28 над Штатами, фото машин 128879 / PP26 и 128876 / PP27 над Кореей, цветное фото машин ? / PP37 и ? / PP39 на палубе CV-33 Kearsarge у берегов Кореи. но фотографии борта PP28 с именем собственным «LOOK III» я найти не смог. Да и буквы кода «PP» на декали, судя по имеющимся фотографиям машин из VC-61, не очень верные: они должны быть толще. Предложенные в декали оранжевые поля для носовых частей ПТБ я бы тоже использовать не рекомендовал: подобрать потом в точности соответствующую цвету декали краску для законцовки киля и «треугольничков» в районе задней кромки стабилизатора будет непросто.

Разработка самолёта началась в 1949 году. Конструкция «Демона» предполагала наличие у истребителя стреловидного крыла, в то время как в конструкции истребителя-конкурента Grumman F9F Panther первоначально было использовано прямое крыло, и несколько позже — стреловидное. Фирма-конкурент McDonnell — компания Douglas получила контракт на разработку проекта истребителя с дельтовидным («треугольным») крылом Douglas F4D Skyray. Douglas F4D Skyray с максимальной скоростью 1162 км/ч станет первым истребителем ВМС США, способным летать со сверхзвуковой скоростью в горизонтальном полёте. «Демону» не удастся достичь таких показателей.

Отступая от традиции использования двух двигателей на самолётах ВМС, «Демон» станет единственным истребителем фирмы McDonnell с одним двигателем, причём под давлением руководства ВМС был выбран не самый удачный вариант — двигатель J40 фирмы «Вестингауз». Этот двигатель усиленно продвигался ВМС США как двигатель для самолётов ВМС нового поколения, имевший тягу в 4,5 тонны, что было в три раза больше, чем тяга двигателей истребителя F2H Banshee. «Демон» был первым истребителем со стреловидным крылом фирмы McDonnell и одним из первых истребителей в США, способных нести ракетное вооружение.

Читать еще:  Экспериментальный самолёт Northrop X-4 «Bantam» (США)

Военно-морской флот США сильно нуждался в высокоманёвренном истребителе, способном принять вызов советского МиГ-15 во время войны в Корее 1950—1953 годов. F3H-1N был заказан у фирмы McDonnell ещё до первого полета прототипа XF3H-1, состоявшегося 7 августа 1951 года (лётчик-испытатель Роберт Эдхольм). Двигатель истребителя — Westinghouse J40 стал большим разочарованием, показав на испытаниях только половину от ожидавшейся от него мощности; он был «капризным» и ненадёжным. Из 35 истребителей F3H-1N, имевших двигатель J40, восемь разбилось или потерпели аварии. Полёты были прекращены, и начались поиски нового двигателя. Проект разведывательного варианта «Демона» — F3H-1P не был построен.

Наилучшей альтернативой стал двигатель Allison J71, который также использовался на лёгком бомбардировщике Douglas B-66 Destroyer. Последующие модификации «Демона» с этим двигателем получили обозначение F3H-2N. Использование этого двигателя привело к необходимости увеличения площади крыла и доработки фюзеляжа. Обслуживание нового двигателя стало проблематичным ввиду недостаточной мощности для самолётов такого масштаба каким был «Демон». Двигатель также часто воспламенялся и имел проблемы с компрессором. Первый «Демон» с двигателем J71 взлетел в октябре 1954 года. Другой существенной проблемой стала надёжность катапультируемых кресел: первые их рассматриваемые варианты были признаны ненадёжными и в конечном итоге были заменены креслами британской фирмы Martin-Baker, которые стали вскоре стандартными катапультными креслами авиации ВМФ США; они отличались высокой надёжностью на малых высотах.

Несмотря на имеющиеся проблемы, ВМС США заказали 239 самолётов F3H-2, первые из них были развернуты на авианосцах в марте 1956 года. До ноября 1959 года было построено 519 «Демонов». Это был второй всепогодный перехватчик во флоте с радаром (радар AN/APG-51 для воздушного перехвата целей был впервые использован на F2H-4 Banshee). F3H-2 «Демон» имел радар AN/APG-51A, который впоследствии был заменён на AN/APG-51-B с настраиваемым магнетроном, затем использовался улучшенный вариант AN/APG-51-C.

Стандартным вооружением F3H-2N были четыре 20-мм пушки Кольт Mk 12. В последующие годы для снижения веса самолёта две верхние пушки демонтировались. Поздние модификации «Демона» — F3H-2М были оснащены оборудованием для запуска ракет типа «воздух-воздух» Raytheon AAM-N-2 Sparrow, а позже и AIM-9 Sidewinder. Самолеты F3H-2М могли нести обе ракеты — Raytheon AAM-N-2 Sparrow внутри фюзеляжа, а AIM-9 Sidewinder на внешних подвесках. Пушки не использовались в варианте ПВО авианосца, но они устанавливались и использовались в зависимости от ситуации (например, во время Карибского ракетного кризиса), а также во время атак надводных и наземных целей.

Разведывательный вариант «Демона» — F3H-2P был предложен, но никогда не был построен. «Демон» (в различных модификациях) оставался главным истребителем флота США до 1962 года, когда он был заменён F-4 Phantom II (который разрабатывался под названием «Супер Демон», и был крупнее и тяжелее версии «Демона» F3H). Разработанные во время войны в Корее 1950—1953 годов как противовес советскому истребителю МиГ-15, «Демоны» не одержали ни одной победы в воздушных боях — ни с помощью ракетного вооружения, ни в ближнем бою с помощью пушечного вооружения; они никогда не участвовали в воздушных боях, хотя эти самолёты применялись в войне в Ливане [ какой? ] и во время кризиса у архипелага Кемой в 1958 году.

В 1962 году вся серия истребителей «Демон» была переименована: F3H стал называться F-3, F3H-2N стал F-3C, F3H-2М — MF-3B, а F3H-2 — F-3B.

Последняя эскадрилья, оснащённая «Демонами» — VF-161 «Chargers» в сентябре 1964 года сменила свои F-3 на F-4 Phantom II.

Благодаря отличной видимости из кабины «Демон» получил прозвище «кафедра» (англ. The Chair ). Пилоты «Демонов» были известны в среде морских лётчиков как «водители „Демонов“» ( Demon Drivers ), а техники, обслуживающие истребители, получили прозвище «врачи „Демонов“» ( Demon Doctors ).

Во всех стихиях

В документах ВМФ СССР подчеркивалась необходимость скрупулезного учета таких особенностей, как предотвращение поражения своих сил, оказавшихся неподалеку от объекта планируемого удара, и высокая стоимость спецбоеприпасов, исключающая их применение по недостойным целям. К середине 70-х годов предусматривались следующие случаи использования флотского ЯО:

  • баллистических ракет подводного базирования по наземным объектам, надводным кораблям и подлодкам в крейсерском положении (к слову, руководством Минобороны СССР рассматривалась и возможность применения МБР РВСН против находящихся в позиционных районах погруженных ПЛАРБ противника);
  • крылатых ракет надводных кораблей, подлодок и морской ракетоносной авиации по надводным кораблям и береговым объектам (преимущественно при залповом пуске, например для потопления с вероятностью порядка 0,8 авианосца типа Essex достаточен был залп половины ракетного боекомплекта ПЛАРК проекта 675 – 4 П-6);

<>торпед не только против надводных кораблей, судов и подводных лодок, но и особо важных береговых объектов;

  • противолодочных ракет (комплексы «Вихрь» для крупных надводных кораблей и «Вьюга» для АПЛ) по подлодкам, надводным кораблям и береговым объектам (ПЛАРБ типа George Washington с вероятностью не ниже 0,9 могла быть уничтожена тремя такими ракетами, запущенными противолодочным крейсером-вертолетоносцем проекта 1123 или ПЛА проекта 671);
  • ЗУР (универсальный комплекс «Шторм» для крейсеров противолодочных проекта 1123 и тяжелых авианесущих проекта 1143, а также БПК проектов 1134А и 1134Б) против воздушных (включая крылатые ракеты), а при необходимости и надводных целей;
  • авиационных противолодочных глубинных бомб («Скальп», «Скат» и др.) по подлодкам.
  • ЯО могло применяться флотом и для уничтожения противодесантных заграждений противника с целью расчистки проходов.

    Наконец, в 1975 году с вступлением в строй противолодочного (впоследствии переклассифицированного в тяжелый авианесущий) крейсера «Киев» ВМФ СССР обзавелся палубными самолетами – носителями ядерного оружия. Ими стали штурмовики вертикального взлета и посадки Як-38, в комплект ударных подвесок которых вошли «специальные» малогабаритные авиабомбы РН-28. В погребах «Киева» находилось 18 таких боеприпасов. При всех известных недостатках Як-38 («Гонки за вертикалью») наличие ЯО делало эти штурмовики серьезным боевым средством. А с учетом наличия на борту ПКР комплекса «Базальт» и ПЛР «Вихрь» в ядерном снаряжении (а также, вероятно, ядерных глубинных бомб для вертолетов) это была могучая океанская крепость. Увы, служба «Киева» в отечественном флоте, а тем более его «систершипов», оказалась по независящим от ВМФ причинам слишком короткой для кораблей такого класса («Потопленные перестройкой»).

    В целом кратко характеризуя «нуклеаризацию» ВМФ СССР, можно утверждать, что наш флот в зените послевоенного развития располагал полномасштабной, весьма своеобразной ядерной триадой (аллегорически удачнее назвать ее трезубцем) морского, воздушного и наземного (берегового) базирования – от межконтинентальных баллистических до маневрирующих стратегических («Гранат») и противокорабельных («Базальт», «Гранит», «Вулкан») крылатых ракет, не говоря уже о таких специфических морских системах оружия, как торпеды и мины. Нет сомнений, что одной только ядерной мощи флота СССР, несмотря на все его «узкие места», вполне хватало для нанесения неприемлемого ущерба любому противнику, если не полного его уничтожения. Правда, ценой собственной гибели. Но это и обеспечивало военно-стратегический паритет в Мировом океане.

    Константин Чуприн

    Опубликовано в газете «Военно-промышленный курьер» в выпуске № 10 (723) за 13 марта 2018 года

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector