0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вертолет Ка-25

Содержание

Дополняя стратегические бомбардировщики с атомными бомбами и баллистические ракеты шахтного базирования, в состав флота вошли атомные подводные лодки с баллистическими ракетами дальностью действия до 2000 км, что позволяло обстреливать всю западную часть СССР из акватории Северного, Норвежского и Баренцева морей. Зная о надвигающейся угрозе, руководством Советского Союза было принято решение о постройке противолодочных крейсеров проекта 1123 «Кондор», и разработке основного оружия этих кораблей — палубного противолодочного вертолета. В качестве противолодочного оружия вертолет был выбран по нескольким причинам. В то время подводная скорость субмарин стала превосходить скорость надводного хода противолодочных кораблей. При этом, атомные подводные лодки стали малошумными, а уровень шума энергетических установок больших кораблей, наоборот возрос, что негативно сказывалось на дальности обнаружения подводной угрозы. Обнаружить новейшие субмарины можно было на дальности не больше 40 км, в то время как противолодочный корабль было слышно на расстоянии 200-300км. Скорость вертолетов была значительно выше даже самых быстрых подводных лодок. К тому же, обнаружить, из-под воды, летательный аппарат было практически невозможно. Вертолет, напротив, в режиме висения мог спокойно прослушивать подводную обстановку с помощью опускаемой гидроакустической станции. Так же вертолет можно было использовать для обнаружения надводных целей и целееуказания для ракет. Кроме этого, винтокрылые машины могли выполнять задачи по разведке, связи, доставке различных грузов и проведению поисково-спасательных операций. Исходя из технического задания, полученного в 1958 году, вертолет должен был быть небольших размеров, иметь складывающиеся лопасти, и обладать способностью взлета и посадки во время движения и при качке корабля. Разработку новой машины поручили ОКБ Н.И Камова, которое уже имело опыт по созданию летательных аппаратов для флота. Как и предыдущие машины, Ка-10 и Ка-15, новый вертолет Ка-25, строился по соосной схеме. Такое решение, несмотря, на сложности в проектировании и производстве давало ряд преимуществ. Это позволяло значительно уменьшить габариты машины и обеспечить большую устойчивость на взлете и посадке. На вертолете Ка-25 необходимо было разместить современный многофункциональный аппаратно-приборный комплекс, аналогов которому еще не было. Его элементы были достаточно громоздкие, что влекло за собой существенное увеличение габаритов и массы машины, это противоречило требованиям заказчика. Конструкторы смогли найти удачное решение: для комплекса было создано два вертолета. Для обнаружения и поражения подводных лодок предназначался Ка-25ПЛ, а Ка-25Ц для разведки и целеуказания ракетам. Обе модификации имели практически одинаковую конструкцию и взлетную массу до 7000 кг. Отличались они составом бортового оборудования. Первый опытный образец был построен в 1960г. В мае следующего года следующего года летчик-испытатель Ефремов впервые поднял машину в воздух. Дальнейшие испытания опытных машин проводились на морских базах и боевых кораблях. Доводка опытной машины затянулась на 10 лет. И только в декабре 1971г вертолет был принят на вооружение под обозначением Ка-25.

Вертолет оснащался пилотажно-навигационным оборудованием, которое позволяло выполнять полеты днем и ночью в сложных метеоусловиях. Управление машиной, при полете по заданной траектории и в режиме висения, обеспечивал автопилот. Ка-25 был оборудован баллонетами, которые, в случае посадки на воду, наполнялись воздухом за 3-4 секунды и позволяли выполнять спасательные задачи прямо с поверхности воды.

На борту противолодочных крейсеров Москва и Ленинград были сформированы вертолетные эскадрильи по 16 машин. Позже на вооружение был принят новый класс кораблей – авианесущий крейсер, на борту которого базировалась эскадрилья самолетов вертикального взлета и посадки Як-38, эскадрилья противолодочных вертолетов Ка-25 и два вертолета поисково-спасательной службы.

Использовался Ка-25, в качестве разведчика или целеуказателя для крылатых ракет, на кораблях с одиночным базированием вертолетов, он так же применялся для огневой поддержки морских десантов. На базе вертолета Ка-25 было разработано множество различных модификаций, в том числе и вертолет-кран КА-25К. На внешней подвеске он мог нести до 2000 кг груза, который, благодаря удачной схеме управления, точно опускался в заданное место. Вертолет Ка-25 серийно выпускался до 1975г. За это время было выпущено около 460 машин различных модификаций.

За более чем 50 лет эксплуатации Ка-25 приходилось решать различные задачи, в том числе: поиск места приводнения возвращаемой части космических аппаратов, определение точности поражения цели во время пусков баллистических ракет, осуществлять ледовую разведку и навигацию кораблей, проводить множество спасательных операций. В 1974 году, в качестве минного тральщика, Ка-25 принимал участие в разминировании Суэцкого канала. Вертолет Ка-25 нравился летчикам за легкость пилотирования, маневренность, комфорт и хорошее приборное оснащение. Для отечественного вертолетостроения он стал этапной машиной, и послужил основой для создания более современных Ка-27 и Ка-29.

Ка-27ПЛ, противолодочный вертолет

Ка-27 (Обозначение КБ — изделие «Д2Б», обозначение изготовителя — изделие «500», по кодификации НАТО: Helix«Спираль») — советский корабельный многоцелевой вертолёт.

Традиционно в нашей стране вертолеты, предназначенные для базирования на кораблях ВМФ, разрабатывались под руководством Главного конструктора Н.И.Камова. Их было немного, и по ним можно проследить путь становления конструкторского бюро. Первенец Ка-10, как и последовавший за ним Ка-15, не могли считаться удачными; признание пришло только с появлением Ка-25, строившимся во множестве модификаций. Основным и наиболее массовым стал противолодочный вариант — Ка-25ПЛ. В авиацию флотов Ка-25ПЛ начал поступать в 1966 г. Большие противолодочные корабли проекта 61 «Комсомолец Украины» стали первыми, на которых они базировались. На них Ка-25 решали лишь ограниченный круг задач, а на крейсерах проекта 1123 «Москва» и «Ленинград» вертолеты приобрели статус основного противолодочного оружия. Ка-25ПЛ по некоторым характеристикам приблизился к зарубежным летательным аппаратам аналогичного назначения, однако сравняться с ними так и не смог. Надежность Ка-25 оставляла желать лучшего, он заслужил сомнительную славу самого аварийного ЛА морской авиации — с ним произошли около двух десятков катастроф.

Отдельные доработки силовой установки, оборудования и систем вертолета не могли существенно повысить его возможности, а дальность полета и продолжительность считались недостаточными с самого начала эксплуатации. Даже придуманная инженерно-техническим составом ручная дозаправка топливом с использованием самодельного устройства, позволявшего дозаправить в баки 200-300 л керосина непосредственно перед взлетом, после запуска двигателей, существенного увеличения дальности и продолжительности полета не дала. Несмотря на недостатки, вертолеты Ка-25ПЛ неплохо проявили себя при поиске и слежении за подводными лодками (ПЛ) и позволили выработать более обоснованные требования, которым должны отвечать противолодочные вертолеты. Ограниченные объемы кораблей, размеры взлетно-посадочных площадок, ангаров и лифтоподъемников оставляли в силе основное требование — вертолет должен иметь небольшие габариты.

Читать еще:  Многоцелевой вертолёт Ми-8 (Россия)

Поиск с применением гидроакустических станций (ГАС) связан с многократными разгонами и торможениями, в связи с чем требовалось существенного улучшить вибрационные характеристики, устойчивость и управляемость на переходных режимах. Висение над водной поверхностью должно обеспечиваться с высокой точностью. Учитывая сложность этих режимов, желательно было иметь на противолодочных вертолетах системы автоматической стабилизации и автоматического управления по заданной программе. Корабельные вертолеты ведут поиск ПЛ на значительных удалениях от кораблей, и если произошел отказ одного двигателя, то оставшийся должен обеспечить продолжение полета. Это тем более важно, так как аварийные средства вертолета не обеспечивают безопасной посадки на воду, особенно при волнении более трех баллов. Имелось и множество соображений по защите от воздействия морской среды и электромагнитных волн корабельных средств на аппаратуру, пиротехнические устройства и экипаж вертолета.

Ка-25ПЛ многим из этих требований не удовлетворял и морально устарел, поэтому назрела необходимость в новом корабельном вертолете. Некоторые надежды возлагались на вертолет нового поколения Ка-252, к проработке которого ОКБ Н.И.Камова приступило в 1968 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 26 декабря 1968 г. началась разработка поисково-прицельной системы (ППС) для Ка-252.

15 мая 1970 г., после окончания грандиозных по масштабам маневров «Океан», главком ВМФ адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков принял Главного конструктора Н.И.Камова и в присутствии заместителя командующего авиацией ВМФ генерал-лейтенанта Н.А.Наумова выслушал и, судя по всему, одобрил предложения по новому вертолету. Следует отметить, что С.Г.Горшков был большим сторонником развития корабельной авиации. Перспективными вертолетами предполагалось вооружить новые строящиеся тяжелые авианесущие крейсера (ТАКР) проекта 1143 «Киев», «Минск» и другие, запланированные на последующие годы. 3 апреля 1972 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление ╧ 231-86, в соответствии с которым ОКБ Камова поручалось разработать тяжелый корабельный противолодочный вертолет Ка-252 по ТТТ ВВС и ВМФ от 28 октября 1971 г. Важнейшими являлись требования базирования на тех же кораблях, что и Ка-25 и выполнение гидроакустического поиска ПЛ на удалении до 200 км в течение 1 ч 25 мин в поисково-ударном варианте. После выхода правительственного решения о создании вертолета Ка-252, работы в ОКБ под руководством заместителя Главного конструктора М.А.Купфера развернулись в полном объеме.

Заседание макетной комиссии по вертолету состоялось в июле 1973 г. Представленные материалы по облику вертолета показывали, что в случае успешной реализации задуманного вертолет будет обладать несравненно более высокими по сравнению с Ка-25ПЛ характеристиками, интегрируя все новое, что к этому времени было создано или находилось в разработке и было близко к завершению. Ка-252 предназначался для поиска, обнаружения, отслеживания и уничтожения современных ПЛ следующих на глубине до 500 м и скоростях хода до 75 км/ч в районах поиска, удаленных от корабля базирования (места взлета) до 200 км при волнении моря до 5 баллов днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Как следовало из представленных материалов, вертолет мог обеспечить выполнение основных тактических и вспомогательных задач как одиночно, так и в составе группы и во взаимодействии с кораблями флота на всех географических широтах. В Ка-252 закладывалась возможность транспортировки на небольшие расстояния людей и грузов с помощью унифицированной системы подвески. Однако обращало внимание, что в докладе о боевых возможностях производилось сравнение еще не существовавшего Ка-252 с уже состоявшим на вооружении ВМС США противолодочным вертолетом SH-3D, и заявлялось, что Ка-252 будет уступать американскому сопернику по ряду важнейших показателей. Подобное положение некоторым показалось недопустимым. Но после знакомства с предлагаемым составом оборудования, члены комиссии были вынуждены признать, что лучшего у нас все равно не было, а с имевшимся требовать от отечественных противолодочных вертолетов более высоких характеристик и сравнивать их с зарубежными образцами было, по меньшей мере, некорректно. Мощные и надежные двигатели ТВЗ-117 должны были в 1,7 раза повысить энерговооруженность вертолета по сравнению с Ка-25ПЛ. За счет этого планировалось улучшить летно-тактические характеристики Ка-252 на 30-40%.

Конструкция вертолета

Фюзеляж цельнометаллический, из алюминиевых сплавов, балочно-стрингерного типа. Для обеспечения продольной и путевой устойчивости установлено хвостовое оперение с двумя килями. Каждая шайба киля снабжена неуправляемым предкрылком и развёрнута носком к оси фюзеляжа.

Шасси четырёхопорное, неубирающееся, оснащённое гидравлической системой приподъёма вертолёта для удобства доступа в грузоотсек. Передние колёса самоориентирующиеся. Возможна установка лыж.

Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей ТВ3-117КМ суммарной взлётной мощностью 2х2200 л.с. и редуктора ВР-252. Частота вращения несущих винтов в полёте стабилизирована. В качестве энергоузла для запуска двигателей используется ВСУ АИ-9.

При аварийной посадке на воду используются надувные баллонеты, которые в походном положении свернуты и уложены в контейнеры по бокам фюзеляжа (баллонеты не обеспечивают приемлемой плавучести при остановленных двигателях). Объем баллонета — 5,4 м³, надувание происходит от баллонов со сжатым воздухом (краны баллонов —пиротехнические).

Имеются автопилот, радиокомпас и полуавтоматическая система передачи данных об обнаруженной лодке.

Экипаж состоит из трех человек: летчика, штурмана-координатора и оператора противолодочных систем.

Модификации

  • Ка-252 — палубный противолодочный вертолёт, прототип.
  • Ка-252ТЛ — вертолёт телеметрии в составе корабельного комплекса.
  • Ка-27ПЛ — палубный противолодочный вертолёт.
  • Ка-27ПС (изд.501) — поисково-спасательный вертолёт.
  • Ка-27ПСД — поисково-спасательный вертолёт увеличенной дальности.
  • Ка-27Е («Советник-СВ») — вертолёт радиационной разведки
  • Ка-27РЭП — опытный вертолёт радиоэлектронного подавления
  • Ка-27М (изд. 520) — новейшая модификация вертолёта, оснащенная радиолокационной командно-тактической системой, которая включает в себя следующие системы: акустическую, магнитометрическую, радиоразведки и БРЛС с активной фазированной антенной решеткой FH-A. Радар установлен под фюзеляжем и обеспечивает круговой обзор при поиске и обнаружения надводных, воздушных и наземных объектов.
  • Ка-28 (изд.330) — экспортный вариант многоцелевого вертолёта Ка-27, с упрощённым составом оборудования.
  • Ка-29 (Ка-252ТБ) (изд.502) — транспортно-боевой. На 2014 год ни одного боеготового вертолёта в МА РФ нет.
  • Ка-31 (Ка-27РЛД) (изд. 503) — вертолёт ДРЛО
  • Ка-32 (изд. 320)— гражданская модификация, сертифицированная по международным нормам лётной годности FAR-29/FAR-33 и поставляемая в Канаду, Малайзию, Швейцарию, Южную Корею.

В настоящее время Ка-27 остаётся на вооружении ВМФ РФ, а модификация «ПС» является самой востребованной по простой причине — вертолёт преимущественно используется в качестве транспортного средства на кораблях и береговых базах.

Технические характеристики

Диаметр главного винта, м15.90
Длина,м12.25
Высота ,м5.40
Ширина, м3.80
Масса пустого, кг6100
Тип двигателя2 ГТД Климов ТВ3-117КМ
Мощность, л.с.2 х 2225
Максимальная скорость, км/ч291
Крейсерская скорость, км/ч250
Перегоночная дальность, км1000
Боевая дальность, км760
Продолжительность полета, ч.мин3.30
Боевой радиус действия, км200
Практический потолок, м5000
Статический потолок, м3500
Экипаж, чел2-3

Видео

Первый боевой: Ка-25

Развивая тему Ка-15 как противолодочного вертолета, ОКБ Камова выпускает более мощный Ка-25, способный поднимать больше специального радиолокационного оборудования для поиска атомных подлодок. Он стал первым советским вертолетом, созданным специально для боевого применения, и отслужил на флоте около 30 лет. Дебют Ка-25 в небе состоялся в 1961 году. Вертолет экспортировался в Индию, Болгарию и другие страны.

Читать еще:  Штурмовик IA-58A Pucara (Аргентина)

Ка-25 одним из первых в мире оснащался радиолокационным оборудованием, которое, например, позволяло использовать его в суровых условиях северных широт. Также вертолет применялся в сельском хозяйстве. Позже на его основе был создан вертолет-кран Ка-25К, способный транспортировать на внешней подвеске груз массой до 2 т, а внутри фюзеляжа до 1,5 т.

За создание противолодочного вертолета Николаю Ильичу Камову присудили Государственную премию. Дальнейшим развитием гражданского направления стал многофункциональный модульный Ка-26, а продолжением противолодочной темы – боевой корабельный Ка-27.

Истребитель субмарин: Ка-27

В 1981 году на смену Ка-25 в Военно-морской флот приходит вертолет Ка-27 (в экспортной вариации – Ка-28), выпущенный уже после смерти Н.И. Камова. Эта машина в современных модификациях выпускается до сих пор и является единственным в России противолодочным вертолетом.

По своим боевым характеристикам он значительно превосходил предыдущие модели ОКБ Камова. Ка-27 оснащался современным интегральным комплексом бортового оборудования, новейшими самонаводящимися торпедами с ядерными боеголовками и глубинными бомбами. Выпускаемый сегодня противолодочный Ка-27ПЛ может обнаруживать субмарины противника днем и ночью в сложных метеоусловиях на глубине до 500 м и способен удаляться от базы на 200 км. Поисково-спасательная модификация Ка-27ПС может проводить работы в сложных условиях при волнении моря до 5 баллов. Вертолет оснащен лебедкой грузоподъемностью 300 кг. Он способен осуществлять автоматизированный полет в заданную точку.

Технические характеристики вертолета Ка-25:

Длина фюзеляжа: 9,75 м.
Ширина фюзеляжа: 3,76м
Длина с вращ. винтами: 17,42 м.
Высота: 5,37 м.
Диаметр главного винта: 15,74 м.
Тип двигателя: 2 ГТД Марс ГТД-3Ф
Мощность двигателя: 2 х 900 л.с.
Масса пустого: 4765 кг.
Нормальная взлетная масса: 7200 кг.
Максимальная взлетная масса: 7500 кг.
Максимальная скорость: 220 км/ч
Крейсерская скорость: 185 км/ч
Максимальная дальность полета: 450 км
Практический потолок: 4000 м.
Экипаж: 2-3 человека
Полезная нагрузка: до 12 пассажиров или 1300 кг груза.
Вооружение: 2 противолодочные самонаводящейся торпеды АТ-1 или 4-8 глубинных бомб. Кассета с гидроакустическими буями подвешивается в отсеке вооружения.

Что касается моделей Ка-25, то в масштабе 1:72 его выпускает фирма Sky-High, если не ошибаюсь, это перпаковка старой разработки от Amodel. Но в продаже, лично я, их давно не видел. Так же, ранее, модель Ка-25 производила фирма Airfix. Но об этом мы поговорим в другой статье.

Тактико-технические характеристики Ка-25

Начало эксплуатации: 2 декабря 1971 год
Статус: снят с вооружения
Единиц произведено:

Экипаж Ка-25 — 2 человека

Вместимость Ка-25 — 1 оператор противолодочного вооружения или 12 пассажиров

Габаритные размеры Ка-25

■ Длина фюзеляжа: 9,75 м
Диаметр несущего винта: 15,74 м
Максимальная ширина фюзеляжа: 3,76 м
■ Высота: 5,37 м

Вес Ка-25

■ Масса пустого: 4765 кг
■ Нормальная взлётная масса: 6970 кг
Максимальная взлётная масса: 7140 кг
Масса топлива во внутренних баках: 1460 кг

Двигатели Ка-25

Силовая установка: 2 × турбовальных ГТД-3Ф
Мощность двигателей: 2 × 900 л. с. на взлётном режиме

Скорость Ка-25

Максимальная скорость: 220 км/ч
Крейсерская скорость: 185 км/ч
Боевой радиус: 200 км

Дальность полета Ка-25

■ Практическая дальность: 450 км
■ Перегоночная дальность: 650 км (с ПТБ)

Практический потолок Ка-25 — 4000 м

Статический потолок Ка-25 — 600 м

Динамический потолок Ка-25 — 4500 м

Вооружение Ка-25

■ Боевая нагрузка: 1100 кг
■ Бомбовое: 4 х ПЛАБ-250-120 или 8 х ПЛАБ-50-64 / ПЛАБ-МК / ОМАБ-25-12Д / ОМАБ-25-8Н
■ Торпедное: 2 х АТ-1/АТ-1М

Ка-27ПЛ, противолодочный вертолет

Ка-27 (Обозначение КБ — изделие «Д2Б», обозначение изготовителя — изделие «500», по кодификации НАТО: Helix«Спираль») — советский корабельный многоцелевой вертолёт.

Традиционно в нашей стране вертолеты, предназначенные для базирования на кораблях ВМФ, разрабатывались под руководством Главного конструктора Н.И.Камова. Их было немного, и по ним можно проследить путь становления конструкторского бюро. Первенец Ка-10, как и последовавший за ним Ка-15, не могли считаться удачными; признание пришло только с появлением Ка-25, строившимся во множестве модификаций. Основным и наиболее массовым стал противолодочный вариант — Ка-25ПЛ. В авиацию флотов Ка-25ПЛ начал поступать в 1966 г. Большие противолодочные корабли проекта 61 «Комсомолец Украины» стали первыми, на которых они базировались. На них Ка-25 решали лишь ограниченный круг задач, а на крейсерах проекта 1123 «Москва» и «Ленинград» вертолеты приобрели статус основного противолодочного оружия. Ка-25ПЛ по некоторым характеристикам приблизился к зарубежным летательным аппаратам аналогичного назначения, однако сравняться с ними так и не смог. Надежность Ка-25 оставляла желать лучшего, он заслужил сомнительную славу самого аварийного ЛА морской авиации — с ним произошли около двух десятков катастроф.

Отдельные доработки силовой установки, оборудования и систем вертолета не могли существенно повысить его возможности, а дальность полета и продолжительность считались недостаточными с самого начала эксплуатации. Даже придуманная инженерно-техническим составом ручная дозаправка топливом с использованием самодельного устройства, позволявшего дозаправить в баки 200-300 л керосина непосредственно перед взлетом, после запуска двигателей, существенного увеличения дальности и продолжительности полета не дала. Несмотря на недостатки, вертолеты Ка-25ПЛ неплохо проявили себя при поиске и слежении за подводными лодками (ПЛ) и позволили выработать более обоснованные требования, которым должны отвечать противолодочные вертолеты. Ограниченные объемы кораблей, размеры взлетно-посадочных площадок, ангаров и лифтоподъемников оставляли в силе основное требование — вертолет должен иметь небольшие габариты.

Поиск с применением гидроакустических станций (ГАС) связан с многократными разгонами и торможениями, в связи с чем требовалось существенного улучшить вибрационные характеристики, устойчивость и управляемость на переходных режимах. Висение над водной поверхностью должно обеспечиваться с высокой точностью. Учитывая сложность этих режимов, желательно было иметь на противолодочных вертолетах системы автоматической стабилизации и автоматического управления по заданной программе. Корабельные вертолеты ведут поиск ПЛ на значительных удалениях от кораблей, и если произошел отказ одного двигателя, то оставшийся должен обеспечить продолжение полета. Это тем более важно, так как аварийные средства вертолета не обеспечивают безопасной посадки на воду, особенно при волнении более трех баллов. Имелось и множество соображений по защите от воздействия морской среды и электромагнитных волн корабельных средств на аппаратуру, пиротехнические устройства и экипаж вертолета.

Ка-25ПЛ многим из этих требований не удовлетворял и морально устарел, поэтому назрела необходимость в новом корабельном вертолете. Некоторые надежды возлагались на вертолет нового поколения Ка-252, к проработке которого ОКБ Н.И.Камова приступило в 1968 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 26 декабря 1968 г. началась разработка поисково-прицельной системы (ППС) для Ка-252.

15 мая 1970 г., после окончания грандиозных по масштабам маневров «Океан», главком ВМФ адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков принял Главного конструктора Н.И.Камова и в присутствии заместителя командующего авиацией ВМФ генерал-лейтенанта Н.А.Наумова выслушал и, судя по всему, одобрил предложения по новому вертолету. Следует отметить, что С.Г.Горшков был большим сторонником развития корабельной авиации. Перспективными вертолетами предполагалось вооружить новые строящиеся тяжелые авианесущие крейсера (ТАКР) проекта 1143 «Киев», «Минск» и другие, запланированные на последующие годы. 3 апреля 1972 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление ╧ 231-86, в соответствии с которым ОКБ Камова поручалось разработать тяжелый корабельный противолодочный вертолет Ка-252 по ТТТ ВВС и ВМФ от 28 октября 1971 г. Важнейшими являлись требования базирования на тех же кораблях, что и Ка-25 и выполнение гидроакустического поиска ПЛ на удалении до 200 км в течение 1 ч 25 мин в поисково-ударном варианте. После выхода правительственного решения о создании вертолета Ка-252, работы в ОКБ под руководством заместителя Главного конструктора М.А.Купфера развернулись в полном объеме.

Читать еще:  Самолёт-ракетоносец Ту-16КС (Россия)

Заседание макетной комиссии по вертолету состоялось в июле 1973 г. Представленные материалы по облику вертолета показывали, что в случае успешной реализации задуманного вертолет будет обладать несравненно более высокими по сравнению с Ка-25ПЛ характеристиками, интегрируя все новое, что к этому времени было создано или находилось в разработке и было близко к завершению. Ка-252 предназначался для поиска, обнаружения, отслеживания и уничтожения современных ПЛ следующих на глубине до 500 м и скоростях хода до 75 км/ч в районах поиска, удаленных от корабля базирования (места взлета) до 200 км при волнении моря до 5 баллов днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Как следовало из представленных материалов, вертолет мог обеспечить выполнение основных тактических и вспомогательных задач как одиночно, так и в составе группы и во взаимодействии с кораблями флота на всех географических широтах. В Ка-252 закладывалась возможность транспортировки на небольшие расстояния людей и грузов с помощью унифицированной системы подвески. Однако обращало внимание, что в докладе о боевых возможностях производилось сравнение еще не существовавшего Ка-252 с уже состоявшим на вооружении ВМС США противолодочным вертолетом SH-3D, и заявлялось, что Ка-252 будет уступать американскому сопернику по ряду важнейших показателей. Подобное положение некоторым показалось недопустимым. Но после знакомства с предлагаемым составом оборудования, члены комиссии были вынуждены признать, что лучшего у нас все равно не было, а с имевшимся требовать от отечественных противолодочных вертолетов более высоких характеристик и сравнивать их с зарубежными образцами было, по меньшей мере, некорректно. Мощные и надежные двигатели ТВЗ-117 должны были в 1,7 раза повысить энерговооруженность вертолета по сравнению с Ка-25ПЛ. За счет этого планировалось улучшить летно-тактические характеристики Ка-252 на 30-40%.

Конструкция вертолета

Фюзеляж цельнометаллический, из алюминиевых сплавов, балочно-стрингерного типа. Для обеспечения продольной и путевой устойчивости установлено хвостовое оперение с двумя килями. Каждая шайба киля снабжена неуправляемым предкрылком и развёрнута носком к оси фюзеляжа.

Шасси четырёхопорное, неубирающееся, оснащённое гидравлической системой приподъёма вертолёта для удобства доступа в грузоотсек. Передние колёса самоориентирующиеся. Возможна установка лыж.

Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей ТВ3-117КМ суммарной взлётной мощностью 2х2200 л.с. и редуктора ВР-252. Частота вращения несущих винтов в полёте стабилизирована. В качестве энергоузла для запуска двигателей используется ВСУ АИ-9.

При аварийной посадке на воду используются надувные баллонеты, которые в походном положении свернуты и уложены в контейнеры по бокам фюзеляжа (баллонеты не обеспечивают приемлемой плавучести при остановленных двигателях). Объем баллонета — 5,4 м³, надувание происходит от баллонов со сжатым воздухом (краны баллонов —пиротехнические).

Имеются автопилот, радиокомпас и полуавтоматическая система передачи данных об обнаруженной лодке.

Экипаж состоит из трех человек: летчика, штурмана-координатора и оператора противолодочных систем.

Модификации

  • Ка-252 — палубный противолодочный вертолёт, прототип.
  • Ка-252ТЛ — вертолёт телеметрии в составе корабельного комплекса.
  • Ка-27ПЛ — палубный противолодочный вертолёт.
  • Ка-27ПС (изд.501) — поисково-спасательный вертолёт.
  • Ка-27ПСД — поисково-спасательный вертолёт увеличенной дальности.
  • Ка-27Е («Советник-СВ») — вертолёт радиационной разведки
  • Ка-27РЭП — опытный вертолёт радиоэлектронного подавления
  • Ка-27М (изд. 520) — новейшая модификация вертолёта, оснащенная радиолокационной командно-тактической системой, которая включает в себя следующие системы: акустическую, магнитометрическую, радиоразведки и БРЛС с активной фазированной антенной решеткой FH-A. Радар установлен под фюзеляжем и обеспечивает круговой обзор при поиске и обнаружения надводных, воздушных и наземных объектов.
  • Ка-28 (изд.330) — экспортный вариант многоцелевого вертолёта Ка-27, с упрощённым составом оборудования.
  • Ка-29 (Ка-252ТБ) (изд.502) — транспортно-боевой. На 2014 год ни одного боеготового вертолёта в МА РФ нет.
  • Ка-31 (Ка-27РЛД) (изд. 503) — вертолёт ДРЛО
  • Ка-32 (изд. 320)— гражданская модификация, сертифицированная по международным нормам лётной годности FAR-29/FAR-33 и поставляемая в Канаду, Малайзию, Швейцарию, Южную Корею.

В настоящее время Ка-27 остаётся на вооружении ВМФ РФ, а модификация «ПС» является самой востребованной по простой причине — вертолёт преимущественно используется в качестве транспортного средства на кораблях и береговых базах.

Технические характеристики

Диаметр главного винта, м15.90
Длина,м12.25
Высота ,м5.40
Ширина, м3.80
Масса пустого, кг6100
Тип двигателя2 ГТД Климов ТВ3-117КМ
Мощность, л.с.2 х 2225
Максимальная скорость, км/ч291
Крейсерская скорость, км/ч250
Перегоночная дальность, км1000
Боевая дальность, км760
Продолжительность полета, ч.мин3.30
Боевой радиус действия, км200
Практический потолок, м5000
Статический потолок, м3500
Экипаж, чел2-3

Видео

Вертолет-трансформер: Ка-226Т

Экологичность, экономичность и современный комплекс авионики делают легкий многоцелевой Ка-226Т одним из лучших в своем классе. Основной отличительной особенностью этой машины является модульность ее конструкции. Вертолет легко преобразуется в одну из пяти модификаций: Ка-226Т может быть пассажирским, транспортным, медицинским, полицейским или поисково-спасательным. Вертолет построен по модульной схеме, которая предполагает использование различных сменных модулей. Заменить модуль несколько человек могут в течение примерно двух часов.

Использование двух мощных французских двигателей позволило улучшить летные характеристики вертолета, увеличить высоту и скорость подъема, а также вес перевозимого груза. Благодаря традиционной для ОКБ Камова соосной схеме и отсутствию хвостового винта Ка-226Т очень компактен и может использоваться на площадках небольшого размера, в том числе на малотоннажных судах, в условиях городской застройки, в горной местности.

В 2015 году между Россией и Индией было заключено соглашение о поставке 200 вертолетов Ка-226Т. Контракт предусматривает передачу 60 машин российской сборки, а остальные вертолеты будут собираться в Индии.

События, связанные с этим

Ми-171А2: новое поколение легендарной «восьмерки»

Тактико-технические характеристики Ка-25

Начало эксплуатации: 2 декабря 1971 год
Статус: снят с вооружения
Единиц произведено:

Экипаж Ка-25 — 2 человека

Вместимость Ка-25 — 1 оператор противолодочного вооружения или 12 пассажиров

Габаритные размеры Ка-25

■ Длина фюзеляжа: 9,75 м
Диаметр несущего винта: 15,74 м
Максимальная ширина фюзеляжа: 3,76 м
■ Высота: 5,37 м

Вес Ка-25

■ Масса пустого: 4765 кг
■ Нормальная взлётная масса: 6970 кг
Максимальная взлётная масса: 7140 кг
Масса топлива во внутренних баках: 1460 кг

Двигатели Ка-25

Силовая установка: 2 × турбовальных ГТД-3Ф
Мощность двигателей: 2 × 900 л. с. на взлётном режиме

Скорость Ка-25

Максимальная скорость: 220 км/ч
Крейсерская скорость: 185 км/ч
Боевой радиус: 200 км

Дальность полета Ка-25

■ Практическая дальность: 450 км
■ Перегоночная дальность: 650 км (с ПТБ)

Практический потолок Ка-25 — 4000 м

Статический потолок Ка-25 — 600 м

Динамический потолок Ка-25 — 4500 м

Вооружение Ка-25

■ Боевая нагрузка: 1100 кг
■ Бомбовое: 4 х ПЛАБ-250-120 или 8 х ПЛАБ-50-64 / ПЛАБ-МК / ОМАБ-25-12Д / ОМАБ-25-8Н
■ Торпедное: 2 х АТ-1/АТ-1М

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector