Dassault-Breguet Super Étendard
Содержание
Dassault-Breguet Super Étendard
Dassault Super-Étendard | |
![]() Супер-Этендар из состава 11 флотилии Авиации ВМС Франции готовится к старту с авианосца Р 91 «Шарль де Голь», июнь 2007 года | |
Тип | штурмовик |
---|---|
Разработчик | Dassault Aviation |
Производитель | Dassault Aviation |
Первый полёт | 28 октября 1974 года [1] |
Начало эксплуатации | сентябрь 1978 года [2] |
Конец эксплуатации | 13 июля 2016 года [3] |
Статус | снят с вооружения |
Эксплуатанты | Авиация ВМС Франции Авиация ВМС Аргентины ВВС Ирака |
Годы производства | 1977 — 1983 |
Единиц произведено | 85 |
Базовая модель | Dassault Étendard IV |
Изображения на Викискладе |
Дассо́ Супе́р-Этендар (фр. Dassault Super-Étendard ) — французский сверхзвуковой палубный штурмовик. Разработан на базе самолёта «Этендар» IVM. Совершил первый полёт 28 октября 1974 года. Построено 85 самолётов.
Поставлялся на экспорт в Аргентину, несколько машин недолгое время эксплуатировались ВВС Ирака. Самолёт получил большую известность во время Фолклендской войны, в ходе которой аргентинские «Супер Этендары», применив противокорабельные ракеты (ПКР) Exocet, потопили два британских корабля: эсминец УРО «Шеффилд» и контейнеровоз «Атлантик конвейр». использовавшийся в качестве авиатранспорта, не понеся потерь.
В ВМС Франции самолёты этого типа снимаются с вооружения, к 2015 году их планируется полностью заменить многоцелевыми истребителями Dassault Rafale.
13 июля 2016 года самолет этого типа торжественно совершил последний полет на базе в городе Ландивизьо на побережье Атлантики после чего военно-морские силы Франции отказались от дальнейшей эксплуатации.
Тактический истребитель «Дассо Этендар», разработанный в середине 50-х годов для участия в тендере, проигранном итальянскому «G.91 Фиат», продемонстрировал столь выдающиеся качества, что французский военно-морской флот немедленно заключил контракт на его поставку. Флоту был нужен ударный самолёт, способный также выполнять функции высотного перехватчика.
Фолклендская война 1982 год
ВМС Аргентины применяли данные самолеты против кораблей британского флота. В частности эсминец Sheffield и контейнеровоз «Атлантик Конвейр» были потоплены ракетами Exocet, выпущенными с самолетов Super Etendard. Сообщалось о повреждении бомбами авианосца «Инвинсибл», но независимые источники это не подтверждают.
Удары по ИГИЛ
Восемь штурмовиков базировались на авианосце «Шарль де Голль», который в 2015 году дважды привлекался к операциям по борьбе с группировкой «Исламское государство» в Ираке и Сирии.
История эксплуатации
В декабре 1961 года французский флот получил свои первые Этендары. В следующем году, тип был развернут в первый раз на борту и вновь построенных этой службы Clemenceau -класса авианосцев , в Клемансо и Фош . Étendard IVM находился на вооружении ВМС Франции в течение нескольких десятилетий, даже после разработки более способного Super Étendard. Этот тип постепенно был отнесен к второстепенным миссиям в пользу Super Étendard; как таковой, он был постепенно выведен из активной боевой роли в 1987 году.
Последние образцы истребительной модели были сняты с производства в июле 1991 года, последний раз этот тип использовался в школе корабельных истребителей Squadron 59S. Сообщается, что за весь срок службы флот Этендарда налетал в общей сложности 180 000 летных часов, в течение которых было выполнено 25 300 посадок. Ориентированный на разведку самолет Étendard IVP пережил своего кузена-истребителя, оставаясь на действительной службе до 27 июля 2000 года. По данным Dassault, к этому моменту Étendard налетал более 200 000 часов.