2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Туполев Ту-16 — Tupolev Tu-16

Туполев Ту-16 — Tupolev Tu-16

Ту-16
Ту-16Р «Барсук-Э» (1985 г.)
РольСтратегический бомбардировщик
ПроизводительВоронежское авиационное производственное объединение
ДизайнерТуполев
Первый полет27 апреля 1952 г.
Вступление1954 г.
На пенсии1993 (в странах бывшего Советского Союза)
Основные пользователиСоветские ВВС ВВС
Египта ВВС
Ирака ВВС
Индонезии
Количество построенных1 509
ВариантыТуполев Ту-104
Туполев Ту-124
Xian H-6

Туполев Ту-16 ( по классификации НАТО : Badger ) был двухмоторный реактивный стратегический тяжелый бомбардировщик , используемый Советского Союза . Он летал более 60 лет, и построенный по лицензии китайский самолет Xian H-6 остается на вооружении ВВС Народно-освободительной армии .

В конце 1940-х годов Советский Союз был твердо привержен идее не уступать Соединенным Штатам в возможностях стратегической бомбардировки . Единственным дальним бомбардировщиком Советского Союза в то время был Ту-4 «Бык» Туполева — реконструированная копия американского B-29 Superfortress . Разработка особенно мощного турбореактивного двигателя Mikulin AM-3 привела к возможности создания большого бомбардировщика с реактивным двигателем.

КБ Туполева начало работы над прототипами Ту-88 («Самолет Н») в 1950 году. Ту-88 впервые поднялся в воздух 27 апреля 1952 года. После победы в конкурсе на Ил-46 он был принят в производство в декабре. 1952 год. Первые серийные бомбардировщики поступили на вооружение Frontal Aviation в 1954 году, получив служебное обозначение Ту-16 . Он получил отчетное название НАТО Badger-A .

Он имел новое крыло большой стреловидности и два больших турбореактивных двигателя Микулин АМ-3, по одному в корневой части крыла. Он мог нести одну массивную обычную бомбу ФАБ-9000 массой 9000 кг (20000 фунтов) (российский эквивалент британского Большого шлема ) или различное ядерное оружие на расстояние около 4800 км (3000 миль). Производство проходило на 3 авиационных заводах: в Казани , Куйбышеве и Воронеже .

Хотя Ту-16 начинался как высотный бомбардировщик свободного падения, в середине 1950-х годов он был оборудован для установки первых советских крылатых ракет . Версия Ту-16КС-1 ( Badger-B ) могла нести ракеты AS-1 в боевом радиусе 1800 км (1100 миль). Это очень крупное вооружение было аэродинамически похоже на истребитель Микояна-Гуревича МиГ-15 , оснащенное ядерной или обычной боеголовкой, и имело дальность действия около 140 км (85 миль). Они предназначались для использования в первую очередь против авианосцев ВМС США и других крупных надводных кораблей. Последующие Ту-16 были переоборудованы под более поздние, более совершенные ракеты, при этом их обозначения менялись несколько раз.

Универсальный Ту-16 был построен в многочисленных специализированных вариантах для воздушной разведки , морского наблюдения , сбора электронной разведки ( ELINT ) и радиоэлектронной борьбы ( ECM ). Всего в 1954–1962 годах на трех заводах Советского Союза было построено 1507 самолетов. Гражданская доработка — Туполев Ту-104 — обслуживала пассажиров Аэрофлота . Ту-16 также экспортировался в Индонезию , Египет и Ирак . Он продолжал использоваться ВВС и морской авиацией Советского Союза, а затем и России, до 1993 года.

Поставка Ту-16 в Китай началась в 1958 году, и Сианьская авиастроительная промышленная корпорация (XAC) по лицензии произвела самолет под китайским обозначением Xian H-6 . По крайней мере 120 из этих самолетов остаются в эксплуатации. 14 мая 1965 года один из бомбардировщиков Ту-16 НОАК провел первое воздушное испытание ядерного оружия на территории Китая.

Работа, учеба и мечты о небе

Уже в шестнадцать лет сын небогатых родителей Бериев работает учеником литейщика на заводе и параллельно учится в Тифлисском железнодорожном техническом училище. Но мечты о небе не оставляют его и в конечном счете приводят в Тифлисский политехнический институт, а затем – на авиационное отделение ленинградского Политеха. После окончания вуза в 1930 году Бериев приступает к работе по инженерно-конструкторскому профилю.

Нужно сказать, что 1920–1930 гг. – не лучшее время для гидроавиации. Несмотря на наличие государственного плана, отечественное производство гидросамолетов тормозилось отсутствием пригодных проектов и трудностями с материалами. В качестве временного решения гидросамолеты закупались за рубежом. Для разработки советских гидропланов в Москве и Ленинграде создаются конструкторские бюро по направлению гидроавиации. Однако к 1928 году ни одна из созданных ими моделей так и не была запущена в производство.

Для исправления ситуации приглашается французский авиаконструктор Поль Эме Ришар. Именно в ОКБ Ришара, получившее название Морское опытное самолетостроение Всесоюзного авиационного объединения (МОС ВАО), направляется выпускник Бериев. Здесь он осваивает расчеты самолета на прочность, работает над моторными установками, затем переводится помощником ведущего инженера в опытный цех. ОКБ разрабатывало проект торпедоносца открытого моря ТОМ-1. Он был построен в 1931 году, но в серию тоже не пошел, так как мало чем отличался от предыдущих поплавковых самолетов. Несмотря на неудачу, Бериев на практике освоил большой объем знаний, был ответственным за строительство испытательной базы в Севастополе.

  • 25 мая 1968 года самолет Ту-16 «Барсук-Ф» советских ВВС, пилотируемый полковником Андреем Плиевым, проехал по авианосцу ВМС США USSEssex(CV-9) в Норвежском море. Ту-16 совершил четыре прохода, на последнем крыло врезалось в море и разбилось, не оставив в живых. Части трех тел были обнаружены в США.
  • 1 февраля 1971 года модернизированная летающая лаборатория Ту-16 потерпела крушение во время испытаний нового реактивного двигателя, в результате чего погиб весь экипаж, включая летчика — испытателя Амет-хана Султана .
  • 28 августа 1978 года ранняя модель Ту-16 разбилась на острове Хопен в Шпицбергене , Норвегия. Все семь членов экипажа погибли в результате аварии. Он был обнаружен норвежской командой прогнозистов погоды из четырех человек. Советы отказались признать потерю самолета до тех пор, пока им не передали тела членов экипажа. Норвегия расшифровала содержимое бортового самописца вопреки возражениям советского правительства.
  • 27 июня 1980 года самолет Ту-16 «Барсук» советских ВВС, следовавший рейсом « Токио Экспресс», разбился возле авиабазы ​​Комацу в префектуре Исикава в Японском море . Выживших не было. Останки трех членов экипажа были обнаружены кораблем японских морских сил самообороныNemuro .
Читать еще:  Самолёт-разведчик RA-5C «Vigilante» (США)

Общие характеристики

  • Экипаж: 6-7 человек
  • Длина: 34,80 м (114 футов 2 дюйма)
  • Размах крыла: 33,00 м (108 футов 3 дюйма)
  • Высота: 10,36 м (34 футов 0 дюймов)
  • Площадь крыла: 165 м 2 (1780 кв. Футов)
  • Вес пустого: 37200 кг (82012 фунтов)
  • Полная масса: 76000 кг (167 551 фунт)
  • Максимальный взлетный вес: 79000 кг (174165 фунтов)
  • Силовая установка: 2 ТРДМикулин АМ-3 М-500 с тягой 93,2 кН ​​(21000 фунт-сила-сила) каждый
  • Максимальная скорость: 1050 км / ч (650 миль / ч, 570 кН)
  • Дальность: 7200 км (4500 миль, 3900 миль)
  • Практический потолок: 12 800 м (42 000 футов)
  • Нагрузка на крыло: 460 кг / м 2 (94 фунта / кв. Фут)
  • Тяга / вес : 0,24
  • Орудия: 6–7 × 23 мм пушки Афанасьев Макаров АМ-23 , по две в спинной и подфюзеляжной удаленных башнях и пилотируемой хвостовой турели, иногда добавляется одна, установленная впереди в носовой части.
  • Точки подвески: 2 точки подвески под крылом для ракет и бомбовый отсек для ракет или бомб (в зависимости от варианта)
  • Ракеты:
    • Барсук-Б 2 × Радуга-1 КС Комет ( АС-1 Питомник ) ПКР на подкрыльевыми узлах подвески
    • Барсук-С 1 × Радуга К-10С ( АС-2 Киппер ) полуутопленная в бомбоотсеке противокорабельная ракета
    • Badger-C / G 2 × противокорабельные ракетыRaduga KSR-2 ( AS-5 Kelt ) или Raduga KSR-5 ( AS-6 Kingfish ) на подкрыльевых узлах подвески
  • Бомбы: Экспортные версии Badger-A + 9000 кг (20000 фунтов) оружия свободного падения

Бериев – главный конструктор

Первый успех молодого конструктора привел к тому, что в 1934 году под его руководством создается Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС). Перед новым назначением Бериев изучал авиапромышленность в полугодовой командировке на авиазаводах Европы и США. Родиной нового КБ был выбран Таганрог с мощной производственной базой в виде авиационного завода №31. Бериев становится главным конструктором завода и руководителем нового ЦКБ. Вместе с Бериевым приезжают его коллеги по московскому заводу №39. Усилив коллектив выпускниками местных вузов и училищ, Бериев приступил к совершенствованию МБР-2 и разработке новых самолетов.

Будучи главным конструктором, Бериев уделял большое внимание сплочению коллектива. Он активно поддерживал аэроклуб, чтобы работники КБ и завода смогли испытать на себе радость полета или прыжков с парашютом. Однажды Георгий Михайлович сам, управляя МБР-2 в качестве второго пилота, смог посадить самолет с отказавшим двигателем на воду, устранить неполадку и вернуться на базу.


Гидросамолет КОР-2 на советском крейсере «Молотов»

До начала Великой Отечественной войны под руководством Бериева выпускается ряд гидросамолетов, в том числе корабельные катапультные разведчики КОР-1 (Бе-2) и КОР-2 (Бе-4), которые стали первыми в своем классе и применялись на фронте. Именно катапультное направление Бериев изучал за границей. Во время войны завод и КБ были эвакуированы в Омск, затем в Красноярск, где занимались перспективными проектами.

Послевоенные машины ОКБ Бериева

Опыт войны показал потребность в дальних морских разведчиках, которых в СССР на тот момент не выпускалось. Поэтому в конце войны создается двухмоторная летающая лодка Бе-6 с большой дальностью полета и мощным вооружением. Она выпускалась серийно и могла решать задачи разведки, бомбометания, торпедометания, сбрасывать десант, перевозить грузы. Успех Бе-6 во многом спас КБ Бериева от закрытия, которое уже обсуждалось в верхах. Интересно, что в 1947 году Георгий Михайлович еще до выпуска самолета авансом был награжден Сталинской премией II степени.


Многоцелевой самолет-амфибия Бе-10

На следующей модели Бериева, летающей лаборатории Бе-8, впервые вместо поплавков были использованы подводные крылья, которые эффективно выталкивали самолет из воды. А первым реактивным гидросамолетом в СССР стал опытный Р-1 Бериева. Оба эти самолета не пошли в серию, однако реактивная тема была продолжена в разведчике-торпедоносце Бе-10, который в 1961 году поставил мировой рекорд скорости для гидропланов, не побитый до сих пор – 912 км/ч. Для создания Бе-10 Бериеву удалось договориться с Туполевым и получить наработки по первому реактивному бомбардировщику Ту-16, с которым Бе-10 имеет ряд общих черт.

Варианты

Среди основных серийных вариантов «Барсука» были бомбардировщики Ту-16 и Ту-16А, ракетоносцы Ту-16КС и Ту-16К-10, самолеты Ту-16СПС, «Елка» и Ту-16ЕЭ, самолет-разведчик Ту-16Р. самолеты и бомбардировщики — торпедоносцы Ту-16Т ; другие были произведены из конверсий. Отдельные самолеты можно было несколько раз модифицировать с изменением обозначений, особенно в отношении самолетов-ракетоносцев.

  • «Самолет 88» — Первоначальный прототип.
  • «Самолет 97» — разработка проекта двухмоторного дальнего бомбардировщика Ту-16 с двумя двигателями РД-5.
  • «Самолет 103» — проект разработки сверхзвукового бомбардировщика Ту-16 с четырьмя двигателями ВД-7 АМ-13.
  • Badger A (Ту-16) — это базовая конфигурация бомбардировщика Ту-16, развернутого в 1954 году на замену Ту-4 . Существовало несколько модифицированных моделей этого варианта, каждая из которых была известна на Западе как Badger A.
    • Ту-16А — модифицированные Ту-16, предназначенные для нести ядерные бомбы , одна из основных версий, всего построено 453 самолета . Многие из них впоследствии были преобразованы в другие варианты.
    • Ту-16З — ранняя специализированная версия Ту-16, которая использовалась в качестве заправщиков в воздухе (способ дозаправки: крыло-крыло), но сохраняла свою роль среднего бомбардировщика.
    • Ту-16Г (Ту-104Г) — модель скоростной авиапочты, учебно-тренировочная версия Аэрофлота.
    • Ту-16Н — Специальная версия заправщика для бомбардировщиков Ту-22 / Ту-22М , с зондом и тормозной системой. Вступил в строй в 1963 году. Аналогичный самолет Ту-16НН переоборудован из Ту-16З.
    • Ту-16Т — морская ударная версия ( бомбардировщик-торпедоносец ) ограниченного производства , служившая в Советской морской авиации и несшая торпеды , мины и глубинные бомбы . 76 построено и еще несколько переоборудовано. Все агрегаты впоследствии переоборудованы в комплектацию Ту-16С.
    • Ту-16С — вариант носителя спасательной шлюпки, используемый для поисково-спасательных операций.
    • Ту-16Е — они были оснащены тяжелым оборудованием радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронной разведки ( ЭЛИНТ ).
  • Badger B (Ту-16КС) — вариант, разработанный как стартовая площадка для двух ракет AS-1 Kennel / KS-1 Komet . 107 самолетов постройки 1954–1958 гг. Служили в составе ВМФ СССР , Египта и Индонезии. Позднее советские переоборудовали с более новыми ракетами.
Читать еще:  Ударный вертолёт Agusta-Westland T129 ATAK (Турция)

  • Badger C (Ту-16К-10) — еще один вариант морской авиации, единицы этой версии несли одну противокорабельную ракетуAS-2 Kipper / K-10S . 216 построено в 1958–1963 гг. От других вариантов он отличался наличием в носовой части радара. Дальнейшая разработка Ту-16К-10-26 несла одну К-10С и две ракеты КСР-2 или КСР-5 AS-6 Kingfish (ракетный комплекс К-26). Некоторые были позже преобразованы в платформы ELINT.
  • Badger D (Ту-16РМ-1) — модель морской разведки с оборудованием ELINT; 23 переделаны из Ту-16К-10. Он сохранял радар в носовой части и мог наводить ракеты К-10С, выпущенные с других самолетов, по целям.
  • Badger E (Ту-16Р) — разведывательный вариант планера с оборудованием ELINT, в первую очередь предназначенный для морской разведки. Он мог наводить ракеты КС.
    • Ту-16РМ-2 — модифицированный Ту-16Р, служащий в авиации ВМФ. Он мог наводить ракеты КСР-2.
    • Ту-16КРМ — Стартовые платформы для дронов-мишеней (вариант Ту-16К-26).
  • Badger F (Ту-16РМ-2) — еще одна разведывательная версия на базе −16R / RM, но с добавлением внешнего оборудования ELINT .

  • Badger G (Ту-16К / Ту-16КСР) — служившие в морской авиации, это были модификации более ранних моделей. Они были спроектированы для размещения бомб во внутренних отсеках, а также для размещения ракет класса «воздух-поверхность» снаружи, таких как AS-5 Kelt и AS-6 Kingfish . Существовало множество вариантов, обозначенных как от переносных ракетных комплексов (К-11, К-16 и К-26), так и от ракет этих комплексов (КСР-11, КСР-2 и КСР-5). После дальнейших модификаций им также были присвоены суффиксы. Основные варианты:
    • Ту-16КСР-2 — несущий комплекс К-16 (две ракеты КСР-2). Используется с 1962 года. Подобные самолеты, переоборудованные из других вариантов, получили обозначение Ту-16К-16 .
    • Ту-16К-11-16 — несущий комплекс К-16 (ракеты КСР-2) или комплекс К-11 (две противорадиолокационные ракеты КСР-11). Используется с 1962 года. Аналогичные самолеты получили обозначение Ту-16КСР-2-11 . Более 440 Ту-16 могли нести комплекс К-16 или К-11.

    • Ту-16К-26 — несёт комплекс К-26 (две ракеты КСР-5), сохраняя возможности КСР-2 и 11 ракет. Используется с 1969 года. Подобные самолеты обозначались Ту-16КСР-2-5-11 или Ту-16КСР-2-5 (без возможности КСР-11). Более 240 Ту-16 могли нести комплекс К-26.
    • Ту-16К-26П — несущие ракеты К-26П (две противорадиолокационные ракеты КСР-5П, а также КСР-5, 2 или 11).
  • Badger H (Ту-16 Элка) — предназначен для противодействиярадиоэлектронной борьбе и поддержки радиоэлектронных средств .
  • Badger J (Ту-16П Букет) — еще один вариант радиоэлектронной борьбы, сконфигурированный как ударный эскорт ECM.
  • Badger K (Ту-16Е ) — считается версией конфигурации Badger F, обладающей улучшенными возможностями ELINT.
  • Badger L (Ту-16П) — еще одна версия Badger J с более современными системами и используемая в роли ELINT.
  • «Самолет-90» — турбовинтовой проект.
  • Ту-104 — вариант гражданского авиалайнера.

Варианты

Среди основных серийных вариантов «Барсука» были бомбардировщики Ту-16 и Ту-16А, ракетоносцы Ту-16КС и Ту-16К-10, самолеты Ту-16СПС, «Елка» и Ту-16ЕЭ, самолет-разведчик Ту-16Р. самолеты и бомбардировщики — торпедоносцы Ту-16Т ; другие были произведены из конверсий. Отдельные самолеты можно было несколько раз модифицировать с изменением обозначений, особенно в отношении самолетов-ракетоносцев.

  • «Самолет 88» — Первоначальный прототип.
  • «Самолет 97» — разработка проекта двухмоторного дальнего бомбардировщика Ту-16 с двумя двигателями РД-5.
  • «Самолет 103» — проект разработки сверхзвукового бомбардировщика Ту-16 с четырьмя двигателями ВД-7 АМ-13.
  • Badger A (Ту-16) — это базовая конфигурация бомбардировщика Ту-16, развернутого в 1954 году на замену Ту-4 . Существовало несколько модифицированных моделей этого варианта, каждая из которых была известна на Западе как Badger A.
    • Ту-16А — модифицированные Ту-16, предназначенные для нести ядерные бомбы , одна из основных версий, всего построено 453 самолета . Многие из них впоследствии были преобразованы в другие варианты.
    • Ту-16З — ранняя специализированная версия Ту-16, которая использовалась в качестве заправщиков в воздухе (способ дозаправки: крыло-крыло), но сохраняла свою роль среднего бомбардировщика.
    • Ту-16Г (Ту-104Г) — модель скоростной авиапочты, учебно-тренировочная версия Аэрофлота.
    • Ту-16Н — Специальная версия заправщика для бомбардировщиков Ту-22 / Ту-22М , с зондом и тормозной системой. Вступил в строй в 1963 году. Аналогичный самолет Ту-16НН переоборудован из Ту-16З.
    • Ту-16Т — морская ударная версия ( бомбардировщик-торпедоносец ) ограниченного производства , служившая в Советской морской авиации и несшая торпеды , мины и глубинные бомбы . 76 построено и еще несколько переоборудовано. Все агрегаты впоследствии переоборудованы в комплектацию Ту-16С.
    • Ту-16С — вариант носителя спасательной шлюпки, используемый для поисково-спасательных операций.
    • Ту-16Е — они были оснащены тяжелым оборудованием радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронной разведки ( ЭЛИНТ ).
  • Badger B (Ту-16КС) — вариант, разработанный как стартовая площадка для двух ракет AS-1 Kennel / KS-1 Komet . 107 самолетов постройки 1954–1958 гг. Служили в составе ВМФ СССР , Египта и Индонезии. Позднее советские переоборудовали с более новыми ракетами.
Читать еще:  Многоцелевой вертолёт MD-500 Defender (США)

  • Badger C (Ту-16К-10) — еще один вариант морской авиации, единицы этой версии несли одну противокорабельную ракетуAS-2 Kipper / K-10S . 216 построено в 1958–1963 гг. От других вариантов он отличался наличием в носовой части радара. Дальнейшая разработка Ту-16К-10-26 несла одну К-10С и две ракеты КСР-2 или КСР-5 AS-6 Kingfish (ракетный комплекс К-26). Некоторые были позже преобразованы в платформы ELINT.
  • Badger D (Ту-16РМ-1) — модель морской разведки с оборудованием ELINT; 23 переделаны из Ту-16К-10. Он сохранял радар в носовой части и мог наводить ракеты К-10С, выпущенные с других самолетов, по целям.
  • Badger E (Ту-16Р) — разведывательный вариант планера с оборудованием ELINT, в первую очередь предназначенный для морской разведки. Он мог наводить ракеты КС.
    • Ту-16РМ-2 — модифицированный Ту-16Р, служащий в авиации ВМФ. Он мог наводить ракеты КСР-2.
    • Ту-16КРМ — Стартовые платформы для дронов-мишеней (вариант Ту-16К-26).
  • Badger F (Ту-16РМ-2) — еще одна разведывательная версия на базе −16R / RM, но с добавлением внешнего оборудования ELINT .

  • Badger G (Ту-16К / Ту-16КСР) — служившие в морской авиации, это были модификации более ранних моделей. Они были спроектированы для размещения бомб во внутренних отсеках, а также для размещения ракет класса «воздух-поверхность» снаружи, таких как AS-5 Kelt и AS-6 Kingfish . Существовало множество вариантов, обозначенных как от переносных ракетных комплексов (К-11, К-16 и К-26), так и от ракет этих комплексов (КСР-11, КСР-2 и КСР-5). После дальнейших модификаций им также были присвоены суффиксы. Основные варианты:
    • Ту-16КСР-2 — несущий комплекс К-16 (две ракеты КСР-2). Используется с 1962 года. Подобные самолеты, переоборудованные из других вариантов, получили обозначение Ту-16К-16 .
    • Ту-16К-11-16 — несущий комплекс К-16 (ракеты КСР-2) или комплекс К-11 (две противорадиолокационные ракеты КСР-11). Используется с 1962 года. Аналогичные самолеты получили обозначение Ту-16КСР-2-11 . Более 440 Ту-16 могли нести комплекс К-16 или К-11.

    • Ту-16К-26 — несёт комплекс К-26 (две ракеты КСР-5), сохраняя возможности КСР-2 и 11 ракет. Используется с 1969 года. Подобные самолеты обозначались Ту-16КСР-2-5-11 или Ту-16КСР-2-5 (без возможности КСР-11). Более 240 Ту-16 могли нести комплекс К-26.
    • Ту-16К-26П — несущие ракеты К-26П (две противорадиолокационные ракеты КСР-5П, а также КСР-5, 2 или 11).
  • Badger H (Ту-16 Элка) — предназначен для противодействиярадиоэлектронной борьбе и поддержки радиоэлектронных средств .
  • Badger J (Ту-16П Букет) — еще один вариант радиоэлектронной борьбы, сконфигурированный как ударный эскорт ECM.
  • Badger K (Ту-16Е ) — считается версией конфигурации Badger F, обладающей улучшенными возможностями ELINT.
  • Badger L (Ту-16П) — еще одна версия Badger J с более современными системами и используемая в роли ELINT.
  • «Самолет-90» — турбовинтовой проект.
  • Ту-104 — вариант гражданского авиалайнера.

Последнее слово мастера

Во второй половине 1960-х годов Минобороны резко сократило количество разработок авиационной тематики, чтобы сосредоточить силы на ракетной технике. Чтобы остаться на плаву, КБ Бериева ищет применение своим знаниям в гражданской сфере. Начались работы по легкому пассажирскому самолету Бе-30 с коротким взлетом и посадкой, который мог заменить на местных линиях устаревший Ан-2. Самолет было одобрен в ЦАГИ и на совете Министерства гражданской авиации. Было построено несколько опытных Бе-30, самолеты демонстрировались на крупнейших выставках, на следующей модификации Бе-32 было установлено несколько всесоюзных рекордов. Но по политическим причинам самолет в серию не пошел, хотя получил максимально высокие оценки испытателей и простых летчиков.


Ближнемагистральный пассажирский самолет Бе-30

Бе-30 стал последним самолетом, созданным под руководством Георгия Бериева. В 1968 году по состоянию здоровья главный конструктор уходит из ОКБ. Он продолжает заниматься научной работой, является членом Научно-технических советов Государственного комитета СМ СССР по авиационной технике, Государственного комитета СМ СССР по судостроению и Научно-технического совета ВВС ВМФ СССР. В последние годы Бериев размышляет о перспективах развития гидроавиации, внимательно следит за судьбой самолетов своего ОКБ, борется за будущее Бе-30. В 1979 году после болезни в возрасте 76 лет авиаконструктор уходит из жизни.

Как отмечали близко знавшие Бериева люди, в жизни он был доброжелательным и открытым. По воспоминаниям дочери Бериева Майи Георгиевны, их семья всегда жила скромно.

Главным итогом жизни Георгия Михайловича является созданная им конструкторская школа гидросамолетостроения, ставшая ведущей в мире. Конструкторское бюро Бериева сегодня является Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом и с декабря 1989 г. носит имя выдающегося конструктора. Во многом благодаря Бериеву гидроавиация прочно заняла свою нишу и продолжает развиваться. После ухода конструктора таганрогским КБ созданы самый большой в мире реактивный самолет-амфибия А-40 «Альбатрос» и его младший брат Бе-200 «Альтаир», в пожарной модификации способный за один раз принять на борт до 12 тонн воды. Модернизируются самолеты-амфибии Бе-12, возрожден проект Бе-32, в стадии разработки находятся многоцелевые самолеты-амфибии Бе-11, Бе-114 и другие проекты.

События, связанные с этим

Михаил Бонч-Бруевич: от радиотелефона до «широковещания»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: