0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Противолодочный самолет Ил-38 (СССР)

Противолодочный самолет Ил-38 (СССР)

Ил-38 (по кодификации НАТО: May) — советский противолодочный самолёт, разработанный в ОКБ Ильюшина на основе пассажирского Ил-18В. Самолёт предназначен для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок, для морской разведки, поисково-спасательных операций, постановки минных заграждений.

Первый полёт выполнен 27 сентября 1961 года. Серийное производство машины осуществлялось на машиностроительном заводе № 30 «Знамя труда» (расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве) с 1967 года до середины 1970-х годов. Всего построено 65 машин.

Обзор самолёта и его лётно-технические характеристики

Ил-38 представляет собой цельнометаллический низкоплан нормальной аэродинамической схемы. Оперение самолёта Ил-38 – однокилевое. Шасси – трёхстоечное.

Также Ил-38 оборудован двумя отсеками для расположения средств обнаружения и уничтожения подводных лодок противника. Под кабиной пилотов расположен обтекатель антенны РЛС (радиолокационной станции) комплекса «Беркут-38». Кормовая часть самолёта, расположенная за хвостовым оперением, несколько удлинена за счёт расположения в ней обтекателя датчика магнитометра. Ил-38 имеет четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М. Также стоит отметить, что на Ил-38 впервые в СССР была установлена бортовая вычислительная машина («Пламя-264»).

Лётно-технические характеристики Ил-38:

  • Экипаж, чел. – 7
  • Длина, м – 40
  • Размах крыла, м – 37,4
  • Высота, м – 10,1
  • Площадь крыла, м² – 140
  • Средняя аэродинамическая хорда, м – 3
  • Колея шасси, м – 9
  • Масса пустого, кг – 34 700
  • Максимальная взлётная масса, кг – 68 000
  • Максимальная посадочная масса, кг – 52 200
  • Масса топлива во внутренних баках, кг – 26 650
  • Силовая установка – 4 × ТВД АИ-20М
  • Мощность двигателей – 4 × 4250 л. с. (4 × 3126 кВт (взлётная))
  • Воздушный винт – АВ-64 серии 04А
  • Диаметр винта, м – 4,5
  • Масса двигателя, кг – 1040
  • Лётные характеристики:
  • Максимальная скорость, км/ч – 650 на высоте 6000 м
  • Боевой радиус, км – 2200
  • Техническая дальность, км – 9500
  • Практический потолок, м – 8000 м (с полётной массой 66 000 кг)
  • Длина разбега, м – 1700
  • Длина пробега, м – 1070
  • Вооружение:
  • Боевая нагрузка:
  • Нормальная, кг – 5430
  • максимальная, кг – 8400
  • Бомбы: противолодочные:
  • свободнопадающие: ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50
  • корректируемые: ПЛ250-120 «Загон»
  • Торпеды: АТ-1, АТ-2, АТ-3 (УМГТ-1), АПР-1, АПР-2
  • Гидроакустические буи: РГБ-1, РГБ-2 и РГБ-3
  • Морские мины: АМД-2
Читать еще:  Вертолёт Agusta-Westland AW101 (Италия)

Ил-38 / Патрульный противолодочный самолет

  • Общие данные
  • Мониторинг
  • Дата изменения данных: 23.12.2015

Противолодочный самолет Ил-38

РАЗМЕРЫ.

  • Размах крыла 37,42 м;
  • длина самолета 40,075 м;
  • высота самолета 10,16 м;
  • площадь крыла 140 м2.

    ЧИСЛО МЕСТ.
    Экипаж 7 человек.

    ДВИГАТЕЛИ. На самолете Ил-38 устанавливаются четыре ТВД АИ-20М (4х3170 кВт/4х4250 л. с.).

    МАССЫ И НАГРУЗКИ :

  • максимальная взлетная 66 000 кг;
  • пустого 34 030 кг.

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.

  • Максимальная скорость на большой высоте 685 км/ч;
  • практическая дальность полета 8500 км;
  • длина разбега 1300 м;
  • длина пробега 850 м.

    ОБОРУДОВАНИЕ. Первый отечественный серийный самолет с бортовой ЦВМ. Оснащен пилотажно-навигационным комплексом (ПНК), в состав которого входит доплеровское и радионавигационное оборудование, а также автоматизированной поисково-прицельной системой (ППС) «Беркут», в состав которой входит БЦВМ «Пламя» (расположена в хвостовой части фюзеляжа над отсеком вооружения в негерметизированном контейнере с постоянной температурой и влажностью воздуха), магнитометр и обзорная РЛС, установленная под фюзеляжем и способная обнаруживать надводные корабли, а также ПЛ под перископами. Управление системой осуществляют два оператора, рабочие места которых оборудованы индикаторами на ЭЛТ (по уровню автоматизации Ил-38 превосходит аналогичный американский самолет Локхид Р-ЗС «Орион» с автоматизированной системой A-NEW, управление которой осуществляется пятью операторами).

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. По сравнению с исходным самолетом Ил-18Д центроплан смещен вперед на 3 м (из соображений центровки самолета при размещении в передней части фюзеляжа дополнительного БРЭО), длина гермокабины уменьшена, над центропланом расположен дополнительный топливный бак (емкость топливных баков увеличена до 29 000 л).

    ВООРУЖЕНИЕ. В двух фюзеляжных отсеках целевой нагрузки могут размещаться глубинные бомбы, противолодочные УР, торпеды, мины и РГБ (до трех типов).

    СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Находится на вооружении ВМС России и Индии. Серийный выпуск прекращен.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Работы по созданию противолодочного самолета, оснащенного ППС «Беркут» для атаки ПЛ (в том числе и с ядерными силовыми установками), начаты в 1960 г. на конкурсной основе в ОКБ им. А. Н. Туполева и им. С. В. Ильюшина. В 1962 г. начались летные испытания прототипа самолета Ил-38 (без ППС, поставка которой задерживалась промышленностью). Несколько позже началась отработка системы на летающей лаборатории Ил-18. В 1965 г. приступили к летным испытаниям самолета с полным комплектом БРЭО, в 1967 г. Ил-38 был принят на вооружение.
    Серийная постройка самолетов велась на авиазаводе «Знамя труда» (ныне МАПО им. Дементьева), выпущено более 60 Ил-38.
    Является первым в мире самолетом, оснащенным автоматизированной ППС (американский самолет ПЛО с аналогичным оборудованием Локхид Р-3С «Орион» создан в 1968 г. и принят на вооружение ВМС США в 1969 г.).
    В первой половине 1970-х годов велись работы над усовершенствованным вариантом самолета Ил-38, оснащенным новой ППС и системой дозаправки в полете (для отработки дозаправки был переоборудован один самолет Ил-38, проходивший летные испытания в 1973-1974 гг., в качестве самолета-заправщика также предполагалось использовать самолет Ил-38 с заправочным оборудованием, смонтированным в бомбовом отсеке, при дозаправке в полете максимальная полетная масса самолета могла достигать 68000 кг), однако по финансовым соображениям, а также из-за наличия самолета Ту-142М с усовершенствованным ППС работы были прекращены.
    Как сообщалось в сентябре 1999 года, Госкомпанией «Росвооружение» прорабатывался с Индией контракт по модернизации противолодочных самолетов Ил-38, Ту-142 и корабельного противолодочного вертолета Ка-28 индийских военно-морских сил. Контрактом, в частности, предусматривалось создание нового комплекса бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) «Морской змей» (разработчик холдинговая компания «Ленинец», г. Санкт-Петербург). Параллельно аналогичный комплекс БРЭО, но с более высокими характеристиками, планировалось создать и для российских Военно-воздушных Сил.
    В госкомпании «Росвооружение» и главном штабе ВВС считают, что такой подход в интересах обеих стран, так как позволяет существенно сократить расходы на разработку новых образцов авиационного радиоэлектронного оборудования.
    По данным на конец октября 2000 года, Индия готовится оснастить самолеты своей морской авиации российскими противокорабельными ракетами — ракетное оружие будет установлено на восьми дальних морских разведчиках Ту-142 и пяти противолодочных патрульных самолетах Ил-38, закупленных в СССР в 80-х годах. Сейчас эти самолеты имеют на вооружении только противолодочные торпеды.
    В настоящее время главный штаб индийских ВМС ожидает решения правительства о модернизации самолетов этого типа на российских предприятиях. Первый индийский Ил-38 может быть направлен с этой целью в Россию уже в конце2000 года. Начало модернизации морских разведчиков Ту-142 предварительно планируется на начало 2001 года. В результате переоснащения срок эксплуатации этих самолетов предполагается продлить на 15 лет.

    Читать еще:  Многоцелевой вертолёт Agusta A.109 Hirundo (Италия)

    РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. С. В. Ильюшина.

    Мониторинг:

    22.11.2016 ВМФ России до конца 2016 года получит шесть новых Су-30 и два Ил-38

    ТАСС: Главком ВМФ адмирал Владимир Королев напомнил, что в декабре планируется заложит…

    20.02.2016 ВМС Индии до конца этого года получат третий противолодочный самолет Ил-38SD, прошедший капремонт в России

    Интерфакс-АВН: Очередной, третий, противолодочный самолет Ил-38SD авиации ВМС Индии проходит ка…

    10.02.2016 На Камчатке начались интенсивные полеты модернизированных противолодочных самолетов Ил-38Н

    Министерство обороны РФ, пресс-релиз: В рамках зимней боевой учебы на авиабазе морской авиации Тихоокеанского флота (Т…

    13.01.2016 Юдин: ВМФ РФ до 2020 года получит 28 противолодочных самолетов Ил-38

    РИА «Новости»: Авиационный комплекс имени Ильюшина в ноябре 2016 года поставит Военно-морскому…

    22.12.2015 Противолодочный самолет Ил-38 после модернизации сможет вести радиоэлектронную разведку — Минобороны РФ

    Интерфакс-АВН: Испытания модернизированного противолодочного самолета Ил-38Н, способного вести…

    • все материалы (369)

    Авиапорт .Справочник

    • Предприятия
    • Аэропорты
    • Авиатехника
    • Авиатермины
    • Авиаиздания

    Всего записей: 7283
    Изменено за месяц: 3

    Достоинства и недостатки Ил-38

    Прежде чем начать общее описание достоинств и недостатков самолёта Ил-38, следует учесть, что он был разработан на основе пассажирского самолёта Ил-18. Таким образом, Ил-38 «позаимствовал» основные аэродинамические особенности своего «старшего брата», в том числе его положительные и отрицательные стороны.

    Аэродинамические характеристики Ил-38 весьма неплохи, что позволило ему стать очень даже мобильным противолодочным самолётом. Во многом это также было достигнуто за счёт небольшой массы самолёта, а также благодаря отказу от оборонительного вооружения. Высокая надёжность Ил-38 была обусловлена тем, что самолёт изначально планировался для северных акваторий, поэтому и испытывался он в самых различных климатических условиях.

    Однако для первых самолётов Ил-38 существовал главный недостаток, который по сути сводил на нет их противолодочное назначение – аппаратура отличалась своим несовершенством. Так, самолёт мог пролетать лишь 1,5 часа, прежде чем поисково-прицельный комплекс выходил из строя. Воевать такой самолёт не мог.

    Всё решила модернизация Ил-38 в конце 80-х – начале 90-х годов. Однако ввиду того, что самолёт к этому времени морально устарел, его нельзя назвать удачной машиной. В конечном итоге, Ил-38 так и не смог решить всех потребностей флота в мощном противолодочном самолёте.

    Тактико-технические характеристики [ править ]

    Источник данных: Артемьев, 2002.

    Читать еще:  Многоцелевой вертолёт SA.365 Dauphin 2 (Франция)

    Технические характеристики

    • Экипаж: 7
    • Длина: 40,075
    • Размах крыла: 37,4
    • Высота: 10,12 м
    • Площадь крыла: 140 м²
    • Средняя аэродинамическая хорда: 3,0 м
    • Колея шасси: 9,0 м
    • Масса пустого: 34 700 кг
    • Максимальная взлётная масса: 68 000 кг
    • Максимальная посадочная масса: 52 200 кг
    • Масса топлива во внутренних баках: 26 650 кг
    • Силовая установка: 4 × ТВДАИ-20М
    • Мощность двигателей: 4 × 4250 л. с. (4 × 3126 кВт (взлётная))
    • Воздушный винт: АВ-64 серии 04А
    • Диаметр винта: 4,5 м
    • Масса двигателя: 1040 кг
    • Максимальная скорость: 650 км/ч на 6000 м
    • Боевой радиус: 2200 км
    • Техническая дальность: 9500 км
    • Практический потолок: 8000 м (с полётной массой 66 000 кг)
    • Длина разбега: 1700 м
    • Длина пробега: 1070 м
    • Боевая нагрузка:
      • нормальная: 5430 кг
      • максимальная: 8400 кг
    • Бомбы: противолодочные:
      • свободнопадающие: ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50
      • корректируемые: ПЛ250-120 «Загон»
    • Торпеды:АТ-1, АТ-2, АТ-3 (УМГТ-1), АПР-1, АПР-2
    • Гидроакустические буи:РГБ-1, РГБ-2 и РГБ-3
    • морские мины:АМД-2
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector