General Dynamics F-111 ->
Содержание
General Dynamics F-111
Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Дженерал Дайнэмикс Ф-111 (англ. General Dynamics F-111 ) — американский двухместный тактический бомбардировщик дальнего радиуса действия, самолёт тактической поддержки, первый серийный самолёт, на котором впервые были внедрены крыло изменяемой стреловидности, турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажными камерами, РЛС следования рельефу местности [4] .
27 июля 1996 года на церемонии, посвящённой выводу этих самолётов из боевого состава ВВС США, было узаконено неофициальное наименование F-111 — Aardvark (Трубкозуб).
Самолёты, стоявшие на вооружении Австралийских королевских ВВС (RAAF), имели неофициальное прозвище Pig (Свинья).
В конце 1960-х годов ВВС США пытались заменить устаревшие самолеты радиоэлектронной борьбы EB-66 и EB-57 . Военно-воздушные силы изучали использование военно — морских сил EA-6B Prowler в течение 1967–1968 годов. Тем не менее, ВВС хотели создать самолет радиопроникновения со сверхзвуковой скоростью и в 1972 году решили модифицировать F-111A в самолет радиоэлектронной борьбы в качестве экономичного варианта.
В январе 1974 года ВВС заключили контракты на исследования в области радиоэлектронной борьбы с компаниями Grumman и General Dynamics . Грумман был выбран в качестве генерального подрядчика EF-111 в декабре 1974 года, затем был заключен контракт на модификацию двух F-111A в прототипы EF-111 в январе 1975 года. Первая полностью оборудованная модель, известная тогда как «Electric Fox», совершила полет. 10 марта 1977 года. Всего было переоборудовано 42 планера общей стоимостью 1,5 миллиарда долларов США. Первые EF-111 были отправлены в ноябре 1981 года в 388-ю тактическую электронную эскадрилью на авиабазе Mountain Home, штат Айдахо. Последний был доставлен в 1985 году.
Raven сохранил навигационные системы F-111A с обновленным радаром AN / APQ-160 в основном для наземного картографирования. Однако главной особенностью Raven была система постановки помех AN / ALQ-99 E, разработанная на базе ALQ-99 ВМС на Prowler. Самолет также использовал систему приема контрмер (CRS) ALR-62 в качестве системы радиолокационного самонаведения и предупреждения (RHAW), ту же систему, что и все модели истребителей / бомбардировщиков F-111 в США и Австралии. Основная электроника ALQ-99E была установлена в оружейном отсеке, а передатчики были установлены в подфюзеляжном обтекателе «каноэ» длиной 16 футов (4,9 м) ; вся установка весила около 6 000 фунтов (2 700 кг). Ресиверы устанавливались в гондоле на конце плавника, или «футболе», аналогичном таковому у EA-6B. Для поддержки этого оборудования потребовалось провести масштабную модернизацию электрических систем и систем охлаждения самолета. Кабина также была перестроена: все пилотажные и навигационные дисплеи были перемещены в сторону пилота, а органы управления полетом, за исключением дроссельных заслонок, были удалены с другого сиденья, где были установлены приборы и органы управления офицера радиоэлектронной борьбы.
EF-111 был безоружен. Его скорость и ускорение были его основными средствами самообороны. Он не мог запускать противорадиационные ракеты в роли подавления противовоздушной обороны противника (SEAD), что было тактическим ограничением. В 1986 году двигатели Raven были модернизированы до более мощного TF30-P-9 модели D с 12000 фунт-сила (53 кН) сухим способом и 19 600 фунт-сил (87 кН) на форсажной тяге. С 1987 по 1994 год «Spark» «Варк» прошел Программу модернизации авионики (AMP), аналогичную программе Pacer Strike для F-модели. Это добавило двойной кольцевой лазерный гироскоп AN / ASN-41 INS, доплеровский радар AN / APN-218 и обновленный радар отслеживания местности AN / APQ-146. Дисплеи кабины экипажа были обновлены многофункциональными дисплеями.
Производство [ править | править код ]
Всего было построено 160 машин модификации F-111A (стратегический бомбардировщик) [7] . Ранние выпуски этой модификации оснащались двигателями TF30-P-1, хотя большая часть — уже двигателями TF30-P-3 с тягой 53 кН (82 кН на форсаже) с регулируемыми воздухозаборниками системы «Triple Plow I», которые обеспечивали максимальную скорость до 2,3 М (2300 км/ч) на высоте. Максимальный взлётный вес 42 000 кг при весе пустого 20 500 кг .
Модификация F-111B создавалась в ответ на требования флота для защиты АУГ от советских авиационных ПКР (fleet air defense-FAD), что предполагало оснащение тяжёлыми ракетами. К разработке привлекалась фирма Grumman, имеющая «специализацию» в области палубных самолётов. Однако разработка затянулась (в том числе в силу вновь возникших у заказчика требований по обеспечению возможностей ближнего боя, так называемой «собачьей свалки» — dogfighting), и в итоге наработки по крылу изменяемой стреловидности, размещению ракет AIM-54 Phoenix и предназначенного для них радара AWG-9 были использованы на Grumman F-14 Tomcat, который превосходил F-111 по манёвренности. Всего построено 7 машин.
F-111C создана в 1973 для австралийских ВВС с применением наработок по F-111B (в частности, более длинных крыльев). Произведено 24 машины, ещё 4 самолёта F-111A, послуживших в ВВС США, были приобретены позднее и конвертированы в F-111C. В 1979—1980 годах четыре самолёта были конвертированы в разведывательный вариант RF-111C. Последние самолёты были выведены из состава ВВС Австралии в 2010 году, непрерывно модернизируясь на протяжении всего срока службы.
F-111D — модернизация F-111A авионикой Mark II (ранний вариант «стеклянной кабины»), более мощными двигателями TF30-P-3 с тягой 53 кН (82 кН на форсаже) с улучшенной геометрией воздухозаборников («Triple Plow II» — предотвращали помпаж из-за попадания пограничного слоя). В 1970—1973 годах поставлено 96 F-111D. Авионика Rockwell Autonetics включала микропроцессоры обработки данных цифровой ИНС, импульсной РЛС AN/APQ-130 с функциями доплеровского обострения луча и селекции движущихся целей, радара системы следования рельефу Sperry AN/APQ-128, и включала радар непрерывного излучения для подсветки целей ракетам с ПАРГСН, а также многофункциональные дисплеи. Выведены на базы хранения в 1991—1992 годах.
FB-111 — стратегический всепогодный бомбардировщик, созданный на базе истребителя-бомбардировщика F-111 для Стратегического Авиационного командования (Strategic Air Command) США. Имел более длинный фюзеляж, чем у F-111 (для увеличения запаса топлива), бо́льшую боевую нагрузку (для чего применены удлинённые крылья от версии F-111B). FB-111 оборудован двигателем Pratt & Whitney TF30-P-7 с тягой 56/90 кН, цифровой прицельно-навигационной системой Mark IIB (плюс РЛС управлением вооружения AN/APQ-144) и воздухозаборниками с изменяемой геометрией Triple Plow II. Основное вооружение: ракета AGM-69A с ядерной боеголовкой W6 мощностью 300 кТ (две ракеты в бомбоотсеке и по две под каждым крылом), либо свободнопадающие бомбы — до 11226 кг конвенциональных или 6 ядерных B43, или одна B-77. В течение 1969—1971 годов поставлено 77 самолётов. После принятия на вооружение Rockwell B-1B в 1989—1990 годах самолёты FB-111 стали выводится из состава SAC и переоборудоваться в тактические ударные самолёты под обозначением F-111G (снимали AGM-69A, устанавливали новые радиопередатчики Have Quick и модернизированные комплексы РЭБ). В 1993 году Австралия объявила о закупке 15 штук F-111G. После завершения поставки самолёты были доведены до уровня F-111C. На австралийских самолётах установлены двигатели TF30-P-107, контейнеры с лазерным дальномером системы Pave Tack и бортовой компьютер AYK-18.
F-111E, упрощённый вариант F-111D: с новыми воздухозаборниками, но старыми двигателями и авионикой. Эти самолёты были заказаны в связи с задержкой в разработке F-111D и поступили на вооружение 20-го тактического истребительного авиакрыла, расквартированного в Аппер-Хейфорд, Великобритания. Переоснащение ими этой части завершилось летом 1971 года, и ей ставилась задача в случае боевых действий в Европе перехватывать воздушные цели в глубине территории противника. Вторым подразделением, на вооружение которого поступили новые машины, стало 48-е тактическое истребительное авиакрыло, в боевую задачу которого входил перехват целей над Адриатикой. Самолёты, стоявшие на вооружении 48-го ТИК, были способны нести ядерное оружие во внутренних контейнерах, наряду с широким набором обычного вооружения, располагавшегося на внешних подвесках. Эти самолёты составляли основу тактических ядерных ударных сил НАТО на Европейском ТВД. Часть прошла модернизацию авионики по программе Avionics Modernization Program. В 1990-91 годах применялись во время войны в Заливе. Часть F-111E в начале 1990-х годов получила двигатели TF30-P-109. Построено 94 машины.
F-111F — последний вариант для Tactical Air Command (TAC) с новой, менее дорогой авионикой Mark IIB (установлен AN/APQ-144 — упрощённая версия радара AN/APQ-130, — без функций, необходимых стратегическому самолёту), более мощными двигателями TF30-P-100 (112 кН тяги на форсаже) и усиленным шасси. Применены воздухозаборники «Triple Plow II». В начале 1980-х годов F-111F стали оснащаться станцией целеуказания AVQ-26 Pave Tack [en] . В 1970—1976 годах произведено 106 единиц. Последние самолёты серии списаны в 1996 году, будучи заменены на McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle.
F-111K — вариант, разрабатывавшийся в 1965—1968 годах для ВВС Великобритании (предварительный заказ на 50 машин), однако отменённый к производству из-за девальвации фунта стерлингов. Позднее 2 образца были завершены и использовались ВВС США, как летающие лаборатории под обозначением YF-111A.
F-111A/G. Из-за задержки с разработкой нового стратегического самолёта по программе Advanced Manned Strategic Aircraft и опасений устаревания B-52 в 1966 году на замену Convair B-58 Hustler был подписан контракт на 263 FB-111A (однако ограничились серией из 76 самолётов в 1969 году, поставка завершена на июне 1971 года. При отказе Великобритании от F-111K в 1968 году остались невостребованными компоненты для 48 F-111K, применённые в производстве FB-111A (удлинённые крылья и на 63 см носовой обтекатель, увеличенный на 2214 л объём топливных баков, двигатель TF30-P-7 и усиленное шасси, — под максимальный взлётный вес в 54 105 кг) — они и получили обозначение F-111G. Авионика «Mark IIB» (как на F-111D — включая ИНС, цифровую электронику, МФД и РЛС. Вооружение теперь включало ракеты AGM-69 SRAM (2 в отсеке и 4 на пилонах) и его общая масса теперь достигала 16 100 кг.
Также 42 F-111A были конвертированы в 1972—1985 годах в самолёт радиоэлектронной борьбы EF-111A.
Всего за время производства выпущено 563 самолёта.
Варианты
Из переоборудованных самолетов три были уничтожены в результате авиакатастроф, четыре выставлены на обозрение, а остальные 35 списаны.
- 66-0016 на дисплее в базе Cannon Air Force , Нью — Мексико . Это был первый EF-111, выполнивший боевую задачу, и неофициально он был убит Mirage F1.
- 66-0047 в настоящее время восстанавливается в муниципальном аэропорту Силвер-Спрингс в Силвер-Спрингс, штат Невада.
- 66-0049 был первым прототипом EF-111 и демонстрируется на базе ВВС в Маунтин-Хоум , штат Айдахо .
- 66-0057 на выставке в Национальном музее ВВС США в на базе ВВС Райт-Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо .
Работы по разработке F-111 начались в 1962 году, когда корпорация General Dynamics в содружестве с ещё одной авиационной компанией Grumman Aircraft были выбраны в качестве разработчиков тактического истребителя с изменяемой геометрией крыла. Первоначальный контракт предусматривал производство 23 самолётов, включая 18 штук F-111A, предназначенных для ВВС США, и пяти F-111B для ВМС США (в процессе работы над проектом ВМС отменили свой заказ). Первый прототип был снабжён двумя двигателями Pratt & Whitney TF30-P-1 и совершил свой первый полёт 21 декабря 1964 года, а уже во время второго полёта 6 января 1965 года крылья были сложены и разведены на полном диапазоне углов от 16 до 72,5 градуса.
Задействованные структуры [ править | править код ]
В разработке и производстве F-111 были задействованы следующие структуры: [5] [6]
В конце 1960-х годов ВВС США пытались заменить устаревшие самолеты радиоэлектронной борьбы EB-66 и EB-57 . Военно-воздушные силы изучали использование военно — морских сил EA-6B Prowler в течение 1967–1968 годов. Тем не менее, ВВС хотели создать самолет радиопроникновения со сверхзвуковой скоростью и в 1972 году решили модифицировать F-111A в самолет радиоэлектронной борьбы в качестве экономичного варианта.
В январе 1974 года ВВС заключили контракты на исследования в области радиоэлектронной борьбы с компаниями Grumman и General Dynamics . Грумман был выбран в качестве генерального подрядчика EF-111 в декабре 1974 года, затем был заключен контракт на модификацию двух F-111A в прототипы EF-111 в январе 1975 года. Первая полностью оборудованная модель, известная тогда как «Electric Fox», совершила полет. 10 марта 1977 года. Всего было переоборудовано 42 планера общей стоимостью 1,5 миллиарда долларов США. Первые EF-111 были отправлены в ноябре 1981 года в 388-ю тактическую электронную эскадрилью на авиабазе Mountain Home, штат Айдахо. Последний был доставлен в 1985 году.
Raven сохранил навигационные системы F-111A с обновленным радаром AN / APQ-160 в основном для наземного картографирования. Однако главной особенностью Raven была система постановки помех AN / ALQ-99 E, разработанная на базе ALQ-99 ВМС на Prowler. Самолет также использовал систему приема контрмер (CRS) ALR-62 в качестве системы радиолокационного самонаведения и предупреждения (RHAW), ту же систему, что и все модели истребителей / бомбардировщиков F-111 в США и Австралии. Основная электроника ALQ-99E была установлена в оружейном отсеке, а передатчики были установлены в подфюзеляжном обтекателе «каноэ» длиной 16 футов (4,9 м) ; вся установка весила около 6 000 фунтов (2 700 кг). Ресиверы устанавливались в гондоле на конце плавника, или «футболе», аналогичном таковому у EA-6B. Для поддержки этого оборудования потребовалось провести масштабную модернизацию электрических систем и систем охлаждения самолета. Кабина также была перестроена: все пилотажные и навигационные дисплеи были перемещены в сторону пилота, а органы управления полетом, за исключением дроссельных заслонок, были удалены с другого сиденья, где были установлены приборы и органы управления офицера радиоэлектронной борьбы.
EF-111 был безоружен. Его скорость и ускорение были его основными средствами самообороны. Он не мог запускать противорадиационные ракеты в роли подавления противовоздушной обороны противника (SEAD), что было тактическим ограничением. В 1986 году двигатели Raven были модернизированы до более мощного TF30-P-9 модели D с 12000 фунт-сила (53 кН) сухим способом и 19 600 фунт-сил (87 кН) на форсажной тяге. С 1987 по 1994 год «Spark» «Варк» прошел Программу модернизации авионики (AMP), аналогичную программе Pacer Strike для F-модели. Это добавило двойной кольцевой лазерный гироскоп AN / ASN-41 INS, доплеровский радар AN / APN-218 и обновленный радар отслеживания местности AN / APQ-146. Дисплеи кабины экипажа были обновлены многофункциональными дисплеями.
Работы по разработке F-111 начались в 1962 году, когда корпорация General Dynamics в содружестве с ещё одной авиационной компанией Grumman Aircraft были выбраны в качестве разработчиков тактического истребителя с изменяемой геометрией крыла. Первоначальный контракт предусматривал производство 23 самолётов, включая 18 штук F-111A, предназначенных для ВВС США, и пяти F-111B для ВМС США (в процессе работы над проектом ВМС отменили свой заказ). Первый прототип был снабжён двумя двигателями Pratt & Whitney TF30-P-1 и совершил свой первый полёт 21 декабря 1964 года, а уже во время второго полёта 6 января 1965 года крылья были сложены и разведены на полном диапазоне углов от 16 до 72,5 градуса.
Задействованные структуры [ править | править код ]
В разработке и производстве F-111 были задействованы следующие структуры: [5] [6]
В конце 1960-х годов ВВС США пытались заменить устаревшие самолеты радиоэлектронной борьбы EB-66 и EB-57 . Военно-воздушные силы изучали использование военно — морских сил EA-6B Prowler в течение 1967–1968 годов. Тем не менее, ВВС хотели создать самолет радиопроникновения со сверхзвуковой скоростью и в 1972 году решили модифицировать F-111A в самолет радиоэлектронной борьбы в качестве экономичного варианта.
В январе 1974 года ВВС заключили контракты на исследования в области радиоэлектронной борьбы с компаниями Grumman и General Dynamics . Грумман был выбран в качестве генерального подрядчика EF-111 в декабре 1974 года, затем был заключен контракт на модификацию двух F-111A в прототипы EF-111 в январе 1975 года. Первая полностью оборудованная модель, известная тогда как «Electric Fox», совершила полет. 10 марта 1977 года. Всего было переоборудовано 42 планера общей стоимостью 1,5 миллиарда долларов США. Первые EF-111 были отправлены в ноябре 1981 года в 388-ю тактическую электронную эскадрилью на авиабазе Mountain Home, штат Айдахо. Последний был доставлен в 1985 году.
Raven сохранил навигационные системы F-111A с обновленным радаром AN / APQ-160 в основном для наземного картографирования. Однако главной особенностью Raven была система постановки помех AN / ALQ-99 E, разработанная на базе ALQ-99 ВМС на Prowler. Самолет также использовал систему приема контрмер (CRS) ALR-62 в качестве системы радиолокационного самонаведения и предупреждения (RHAW), ту же систему, что и все модели истребителей / бомбардировщиков F-111 в США и Австралии. Основная электроника ALQ-99E была установлена в оружейном отсеке, а передатчики были установлены в подфюзеляжном обтекателе «каноэ» длиной 16 футов (4,9 м) ; вся установка весила около 6 000 фунтов (2 700 кг). Ресиверы устанавливались в гондоле на конце плавника, или «футболе», аналогичном таковому у EA-6B. Для поддержки этого оборудования потребовалось провести масштабную модернизацию электрических систем и систем охлаждения самолета. Кабина также была перестроена: все пилотажные и навигационные дисплеи были перемещены в сторону пилота, а органы управления полетом, за исключением дроссельных заслонок, были удалены с другого сиденья, где были установлены приборы и органы управления офицера радиоэлектронной борьбы.
EF-111 был безоружен. Его скорость и ускорение были его основными средствами самообороны. Он не мог запускать противорадиационные ракеты в роли подавления противовоздушной обороны противника (SEAD), что было тактическим ограничением. В 1986 году двигатели Raven были модернизированы до более мощного TF30-P-9 модели D с 12000 фунт-сила (53 кН) сухим способом и 19 600 фунт-сил (87 кН) на форсажной тяге. С 1987 по 1994 год «Spark» «Варк» прошел Программу модернизации авионики (AMP), аналогичную программе Pacer Strike для F-модели. Это добавило двойной кольцевой лазерный гироскоп AN / ASN-41 INS, доплеровский радар AN / APN-218 и обновленный радар отслеживания местности AN / APQ-146. Дисплеи кабины экипажа были обновлены многофункциональными дисплеями.
Боевое применение [ править | править код ]
Первые экземпляры поступили на вооружение 4480-й тактической истребительной эскадрильи, расквартированной на авиабазе Неллис в штате Невада в октябре 1967 года. Уже 17 марта следующего года 6 самолётов из этого подразделения были переведены на авиабазу Тахли в Таиланде для проведения испытаний в боевых условиях во Вьетнаме. Впервые они приняли участие в боевой операции 25 марта. Боевой дебют оказался неудачным. За месяц участия в боевых действиях, совершив всего 55 боевых вылетов, была сбита половина F-111 (три из шести), после чего испытания были прекращены. В дальнейшем эти самолёты принимали широкое участие в боевых действиях во Вьетнаме. За 1968—1973 гг. они совершили до 3 тысяч самолёто-вылетов. В сентябре 1972 года F-111A из состава 429-й и 430-й тактических истребительных эскадрилий, базировавшихся в Тахли, были использованы для атак целей в районе Ханоя. Потери были ощутимыми, всего за время войны было сбито и разбилось не менее 11 F-111 (не считая списанных от повреждений).
В апреле 1986 года в налёте на резиденцию Каддафи в Триполи принимали участие 15 F-111F и 3 самолёта РЭБ EF-111A, базировавшихся в Англии. Маршрут протяжённостью около 5200 км проходил западнее Испании и Португалии и над Гибралтарским проливом. Самолёты преодолели его за 6,5 ч, два раза заправляясь над Атлантическим океаном и один — перед переходом на малую высоту полёта для преодоления системы ПВО Ливии. После нанесения ударов самолёты возвратились в Англию, следуя прежним маршрутом. Огнём ливийских ЗСУ-23-4 «Шилка» один F-111F был сбит и один F-111F подбит, который произвёл вынужденную посадку на американской военно-морской базе Рота (Испания). [8]
F-111 широко применялся в январе-феврале 1991 года во время операции «Буря в пустыне» для нанесения ударов по иракским стратегическим и тактическим целям. За время проведения операции F-111F сбросили 5500 бомб (при этом доля управляемых бомб, включая GBU-15 [en] и GBU-28, составила более 85 процентов). Ими было уничтожено более 1500 единиц иракской бронетехники [9] .
Потери в ходе подготовки и в ходе операции:
11 октября 1990 года возле Таифа во время учебного бомбометания разбился F-111F (с/н 74-0183/LN). Оба пилота погибли.
17 января 1991 года F-111F (с/н 70-2384/LN) врезался в самолёт-заправщик, после посадки отремонтирован не был.
17 января 1991 года F-111F повреждён вражеским огнём над иракским аэродромом.
17 января 1991 года F-111F повреждён вражеским огнём над иракским аэродромом.
14 февраля 1991 года F-111F (с/н 66-0023/UH) был, по некоторым версиям, перехвачен иракским истребителем на саудовской границе. При неясных обстоятельствах американский самолёт разбился. Оба пилота погибли. [10]
Известен случай уничтожения бомбардировщиками F-111 двух иракских перехватчиков МиГ-25 на аэродроме [11] .