3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

От такого не скрыться: Россия нашла способ приглядывать за НАТО

«От такого не скрыться»: Россия нашла способ приглядывать за НАТО

Современный, высокотехнологичный, «дальнобойный» — как сообщил на днях источник РИА Новости, первые самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДЛРО) А-100 «Премьер» встанут в строй уже к 2024 году

Ожидается, что самолеты А-100 «Премьер» резко повысят возможности боевой авиации и позволят надежно контролировать воздушное пространство на всех стратегических направлениях. Об их особенностях и перспективах — в материале РИА Новости.

Летающий разведчик

Впервые о новом самолете ДЛРО, разработку которого начали на исходе нулевых, заговорили в 2011-м. Главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин заявил тогда, что машину доведут до ума за пять лет, однако из-за сложности проекта сроки пришлось сдвинуть: прототип поднялся в воздух только в конце 2017-го, а задержка с серийным производством вызвана тем, что в А-100 планируется реализовать самые современные ноу-хау отечественной оборонки.

«Премьер» — это развитие стоящих на вооружении А-50 и А-50У, — рассказывает РИА Новости главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — Самолет А-100 оборудован локатором кругового обзора, в разных режимах обнаруживающим воздушные, некоторые надводные и наземные цели, наводя на них боевую авиацию, морские и сухопутные ударные системы. По сути, это мультиспектральный летающий разведчик, способный контролировать воздушную обстановку в радиусе нескольких сотен километров».

Радиолокационная станция «Премьера» на базе антенны с активной фазированной решеткой позволяет одновременно сопровождать до 300 целей на расстоянии до 650 километров, превосходя тем самым возможности аналогичного американского разведчика Boeing E-3 Sentry. Новейшая бортовая радиоэлектронная аппаратура А-100 автоматически обрабатывает информацию и выдает целеуказание, готовит полетное задание для самолетов боевой авиации.

«Премьер» построен на базе глубоко модернизированного военного транспортника Ил-76МД-90А. Среди характеристик — большая грузоподъемность, полностью цифровая система управления, а также «стеклянная кабина» — электронная панель приборов в кабине пилота. На борту размещено около 20 тонн радиоэлектронного оборудования, самолет способен в течение шести часов действовать на удалении более тысячи километров от базы.

Нужны десятки

А-100 — не только разведчик, но и мобильный командный пункт, обеспечивающий устойчивую связь с группировками войск и получающий информацию одновременно со своего радара и от космических спутников. Он в состоянии в одиночку вести эффективную радиоэлектронную борьбу.

«Этот самолет — часть интегрированной автоматизированной системы управления ВКС, — отмечает Мураховский. — Он вовремя появился — А-50 уже не в полной мере удовлетворяют потребности Воздушно-космических сил и наших иностранных заказчиков. Даже Индия свой построенный на базе А-50 разведчик оснащает радиоэлектронными средствами и локаторами израильского производства. Уверен, когда появится А-100, он будет востребован за рубежом».

По словам эксперта, российским ВКС нужна не одна, а десятки подобных машин — по нескольку на каждую армию ВВС и ПВО. Кроме того, для усиления некоторых направлений требуются самолеты центрального подчинения. Мураховский подчеркнул, что быстро построить столько комплексов очень сложно. Для этого необходима мощная кооперация сотен оборонных предприятий по всей стране. Впрочем, других вариантов у ОПК просто нет — с устаревающими А-50 боевая авиация России рискует просто «ослепнуть».

Читать еще:  Ударный вертолёт PAH-2 Tiger (Европа)

Сейчас в составе ВКС — четырнадцать А-50, находящихся в строю, восемь — на хранении и пять усовершенствованных А-50У. Все они причислены к 144-му авиационному полку ДРЛО.

Проверка войной

Машина самой первой модификации поступила на вооружение еще в 1985-м. Тогда это был передовой самолет ДРЛО: на борту — трехкоординатная РЛС с пассивным режимом пеленгации, аппаратура съема и отображения полученной информации, цифровой вычислительный комплекс для наведения истребителей на воздушные цели и многое другое.

Испытания модернизированной версии А-50У завершились в конце 2009-го. Разработчики усовершенствовали средства управления и связи, осовременили рабочие места членов тактического экипажа. Теперь вся информация отображается перед ними на жидкокристаллических дисплеях. Немаловажным новшеством стал бортовой буфет с оборудованием для разогрева пищи.

С самого начала эксплуатации А-50 участвовали в масштабных учениях и вооруженных конфликтах. Во время операции «Буря в пустыне» эти разведчики нарезали круги над Черным морем, отслеживая воздушную обстановку в Турции. В годы чеченских кампаний А-50 мониторили небо над Северным Кавказом, чтобы не допустить поставок оружия боевикам из-за рубежа. Сейчас А-50 и их «младшие братья» А-50У используются авиагруппой ВКС в Сирии.

Засидевшись на старте

Принято считать, что в послевоенный период между вооружениями СССР и США существовал примерный паритет в части качества вооружений. А в конце 80-х годов начался развал и армии, и ОПК, что привело к отставанию России. И в новом веке приходится догонять ушедших вперед американцев.

В общем и целом это так. Однако существуют и исключения, в частности по самолетам ДРЛОиУ, с которыми у нас было плохо всегда. Более того, у нас это направление долго просто не принималось во внимание.

Во время Второй мировой войны англичане оснастили несколько средних бомбардировщиков Vickers Wellington радиолокационной аппаратурой с вращающейся антенной. Они стали большим подспорьем для сети наземных РЛС Chain Home в отражении налетов на Лондон немецких бомбардировщиков. Однако это были не серийные машины.

“Тормозит готовность самолета мина, заложенная в самом начале разработки. Когда не было и в помине никаких санкций, а конструкторы военной техники лихо закладывали в свои проекты иностранные комплектующие”

Первыми в серию запустили свои АВАКСы американцы – в 1945 году началось производство на базе одномоторного торпедоносца Grumman TBM-3W Avenger «летающего радара». РЛС, работавшая в двух диапазонах – сантиметровом и дециметровом с пиковой мощностью один мегаватт, обнаруживала самолеты на расстоянии 120 километров, крупные корабли – 350 километров.

После этого Штаты начали последовательно наращивать возможности своих летающих радаров, выпуская все новые и новые самолеты. И к 1965 году в ВВС и ВМС США летали или же уже были сняты с вооружения еще восемь АВАКСов и один вертолет ДРЛО.

Мы специально зафиксировали на оси времен именно 1965 год, потому что именно тогда появился первый советский ДРЛОиУ – Ту-126. То есть отставание от Штатов составило 20 лет. Почему так получилось? В значительной степени потому, что стратегия авиации выстраивалась на основании оборонительной военной доктрины. Советский Союз не воевал «вдали от дома». Действиями истребительной авиации руководили стационарные радиолокационные станции, расположенные на территории страны. Этого было достаточно. В реальных боевых операциях, нечастых, принимала участие авиация ПВО, пресекающая нарушение воздушных границ. И прежде всего истребители-перехватчики.

США же, «взвалившие на себя обузу» наводить порядки по праву мирового жандарма, в АВАКСах остро нуждались, поскольку посылая авиацию в другую страну, рассчитывать на информационную поддержку с земли не приходится.

Читать еще:  Многоцелевой вертолёт MD-500 Defender (США)

Правда, было одно исключение из требований советской оборонительной концепции. Война в Корее, в которой советская истребительная авиация принимала самое активное участие. И там самолет ДРЛОиУ был бы весьма кстати.

Решение о создании собственного летающего радара было принято в 1958 году в определенной степени благодаря всестороннему анализу корейской кампании. Но был и другой мотив – повысить возможности по обнаружению на северном направлении прорыва американских стратегических бомбардировщиков. Через четыре года Ту-126 совершил первый полет, а в 1965-м был принят на вооружение Войск ПВО. Всего было построено восемь дорогостоящих Ту-126, которые прослужили больше 20 лет.

Летающие штабы

Сейчас ВКС используют два типа самолетов ДРЛО. Около двух десятков А-50 были унаследованы от СССР. За последние годы шесть из них прошли модернизацию до уровня А-50У. Они получили усовершенствованный радар и оборудование командного центра.

По сравнению с самолетами семейства А-50 задачи «Премьера» значительно расширены. Это заметно и по его официальному названию. В военном ведомстве его обозначают термином «многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения» (МАК РЛДН).

По данным военных, при помощи своего радара «Премьер» будет способен обнаруживать не только воздушные, но и морские, и наземные цели. Находящиеся на его борту офицеры и специалисты смогут наводить на противника авиацию ВКС и ВМФ и высокоточные средства поражения.

Аппаратура связи, установленная на борту, позволяет интегрировать самолет в современные автоматизированные системы управления. Он может в реальном времени передавать информацию о воздушной обстановке в наземные штабы и системы ПВО.

В последние годы российские ВКС получили практический опыт использования самолетов ДРЛО в боевой обстановке. После атак стран западной коалиции на сирийскую авиабазу Шайрат в 2017 году на российской базе Хмеймим постоянно дежурят один или два А-50. Их применяют для отслеживания воздушной обстановки над Сирией.

АВАКСы в мировом масштабе

В настоящее время помимо России и США еще 21 страна обладает самолетами такого класса. Всего во всем мире насчитывается более 230 самолетов ДРЛО и У. У Соединенных Штатов их 33.

В начале 90-х годов прошлого века на рынок буквально ворвались самые совершенные на тот момент израильские и шведские системы, оснащенные радарами с АФАР. Phalcon – разработка компании Elta Systems (подразделение израильского концерна IAI). Erieye – разработка шведской компании Ericsson (сейчас в составе Saab AB).

Российско-израильский проект по продвижению на китайский рынок самолета А-50АИ с РЛС EL/M-2075 комплекса Phalcon в конце 90-х потерпел неудачу. Израиль блокировал сделку под давлением США. Однако Индия приобрела три А-50EI, поставки завершились в 2011 году.

Отельная тема – легкие самолеты ДРЛО. Phalcon в этом направлении развилась в Eitam — израильская РЛС, установленная (антенны по бортам фюзеляжа) на американском бизнес-самолете Gulfstream G550.

Шведские конкуренты создали легкий самолет R.99 (ЕМВ-145AEW) — комплекс Erieye, установленный на бразильском региональном самолете Embraer EMB-145.

Американцы «легкий» проект Е-737 был создан на базе широко распространенного пассажирского самолета Boeing 737 (разработка – Boeing и Northrop Grumman)

Китайцы создали комплекс KJ-2000 – клон советского Ил-76МД и и радар с АФАР собственной разработки. Параллельно разрабатывался более легкий ZDK-03 на базе транспортника Shaanxi Y-8 — клона советского транспортника Ан-12.

Читать еще:  Лёгкий транспортный самолёт CASA C-295 (Испания)

Российские ВВС всегда отставали от Запада

Blogos 21.04.2016
Между тем, на другом конце планеты Китай занимается разработкой ракеты PL-15 с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, которая может иметь дальность чуть меньше 200 километров. Это оружие вызвало испуг у руководства ВВС США, а командующий военно-воздушными операциями генерал Герберт Карлайл (Herbert Carlisle) по кличке «Ястреб» назвал новую китайскую ракету одной из главных причин, заставивших Америку приступить к разработке ракет нового поколения на смену устаревшим AIM-120 AMRAAM.

«Как нам противостоять этому, и что нам делать для противодействия этой угрозе?» — спросил Карлайл во время выступления в прошлом году в Центре стратегических и международных исследований. Давая позже интервью порталу Flightglobal, Карлайл отметил, что противодействие новой китайской ракете стало «чрезвычайно важным приоритетом для американских ВВС. «Глядя на PL-15 и на ее дальность, мы понимаем, что должны превзойти эту ракету», — сказал генерал.

На самом деле, проблема не только в том, что PL-15 превзойдет AMRAAM по дальности, если будет установлена на борту J-20. С ее помощью китайцы смогут наносить удары по самолетам-заправщикам и самолетам-разведчикам, которые чрезвычайно важны при проведении авиационных кампаний в небе над Тихим океаном. Как отметил в 2008 году на своем брифинге центр RAND, чтобы осуществлять боевые вылеты с Гуама для проведения операций в небе над Тайванем, ВВС США нужно осуществлять 3-4 вылета заправщиков в час для доставки 12 миллионов литров топлива. Это обстоятельство не ускользнуло от внимания китайцев.

О самолете J-20 очень мало конкретной информации, но похоже, он был оптимизирован, чтобы летать на большой скорости, на большие расстояния, быть малозаметным и нести на борту серьезную боевую нагрузку. У этого самолета уменьшена эффективная поверхность рассеяния, он обладает сверхзвуковой скоростью и вооружен ракетами PL-15, размещаемыми во внутренних отсеках. Поэтому вполне возможно, что J-20 способен создавать угрозу самолетам-заправщикам и самолетам-разведчикам ВВС США в небе над Тихим океаном. Как отмечается в исследовании RAND от 2008 года, китайцы при помощи своих вариантов самолета Су-27 едва не уничтожили все американские самолеты-заправщики, самолеты-разведчики, а также патрульную авиацию и машины управления во время имитационного моделирования пусков ракет «воздух-воздух» большой дальности.

ВВС США рассматривают вопрос о рассредоточении своих авиационных баз и о разработке логичной и устойчивой системы материально-технического обеспечения этих аскетичных аэродромов, чтобы противостоять китайским силам и средствам воспрещения доступа/блокирования зоны на тихоокеанском театре. Но у ВВС пока нет полностью разработанного плана по защите своей заправочной, разведывательной и патрульной авиации, а также средств управления от воздушного нападения противника. У ВВС есть лишь один ответ на эту проблему: перебросить самолеты на безопасное расстояние за пределы радиуса действия китайских авиационных сил и средств. Но в этом случае уменьшится эффективная дальность действия тактических истребителей ВВС США, и они лишатся возможности наносить удары в глубине китайской территории.

Таким образом, на основе имеющейся информации можно сделать вывод о том, что работа России и Китая по созданию ракет класса «воздух-воздух» большой дальности и истребителей пятого поколения для их доставки к цели может создать существенные проблемы для Пентагона. И за этими проблемами следует пристально наблюдать в предстоящие годы.

Дейв Маджумдар — редактор National Interest, освещающий военные вопросы.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: